романские и готические храмы
Романский и готический стиль в средневековой архитектуре
Первым архитектурным стилем в эпоху Средневековья стал романский стиль. Это монументальная архитектура главным предназначением которой изначально являлась защита от врага и нападений извне. Главными чертами архитектуры являются массивные толстые стены, толщина которых достигала нескольких метров.
В стенах устраивались маленькие узкие окна, не позволяющие в случае атаки попасть внутрь здания или попасть в них стрелами. На стенах возводились бойницы, за которыми могли скрываться люди, отражающие атаку сооружения. Представлен романский стиль в основном замковой архитектурой. Из – за слабого освещения, внутренняя часть замков была темной и освещалась только искусственно. Стены изнутри украшались фресками.
Возводились замки на неприступных уступах, скалах и возвышенностях. За пределами замка жили простые люди, которые в случае опасности скрывались за стенами замка. Часто вокруг замка выкапывался ров с перекидным мостом. Ров заполнялся водой и мост в случае опасности поднимался, закрывая вход в замок. Весь внешний облик романской архитектуры выглядит приземистым, массивным и основательным. Выполняя свое главное предназначение, архитектура не имеет никакого декоративного убранства снаружи.
На смену романскому стилю приходит готический. Появляется он в результате реконструкции одного из романских замков. Молодому аббату во сне явилось видение города на небесах. Рассказав о своем видении, аббат предлагает кардинально новое решение в строительстве храмов. Массивные несущие стены исчезают и на их месте появляются совершенно новые элементы в сооружениях.
Готика отличается очень высокими, устремленными высоко вверх заостренными шпилями. Добиться строительства таких высоких сооружений, удалось благодаря появлению в архитектуре аркбутанов и контрфорсов. Данные элементы помогли значительно снизить нагрузку на несущие стены. Аркбутаны, отходящие от стен в виде полукруглых арок, соединяли стену и контрфорс.
Эти элементы также включались в декоративное убранство собора. Готика получила широкое распространение по всей территории Европы. Готические соборы поражали человека своими размерами и показывали всю мощь божественной силы и красоты. Мастера искусно работающие с камнем, превращали его в произведения искусства и создавали из него легкие и как будто парящие композиции.
Новые технологии позволили делать в стенах соборов огромные оконные проемы, которые закрывались витражами. Из кусочков цветного стекла составлялись композиции в основном религиозной тематики, а проникающий сквозь них свет, рассеивался по помещению мягкими голубыми, красными, желтыми тенями, что создавало мистическую и торжественную обстановку.
В чем отличие готического стиля от романского??
Особенности романского стиля
Романский стиль охватывает период с X по XII века. Термин происходит от слова «рома» то есть римский. Предпосылкой появления романского стиля архитектуры стала разобщенность феодализма на территории Западной Европы, когда феодалы старались присвоить себе чужие земли, и власть была децентрализована. Возникла необходимость в определенного рода постройках, которые могли бы выполнять оборонительную функцию при нападении соседних князей-феодалов. Романский стиль признан общеевропейским благодаря массивности и основательности при строительстве архитектурных построек.
Монументальность романского стиля
При сооружении замка в романском стиле руководствовались прежде всего соображениями прочности и мощности построек при набегах и нападениях, внешняя неприглядность при этом роли особой не играла.
Замок в романском стиле создавался как подобие крепости, оттого и преобладание в архитектуре масштабности и основательности. Лаконичность, незамысловатость форм, массивные размеры, преобладание горизонтальных линий над вертикальными все это является составными частями романского стиля в архитектуре.
Неприступные крепости в романском стиле
Наиболее яркое выражение романский стиль получил в соборах и монастырях, в сооружениях светского характера данный стиль практически не встречается.
В центральной части крепости романской эпохи располагался донжон или дом-башня феодала. На первом этаже донжона находились хозяйственные помещения, на втором-парадные помещения, на третьем-спальни хозяев. Четвертый этаж обычно занимала прислуга и охрана замка.
Замки старались сооружать в малодоступном месте,допустим, на склоне горы. Для защиты и безопасности крепость была ограждена высокой каменной стеной и рвом. Для коммуникации с внешним миром жителями использовался подъемный мост.
Наследие романского стиля в архитектуре Европы
В современное время мы можем созерцать романский стиль в облике соборов и храмов. В эпоху Возрождения дворцы и замки утратили свой первозданный вид. Часть из них реконструировали, возвращали им прежний вид замка, ряд из них существует и по сей день, но все таки многие архитектурные сооружения со временем утрачены. Наиболее известными архитектурными сооружениями романского стиля являются церковь Сен-Сернен, Храм аббатства Клюни III, Нотр-Дам в Пуатье, Пизанская башня, Лондонский Тауэр.
Особенности готического стиля
На смену романскому в средневековую архитектуру пришел готический стиль и со временем вытеснил его. «Устрашающе величественный», такое определение наиболее точно характеризует готический стиль архитектурных сооружений. Однако готический стиль пронизывает к тому же и другие разновидности изобразительного искусства, такие как скульптура, живопись, витражи и другие.
Готический стиль просуществовал с XII по XIV век. В отличие от романского стиля готический имеет более светский характер, тогда как романский стиль скорее религиозной направленности. Готический стиль нашел отражение в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей и основан на бургундской архитектуре.
Эстетическая направленность в готическом стиле
В сравнении с романским стилем с его толстыми стенами, небольшими окнами и круглыми арками готический значительно выигрывает. Ведь недаром готический стиль придает величие с его заостренными арками, узкими, высокими башнями и богато украшенным декором каменных кружев, многоцветьем витражей в окнах. Особенности стиля ставят акцент на вертикаль, все архитектурные сооружения устремлены вверх. В готическом стиле в отличие от романского важна эстетичность, церкви и соборы приобрели грациозный облик.
Каркасная система в готическом стиле
В архитектуре готических соборов появляется новшество: теперь свод сооружений имеет крестовую форму и опирается на прочный «скелет»— прочный легкий каркас, каркасная конструкция является визитной карточкой готического стиля архитектуры. Тогда как в романских храмах был свод цилиндрической формы, опиравшийся на основательные толстые стены, и, как следствие, лаконичность, простота, аскетичность, отсутствие света из-за маленьких окон.
Так называемые аркбутаны и контрфорсы, крестовый свод и особая система колонн создавали ажурные каменные кружева в облике соборов и церквей, придавали им потрясающий фантастический вид. Каркасная конструкция была устроена так, что основной упор был не на стены, как в романском стиле, а всю тяжесть несли на себе эти самые аркбутаны и контрфорсы, крестовый свод в свою очередь опирался на колонны. Это изобретение делало легкой всю конструкцию посредством распределения тяжести, стены стали невесомыми, их размеры и толщина не играли роли в несущей способности сооружения. Это и послужило появлению многочисленных окон, исчезла роспись на стенах, появились витражи и скульптура.
Стрельчатые своды в готическом стиле
Стрельчатая форма свода, применяемая в готическом стиле, уменьшала боковой распор, большую часть давления свода принимала на себя опора.
Вытянутость и острие стрельчатых арок сооружений выполняли основную функцию готической архитектуры — возвеличивали храм, устремляли вверх, подчеркивали ничтожность человека перед божественным сооружением.
Зачастую там, где аркбутан опирался на контрфорс устанавливался пинакль, так назывались башни с остроконечными шпилями и имели зачастую конструктивное значение. Пинакли использовались и как декоративные элементы для украшения при создании эстетического образа собора. В большинстве случаев аркбутаны создавались в два уровня. Верхний уровень служил для поддержания крыши, которые становились по прошествии времени очень крутыми и, как следствие, громоздкими. Второй уровень аркбутанов в свою очередь создавал противодействие ветру, создававшему давление на крышу. Наиболее известные сооружения готического стиля: Реймский Собор, Собор Парижской Богоматери, Шартрский собор,, Миланский Собор, Ка-д”Оро, Готическая галерея монастыря Мон-Сен-Мишель.
Существенные отличия готического и романского стилей
Несмотря на то, что готический стиль основан на романском, а точнее на бургундской школе, между ними существуют значительные различия, которые не позволят их перепутать. Сравнительный анализ этим двум стилям можно провести на примерах архитектуры соборов.
Готика, романский стиль, искусство Византии — европейское средневековье
Средневековье длилось более тысячи лет, и за это время сложилось искусство, которое резко отличалось от античного, хотя и пользовалось достижениями древних греков и римлян. Мир средневековья возник на развалинах Римской империи, которая в 395 году распалась на Западную и Восточную (Византию). Культура Западной Европы достигнет расцвета значительно позже, чем в Византии. До нас дошли византийские храмы IV — VI веков, в то время как в Западной Европе романское искусство начало складываться лишь в X- XI веках, а первые готические храмы будут строиться в XII веке. Византийское искусство было более условным, чем романское. Византийские мастера стремились к созданию образа Царствия Божьего, который нельзя увидеть. Романское искусство, более реалистичное, давало яркие образы адских мук.
Содержание
Чтобы перейти в нужный раздел, кликните на соответствующую строку в содержании.
Некоторые особенности средневекового искусства. Христианская символика
Искусство средних веков было тесно связано с христианством. Задачей архитектуры было строительство храмов, которые могли вмещать большое количество верующих, скульпторы, живописцы, ремесленники создавали статуи, фрески, мозаики, витражи, иконы, которые украшали храмы и одновременно рассказывали собравшимся историю жизни Христа, его учеников, христианских святых.
Христиане говорили о двух мирах — высшем, Божьем и низшем — мире людей. В отличие от античности, где в центре искусства стоял человек, в средневековом искусстве художников интересовал мир божественный, который человек не может видеть, но он открывается в минуты духовного просветления.
Первые христиане, как потом и мусульмане, говорили, что изображать Христа нельзя. Поэтому они использовали символы. Например, для Христ символизировали ягненок (Христос — Агнец Божий), виноград, рыба.
Но скоро вернулись к изображению Христа, святых. Неграмотные люди, приходя в храм, должны были видеть тех, к кому обращаются с молитвами. Однако изображать Христа, как языческих богов — Юпитера, Аполлона — кощунство. Поэтому в средневековом искусстве вырабатывается некое условное изображение: фигуры удлиняются, лица с большими глазами бесстрастны, тело, которое так любили изображать греческие скульпторы, скрыто за драпировками.
Из живописи исчезает объем, перспектива, изображения делаются плоскими. Так выработался язык средневекового искусства, где все: позы, цвета одежды и фона имеют символическое значение. Белый — цвет крещения и причастия, красный — крови, синий — цвет небес, золотой — божественный свет. Художники создают образы иного мира, давая человеку возможность приобщиться к нему. В христианской средневековой архитектуре тоже большую роль играют символы. Вот некоторые примеры.
Архитектура была главным видом средневекового искусства. Храмы занимали самое важное место в жизни городов. Их функция по сравнению с античными изменилась. Храм теперь — не просто жилье для статуи бога. Он должен был вмещать большое число верующих, поэтому перед архитекторами стояли новые задачи. Для их выполнения они должны были все же обратиться к достижениям античных архитекторов.
За основу были взяты римские здания, где заседал суд — базилики. Базилика — большое прямоугольное здание, разделенное внутри рядами колонн на несколько частей — нефов, имеющих свое самостоятельное перекрытие. Средний, центральный неф, выше боковых, так что через его окна в храм попадает свет.
В восточной части — полукруглый выступ- апсида. Другой тип средневековых храмов — крестово- купольные храмы. В центре купол опирается на 4 столба, откуда расходятся 4 сводчатых рукава — креста.
Искусство Византии
Византия — государство, существовавшее с 4 по 15 века. Началась ее история с того, что император Константин, чувствуя себя неуютно в Риме, на месте древнего города Византия на берегу пролива Босфор основал новую столицу. Он назвал ее своим именем — Константинополь. Перенос столицы был вызван в частности, тем, что восток империи был более богатым.
Константинополь называли «мастерской великолепия». Отсюда везли шерсть, шелк, золото, драгоценные камни. Стоя на перекрестке торговых путей, он был крупным центром торговли. В периоды расцвета Византия включала в себя территории современных Турции, Греции, Италии, Сирии. Из богатых провинции сюда везли много предметов, служащих украшением столицы, ее дворцов и храмов. В Константинополе было больше каменных домов, чем во всей остальной Европе вместе взятой.
Население Византии говорило по-гречески, но называло себя римлянами. В стране было много образованных людей, там ценили ученых, имели богатые библиотеки. Среди любимых развлечений византийцев были диспуты ученых, которые собирали большие аудитории, там тоже делали ставки.
Византийское искусство будет наиболее тесно связано с искусством античности. Здесь собирались и изучались рукописи Гомера, Эсхила. Софокла, в 425 году основали университет. В Константинополь свозились греческие статуи, ими украшали ипподром. Вспомним, что именно во дворце императора в Константинополе находилась статуя Зевса Олимпийского, одно из 7 чудес света. Но все же искусство скульптуры слишком тесно связывалось в сознании христиан с языческим искусством, и помещать скульптуру в храмы представлялось кощунственным. Круглая скульптура в византийском искусстве почти не встречается. Более распространены барельефы, которыми украшали саркофаги, предметы прикладного искусства, и совсем редко их использовали в архитектуре. Один из редких примеров — барельефы на фасаде соборе св, Марка в Венеции, они были вывезены крестоносцами из Константинополя. На барельефах изображались библейские сюжеты цветы, птицы. Каменной резьбой украшались капители колонн (см. капитель собора св. Софии в Константинополе).
Надо сказать, что на византийское искусство оказали большое влияние и культуры эллинистических государств: Сирии, Египта, Палестины.
Однако именно в Византии начинает складываться христианское искусство. Здесь сложились основные типы храмовой архитектуры: центрально-купольные и продольно-базиликальные.
У византийского храма другая роль, чем у античного. С одной стороны, это здание должно вмещать много людей, и это задача архитекторов. А с другой — символически отражать божественное устройство мира, где каждая деталь имела определенное значение. Поэтому устройство храма, его расположение в пространстве имеют большое значение.
Церкви в Византии украшались мозаиками, фресками (живописью по сырой штукатурке), иконами. Искусство мозаики византийцы переняли у Рима, там мозаикой украшали полу вилл. В византийской храмах мозаикой были покрыты стены. Именно здесь изобрели мозаичную смальту — специальное непрозрачное стекло, которое при помощи добавления металлических примесей приобретало разные цвета. Сверкающие в свете свечей цветные кусочки смальты на стенах казались драгоценными камнями, а золотой фон создавал впечатление роскоши. В Византии почитали монахов- отшельников, которые жили в нищете в пустыне, но в то же время, богатством гордились. В последние века империи в украшении храмов использовали фрески — это было дешевле.
Среди ранних христианских храмов надо назвать церковь Сан-Витале в итальянском городе Равенна. Ее освятили в 547 году. Там сохранились лучшие византийские мозаики.
Церковь святой Ирины в Константинополе была построена еще при Константине, но не сохранилась, и в середине VI века ее восстановил Юстиниан. Она имеет форму базилики. Этот храм долго был главным собором Константинополя, пока не построили Софийский собор.
Время Юстиниана. Софийский собор
История Софийского собора насчитывает почти 2 тысячи лет. Первый раз он был построен в 362 году. Неоднократно горел. Наконец после очередного пожара в 532 году император Юстиниан приказал соорудить новое здание. Это было время могущества Византии, и все огромное государство поставляло материалы для строительства храма. Везли золото, драгоценные камни слоновую кость. 8 готовых колонн для него привезли из храма Артемиды Эфесской, а 8 других из храма Солнца из Баальбека.
До нас не дошли мозаики Софийского собора времен Юстиниана. Об изобразительном искусстве того времени мы можем узнать по мозаикам церкви Сан-Витале в Равенне. Среди них — мозаики с изображением Юстиниана и Феодоры со свитой.
Кроме Софийского собора при Юстиниане было построено еще 30 церквей. Говорят, русский князь Владимир решил выбрать для Руси христианство именно в византийском варианте, потому что его послы рассказали ему о красоте главного храма Константинополя — Софийского собора. «Не знаем, на небе или на земле мы были», — так они говорили.
После смерти Юстиниана Византия утратила былое могущество. С востока теснили арабы, с запада варварские племена. А внутри страны настал период иконоборчества (726-843). Сторонниками иконоборчества были в первую очередь бедные люди, возмущенные чрезмерным богатством монастырей. Кроме того, в это время Византия оказалась в непосредственной близости от арабского Востока. А ислам запрещал изображения людей в религиозных сюжетах. Император в угоду знати восточных провинций запретил поклонение иконам. Иконоборцы уничтожили большую часть фресок и мозаик времен Юстиниана. Исключением были иконы монастыря святой Екатерины на Синае.
Расположенный в безлюдной пустыне на южной границе империи, монастырь сохранил иконы VI века. Изображение Спасителя из Синайского монастыря стало образцом для создания иконописного типа Пантократора. О монастыре святой Екатерины можно посмотреть мой видеосюжет.
Но больше нам известна византийская живопись второго периода расцвета — 9-11 веков, так называемая эпоха Македонской династии. Именно к этому периоду относятся известные нам мозаики Софийского собора.
В 1204 году Константинополь разграбили крестоносцы. Их изгнали лишь в 1261 году. После изгнания крестоносцев Византия переживает период последнего расцвета. К этому периоду относятся фрески и мозаики монастыря Хора.
Между тем, у Византии появился новый противник — Османская империя. Византийский император просил помощи у Рима, но папа не любил Византию. В 1453 году турецкий султан Мехмед Завоеватель осадил Константинополь. Жители города сражались мужественно, но 29 мая город был взят. Прямо на коне он въехал в Софийский собор и приказал переделать его в мечеть. Лишь в ХХ веке ее провозгласили музеем мирового значения.
Средневековое искусство Западной Европы. Романское искусство.
После развала Римской империи в Западной Европе образовалось много варварских государств, а искусство пришло в упадок. Если основой искусства Византии стала античность, то в Западной Европе на территории небольших феодальных объединений франков, галлов, германцев знали только свое искусство.
В VIII-IX веках началось то, что ученые называют Каролингским Возрождением. Это было время правления династии франков Каролингов, и просвещенный король Карл Великий сумел соединить в искусстве варварское искусство с искусством Византии и античности. Поэтому именно в это время в Западной Европе мы видим явное влияние Византии. В частности, именно тогда в Европе появляются купольные сооружения. К памятникам каролингской архитектуры с явными византийскими чертами относится собор в Ахене, столице империи Каролингов. Через искусство Каролингов византийское искусство постепенно начнет усваиваться в некоторых западное-европейских культурах.
Если первый расцвет византийского искусства пришелся на 5-7 века, то в Западной Европе первый расцвет — 11 — 12 вв. Искусство того периода мы называем романским искусством. Романская архитектура поражает мощью, скульптура — эмоциональностью. Надо сказать, в романском искусстве на первый план выходят варварские элементы искусства. в частности, звериный стиль, занесенный степными племенами в эпоху переселения народов, орнаментальные мотивы, в которых отразились представления о силах природы.
Но не зря стиль называют «романским» — то есть римским. Как и в Византии, образцом для построения храмов стала римская базилика. Через искусство каролингов опосредованно на него влияла и Византия. Суровость и мощь романских сооружений порождены заботами об их прочности. В условиях непрерывных войн не только замки, но и монастыри становились крепостями. Центром замка феодала была башня-донжон, где мог укрыться хозяин замка. И в ансамбль церквей и монастырей тоже входили башни. Средневековые строители не стремились к украшению храмов – гладкие толстые стены, прямые линии. «Тяжелым молчанием» назвал романскую архитектуру Роден.
Среди самых известных романских храмов — Сан-Либераторе на Майелле, Абруццо, Италия. 11 век, монастырь Петра и Павла, Крушвица, Польша. 1120 год, Кафедральный собор Лунда, Швеция. 1145 год.
Романские храмы, по образцу римских, украшались фресками, а еще именно в романскую эпоху появились витражи, на которых изображались сцены из жизни Христа.
Если в Византии скульптура, которая связывалась с античным искусством, была запрещена, то на западе – она используется в украшении храмов. Чаще всего это рельефы. Одна из распространенных тем — страшный суд. Для примера рассмотрим барельефы собора в Отене.
Художники романской эпохи создавали произведения на религиозные сюжеты, но в них старались выразить свое представление о жизни. Тощие, некрасивые фигурки живут напряженно-страстной жизнью. Они сражаются, падают, страдают. Их создателями были городские ремесленники, недавние крестьяне, и в своих героев они вложили свои чувства, свое представление о мире. Они сострадали Христу, потому что он тоже был бедняком. Богоматерь любили как свою заступницу. Потустороннюю жизнь считали похожей на земную, только более справедливую. По сравнению с византийским искусством, романское было более эмоциональным. Но еще эмоциональнее будет готическое искусство.
Готическое искусство (XII — XV в).
Надо сказать, романские и готические храмы служили одним целям, имели одни и те же конструктивные элементы: там были часовни, апсиды, арки, они были сложены из одного и того же материала, но трудно представить себе более непохожие постройки.
Готическая архитектура, в отличие от массивных и уравновешенных романских построек, кажется нематериальной, это духовное устремление вверх. Если романское искусство, как следует из названия, распространялось из Италии (рома — Рим), то готика зародилась во Франции, а потом распространилась в Германии и других странах на севере Европы. Есть предание, что первым термин «готика» употребил Рафаэль. Готы — это одно их варварских племен раннего средневековья, чье искусство итальянцы считали примитивным. Так что для художников Возрождения готика была воплощением дикости и уродства в противоположность прекрасному римскому искусству. Как ни странно, это мнение продержалось до 19 века. Сегодня мы восхищаемся готическими храмами, словно сделанными из кружева. Вот некоторые из них.
Артели вольных каменщиков, которые занимались построением готических храмов, считали себя избранными, владевшими некоей тайной, которую они скрывали от непосвященных. Они собирались в крытых помещениях, так называемых, ложах, подчинялись старшему мастеру. Архитектура готического собора в противоположность античным храмам, романским церквям воплощает тягу души к неведомому, загадочному. Огромные здания кажутся невесомыми.
В то время, когда возникло готическое искусство, европейские страны изменились, там стало больше образованных людей. Уже существовали первые университеты, города росли. Храмы становились центром жизни большого города. Они возвышались надо всеми остальными строениями. А возле храма кипела городская жизнь: шла торговля на рынке, что находился рядом. Храм уже не был крепостью. Он должен был вместить население растущих городов. Значит, надо было расширить пространство храма. Храмы делаются выше. Если предел романского храма — 20 м, то Реймский собор высотой в 38, а Амьенский — 42 м. Высота cобора в немецком городе Ульм — 62 метра. Один из самых знаменитых готических храмов — Собор Парижской Богоматери, пример ранней готики, где видны следы романского и готического искусства. Так, массивные башни напоминают романские донжоны, а крестовый свод, аркбутаны, контрфорсы, стрельчатые арки и множества окон — это уже готика.
Основой конструкции готических храмов были не массивные своды, опирающиеся на толстые стены, а каркас из арок, опивающихся на столбы. Однако остроконечная арка, опирающаяся на столбы, была бы неустойчива. Чтоб уравновесить силу тяжести, наружу выносятся мощные контрфорсы, посредством аркбутанов — перекидных арок, связанные со сводом. Так выглядит конструкция готического храма.
Если основа здания — каркас, то сама стена не несет нагрузки, она не нужна. Поэтому появляются галереи, большие окна. Галереи используются для установки многочисленных статуй, а окна для живописи из цветных стекол — витражей.
Витражи были известны и раньше, но в готике это не просто красивое окно, это символ, обозначающий божественный свет. Тогда верили, что витражи спасут от чудовищных напастей, – например, считалось, что с помощью витражей можно защититься от смертельного взгляда василиска. Искусство витража было сродни ювелирному. Оно пришло из романского искусства, но именно во времена готики достигло совершенства. Изображение складывали из нарезанных кусочков цветного стекла, которые скрепляли свинцовыми перемычками и спаивали по краям. Готика вся пронизана символикой, в оформлении храмов нет ничего случайного. В средневековых витражах действительно преобладают красные, синие и фиолетовые краски, потому что этот цвет — символ молитвы. Синий цвет означал верность, зеленый — влюбленность потому что его чаще других носили женщины.
Особенно красивым было большое круглое окно над входом — роза. Темой витражей розы чаще был «Страшный суд«, потому что западная стена, где обычно находилось круглое окно, связывалась с этой темой. А еще этот витраж связывали с Марией, потому что ее символ роза.
В готических соборах находятся сотни и тысячи статуй. В Шартрском соборе их более 10 тысяч. Они украшают карнизы, винтовые лестницы, даже водосточные трубы.
Все убранство готического собора, включая статуи и рельефы, было своего рода энциклопедией знаний. Причем, в каждом соборе — своя тема. В Соборе Парижской Богоматери — тема Богоматери, в Реймском соборе — изображение французских королей. Изображение грехов было по-прежнему удобным поводом, чтоб изобразить всяких чудищ таких, как химеры Собора Парижской Богоматери. Вплетались в изобразительный строй и изображения жонглеров, плясунов, даже пляски монахов. В одном соборе есть изображение осла, который в монашеском одеянии читает проповедь волкам. В средневековой Европе не было такого строгого контроля церкви над душами и умами людей, как в Византии. Даже во времена инквизиции художнику больше было позволено. Образ страдающего человека — нерв готического искусства. До готики искусство знало Христа — доброго пастыря, Христа — судию. Готика открыла Христа- страдальца, истекающего кровью. Физическая красота была художникам неинтересна. Телесное благополучие связывалось с миром сытых и богатых. В то время было много проповедников, которые говорили о греховности богатства, призывали к аскетизму.
Отличие искусства Византии от романского и готического. Влияние византийского искусства на Европу.
Искусство средних веков в Европе неоднородно. С одной стороны, это Византия, по праву считавшая себя культурной наследницей Римской империи. А с другой — множество варварских государств, начинавших свою культуру почти с чистого листа. Поэтому культура Западной Европы достигнет расцвета значительно позже, чем в Византии, где очень высоко ценились ученые люди, где бережно хранились античные книги, скульптура. Правда, статуи римских и греческих богов ассоциировались у византийцев с язычеством, ими украшался ипподром, дворцы (вспомним, что одно из 7 чудес света — статую Зевса Олимпийского привезли из Олимпии и установили в императорском дворце). Но в византийских храмах никогда не было скульптуры.
Зато в Западной Европе, в романском и готическом искусстве где античная культура была известна гораздо меньше, статуи, барельефы были основным элементом оформления храмов. Византийские художники переняли у Рима искусство мозаики. которая стала великолепным украшением храмов. И когда в свете свечей византийских храмов начинали мерцать цветные камни и кусочки стекла и смальты, окрашенные в разные цвета, люди и правда могли думать, что они оказались на небе. Впечатление усиливало большое количество золота (фон на мозаиках делался из кусочков смальты с добавлением сусального золота).
Вообще византийское искусство было более условным, чем романское. И это понятно: византийские мастера стремились к созданию образа Царствия Божьего, который нельзя увидеть. Романское искусство, более реалистичное, давало яркие образы адских мук. Считалось, что, находясь в храме, человек должен видеть, какое наказание его ожидает за грехи.
Византийские изображения Христа суровы и бесстрастны. Западноевропейских художников волновал образ страдающего Христа. В готической живописи мы увидим их довольно натуралистическое изображение. Византийское искусство не давало такого драматического изображения крестных мук Христа и страданий грешников в аду.
Влияние византийской культуры сказалось в большей степени в Грузии, России, которые были тесно связаны с Византией в политике и религии, а также в Греции и той части Италии входила в империю. Например, церковь Сан-Витале в итальянском городе Равенне построена в византийском стиле. Одной из известнейших построек, где заметно византийское влияние, является Собор святого Марка в Венеции. Он украшен многочисленными мозаиками. Там находятся многие христианские реликвии, вывезенные из Константинополя после его завоевания крестоносцами. Сан-Марко считается одним из красивейших архитектурных образцов византийского искусства.
Искусство Западной и Восточной Европы были мало связаны, но, говорят, орган, который услаждал слух византийских императоров, потом стал играть большую роль в богослужениях Западной Европы. В готических храмах почти везде есть органы.
Средневековое искусство поднимало человека от мира житейских забот к ценностям вечным. И, хотя художники Возрождения считали эту эпоху шагом назад по сравнению с античным искусством, тем не менее, возвышенность, одухотворенность героев Леонардо, Боттичелли, Ван-Эйка — это влияние той тысячелетий культуры, которая пришла на смену античной и которую они презрительно называли средневековьем
Посмотреть или скачать презентацию по искусству средневековой Европы можно, пройдя по ссылке: href=»https://drive.google.com/file/d/1wWglFCN1brbA3ULS5_5i3OqyyvTG5DFS/view?usp=sharing»>https://drive.google.com/file/d/1wWglFCN1brbA3ULS5_5i3OqyyvTG5DFS/view?usp=sharing
Контрольная для художественной школы