ростовая икона сергия радонежского
Ростовая икона сергия радонежского
Большая древняя ростовая икона преподобного Сергия Радонежского
История создания храма в селе Трубино связана с эпидемией Моравой язвы и холеры. В самый разгар эпидемии из Троице-Сергиевой лавры в Трубино была перенесена икона преподобного Сергия Радонежского, перед которой был отслужен молебен, после чего эпидемия прекратилась. В память избавления от эпидемии жителей села Трубино и был основан этот храм.
Очень интересно и подробно рассказал мне про иконы храма преподобного Сергия Радонежского настоятель этого храма иерей Антоний Сенько. Отдельное ему спасибо! Батюшка вёл повествование очень захватывающе, и мне доставило истинное удовольствие узнать о трубинском храме, о его приходской жизни, о чтимых иконах храма и о многом другом, чем я и делюсь с вами.
По просьбе местных жителей монахи оставили икону в Трубино. Но через несколько десятков лет её всё же вернули в Троице-Сергиеву лавру, а в храме был оставлен список с той самой иконы преподобного Сергия, который и по сей день находится в храме.
Во время Великой Отечественной войны храм был закрыт и разорён. Из икон и храмовой утвари устроили большой костёр, а 2-метровую резную икону преподобного Сергия унёс к себе домой один из местных жителей и прятал в сарае до 1960 года.
Существует легенда, что в 1960-х гг. один из местных учителей взял эту икону к себе, чтобы надругаться над иконой, над Богом, над церковью, и использовал икону как лежанку. Он сколотил себе постель и под лежанку положил икону. Вскоре он сошёл с ума, и его поместили в психиатрическую клинику.
После этого икону забрали и передали в церковь Гребневской иконы Божией Матери в село Гребнево. Там она хранилась до 1997 года, пока не вернули в восстановленный храм святого преподобного Сергия Радонежского в Трубино. Гребневцы очень жалели об утрате иконы и попросили лаврских мастеров написать ещё один список. Он немного непохож на трубинской, резной, список с оригинальной иконы, а больше похож на сам оригинал иконы, которая изначально находится в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. В 2005 году туда передали частицу мощей преподобного Сергия Радонежского. Она находится в ковчежце у правой руки на трубинской иконе преподобного Сергия Радонежского.
Вскоре планируется открыть центральный алтарь, огромный, с площадью около 3 квадратных метров.
Об иконе преподобного Сергия Радонежского, хранящейся в храме в Трубино, существует множество упоминаний именно как о чудотворной иконе; поклониться ей приезжает множество людей. Есть даже паломническая программа Щёлковского благочиния совместно с Щёлковской администрацией и телерадиокомпанией «Щёлково», согласно которой время от времени паломников возят целыми автобусами по церквям и храмам Щёлковского района, заезжая также в храм в Трубино.
У этой иконы есть особенности в изображении. Она отличается от оригинала. Но неясно, с чем эти особенности связаны. Если сравнивать «принятый» образ преподобного Сергия, который находится над ракой с его мощами, то образ преподобного Сергия, изображённый на иконе трубинского храма, несколько отличается. Образ с иконы трубинского храма отличается одеждой и также отличается ликом святого. Икона преподобного Сергия Радонежского трубинского храма написана в «деревенском», русском стиле. Обычно лик преподобного Сергия на иконах скептический, на голове преподобного Сергия обычно меньше волос. Волосы обычно на иконах более редкие и более убраны, чем на иконе трубинского храма. Непонятно, то ли эта икона так исторически была написана, то ли эта более поздняя запись, изменённая после неудачной реставрации. При детальном разборе со специалистами это будет точно выяснено.
Икона писалась в эпоху расцерковления. К 1849 году (ко времени постройки храма) церковная жизнь оскудевает, поскольку русская интеллигенция и дворянство потеряли свои русские корни, и представители высших слоёв общества чаще разъяснялись между собой по-французски, нежели по-русски. Вера сохранялась только народом и купечеством. Поэтому все окрестные храмы построены купцами либо вольно отпущенными крепостными. Вольно отпущенные крепостные – крепостные, которые становились купцами, выкупали себя, семью и строили церковь.
Из Греции к нам пришла традиция, когда человек, получивший исцеление или какую-нибудь помощь в своих делах, трудах, приносил какой-либо дар иконе в виде украшения или оставлял золотой или серебряный крест на теле.
На иконе преподобного Сергия трубинского храма висит такая ниточка с серёжками, колечками и крестиками. Достаточно давно икона из киота не вынималась, поэтому некоторые дары прихожан пока ещё на ниточку не повешены. Когда появится необходимость, их непременно вывесят.
Образ преподобного Сергия Радонежского на иконах
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Икона Сергия Радонежского
Прп. Сергий Радонежский
Икона Сергия Радонежского отражает внутренний мир великого святого. Его строгий, одухотворенный лик взирает на молящегося почти в любом храме России, так любящей «игумена всея Руси». Он – утешение скорбным, помощь слабым, поддержка – сомневающимся.
Кратко о преподобном
Путь к монашеству
Варфоломей остался один – но в то же время не один, покрываемый Божиим промыслом. Не случайно же среди леса нашел его игумен Митрофан, от руки которого юноша принял пострижение с именем Сергия. Было же ему только 22 года.
Настоятель
М. Н. Нестеров, «Труды преподобного Сергия» (1896–1897)
В пустынном уединении собирался монах Сергий провести свои дни. Не пугали его ни внешние скорби – холод, голод, ни бесовские нападения, коих, как говорит «Житие» святого, было предостаточно. Но прошло немного времени, и к нему стали собираться братия, к ак-то узнавшие о подвижнике. Причем ж елали они, ни много, ни мало, подвизаться под руководством его, совсем молодого монаха.
Сергий был крайне смущен: «Братия мои, у меня и помысла никогда не было об игуменстве, одного желает душа моя – окончить дни свои простым иноком. Не принуждайте же вы меня».
Каким был его характер и облик при жизни
Однажды, когда преподобный уже был знаменит далеко за пределами скромной обители, посмотреть на великого угодника Божия пришел один поселянин. Игумен трудился тогд а на обительском огороде, где и застал его пришедший : увидел монаха в грязном подряснике, с лопатой. Возмутившись, он, ожидавший узреть благообразного старца, возроптал на монахов, думая, что над ним пошутили. Л ишь сам преподобный остановил братий, которые было хотели выгнать «паломника» из обители, ему же самому пообещал:
« Не скорби, друг, ты вскоре увидишь того, кого хотел видеть ».
Вслед за этим к обители прибыл князь. Сначала с изумлением, а затем со страхом наблюдал поселянин, как пал державный в ноги тому самому оборванному монаху, как просил его благословения. Теперь он действительно увидел святого. По уходе князя крестьянин бросился в ноги игумену, плача, моля о прощении. А вместо обличений услышал утешающее:
«Чадо, не скорби, ибо ты один верно думал о мне, говоря, что я простой человек, все же прочие ошибаются, полагая, что я велик!»
Чистота жизни преподобного привлекала к нему великую благодать:
Но до конца земного жития преподобный оставался скромным, не носил не только дорогих, но даже новых одежд, строго постился. Таким его запомнили современники, духовные чада, многочисленные ученики.
Когда появились первые изображения святого
Скончался преподобный 8 октября 1392 г. Почитание его началось сразу по кончине, хотя Церковь еще не прославила угодника Божия. Через 30 лет, в 1422 г., монахи обители, как великое утешение, обрели мощи своего аввы. Именно к этому году, как считается, относится первый образ преподобного.
Прп. Сергий Радонежский. Покров (196 × 84 см)
1420-е годы. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Россия.
Это не писаная икона, а вышитая пелена для гроба святого. Ее подарил монастырю сын блгв. Димитрия Донского, князь Василий. Кем создано это изображение, точно не известно. Нередко такие пелены делали жены и дочери великих князей, желавшие своими трудами послужить Церкви. Но случай этой пелены, конечно, особый. Современные церковные историки предполагают:
Именно благодаря первой иконе рано сложились описания изображения святого в так называемых «иконописных подлинниках». Вот как рекомендует писать прп. Сергия один из них, относящийся уже к началу XX в., созданный иконописцем, художником В.Д.Фартусовым на основе древних источников:
Богоматерь с Младенцем, архангелом Гавриилом и предстоящим в молении прп. Сергием Радонежским, XV век.
Сергий Радонежский с житием Неизвестный автор времени Андрея Рублева Конец XV в. 140 × 102 см. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
1510 г. датируют искусствоведы еще одну житийную икону, из Успенского собора Москвы. Установлено, что основой иконы послужило «Житие» преподобного пера Пахомия Логофета, составившего жития многих святых Сергиевой обители. На иконе всего 17 клейм, представляющих как прижизненные события жизни святого, так его посмертные чудеса.
Сергий Радонежский с житием». Россия, Москва, 1480-е гг. Успенский собор Московского Кремля.
Какие каноны установились в иконографии прп. Сергия, их значение
Традиции изображения святого заданы его первыми иконами, прежде всего, образом подвижника на первой из них по времени, надгробной пелене.
Одежда святого
Святого пишут в одеяниях, которые он носил при земной жизни. Это полное монашеское облачение: подрясник, куколь, который до богослужебных реформ патриарха Никона носили все иноки. Свт. Симеон Солунский пишет о куколе:
«Кукуль спускается и спереди на грудь – ради силы мысли и сердца, а также и на спину. Он обшит вокруг червлёными крестами, для того чтобы этим царственным и страшным знамением отгонять врагов, спереди и сзади нападающих на нас».
Именно такое облачение мы видим на преподобном, но оно не прикрывает его главу, а в виде опущенного капюшона лежит на плечах.
Благословение и слово истины
Жест ы святого на иконах различны:
Поясные, ростовые, житийные изображения
Иконография: Сергий Радонежский, преподобный Датировки: XVII в. Вторая половина XVII века. Происхождение: Из деисусного чина иконостаса церкви во имя Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Троице-Благовещенской Синозерской мужской пустыни Устюженского уезда Новгородской губернии (ныне Чагодощенский район Вологодской области). Пустынь основана в 1600 году преп. Ефросином Синозерским (†1612). Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 93 см, ширина 35 см.
Знаменитые икон ы XV — XVI вв. дали начало «житийным» образам прп. С ергия. В первые годы после церковного прославления подвижника иконописцы были сосредоточена на его подвиге, иноческом пути, молитвенных трудах.
С течением лет, с умножением случаев помощи, заступничества «игумена земли Русской», иконописцы все большее место уделяют его посмертным чудесам.
Икона прп. Сергия с житийными клеймами.
А среди прижизненных выделяются деяния, связанные с защитой страны от врагов, духовной помощью воинам. Так на разных иконах появляются клейма:
Некоторые сюжеты клейм со временем становятся самостоятельными иконами.
Икона Сергия Радонежского Куликова битва
Преподобный Сергий Радонежский, с житием, с историческими сценами и историей Куликовской битвы, XVIIв.
Считается, что сюжет появился с конца XVII в., когда исполнялось 300 лет «Мамаева побоища». Так, уже упомянутая икона Ярославской школы была «надставлена» двумя досками с клеймами, изображающими событ ия перед битвой, само сражение, победу православного воинства.
Впоследствии появляется образ « Благословение преп. Сергием Радонежским великого князя Дмитрия Иоанновича накануне Куликовской битвы ». Современные искусствоведы указывают на символическое значение этой иконы – лежащий на земле шлем князя и куколь на главе святого, крест, которым Сергий благословляет воинство, и опущенный меч блгв. Димитрия. Все это символизирует, что Куликовская победа одержана не столько военной силой, сколько духовной.
«Чудо о птицах»
Еще один житийный сюжет, получивший самостоятельное значение – видение преподобным во время молитвы о учениках множества птиц, что символизировало множество будущих иноков его монастыря и обилие благодати. На иконе преподобный представлен, как повествует его «Житие», вышедшим из кельи, окруженной множеством белых птиц, цвет оперения которых – символ душевной чистоты иноков.
Явление Пресвятой Богородицы
Наконец, один из первых житийных сюжетов, ставший самостоятельным изводом икон преподобного – событие явления ему Пречистой Богоматери.
Явление Пресвятой Богородицы прп. Сергию Радонежскому
Считается, что первые такие иконы исходят из самой Сергиевой обители. На них обычно представлены:
В чем помогает молитва к преподобному согласно церковному преданию
Ученик святого, прп. Епифаний, пишет о своем авве:
«Он всех вместе равно любил и равно почитал, не выбирая, не судя, не взирая на лицо человека, ни над кем не возносясь, не осуждая, не клевеща, ни с гневом, ни с яростью, ни с жестокостью, ни со свирепостью; и зла он не имел против кого-либо; но слово его в благодати солью было растворено с приятностью и с любовью».
А потому обращаются к преподобному с любыми душевными и телесными немощами, лишь бы просимое было полезно самому просящему. К преподобному прибегают:
Бесконечная любовь преподобного привлекала к нему сердца в суровое время вражеских нашествий, когда многие ожесточались. Влечет она к себе и сейчас, ведь святой – живой пример исполнения слов Апостола Павла:
Храм преподобного Сергия Радонежского
Официальный сайт Храма преподобного Сергия Радонежского Живоночальной Троицы в Рогожской слободе
Иконы прп. Сергия Радонежского
Первый образ святого, вышитый на покрове вскоре после его смерти, келейные иконы преподобного Сергия, изображение припадающего ко Христу «игумена земли Русской» на Спасской башне Кремля и древнюю иконографию «Видения отроку Варфоломею», которое мы привыкли представлять себе по картине Михаила Нестерова, – все это можно увидеть в галерее икон.
Преподобный Сергий Радонежский. Икона, XVII век
Преподобный Сергий Радонежский. Шитый покров первой четверти XV века – одно из наиболее ранних дошедших до нас изображений святого. Вероятно, что он был исполнен к обретению мощей преподобного, которое произошло в 1422 году во время игуменства прп. Никона Радонежского. Очевидно, что это изображение обладает портретным сходством в большей степени, чем все иные изображения преподобного. Нет ничего невозможного в том, что в его исполнении так или иначе приняли участие люди, лично знавшие святого и помнившие его облик (год преставления преп. Сергия – 1392).
Преподобный Сергий в молении Богоматери с Младенцем, Архангел Гавриил. Эта икона первой трети XV века из собрания Гос. Исторического музея происходит из местного ряда Троицкого собора Махрищского монастыря. Существует предположение о том, что эта икона может быть связана с основанием преподобным Сергием Благовещенского Киржачского монастыря. (Будучи недовольным нестроениями среди братии и временно уйдя из Троицкой обители, св. Сергий в первую очередь посетил монастырь преп. Стефана Махрищского, после чего основал Благовещенский Киржачский монастырь, где прожил около четырех лет). Изображение Архангела Гавриила на иконе в этом случае как бы напоминает о Благовещенском посвящении Киржачского монастыря.
Иконы Богоматери и св. Николая второй половины XIV века, хранящиеся в Троице-Сергиевой Лавре, по преданию, являются келейными образами преп. Сергия.
Шитый покров на мощи преподобного. Середина XV века. Синие фоны этого и самого первого покрова – поздние дополнения. Изначально цвет фона был темно-коричневым.
Преподобный Сергий Радонежский, с житием. Конец XV века (?). Икона Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Вклад царя Ивана IV.
Исцеление от слепоты греческого епископа. Клеймо иконы преп. Сергия из Троицкого собора Лавры.
Преподобные Харитон исповедник, Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский. Икона–таблетка из серии святцев Софии Новгородской. Конец XV века, собрания Новгородского музея-заповедника.
Явление Богоматери преподобному Сергию, св. Троица. Первая треть XVI века, мастерские Троице-Сергиевой Лавры (?). Резная икона из собрания Государственного Русского музея.
Преподобный Сергий Радонежский с житием. Икона начала XVI века круга Дионисия в собрании Музея им. Андрея Рублева. Происходит из Успенского собора Дмитрова
Явление старца отроку Варфоломею.
Воскрешение умершего младенца.
Явление преп. Сергию Богоматери с апостолами Петром и Павлом. В разрезе здания изображен преп. Михей, бывший очевидцем события.
Посмертное чудо – исцеление слепца у мощей преподобного.
Преподобный Сергий Радонежский. Покров, первая половина XVI века, мастерская вел. Княгини Соломонии. Собрание Сергиево-Посадского музея-заповедника.
Преподобный Сергий Радонежский с житием. Вторая четверть XVI века. Икона из собрания Гос. Третьяковской галереи происходит из старообрядческой молельни в Токмаковом переулке в Москве.
Преподобный Сергий Радонежский. Икона второй половины XVI века из собрания Сергиево-Посадского музея.
Преподобный Сергий Радонежский с житием. 1591 год. Келарь Троице-Сергиевой Лавры Евстафий Головкин.
Миниатюры из рукописи лицевого Жития преп. Сергия конца XVI века из собрания РГБ.
Преподобный Сергий в молении за братию основанной им Лавры
Прогнание бесов молитвой святого
Изведение источника молитвой преподобного
Святитель Алексий, митрополит Московский, упрашивает преподобного принять митрополию после его кончины
Видение Божественного Огня во время Литургии в монастыре
Преподобный Сергий Радонежский. 1669 год, Симон Ушаков. Икона из собрания Гос. Третьяковской галереи.
Преподобный Сергий Радонежский с житием. Вторая половина XVII века.
Переселение семьи преподобного из Ростова.
Преподобный Сергий кормит пришедшего к нему медведя.
Видение преподобному множества птиц в знак того, что в его обители спасутся множество монахов.
Видение Божественного огня во время Литургии.
Преподобный Сергий Радонежский с житием. XVIII век. Собрание музея-заповедника «Ипатьевский монастырь».
Преп. Сергий Радонежский. Палех. XIX век.
Преп. Сергий перед гробами родителей – прп. Кирилла и Марии Радонежских. Вторая половина XIX века. Собрание музея им. Андрея Рублева.
Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским со Спасской (Фроловской) башни Московского Кремля. Иконография восходит к первой трети XVI века, когда подобная икона была размещена на Фроловской (ныне – Спасской) башне Московского Кремля в 1524 году в честь взятия Василием III Смоленска в 1514 году. Подбор же святых в том случае был достаточно очевиден, поскольку преп. Варлаам был наиболее почитаемым святым Новгорода и Северо-Запада Руси, а преп. Сергий – наиболее почитаемым святым Руси Московской.
Преподобный Сергий Радонежский. Икона, середина XVI века. Ризница Троице — Сергиевой Лавры
Преподобный Сергий Радонежский. Икона с житием, 1-я треть XVI века. Мастерская Феодосия
Икона — Сергий Радонежский
Икона — чудо о птицах
Икона монахини Иулиании (Соколовой). Прп. Сергий передает игуменство прп. Никону
Икона монахини Иулиании (Соколовой). Явление Божией Матери преподобному Сергию. Икона в Серапионовой палате
Икона Преподобный Сергий Радонежский, с житием. Москва
Икона св.преподобного Сергия Радонежского, написанная в день обретения его мощей одним из его учеников
Икона Святой Сергий Радонежский благословляет князя Димитрия Донского на Куликовскую битву
Преподобный Сергий Радонежский
Известная икона с изображением Сергия Радонежского
Сергий Радонежский (в миру Варфоломей, 3 мая 1314 — 25 сентября 1392)