роспись храма в византийском стиле

Роспись храма в византийском стиле

Храмовая живопись, как и иконопись — это богословие в красках. Росписи наглядно показывали основы христианского вероучения. В первую очередь — это приход Иисуса Христа, Его жертва и воскресение. В свое время Киевская Русь переняла вместе с верой и культурные традиции Византии. И на Руси сохранились и развились классические художественные пропорции, модели, построение и гармония композиции. Молящиеся в храме не только рассматривали настенные росписи, но и как бы становились соучастниками нарисованных событий, ощущая их в реальном трехмерном пространстве. И, согласно учению VII Вселенского собора «О почитании образов», воздавали честь образу, переходящую к первообразу.

Храмовая монументальная живопись состояла из элементов, построенных на принципе органичного взаимоотношения друг ко другу, к архитектуре и к молящимся в храме. Эти композиции были как одно неделимое целое, формирующее общую структуру. Росписи даже в какой-то мере продолжали архитектурные формы. Они так же отражали художественные вкусы и нравы своего времени.

Росписи в храме имеют свою четкую иерархию. Самые сакральные и важные события изображались сверху, далее евангельские сюжеты и святые.

Схема росписи храмов:

Для арочных конструкций храма (куполов, апсиды, ниш) более удобным вариантом стала мозаика. На ее мерцающем золотом фоне фигура воспринималась реалистично, как живая. Зачастую образы Христа и святых рисовались под ракурсом в три четверти. А если фигуры размещались в вогнутой нише фронтально друг напротив друга, то этим создавалось впечатление их взаимодействие в реальном трехмерном пространстве.

Со временем, начиная с XII века лаконичность фресок изменяется на более многофигурные многословные композиции. Добавляются новые сюжеты и циклы. Это касается нижней части храма, а изображения в верхней части остаются неизменными. В Византии в эпоху палеологов наблюдается расцвет храмовой живописи. Меняется сама композиция, появляется пространственная глубина, в рисунке фигур заметно более свободное движение.

Принципы византийской фрески перешли в живопись древнерусских храмов. Каноничность иконографии до сих пор является лучшим образцом для храмовой монументальной живописи. К сохранившимся памятникам византийских мозаик XI в. можно отнести собор монастыря Осиос Лукас в Фокиде, Неа Мони на о.Хиос и монастырь Дафни. София Киевская донесла до наших дней мозаичные композиции, сделанные византийскими мастерами в превой половине XI в. Особенностью росписей является почти утраченное изображение строителя (ктитора) храма — Ярослава Мудрого с семьей. Зачастую ктиторов изображали молящимися Христу или Богородице, или держащими уменьшенную копию храма в руках.

В XIV в. выделяются новгородские фрески. Ярким представителем их был Феофан Грек, писавший композиции экспрессивно, эмоционально и в свободной технике. В XIV столетии немаловажную роль сыграл прп.Андрей Рублев. Его имя связывают с расцветом древнерусского храмового искусства. Продолжателем его традиций стал Дионисий, рисунки которого отличались грацией, утонченностью. А цветовая гамма излучала легкость, свет и радость. После Дионисия иконописные школы характеризовались многофигурными повествовательными и очень сложными композициями. Наблюдалась даже некая перегруженность художественными деталями. На рубеже XVI —XVII веков появляется Строгановская пейзажная живопись, вплетающая в иконографию картины природы. Далее, с приходом к власти Петра Первого, возникает реалистическое изображение иконописных образов под руководством Симона Ушакова. Храмовые фрески в стиле академического реализма обрамляют лепными рамами в стиле барокко. В XIX — XX века постепенно в храмовую живопись переходит модерн. В этом стиле М.А. Врубель и В.М. Васнецов расписывают Владимирский собор в Киеве. Император Александр III был почитателем их таланта и манеры исполнения. Их росписи фотографировались и повторялись уже во многих храмах местными художниками.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

Принципы Византийской храмовой росписи

Византийский храм, прежде всего – образ космоса, символически воспроизводящий небо, рай и земной мир.

Храмовая роспись – это подлинное искусство, позволяющее людям глубже проживать единение с Богом и святыми людьми, жившими на протяжении всей истории Ветхого и Нового заветов. Классическая роспись, пришедшая на Русь и сохранившаяся по сей день, родилась в Византии во время расцвета религиозной иконописи и несет в себе строгую выверенную гармонию образов и метафор. Весь ансамбль помогает верующим не только познакомиться с основами вероучения, но вновь и вновь погружаться в библейские события, становиться их соучастником, наполняясь благодатью Святого Духа.

Это не просто набор обособленных образов, картин, икон, а стройная композиция, охватывающая полностью все пространство храма.

Благодаря этой композиции передаются чувства, пробуждается духовное начало. Удивительное храмовое убранство византийской школы – это действительно диалог между Святым наследием и человеком.

Как достигается такой эффект?

Данная система формировалась одновременно с литургическим чином. Окончательно сложившись в Византии во времена патриарха Фотия (8-й век), раскрылась после иконоборческих «войн» и до сих пор продолжает совершенствоваться, обрамляясь как драгоценный камень золотом русской иконописной традиции. Настоящие откровения – это соборы София Константинопольская, греческий Осиос Лукас и София Киевская

В центре храма живопись разделяется на три сектора:

Интересен алтарь, где помещаются сцены Евхаристии, фигуры литургических отцов и дьяконов. В конхе апсиды изображаются Богородица, над ней – Христос, по бокам – Святые родители Девы Марии, Иоанн Предтеча. На разграничивающих алтарь и неф стенах часто можно увидеть ветхозаветные символы Евхаристии: заклание Авеля, испытание Авраама, Мелхиседек с хлебом и вином.

На западной стороне рисуют Страшный Суд, а также Сотворение мира, тем самым закольцовывая христианский цикл мироздания, и чтобы каждый человек, выходя из церкви, помнил о последствиях греха и смысле жизни.

Место между иконами часто заполняет растительный и геометрический орнамент, а также персонажи 103-го псалма, где перечисляются твари Божии.

Константинопольский стиль и принцип духовного благоукрасительства безупречно лег на русские основы, подарив нашей православной культуре великолепные образцы церковного искусства, создающиеся и в настоящее время. Они помогают верующим прикоснуться к Вечности, Любви и Красоте Земного и Небесного миров, союз которых эти шедевры и рождает.

Источник

Живописное убранство православного храма

Традиция благолепного убранства храма идёт ещё от ветхозаветных скинии и Иерусалимского храма Соломона, которые по указанию Самого Бога были богато украшены, в том числе изображениями. Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.

роспись храма в византийском стиле. Смотреть фото роспись храма в византийском стиле. Смотреть картинку роспись храма в византийском стиле. Картинка про роспись храма в византийском стиле. Фото роспись храма в византийском стиле

«Дом, который следует выстроить для Господа, должен быть весьма величественен, на славу и украшение пред всеми землями» (1 Пар. 22,5)

Традиции храмовой росписи

Традиция благолепного убранства храма идёт ещё от ветхозаветных скинии и Иерусалимского храма Соломона, которые по указанию Самого Бога были богато украшены, в том числе изображениями херувимов, пальм, плодов и цветов.

Первые христианские изображения появляются около 200 года. Так, например, в доме в Дура-Европос (Месопотамия), реконструированном христианской общиной для своих целей, крещальню украшали фрески. В катакомбы верующие принесли символы и знаки: виноградную лозу — символ жертвенной крови Христа и причащения, крест, якорь — символ надежды и др. Изображение является уже не украшением помещения, а прежде всего носителем смысла. Искусство христианских катакомб ставит перед собой задачу выбора из огромного круга сюжетов Ветхого и Нового завета наиболее показательных и подходящих. В помещениях раннехристианских катакомб можно видеть и начало формирования иконографических программ. Так, во входной зоне присутствуют изображения, ассоциативно связанные с темой Крещения, в зоне ниши — с евхаристической тематикой, а в верхнем регистре помещений — с райскими аллегориями.

После победы христианства и иконопочитания в византийский период развитием иконографии руководили несколько. Во-первых, образ должен был являть тождественность с прообразом, узнаваемость. Иконы стали не просто создавать в соответствии с установленными правилами, но и снабжать соответствующими надписями. Теперь молящийся мог входить в контакт с образом, который должен был располагаться к нему лицом, чтобы между ними происходила подлинная встреча. Во–вторых, каждый образ должен был занимать приличествующее ему место в соответствии с иерархией: сначала — Христос, затем — Богоматерь, потом ангелы и святые в надлежащем порядке старшинства. Вобравшую эти принципы систему церковного убранства стали применять в храмах, начиная с IX в. — чаще всего, спланированных в виде вписанного в квадрат креста с куполом посередине. Этот совершенный тип византийского крестово–купольного храма, предоставлявший наилучшие возможности для иерархического расположения образов, и был перенесён на Русь.

История Древней Руси, изобиловавшая вражескими набегами и пожарами, оставила нам лишь малую часть богатейшего наследия живописного убранства храмов. Укажем лишь несколько из уцелевших. В Киевской Кирилловской церкви до наших дней сохранилась фресковая живопись XII века. В центральной аспиде размещены изображения Евхаристии и святительского чина, на предалтарных столбах — Благовещения и Сретения, на южной и северной стенах — Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы. Всё пространство притвора занимает изображение Страшного Суда — одно из наиболее ранних в росписи русских храмов.

Во Владимирском Успенском соборе сохранились фрагменты росписей 1408 года, выполненных выдающимися русскими иконописцами Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным.

Основные принципы росписи православного храма

Система росписи храма сложилась в Византии в VIII веке при патриархе Фотии одновременно со сложением чина Литургии. В своем начальном состоянии программы размещения росписей складывались уже в раннехристианский период, приобрели более весомый характер в ранневизантийское время, но наиболее ярко раскрылись после завершения эпохи иконоборчества. В средневизантийский период сформировались такие принципы построения программ, как:

— иерархический, со смысловым центром в куполе;

— евхаристический, с центром в алтарной апсиде;

— литургический, отражающий в последовательности сюжетов богослужебную и календарную логику;

— исторический, с последовательным расположением ветхо-и новозаветных сюжетов.

В целом иконографические сюжеты должны распределяться в храме в зависимости от смысла и значения каждой его части и её роли в богослужении. Что же касается системы росписей каждого конкретного храма, то она всегда индивидуальна, ибо при наличии общей схемы обычно возникают творческие решения, не нарушающие единого строя композиции интерьера.

В средней части храма система росписи образует три зоны: первая — зона куполов и сводов верхнего уровня, в том числе конха апсиды; вторая — зона парусов и верхних частей стен; третья — зона нижних частей стен.

В верхней зоне находятся изображения наиболее важных в Православии лиц (Иисуса Христа, Богоматери, ангелов) и тех сцен, в которых небо было либо местом действия, либо источником или целью изображаемого события.

В числе изображений на куполе можно назвать образ Христа Пантократора, Святого Духа в виде голубя, а также Крест, монограмму Христа, Агнца. Позднейшая традиция связана с образами Троицы Новозаветной, Отечества, Господа Саваофа. Периферийная часть купола, представляющая собой либо нецентральные зоны широкой скуфьи, либо барабан, включает обычно изображения апостолов, пророков, праотцев, а также в некоторых случаях Небесных Сил, Богородицы и Иоанна Предтечи.

Центральный медальон с Христом Пантократором в куполе размещается таким образом, что его можно различить при взгляде с запада на восток. Под образом Вседержителя по нижнему краю сферы купола изображаются серафимы (силы Божии). В барабане купола — восемь архангелов, небесных чинов. В барабане купола изображаются и апостолы, там же ниже — пророки. Порядок расположения пророков может быть обусловлен порядком расположения праздников на стенах и сводах храма. В частности, надписи в свитках пророков могут соответствовать праздникам, находящимся рядом. Апостольский чин барабана строится, исходя из иерархического первенства первоверховных апостолов Петра и Павла, а также первозванных апостолов (Андрея, Петра, Иакова и Иоанна). Надписи скуфьи купола могут представлять собой краткие тексты аллилуариев, прокимнов и запричастных стихов великих праздников.

Средняя зона храма посвящается жизни Иисуса Христа. Классический цикл состоит из сцен двунадесятых праздников: Благовещения, Рождества, Сретения, Крещения, Преображения, Воскрешения Лазаря, Входа в Иерусалим, Воскресения (Сошествия во ад), Вознесения, Сошествия Святого Духа и Успения Богородицы, а также Распятия. К этому ряду зачастую прибавляются несколько изображений, которые демонстрируют историю страстей Христо-вых,— Тайная Вечеря, Омовение ног, Поцелуй Иуды, Снятие с Креста и Уверение Фомы, а также историю рождения Христа, — Поклонение волхвов, Бегство в Египет и историю Его проповеднической деятельности — цикл чудес и притч. Согласно сложившейся традиции, с северной стороны храма располагаются сюжеты Страстного цикла, отражающие события Великого Пятка и субботы,— Распятие, Оплакивание, Сошествие во ад. Предшествующие и последующие события чаще располагаются с востока или запада.

К XIV веку в убранстве храмов появляются иконографические мотивы, которые не были напрямую связаны с жизнью Иисуса Христа. Располаются они в боковых нефах, приделах, притворах или нартексе и часто изображают эпизоды из жизни Богородицы.

Состав сцен зависит от богословской программы храма. Так, скажем, в церкви, посвящённой Богородице, будут преобладать сцены из жизни Девы Марии, тема Акафиста. Никольский храм будет содержать сцены из жития Свт. Николая, Сергиевский — Прп. Сергия и т.д.

В средней части храма, на столпах, если они есть, помещаются образы святителей, мучеников, святых, наиболее чтимых в данном приходе. В «парусах», изображают четырех евангелистов — Матфея, Марка, Луку, Иоанна.

По северной и южной стенам сверху вниз рядами следуют изображения апостолов от семидесяти и святителей, преподобных и мучеников. Нижний ярус нередко выстроен из одиночных фигур — это либо святые отцы, либо святые князья, иноки, столпники, воины. Эти фигуры распределяются с учётом их ранга и функций, размещаясь в соответствии с порядком дней их памяти в литургическом календаре.

Над уровнем пола, в зоне, где стоят молящиеся, на стенах располагаются изображения чередующихся свисающих полотнищ — «полотенец», которые как бы несут священные изображения, расположенные выше.

Так как в алтаре совершается Таинство Евхаристии, его росписи посвящаются связанным с этим Таинством сюжетам. Первый ряд росписи, начиная снизу, представляет отцов литургистов: святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Великого и с ними других святителей, а также святых диаконов, как участников богослужения. Выше — сама Евхаристия: причащение апостолов под двумя видами — хлебом и вином. Ещё выше, над Евхаристией в конхе апсиды помещается фигура Богоматери, стоящей или сидящей (тип Оранты или Одигитрии). Постольку алтарь является местом приношения Бескровной Жертвы, установленной Самим Спасителем, то вверху, над изображением Божией Матери, часто помещают изображение Христа. В боковых апсидах пишут образы родителей Богоматери — Иоакима и Анны, или Предтечи Спасова Иоанна.

На стенах, отделяющих алтарь от нефа, могут быть представлены ветхозаветные прообразы Евхаристии: жертвоприношение Авеля; Мелхиседек, приносящий хлеб и вино; Авраам, приносящий в жертву Исаака; гостеприимство Авраама.

Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая, а также ветхозаветных событий из периода естественного закона.

Пространства между отдельными живописными композициями заполняются орнаментом, где в основном используются сюжеты растительного мира или образы, соответствующие содержанию псалма 103, где рисуется картина земного бытия, перечисляющая различные Божии создания. В орнаменте могут использоваться и такие элементы, как кресты в круге, ромбе и других геометрических фигурах, восьмиугольные звёзды.

Современная практика живописного убранства храма

Современная практика росписи, как правило, следует традиционным принципам размещения сюжетов и отдельных фигур святых на стенах и сводах храмов, в зависимости от их размеров и объёмно-планировочной структуры.

В качестве примера приведём роспись Космодамиановского храма в г. Жуковский, построенного в 2006 году по проекту архитектора М. Кеслера, художниками творческой мастерской под руководством К. Охотина и Д. Лазарева.

Храм представляет собой основной объём 12х12 метров кубической формы, пе-реходящий через паруса в восьмерик, перекрытый сферическим куполом со световым барабаном. К центральному приделу храма, посвященного Покрову Пресвятой Богородицы, с юга примыкает Космодамиановский придел, перекрытый крещатым сводом, с востока — полукруглая апсида, а с запада — притвор с тамбуром, над которыми располагаются хоры. В наружном убранстве использованы специальные ниши для размещения наружной росписи храма.

Первое, куда попадает входящий, это небольшое узкое помещение наружного притвора. Его роспись посвящена истории сотворения мира — Шестодневу. Стены и потолок покрыты орнаментом на темном фоне, напоминающим об изначальной тьме, из которой выступают шесть круглых белофонных медальонов с изображениями дней творения.

Роспись внутреннего притвора посвящена жизни в раю первых людей: Адама и Евы. Стены покрыты растительным орнаментом на белом фоне, напоминающим о райском саде. На потолке в круглых медальонах изображены сюжеты из Книги Бытия: грехопадение Адама и изгнание из рая. Два медальона с Архангелами фланкируют стены притвора. В южной его части, где располагается свечной ящик, продолжается цикл ветхозаветной истории: земные труды Адама и его детей, жертвоприношение Авеля и Каина, убийство Каином Авеля, история Ноя. Завершает ветхозаветный цикл образ Божией Матери «Неопалимая купина», расположенный на потолке притвора и раскрывающий ветхозаветные пророчества о Богоматери.

Если два притвора переносят нас во времена Ветхого Завета от сотворения мира до пророчеств о Богородице, то основной объем храма с куполом — это сцены жития Богородицы и Нового Завета, завершающиеся Страшным Судом и видением небесного града Иерусалима Иоанном Богословом.

В центре всех этих сюжетов нас встречает большой образ Богоматери в конхе апсиды алтаря и парящая над храмом, занимающая весь купол плошадью около 250 кв.м композиция Покрова Богородицы.

Купол поделен на два регистра, изображающих Земную и Небесную Церковь. В скуфье купола и в барабане расположены: оплечный образ Христа Пантократора, херувимы и архангелы в медальонах, составляющие с композицией Покрова единое целое и как бы венчающие её.

В восточной части свода в верхнем регистре располагается фигура Богоматери и предстоящие Ей небесные силы и святые. Напротив них, в западной части свода в верхнем регистре помещено изображение собора Архангела Михаила. В нижнем регистре расположены исторические персонажи, относящиеся к празднику Покрова: прп. Роман Сладкопевец пред Царскими вратами и присутствовавшие во Влахернском храме во время явления Божией Матери святители, император Лев и царица Феофания, а также князья, бояре и монахи с иконой Пречистой. На западном своде изображен Андрей Христа ради юродивый, указывающий своему ученику Епифанию на явление Богоматери. В северной части свода помещен сюжет из шестого кондака акафиста Покрову — видение Богородицы Романом Сладкопевцем во сне.

В «парусах» изображены четыре Евангелиста — Матфей, Марк, Лука, Иоанн.

Стены четверика поделены на четыре регистра. В верхнем помещены двунадесятые Господские праздники и ветхозаветные пророки со свитками. Во втором регистре сверху расположены сюжеты притч и чудес Христовых. В третьем — житие Богородицы. В нижнем регистре располагаются полуфигуры избранных святых, как древних, так и новопрославленных.

На западной стене все 4 регистра занимает Страшный Суд. Вверху, над хорами — Христос на престоле во славе с предстояшими Богородицей и Иоанном Предтечей. Справа и слева от хоров — 12 апостолов, сидящие на престолах. За ними — стоящие Ангелы. В центре композиции — Итимасия. Справа от Итимасии — народы, ожидающие Суда. Ниже — трубящие ангелы призывают на Суд. Слева от Итимасии изображены лики святых — святители и праведные жены, под ними — апостолы Петр и Павел, ведущие праведников в рай. В центре под Итимасией слева направо извивается тело змия, влекущего в ад.

Непосредственным продолжением темы Страшного Суда и завершением новозаветного цикла является видение Небесного Иерусалима Иоанну Богослову. Оно открывается сквозь арку хоров на западной стене. В подпружной арке хоров расположены полуфигуры ветхозаветных праведников в круглых медальонах. Авеля Ноя, Авраама, Исаака, Иакова и др. что композиционно соединяет Ветхий и Новый Завет, начало росписи и её окончание.

Так как южный придел посвящен свв. Бессребреникам и целителям Косме и Дамиану, тематика его росписи связана с чудесами исцеления и воскрешения.

В конхе алтаря придела располагается образ Ветхозаветной Троицы. Ниже, на стенах апсиды — орнаментальный фриз с херувимами в медальонах. Под ними расположены ростовые фигуры литургистов: святители Григорий Двоеслов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов.

В центре придела в крестовом своде находится изображение Креста в медальоне. Вокруг него — 4 медальона с поясными изображениями архангелов.

В нижнем регистре изображены фигуры свв. целителей и мучеников, стоящие фронтально в полный рост. Завершает роспись придела композиция Сошествия Святого Духа на апостолов, расположенная на западной стене придела во всю ее высоту.

Цокольная часть стен во всем храме украшена белыми «полотенцами» с орнаментом.

Наружные росписи храма

Снаружи на стенах храма в нишах выполнены росписи силикатными красками.

На западной стене основного объема храма: Покров Божией Матери, свв. Бессребреники и целители Косма и Дамиан. На западной стене южного придела: Ангел хранитель, два Архангела, Троица Новозаветная.

На южной стене: свв. Константин и Елена, икона Божией Матери «Одигитрия».

На северной стене: св. кн. Владимир и св. кнг. Ольга.

С востока на центральной апсиде — Богоматерь «Знамение», на апсиде южного придела — Воскресение Христово.

Работы по росписи храма проводились более двух с половиной лет с мая 2006 по январь 2009 года. По мнению руководителя Координационной группы специалистов Совета попечителей Храма Христа Спасителя протоиерея Леонида Калинина, роспись Космодамиановского храма является одним из лучших образцов церковного искусства последних десяти лет и может быть рекомендована как эталон.

Во время Великого освящения храма в мае с.г. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем слове уподобил благолепие этой церкви Софии Константинопольской, которая настолько поразила послов князя Владимира своей красотой, что это привело к принятию Русью христианства. Церковное благолепие не менее нужно нам и сегодня, когда дорога к храму может стать короче благодаря восприятию его красоты.

Источник

Роспись православных храмов и церквей

Роспись православного храма и храмовых икон – дело кропотливое, требует определенных знаний и досконального изучения традиций христианской живописи. Художники артели церковной живописи более 10 лет занимаются изучением русской и византийской традиции фресковой живописи, росписи иконостасов и написания икон.

Мастеров, способных профессионально выполнить роспись храма в византийском стиле, вы найдете в артели церковной живописи «Византия». Фресковая роспись в Византии была крупнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире. Византийская художественная культура стала родоначальницей древнерусской живописи. Накопленные знания и многолетний опыт позволяют быстро и качественно выполнять роспись храмов, часовен, ризниц в соответствии с православными канонами и традициями русского монументального искусства. Наши художники владеют всеми техниками православной росписи, что позволяет придать церкви яркие уникальные черты. Настенная роспись храмов от артели «Византия» – это уникальное по красоте явление, выполненное в канонических традициях художественной росписи.

Церковная роспись храма и икон предусматривает использование водорастворимых акриловых и силикатных красок. Впоследствии росписи покрывают лаком, который выполняет защитную функцию.

Особенности росписи храмов

При внутренней росписи храма мы учитываем архитектуру церкви и ожидания прихожан. Но при этом мы не отходим от многовековых традиций христианской живописи:

Резьба иконостаса

Иконостас – это символ небесных врат. Он отделяет алтарную часть храма, с которой ведется служба, от наоса – основной части, где находится приход. На иконах иконостаса представлен лик Христа и Богородицы, которые поддерживают прихожан в их молитве. Резьба иконостаса никогда не выполняется по шаблонам. При составлении предварительного проекта мы учитываем высоту потолков, размер алтаря, ожидания прихода и настоятелей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *