ростов великий зачатьевский храм
От святого Иакова и графа Шереметьева в наши дни
Есть в Ростове Великом прекрасный Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь. Это один из красивейших монастырей, которые мне довелось повидать. И что особенно приятно — проведена большая работа по его реставрации, так что находится на его светлой и ухоженной территории очень приятно.
Вот таким он предстает пред взором путешественника
Оказавшись рядом с монастырской стеной, путешественник видит купола самого большого монастырского здания. Это Дмитриевский собор.
Любителя старины обязательно заинтересует судьба обители. Я расскажу о ней без излишних подробностей, дабы не утомить читателей пересказом историй, которые можно найти на страницах различных сайтов, посвященных русским монастырям.
Основан монастырь был в конце 14-го века святым Иаковом — епископом ростовским, изгнанным своей паствой за то, что помиловал преступницу, осужденную на казнь.
Уйдя из города, Иаков остановился около источника и построил рядом с ним деревянный храм — храм Зачатия праведной Анны. Церковь эта до наших дней не сохранилась. На ее месте теперь стоит одноименный каменный собор. Каменный Зачатьевский собор возвели в конце 17-го века. Сейчас это самое старинное здание на территории монастыря. Внутри собора ведутся реставрационные работы, и он закрыт для посещений. Но нам, благодаря Николаю Николаевичу — нашему гиду по Ростову, удалось побывать внутри и полюбоваться чудесными фресками.
Вот таким предстал перед нами Зачатьевский собор в мае 2012 ода.
Сохранился, на территории монастыря, и источник, около которого святой Иаков срубил свой деревянный храм. Над ним установлена часовня святого Иакова. Источник действует и все желающие могут из него напиться. По преданию — вода в нем целебная.
На территории монастыря с именем святого Иакова связано еще одно здание — Яковлевская церковь. Это здание построено в 19-м веке на месте старого Иаковлевского придела Зачатьевского собора. Церковь вплотную примыкает к собору и имеет с ним общую паперть.
Несмотря на гонения при жизни, после смерти епископа Иакова начали почитать как святого.
В 1764 г., в связи с церковной реформой, к монастырю были приписаны строения, стоявшего рядом упраздненного Спасо-Песоцкого монастыря. Единственным сохранившимся зданием упраздненной обители является Спасо-Преображенский собор (Спас-на-Песках). Очень красивая церковь 17-го века. Судите сами…
Обитель богатела и развивалась. В 18-м веке ее очень любил и опекал другой святой ростовских земель — митрополит ростовский Дмитрий. По его завещанию он был погребен в Зачатьевском соборе монастыря.
Судьба монастыря также связана с графом Шереметьевым. Граф был самым крупным благотворителем за всю историю обители. На его средства был возведен Дмитриевский собор. Шереметьев мечтал, что после завершения строительства собора в его стены перенесут мощи святого Дмитрия Ростовского. Но этой мечте не суждено было сбыться и мощи святого, согласно его завещанию, остались покоится в Зачатьевском соборе.
Церковь, построенная Шереметьевым, очень красива, но, на мой взгляд, больше напоминает здание театра. Это и не мудрено, если вспомнить о любви графа к театральному искусству.
Благодаря нашему гиду — Николай Николаевичу, нам повезло подняться на купол Дмитриевского собора и посмотреть на территорию монастыря и окрестности с высоты птичьего полета.
Кроме зданий обители, любознательному путешественнику, стоит обратить внимание на стены и башни монастыря. Построены они были во второй половине 18-го века, заменив собой старые — деревянные.
ЦЕРКОВЬ ЗАЧАТЬЕВСКАЯ Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове
Зачатьевская церковь построена в 1686 году.
Первоначальный интерьер каменного храма, воздвигнутого митрополитом Ионой в честь Св. Троицы в качестве собора Яковлевского монастыря, был расписан в 1689—1690 ярославскими мастерами, возможно во главе с Дмитрием Григорьевым Плехановым. Система росписи в основном повторяла иконографические приемы, уже сложившиеся в 1670—1680 в митрополичьих храмах Ростова. Стены были разбиты на 5 ярусов. В четырех нижних иллюстрировалась земная жизнь Христа, преимущественно по Евангелию от Матфея. В углу храма, в нижнем ярусе, там, где стояла гробница св. Иакова Ростовского, были добавлены сцены рождества и преставления основателя монастыря.
Храмовый ярус с сюжетами из истории Св. Троицы занимал верхние люнеты стен. На сводах располагались праздники, а на алтарной преграде прямо на стене был написан иконостас. Колорит росписи выдержан в характерной для зеленовато-охристой гамме. Отдельные клейма безупречны по пропорциям, отличаются сугубым схематизмом построения. Слева обычно располагается группа апостолов, а справа Христос, совершающий то или иное чудо. На столбах написаны монументальные фигуры мучеников, на нижних подпружных арках огромные красные херувимы, а на верхних — фигуры апостолов.
Необычна для ростовских храмов система росписи алтаря, более близкая к ярославским традициям. В конхе жертвенника вместо традиционного « Великого входа» и «Агнца в потире» написана « Похвала Богоматери». В конхе дьяконника вместо « Семи таинств» гигантская полуфигура Саваофа, благословляющего двумя руками.
На стене алтаря, там, где обычно в ростовских храмах помещается композиция « Почи Бог», написана « София Премудрость Божия» и «Преломление хлеба апостолом Петром». На столбах, входящих в состав каменной алтарной преграды, и на выступах алтарных апсид в крупных медальонах помещены погрудные изображения прославленных деятелей вселенской и русской церкви ( Григория епископа Армении, Стефана Сурожского, Григория Неокесарийского, Дионисия Ареопагита, Дионисия архимандрита Радонежского, Амфилохия Иконийского и др.). Значительная часть высокого помещения алтаря посвящена циклу « Страстей Христовых». Дьяконник отделен от основного помещения алтаря невысокой каменной преградой, на западной стороне которой написано: «Древо Иессеево», а на восточной « Богоматерь Знамение». В апсиде дьяконника написаны архидьяконы, а в центральном алтаре вселенские святители и патриархи.
В 1778 артель ростовских иконописцев во главе с Андреем Матвеевым поновила живопись в Зачатьевском храме. Реставрация росписи была проведена под наблюдением и при участии иеромонаха Амфилохия ( 1740−1824), уроженца Ростова, который в 1770-х по указу Екатерины II реставрировал соборы Московского Кремля, а впоследствии стал широко известен своей подвижнической аскезой. Гробовой монах Амфилохий похоронен на паперти Зачатьевской церкви рядом со своим не менее знаменитым племянником архимандритом монастыря Иннокентием ( 1771−1847).
В 1761—1764 осташковские резчики Сысой Изотов Шоломотов и Степан Никитин Бочкарев сделали великолепный 5-ярусный иконостас церкви, заслонивший первоначальный написанный на стене иконостас Ионы Сысоевича. Сильно раскрепованный и украшенный полукруглыми фронтонами, витыми колоннами, виноградными гроздьями и головками херувимов, иконостас принадлежит к числу лучших произведений монументальной резьбы в стиле русского барокко. Иконостас заканчивается эффектной и динамичной группой « Вознесения», где возносящийся Христос изображен со знаменем на фоне клубящихся облаков и летящих ангелов. В 1776—1779 иконостас был позолочен крестьянином с. Покровского Иваном Даниловым Сантеевым. Им же были сделаны и не дошедшие до нас резные сени над гробницами св. Иакова и св. Димитрия Ростовского. Иконы для иконостаса в типичной для барокко манере написал в 1780 придворный живописец Екатерины II Венедикт Вендерский. Среди храмовой утвари, хранящейся в фондах Ростовского музея, серебряная рака св. Димитрия Ростовского с надписью, сочиненной ( вклад императрицы Елизаветы Петровны).
Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.
Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове Великом
Кстати, мощи Иакова Дмитровского сейчас хранятся под спудом церкви Зачатия Святой Анна, именно с нее мы и начнем знакомство с монастырем.
Церковь Зачатия св. Анны в Ростове Великом
До середины XVII века все здания Спасо-Яковлевского монастыря (тогда Зачатьевского) были деревянными, и до наших дней ни одно из них не сохранилось. Первой каменной постройкой стал Зачатьевский собор (до 1754 года именовался Троицким), построенный в 1686 году. Он был построен на месте той самой деревянной церкви, которую своими руками возвел основатель монастыря, епископ Иаков Ростовский.
Церковь Зачатия Святой Анны (под золотым и голубыми куполами)
В церкви сохранились древние фрески, выполненные ярославскими мастерами. Историки и исследователи имеют документальные подтверждения, что они были сделаны в 1689 году.
Купола Зачатьевского собора
Расцвет Яковлевского монастыря пришелся на начало XVIII века, когда он попал под покровительство Дмитрия Ростовского. Согласно сказаниям, в первый же день (1 марта 1702 года) он отслужил в Зачатевском монастыре молебен, а после указал на место в юго-западной части храма и сообщил, чтобы его похоронили именно здесь.
Церковь Иакова Ростовского
В 1725 году к Троицкому собору Зачатьевского монастыря был пристроен придел, который спустя сто лет разобрали и на его месте возвели самостоятельный храм, который получил название Церковь Иакова Ростовского. Церковь строилась с благословения и под чутким руководством архимандрита Иннокентия и была завершена в 1836 году. Деньги на строительство храма пожертвовала графиня Орлова, близкая знакомая императрицы Екатерины II. Анна Алексеевна Орлова-Чесменская после смерти отца стала обладательницей многомиллионного состояния и как-то так получилось, что одновременно с этим почувствовала тягу к духовной жизни, много общалась со своим духовным отцом архимандритом Фотием и жертвовала немалые деньги монастырям. Спасо-Яковлевский монастырь стал первой обителью, куда богатая графиня направила свои средства, а позднее очень много денег было направлено в Юрьев монастырь Новгородской области.
Церковь Иакова Ростовского
Церковь Иакова Ростовского вплотную пристроена к Зачатьевскому собору и многим даже кажется, что это один храм, но это не так. Яковлевская церковь считалась теплой и, в отличие от других монастырских храмов, отапливалась круглый год.
Слева церковь Святого Иакова, справа храм Зачатия святой Анны
Мы немного забежали вперед и из 1725 года сразу оказались в середине XIX века, когда закончилось строительство Яковлевского храма, что было довольно легкомысленно, потому что за эти сто лет произошло много знаменательного в жизни монастыря. В 1752 году во время ремонта пола в Троицком соборе были обретены мощи Дмитрия Ростовского, а в 1757 году он был канонизирован.
Практически сразу же число паломников в монастырь увеличилось, была заведена книга, в которую люди записывали исцеления, происходившие с ними после поклонов мощам святого. За 11 лет (1753-1764 года) в ней появилось 288 записей, и эту книгу можно увидеть и сейчас, если отправиться в архив Ростовского музея. В 1764 году приказом Екатерины Второй Спасо-Яковлевский монастырь получил высшее звание ставропигиального и стал подчиняться непосредственно Святейшему Синоду.
Вид на церкви Яковлевской обители с монастырской стены
Тогда же к монастырю были приписаны здания, относящиеся к Спасо-Песоцкому монастырю, в том числе и сохранившийся до наших дней Спасо-Преображенский собор, а сам монастырь Спаса-на-Песках упразднен. Предположительно каменный храм Спаса Преображения был построен в 1600 году, а сам монастырь начал свою историю еще в XIII веке.
Стена Яковлевского монастыря и церковь Спаса Преображения
В XVIII веке монастырь продолжал строится и развиваться: деревянные стены были заменены каменными, над восточными воротами появилась колокольня, а образ крепости дополнили башни, которые были размещены в углах.
Каменная ограда Спасо-Яковлевского монастыря
Ажурные башни ограды
Башня на стене Яковлевского монастыря
Колокольня над восточным входом
Дмитровский собор монастыря
Дмитровский собор Спасо-Яковлевского монастыря
Но церковные власти учли желание самого Дмитрия Ростовского, который задолго до смерти указал на место своего погребения, и оставили мощи в Зачатьевском храме. В память о меценате Дмитровский собор довольно часто именуют Шереметьевским.
Ансамбль церквей Спасо-Яковлевского монастыря
Мы уже упоминали, что свое современное название монастырь получил не сразу: до 1836 года он именовался Зачатьевским, и лишь после присвоения ему статуса ставропигиального, стал называться Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь. В разное время в монастыре побывало много известных российских деятелей. Помимо всевозможных князей и графов, здесь были и особы царской крови: Екатерина Вторая, Петр Первый, Николай Первый и Николай Второй, Александр Второй.
Территория Спасо-Яковлевского монастыря
Озеро Неро у стен монастыря
Лично нам Спасо-Яковлевский монастырь нравится гораздо больше Ростовского кремля, поэтому каждый раз, когда мы оказываемся в этом небольшом городке, входящим в знаменитый маршрут Золотого кольца, обязательно приезжаем к его стенам.
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь
Приехав в Ростов Великий, каждый гость начинает знакомство с городом с посещения Ростовского Кремля, а уже после направляется к следующему объекту экскурсионной программы — озеру Неро.
Его масштабы впечатляют даже в зимнее время, когда горизонт прячется за снежной пеленой и сливается с серым небом. Отсюда открывается великолепный вид на Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, а пасмурная погода придает некую туманность и загадочность.
Налюбовавшись издалека, направляемся к нему в гости. Прогулка не займет много времени. Зимой дорога вдоль берега озера чудесно утрамбована и укатана машинами, идти по ней сплошное удовольствие.
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь не всегда был мужским. В середине XIII века здесь стояли храмы женской обители.
Ее основала княгиня Мария, которая была замужем за ростовским князем Васильком Константиновичем. К сожалению, счастье их было недолговечным, во время жестокого сражения с татаро-монгольским игом на реке Сить супруг погиб.
Овдовев, Мария не смогла найти себе утешения и направилась в Спасо-Песоцкую обитель, где со временем обрела покой.
В ее честь монастырь стали именовать Княгининым.
Сегодня напоминанием о древней женской обители служит сохранившаяся церковь Спаса на Песках.
Рядом со Спасо-Песоцкой обителью в 1389 году начинается возведение нового Зачатьевского монастыря. Этот период тесно связан с бытием святителя Иакова (Якова).
Существует легенда, согласно которой Иаков, изгнанный из города за спасение от смерти преступницы, поселился недалеко от женской обители рядом с источником. Здесь он срубил небольшой деревянный храм и освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Со временем местные жители раскаялись в содеянном и стали строить рядом свои кельи, таким образом образовалась новая обитель. После кончины Иакова обитель стали называть Яковлевской.
У монастыря два небесных покровителя: Иаков и Димитрий. Первый основал обитель, а при втором монастырь расцвел.
По указу императрицы Екатерины II, женский Спасо-Песоцкий и мужской Яковлевский монастыри упразднили и передали во владения мужского. Так образовался Спасо-Яковлевский монастырь.
В конце XVII века митрополит Иона начинает строительство каменной Зачатьевской церкви над местом погребения святителя Иакова.
В это время в Ростов приходит святитель Димитрий, уважаемый и почитаемый царской семьей.
Последние семь лет своей жизни он проводит в монастырских стенах Спасо-Яковлевского монастыря.
Мощи святителя Димитрия покоятся в Зачатьевском храме и являются главной монастырской святыней.
Во второй половине XVIII века монастырь сильно преобразился. Его обветшалые деревянные постройки были заменены на каменные, появилась ограда с башнями, северные и южные ворота.
Чуть позже в монастыре построили огромный храм в стиле классицизма, освященный в честь Димитрия Ростовского, на средства графа Николая Шереметьева. Внутри стены храма расписаны известным ярославским изографом Порфирием Рябовым.
Фасады храма украшены большими многоколонными портиками коринфского и ионического ордера с красивыми барельефами.
Яковлевская церковь много раз перестраивалась. Современный облик приняла в XIX веке, когда храм был почти полностью разобран и возведен заново. Два храма: собор Зачатия Святой Анны и церковь святителя Иакова Ростовского соединены между собой в единый архитектурный комплекс.
По середине монастыря находится небольшая деревянная Часовня с целебным источником Святого Иакова.
В юго-западной башне находится смотровая площадка, откуда открывается потрясающий вид на территорию монастыря, озеро Неро и близлежащие окрестности.
Стоимость подъема совсем небольшая — 50 рублей. Смотровая площадка открыта для посещения до 17–00.
Можно прогуляться вдоль стен монастыря, пока не упрешься в стены Южных или Водяных ворот.
А можно по деревянной лестнице забраться на самую вершину. Эти усилия компенсирует великолепный вид на озеро Неро. Обратите внимание эти черные точки. Это рыбаки сидят возле своих лунок в ожидание улова.
Отсюда прекрасно виден Спасо-Преображенский собор Спасо-Песоцкой обители, заложенный княгиней Марией в память о погибшем муже. Правда современный каменный храм был построен на месте прежней деревянной церкви.
Я попала на территорию монастыря ближе к пяти вечера, и как же мне повезло успеть подняться на смотровую площадку. Спасибо большое сотруднице сувенирной лавки, разрешившей подняться сюда и согласившейся немного задержаться, иначе бы я не увидела самый красивый вид на храмовый комплекс.
Сегодня в монастырских стенах проживет братия из 15 человек. В обители открыты воскресные школы, проводятся лекции и семинары, издаются книги, есть своя иконописная мастерская и пекарня.
Территория монастыря ухоженная, ведутся реставрационные работы. Представляю как тут красиво в летнее время.
После посещения храмов на душе стало спокойно и умиротворенно.
Я еще какое-то время покружила вокруг стен монастыря, ожидая красивой подсветки, но так и не дождалась. Стало темнеть на глазах, пора возвращаться в отель, пока мама меня не потеряла и не забила тревогу.
Всю дорогу я оглядывалась в надежде на прощальный кадр, но нет, монастырь прятался в темноте и готовился ко сну. Не будем больше нарушать его спокойствие.
Адрес Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря: г. Ростов Великий, улица Энгельса, 44.
Цикл материалов «Ростов Великий и могучий»