ростов на дону главный собор

РОСТОВСКИЙ-НА-ДОНУ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР

ростов на дону главный собор. Смотреть фото ростов на дону главный собор. Смотреть картинку ростов на дону главный собор. Картинка про ростов на дону главный собор. Фото ростов на дону главный собор
Подворье Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. Фото 27 октября 2019 г

Ростовский-на-Дону кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы Ростовской-на-Дону епархии

Территория соборного подворья представляет собой гармоничный архитектурный комплекс. Здесь располагаются три храма: собственно кафедральный собор; малый храм во имя святого Иоанна Предтечи, в котором ежедневно совершаются церковные требы; храм во имя святителя Николая, находящийся в колокольне, временно не действующий. В комплекс соборного подворья также входят и служебные здания. Здесь располагается епархиальное управление Ростовской-на-Дону епархии, где находятся канцелярия, епархиальные отделы и комиссии. Рядом с малым храмом размещается духовно-просветительский центр во имя святителя Димитрия Ростовского. Здесь также находится издательство Ростовской-на-Дону епархии и типография, работают магазины церковной утвари и духовной литературы.

История

Ранние Богородице-Рождественские церкви Ростова

Ростовский собор ведет свою историю с 1766 года, когда в крепости святителя Димитрия Ростовского, будущем Ростове-на-Дону, на месте ветхой часовни соорудили деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1778 году ее заменили новой, которая сгорела в 1791 году от удара молнии.

В 1795 году на площади Старого базара Ростова была построена новая церковь Рождества Богородицы. До купола храм был каменный, купол был деревянный. На хорах размещался Преображенский придел. В 1822 году Святейший Синод перевел церковь Рождества Богородицы в ранг собора. 20 апреля того же года состоялось его освящение. Причт собора состоял из одного протоиерея, двух священников, двух диаконов, двух дьячков и двух пономарей.

ростов на дону главный собор. Смотреть фото ростов на дону главный собор. Смотреть картинку ростов на дону главный собор. Картинка про ростов на дону главный собор. Фото ростов на дону главный собор
Ростовский Богородице-Рождественский собор

Постройка собора и колокольни

К середине XIX века население города Ростова значительно возросло, и главный собор уже не вмещал верующих. В 1845 году епископ Екатеринославский и Таганрогский Иннокентий по ходатайству ростовских коммерсантов обратился в Синод с представлением о строительстве нового каменного собора по проекту столичного архитектора К. А. Тона. Строительство собора проходило с 1854 по 1860 годы. В 1860 году состоялось его освящение. Новый собор был трехпрестольный, пятикупольный. Купола венчали 5 глав, покрытых ярь-медянкой. Паперти были выполнены из мрамора и выходили с южной стороны на торговые ряды, откуда и был главный вход в собор, а с северной стороны – на площадь Старого базара. Ростовский кафедральный собор возводился без казенной поддержки, исключительно на пожертвования купечества. Главным попечителем строительства был церковный староста Константин Михайлов-Нефедов. На деньги почетного потомственного гражданина Ростова И. С. Панченко были расписаны стены собора, приобретены иконы, изготовлена дорогая церковная ограда и установлены ценные кресты на купола.

С 1875 по 1887 года возводилась четырехъярусная колокольня собора. Автором проекта был войсковой архитектор-инженер А. А. Кампиони при участии художника-архитектора Д. В. Лебедева. Попечителями строительства были назначены ростовский коммерсант П. Р. Максимов, казак Донского торгового общества С. Н. Кошкин, табачный магнат В. И. Асмолов, почетный потомственный гражданин г. Ростова И. С. Панченко. В первом ярусе колокольни была устроена церковь во имя святителя Николая Чудотворца, на втором и третьем располагалась звонница, на четвертом – часы с четвертным боем, пожертвованные городом. Звон главного колокола, весившего 1032 пуда, разносился на 42 версты по Задонью.

Советский период

После захвата Дона большевиками в начале 1920 года начались гонения на Церковь. Вскоре здания собора и колокольни обнесли кирпичной стеной, южную паперть, выходившую на торговые ряды, разобрали, часть соборного подворья была реквизирована. В 1921 году по делу «Армии Спасения России» был арестован настоятель собора протоиерей Павел Верховский. Первая в Ростове акция кампании по изъятию церковных ценностей в связи с голодом в Поволжье проходила 11 марта 1922 года в Ростовском кафедральном соборе, но была фактически сорвана, так как комиссию избили возмущенные ее поведением люди. В связи с этими событиями были арестованы епископ Ростовский и Таганрогский Арсений (Смоленец), 7 священников, в том числе протоиерей Иоанн Цариненко, ключарь собора, 4 члена приходского совета и ревизионной комиссии собора. Всего перед Донским Ревтрибуналом предстало 37 человек.

В годы Великой Отечественной войны изменились условия жизни Церкви – как оккупационные так и советские власти позволили вновь открывать приходы и отчасти восстанавливать церковную жизнь. В июле 1942 года, в период оккупации Ростова немцами, был открыт и собор. Прихожане сами принесли все необходимое для богослужения: церковную утварь, иконы.

Примечательной страницей истории Ростовского кафедрального собора стали послевоенные годы. В 1947-1949 годах здесь служил игумен Пимен (Извеков), будущий патриарх Московский и всея Руси. Он занимал должность секретаря епископа, члена епархиального совета и ключаря собора. Чуткий пастырь и талантливый проповедник, он многих привлек в число прихожан собора. Память о нем свято хранится в семьях ростовчан. В то же время при соборе шли восстановительные работы, которым был привлечен ростовский архитектор Л. Ф. Эберг. В 1948 году он разработал по заказу епархии проект восстановления колокольни «в объеме сохранившейся части», по которому второй уцелевший ярус колокольни сохранялся без навески колоколов. Однако, проект был отвергнут городскими властями, и в 1949 году уцелевший ярус колокольни разобрали. В 1950 году в соборе был произведен ремонт и восстановлены росписи. По проекту Эберга в 1954 году был установлен иконостас – аналог уничтоженного из храма Христа Спасителя. В 1950-е на основании разрушенной западной паперти возвели притвор, увенчанный главкой.

В середине 1959 года оставшийся ярус колокольни перекрыли кровлей и завершили малой главкой. В нем был восстановлен храм Николая Чудотворца, использовавшийся для крещений вплоть до 1990-х годов.

ростов на дону главный собор. Смотреть фото ростов на дону главный собор. Смотреть картинку ростов на дону главный собор. Картинка про ростов на дону главный собор. Фото ростов на дону главный собор
Ростовский-на-Дону Богородице-Рождественский собор

Возрождение церковной жизни

Новая страница летописи Ростовского кафедрального собора началась в конце 1980-х годов. К 1000-летию Крещения Руси над Ростовом засияли золотые купола собора. В самом храме были реконструированы амвон главного алтаря и архиерейская кафедра, позолочены иконостас и киоты, вокруг солеи и кафедры установлена декоративная решетка, обновлены росписи. Само подворье собора было расширено в его исторических границах. В 1992 году состоялось освящение построенного на подворье Предтеченского малого храма, а в 1994 году – двухэтажной воскресной школы.

Символом возрождения церковной жизни в Ростове стали работы по восстановлению колокольни конца 1980-х-1990-х годов по проекту донского архитектора Ю. Н. Солнышкина. В июле 1999 года на колокольню был установлен купол, а в сентябре состоялось ее освящение. Чин освящения совершил патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который находился в Ростовской епархии с официальным визитом.

Отсутствие капитального ремонта на протяжении полутора веков тяжёлым образом сказалось на состоянии здания. В 2013 году начались долгожданные реставрационные работы. За семь лет были проведены масштабные изыскательские работы, собран утраченный исторический архив. На соборном подворье было облагорожено место погребения донских архиереев, укреплены основания фундаментов, уложена тротуарная плитка, создан автономный энергоцентр, обеспечивающий бесперебойное электропитание и необходимый климат. Был восстановлен цоколь здания, возвращены утраченные исторические решетки и входные двери, произведена замена окон, усилены несущие конструкции стен и сводов. Фасад храма оштукатурен и окрашен. Проведены работы по устройству вентиляции, кондиционирования, а также пожарной безопасности. Была полностью заменена кровельная система, покрыты металлом карнизы и выступающие декоративные элементы. Также были воссозданы исторические купола собора, навершие которых украсили кресты, восстановленные по архивным данным. В интерьере храма также были проведены обширные работы: уничтожен вредоносный грибок, оштукатурены стены и своды, отреставрирована уникальная настенная живопись, восстановлены иконостасы, обретены почитаемые иконы и святыни. Соборные мощевики обрели новые ковчеги, была разработана и пошита соборная ризница. Для декоративного освещения фасадов и интерьера памятника осуществлён монтаж современного светового оборудования. Реставрационные работы затронули и соборную колокольню: её фасад был оштукатурен и окрашен, несущие конструкции стен усилены, карнизы и выступающие декоративные элементы покрыты металлом, смонтированы декоративное освещение и часы, осуществлён монтаж несущих металлоконструкций для подвески колоколов, на которых разместилась восстановленная историческая звонница собора. Работы были завершены в 2019 году. 27 октября того года патриарх Московский и всея Руси Кирилл при большом стечении духовенства и мирян совершил чин великого освящения обновлённого кафедрального собора.

Настоятели, ключари

Святыни

Видео

Источник

Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (Ростов-на-Дону)

Мiръ Россия Ростовская область Ростов-на-Дону Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (Ростов-на-Дону)

ростов на дону главный собор. Смотреть фото ростов на дону главный собор. Смотреть картинку ростов на дону главный собор. Картинка про ростов на дону главный собор. Фото ростов на дону главный собор

Кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы — кафедральный собор Ростовской и Новочеркасской епархии, памятник архитектуры.

Содержание

История [ править ]

Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен всего за шесть лет и освящен на Рождество Пресвятой Богородицы в 1860 году.

ростов на дону главный собор. Смотреть фото ростов на дону главный собор. Смотреть картинку ростов на дону главный собор. Картинка про ростов на дону главный собор. Фото ростов на дону главный собор

История Ростовского кафедрального собора удивительна, и неразрывно связана с историей самого города. Ведет она свое начало от крепости в честь святителя Димитрия Ростовского, учрежденной высочайшим указом императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году на южных границах России. При сооружении крепости на правом берегу Дона сразу же началось строительство церкви во имя Покрова Божией Матери и часовни во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которая была освящена в 1761 году.

Вскоре эта часовня становится храмом. В 1781 году деревянный храм Рождества Богородицы был разобран и перенесен на торговую площадь города, то есть на его теперешнее место. Простоял он недолго — чуть более 10 лет, и сгорел при пожаре. В 1795 году богобоязненные ростовчане строят на месте сгоревшего храма новый — каменный, с деревянными куполами.

К середине XIX века церковь Рождества Богородицы на торговой площади уже не вмещала верующий народ. И тогда два ростовских купца Семен Кошкин и Федор Нефедов, с согласия Городской думы и по благословению правящего архиерея, обратились в начале 1854 года в Святейший Синод с просьбой о разрешении строительства большого кафедрального собора за счет их личныю средств. Просили они также предоставить и соответствующий архитектурный проект будущего главного храма города.

Ответ с разрешением пришел из Синода очень быстро, и к нему прилагался проект, означенный как типовой для строительства православных храмов с учетом нового времени. Автором проекта был академик архитектуры Константин Андреевич Тон.

Рядом с собором, с его западной стороны, была воздвигнута четырехъярусная колокольня высотой 75 метров. Ее строительство финансировал еще одни ростовский купец — П. Р. Максимов. Благовест ее 10-тонного колокола был слышен на 42 версты по Задонью. День рождения колокольни Ростовского кафедрального собора — на празднование Казанской иконы Божией Матери 4 ноября (по н. ст.).

Перед собором, с ее северной стороны располагалась просторная площадь, на которой проходили городские праздники, парады, народные гуляния. Посреди площади был установлен памятник императору Александру II.

ростов на дону главный собор. Смотреть фото ростов на дону главный собор. Смотреть картинку ростов на дону главный собор. Картинка про ростов на дону главный собор. Фото ростов на дону главный собор

Украшением Ростовского кафедрального собора были большие мраморные паперти, выходившие: с северной стороны — на Соборную площадь, а с южной — на торговую площадь, откуда и был главный вход. С этой стороны шел в собор верующий народ, приезжавший на богослужения из соседних станиц, из Задонья на различных речных судах и рыбацких лодках, и поднимался он с набережной реки Дона прямо на торговую площадь по Соборному переулку, а улица перед торговой площадью называлась Рождественской, по имени собора.

После революционных событий 1917 года начинаются страшные годы безбожия, гонений на церковь. Наступление на Ростовский кафедральный собор началось еще в 20-е годы. Тогда собор вместе с колокольней был обнесен кирпичной оградой, причем, были разобраны мраморные паперти, единственный вход в собор был разрешен с западной стороны.

В 1929 г. рабочие сняли последнюю икону в соборе.

С 1932 по 1942 годы кафедральный собор вообще был закрыт, кресты с куполов сняты, иконостас и все внутреннее убранство было утрачено. Внутри храма устроили склад зерна, на подворье разместили зверинец. Очевидцы рассказывали, что клетку с львицей-роженицей поставили в храм, чтобы она своим ревом не пугала народ, а она еще больше стала реветь и металась по клетке до тех пор, пока ее не вынесли на подворье.

В конце июля 1942 года верующие люди сами открыли собор. В начале 1951 года был установлен главный четырехъярусный иконостас, выполненный в Москве по проекту иконостаса Храма Христа Спасителя. Он был необычной формы — в виде часовни, увенчанной главкой с крестом. В 1955 году такие же иконостасы были сооружены в правом — Петро-Павловском и левом — Преображенском приделах. Росписи стен, пилонов и сводов были выполнены художником К. Волковым.

Новая страница истории Ростовского кафедрального собора начинается в конце 80- х годов. К 1000-летию Крещения Руси пять его куполов были покрыты медью и позолочены, а над ними воссияли позолоченные кресты.

К 1999 году была полностью восстановлена колокольня. Ее освятил во время визита в епархию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Современное состояние [ править ]

Описание [ править ]

ростов на дону главный собор. Смотреть фото ростов на дону главный собор. Смотреть картинку ростов на дону главный собор. Картинка про ростов на дону главный собор. Фото ростов на дону главный собор

Собор Рождества — пятикупольный каменный храм, в плане имеет форму креста, построен в русско-византийском стиле. Трехъярусный иконостас в восточной части собора выполнен в виде часовни, увенчанной шатром и главкой.

На подворье собора расположены ещё малый требный храм во имя Иоанна Предтечи и крестильня Святителя Николая; а также колокольня и несколько служебных зданий: епархиальное управление, резиденция владыки Ростовской епархии, канцелярия и епархиальные отделы и комиссии; духовно-просветительный центр во имя Святителя Димитрия, митрополита Ростовского, издательство Ростовской-на-Дону епархии и типография, магазины церковной утвари и духовной литературы.

Деятельность прихода [ править ]

При храме действуют:

Контакты паломнического центра:

344007 Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, д. 58.

График работы: понедельник-пятница: с 10-00 до 17-00; суббота: с 10-00 до 15-00; перерыв: с 14-00 до 15-00.

Святыни [ править ]

ростов на дону главный собор. Смотреть фото ростов на дону главный собор. Смотреть картинку ростов на дону главный собор. Картинка про ростов на дону главный собор. Фото ростов на дону главный собор

• Божией Матери «Донская», «Казанская» и «Владимирская»;

• Великомученика Пантелеимона с частицей мощей;

• Великомученицы Варвары с частицей мощей;

• Великомученика Георгия Победоносца с частицей мощей;

• Святителя Николая Чудотворца с частицей мощей;

• Преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей;

• Преподобного Серафима Саровского с частицей мощей;

• Святителя Димитрия, митрополита Ростовского;

• Святого блаженного Павла Таганрогского;

• Священномученика Николая Попова; Преподобных Иова и Амфилохия Почаевских

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 344007, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 58

Паломнику [ править ]

Богослужения: ежедневно вечернее богослужение в 17.00, Божественная литургия в 7.30. Всенощное бдение в субботу в 17.00, ранняя Божественная литургия в воскресенье в 6.30, поздняя — в 8.30

Источник

История Ростовского кафедрального собора в лицах

К 100-летнему юбилею Ростовской епархии

ростов на дону главный собор. Смотреть фото ростов на дону главный собор. Смотреть картинку ростов на дону главный собор. Картинка про ростов на дону главный собор. Фото ростов на дону главный собор Кафедральный собор Ростова-на-Дону

Это частные истории, которые, по большому счету, имеют ценность для того, кто вспоминает, но, возможно, они заинтересуют и тех, кто знал наших героев.

Человек многогранен, состоит из добродетелей и недостатков, потому при описании существует опасность увлечься и рассказать о человеке излишне плохо или слишком слащаво. Сегодня о плохих сторонах ушедших людей пишут многие и в достаточно больших объемах. Мне кажется, есть потребность вспомнить людей Церкви, которые влияли на молодое поколение ребят, робко и с замиранием сердца приходивших к стенам храмов и обителей. Показать их такими, какими мы их видели. Конечно, взгляд каждого из нас субъективен, кто-то видит в человеке только одну сторону, которую удалось разглядеть. Пусть эти образы и личности предстанут в авторском видении, но обещаю попытаться передать их характеры, отличительные качества.

О людях, которые служили в Церкви, не будут написаны книги и не будут сняты фильмы. Даже фотоматериалов с их изображениями крайне мало. Вот поэтому возникла идея вспомнить имена хотя бы немногих – и вместе с этим попытаться снова пережить встречу с ними. Ведь они – юность нашего поколения, они помогали нашему церковному формированию, мы принимали от них эстафету служения и опыт.

Диаконский мир – мир особый. О диаконах много написано в классической литературе, их образы можно увидеть в живописных произведениях, особенно яркие типажи отражены у русских передвижников. О знаменитых архидиаконах и протодиаконах ходили легенды и захватывающие истории.

Сегодня диакон – это, скорее, переходная степень к священству, но все же, к счастью, встречаются яркие представители, которые захватывают внимание голосом, музыкальными данными, манерой служения, всей своей фактурой.

Протодиакон Иоанн Царюк

Хороший соборный протодиакон всегда был предметом гордости архиерея и украшением богослужения, и это как раз таки относится к отцу Иоанну. Не помню, чтобы когда-либо его назвал кто-то стариком, хотя наше поколение застало его достаточно пожилым человеком. Высокий, с большой грудной клеткой, немного недовольный вид – часть его образа. Вся его стать, движение и манеры говорили, что он один из главных участников церковных торжеств и богослужений. Его можно отнести к плеяде старого духовенства, а это значит, что даже в обычной жизни, в светском костюме в нем безошибочно угадывался интеллигент. Аккуратно подстрижены усы и небольшая бородка, до блеска начищены туфли, аккуратный костюм и непременно шляпа. Для полного образа, к примеру, чеховского героя не хватало протодиакону трости и пенсне, но он их не носил. В нем было все органично и складно, что, несомненно, привлекало к нему людей.

К слову сказать, в соборных храмах у ряда священников, как, впрочем, и раньше, так и сейчас, были свои почитатели. У протодиакона тоже была группа прихожан, которые его опекали и были верными почитателями его таланта. А талант был большой, он обладал голосом, который с возрастом не слабел, и идеальным слухом.

Особенностью его была обидчивость, поэтому, общаясь с ним, необходимо было хорошо подумать, прежде чем что-либо сказать. Но даже такая детская обидчивость и чувство превосходства совсем его не портили, а наоборот, вписывались в его многосложный образ. Те молодые диаконы и священники, которые проходили практику в соборе под неусыпным оком протодиакона, получили немало полезного.

ростов на дону главный собор. Смотреть фото ростов на дону главный собор. Смотреть картинку ростов на дону главный собор. Картинка про ростов на дону главный собор. Фото ростов на дону главный собор Протодиакон Иоанн Царюк (на заднем плане) Новый человек, попадая в алтарь, не мог миновать знакомства с отцом Иоанном, которое начиналось с опросника. Конечно, вопросы задавались не по Марселю Прусту. Он как бы невзначай делал несколько шагов боком при приближении к объекту, для привлечения внимания ему требовалось слегка кашлянуть басом, и далее шло знакомство. Сколько лет, откуда родом, где учишься или работаешь, каким голосом поешь, басом или тенОром (ударение делал на букву «о» в слове «тенор»), и самый важный пункт: с кем из духовенства состоишь в родстве? Если собеседник проходил такой своеобразный блиц-экзамен, то можно считать, что знакомство состоялось, и в будущем можно было рассчитывать на его поддержку и расположение. Но бывали случаи, когда кто-то по неосторожности или невоспитанности говорил ему нелестное, и тогда таковой рисковал превратиться в соляной столп: абсолютное равнодушие, а если ты попадался на пути, то испепеляющий взгляд был обеспечен.

Безусловно, ему не было равных, да, собственно, никто и не дерзал претендовать на первенство, потому что он был такой один и неповторимый. Однажды в нашу епархию прибыл архиепископ Краснодарский и Кубанский Исидор (Кириченко). Кажется, это был престольный праздник нашего собора. Вместе со своим архиереем приехал его протодиакон Сергий. Он был молодой и такой же фактурный, как и его ростовский коллега. Единственное, в чем он уступал отцу Иоанну, так это в росте, но компенсировал этот недостаток широтой в плечах. Все в алтаре, включая самих архиереев, понимали, что предстоит служение двух тяжеловесов, как бой двух титанов. Наступил праздничный день. Началась литургия. Для меня, юноши, который ловил каждое слово и движение, особенно в такие праздничные дни, было все важно и интересно. А уж такую службу пропустить для меня было просто непростительно. Говоря о служащих вместе протодиаконах, могу сказать, что услышанное мной можно было сравнить с оленьим гоном. Оба протодиакона были великолепны. Отец Сергий обладал не менее густым басом. На выкличке и многолетиях, когда необходимы особые усилия, было видно, как их грудные клетки ходили, как меха в трубопрокатном литейном цехе. При этом за всей этой внешней стороной, в которой был, наверное, элемент соперничества и рисовки, несомненно, была глубокая церковность, работа над собой, любовь к богослужению и благоговение. Наш протодиакон никогда не приступал к богослужению без подготовки, хотя службу знал прекрасно.

Он всегда заранее приходил в алтарь, не доверяя молодым, сам просматривал Евангельское чтение. Если случалось величание, то была обязательно краткая репетиция с поющими священниками.

В церковном служении также должны быть профессионалы, которые любят свой жизненный выбор

Да, такие люди, как протодиакон, поистине украшают церковное богослужение. Важно, чтобы все соответствовало друг другу, как в сложном часовом механизме. Это сродни слаженной работе врачей, которые оперируют. Там есть ведущий хирург, есть анестезиолог, медсестры и много другого персонала. Важно, чтобы весь этот коллектив имел хороший уровень подготовки и квалификации, и от этого будет зависеть результат. В церковном служении также должны быть профессионалы, которые любят свой жизненный выбор. Период, который вспоминается мной, был обилен на таких людей. То было время особых людей, обладающих большим доверием народа.

Шли годы, время брало свое. Протодиакон старел, хотя мог бы еще служить, но изменения коснулись и его тоже. Однажды я навестил его, чему он, кажется, был рад. Когда я вошел внутрь, перед моим взором открылся маленький, но очень милый сад. Создалось впечатление, что ты попал в кукольный мир. Все было к месту, везде была видна его рука. Подвязан каждый кустик, камни и основания плодовых деревьев окрашены. В доме та же картина. Сразу вспоминается описание быта Собакевича в «Мертвых душах»: «…словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: ‟И я тоже Собакевич!” или ‟И я тоже похож на Собакевича”». Так вот, в доме отца Иоанна все свидетельствовало о своем хозяине.

Я недолго погостил у него, мы тепло попрощались, как оказалось, уже навсегда. Уже будучи студентом семинарии, узнал о его смерти и похоронах, которые прошли, к сожалению, в какой-то спешке. Это, наверное, была единственная спешка, по независящим от него причинам, которая так была ему несвойственна.

Иеродиакон Зиновий (Щербина)

ростов на дону главный собор. Смотреть фото ростов на дону главный собор. Смотреть картинку ростов на дону главный собор. Картинка про ростов на дону главный собор. Фото ростов на дону главный собор Прямая противоположность протодиакону. Они были всегда в первой диаконской паре. Глядя на него и отца протодиакона, мне думалось: Господь подбирает к совместному служению противоположные характеры. Если бы отец Зиновий имел хоть 20 процентов эмоциональных всплесков своего коллеги, то, думаю, они бы не просуществовали, так долго совершая свое служение. А так – их служение было обусловлено правилами, которые они оба принимали. Один доминировал и снисходил, другой подчинялся и по-монашески, со смирением принимал первенство и авторитет протодиакона. Отец иеродиакон был неотъемлемой частью собора. Не любил выделяться, не читал нотации, и если позволял о чем-либо сообщить в качестве вразумления, то делал это иносказательно, с улыбкой. Потому даже его тихий укор не воспринимался как оскорбительный.

Он был пострижеником Глинских старцев. Было нечто общее, что их объединяло – особый монашеский дух, аскеза и традиции

Он был пострижеником Глинских старцев. Когда удалось увидеть фото, где были изображены старцы, среди которых был и Зиновий, то создалось впечатление, что внешне они похожи друг на друга. Было нечто общее, что их объединяло – особый монашеский дух, аскеза и традиции, присущие Глинским выходцам.

Как и все священнослужители того времени, он был чрезвычайно ответственным и исполнительным. Встретив его на улице в повседневной жизни, можно было подумать, что его случайно сюда занесла машина времени из периода НЭПа. Ведь так никто больше не одевался. Помню, как непросто ему давались длительные архиерейские службы. Он страдал диабетом, ему постоянно хотелось пить, а пить он мог только после окончания литургии.

Мне нравилось слушать его незатейливые рассказы, воспоминания и истории из жизни подвижников. Одно осложняло с ним общение – его манера говорить тихо, как будто в бороду. Хотя это отчасти создавало впечатление таинственности. К концу своей жизни отец Зиновий принял великую схиму с именем Захария. Но в памяти многих остался с тем именем, которое мы хорошо знали.

Диакон Владимир Дикарев

ростов на дону главный собор. Смотреть фото ростов на дону главный собор. Смотреть картинку ростов на дону главный собор. Картинка про ростов на дону главный собор. Фото ростов на дону главный собор Не ошибусь, если буду утверждать, что нет в нашей епархии клирика, рукоположенного до нулевых годов, который не знал бы его. Мне даже кажется, что если бы отца Владимира не существовало, то лицо епархии было бы иным. Кажется, что он был всегда. Он помнил митрополита Вениамина (Федченкова), он был иподиаконом у тех архиереев, которые захоронены ныне за алтарной стеной Кафедрального собора. Диакон, который всегда служил первым иподиаконом ростовских святителей, был неотъемлемой частью богослужения.

Меня, как и других молодых людей, встававших на путь иподиаконского послушания, жизнь свела с ним. Отношения с отцом Владимиром у нас складывались по-разному, но, безусловно, общение с ним было опытом, который в жизни бывает весьма востребован. Сказать, что он был «человеком обязательным» – ничего не сказать. Иногда эта «обязательность» принимала довольно странные формы, но с этим приходилось смиряться и принимать как данность.

ростов на дону главный собор. Смотреть фото ростов на дону главный собор. Смотреть картинку ростов на дону главный собор. Картинка про ростов на дону главный собор. Фото ростов на дону главный собор Помню одну из многих совместных поездок… Архиерей ехал служить на север области. Служба была назначена на 9 утра. От Ростова ехать часа два с половиной. Вставать нужно было рано, и мы рассчитывали выехать пораньше, около 5-ти. Но судьба распорядилась иначе, и отец Владимир решил ехать в половине третьего ночи. Никакие мольбы водителя и наши не смогли убедить диакона; его железным аргументом было: «Мало ли что может по дороге случиться. » И вот это самое «мало ли что» в этот раз таки случилось. Был гололед и снежная каша, и наша «Волга» попала в яму, заполненную ледяной водой. Выехать не удалось, и протодиакон изрек свежую идею: всем выходить из авто и толкать. Естественно, под «всеми» он подразумевал всех, кроме себя и водителя. Толкали с комсомольским задором, меня поставили толкать сзади. Отец Владимир, закутавшись, как пленный наполеоновский солдат, из страха простуды, пристроился сбоку. Остальные – по бортам. Я был в подряснике и в легких туфлях. Основная масса толкателей были молоды, потому и вытолкнуть авто не составило труда. Машина выскочила из глубокой ледяной лужи, а я, толкавший сзади, по пояс оказался в ней. По дороге мы слушали рассказы отца Владимира о том, как вредно для здоровья переохлаждаться. На удивление, я не заболел. Наверное, молодой организм сумел справиться сам.

Еще отца Владимира отличала суетливость и склонность к панике, особенно если что-то начинало идти не так, как он предполагал. Кто бывал с ним, тот хорошо знает, что такое «покрышки». Это сшитые накидки на подносы, которые необходимы на богослужении. Так вот, любая поездка на приход – это скрупулезные сборы. В чемоданы кладется все, что может пригодиться на архиерейской службе. В том числе «покрышки». После богослужения, по традиции, все шли к столу. Ну, а после стола всегда сложно сосредоточиться и в хаосе вещей собрать чемодан так же, как и было. Иногда, возвращаясь в собор и распаковываясь, отец Владимир находил недостачу. Часто забывали эти самые «покрышки». Он неистовствовал, ну а мы испытывали чувство вины, словно предали Родину. После долгого разбирательства он успокаивался, звонил настоятелю храма, где были забыты вещи, и их благополучно доставляли через несколько дней.

Одной из особенностей иподиаконского состава того периода было общение во время службы между собой посредством «особого языка». Окликать кого-то по имени и что-либо объяснять было не принято. Не знаю, кем и когда был изобретен язык иподиаконов, но пользовались мы им постоянно. Со стороны людям было незаметно, а если и заметно, то непонятно, что за птичьи звуки мы извлекали из себя. Это был хоть и примитивный, но язык. Чтобы привлечь внимание отвлекшегося, отец Владимир сначала тихо произносил: «Тссс». Если его не слышали, то «Тссссссссс» было громче. Потом – почти неистово. И когда взгляды встречались, то в ход шла богатейшая мимика, которая могла бы, наверное, устрашить любого.

Несмотря на свой возраст, отец диакон был виртуозом в раскладывании орлецов. Иногда он их раскладывал непосредственно перед архиереем, совершающим каждение, с мастерством и такой ловкостью, которая не позволяла ему попасть на ноги. Потом, конечно же, был разнос с иподиаконским составом за то, что прозевали вовремя расстелить орлецы, и он, рискуя собой, должен был решать эту проблему.

С благодарностью отцу Владимиру вспоминаю время моей иподиаконской юности, хотя, повторю, во взаимоотношениях с ним не все было безоблачно, но школа, к которой я был причастен, оказалась весьма полезной. Позднее я узнал причину его нервного состояния. У них с супругой Алевтиной был сын Сергей. Он был нездоров психически. Будучи буйным, он доставлял родителям массу сложностей. Потому для них светом в окне было пребывание в храме. Теперь я думаю, что ежедневное раннее прибытие отца Владимира в храм задолго до литургии позволяло ему немного прийти в себя от эмоционального стресса, в котором он жил, сосредоточиться на предстоящем богослужении.

С его уходом из жизни закончилась эпоха бессменного старшего иподиакона, школу которого прошли многие поколения нашего духовенства.

Схиархимандрит Михаил (Михаил Культяпка)

ростов на дону главный собор. Смотреть фото ростов на дону главный собор. Смотреть картинку ростов на дону главный собор. Картинка про ростов на дону главный собор. Фото ростов на дону главный собор Случалось ли вам общаться с людьми не от мира сего? Нет, не с теми, кто и по сей день пытается казаться тем, кем не является. Таких много… А с тем, кого в старину называли «странниками», «юродивыми»…

Такого человека мне посчастливилось встретить в своей жизни. Впервые встретив его, кроме страха, я не испытал ничего. Итак, по порядку.

Впервые встретив его, кроме страха, я не испытал ничего

Все началось с похода в воскресный день на рынок, куда меня регулярно брала бабушка. Хоть я был маленьким, но сумку – а то и две – мне приходилось нести за бабушкой, которая с ловкостью ледокола прочесывала ряды с базарными товарами и пререкалась с продавцами.

Эта повинность была неминуема и занимала очень много времени. Рынок, как и сейчас, располагался на Соборной площади.

Кафедральный собор с покрашенными зеленой краской куполами всегда меня привлекал. Но в семье никто туда не ходил, поэтому попасть внутрь не представлялось возможным. И вот однажды, в один из походов на рынок, бабушка принимает волевое решение зайти в храм. Когда она вслух сообщила о предстоящем посещении, я усомнился в том, что с ней все в порядке. Аргументом стало: «Надо поставить свечи, чтобы у бабушки ноги не болели и чтобы все было хорошо!» Это была волнительная минута, так как церковное пространство мной еще не было изведано, но тяга к исследованию оного была велика.

ростов на дону главный собор. Смотреть фото ростов на дону главный собор. Смотреть картинку ростов на дону главный собор. Картинка про ростов на дону главный собор. Фото ростов на дону главный собор В притворе мне были вручены свечи, которые я должен был поставить Божией Матери, Николаю Угоднику и Пантелеимону Целителю. Также было изложено, что я должен был попросить у святых, так как детская молитва – особо действенная. С бабушкиным заданием я вступил в собор. Трудно передать ощущения, которые тебя захватывают в такие моменты основательно, целиком. Все мои рецепторы – обонятельные, слуховые, зрительные – были напряжены до предела. Итак, будущий пионер был всецело пленен храмом…

Это была воскресная литургия, народу было много. Через головы старушек мне удалось разглядеть сидящего в кресле пожилого человека в «короне» (митре). Я даже не успел спросить бабушку, как она сама сообщила мне, что это «главный поп». И да, как оказалось, это действительно был архиепископ Иоасаф (Овсянников).

Потом, помню, мы продвигались вглубь к подсвечникам, и вдруг… О Боже! Мы наткнулись на того, кто в снах потом мне являлся еще очень долгое время. Это был гном, или карлик, а может, и то и другое. Он сидел на складном стуле в одежде до пола. Огромная борода и взгляд, от которого можно ненадолго потерять способность говорить.

Потом все начали петь «Верую», и тут – запел он. Он пел невероятно эмоционально, громко, басом, при этом выкатывал глаза и широко крестился. Надо сказать, что чувства сковавшего меня страха и вместе с этим любопытства не давали мне отвести от него взгляд.

Бабушка вывела меня из оцепенения, одернув, так как надо было идти. Но «карлик» нас остановил и сказал, что ходить сейчас нельзя. Его «нельзя» для моей бабушки было несущественным, и мы продолжили продвигаться. Его обращение к нам мне казалось чем-то из ряда вон выходящим, будто оживший сказочный герой покинул свой вымышленный мир, чтобы что-то важное нам сообщить.

Потом, помню, долго вспоминал этого человека, и бабушка сказала, что для впечатлительного ребенка подобные походы в церковь не нужны.

Это было мое первое впечатление от знакомства с отцом Михаилом.

Спустя годы я стал прихожанином собора, затем меня пригласили в алтарь. Там было средоточие моей жизни. Первые послушания, начиная с уборки, воспринимались как особый дар. Но самым «интересным» и «познавательным» в это время были люди! Они были разными. Кто-то был эмоциональным, кто-то – флегматичным, с разными характерами и представлениями о жизни. Но всех их объединяла Церковь и наш Ростовский собор.

Кто-то был эмоциональным, кто-то – флегматичным, с разными характерами и представлениями о жизни. Но всех их объединяла Церковь и наш Ростовский собор

Вот здесь-то, в алтаре Ростовского кафедрального собора, мне и довелось вновь встретить отца Михаила. Он уже не вызывал во мне трепета и ужаса. К нему у меня сформировались два чувства: глубокого почтения и интереса. Бывал в алтаре он нечасто, так как много ездил по монастырям и храмам. Как правило, бывал на богослужениях, которые возглавлял митрополит Владимир (Сабодан). У них были очень добрые взаимоотношения. Часто после службы владыка приглашал отца Михаила в свое авто, и они ехали домой к архиерею на трапезу. Кажется, что его тогда знали все в нашей Русской Церкви…

Так вот, появление в алтаре отца Михаила всегда привлекало внимание. Он входил в алтарь в своей черной бархатной рясе с нашитыми на нее огромными пуговицами, как у Пьеро из сказки. А вместе с ним в алтарь громко врывался аромат розового масла «Болгарская роза». В то время это масло было дефицитным, но у отца Михаила его было, видимо, запасено немало, и он обильно умащал себя им.

На службах он также активно выходил читать Апостол. Это было действо, которое приковывало всеобщее внимание. Он выходил из алтаря вразвалку, буквально перекатываясь, высоко держа книгу. Начинал чтение «с низов», явно получая сам удовольствие от того, как читает. После чтения интересовался произведенным им эффектом. Он был, наверное, одним из немногих, кто мог со свойственным ему юродством говорить «ты» соборному архидиакону Иоанну, что выводило отца Иоанна из себя. Но их словесная перепалка не выходила за пределы допустимого. Вслед уходящему протодиакону отец Михаил мог прогудеть басом какую-то фразу, но отец Иоанн не обращал внимания, проходя гордо, не удостаивая его вниманием.

Периодически Михаил «Культяпка» путешествовал по святым местам необъятного Союза.

Возвращаясь к дням смерти Патриарха, могу сказать, что ощущалось всеми верующими ожидание чего-то масштабного и очень важного. Должно было состояться избрание на вдовствующий престол нашей Церкви. И, естественно, все, начиная от настоятеля нашего собора и заканчивая свечницами, надеялись увидеть Патриархом нашего владыку. Но Бог определил иначе: был избран митрополит Ленинградский Алексий.

Но вернемся к нашему отцу Михаилу. Где он был в эти судьбоносные для Церкви дни? Конечно, в самом центре событий! Как рассказывали, он был в лавре. После избрания Патриарха была трапеза для участников Собора. Вот во время этой трапезы отец Михаил и скончался.

Началась долгая история с его погребением. Духовные чада решили везти тело в Псково-Печерский монастырь, чтобы захоронить в пещерах. Но сделать им не удалось так, как запланировали. Через время (около недели прошло) его привезли в Ростов, где его и отпел отец Олег Добринский в Преображенском приделе Кафедрального собора. На отпевании было немного людей. Так вот тихо-тихо ушел странник в последний свой путь, в финальный пункт назначения – в вечность…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *