ростов великий монастыри на карте
Монастыри Ростова Великого
Авраамиев Богоявленский монастырь — это древнейший мужской монастырь в городе. Когда-то он представлял собой крепость, как и другие монастыри средневековья. Но со временем стены разрушились, и восстанавливать их не стали. В Житии Авраамия содержится придание о том, как был основан монастырь. Согласно нему на этом месте стоял идол бога Велеса, к которому приходили и поклонялись люди. Идол разрушен с участием апостола Иоанна Богослова. Он прибыл на это место после молитвы Авраамия отшельника и дал ему жезл. Именно этим жезлом и был разбит каменный идол бога. Именно на этом месте и был основан и выстроен храм и монастырь.
Это монастырь, входящий в сосав Русской Православной церкви. Он располагается в паре километров от самого города Ростов Великий. Так как Троице-Сергиев Варницкий монастырь состоит в подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавре, то им ведает сам Патриарх Московский и всея Руси. Он основан в 1427 году городским архиепископом Ефремом, на том месте, где некогда был рождён преподобный Сергий Радонежский. Изначально его выстроили из дерева, но уже к 1771 году перестроили из камня. Это процедура велась на средства епископа Ростова — Афанасия и по его же воле. Собор имеет три придела, освящённые во имя нескольких святых.
На юго-западной части озера Неро Ростова Великого, расположен Спасо-Яковлевский мужской монастырь. Он основан в 1389 году одним из городских епископов Иаковом. Он был изгнан паствой из Ростова за то, что помиловал преступницу во время казни. Епископ поселился вблизи от Михайловской церкви, в месте, где были источник. Иаков собственными руками срубил каждое дерево и соорудил небольшой храм, после чего освятил его в честь Зачатия Святой Богородицы. За несколько лет вокруг церкви было построено несколько домов и была сформирована община.
В начале XVIII века Яковлевский монастырь был под особой опекой Димитрия Ростовского — городского митрополита.
Монастыри Ростова Великого
Когда попадаешь на территорию ростовских монастырей, кажется, что тишина и покой здесь поселились навечно. И это несмотря на то, что каждой из сохранившихся обителей пришлось вынести немалые испытания. Особенно большие утраты монастыри понесли во время активной борьбы советской власти в религией. В наши дни почти все постройки и храмы отреставрированы. Особенно живописно ростовские монастыри выглядят со стороны озера Неро.
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь
Спасо-Яковлевский монастырь зимой
Старинный монастырь стал первым из восстановленных в городе. История этой обители восходит к XIII веку. Первоначально на берегу озера построили женский Княгинин монастырь. Мужская Зачатьевская обитель возникла рядом с женской примерно через 150 лет – в конце XIV века. Ко времени правления царицы Екатерины II территории обоих монастырей значительно обветшали. И решением государыни женская обитель была упразднена, а ее здания передали мужскому монастырю.
До наших дней в обители сохранились только каменные постройки. Как память о Княгинином монастыре здесь стоит храм Спаса Преображения, возведенный в 1600 году. Величественный пятикупольный собор, посвященный Зачатию праведной Анны, был построен в конце XVII века. Кроме этих двух храмов, в монастыре можно увидеть большой Дмитриевский собор (конец XVIII – начало XIX века), живописную Яковлевскую церковь (XIX век) и высокую трехярусную колокольню (XVIII век).
В наши дни монастырь действующий, и его двери ежедневно открыты для верующих и туристов. Гостям разрешают подняться на одну из башен монастырской стены, откуда открываются захватывающие виды на просторы Неро и весь монастырский комплекс.
Территория обители находится на берегу озера, на ул. Энгельса, 44.
Богоявленский Авраамиев монастырь
Вид на Богоявленский Авраамиев монастырь с юга
С северо-востока от территории кремля стоит монастырь, считающийся одним из старейших на Ростовских землях. Эта обитель появилась в конце XII века на месте, где прежде располагалось языческое святилище. Как и многие монастыри древней Руси, Богоявленский был центром распространения христианства, а также выполнял роль защитника города.
Очень сильные разорения принесли обители Смутные времена. Польско-литовские войска разграбили и сожгли монастырь, и более полувека ему пришлось собирать средства на новые храмы и постройки. Перед Первой мировой войной мужской монастырь упразднили. Немногочисленные монахи, жившие здесь, переехали в Спасо-Яковлевский монастырь. А территорию отдали для женской обители, в которой поселились насельницы из Белоруссии.
С 2004 года женский монастырь возобновил свое существование. Здесь проведены большие реставрационные работы, и обитель считается одной из самых красивых в Ростове. Расположена она в Петровской слободе, на ул. Желябовской, 32.
Рождественский монастырь
Вид на Богоявленский Рождественский монастырь
В старые времена Рождественскую обитель именовали Девичьей. Она была создана в конце XIV века и располагалась в пределах городского вала. На протяжении всей своей истории эта обитель пользовалась покровительством российских царей и получала от них щедрые дары. Кроме того, с XVII века монастырю разрешили оставлять себе доходы от хозяйственной деятельности. Монастырский остров на озере Неро использовался под сенокосные лука. Помимо этого, во владении монастыря находились два доходных дома.
Монашки-рукодельницы занимались белошвейным и золотошвейным шитьем. Они были знакомы с секретами шитья по канве и безупречно вышивали гладью. Поэтому многие горожане старались заказать в обители приданное для невест – красивое постельное белье и праздничную вышитую одежду.
При монастыре всегда жили девочки-сироты. И монашки учили их ремеслу вышивания. В XIX веке здесь начала работать церковно-приходская школа, и дети смогли получать начальное образование.
Сегодня старинная обитель действующая. Здесь живет женская монашеская община, и ежедневно проводятся богослужения. Монастырь находится в пяти минутах хода от кремля, на Советской площади, 14.
Петровский монастырь
Общий вид на Петровский монастырь
Обитель никогда не была богатой, и поэтому храмы и кельи для братии поначалу возводили из дерева. Только во времена, когда стал править царь Алексей Михайлович, здесь собрали достаточно средств и начали каменное строительство. Большой собор Петра и Павла появился в обители в самом конце XVII века. После прихода советской власти древний монастырь закрыли. Оставшаяся братия была вынуждена покинуть его стены и отправиться в Богоявленскую обитель. Копившееся веками имущество и богослужебную утварь разграбили. Последний священник был арестован и умер в тюрьме в 1932 году. А старинный Петропавловский собор, ограду, здание высокой колокольни и хозяйственные постройки местные жители разобрали на кирпичи.
В наши дни архитектурный ансамбль Петровского монастыря, насколько это было возможно, восстановлен. Здесь размещается небольшая мужская монашеская община, создана воскресная школа и открыта иконописная мастерская. Побывав в обители, можно увидеть три башни церковной ограды, храм Похвалы Богоматери (XVII век) и кирпичный настоятельский корпус.
Монастырь стоит на северных окраинах города, по адресу – ул. Ленинградская, 13.
Троице-Сергиев Варницкий монастырь
Вид на собор Сергия Радонежского Троице-Сергиевского Варницкого монастыря
В Варницах, в 61 км от Ярославля стоит монастырь, основанный в 1427 году. В небольшом селе появился на свет Сергий Радонежский, а через 5 лет после его смерти была построена новая обитель. На долю старинного монастыря выпали опустошительные пожары, страшный ураган и почти полное разграбление в годы борьбы советской власти с религией.
Сегодня христианская обитель полностью восстановлена и отреставрирована. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевского монастыря настолько красив, что его считают одной из жемчужин «Золотого кольца» России. На территории стоит обновленный собор Живоначальной Троицы и храм, посвященный Сергию Радонежскому.
Монастыри Ростова Великого
Троице-Сергиев Варницкий монастырь
Троице-Сергиев Варницкий монастырь расположен на окраине Ростова в небольшом селе Варницы. Он находится рядом с местом, где родился преподобный Сергий Радонежский.
Монастырь был построен в 1427 году. Считается, что раньше монастырь и все принадлежавшие ему постройки были исключительно деревянными, и лишь во второй половине девятнадцатого века новая часть архитектурного ансамбля была построена уже из камня.
Сегодня на территории монастыря находится старинная деревянная церковь семнадцатого века, чудодейственный колодец со святой водой, а также небольшой сад.
Координаты: 57.19998100,39.37645900
Древний Борисоглебский монастырь
Борисоглебский монастырь был основан в XIV веке. Изначально он был деревянным, однако в XVI веке монастырь заново отстроили в камне. Изначально он выполнял функцию форпоста, расположенного на подступах к городу Ростову.
Сегодня монастырь являет собой живописное зрелище: эта монументальная постройка окружена мощными боевыми башнями, монастырь опоясывают высокие стены, протяженность которых – 1.5 км, высота достигает 12 метров, толщина – 3 метров. В общей сложности в монастыре 15 башен.
Кроме того, в 1680 году в монастыре возвели нарядные колоритные вороты и Сретенскую пятиглавую церковь. Монастырь представляет собой памятник Борису и Глебу, славные имена которых увековечены в соборе Бориса и Глеба, возведенном в 1522-1524 годах талантливым мастером Григорием Борисовым. Это древнейший памятник монастыря. Кроме того, этот же зодчий выстроил здесь в 1524-1526-е годы Благовещенскую церковь.
Координаты: 57.26818500,39.16874900
Авраамиев Богоявленский монастырь
Перед походом на Казань царь Иван Грозный посетил Авраамиев Богоявленский монастырь. Узнав легенду происхождения жезла, царь взял его с собой. Вернувшись с победой, Иван Грозный велел построить здесь собор имени Богоявления Господня.
Координаты: 57.19041300,39.43674100
Спасо — Яковлевский монастырь
Спасо — Яковлевский монастырь представляет собой несколько православных зданий. В состав обители входят настоятельский корпус, колокольня, Зачатьевский собор, Яковлевская церковь, братские кельи, Димитриевский собор. Все это окружает каменная ограда.
Монастырь появился в 1389 году благодаря ростовскому епископу Иакову, которого изгнали за помилование приговоренной к казни девушки. И он отправился на юг от Ростова. Рядом с источником сделал себе деревянную церковь и остался. Через некоторое время к нему примкнули единомышленники. После смерти его причислили к святым. Мощи Иакова до сих пор хранятся в одной из московских церквей.
Со временем деревянный монастырь превратился в кирпичный и оброс другими православными зданиями. В советские времена многое было разрушено, но вовремя реконструировано. Сегодня монастырь работает, и каждый день привлекает туристов и паломников.
Координаты: 57.17474000,39.39208200
Древний Борисоглебский монастырь
Борисоглебский монастырь был основан в XIV веке. Изначально он был деревянным, однако в XVI веке монастырь заново отстроили в камне. Изначально он выполнял функцию форпоста, расположенного на подступах к городу Ростову.
Сегодня монастырь являет собой живописное зрелище: эта монументальная постройка окружена мощными боевыми башнями, монастырь опоясывают высокие стены, протяженность которых – 1.5 км, высота достигает 12 метров, толщина – 3 метров. В общей сложности в монастыре 15 башен.
Кроме того, в 1680 году в монастыре возвели нарядные колоритные вороты и Сретенскую пятиглавую церковь. Монастырь представляет собой памятник Борису и Глебу, славные имена которых увековечены в соборе Бориса и Глеба, возведенном в 1522-1524 годах талантливым мастером Григорием Борисовым. Это древнейший памятник монастыря. Кроме того, этот же зодчий выстроил здесь в 1524-1526-е годы Благовещенскую церковь.
Координаты: 57.26818500,39.16874900
Спасо-Яковлевский монастырь
Спасо-Яковлевский мужской монастырь располагается на берегу озера Неро. Его основателем является Епископ Иаков, который в 1549-ом году был канонизирован к лику святителей. Ещё будучи молодым, Иаков был настоятелем в Копырском монастыре, но его изгнали с этого поста за то, что он отказался казнить женщину, и отправил её на покаяние в монастырь. Недолго скитавшийся по земле, Иаков поселился возле озера Неро, где своими руками построил церковь Зачатия Пресвятой Богородицы. После смерти Иакова эта церковь охранялась как святыня, а спустя сотню лет на её месте был построен Зачатьевский собор.
В 17-ом веке к собору был пристроен северный Зачатьевский придел и Димитриевский собор. Также взамен прежней деревянной, была выстроена каменная ограда.
Координаты: 57.17478400,39.38764600
Ростов (Ярославская область)
Содержание
Общее описание [ править ]
Объективно Районный центр Ярославской области в 195 км к северо-востоку от Москвы. На берегу озера Неро. Население – 36 тыс. человек.
Множество святых, живших и похороненных в городе, а также прекрасные храмы ярко сияют сквозь сегодняшний, печальный быт города. Ценителю архитектуры стоит приехать сюда уже для того, чтобы увидеть башни митрополичьего двора.
На машине можно объехать всё за день. Для внимательных – два дня.
История города [ править ]
Центр земли меря [ править ]
До прихода славян ростовский край, к которому принадлежали и Углич, и Переславль-Залесский был заселён племенем меря – ветвью северного чудского народа, родственного финнам. Меря жили в основном скотоводством. Более развитые славяне привили меря свою культуру путём создания смешанных семей. К IX в. язык, обычаи и религия меря исчезли бесследно. Только название города, возможно, осталось от мерянского вождя Росты.
Впервые Ростов упоминается в «Повести временных лет» под 862 г. Вместе с князем Олегом ростовчане ходили на Киев в 882 г. и на Царьград в 907 и 911 гг. Ростов был одним из русских городов, которым Византия после этих походов платила дань.
Первым удельным князем Ростова, имя которого дошло до нас, стал в 988 г. Ярослав Мудрый. 15 июля 989 г. его брат, благоверный князь Борис, крестил Ростов в озере Неро. Жителей завели в воду, а византийские священники плавали между ними на лодках. Первым храмом стала церковь мучеников Кирика и Иулитты.
Ярослав правил Ростовом до 1010 г., успев основать на Ростовских землях город Ярославль.
Язычество сдалось не сразу. Первые епископы Ростова Феодор и Иларион были вынуждены спасаться от своей паствы бегством. (Феодор стал епископом Суздальским.)
В 1164 г. мощи св. Леонтия были обретены нетленными. Леонтий творил чудеса и при жизни, и после смерти. Долгое время мощи лежали в раке из 120 кг чистого золота (эта единственная на Руси золотая рака показывает отношение народа к святителю), которую в Смутное время украли поляки. Память святого празднуется 23 мая (5 июня), в один день с собором Ярославо-Ростовских святых.
В голодный 1071 год в Ростовских землях объявились волхвы, которые пообещали найти спрятанные продукты. Собрав толпу недовольных, они пошли по Волге и в каждом селении искали и находили женщин, виноватых в бедствии. Жители приводили к волхвам сестёр, жён, матерей, те разрезали у них спины и делали вид, будто достают оттуда жито или рыбу. Женщин убивали, а их имущество делили. Так дошли они до Белоозера, где случилось проходить дружине боярина Яна Вышатича. Услышав о том, что эти злодеи – холопы его князя Святослава, – Ян Вышатич дал бой мятежникам, захватил и казнил волхвов.
Преемником свт. Леонтия был Исаия, также постриженник Киево-Печерского монастыря. Исаия в Ростовской земле крестил многих людей, а ещё больше просвещал новокрещеных, сжёг оставшихся идолов. Его просветительским усилиям содействовал князь Владимир Мономах, который построил в Ростове храм и прислал для него чудотворную икону, написанную святым киево-печерским иноком Алипием. Святитель скончался в 1090 г., а в 1164 его тело было обретено нетленным. Память свт. Исаии празднуется 15 (28) мая. Его тело, как и тело свт. Леонтия, покоится под спудом в Успенском соборе.
Ширина озера около 13 км, а глубина до 20 м.
С берега, а ещё лучше – с глади озера – открывается панорама старого города, с его монастырями и храмами, домами, садами и рыбаками в лодках. На противоположной стороне озера видна колокольня Петропавловской церкви села Поречье-Рыбное. Её высота – 94 м. Говорят, что она была построена в нарушение запрета возводить колокольни выше московской Ивана Великого. К приезду синодальной комиссии вокруг колокольни насыпали земли и тем уменьшили её высоту до нормы. Колокольня нуждается в ремонте.
Расцвет Ростовского княжества
В 1113 г. Владимир Мономах сделал ростово-суздальским князем юного сына Юрия, впоследствии получившего прозвище Долгорукого, и дал ему в помощь варяга Георгия с дружиной. Юрий основал и построил Переславль-Залесский, Дмитров, Юрьев-Польский, Москву. Однако сам Юрий жил в Суздале, опасаясь козней ростовских бояр, поэтому у княжества было две столицы. При Долгоруком Ростово-Суздальское княжество прекратило платить дань Киеву, стало одним из сильнейших в Европе. Ростов получил название Великого.
Нашествие монголов [ править ]
Когда монголы пришли на владимирскую землю, ростовским князем был 29-летний Василий (Василько) Константинович, племянник великого князя Георгия Всеволодовича. Летописцы писали о его светлом взоре, отваге, уме, образованности и добродушии. «Кто служил ему, кто ел хлеб его и пил с ним чашу, тот уже не мог быть слугой иного князя».
В битве на р. Сити князь Василько был пленён. Сначала монголы старались убедить мужественного воина служить им. Но, согласно преданию, князь отверг их веру, обычаи и пищу. Вслух молился за христиан, благодарил Бога, что во цвете лет умирает славной смертью мученика. Его тело нашли в Шеринском лесу, между Кашином и Калязином. Память благоверного князя Василько Церковь празднует 4 (17) марта.
Молодая вдова князя Василько Мария посвятила себя воспитанию юных сыновей Глеба и Бориса. Видимый след её добродетельной жизни – храм Преображения Господня (XVII в.) – всё, что осталось от основанного ею Спасо-Песоцкого монастыря, упразднённого ещё в XVIII в.
Князь Глеб Васильевич также прославился благочестием – строительством монастырей в Белозерской стороне, помощью бедным и тем, что выкупил в Золотой Орде многих русских пленников. Борис Васильевич 8 раз с риском для жизни ездил в Орду, чтобы оградить Ростов от бед.
Пётр, царевич Ордынский
Посетив в 1253 г. Орду, ростовский епископ Кирилл произвёл сильное впечатление на хана Берке рассказами о православных чудотворцах. Поэтому, когда у хана заболел сын, он позвал Кирилла прийти и исцелить его. Молитвами своими и своей паствы епископ исцелил ханского сына. А когда святитель возвращался в Ростов, его нагнал племянник хана, пожелавший принять христианство.
В Ростове монгольского царевича крестили с именем Петра. Жил он добродетельно, в доме свт. Кирилла, а потом – его преемника Игнатия. Согласно преданию, однажды на берегу озера Неро царевичу явились апостолы Пётр и Павел, вручили ему мешок с золотом, мешок с серебром и велели купить три иконы и соорудить храм в их честь. Князь Борис, сын мученика Василько, предложил Петру заплатить за землю под храм, выложив по границе земли серебряные и золотые монеты. Пётр выбрал большую площадку на берегу озера, и, когда принялся выкладывать монеты, все увидели чудо: монеты не кончались, пока вся граница не была выложена ими. Целый воз монет достался Борису, который несколько дней щедро раздавал милостыню нищим.
По благословению епископа Игнатия Пётр женился. В старости, овдовев, он принял монашество. Память прп. Петра празднуется 30 июня (13 июля).
Потомки Петра продолжали жить в Ростове. Когда на Ростов шёл ордынский хан Ахмыл, ростовские князья разбежались. Навстречу противнику вышел правнук Петра Игнатий. Поведав о своём монгольском происхождении, он объявил: «Се село купля прадеда нашего». Ахмыл принял подарки и не тронул города.
А вокруг построенного Петром храма ещё при его жизни возник монастырь Петра и Павла. Сейчас от Петровского монастыря, где был погребён преподобный, остались только угловые башни и церковь Похвалы Богородицы (1676).
Будучи епископом Ростовским, Игнатий отпел в 1271 г. вдову благоверного князя Василько Марию, а в 1278 г. его сыновей – Глеба и Бориса.
Игнатий тоже не раз путешествовал в Орду, чтобы ходатайствовать за свою паству. Он строил храмы, примирял князей. А при отпевании святителя в 1288 г. произошли такие чудеса, что его тело не похоронили, а сразу поставили в храме для поклонения. Исцелилась скрюченная рука архимандрита Стефана, которой он прикоснулся к мощам. Согласно преданию, когда в гроб хотели положить список всех посвящённых Игнатием священников и диаконов, усопший поднял руку и принял свиток.
Память святителя – 28 мая (10 июня). Его мощи, как и мощи князя Василько, покоятся в Успенском соборе.
Место рождения преподобного Сергия
В 3-4 км от Ростова, на левом берегу р. Ишни, находится посёлок Варницы, названный так потому, что в XIV-XVII вв. здесь вываривали соль из жижи, добываемой через колодцы.
В этом месте жил боярин Кирилл со своей женой Марией. Здесь 5 (18) июля 1314 г. у них родился сын Варфоломей, будущий Сергий Радонежский. Где-то здесь стоял деревянный храм, в котором будущий святой прокричал в утробе Марии во время каждой из трёх частей литургии, а благочестивая мать от смущения заплакала. Где-то в этих полях искал отцовских жеребят юный Варфоломей, когда ему встретился старец-монах, открывший Кириллу и Марии глаза на предызбранность их сына, а самому Варфоломею открывший способность к грамоте, которая ему никак не давалась.
Поглощение Ростова Москвой
Властолюбие братьев Константина и Феодора Васильевичей привело к тому, что в 1320 г. Ростов был разделён на две части. Феодору досталась Усретинская часть города и княжества, Константину – Борисоглебская. В ходу была поговорка: «В Ростовской земле князь в каждом селе».
Великий князь Московский Василий I около 1409 г. купил Усретинскую часть княжества у Ростовско-Усретинских князей. А в 1474 г. Иоанн III купил Борисоглебскую часть у Ростовско-Борисоглебского князя Владимира Андреевича.
Конец монгольского ига [ править ]
Когда в 1480 г. хан Ахмат двинулся из Золотой Орды, чтобы снова поставить Русь на колени, в русских ещё сильна была память недавних страданий от монгольской силы. Пошли слухи о зловещих предзнаменованиях. В Москве ночью якобы колокола звонили сами собой, а где-то звёзды дождём сыпались на землю. Только мужество матери великого князя, инокини Марфы, изъявившей решимость остаться с народом в осаде, вынудило Иоанна Васильевича поехать к войску в Коломну. Но там придворные трусы говорили ему: «Не становись на бой, великий государь, лучше беги; так делали прадед твой Димитрий Донской и дед твой Василий Димитриевич». И князь в страхе убежал в Москву.
Смелее всех усовещал боязливого великого князя ростовский архиепископ Вассиан Рыло, родной брат прп. Иосифа Волоцкого: «Ты боишься смерти, но ведь ты не бессмертен! Ни человек, ни птица, ни зверь не избегнут смертного приговора. Если боишься, то передай своих воинов мне. Я хотя и стар, но не пощажу себя, не отвращу лица своего, когда придется стать против татар».
Став с войском на р. Угре против Ахмата, Иоанн Васильевич послал к хану челобитье и просил не разорять его «улуса». Ахмат потребовал очного челобитья. В этот момент пришло новое послание от ростовского архиепископа: «Какой пророк, какой апостол, какой святитель научил тебя, христианского царя великих русских стран, повиноваться этому богостудному, скверному и самозваному царю? Не только за наше согрешение, но и за нашу трусость и ненадеяние на Бога попустил Бог на твоих прародителей и на всю землю русскую окаянного Батыя, который пришел, разбойнически попленил нашу землю, поработил нас и воцарился над нами: тогда мы прогневали Бога и Бог наказал нас. Но Бог, потопивший Фараона и избавивший Израиля, все тот же Бог во веки. ». Слова архиепископа укрепили великого князя в решении не кланяться хану. Время шло, Угра замерзала, а союзники монголов поляки не шли на помощь. И босое, оборванное монгольское войско бежало от русского, не приняв боя.
Родившийся в Германии, он с посохом обошёл многие страны, на Руси принял православие с именем Исидора и поселился в Ростове, в хижине из хвороста, которую построил на пустыре. Ростовчане звали его Твердисловом за то, что слово его всегда сбывалось. Так, однажды он ворвался на брачный пир князя Иоанна Оболенского и подал ему сплетённую из травы и полевых цветов шапку со словами: «Вот тебе и архиерейская шапка». А невесту, Дарью Луговскую, назвал Рахилью (имея в виду библейскую Рахиль, скончавшуюся в родах). Через несколько месяцев молодая княгиня скончалась, князь Иоанн постригся в Ферапонтовом монастыре с именем Иоасафа, а с 1481 по 1489 г. служил архиепископом Ростовским.
Юродивый преставился в 1484 г. Похоронили Исидора в его хижине, над могилой поставили церковь Вознесения Господня. После деревянной каменную церковь построил в 1566 г. Иоанн Грозный. Она стоит до сих пор, и доныне народ называет её церковью Исидора Блаженного. Нижний ярус её росписей (XVII в.) рассказывает о подвигах блаженного.Память святого – 14 (27) мая.
В 1589 г. Ростовскую архиепископию возвели в метрополию. Стены митрополичьего двора, чаще называемого теперь кремлём, и большинство сохранившихся зданий в нём были построены при митрополите Ионе Сысоевиче, возглавлявшем Ростово-Ярославскую епархию с 1652 по 1690 г. В 1662-1664 гг. митрополит Иона был местоблюстителем патриаршего престола. Алексей Михайлович снял его с этого поста после того, как Иона принял в Успенском соборе Московского Кремля благословение от бывшего патриарха Никона, самовольно вернувшегося из ссылки. Владыка Иона не стал патриархом, но, будучи митрополитом Ростовским, оставил о себе светлую память множеством прекрасных храмов и монастырских строений, украшающих города епархии.
В 1788 г. митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль. Вместе с кафедрой в Ярославль уехали митрополичьи ризница и библиотека, при чём была обнаружена рукопись «Слова о полку Игореве». Это было началом упадка Ростова.
Во второй половине XIX в. здания митрополичьего двора обветшали, стали разрушаться. Ростовские купцы пожертвовали деньги на спасение прекрасного архитектурного ансамбля и открытие в кремле музея церковных древностей.
Теперь в церквях «кремля» расположены отделы музея. «Экспозиция» некоторых из этих музеев заключается в стенных росписях. В других отделах экспонируются церковная утварь, финифть, а также фарфор и керамика.
В стене идёт галерея, из которой раньше можно было попасть во многие здания митрополичьего двора.
Смутное время [ править ]
В 1609 г., когда многие города присягали Лжедимитрию, ростовский митрополит Филарет (Романов) удерживал Ростов в повиновении Василию Шуйскому. Многие ростовчане убежали в Ярославль, но многие остались со своим пастырем.
Марина Мнишек записала в дневнике: «. захватили живыми митрополита и воеводу, поубивали там же в церкви попов и чернь, взяли в плен многих женщин, разграбили церковную сокровищницу, золото, серебро, жемчуг и иные драгоценности. Между прочим был там один предмет, отлитый из чистого золота, называемый ракой чудотворца, весивший семь с половиной пудов. Они взяли также серебряный гроб и все золотые и серебряные украшения, бывшие на иконах».
Когда Россия стала приходить в себя после Смутного времени, в 1631-1633 гг. Ростов окружили земляными валами. Длина их составляла 2,7 км, высота – более 9 м. Остатки валов сохранились доныне. Часть их находится между «кремлём» и озером.
В 18 км от Ростова в сторону Углича находится посёлок Борисоглебский, по официальной версии, или Борисоглеб, по устоявшемуся в народе мнению, укрепляемому автобусными расписаниями. Посёлок возник вокруг Борисоглебского монастыря.
Согласно древним рукописям, Сергий Радонежский приходил около 1363 г. на богомолье к мощам ростовских чудотворцев. Местные подвижники Павел и Феодор попросили прп. Сергия указать им место для обители. Сергий избрал место на берегу р. Устья и сказал: «Призрит Бог и пресвятая Богородица на место сие, а страстотерпцы Борисе и Глебе в помощь вам да будут…».
До екатерининской кампании по «раскулачиванию» обителей монастырь был силён и славен. Здесь находил приют в периоды своих изгнаний великий князь Василий Тёмный. Здесь был крещён Иоанн III. Не раз бывал и много жертвовал Иоанн IV.
А наибольшую славу монастырь получил в начале XVII в., через прп. Иринарха. Получив у настоятеля благословение на затвор, Иринарх приковал себя в келье трёхсаженной цепью и возложил на себя вериги. Страдая и молясь за православных, Иринарх обрёл прозорливость. Люди притекали к нему во множестве. Появились и последователи, возлагавшие на себя железные цепи. Когда некоторые из них прекращали свой подвиг, Иринарх присоединял их цепи к своей.
Юродивый Иоанн, по прозвищу Большой Колпак, передал Иринарху предсказание: «За это пьянство Господь наведет на нашу землю иноплеменных. И эти иноплеменники подивятся твоему многому страданию; меч их не повредит тебе, и они прославят тебя более верных». Бог в видении показал Иринарху картины разорения Москвы иноплеменниками и велел предупредить царя. Царь Василий Шуйский принял старца с почётом, целовал его и удивлялся тяжестям, которые он носит на себе. Но изменить ничего не мог.
Вскоре предсказанное осуществилось. Польский воевода Микулинский, убивший многих монахов в других монастырях, пришёл в Борисоглебский и устроил допрос Иринарху. Старец исповедовал свою верность православию и царю: «Вашего меча тленного я нисколько не боюсь, и вере своей, и российскому царю не изменю; если за это меня посечешь, то я претерплю сие с радостью: не много во мне крови для вас, а у моего живого Бога есть такой меч, который посечет вас невидимо, без мяса и без крови, а души ваши пошлет в вечную муку». Пан подивился вере старца и поостерёгся его трогать.
Приходил к старцу и канцлер Сапега и тоже был покорён его мужеством: «Правда в батьке велика… Я ни здесь, ни в иных землях монаха такого крепкого и безбоязненного не видал». И запретил полякам тревожить обитель. Старец дал добрый совет воеводе: «Возвратись, господин, в свою землю: полно тебе в России воевать! Если же не уйдешь из России или опять придешь в Россию и не послушаешь Божия слова, то будешь убит в России». Пан Сапега умилился, но не послушался и погиб под Москвой.
В 1612 г. Минин и Пожарский собрали ополчение, но остановились в Ярославле, не решаясь идти на Москву. Старец Иринарх послал Пожарскому благословение и просфору, тогда без страха рать двинулась на Москву. По дороге Минин и Пожарский заехали в Борисоглебский монастырь к старцу, чтобы лично получить благословение.
Прп. Иринарх почил в 1616 г. После него остались железная цепь в 20 саженей, которую он надевал на шею, железные путы, которые он носил на ногах, 18 оковцев, которыми он сковывал руки и грудь, пояс весом в пуд, 142 медных креста и ещё семь пудов металла. Всего – 154 кг.
Праздник преподобного – 13 (26) января.
Французский писатель Сартр, посетивший монастырь в 1961 г., был поражён: «Нигде в мире не видел я подобной обители. Это выше романских монастырей Франции». В архитектурном отношении это один из прекраснейших монастырей России, и относительно хорошо сохранившийся.
Иринарха помнят Борисоглебский собор (1523) и Благовещенская церковь (1524). К тому же времени относятся настоятельские покои, примыкающие к Благовещенской церкви. Звонница с церковью во имя Собора св. Иоанна Предтечи была построена в 1690 г. Надвратные Сергиевская и Сретенская церкви – XVII в. Стена 10-12-метровой высоты строилась с 1680-х по 1890-е гг. Внушительны 14 мощных башен, высотой до 38 м.
Сохранились келья прп. Иринарха (примыкает к восточной, левой от святых ворот, крепостной стене) и вериги, а его мощи почивают под спудом. В Благовещенском соборе хранится деревянный крест Сергия Радонежского – благословение основателям монастыря. Сами основатели, преподобные Феодор и Павел, погребены в северном углу Борисоглебского собора.
Монастыри [ править ]
Белогостицкий Георгиевский мужской монастырь [ править ]
Дата основания: основан в XV в
Адрес: 152110, Ярославская область, г. Ростов, с. Белогостицы, д.78
Мужской монастырь, документально известный с сер. XVI в. (вероятно, основан в XV в.). В XVI-XVIII вв. принадлежал Ростовскому архиерейскому дому, с 1764 заштатный, в 1857-1878 приписан к Ярославскому архиерейскому дому. Основные каменные постройки, включая храмы и кельи, сооружены в 3-й четв. XVII в. митр. Ионой Сысоевичем, в 1630-х бывшим настоятелем монастыря, и князем М. М. Темкиным-Ростовским. Ограда сооружена в сер. XVIII в., отдельно стоящая надвратная колокольня 1845-1847, часть келий XIX в. Закрыт в 1920-х, в 1926 передан музею, но с кон. 1920-х до 1950-х служил тюрьмой, позже использовался под хозяйственные нужны, затем заброшен, постройки сильно разрушены. Медленно восстанавливается с кон. 2000-х.
Богоявленский Авраамиев женский монастырь [ править ]
Дата основания: 980
Адрес: 152100, Ярославская обл., г. Ростов, ул. Желябовская, 32.
Мужской монастырь, основанный в кон. XI в. св. Авраамием Ростовским, на месте разрушенного им капища Велеса. В XVI в. построен каменный собор, в течении XVII в. в камне отстроены основные постройки. Сильно пострадал от пожара в 1730, позже восстановлен, сооружены корпуса келий, ограда с башнями. К нач. ХХ в. малолюден, в 1915 постройки переданы эвакуированному Полоцкому Ефросиньевскому женскому монастырю. Окончательно закрыт в 1929, постройки заняты под жилье. В 1930 разобрана ограда, срыто кладбище. В 1994 на территории создано Патриаршее подворье. В 2003 преобразован в женский монастырь.
Петровский Ростовский мужской монастырь [ править ]
Дата основания: основан в XIII
Адрес: Ярославская обл., г. Ростов, ул. Ленинградская, 13
Ростовский Борисоглебский мужской монастырь [ править ]
Дата основания: 1363
Адрес: 152170, Ярославская область, п. Борисоглебский, Советская пл., д. 10.
Проезд: от Ростова Великого по шоссе Ростов-Углич или автобусом с автовокзала до остановки пос. Борисоглебский (расстояние: 18 км).
Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор ростово-ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.
Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.
Ростовский женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы [ править ]
Дата основания: 1390
Адрес: Ярославская обл., г. Ростов, Советская пл., 14
Основан в XIV веке святым Феодором, племянником Сергия Радонежского.
До XVII века все строения монастыря были деревянными. В конце XVII века по указу ростовского митрополита Ионы Сысоевича была выстроена первая каменная церковь во имя Рождества Богородицы с трапезной. В середине XIX века выстроена пятиглавая надвратная церковь Тихвинской Божией Матери. В XX веке ансамбль монастыря был серьёзно повреждён, в том числе разрушена колокольня, лишь частично сохранились стены и башни. Женский Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы В Ростове Великом
В 1990-х годах монастырь был передан церкви. В 1990-2000-е годы из находящихся на территории монастыря зданий постепенно выселялись жильцы.
Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь [ править ]
Дата основания: 1386
Адрес: Ярославская обл., г. Ростов, ул. Энгельса д.44
История ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря насчитывает более 600 лет. На разных этапах своего существования он менял свой статус: с середины XVII в. — был приписан к Ростовскому архиерейскому дому; во второй половине XVIII в. — получил титул ставропигии и поступил в ведомство Святейшего Синода; с последней четверти XIX в. — служил резиденцией викарных архиереев Ярославо-Ростовской епархии; в настоящее время является обителью, возглавляемой ярославским владыкой.
Название Яковлевского монастыря с течением времени также неоднократно изменялось. При основании он был назван Зачатиевским. Впоследствии за ним прочно закрепилось имя его основателя, св. Иакова, и на протяжении многих столетий монастырь назывался Яковлевским. В первой четверти XIX века, в память о присоединенной Спасо-Песоцкой обители и в знак уважения к святителю Димитрию Ростовскому, монастырь получил имя Спасо-Яковлевский Димитриев.
Троице-Сергиев Варницкий монастырь [ править ]
Дата основания: 1427
Адрес: Ярославская обл., г. Ростов, пос. Варницы
Примечания: На место Троице-Сергиева Варницкого монастыря ранее стояли боярские хоромы прпп. Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия. Сейчас на месте их дома возвышается Троицкий собор. Также при монастыре расположена гимназия для 10-11 классов исключительно для мальчиков.
Храмы [ править ]
Успенский собор (Ростов) [ править ]
Главный храм города Ростова – Успенский собор – был построен в 1508-1512 гг. Это уже пятый храм на одном месте, а первые службы начались здесь в 991 г.
Его порог многократно истирался стопами святых, по выражению святителя Филарета Романова. Говорят, что прообраз былинного витязя Алёши Поповича был сыном настоятеля Успенского собора и погиб в первой битве русских с монголами на Калке. В 1314 г. здесь был крещён отрок Варфоломей – будущий Сергий Радонежский. С 1702 по 1709 г. здесь звучали богодухновенные проповеди святителя Димитрия Ростовского. В 1894 г. здесь служил литургию святой праведный Иоанн Кронштадтский. В 1913 г. здесь молились последний царь из династии Романовых Николай II и архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, будущий патриарх.
В 1935 г. в соборе был устроен склад кофе-цикорной фабрики.
Сейчас собор – действующий. В нём под спудом покоятся мощи ростовских святителей Леонтия, Исаии, Игнатия, Феодора, и князя Василько. Лежит там и митрополит Иона Сысоевич, строитель многих храмов Ростова.
Собор обнесен оградой, которая смыкается со стеной «кремля». Пройти к собору можно либо изнутри «кремля», либо снаружи через церковную лавку.
Адрес: Россия, Ярославская область, Ростов, улица 50 лет Октября, 2
Ростовский храм Исидора Блаженного (Вознесенский храм) [ править ]
Храм Вознесения Господня в большей мере известен как храм Исидора Блаженного на валах. Данное сооружение было выстроено в 1566 году. Церковь является одним из самых древнейших храмов, сохранившихся до сегодняшнего времени в городе Ростов.
Известно, что церковь Исидора Блаженного расположена на месте, на котором в прошлом был похоронен Исидор Твердислов (или Исидор Блаженный) – один из ростовских православных святых. Именно этот, родом из Ростова, юродивый скончался или в 1474, или в 1484 году – что на сегодняшний день достоверно неизвестно. Есть сведения, что сразу после трагической кончины его возвели в титул святого и стали почитать. В период между 1552 и 1563 годами святой Исидор был прославлен в качестве общерусского святого.
Адрес: Россия, Ярославская область, Ростов, улица Карла Маркса, 25а
Ростовский храм Иоанна Милостивого (Толгской иконы Богородицы) [ править ]
Храм во имя Иоанна Милостивого первоначально назывался храмом Толгской иконы Богоматери и был выстроен в 1761 году. Храм был небольшой и являлся приходским. Его венчание осуществлялось при помощи одной главки, а рядом стояла «скромная» двухъярусная колокольня, которая была выстроена на денежные средства приходских жителей с Ивановской улицы, сегодня именующейся улицей Декабристов. Второе название храм получил от Блаженного святого Иоанна Власатова или Иоанна Милостивого, мощи которого бережно хранятся при храме.
В церкви сохранились старинные деревянные иконы, которые стоят в отдельных резных киотах, например, «Не рыдай по мне мати», «Никола», относящиеся к 17 столетию. Особенно интересна икона «Псалтирь», написанная на латинском языке на пергаментной бумаге – считается, что оно принадлежало Иоанну Милостивому. В 1702 году «Псалтирь» был заново переплетен и положен в гроб блаженного.
Толгская церковь является единственной в Ростове, которая не была ликвидирована в годы советской власти, по причине чего смогла сохранить свои интерьер.
Адрес: Россия, Ярославская область, Ростов, улица Декабристов, 10
Церковь Спаса Всемилостивого на Торгу [ править ]
Адрес: Ярославская область, Ростовский район, г. Ростов Великий, пер. Советский, 6
Проезд из Москвы [ править ]
С Центрального автовокзала на г.Ростов курсирует 8 рейсов. Среднее время в пути – 5 ч.
С Ярославского вокзала электропоездами с пересадкой в Александрове. В общей сложности проезд займёт около 5 ч.
На машине по трассе М8. 213 км, 3 ч пути.
Прочая информация [ править ]
Куда дальше из Ростова Великого [ править ]
Автовокзал: (48536) 3-35-07. (На Октябрьской пл., в 15 мин ходьбы от центра.)
Ж/д вокзал: (48536) 3-27-06. (В конце ул. Луначарского.)
4 автобуса в день. Время в пути около 2 ч.
1 автобусный рейс (в середине дня), в пути 2,5 ч. 3 рейса от Борисоглеба, в пути – 2 ч.
На машине 94 км, 1,5 ч пути.
8 автобусных рейсов в день, 1 ч 40 мин в пути.