ростов монастырь свято яковлевский монастырь
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь запись закреплена
31 ОКТЯБРЯ. ВОСКРЕСЕНЬЕ.
16:45 Вечерняя служба (Яковлевский храм).
Показать полностью.
1 НОЯБРЯ. ПОНЕДЕЛЬНИК.
6:30 Братский молебен. 8:00 Литургия (Яковлевский храм).
16:45 Вечерняя служба (Яковлевский храм).
2 НОЯБРЯ. ВТОРНИК.
6:30 Братский молебен. 8:00 Литургия (Яковлевский храм).
16:45 Вечерняя служба (Яковлевский храм).
3 НОЯБРЯ. СРЕДА.
6:30 Братский молебен. 8:00 Литургия (Яковлевский храм).
16:45 9-й час. Всенощное бдение
(Димитриевский собор).
4 НОЯБРЯ. ЧЕТВЕРГ. ПРАЗДНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.
8:20 Утренние молитвы. Часы. 9:00 Литургия (Димитриевский собор).
16:45 Вечерняя служба с великим славословием (Яковлевский храм).
5 НОЯБРЯ. ПЯТНИЦА. АПОСТОЛА ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ ПО ПЛОТИ.
6:30 Братский молебен. 8:00 Литургия (Яковлевский храм).
16:45 Заупокойная вечерняя служба (Яковлевский храм).
6 НОЯБРЯ. СУББОТА. ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА.
7:20 Утренние молитвы. Часы. 8:00 Литургия (Яковлевский храм).
16:45 9-й час. Всенощное бдение
(Димитриевский собор).
7 НОЯБРЯ. ВОСКРЕСЕНЬЕ. НЕДЕЛЯ 20-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
8:20 Утренние молитвы. Часы. 9:00 Литургия (Димитриевский собор).
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь запись закреплена
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь запись закреплена
Краски осени во всём великолепии в Спасо-Яковлевском монастыре Ростова Великого.
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь запись закреплена
Последняя неделя была наполнена встречами, знакомствами, прогулками, экскурсиями и в целом яркими впечатлениями на фоне золотой осени в Ростове Великом. Наши финалисты начали приезжать с 28 сентября. Задачей с нашей, принимающей, стороны было их принять, накормить, обогреть и зарядить положительными эмоциями. Таким образом мы хотели отблагодарить художников и скульпторов за их произведения, преподнесенные в качестве дара в музей Спасо-Яковлевского монастыря.
В музее, где на мольбертах были выставлены работы, вышедшие в финал конкурса, все их авторы были награждены дипломами и благодарностями наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря игумена Августина, а также памятными подарками о Ростове и нашем монастыре.
Здесь же я провела небольшую экскурсию о том, какие планируются экспозиции в монастырском музее и как в них будут представлены работы участников конкурса «Не солгать на святого».
Замечательная неделя, проведённая с интересными и приятными людьми. На этом наше сотрудничество не заканчивается.
Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь
Мiръ Россия Ярославская область Ростов Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь
Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь был основан в 1389 г. святителем Иаковом, Ростовским епископом. Обитель расположена на юго-западной стороне города, на берегу озера Неро, вдоль которого раскинулся весь Ростов.
Содержание
История [ править ]
История ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря насчитывает более 600 лет. На разных этапах своего существования он менял свой статус: с середины XVII в. — был приписан к Ростовскому архиерейскому дому; во второй половине XVIII в. — получил титул ставропигии и поступил в ведомство Святейшего Синода; с последней четверти XIX в. — служил резиденцией викарных архиереев Ярославо-Ростовской епархии; в настоящее время является обителью, возглавляемой ярославским владыкой.
Название Яковлевского монастыря с течением времени также неоднократно изменялось. При основании он был назван Зачатиевским. Впоследствии за ним прочно закрепилось имя его основателя, св. Иакова, и на протяжении многих столетий монастырь назывался Яковлевским. В первой четверти XIX века, в память о присоединенной Спасо-Песоцкой обители и в знак уважения к святителю Димитрию Ростовскому, монастырь получил имя Спасо-Яковлевский Димитриев.
Основан свт. Иаковом в 1389 году. Епископ Иаков скончался в 1392 г. и был погребен у северной стены Зачатиевского храма новой обители, «в церкви сей за левым крылосом». По прошествии времени у гроба святителя начали происходить чудотворные исцеления. Свт. Иаков был причислен к лику святых на Соборе 1569 г.
Яковлевская обитель располагалась по соседству с мужским Спасо-Песоцким монастырем. Он был основан еще в XIII в. ростовской княгиней Марией (†1271), женой князя Василько Константиновича, погибшего 4 марта 1238 г. в битве с татарами на реке Сить. Княгиня Мария после смерти мужа правила Ростовским княжеством. С ее именем связано возобновление местного летописания. Княгиня Мария и ее младший сын Глеб были похоронены в соборе Спасского монастыря.
Почти четыре столетия Яковлевская и Спасо-Песоцкая обители стояли рядом. Во второй половине XVIII в. эти два монастыря составили единое целое, причем более древний и богатый Спасский был присоединен к Яковлевскому.
В начале XVII в. Яковлевский монастырь наделяется землей: в 1624 г. царь Михаил Федорович жалует игумена Павла с братией вотчинами в Порецком стане Ростовского уезда и рыбной ловлей на реке Вексе. На протяжении XVII столетия земельная собственность монастыря растет, ростовские писцовые книги фиксируют в составе его вотчины 18 пустошей, в которых насчитывалось 34 дворовых места. На эти владения в 1679 г. монастырю была дана жалованная грамота царя Федора Алексеевича.
Долгие годы как ценная памятная реликвия в обители сохранялся небольшой четырехпудовый колокол, называемый «Царским», который был пожалован царем Алексеем Михайловичем в 1652 г., в память о кончине московского патриарха Иосифа.
Значительный перелом в истории обители последовал в середине 50-х годов XVII столетия, когда по воле ростовского митрополита Ионы она была приписана к архиерейскому дому. Митрополит Иона Сысоевич, возглавлявший Ростовскую епархию в 1652-1690 гг. — известный церковный деятель, видный иерарх, создатель каменного ансамбля Ростовского архиерейского дома.
Для Яковлевского монастыря получение статуса приписного имело огромное значение, поскольку без всякого преувеличения это сохранило его жизнь. В то время небольшой, небогатый и неизвестный Яковлевский монастырь едва сводил концы с концами. Присоединение к архиерейскому дому обеспечило ему материальную поддержку, поскольку все приписные монастыри содержались за счет владычной кафедры.
В 1752 г. в Яковлевском монастыре произошло обретение мощей свт. Димитрия Ростовского. При гробе святителя начали совершаться чудотворения. О первых исцелениях, случившихся в Яковлевском монастыре, митрополит Арсений сообщил в Синод уже через три недели после открытия мощей. Исцеления именем Димитрия, по молитве к нему, происходили не только в Ростове, но и по всей России. Слепые прозревали, расслабленные начинали ходить, тяжелые недуги, годами мучившие людей, отступали. «Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче», — поет Церковь святителю Димитрию.
Императрица Елизавета Петровна пожертвовала обители серебряную раку весом в десять с половиной пудов и стоимостью около 13 тысяч рублей, а также дорогое облачение из золотой парчи. Но государыня умерла, не успев передать дары в монастырь. На торжествах положения мощей свт. Димитрия в новую серебряную раку, проходивших в Ростове в мае 1763 г., присутствовала императрица Екатерина II.
Канонизация свт. Димитрия Ростовского в корне изменила существование Яковлевского монастыря. Прежде всего, она сохранила ему жизнь. Обитель благополучно пережила монастырскую реформу 1764 г., при которой значительное число монастырей и пустынь было упразднено или оставлено без средств к существованию. Именным распоряжением императрица Екатерина запретила упразднение Яковлевского монастыря по причине того, что он хранил мощи святителя Димитрия. Поначалу он был утвержден заштатным, то есть, оставлен без государственной поддержки, но продолжалось это недолго, до марта следующего года.
Новый период истории Яковлевского монастыря открывается в начале марта 1765 г., когда именным высочайшим указом он был удостоен титула ставропигии, благодаря чему вышел из системы епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода.
Во второй половине XVIII в. монастырский ансамбль заново отстраивается в камне: на месте деревянных строений возводится ограда с башнями, сооружаются жилые и хозяйственные корпуса, воздвигаются колокольня и новый храм.
В конце XVIII столетия был построен новый монастырский собор — огромный и величественный храм свт. Димитрия Ростовского, а в 30-х годах XIX в. — церковь свт. Иакова Ростовского.
С середины XIX в. Спасо-Яковлевский монастырь выглядел таким, каким мы можем видеть его сейчас. Высокая ограда с угловыми и надвратными башнями окружает парадный двор. В ряд расположены три храма. Напротив них, также в ряд, — двухэтажные келейные корпуса. По центру восточной стены ограды, над святыми вратами, — колокольня. За линией келейных корпусов — хозяйственный двор, огражденный невысокой стеной, на котором возвышается Спасо-Преображенский храм. Все строения монастыря — каменные, массивные, величественные.
В советское время обитель был закрыта. В ее помещениях располагались склады, военные базы, детский сад. Обитель была возвращена Церкви в 1991 году. Решением Священного Синода от 7 мая 1991 года по рапорту архиепископа Ярославского и Ростовского Платона (Удовенко) монастырь был возобновлен. Первое после долголетнего перерыва богослужение состоялось в Спасо-Яковлевском монастыре 7 апреля 1991 года.
4 июня 1991 года Ростовский музей передал Спасо-Яковлевскому монастырю мощи святителя Димитрия. В конце того же года в обитель из музея были переданы мощи преподобного Авраамия, основателя древнейшего ростовского монастыря — Богоявленского Авраамиева.
С 2003 года на территории монастыря находится Ярославское духовное училище. 1 августа 2004 г. в Спасо-Яковлевском монастыре открылся первый в области Православный миссионерский центр. Также при обители действует Православный медицинский центр во имя святителя Димитрия Ростовского.
дин из новых информационных стендов, установленный с северной стороны Димитриевского собора, повествует о истории, святынях, храмах и праздниках нашей обители.
«Хотя и незначительными кажутся кому-либо иноческие молитвы, однако весь мир укрепляют… Отними от христианского мира чин иноческий, как от лозы виноградной сухой и бесплодный кол, что тогда станется с миром, сами судите!» (Свт. Димитрий Ростовский)
Эта обитель всегда имела и в наши дни продолжает сохранять особое качество, которое выделяет ее среди других монастырей – это святительская обитель.
Основателем монастыря является святитель Иаков (†1392), возглавлявший Ростовскую кафедру в конце XIV века, но подлинный расцвет этой обители связан с именем святителя Димитрия (†1709), митрополита Ростовского, управлявшего епархией в начале XVIII века. Еще при жизни он избрал монастырь местом своего упокоения. Обретенные через 42 года после кончины мощи свт. Димитрия стали главной монастырской святыней. После его канонизации в 1757 году обитель стала самой почитаемой и посещаемой в Ростове.
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь был и остается крупным духовным центром нашей страны.
Монастырь неоднократно посещали члены царствующей фамилии, представители высшей знати и церковной иерархи, не говоря о многочисленных паломниках со всей России и других славянских стран.
мощи свт. Иакова Ростовского (XIV в.)
мощи свт. Димитрия Ростовского (†1709 г.)
келейный образ святителя Димитрия – чудотворная Ватопедская икона Богородицы «Отрада» или «Утешение»
частицы мощей прп. Авраамия Ростовского (XI в.)
частицы мощей преподобных Киево-Печерских угодников и других святых
почитаемое изображение праведных Богоотец Иоакима и Анны (фреска XVII в.)
иконы Божией Матери «Умиление-Ростовская» (прославлена в 1911 г.) и Шестоковская (прославлена в сер. XVIII в.)
Главные праздники монастыря:
4 октября и 10 ноября – дни памяти свт. Димитрия Ростовского
10 декабря – день памяти свт. Иакова Ростовского
22 декабря – Зачатия праведной Анны Пресвятой Богородицы
3 февраля – Ватопедской иконы Божией Матери
Древнейшее сооружение монастыря – Зачатиевский собор, построенный в 1686/87 г. по воле и на средства митрополита Ионы Сысоевича, знаменитого строителя Ростовского кремля (архиерейского дома). При нем же собор был расписан.
Огромный и величественный Димитриевский храм, возведенный на средства графа Н.П. Шереметева в 1795-1801 гг., являет собой лучший образец провинциального классицизма.
Храм свт. Иакова Ростовского построен в 1824-1834 гг. на пожертвования графини А.А. Орловой-Чесменской и освящен святителем Филаретом (Дроздовым) митрополитом Московским в 1835 г.
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь в Ростове Великом Епархиальные монастыри РПЦ
История
На протяжении трех первых столетий Яковлевский монастырь не имел каменных сооружений, все его строения были деревянные. В летописях сохранились упоминания о том, что дважды монастырь подвергался разорению. В первый раз – вскоре после своего основания, в 1408 г., при нашествии на Ростов татарского хана Едигея, а вторично – двести лет спустя, в 1608 г., во время польско-литовской интервенции.
В XVII столетии земельная собственность монастыря растет, ростовские писцовые книги фиксируют в составе монастырской вотчины 18 пустошей, в которых насчитывалось 34 дворовых места. На эти владения в 1679 г. монастырю была дана жалованная грамота царя Федора Алексеевича.
В середине 50-х годов XVII столетия последовал именной указ царя Алексея Михайловича о приписке Зачатиевского Яковлевского монастыря к Ростовскому архиерейскому дому, на что была дана благословенная грамота патриарха Никона. В царском указе прямо обозначена причина присоединения − “для того, что Иякова епископа мощи лежат в том монастыре, а в Ростове де в соборной церкви был он Ияков епископ, сопрестольник Ростовским чудотворцам». В кафедральном Успенском соборе при архиерейском доме покоились мощи четырех ростовских святителей: епископов Леонтия, Исайи, Игнатия и архиепископа Феодора. Мощи их сопрестольника, епископа Иакова находились под спудом в соборной церкви Яковлевского монастыря. Именно это обстоятельство и явилось главным обоснованием присоединения этой обители к архиерейскому дому.
К концу XVII столетия Яковлевский монастырь имел следующий облик. Деревянная ограда окружала небольшой по размерам монастырский двор, на котором возвышался каменный пятиглавый Троицкий храм с шатровой колокольней. Около северной стены ограды стояли каменная трапеза и деревянные кельи; за монастырской стеной располагались дворы служителей.
XVIII столетие в истории Зачатиевского Яковлевского монастыря отмечено знаменательными событиями, круто изменившими его последующую судьбу. Они связаны с именем ростовского митрополита Димитрия (1702-1709).
Вопреки церковной традиции, согласно которой местом захоронения епархиального владыки должен служить кафедральный храм, митрополит Димитрий в своем завещании определил местом своего упокоения ударенный от центра города Яковлевский монастырь, назвав храм, в котором покоились мощи святителя Иакова, гонимого при жизни и прославленного после смерти Ростовского чудотворца. В 1709 г., в ночь на 28 октября, спустя день после своего тезоименитства, митрополит Димитрий скончался. 25 ноября тело святителя было перенесено в Яковлевский монастырь и предано земле в соборном храме.
В 1746 г., 6 июня, из Ростовской духовной консистории в Яковлевский монастырь был прислан указ об учреждении в монастыре общей трапезы, из чего следует, что до тех пор в обители действовал необщежительный устав.
В 1752 г. в Яковлевском монастыре были обретены мощи святителя Димитрия Ростовского.
Новый период истории Яковлевского монастыря открывается в начале марта 1765 г., когда именным высочайшим указом императрицы Екатерины II он был удостоен титула ставропигии, благодаря чему вышел из епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода. Следует подчеркнуть, что столь высокого положения достигали лишь избранные русские монастыри. Знаменательно, что ставропигиальным Яковлевский монастырь стал одновременно с прославленной обителью Русского Севера − Соловецким монастырем.
26 марта 1765 г. Яковлевский монастырь был причислен к монастырям второго класса, что гарантировало ему стабильное государственное содержание. Сообразно статусу второклассного монастыря, он ежегодно получал от казны около полутора тысяч рублей.
В тот же день, 26 марта, настоятелем монастыря был утвержден архимандрит Павел, переведенный из Новгородского Духова монастыря. С этого времени все последующие настоятели имели сан не ниже архимандрита.
В последней четверти XIX в. Спасо-Яковлевский монастырь получает новый статус. В 1888 г. он возвращается в епархиальное ведомство и становится резиденцией викарных епископов.
На основании советского декрета “О музейном имуществе” от 10 октября 1918 г. Спасо-Яковлевский монастырь “как первоклассный памятник древнерусского искусства в целом, со всеми находящимися в нем зданиями, представляющими историко-художественное значение, а также и предметами церковной утвари художественно-археологической ценности” поступил в ведение Музейного отдела Наркомпроса. Наблюдение за состоянием памятников Яковлевского монастыря возлагалось на сотрудников Ростовского музея.
В апреле 1920 г. по решению X Ростовского уездного съезда советов в городе было произведено вскрытие мощей святых.
В 1920-е годы Спасо-Яковлевский монастырь, фактически, оставался действующим, хотя и существовал в виде церковно-монастырской общины. В двух монастырских храмах – теплом Яковлевском и холодном Димитриевском, богослужение продолжало совершаться до конца двадцатых годов. Закрытие монастырских храмов в 1929 г. означало окончательное упразднение Спасо-Яковлевского монастыря.
В середине 1980-х годов ансамбль Яковлевского монастыря, за исключением жилых сооружений, был передан Ростовскому музею. Бывшая обитель официально открылась для посещения экскурсантов. За это время территория внутри монастырской ограды и помещения храмов по мере возможности, приводились в порядок. Однако, монастырь недолго оставался музейным филиалом. В 1991 г. он был возвращен православной церкви и вновь стал действующим.
Монастырское богослужение было возобновлено на св. Пасху, 7 апреля 1991 г. В храме св. Димитрия Ростовского служил настоятель Ростовского Успенского собора игумен Сильвестр. Первым наместником Спасо-Яковлевского монастыря стал архимандрит Евстафий, управлявший обителью восемь лет и достигший значительных успехов в ее восстановлении. В настоящее время Преосвященнейший епископ Евстафий возглавляет Читинскую и Забайкальскую епархию.
По монастырскому уставу в Спасо-Яковлевском монастыре ежедневно проводятся богослужения. Круглогодично для служб открыта церковь св. Иакова Ростовского, в теплое время года используется храм св. Димитрия Ростовского.
В настоящее время в составе братии – пятнадцать человек: наместник, четыре иеромонаха, четыре иеродиакона, два монаха и четыре послушника. В мае 2003 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, Архиепископа Ярославского и Ростовского решением Священного Синода наместником обители назначен иеромонах Серафим. C октября 2009 наместником назначен игумен Савва. Монастырским духовником является ростовский благочинный архимандрит Сильвестр.
С 2003 г. на территории монастыря по благословению владыки Кирилла размещено Духовное училище, в котором обретают знания и воспитываются будущие пастыри Русской Православной Церкви. Архиепископ Верейский Евгений, ректор Московской духовной академии, при посещении Яковлевского монастыря в октябре 2003 г. и знакомстве с семинарией, оставил в книге посетителей такую запись: «Духовная школа, нашедшая здесь приют, надеемся, будет укрепляться из года в год, а братия будет этому помогать».
Спасо-Яковлевская обитель открыта для паломников, все желающие могут посетить ее, для организованных паломнических групп проводятся экскурсии. Монастырь располагает возможностью для приема тех, кто хотел бы побывать здесь и помочь своими трудами возрождающейся обители.
Содержание монастыря, поддержание его памятников в должном состоянии, развитие монастырского хозяйства требуют немалых усилий и значительных средств. Возрождению монастыря способствуют каждодневный труд и неустанные молитвы братии.
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Пещерный храм Воскресения Христа был основан епископом Иосифом в подвальном помещении храма св. Иакова. Освящен в 1912 г. на Пасху. В Воскресенском храме было устроено точное по размерам подобие Гроба Господня, придел Ангела, темница Спасителя, а сам храм был расписан на тему Страданий и Воскресения Христа. Также в храме было устроено подобие Вифлеемской пещеры. Все внутреннее убранство храма к настоящему времени утрачено. Но здесь находится погребение основателя монастыря святителя Иакова Ростовского. До закрытия обители в конце 1920-х годов в храме успели послужить некоторое время. Здесь служили в Великую Пятницу чин выноса Плащаницы, а также служили вечером в 1-й день Пасхи.
Построен ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем в лето 1686/87 года на месте, где был построен первый деревянный храм основателем обители свт. Иаковом Ростовским. Тогда же и расписан артелью известных ярославских мастеров. Сейчас храм внутри пребывает на реставрации, стоят леса. В день престольного праздника здесь служат молебен святым праведным Богоотцам Иоакиму и Анне, также им служат здесь молебен каждый четверг. Молебны служатся у почитаемой фрески святых Иоакима и Анны, являющейся храмовой иконой и находящейся в первом ряду каменного иконостаса XVII в.
Построен в период 1795 — 1801 гг. Классицизм. Архитекторы А.Ф. Миронов и Г.Е. Дикушин, крепостные графа Шереметева. Большая часть средств на постройку была пожертвована графом Николаем Петровичем Шереметевым. Шереметевы считали свт. Димитрия Ростовского святым покровителем своего рода. Своего единственного сына граф Николай Петрович назвал Димитрием в честь ростовского святителя. В настоящее время в храме проходят все воскресные и праздничные богослужения, а также по вторникам молебны святителю Димитрию Ростовскому, по средам — у Ватопедской иконы Божией Матери.
Строительство начато в 1824 году и велось в основном на средства графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. Храм освящен в 1836 г. святителем Филаретом, митрополитом Московским. Стиль классицизм. В настоящее время в храме проходят ежедневные будние богослужения, а также каждый понедельник молебен свт. Иакову Ростовскому у его мощей.
Богослужение в монастыре
Служение
Старый, дореволюционный Спасо-Яковлевский монастырь был известен не только своими святынями. Например, здесь был свой музей, хранивший реликвии, связанные со Свт. Димитрием Ростовским и замечательными личностями обители. Посетить музей мог любой паломник и гость монастыря.
В обители была представительная библиотека, начавшая формироваться во второй половине XVIII столетия, в связи с прославлением Свт. Димитрия. Особую ценность ее составляли, конечно, книги из богатого собрания самого Святителя, с его личными пометами и записями. В монастырскую библиотеку их попало немного, так как основная часть книг Свт. Димитрия по его кончине была увезена в Синодальную библиотеку.
Тем более хранимо и опекаемо было в обители то, что осталось здесь, и было связано с личностью про-славленного Ростовского владыки. Ценные вклады в монастырскую библиотеку делали и просвещенные настоятели обители, завещая сюда по кончине свои книжные собрания.
Свыше полутора веков монастырский музей и библиотека располагались в обширном, светлом помещении под куполом Яковлевского храма. Большое полукруглое витражное окно, занимающее всю северную стену этого помещения, высокий сводчатый потолок, покрытый фресками, массивные старинные шкафы создавали здесь свою, особую атмосферу.
К сожалению, нет теперь монастырского музея, нет той богатой библиотеки, славившейся своим собранием, – все это пострадало в годы гонений: что-то попало в музеи, что-то исчезло навсегда. Тем не менее, когда возникла мысль создать в обители библиотеку для общегородского пользования, место ей было определено сразу – помещение старой монастырской библиотеки под куполом храма Святителя Иакова. Так была возрождена одна из традиций обители.
В настоящее время библиотека монастыря насчитывает порядка 6.000 книг, распределенных по 26-ти тематическим разделам, которые охватывают широкий круг тем, связанный с церковной жизнью, историей, искусством, богословием, беллетристикой. Есть также два дополнительных раздела: это книги по сельскому хозяйству и сельскохозяйственной технике. Церковная периодика представлена такими популярными журналами как: «Фома» (для сомневающихся), «Нескучный сад» (о православной жизни и делах милосердия), «Славянка» (для женщин), «Наследник» (для молодежи). Ознакомиться с церковными событиями, происходящими в нашей области, можно в «Ярославских епархиальных ведомостях». К тому же, в этой газете постоянно печатаются содержательные очерки по истории нашего края. Кроме книг в библиотеке имеется несколько сотен наименований видео и аудиодисков. Среди этих последних есть аудиокниги и проповеди известных священников нашего времени, пользующиеся большой популярностью.
Не все книги могут быть выданы на руки. Для этого в помещении библиотеки устроены места для чтения, к которому так располагает тишина монастырских стен. К тому же здесь оборудован видеоцентр, где на большом эк-ране можно просмотреть любой из фильмов, представленных в видеотеке. Организованные просмотры планируется проводить регулярно каждое воскресенье и в большие праздники по окончании литургии. Видеоцентр был оборудован по просьбе пожилых прихожан обители, большая часть из которых не имеет возможности смотреть дома фильмы на современных электронных носителях.
Услугами монастырской библиотеки сейчас пользуются свыше 500 человек, но мы ждем новых читателей, тех, кто хотел бы открыть для себя мир Православия во всем его многообразии