ростов монастырь рождества пресвятой богородицы

Контакты

Рождественский монастырь с Божией помощью восстанавливается малыми силами насельниц обители во главе с игуменией Афанасией. Не обделена обитель и Богом данными благодетелями. Каждый день за богослужением возносятся молитвы за благотворителей и благоукрасителей, за всех, кто помогает древнему ростовскому монастырю.

Всем желающим помочь в возрождении Дома Пресвятой Богородицы сообщаем свой адрес и реквизиты.

Банковские реквизиты Рождества Богородицы женского монастыря г. Ростова Великого Ярославской области:
Местная религиозная организация «Рождества Богородицы женский монастырь г. Ростова Ярославской Епархии Русской Православной Церкви»

Адрес: 152151, Ярославская область, г. Ростов, ул.Советская площадь, д. 14.

Телефон: (48536) 6-35-83.

ОГРН: 1037602801807

ИНН: 7609012118

КПП: 760901001

КАЛУЖСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №8608 ПАО СБЕРБАНК

К/с: 30101810100000000612

БИК: 042908612

Р/с: 40703810977110100141

Настоятельница монастыря:

Игумения Афанасия (Силкина Анастасия Викторовна)

Телефон: 8 (48536) 6–35-83

Реставрация фресок Тихвинского храма

ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть картинку ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Картинка про ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицыПросим вас о помощи в реставрации фресок Тихвинского храма.

Источник

Святыни монастыря

Едина еси всех Предстательница христиан, Богомати Пречистая, услыши наше моление, воззри на ны, Всепетая, спаси град и обитель Твою и озари стадо Твое зарею благодати Твоего заступления.

Из службы Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы. Канон, песнь 5-я

ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть картинку ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Картинка про ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы

ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть картинку ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Картинка про ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы

ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть картинку ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Картинка про ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы

В XVIII- начале XX века в Ярославской и Ростовской епархии Тихвинская икона из Рождественского монастыря почита­ласьнаравне с главной святыней Ростовского кафедрального Успенского собора — Владимирской иконой Пресвятой Богородицы. В древнем Ростове было несколько особо чтимых икон, но только с двумя из них, Владимирской и Тихвинской, совершались многодневные крестные ходы из Ростова в Ярославль. На иконах избранных ростовских святых часто встречается моление святых перед теми же иконами.

Крестные ходы с Тихвинской иконой в Ярославль были очень многолюдны. Ког­да начались эти народные шествия со свя­тыней Рождественской обители — неизве­стно. В 1736 году архиепископ Ростовский Иоаким крестный ход с Тихвинской ико­ной отменил, но благодаря настойчивости игумении Евдоксии через шесть лет, в 1742 году, крестный ход был возобновлен.

Крестный ход с чудотворной Тихвин­ской иконой Божией Матери отправлялся 1 августа и возвращался в Ростов 8 сентября, к престольному празднику Богородице-Рождественской обители. После Божественной литургии и молебна у Тихвинского образа крестный ход шел в Успенский собор, где совершался молебен. Затем крестный ход шел на озеро Неро для водоосвящения, совершаемого в этот день. После этого икону провожали в село Никола-Перевоз. В последующие дни крестный ход по пути в Ярославль останавливался в селах Макарово и Шопша.

В Ярославле после Божественной литур­гии в Никольском храме икону общего­родским крестным ходом переносили в ярославский кафедральный Успенский со­бор, где она находилась до 26 августа. В эти же дни ее носили по домам жителей Ярославля. С 26 по 30 августа чудотворная ростовская святыня пребывала в ярослав­ской Предтеченской церкви, а затем крест­ный ход шел с иконой обратно в Ростов, но не по большой дороге, а по проселочным, с заходом в села Лучинское, Высокое, Бурмасово, Еремейцево, Заячий холм, Унимерь, Старокобыльское, Великое село. 7 сентября крестный ход с Тихвинской иконой встречали в Ростовском Белогостицком монастыре. Возвращалась святыня в свою обитель к престольному празднику Рождества Пресвятой Богородицы — после ранней Литургии в Белогостицком монастыре крестный ход с иконой шел в Рождественскую обитель к поздней Литургии.

Во время большого крестного хода со святыней Богородице-Рождественской обители во всех селах священнослужители и жители встречали икону крестными ходами; в домах многих жителей совершали молебны перед чудотворным образом.

В шествии с ростовской Тихвинской иконой была одна особенность: в начале крестного хода, после службы в Успенском соборе, икону несли на озеро Неро (в летописях его называют Ростовским озером) для водоосвящения. В этом отражается историческая связь с чудотворной иконой, которая явилась на водах реки Тихвинки. Лиддская икона, с которой отождествлялась чудотворная Тихвинская, по воде совершала свои «хождения» из Византии в Рим и обратно. Сохранилась фотография водоосвящения на озере Неро во время крестного хода с Тихвинской иконой Божией Матери.

ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть картинку ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Картинка про ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы

ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть картинку ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Картинка про ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы

ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть картинку ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Картинка про ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы

Ростовская святыня являлась списком с чудотворного Тихвинского образа (праздник 26 июня / 9 июля) — одной из наиболее почитаемых на Руси икон Божией Матери, святыни Тихвинского Свято-Успенского монастыря Новгородской епархии.

Воскресенская и Никоновская летопи­си, а также Сказание о Тихвинской иконе, составленное на рубеже ХV-Х VI столе­тий, сообщают, что икона явилась летом 1383 года рыбакам над водами Ладож­ского озера в окрестностях Новгорода. Икона несколько раз переходила с одного места на другое, наполняя земли благода­тью, исцеляя людей и освящая места бу­дущих храмов. Наконец она останови­лась на берегу реки Тихвинки. Там для нее была сооружена церковь Успения Пресвятой Богородицы, а в 1560 году был устроен Тихвинский Свято-Успенский мужской монастырь.

С середины XVI века Тихвинский образ стали отождествлять с Лиддской иконой Пресвятой Богородицы (их иконография одинаковая). Лиддская икона Богоматери была написана в VIII веке с Нерукотворенного образа Божией Матери, явившегося на столпе храма в городе Лидде (недалеко от Иерусалима). Во времена иконоборческой ереси она чудесным образом приплыла в Рим из Константинополя и стала называться Римской, а после восстановления иконопочитания вернулась назад.

По другому преданию, Тихвинская ико­на отождествлялась с Влахернским обра­зом Одигитрии, написанным евангелис­том Лукой. Лиддский образ Пресвятой Богородицы и Одигитрия из Влахернского храма покинули Константинополь за 70 лет до падения Византийской империи в 1453 году. Лиддская икона, как и Одиги­трия из Влахернского храма, чудесным образом была перенесена из страны, ут­ратившей благочестие, в новый удел Пре­святой Богородицы — во Святую Русь. Русское государство рассматривалось как преемник духовных традиций Рима и второго Рима — Византии. Москва, проси­яв благочестием, стала третьим Римом, а четвертому не бывать — идея, выска­занная псковским монахом Филофеем, была распространена в XVI веке. Тихвин­ская икона стала символом Русского цен­трализованного государства. К всеобще­му почитанию Тихвинской иконы при­соединялось и почитание ее как храни­тельницы северо-западных рубежей Ру­си. В 1617 году в деревне Столбово, расположенной рядом с Тихвинским монастырем, был заключен Столбовский мир, прекративший войну между Россией и Швецией. Основание Петербурга, победа России в Северной войне со Швецией также связывали с верой в заступничество Божией Матери по молитвам перед Ее Тихвинской иконой.

Чудотворная икона была вывезена из Тихвина и из страны в 1941 году. С 1949 года икона находилась в Чикаго, а в июне 2004 года была возвращена в Россию и находится в соборе Тихвинского Успенского монастыря.

ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть картинку ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Картинка про ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы

ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть картинку ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Картинка про ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы

ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть картинку ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Картинка про ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы

Когда появился Тихвинский образ Пре­святой Богородицы в Ростове — неизвестно, и едва ли когда-то мы узнаем доподлинную историю его появления здесь.

В Рождественской обители не существо­вало никакого предания о появлении здесь Тихвинской иконы. Поэтому первый исследователь истории Рождественского монастыря, отец Аристарх Израилев, в се­редине XIX века высказал предположение о том, что икона могла быть благослове­нием основателя обители святителя Феодора и написана им с чудотворного Тих­винского образа, который только что, в 1383 году, явился на реке Тихвинке.

Есть основания высказать еще одно предположение. История почитания Тих­винской иконы в Рождественском монас­тыре в XVIII-XIX веках известна. О том, что икона была в обители и особо почи­талась и в XVII столетии, говорит нали­чие пелен XVII века, выполненных в технике лицевого шитья и предназначавшихся для украшения чтимой иконы. Эти пелены хранятся в Ростовском музее.

Вероятнее всего, ростовский список с Тихвинской иконы был принесен из Тихвина, где в иконописной мастерской Тихвинского монастыря писали большое количество точных списков с чудотворной иконы.

В Ростовском музее хранится жемчужная риза с чудотворной иконы. Сохранились и два списка с нее, находившиеся прежде в обители, а в настоящее время пребывающие в ростовском храме во имя святителя Николая на Всполье (храм расположен на улице Гоголя).

Судьба почитавшейся в Рождественской обители Тихвинской иконы на сегодняшний день не известна.

Источник

Храмы

Центральный вход в монастырь — Святые ворота расположены под Тихвинской церковью со стороны Рождественской (ныне Советской) площади. Если смотреть на обитель от этих ворот, территория ее в плане представляет собой прямоугольник, по сторонам которого расположены монастырские здания и строения. С южной стороны расположен собор Рождества Пресвятой Богородицы, с противоположной стороны от собора — Тихвинская церковь. Восточная и западная стороны монастыря застроены двухэтажными зданиями келлий. Часть сооружений монастыря не видна от Святых ворот, они расположены вокруг Рождественского собора. Самое крупное из них находится с восточной стороны, за Рождественским собором — это настоятельский корпус. Центром архитектурного ансамбля монастыря и всей жизни обители является Рождественский собор.

ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть картинку ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Картинка про ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы

ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть картинку ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Картинка про ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы

ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть картинку ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Картинка про ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы

Кирпичный собор на высоком подклете, построен 1652–1690 гг. Бесстолпный одноглавый трёхапсидный четверик с обширной одностолпной трапезной и отдельным одноглавым объёмом северного Космодамианского (с 1772 года — Троицкого) придела. В 1817 году шатровая колокольня заменена новой в стиле классицизма. В период 1700–1743 гг. в подклете устроен тёплый храм Алексия, человека Божия, с приделом Димитрия Ростовского (1794). Храм закрыт в 1926 г., передан музею, позже до 1989 года занят городским архивом. В 1960-х при реставрации восстановлено позакомарное завершение фасадов и разобрана колокольня. В 1997 году в сложном техническом состоянии передан верующим. В настоящее время в соборе ведутся реставрационные работы, требуется укрепление фундаментов. В соборе сохранились росписи 1715.

Первые три столетия собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, как и все другие строения монастыря, был деревянным. Каменное здание Рождественского собора, самое раннее сооружение в архитектурном ансамбле обители, было построено в конце XVII века. По традиции собор воздвигнут на месте древнего деревянного.

Собор был возведен митрополитом Ростовским Ионой, который в бытность свою Ростовским архиереем (1652–1690) построил не только знаменитый Архиерейский дом, ныне называемый Ростовским Кремлем, но и заменил деревянные соборы ростовских монастырей каменными.

Рождественский собор — один из наиболее стройных и живописных храмов Ростова. Основное здание в плане представляет собой четверик, увенчанный главой луковичной формы. С северной стороны к четверику примыкает придельный храм с одной главой. Он ниже основного здания и меньших размеров.

От западной стены собора идет горизонтально вытянутое здание трапезы. Особую пространственную пластичность всему комплексу придают разные уровни крыш самого храма, придела, абсид и трапезы. Стены основного здания храма завершаются декоративной аркатурой с килевидной закомарой. Ряд килевидных кокошников украшает барабаны глав четверика и придела. Высокие дымники (печные трубы) над алтарем придела и трапезы естественно входят в общий живописный образ Рождественского собора.

Сегодня купола собора и его придела покрыты белой жестью. Глава собора ук­рашена в виде чешуи благодаря особому креплению листов железа, а также звезда­ми, покрашенными охрой. Тонкие цвето­вые соотношения белых стен собора, светлых жестяных крыш, охры крестов, звезд и подзоров внизу куполов, флюге­ров на дымниках придают дополнитель­ные оттенки убранству храма. В середине XIX века купол собора был покрашен «медянкой», ярким зеленым цветом, купол придела был покрыт белой жестью. В конце XIX века купола пере­красили в синий цвет, после реставрации 1960-х годов главный купол собора украсили золотыми звездами.

В XIX веке в соборе Рождества Пресвя­той Богородицы было четыре престола: два — на первом этаже и два — на втором. Главный престол находился на втором этаже храма. С северной стороны к глав­ному храму примыкал придел во имя Живоначальной Троицы. Со времени пост­роения храма этот придел был освящен во имя мучеников Космы и Дамиана. Уже в середине XVIII века Космо-Дамиановский придел пришел в запустение. Мона­хиня Надежда, в миру Наталия, дочь стольника Ивана Андреевича Дашкова, при своей кончине завещала 1012 рублей на возобновление придела Космы и Да­миана с условием переосвящения его во имя Живоначальной Троицы. Завещание монахини Надежды с благословения Пре­освященного Афанасия было исполнено. Троицкий придел освятили в 1772 год. Иконостас в Троицком приделе был столярной работы, золоченый.

У западной стены Рождественской храма и Троицкого придела располагалась трапезная, своды которой поддерживались одним большим круглым столпом.

Главный храм был расписан в технике фрески, а Троицкий придел, трапезная и паперти украшены живописными панно, выполненными масляными красками. К росписи Рождественского собора при­ступили в 1715 году.

В храме Рождества Пресвятой Богоро­дицы алтарь отделен от помещения церк­ви каменной преградой (как в храмах Ростовского архиерейского дома и в храме Зачатия праведной Анной Пресвятой Бо­городицы в Спасо-Иаковлевском монастыре). Резьба иконостаса, устроенного в 1825 году, позолочена, а гладкие места покрыты краской бирюзового цвета. По левую сторону Царских врат была по­ставлена чудотворная Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Иконы для но­вого иконостаса написал в 1825 году масляной живописью крестьянин из этого же села Илья Егорович Сокуров. Позоло­та иконостаса выполнена московским зо­лотарем Павлом Савельевичем Волко­вым. В конце XIX века в Рождественском храме был сделан деревянный потолок, который был расписан в 1883 году.

В стене, разделяющей Рождественский храм и Троицкий придел, была дверь, ве­дущая на своды Троицкого храма, где в конце XIX века хранился архив монастыря. Из трапезы был вход в монастырскую ризницу.

На первом этаже Рождественского со­бора в XIX веке было два престола: во имя преподобного Алексия, человека Божия, и святителя Димитрия Ростовского. Планировка храма, придела и трапезы на первом этаже такая же, как и на втором.

Храм во имя преподобного Алексия, человека Божия, был теплым и впервые назван в монастырских документах в 1743 году. Очевидно, теплым храмом прежде был Космо-Дамиановский при­дел, который запустел после обустройст­ва Алексиевского придела. Первоначаль­но Алексиевский храм был небольшим. В 1743 году по просьбе и на средства де­вицы Анисьи Чекиной, проживавшей в монастыре, по благословению святителя Арсения (Мацеевича), митрополита Рос­товского, площадь храма была увеличена в соответствии с планом Рождественско­го храма на втором этаже здания. Освя­щение перестроенного храма состоялось в 1744 году. Алексиевский храм имел рез­ной, деревянный, покрытый позолотой иконостас, выполненный в 1809 году.

Придел во имя святителя Димитрия находится с северной стороны от Алекси­евского храма. Придел был устроен в 1794 году, в 1849 в нем провели большие ремонтные работы, после чего придел вновь освятили.

Трапеза на первом этаже аналогична трапезе второго этажа: расположена с западной стороны храма, в центре — четырехугольный столб.

На первом этаже перед трапезой нахо­дилась кухня, где в обед и вечером трапезовали все проживавшие в обители. В 1810 году было построено крыльцо, ведущее в собор.

Над папертью, примыкающей к трапе­зе, возвышалась двухъярусная колоколь­ня. Она была построена в 1817 году в сти­ле классицизма: верхний ярус обставлен по углам колоннами, над куполом распо­ложен фонарь с небольшой главкой. Прежняя колокольня на этом месте была шатровая, очевидно, похожая на сохра­нившиеся до наших дней колокольни при Воскресенском и Иоанно-Богословском храмах Ростовского Кремля, построен­ных во второй половине XVII века митрополитом Ионой.

В Х1Х-начале XX века на колокольне Рождественского монастыря было шесть колоколов: 112 пудов 36 фунтов (колокол был куплен вместо разбитого в 1795 го­ду); 30 пудов; 15 пудов; 6 пудов, 2,5 пуда; 2 пуда. В 1889 году на средства купеческой вдовы Елизаветы Дмитриевны Мальгиной на колокольне были поставлены часы, с боем каждую четверть часа. Циферблат часов был виден с северной, западной и восточной сторон.

Каменный Рождественский собор был преемником прежних деревянных соборов, поэтому в нем находились древние иконы и церковная утварь.

Уже в конце XVIII века в стенах Рожде­ственского собора стали появляться тре­щины; их заделали, но это не решило всех проблем. Со временем возникла необхо­димость укрепить стены собора: в 1798 го­ду к стене были пристроены три мощных контрофорса. На протяжении всего XIX века появлялись все новые трещины в сводах и стенах собора. Это было связано, по всей вероятности, с деформацией грунта под основанием собора.

В середине XIX века около соборного храма стояли восемь деревянных домов-келлий, в которых жили на своем иждивении послушницы из дворян. За собором, в юго-восточном углу монастыря, были расположены хозяйственные постройки: каретный сарай, конюшня, хлев для коров, погреб, амбар, баня.

Храм в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы

ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть картинку ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Картинка про ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы

ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть картинку ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Картинка про ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы

ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть картинку ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Картинка про ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы

Второй, теплый храм монастыря был построен в 1841–1847 гг. над северными вратами Рождествен­ской обители. Он был освящен в честь Тихвинской иконы Пре­святой Богородицы. В 1851–1854 гг. к храму была пристроена трапезная с Никольско-Варваринским и Толгским приделами. Церковь представляла собой бесстолпный четверик, завершавшийся декоративным пятиглавием, с декором в русско-византийском стиле. Храм закрыт в 1926, венчание сломано.

Как сообщает описатель Рождественского монастыря протоиерей Аристарх Израилев, побудительным поводом для строительства Тихвинской церкви послужило исцеление у чудотворной Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы рясофорной послушницы Амфилохии (в миру Екатерины Григорьевны Тихановской).

Екатерина Григорьевна, дочь ростовско­го купца, поступила в монастырь 29 мар­та 1829 года, при постриге в рясофор она получила имя Амфилохия. В монастыре у нее была своя келлия, расположенная рядом с Рождественским собором. 16 ию­ля 1838 года перед всенощной она крепко заснула. Когда ударил колокол, она резко соскочила с дивана, и у нее начались беспрерывные «качания» вперед-назад, повредилась речь, чуть позже отнялась левая рука, а затем, частично, и правая нога.

Болезнь продолжалась почти целый год без всяких изменений к лучшему, и послушница Амфилохия стала впадать в уныние. Однажды ей приснился сон следующего содержания: настоятельница обители игумения Павла (Шатилова) говорит ей, что она должна пойти в церковь и заказать Тихвинской иконе Божией Матери молебен с водоосвящением. На другой день Амфилохия рассказала игумении свой сон, но та не порекомендовала сразу же исполнять совет, данный во сне. Сон повторился еще дважды, после чего с благословения игумении болящую привели в храм, где священник Иоанн Ржевский совершил водосвятный молебен, во время которого над головой Амфилохии читали Евангелие. Затем больную послушницу подвели к Тихвинской иконе. Приложившись к святому образу она увидела многочисленные огненные искры, летевшие от иконы. «Качания», мучившие ее, сразу же прекратились, речь стала более внятной, а со временем она стала совсем здоровой.

Игумения Павла была свидетельницей этого чуда и задумала в благодарность Божией Матери за явленную милость воздвигнуть второй храм в обители в честь Ее Тихвинской иконы. Подготовка к строительству храма началась уже в 1840 году. Церковь была построена по проекту губернского архитектора Петра Яковлевича Панькова (1770–1843).

Основной объем Тихвинского храма представляет собой высокий двусветный четверик. Здание двухэтажное. Русско-византийский стиль (его еще называют «национальный стиль») проявляется в следующих архитектурных решениях: храм пятиглавый, барабан, на котором утвержден центральный купол, больших размеров, чем барабаны и купол боковых глав, поставленных на углах здания. На барабанах глав — световые окна и аркатурно-колончатый пояс, окна храма украшены наличниками с кокошниками.

Строили Тихвинский храм Рождествен­ского монастыря крестьяне деревни Браташино братья Фаддей и Антон Тимо­феевы, по прозванию Смолины. Резной, золоченый трехъярусный иконостас вы­полнил крестьянин села Заозерья Угличского уезда Алексей Михайлович Бычков. Иконы в иконостас и настенные росписи создал штатный служитель Ярославского архиерейского дома Александр Михайло­вич Колчин. Церковь была построена на деньги мо­настыря и добровольных жертвователей. Основную часть средств обеспечил рос­товский купец Максим Михайлович Плешанов (1770–1858), известный ростов­ский благотворитель. Освящение Тихвинской церкви состоя­лось 7 сентября 1847.

В 1852 году к Тихвинской церкви с западной стороны пристроили двухэтажное здание, где на втором этаже по сторонам трапезной были освящены два придела: во имя святителя Николая и великомученицы Варвары и в честь Толгской иконы Пресвятой Богородицы. Иконостасы в каждом приделе двухъярусные, по белому фону украшены позолоченной резьбой. Своды трапезной, поддерживаемые двумя четырехугольными столбами, украшены живописью, а стены покрашены светло-голубым цветом.

В 1899 году эти два придела Тихвинского храма были украшены настенной росписью иконописцем Николаем Михайловичем Софроновым, позолота иконостасов выполнена Василием Николаевичем Москалевым.

Храм во имя святителя Николая на Подозерке

ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть картинку ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Картинка про ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы
Обиходные названия: Никола Крутая гора; Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Святоникольская церковь.

Храм святителя Николая находится ря­дом с Рождественским монастырем. Он стоит за западной стеной обители. Каменная двухпрестольная церковь была построена в 1751 г. на средства прихожан вместо старой деревянной. Основной объём храма — двухсветный одноглавый четверик с трапезной и ярусной колокольней. В храме есть придел Скорбященский. В 1930-х церковь была закрыта, сломаны завершения и колокольня. В 1998 г. храм возвращен верующим, в настоящее время восстановлен в прежних формах, освящен в 2004 г.

Предание относит основание храма во имя святителя Николая на Подозерье к домонгольскому периоду. Первоначально храм был деревянный, очевидно, за свою историю здание церкви неоднократно го­рело. Сохранилось краткое описание хра­ма в первой половине XVII века: «Храм Николы Чудотворца древян клецкий, а в храме Божие милосердие образ Николы Чудотворца на золоте». Из Никольского храма происходит Владимирская икона Пресвятой Богородицы, которую сегодня относят к числу ранних списков с чудотворной Владимирской иконы из Ростовского Успенского собора. Она датируется началом XVI века и выставлена в экспозиции Ростовского музея.

В 1744 году священник деревянного Ни­кольского храма отец Петр Андреев и ди­акон Григорий Никитин с прихожанами обратились к митрополиту Ростовскому и Ярославскому Арсению (Мацеевичу) за благословением на строительство камен­ного здания церкви. Деревянную Николь­скую церковь предусматривалось усту­пить приходу села Щугори Ростовского уезда. С благословения митрополита Арсения каменный Никольский храм с приделом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» начали стро­ить в 1745 году. Теплый придел в 1748 го­ду был освящен протопопом Успенского собора Григорием Ивановым, а строи­тельство основного храма завершили в 1751 году. 9 мая того года храм был освящен митрополитом Арсением. Летний Никольский и теплый Богородичный храмы были разделены стеклянной дверью.

В Никольском каменном храме «иконостас пятиярусный, современен строительству церкви, резной золоченый. Иконы, украшающие иконостас, отличной греческой живописи, соединяющей новый и древний вкус». В этом описании интерьера храма была особо отмечена одна икона: «За правым клиросом в резном киоте Владимирская икона Богоматери в серебряном окладе и позолоченном венце. Риза низана мелким жемчугом».

В ХIХ-начале XX века Никольский храм имел деревянную часовню, стоящую при дороге, напротив Рождественского монастыря.

В 1920-е годы Никольский храм был за­крыт. После возвращении Рождественской обители Русской Православной Церкви при наличии в монастыре двух храмов оказалось, что богослужения совершать негде. В 1999 году по просьбе игумении Павлы и сестер Никольский храм был пе­редан Богородице-Рождественской обите­ли. Трудно было узнать в том сооружении, которое получила обитель, храм XVIII века: от него остался один остов.

К концу 2003 года Никольский храм был не просто восстановлен, но, что сегодня очень важно, отреставрирован на научной основе, с соблюдением всех тре­бований по реставрации памятников ар­хитектуры. Освящение Никольского храма в 2004 году было приурочено к празднованию Собора Пресвятой Богородицы (8 января), Небесной Покровительницы и Хозяйки обители.

Никольский храм украшает резной иконостас. В резных киотах — списки особо почитавшихся в прошлые века в Рождественской обители и Никольском храме икон: Тихвинской и Владимирской икон Божией Матери, иконы святителя Николая. На стенах храма — иконы святого патриарха Тихона и святого праведного Иоанна Кронштадтского, посещавших Богородице-Рождественскую обитель. Иконы написаны в иконописной мастерской при Московской духовной академии.

ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Смотреть картинку ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Картинка про ростов монастырь рождества пресвятой богородицы. Фото ростов монастырь рождества пресвятой богородицы

В праздник Рождества Христова, 7 ян­варя 2005 года, в Никольском храме установлен ковчег с частицами мощей многих святых подвижников. Ковчег поставлен слева от алтаря, около Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. По количеству собранных святых мощей подвижников это редкостная святыня.

В первом верхнем ряду — частицы мощей святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Феофана Затворника, Тихона Задонского, Игнатия Брянчанинова, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, Игнатия Богоносца, благоверного князя Константина Муромского; преподобных Германа Соловецкого, Елеазара Анзерского, Серафима Саровского и Евфросинии Полоцкой.

Во втором ряду — преподобных Антипы Валаамского и Павла Фивейского, старцев Оптинских: Амвросия, Нектария, Анатолия, Льва, Макария, Исаакия, Моисея, Анатолия, Варсонофия, Илариона, Антония, преподобных Ионы Киевского, Илариона Троекуровского; святителей Ростовских Исаии и Игнатия; великомученика и целителя Пантелеймона; преподобных Саввы Сторожевского и Варнавы Гефсиманского.

В третьем ряду — преподобных Максима Грека и Никиты Столпника; земля из склепов преподобных Александры Первоначальницы, Марфы и Елены, сестер Дивеевских; частицы святых мощей Вифлеемских младенцев, от Ирода избиенных; частицы от гроба великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, частицы мощей мученицы Татианы и мученика Евпсихия, частицы честного древа Животворящего Креста Господня и Мамврийского дуба, а также листок эвкалипта с реки Иордан.

Появление такой святыни в Рождест­венской обители — большой духовный пра­здник всей Ярославской епархии, и 11 ян­варя, в день памяти мучеников 14-ти тысяч младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, правящий архиерей епархии архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл совершил богослужение в Никольском храме Рождественского монастыря.

Небесная помощь стольких угодников Божиих, ставших Небесными покровителями возрождающейся обители, утверждает веру сестер, умножает их силы в их трудах по восстановлению древней обители посреди бушующего в страстях мира. Каждую среду у ковчега с частицами святых мощей совершается молебен с чтением акафиста Всем святым. Многие жители города, узнав о появлении в Рождественской обители новой святыни, приходят к ней с верой и молитвой, и звучат в их сердцах слова, вырезанные на крышке ковчега: «Все святые, молите Бога о нас».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *