роспись храма василия блаженного
Роспись храма василия блаженного
В нутри Покровский собор не менее удивителен, чем снаружи.
Р оспись свода южного крыльца. Темным оттенком реставраторы указали оригинальные фрагменты рисунка, а светлым – дописаны.
Т емперная роспись свода северного крыльца, XVII век. Золотые восьмиконечные звезды символизируют Богородицу.
С тена подклета. Более светлые кирпичи восстановлены из оригинальных.
Ч угунная плитка каслинского литья в подклете. Узор «Солнце», середина XIX века.
С вод внутренней галереи, роспись XVIII века.
С тена внутренней галереи, роспись XVIII века.
С вод гульбища. Фрагмент росписи XVII века и роспись XVIII века, не поновленная реставраторами.
С вод и стена галереи. Роспись XVII века.
С людяной фонарь, освещавший путь крестному ходу в XVII веке.
В итраж в соборной ризнице – бывшей церкви Феодосии Девы. Нетипичное для православного храма решение архитектора Андрея Павлинова.
Ф рагмент одной из дверей.
И коностас церкви Трех Патриархов.
Р оспись одного из сводов, XVIII век.
Ф рагмент росписи стены, XVIII век.
С вод парадной галереи – она ведет к центральной церкви храма. Роспись, имитирующая кирпичную кладку, XVI век.
П ол парадной галереи выложен розетками.
Б ольшая часть внешней росписи собора также имитирует кирпичную кладку, XVI век.
Ф рагмент внешней росписи.
Ф актура одного из колоколов.
А утентичный люк на территории.
О кно лекционного зала музея «Покровский Собор». А внутри – макет храма.
Собор Василия Блаженного. Часть 2-я.
В первой части рассказывалось о посещении первого яруса Храма, знакомстве в выставкой «Сокровища Покровского собора», с экспозициями об известных почитаемых московских Блаженных и реставрационных работах, проводившихся в Соборе.
2.
По узкой извивающейся лестнице поднимаемся на второй ярус Собора Покрова Пресвятой Божией Матери, что на рву, или Храма Василия Блаженного. В памяти от прошлого посещения сохранилась белокаменная лестница и белые стены, а здесь свод и стены кирпичные. Но лестница такая же крутая, ступени очень высокие.
Службы в летней церкви проводились от Троицы до Покрова, с конца мая-начала июня до 14 ноября.
4.
Центральная Покровская церковь. Взятие Казани произошло перед праздником Покрова, поэтому Храм, посвященный этому событию, носит название Покровского. Старый иконостас не сохранился. В настоящее время установлен иконостас из разрушенного Собора Черниговских Чудотворцев московского Кремля.
5.
Восстановлена храмозданная надпись на шатре и, благодаря проведенным работам, можно увидеть голосники.
7,
Под шатром между красными карнизами виден текст, состоящий из пяти рядов буквиц. Это закладная летопись, раскрытая в 60-е годы ХХ века. Точная дата окончания строительства собора стала известна благодаря этой храмозданной надписи. Она гласит, что собор освятили на день Петра и Павла в 1561 году. Выходит, что собор строили 6 лет. Однако, в ту пору работы велись не круглый год, а лишь в тёплое время года, во время строительного сезона. Сезон приходился на конец весны, лето и начало осени. В общей сложности собор строили около четырёх лет чистого времени (без учета зим). Высота букв закладной летописи разная — от 60 см до 1 метра. В среднем она составляет около 90 см. Разная высота буквиц нужна для того, чтобы с точки зрения человека, стоящего в храме, они выглядели одинаковыми.
8.
Внутренняя галерея позволяет обойти вокруг Покровского собора. Цветочная темперная роспись раньше была скрыта под масляными изображениями Святых. В XX веке роспись XVII века была открыта реставраторами. Она хорошо перекликается с цветочной росписью стен первого яруса, которая создавалась еще до того, как она была открыта.
Вход на застекленную наружную галерею в зимнее время закрыт. Благодаря подсветке, особенно в вечернее время создаётся ощущение открытого пространства.
10.
Витражные окна в соборной Ризнице появились в конце XIX столетия во время реставрации.
13.
Имеется возможность увидеть подлинную стену XVI века, расположенную в меж-этажном пространстве. Это помещение осталось в результате упразднения церкви во имя Феодосии Девы, находившейся здесь. Её сначала пристроили к Собору, а потом частично разобрали и приступили к надстройке Соборной Ризницы. Через стекло вмонтированное в пол Ризницы, видно древнюю кладку.
14.
Иконы XVI века считается, что они происходят из первоначального иконостаса собора. Есть икона царского изографа Симона Ушакова, она выставлялась в Третьяковской галерее в 2016 году.
21.
Церковь Преподобного Валаама Хутынского, в день памяти которого, 9 ноября, состоялся торжественный въезд Иоанна Грозного в Москву из казанского похода. Также отец царя Василий III перед смертью совершил постриг и взял иноческое имя этого святого.
25.
Иконостас XVI века был составлен из икон, привезенных в Москву в 1920-е годы из разрушенных храмов. Сотрудниками музея были отобраны подлинные иконы XVI века в местах хранения, куда их свозили на подводах. Иконостас собран из нескольких церквей в Костромской губернии. Древний иконостас отличается от более поздних отсутствием богатого убранства, позолоты и большим количеством икон. Иконы соборного иконостаса уцелели и находятся в экспозиции Исторического музея, а сами каркасы, рамы иконостаса, были утрачены. Роспись изображениями Святых на этой церкви была уничтожена, искали более ранние слои, но вместо них оказалась побелка.
26.
Зато мы можем рассмотреть архитектуру купола.
27.
Церковь Николы Великорецкого в честь образа Николая Чудотворца, обретенного городе Хлынове на реке Великой. В 1555 г. по велению царя Ивана Грозного принесли чудотворную икону крестным ходом из Вятки в Москву и посвятили ей один из приделов строящегося Покровского собора.
31.
«Тощая» свеча, внутри пустая, выдолбленная в дереве, и имеет тонкие стенки. Сверху вставлялись обычные свечи.
35.
Портал центральной церкви сложен из фигурных кирпичей разных размеров.
36.
Фрагмент галереи, в стиле XVI века. Портал в центральную церковь.
37.
Вскрыт слой цветочной росписи XVII века и специально оставлен для осмотра.
38.
Церковь Входа Господня в Иерусалим
Во время Великой отечественной войны Храм был замаскирован специальным покрытием, иконы со второго яруса были демонтированы и снесены в подклет, но не вывозились. Окна были заложены кирпичом. Пострадал только крест церкви Григория Армянского, который был задет тросом аэростата. Музей был закрыт 24 июля 1941 года и открылся 7 сентября 1947 года для посетителей.
В первые годы советской власти в храме устраивались выставки, посвященные основоположникам марксизма-ленинизма, съездам ВЛКСМ, «О религии» и это была как бы плата за сохранение музея. Были попытки уничтожить собор, но его отстояли. Во время экскурсии прозвучали имена людей, понимавших ценность Покровского собора для будущих поколений.
Архитектор Дмитрий Петрович Сухов в 1930-е годы занимался реставрацией памятников московского Кремля. Много лет посвятил Д.П.Сухов восстановлению облика Храм Василия Блаженного. Он считал, что Покровский Собор — такое же высокое произведение русского гения, как „Слово о полку Игореве“ или как живопись Андрея Рублева.
Большое спасибо директору музея «Покровский собор» Татьяне Григорьевне Сарачевой за интересную экскурсию. Присоединяйтесь к самому культурному сообществу moscultura и участвуйте в его жизни. Отдельная благодарность tushinetc за приглашение.
Разгадка 400-летней тайны цветовой раскраски куполов Храма Василия Блаженного.
Самым необычным культовым сооружением России по мнению огромного количества людей является Храм Василия Блаженного. Но в чем его главная необычность: в местоположении и конфигурации или в ореоле загадочности и легендах о строительстве? Все это – и многое большее – можно найти и во многих других памятниках архитектуры: основная загадка и отличие от прочих древних сооружений – это цветная раскраска куполов.
Материал представлен автором Сайта об аналитических исследованиях (о публиковано: 07 июня 2017)
О куполах собора Василия Блаженного читать здесь https://vladimirtan.livejournal.com/45059.html
И действительно, бросающийся в глаза при первом осмотре несвойственный для подавляющего большинства православных храмов цвет стен – красный – это просто цвет строительного материала, кирпича из которого храм построен, и, если бы стены были в традиционном стиле оштукатурены и покрашены или побелены, то только архитектор заметил бы в стенах отличия от стен прочих храмов. А кажущаяся несимметричность (а, точнее, нерегулярность) храма тоже обманчива – в основе его планировки лежит традиционный для православных храмов квадрат – в этом его строители полностью соблюли традицию.
С другой стороны, из дошедшей до нас истории строительства храма (если верить экскурсоводам и путеводителям), мы знаем, что он был построен в 16 веке в память о Казанском походе Ивана Грозного в виде единого комплекса из девяти церквей на одном основании, из которых у пяти церквей престолы освящены в честь праздников, приходившихся на дни решающих боёв за Казань: поэтому столь «важные» для русской истории персонажи вроде «Киприана и Иустины» или «Григория Армянского» оказались в названиях отдельных церквей храма и имеют к загадкам храма, как и к Казани, весьма отдаленное отношение. И кроме того, названия церквей за 5 веков изменялись (если говорить современным языком) из-за переименований в честь спонсоров ремонтных работ и переноса церковного инвентаря при демонтаже соседних церквей.
Гильфердинг
Наглядно можно в этом убедиться рассматривая широко известные изображения храма 1780х гг (Гильфердинг) и начала 19 в (Алексеев) – это период, когда находящуюся рядом с церковью Василия Блаженного церковь Святой Феодосии Девы перестроили в подсобное помещение храма.
Хотя некий скрытый смысл в названиях церквей, при желании, можно найти – остается радоваться, что Иван Грозный брал Казань осенью в праздник Покрова Богородицы, а не, скажем, весной – 22 мая – тогда центральную церковь пришлось бы называть в честь святого Христофора (псоглавца), что в наше время породило бы массу версий и толкований о тайнах храма Василия Блаженного.
Алексеев
В целом, храм несколько раз подвергался реконструкциям и реставрациям, а многие наиболее красочные элементы внутреннего убранства появились аж на рубеже 19-20вв – например, в Церкви святого Василия Блаженного иконостас выполнен в 1895 г по проекту хранителя Оружейной палаты, архитектора А. М. Павлинова, а к 350-летию начала строительства собора – в 1905 г – проведена масляная роспись внутренних стен. Соответственно, если какие-то тайны и загадки при этом возникли, то они явно, к замыслам строителей отношения не имеют.
Более того, даже некоторые элементы стен, вроде бы более надежных свидетелей постройки храма, чем элементы декора, так же изменялись: к основному строению 16 века на протяжении 2 столетий пристраивали и сносили церкви, была построена шатровая колокольня, а с наружных стен снята побелка и нарисованы растительные орнаменты, добавлены крыльца, украшенные шатрами – в общем, придали храму дошедшие до нас игривые черты лубочного княжеского терема, в этом «ребрендинге», вероятно, не последнее место сыграла специфическая раскраска куполов – под нее, похоже, подогнали общий стиль храма.
Итак, кроме необычной расцветки куполов, ничего таинственного, вроде бы и нет, но необходимо отметить два момента:
1. Храм Василия Блаженного традиционно называется по имени небольшой пристройки (придела) к нему, возведенной через четверть века после строительства самого храма. Полностью собор не отапливался, поэтому службы в нем шли только в теплое время года, но придел Василия Блаженного был теплым и богослужения проходили ежедневно. О важности данной пристройки свидетельствует сила традиции, с которой, несмотря на официальное название «Собо́р Покрова́ Пресвято́й Богоро́дицы, что на Рву», данное по имени центральной церкви, люди уже больше четырех столетий называют строение по имени Василия Блаженного. Хотя совершенно естественно называть здание по самой большой и высокой церкви, а никак не по небольшому приделу.
2. Храм состоит из двух этажей или ярусов (в нем нет подвала) – причем первый состоит из специального технического подпольного пространства под храмом, называемым подклет, на котором стоит все основное строение храма и уже упомянутой церкви Василия Блаженного. А на втором находятся все остальные церкви храма. Т.е. придел Василия Блаженного как бы является основанием всего храма, что является архитектурной аллегорией, подчеркивающей какое-то более важное значение небольшого придела Василия Блаженного перед намного превосходящими по высоте прочими церквями комплекса.
Посмотрим на храм сверху, очевидно, что одной из первых ассоциаций у любого человека, хотя бы изредка посещавшего уроки астрономии будет гелиоцентрический макет солнечной системы: Солнце, 4 газовых гиганта и 4 планеты земной группы.
Вообще говоря, это не удивительно, поскольку практически любой православный и не только храм под таким ракурсом будет чем-то похож на ту или иную звездно-планетарную систему, поскольку всегда 4 купола в вершинах квадрата, лежащего в основании построения храма можно соотнести с известными с древности планетами (или, например, с 4 евангелистами – как это объясняют образованные служители православной церкви, когда их удается разговорить на тему планировки храмов).
Храм Христа Спасителя (Москва)
Попробуем сопоставить планеты и церкви: очевидно, что центральной церкви с золотым куполом будет соответствовать Солнце, тем более, что золото во многих культурах связано с Солнцем.
Необходимо учесть, что гелиоцентрическая модель сравнительно молодая, долгие столетия Земля считалась неподвижным центром мироздания, вокруг которого двигались небесные светила. Поэтому важность Земли, ее превосходство над остальными планетами не могло не отразиться на планировке храма. Тут возникает еще одна очевидная ассоциация: если храм упорно называют по имени одного из приделов, тогда вероятно Земля соответствует церкви Василия Блаженного, рядом с ней находится церковь Трех патриархов, которая совершенно естественно ассоциируется с Луной. Эти ассоциации довольно интересны, но, разумеется, для доказательства этого мало.
Теперь обратим внимание на широко известные в русском зодчестве и прикладном искусстве так называемые «солярные символы», которые вплоть до 20 века можно встретить на многих предметах, окружавших русских людей в быту. По солярным символам есть большое количество литературы, откуда нам известно, что одним из наиболее распространенных символов был многолепестковый закрученный символ, который отображал движение. Вполне естественно, что направление закручивания означало или направление движения, или направление, противоположное движению.
Тогда купола храма Василия Блаженного можно попробовать рассмотреть с учетом подобной символики и попытаться сопоставить 4м планетам земной группы – 4 малых церкви, а 4м газовым гигантам – 4 больших церкви.
Из элементарной астрономии нам известно, что если смотреть на солнечную систему со стороны северного полюса Солнца, то все планеты, вращаются вокруг Солнца против часовой стрелки и в свою очередь, кроме Венеры и Урана, вращаются вокруг своей оси в том же направлении. Купола церквей Василия Блаженного (Земля) и Трех патриархов (Луна), закручены в одном направлении – и соответствуют естественному для жителей северного полушария стремлению мысленно смотреть на солнечную систему со стороны северного полюса Солнца.
Далее рассуждения становятся совсем стройными: при обходе храма против часовой стрелки, перед церковью Василия Блаженного находится церковь Александра Свирского, чей купол закручен в противоположном направлении – это очень похоже на планету Венера, которая вращается вокруг своей оси в полностью противоположном направлении, чем остальные планеты (кроме Урана, который вращается лежа на боку, т.е. под углом 90 градусов).
Тут сразу же забежим вперед, поскольку единственным куполом, не содержащим признаков движения, является равномерно полосатый купол большой церкви Киприана и Иустины – то естественно связать эту церковь с Ураном. Более того, направление полос единственное в своем роде, очень остроумно указывает на сильную аномальность вращения, особенно если сравнить ее с рисунком, соответствующим сверхбыстрому вращению Юпитера (который мы рассмотрим дальше), а цвет точно соответствует как естественному цвету планеты, при наблюдении в телескоп, так и «звездному» цвету – благодаря которому эту последнюю еле видимую с Земли невооруженным глазом планету принимали за слабую звезду.
Остались 4 газовых гиганта, причем Уран мы уже сопоставили с церковью Киприана и Иустины, логично предположить, что поскольку последовательность малых церквей соответствуют порядку расположения планет земной группы в направлении их вращения вокруг Солнца, то и для больших церквей и газовых гигантов будет выполнен тот же порядок. Тогда Юпитеру будет соответствовать церковь Николы Великорецкого, Сатурну – церковь Святой Троицы, а Нептуну – церковь Входа Господня в Иерусалим.
Купола будут вполне соответствовать планетам, с учетом принципа: чем она дальше от Земли, тем меньше о ней известно. Соответственно, внешний вид Юпитера идеально соответствует красно-белым параллельным полосам на куполе церкви Николы Великорецкого, к тому же Юпитер вращается вокруг своей оси быстрее всех планет солнечной системы – менее, чем за 10 часов, и, с точки зрения земного наблюдателя, полоски на куполе очень точно это показывают.
В более-менее нормальные телескопы Сатурн видится слабожелтым или слегка коричневым, но в астрологии издавна Сатурну приписывался зеленый цвет (по-видимому из неких соображений астрологического характера). В сочетании с нанесенным на купол церкви Святой Троицы зелено-белым символом вращательного движения в правильном направлении мы видим отличное соответствие уровню знаний о Сатурне начала 17в – тем более его изучал в специально сконструированный им телескоп сам Галилео Галилей.
Галилей же, по данным историков науки в 1612-13 г.г., так же изучал и Нептун, но не сообщил об открытии новой планеты (считается, что, вероятно, из-за удаленности и особенностей движения Нептуна Галилей не понял, что это планета). Поэтому существование Нептуна еще долго оставалась официально неизвестным и, считается, Нептун был открыт в 19 в. на основе вычислений, но, возможно, именно особенность Нептуна периодически совершать кажущееся ретроградное движение, рисуя для наблюдателя с Земли воображаемые петли на фоне звёзд отразилась в рисунке на куполе церкви Входа Господня в Иерусалим в виде отличного от прочих куполов внешнего вида: символ вращения закручен в обратную сторону, резко отличающиеся цвета и шипастая поверхность (как у купола церкви Варлаама Хутынского, соответствующего Меркурию, что, возможно, означает некую непредсказуемость или нестабильность поведения).
Итак, мы получили соответствие куполов и, возможно, церквей планетам:
В данном списке все небесные тела, кроме Урана и Нептуна, достаточно легко видны с Земли невооруженным глазом и с древности используются в астрологии. Уран считается открытым Уильямом Гершелем в 1781г, а Нептун, как известно, был открыт на основании расчетов в 1846 году, причем споры о первооткрывателе идут до сих спор. При этом установлено, что Галилей наблюдал Нептун почти за 2,5 века до его официального открытия, а ведь Нептун находится дальше от Земли чем Уран, и в отличие от Урана, не виден невооруженным глазом. Очевидно, что Галилей имел техническую возможность наблюдать в телескоп видимый с Земли Уран, поскольку он изучал невидимый без телескопа Нептун.
из труда Галилея
Галилей не считается первооткрывателем Нептуна, потому что он не рекламировал свое открытие (якобы он не понял, что нашел новую планету), но мы знаем из истории, что в 1616 г католическая церковь запретила гелиоцентрическую модель Коперника (которую Галилей пропагандировал), а о сложных взаимоотношениях Галилея с инквизицией, хотя бы на уровне «а всё-таки она вертится» известно сейчас даже дошкольникам: поэтому публичные обсуждения существования новых планет тогда были не вопросами науки, а религии со всеми вытекающими опасностями для ученых.
Галилей перед судом инквизиции
В свою очередь Коперник опубликовал свой труд о гелиоцентрической модели за 12 лет до начала строительства Храма Василия Блаженного. В предисловии к своему труду Коперник рассуждал, что не лучше ли бы ему было по примеру древних мистических обществ распространять свои идеи только в близком кругу единомышленников. И, скорее всего, он так и делал, по крайней мере, какое-то время.
Коперник разговор с богом
В подтверждение версии разгадки тайны куполов Храма Василия Блаженного дополнительно свидетельствуют еще несколько моментов:
Маловероятно, что архитекторы при постройке храма изначально закладывали гелиоцентрическую модель размещения церквей и расцветку куполов в соответствии с вращением планет с учетом того, что подобные знания должны были сначала стать достоянием астрономов.
Кроме того, еще с древних времен было известно соответствие дней недели планетам, эти названия из латинского языка перешли в современные европейские языки: от понедельника – дня Луны, до воскресенья – для Солнца. Начнем последовательно соединять отрезками соответствующие планетам-дням недели церкви Покровского Собора.
Гептограмма дней недели
И что же мы видим? Мы получили семиугольник с клином в сторону центральной церкви Покрова Богородицы, это похоже на еще одну систему – но клин явно лишний. Но тут уместно вспомнить о существовании рядом с церковью Василия Блаженного еще одного придела – Рождества Богородицы. Зачем в одном соборе два строения связанных с Богородицей?
Вот и ответ: придел Рождества Богородицы скорее всего сделан для того, чтобы в него перенести вершину семиугольника. Дело в том, что правильный семиугольник часто используется мистиками с древних времен в виде гептаграммы дней недели – семиконечной звезды, на противолежащих вершинах которой находятся астрологические символы планет, более редкий и менее красочный вариант гептаграммы предполагает последовательное размещение дней недели в вершинах правильного семиугольника.
Правильный семиугольник
Почему использована простая форма, а не звезда, становится понятным, если вспомнить, что божественными геометрическими инструментами считались линейка без делений и циркуль (это породило знаменитейшую неразрешимую проблему квадратуры круга), а правильный семиугольник, как и круг, равновеликий квадрату, невозможно построить только «божественными инструментами». Вот это «несовершенство материального мира», думаю, сознательно и отражено в виде искаженной гептаграммы дней недели в виде церквей собора.
Так же в куполах и, в особенности, в больших церквях можно легко увидеть «Квадрат противоположностей» Аристотеля – схему взаимодействия четырех стихий – Огня, Воды, Земли и Воздуха.
Квадрат Аристотеля
Поверхность куполов
При желании можно найти те же Платоновы тела в виде элементов – но это уже потребует работы в системах 3d проектирования, хотя даже просто ориентируясь на двумерную развертку Платоновых тел при некотором навыке наблюдатель найдет много интересного в зданиях и куполах Храма Василия Блаженного.
платоновы тела (развертка)
Секрет раскраски куполов Храма Василия Блаженного я разгадал еще в конце 90х гг 20 века, но, к сожалению, мои исследования не заинтересовали серьезные издания, а публикации на фриковых ресурсах только дискредитировали бы это открытие. К счастью, с появлением ютьюба и большого количества графического материала в интернете у меня появилась возможность выложить мои результаты в удобном для массового восприятия формате с использованием большого количества изображений. Согласно Google, аналогичных исследований еще никто не публиковал, хотя совершенно очевидная идея с планетарным сопоставлением куполов уже давно витает в воздухе интернета, но дальше уровня элементарных частичных предположений пока никто не додумался. Поскольку мои результаты самоочевидны и при некоторой настойчивости их мог получить практически любой исследователь, я не претендую на приоритет, а просто делюсь информацией в удобной форме на моем сайте и на моем youtube-канале Excellentricks: искусство аналитики.