ростов монастырь рождества пресвятой богородицы
Контакты
Рождественский монастырь с Божией помощью восстанавливается малыми силами насельниц обители во главе с игуменией Афанасией. Не обделена обитель и Богом данными благодетелями. Каждый день за богослужением возносятся молитвы за благотворителей и благоукрасителей, за всех, кто помогает древнему ростовскому монастырю.
Всем желающим помочь в возрождении Дома Пресвятой Богородицы сообщаем свой адрес и реквизиты.
Банковские реквизиты Рождества Богородицы женского монастыря г. Ростова Великого Ярославской области:
Местная религиозная организация «Рождества Богородицы женский монастырь г. Ростова Ярославской Епархии Русской Православной Церкви»
Адрес: 152151, Ярославская область, г. Ростов, ул.Советская площадь, д. 14.
Телефон: (48536) 6-35-83.
ОГРН: 1037602801807
ИНН: 7609012118
КПП: 760901001
КАЛУЖСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №8608 ПАО СБЕРБАНК
К/с: 30101810100000000612
БИК: 042908612
Р/с: 40703810977110100141
Настоятельница монастыря:
Игумения Афанасия (Силкина Анастасия Викторовна)
Телефон: 8 (48536) 6–35-83
Реставрация фресок Тихвинского храма
Просим вас о помощи в реставрации фресок Тихвинского храма.
Святыни монастыря
Едина еси всех Предстательница христиан, Богомати Пречистая, услыши наше моление, воззри на ны, Всепетая, спаси град и обитель Твою и озари стадо Твое зарею благодати Твоего заступления.
Из службы Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы. Канон, песнь 5-я
В XVIII- начале XX века в Ярославской и Ростовской епархии Тихвинская икона из Рождественского монастыря почиталасьнаравне с главной святыней Ростовского кафедрального Успенского собора — Владимирской иконой Пресвятой Богородицы. В древнем Ростове было несколько особо чтимых икон, но только с двумя из них, Владимирской и Тихвинской, совершались многодневные крестные ходы из Ростова в Ярославль. На иконах избранных ростовских святых часто встречается моление святых перед теми же иконами.
Крестные ходы с Тихвинской иконой в Ярославль были очень многолюдны. Когда начались эти народные шествия со святыней Рождественской обители — неизвестно. В 1736 году архиепископ Ростовский Иоаким крестный ход с Тихвинской иконой отменил, но благодаря настойчивости игумении Евдоксии через шесть лет, в 1742 году, крестный ход был возобновлен.
Крестный ход с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери отправлялся 1 августа и возвращался в Ростов 8 сентября, к престольному празднику Богородице-Рождественской обители. После Божественной литургии и молебна у Тихвинского образа крестный ход шел в Успенский собор, где совершался молебен. Затем крестный ход шел на озеро Неро для водоосвящения, совершаемого в этот день. После этого икону провожали в село Никола-Перевоз. В последующие дни крестный ход по пути в Ярославль останавливался в селах Макарово и Шопша.
В Ярославле после Божественной литургии в Никольском храме икону общегородским крестным ходом переносили в ярославский кафедральный Успенский собор, где она находилась до 26 августа. В эти же дни ее носили по домам жителей Ярославля. С 26 по 30 августа чудотворная ростовская святыня пребывала в ярославской Предтеченской церкви, а затем крестный ход шел с иконой обратно в Ростов, но не по большой дороге, а по проселочным, с заходом в села Лучинское, Высокое, Бурмасово, Еремейцево, Заячий холм, Унимерь, Старокобыльское, Великое село. 7 сентября крестный ход с Тихвинской иконой встречали в Ростовском Белогостицком монастыре. Возвращалась святыня в свою обитель к престольному празднику Рождества Пресвятой Богородицы — после ранней Литургии в Белогостицком монастыре крестный ход с иконой шел в Рождественскую обитель к поздней Литургии.
Во время большого крестного хода со святыней Богородице-Рождественской обители во всех селах священнослужители и жители встречали икону крестными ходами; в домах многих жителей совершали молебны перед чудотворным образом.
В шествии с ростовской Тихвинской иконой была одна особенность: в начале крестного хода, после службы в Успенском соборе, икону несли на озеро Неро (в летописях его называют Ростовским озером) для водоосвящения. В этом отражается историческая связь с чудотворной иконой, которая явилась на водах реки Тихвинки. Лиддская икона, с которой отождествлялась чудотворная Тихвинская, по воде совершала свои «хождения» из Византии в Рим и обратно. Сохранилась фотография водоосвящения на озере Неро во время крестного хода с Тихвинской иконой Божией Матери.
Ростовская святыня являлась списком с чудотворного Тихвинского образа (праздник 26 июня / 9 июля) — одной из наиболее почитаемых на Руси икон Божией Матери, святыни Тихвинского Свято-Успенского монастыря Новгородской епархии.
Воскресенская и Никоновская летописи, а также Сказание о Тихвинской иконе, составленное на рубеже ХV-Х VI столетий, сообщают, что икона явилась летом 1383 года рыбакам над водами Ладожского озера в окрестностях Новгорода. Икона несколько раз переходила с одного места на другое, наполняя земли благодатью, исцеляя людей и освящая места будущих храмов. Наконец она остановилась на берегу реки Тихвинки. Там для нее была сооружена церковь Успения Пресвятой Богородицы, а в 1560 году был устроен Тихвинский Свято-Успенский мужской монастырь.
С середины XVI века Тихвинский образ стали отождествлять с Лиддской иконой Пресвятой Богородицы (их иконография одинаковая). Лиддская икона Богоматери была написана в VIII веке с Нерукотворенного образа Божией Матери, явившегося на столпе храма в городе Лидде (недалеко от Иерусалима). Во времена иконоборческой ереси она чудесным образом приплыла в Рим из Константинополя и стала называться Римской, а после восстановления иконопочитания вернулась назад.
По другому преданию, Тихвинская икона отождествлялась с Влахернским образом Одигитрии, написанным евангелистом Лукой. Лиддский образ Пресвятой Богородицы и Одигитрия из Влахернского храма покинули Константинополь за 70 лет до падения Византийской империи в 1453 году. Лиддская икона, как и Одигитрия из Влахернского храма, чудесным образом была перенесена из страны, утратившей благочестие, в новый удел Пресвятой Богородицы — во Святую Русь. Русское государство рассматривалось как преемник духовных традиций Рима и второго Рима — Византии. Москва, просияв благочестием, стала третьим Римом, а четвертому не бывать — идея, высказанная псковским монахом Филофеем, была распространена в XVI веке. Тихвинская икона стала символом Русского централизованного государства. К всеобщему почитанию Тихвинской иконы присоединялось и почитание ее как хранительницы северо-западных рубежей Руси. В 1617 году в деревне Столбово, расположенной рядом с Тихвинским монастырем, был заключен Столбовский мир, прекративший войну между Россией и Швецией. Основание Петербурга, победа России в Северной войне со Швецией также связывали с верой в заступничество Божией Матери по молитвам перед Ее Тихвинской иконой.
Чудотворная икона была вывезена из Тихвина и из страны в 1941 году. С 1949 года икона находилась в Чикаго, а в июне 2004 года была возвращена в Россию и находится в соборе Тихвинского Успенского монастыря.
Когда появился Тихвинский образ Пресвятой Богородицы в Ростове — неизвестно, и едва ли когда-то мы узнаем доподлинную историю его появления здесь.
В Рождественской обители не существовало никакого предания о появлении здесь Тихвинской иконы. Поэтому первый исследователь истории Рождественского монастыря, отец Аристарх Израилев, в середине XIX века высказал предположение о том, что икона могла быть благословением основателя обители святителя Феодора и написана им с чудотворного Тихвинского образа, который только что, в 1383 году, явился на реке Тихвинке.
Есть основания высказать еще одно предположение. История почитания Тихвинской иконы в Рождественском монастыре в XVIII-XIX веках известна. О том, что икона была в обители и особо почиталась и в XVII столетии, говорит наличие пелен XVII века, выполненных в технике лицевого шитья и предназначавшихся для украшения чтимой иконы. Эти пелены хранятся в Ростовском музее.
Вероятнее всего, ростовский список с Тихвинской иконы был принесен из Тихвина, где в иконописной мастерской Тихвинского монастыря писали большое количество точных списков с чудотворной иконы.
В Ростовском музее хранится жемчужная риза с чудотворной иконы. Сохранились и два списка с нее, находившиеся прежде в обители, а в настоящее время пребывающие в ростовском храме во имя святителя Николая на Всполье (храм расположен на улице Гоголя).
Судьба почитавшейся в Рождественской обители Тихвинской иконы на сегодняшний день не известна.
Храмы
Центральный вход в монастырь — Святые ворота расположены под Тихвинской церковью со стороны Рождественской (ныне Советской) площади. Если смотреть на обитель от этих ворот, территория ее в плане представляет собой прямоугольник, по сторонам которого расположены монастырские здания и строения. С южной стороны расположен собор Рождества Пресвятой Богородицы, с противоположной стороны от собора — Тихвинская церковь. Восточная и западная стороны монастыря застроены двухэтажными зданиями келлий. Часть сооружений монастыря не видна от Святых ворот, они расположены вокруг Рождественского собора. Самое крупное из них находится с восточной стороны, за Рождественским собором — это настоятельский корпус. Центром архитектурного ансамбля монастыря и всей жизни обители является Рождественский собор.
Кирпичный собор на высоком подклете, построен 1652–1690 гг. Бесстолпный одноглавый трёхапсидный четверик с обширной одностолпной трапезной и отдельным одноглавым объёмом северного Космодамианского (с 1772 года — Троицкого) придела. В 1817 году шатровая колокольня заменена новой в стиле классицизма. В период 1700–1743 гг. в подклете устроен тёплый храм Алексия, человека Божия, с приделом Димитрия Ростовского (1794). Храм закрыт в 1926 г., передан музею, позже до 1989 года занят городским архивом. В 1960-х при реставрации восстановлено позакомарное завершение фасадов и разобрана колокольня. В 1997 году в сложном техническом состоянии передан верующим. В настоящее время в соборе ведутся реставрационные работы, требуется укрепление фундаментов. В соборе сохранились росписи 1715.
Первые три столетия собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, как и все другие строения монастыря, был деревянным. Каменное здание Рождественского собора, самое раннее сооружение в архитектурном ансамбле обители, было построено в конце XVII века. По традиции собор воздвигнут на месте древнего деревянного.
Собор был возведен митрополитом Ростовским Ионой, который в бытность свою Ростовским архиереем (1652–1690) построил не только знаменитый Архиерейский дом, ныне называемый Ростовским Кремлем, но и заменил деревянные соборы ростовских монастырей каменными.
Рождественский собор — один из наиболее стройных и живописных храмов Ростова. Основное здание в плане представляет собой четверик, увенчанный главой луковичной формы. С северной стороны к четверику примыкает придельный храм с одной главой. Он ниже основного здания и меньших размеров.
От западной стены собора идет горизонтально вытянутое здание трапезы. Особую пространственную пластичность всему комплексу придают разные уровни крыш самого храма, придела, абсид и трапезы. Стены основного здания храма завершаются декоративной аркатурой с килевидной закомарой. Ряд килевидных кокошников украшает барабаны глав четверика и придела. Высокие дымники (печные трубы) над алтарем придела и трапезы естественно входят в общий живописный образ Рождественского собора.
Сегодня купола собора и его придела покрыты белой жестью. Глава собора украшена в виде чешуи благодаря особому креплению листов железа, а также звездами, покрашенными охрой. Тонкие цветовые соотношения белых стен собора, светлых жестяных крыш, охры крестов, звезд и подзоров внизу куполов, флюгеров на дымниках придают дополнительные оттенки убранству храма. В середине XIX века купол собора был покрашен «медянкой», ярким зеленым цветом, купол придела был покрыт белой жестью. В конце XIX века купола перекрасили в синий цвет, после реставрации 1960-х годов главный купол собора украсили золотыми звездами.
В XIX веке в соборе Рождества Пресвятой Богородицы было четыре престола: два — на первом этаже и два — на втором. Главный престол находился на втором этаже храма. С северной стороны к главному храму примыкал придел во имя Живоначальной Троицы. Со времени построения храма этот придел был освящен во имя мучеников Космы и Дамиана. Уже в середине XVIII века Космо-Дамиановский придел пришел в запустение. Монахиня Надежда, в миру Наталия, дочь стольника Ивана Андреевича Дашкова, при своей кончине завещала 1012 рублей на возобновление придела Космы и Дамиана с условием переосвящения его во имя Живоначальной Троицы. Завещание монахини Надежды с благословения Преосвященного Афанасия было исполнено. Троицкий придел освятили в 1772 год. Иконостас в Троицком приделе был столярной работы, золоченый.
У западной стены Рождественской храма и Троицкого придела располагалась трапезная, своды которой поддерживались одним большим круглым столпом.
Главный храм был расписан в технике фрески, а Троицкий придел, трапезная и паперти украшены живописными панно, выполненными масляными красками. К росписи Рождественского собора приступили в 1715 году.
В храме Рождества Пресвятой Богородицы алтарь отделен от помещения церкви каменной преградой (как в храмах Ростовского архиерейского дома и в храме Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы в Спасо-Иаковлевском монастыре). Резьба иконостаса, устроенного в 1825 году, позолочена, а гладкие места покрыты краской бирюзового цвета. По левую сторону Царских врат была поставлена чудотворная Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Иконы для нового иконостаса написал в 1825 году масляной живописью крестьянин из этого же села Илья Егорович Сокуров. Позолота иконостаса выполнена московским золотарем Павлом Савельевичем Волковым. В конце XIX века в Рождественском храме был сделан деревянный потолок, который был расписан в 1883 году.
В стене, разделяющей Рождественский храм и Троицкий придел, была дверь, ведущая на своды Троицкого храма, где в конце XIX века хранился архив монастыря. Из трапезы был вход в монастырскую ризницу.
На первом этаже Рождественского собора в XIX веке было два престола: во имя преподобного Алексия, человека Божия, и святителя Димитрия Ростовского. Планировка храма, придела и трапезы на первом этаже такая же, как и на втором.
Храм во имя преподобного Алексия, человека Божия, был теплым и впервые назван в монастырских документах в 1743 году. Очевидно, теплым храмом прежде был Космо-Дамиановский придел, который запустел после обустройства Алексиевского придела. Первоначально Алексиевский храм был небольшим. В 1743 году по просьбе и на средства девицы Анисьи Чекиной, проживавшей в монастыре, по благословению святителя Арсения (Мацеевича), митрополита Ростовского, площадь храма была увеличена в соответствии с планом Рождественского храма на втором этаже здания. Освящение перестроенного храма состоялось в 1744 году. Алексиевский храм имел резной, деревянный, покрытый позолотой иконостас, выполненный в 1809 году.
Придел во имя святителя Димитрия находится с северной стороны от Алексиевского храма. Придел был устроен в 1794 году, в 1849 в нем провели большие ремонтные работы, после чего придел вновь освятили.
Трапеза на первом этаже аналогична трапезе второго этажа: расположена с западной стороны храма, в центре — четырехугольный столб.
На первом этаже перед трапезой находилась кухня, где в обед и вечером трапезовали все проживавшие в обители. В 1810 году было построено крыльцо, ведущее в собор.
Над папертью, примыкающей к трапезе, возвышалась двухъярусная колокольня. Она была построена в 1817 году в стиле классицизма: верхний ярус обставлен по углам колоннами, над куполом расположен фонарь с небольшой главкой. Прежняя колокольня на этом месте была шатровая, очевидно, похожая на сохранившиеся до наших дней колокольни при Воскресенском и Иоанно-Богословском храмах Ростовского Кремля, построенных во второй половине XVII века митрополитом Ионой.
В Х1Х-начале XX века на колокольне Рождественского монастыря было шесть колоколов: 112 пудов 36 фунтов (колокол был куплен вместо разбитого в 1795 году); 30 пудов; 15 пудов; 6 пудов, 2,5 пуда; 2 пуда. В 1889 году на средства купеческой вдовы Елизаветы Дмитриевны Мальгиной на колокольне были поставлены часы, с боем каждую четверть часа. Циферблат часов был виден с северной, западной и восточной сторон.
Каменный Рождественский собор был преемником прежних деревянных соборов, поэтому в нем находились древние иконы и церковная утварь.
Уже в конце XVIII века в стенах Рождественского собора стали появляться трещины; их заделали, но это не решило всех проблем. Со временем возникла необходимость укрепить стены собора: в 1798 году к стене были пристроены три мощных контрофорса. На протяжении всего XIX века появлялись все новые трещины в сводах и стенах собора. Это было связано, по всей вероятности, с деформацией грунта под основанием собора.
В середине XIX века около соборного храма стояли восемь деревянных домов-келлий, в которых жили на своем иждивении послушницы из дворян. За собором, в юго-восточном углу монастыря, были расположены хозяйственные постройки: каретный сарай, конюшня, хлев для коров, погреб, амбар, баня.
Храм в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы
Второй, теплый храм монастыря был построен в 1841–1847 гг. над северными вратами Рождественской обители. Он был освящен в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. В 1851–1854 гг. к храму была пристроена трапезная с Никольско-Варваринским и Толгским приделами. Церковь представляла собой бесстолпный четверик, завершавшийся декоративным пятиглавием, с декором в русско-византийском стиле. Храм закрыт в 1926, венчание сломано.
Как сообщает описатель Рождественского монастыря протоиерей Аристарх Израилев, побудительным поводом для строительства Тихвинской церкви послужило исцеление у чудотворной Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы рясофорной послушницы Амфилохии (в миру Екатерины Григорьевны Тихановской).
Екатерина Григорьевна, дочь ростовского купца, поступила в монастырь 29 марта 1829 года, при постриге в рясофор она получила имя Амфилохия. В монастыре у нее была своя келлия, расположенная рядом с Рождественским собором. 16 июля 1838 года перед всенощной она крепко заснула. Когда ударил колокол, она резко соскочила с дивана, и у нее начались беспрерывные «качания» вперед-назад, повредилась речь, чуть позже отнялась левая рука, а затем, частично, и правая нога.
Болезнь продолжалась почти целый год без всяких изменений к лучшему, и послушница Амфилохия стала впадать в уныние. Однажды ей приснился сон следующего содержания: настоятельница обители игумения Павла (Шатилова) говорит ей, что она должна пойти в церковь и заказать Тихвинской иконе Божией Матери молебен с водоосвящением. На другой день Амфилохия рассказала игумении свой сон, но та не порекомендовала сразу же исполнять совет, данный во сне. Сон повторился еще дважды, после чего с благословения игумении болящую привели в храм, где священник Иоанн Ржевский совершил водосвятный молебен, во время которого над головой Амфилохии читали Евангелие. Затем больную послушницу подвели к Тихвинской иконе. Приложившись к святому образу она увидела многочисленные огненные искры, летевшие от иконы. «Качания», мучившие ее, сразу же прекратились, речь стала более внятной, а со временем она стала совсем здоровой.
Игумения Павла была свидетельницей этого чуда и задумала в благодарность Божией Матери за явленную милость воздвигнуть второй храм в обители в честь Ее Тихвинской иконы. Подготовка к строительству храма началась уже в 1840 году. Церковь была построена по проекту губернского архитектора Петра Яковлевича Панькова (1770–1843).
Основной объем Тихвинского храма представляет собой высокий двусветный четверик. Здание двухэтажное. Русско-византийский стиль (его еще называют «национальный стиль») проявляется в следующих архитектурных решениях: храм пятиглавый, барабан, на котором утвержден центральный купол, больших размеров, чем барабаны и купол боковых глав, поставленных на углах здания. На барабанах глав — световые окна и аркатурно-колончатый пояс, окна храма украшены наличниками с кокошниками.
Строили Тихвинский храм Рождественского монастыря крестьяне деревни Браташино братья Фаддей и Антон Тимофеевы, по прозванию Смолины. Резной, золоченый трехъярусный иконостас выполнил крестьянин села Заозерья Угличского уезда Алексей Михайлович Бычков. Иконы в иконостас и настенные росписи создал штатный служитель Ярославского архиерейского дома Александр Михайлович Колчин. Церковь была построена на деньги монастыря и добровольных жертвователей. Основную часть средств обеспечил ростовский купец Максим Михайлович Плешанов (1770–1858), известный ростовский благотворитель. Освящение Тихвинской церкви состоялось 7 сентября 1847.
В 1852 году к Тихвинской церкви с западной стороны пристроили двухэтажное здание, где на втором этаже по сторонам трапезной были освящены два придела: во имя святителя Николая и великомученицы Варвары и в честь Толгской иконы Пресвятой Богородицы. Иконостасы в каждом приделе двухъярусные, по белому фону украшены позолоченной резьбой. Своды трапезной, поддерживаемые двумя четырехугольными столбами, украшены живописью, а стены покрашены светло-голубым цветом.
В 1899 году эти два придела Тихвинского храма были украшены настенной росписью иконописцем Николаем Михайловичем Софроновым, позолота иконостасов выполнена Василием Николаевичем Москалевым.
Храм во имя святителя Николая на Подозерке
Обиходные названия: Никола Крутая гора; Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Святоникольская церковь.
Храм святителя Николая находится рядом с Рождественским монастырем. Он стоит за западной стеной обители. Каменная двухпрестольная церковь была построена в 1751 г. на средства прихожан вместо старой деревянной. Основной объём храма — двухсветный одноглавый четверик с трапезной и ярусной колокольней. В храме есть придел Скорбященский. В 1930-х церковь была закрыта, сломаны завершения и колокольня. В 1998 г. храм возвращен верующим, в настоящее время восстановлен в прежних формах, освящен в 2004 г.
Предание относит основание храма во имя святителя Николая на Подозерье к домонгольскому периоду. Первоначально храм был деревянный, очевидно, за свою историю здание церкви неоднократно горело. Сохранилось краткое описание храма в первой половине XVII века: «Храм Николы Чудотворца древян клецкий, а в храме Божие милосердие образ Николы Чудотворца на золоте». Из Никольского храма происходит Владимирская икона Пресвятой Богородицы, которую сегодня относят к числу ранних списков с чудотворной Владимирской иконы из Ростовского Успенского собора. Она датируется началом XVI века и выставлена в экспозиции Ростовского музея.
В 1744 году священник деревянного Никольского храма отец Петр Андреев и диакон Григорий Никитин с прихожанами обратились к митрополиту Ростовскому и Ярославскому Арсению (Мацеевичу) за благословением на строительство каменного здания церкви. Деревянную Никольскую церковь предусматривалось уступить приходу села Щугори Ростовского уезда. С благословения митрополита Арсения каменный Никольский храм с приделом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» начали строить в 1745 году. Теплый придел в 1748 году был освящен протопопом Успенского собора Григорием Ивановым, а строительство основного храма завершили в 1751 году. 9 мая того года храм был освящен митрополитом Арсением. Летний Никольский и теплый Богородичный храмы были разделены стеклянной дверью.
В Никольском каменном храме «иконостас пятиярусный, современен строительству церкви, резной золоченый. Иконы, украшающие иконостас, отличной греческой живописи, соединяющей новый и древний вкус». В этом описании интерьера храма была особо отмечена одна икона: «За правым клиросом в резном киоте Владимирская икона Богоматери в серебряном окладе и позолоченном венце. Риза низана мелким жемчугом».
В ХIХ-начале XX века Никольский храм имел деревянную часовню, стоящую при дороге, напротив Рождественского монастыря.
В 1920-е годы Никольский храм был закрыт. После возвращении Рождественской обители Русской Православной Церкви при наличии в монастыре двух храмов оказалось, что богослужения совершать негде. В 1999 году по просьбе игумении Павлы и сестер Никольский храм был передан Богородице-Рождественской обители. Трудно было узнать в том сооружении, которое получила обитель, храм XVIII века: от него остался один остов.
К концу 2003 года Никольский храм был не просто восстановлен, но, что сегодня очень важно, отреставрирован на научной основе, с соблюдением всех требований по реставрации памятников архитектуры. Освящение Никольского храма в 2004 году было приурочено к празднованию Собора Пресвятой Богородицы (8 января), Небесной Покровительницы и Хозяйки обители.
Никольский храм украшает резной иконостас. В резных киотах — списки особо почитавшихся в прошлые века в Рождественской обители и Никольском храме икон: Тихвинской и Владимирской икон Божией Матери, иконы святителя Николая. На стенах храма — иконы святого патриарха Тихона и святого праведного Иоанна Кронштадтского, посещавших Богородице-Рождественскую обитель. Иконы написаны в иконописной мастерской при Московской духовной академии.
В праздник Рождества Христова, 7 января 2005 года, в Никольском храме установлен ковчег с частицами мощей многих святых подвижников. Ковчег поставлен слева от алтаря, около Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. По количеству собранных святых мощей подвижников это редкостная святыня.
В первом верхнем ряду — частицы мощей святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Феофана Затворника, Тихона Задонского, Игнатия Брянчанинова, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, Игнатия Богоносца, благоверного князя Константина Муромского; преподобных Германа Соловецкого, Елеазара Анзерского, Серафима Саровского и Евфросинии Полоцкой.
Во втором ряду — преподобных Антипы Валаамского и Павла Фивейского, старцев Оптинских: Амвросия, Нектария, Анатолия, Льва, Макария, Исаакия, Моисея, Анатолия, Варсонофия, Илариона, Антония, преподобных Ионы Киевского, Илариона Троекуровского; святителей Ростовских Исаии и Игнатия; великомученика и целителя Пантелеймона; преподобных Саввы Сторожевского и Варнавы Гефсиманского.
В третьем ряду — преподобных Максима Грека и Никиты Столпника; земля из склепов преподобных Александры Первоначальницы, Марфы и Елены, сестер Дивеевских; частицы святых мощей Вифлеемских младенцев, от Ирода избиенных; частицы от гроба великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, частицы мощей мученицы Татианы и мученика Евпсихия, частицы честного древа Животворящего Креста Господня и Мамврийского дуба, а также листок эвкалипта с реки Иордан.
Появление такой святыни в Рождественской обители — большой духовный праздник всей Ярославской епархии, и 11 января, в день памяти мучеников 14-ти тысяч младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, правящий архиерей епархии архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл совершил богослужение в Никольском храме Рождественского монастыря.
Небесная помощь стольких угодников Божиих, ставших Небесными покровителями возрождающейся обители, утверждает веру сестер, умножает их силы в их трудах по восстановлению древней обители посреди бушующего в страстях мира. Каждую среду у ковчега с частицами святых мощей совершается молебен с чтением акафиста Всем святым. Многие жители города, узнав о появлении в Рождественской обители новой святыни, приходят к ней с верой и молитвой, и звучат в их сердцах слова, вырезанные на крышке ковчега: «Все святые, молите Бога о нас».