романские храмы часто служили также
Итоговый тест по истории Средних веков для 6 класса
Итоговый тест по истории Средних веков для 6 класса с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 29 заданий.
Вариант 1
A1. Какое событие произошло раньше других?
1) распад империи Карла Великого
2) падение Западной Римской империи
3) возникновение Франкского королевства
4) завоевание Англии герцогом Нормандии
А2. Знатные германцы в V в., в отличие от рядовых общинников
1) имели право на большую часть военной добычи
2) участвовали в работе народного собрания
3) имели в пользовании надел земли
4) имели право носить оружие
А3. Что было общим в деятельности Хлодвига и Юстиниана?
1) жили в VII в.
2) были провозглашены императорами
3) обороняли свое государство от гуннов
4) участвовали в создании письменных сборников законов
А4. Феодом называется земля, которая:
1) обрабатывается самим феодалом
2) передается сеньором вассалу в наследственное владение за военную службу и на время службы
3) дается в вечное пользование феодалу
4) после смерти владельца передается церкви
А5. Об обязанностях какого сословия идет речь в отрывке из документа?
…Должен ездить верхом, участвовать в турнирах, биться на копьях, носить доспехи, всегда быть готовым к поединкам, пировать с равными себе, владеть мечом, охотиться на оленей, медведей, кабанов, львов, ибо все это способствует тому, что привыкают к ратным делам и приучаются отстаивать … установления.
1) первого
2) второго
3) третьего
4) четвертого
А6. Азиатские владения Византии отделял(а) от европейских территорий
1) Великая каменная стена
2) пролив Босфор
3) пролив Ла-Манш
4) приток Днепра
А7. Первый славянский алфавит, созданный на основе греческого письма византийскими миссионерами, называется
1) кириллица
2) клинопись
3) латиница
4) скриптории
А8. Распад Арабского халифата на отдельные части произошел в начале
1) IX в.
2) XI в.
3) XII в.
4) XIII в.
А9. Священная книга мусульман называется
1) Библия
2) Коран
3) шариат
4) ислам
A10. Сходство в развитии культуры Византии и Арабского халифата
1) развитие иконописи
2) освоение наследия Античности
3) строительство крестово-купольных храмов
4) использование латинского языка при богослужениях
A11. Как называется феодальная повинность, о которой идет речь в документе?
Крестьянин Видрад имеет полный надел земли, за который платит одну свинью, фунт льна, трех кур, 18 яиц; ежегодно возит по полтелеги винограда в мае и октябре; доставляет 5 телег навоза со своего хозяйства; 12 раз привозит по охапке дров.
1) оброк
2) налог
3) барщина
4) десятина
А12. Знатный владелец крупного участка земли назвался
1) оруженосцем
2) вассалом
3) феодалом
4) герольдом
А13. Рост урожайности сельского хозяйства и успехи в развитии ремесла привели к
1) возникновению феодальной собственности на землю
2) отделению ремесла от сельского хозяйства
3) восстаниям крестьян против феодалов
4) началу Великого переселения народов
А14. Торгово-политический союз немецких городов на Балтийском море назывался
1) Община
2) Орден
3) Ганза
4) Банк
А15. Положение крестьянина отличалось от положения ремесленника тем, что он
1) платил церковную десятину
2) входил в другое сословие
3) участвовал в турнирах
4) был членом общины
A16. Купцы приняли участие в Крестовых походах, потому что надеялись
1) получить личную свободу
2) завоевать новые рынки сбыта товаров
3) распространить христианскую веру на Восток
4) получить земельные владения и подданных
A17. Составление «Книги Страшного суда», введение «щитовых денег» объединяет то, что эти мероприятия были
1) проведены в одно время
2) проведены французскими королями
3) направлены на защиту интересов крупных феодалов
4) направлены на укрепление власти короля
A18. «Золотая булла» императора Священной Римской империи на долгие годы закрепила в Германии
1) централизованное государство
2) политическую раздробленность
3) самостоятельность городов
4) неограниченную власть императора
А19. Причиной начала Столетней войны послужило столкновение интересов Англии и Франции в борьбе за владения в области
1) Шампань
2) Аквитания
3) Шотландия
4) Бургундия
А20. Понятие «Война Алой и Белой розы» относится к истории
1) Испании
2) Италии
3) Англии
4) Чехии
А21. В результате Реконкисты произошло
1) отвоевание территории Пиренейского полуострова у арабов
2) завоевание турками территории Балканского полуострова
3) возрождение античной культуры в Италии
4) объединение Германии
А22. Выдающийся чешский мыслитель и проповедник
1) Ян Гус
2) Авиценна
3) Гильом Каль
4) Данте Алигьери
А23. В результате создания централизованного государства
1) усиливается самостоятельность крупных феодалов
2) ускоряется развитие хозяйства и торговли
3) развиваются местные языки и наречия
4) исчезает имущественное неравенство
А24. Романские храмы часто служили также
1) замками для королей
2) ратушами для городского совета
3) убежищами в случае опасности
4) для занятий студентов университетов
А25. «Греками Нового Света» историки называют племя
1) майя
2) инков
3) арабов
4) бушменов
В1. Расположите в правильной последовательности периоды истории. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) Новое время
Б) Античность
В) Средние века
Г) Первобытность
В2. Расположите имена исторических деятелей в хронологической последовательности.
А) Юстиниан
Б) Уот Тайлер
В) Ян Гус
Г) Ричард Львиное Сердце
В3. Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
ПОНЯТИЕ
А) коммуна
Б) десятина
В) пошлина
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1) грамота об отпущении грехов
2) плата купца за право проезда по территории феодала
3) города, освободившиеся от власти сеньора
4) налог в пользу церкви
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
В4. Какие памятники культуры созданы в Средние века? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.
1) колонна Траяна, Колизей
2) Великая Китайская стена, Акрополь
3) «Песнь о Роланде», «Декамерон»
4) трагедия «Персы», поэма «Илиада»
5) храм Святой Софии, Ахенская капелла
Вариант 2
A1. Какое событие произошло позднее других?
1) Великое переселение народов
2) образование арабского государства
3) образование Франкского государства
4) провозглашение империи Карла Великого
А2. Народное ополчение у германцев в отличие от дружины
1) собиралось на случай войны
2) было постоянным войском
3) набиралось из наемников
4) состояло из пленных
А3. Что общего между Юстинианом и Карлом Великим?
1) создали сборники законов
2) были коронованы папой римским
3) вели долгие завоевательные войны
4) являлись основателями империй
А4. Сословиями называются группы людей, которые
1) имеют свои права и обязанности, передаваемые по наследству
2) получают свои права при переходе на службу королю
3) возникли при первобытнообщинном строе
4) должны нести феодальные повинности
А5. О чем идет речь в отрывке из документа?
Теперь, придя в упадок, эта великая держава утратила сразу и свой блеск, и наименование империи; государство, недавно еще единое, разделено на три части, и никого уже нельзя считать императором; вместо государя — маленькие правители, вместо государства — один только кусочек. Общее благо перестало существовать, всякий занимается своими собственными интересами: думают о чем угодно, одного только Бога забыли.
1) о распаде империи Карла Великого
2) о разделении Римской империи
3) об образовании феодальной лестницы
4) о нормандском завоевании Англии
А6. Знаменитый торговый путь «Из варяг в греки» заканчивался в городе
1) Риме
2) Киеве
3) Кракове
4) Константинополе
А7. Высшим достижением византийской архитектуры является
1) храм Кааба
2) Ахенская капелла
3) храм Святой Софии
4) храм Гроба Господня
А8. Арабские завоевания в Европе были остановлены в битве при Пуатье в
1) 500 г.
2) 630 г.
3) 732 г.
4) 800 г.
А9. Основателем ислама считается
1) халиф Харун ар-Рашид
2) пророк Мухаммад
3) пророк Моисей
4) Адам
А10. Общая причина распада империи Карла Великого и Арабского халифата
1) стремление завоеванных народов обрести независимость
2) оба государства были завоеваны варварами
3) наличие у правителей детей и внуков
4) отсутствие законодательства
A11. Как называется феодальная повинность, о которой идет речь в документе?
Крестьянин Видрад имеет полный надел земли, за который … согласно обычаю, в течение недели пасет в лесу свиней; по три дня в неделю в течение всего года обрабатывает участок господского поля; во время сенокоса косит стог сена; работает в барской усадьбе.
1) оброк
2) налог
3) барщина
4) десятина
А12. Рыцарь, получавший за свою службу землю и зависимых крестьян, именовался
1) вассалом
2) крестоносцем
3) оруженосцем
4) трубадуром
А13. Горожане отдавали часть произведенной продукции сеньору, потому что
1) так требовала церковь
2) продукция была низкого качества
3) город находился на земле феодала
4) сеньор платил за товар двойную цену
А14. Общее в положении подмастерья и ученика ремесленника состоит в том, что оба
1) вносили плату за обучение
2) получали заработную плату
3) должны были изготовить шедевр
4) не являлись собственниками мастерской
А15. Торговля со странами Востока сосредоточивалась в руках купцов
1) Лондона и Парижа
2) Парижа и Венеции
3) Венеции и Генуи
4) Генуи и Лондона
А16. Католическая церковь выступила инициатором Крестовых походов, потому что надеялась
1) изучить основы ислама
2) расширить сферу влияния
3) расширить торговлю с Востоком
4) укрепить авторитет патриархов в Европе
А17. Великую хартию вольностей и деятельность парламента объединяет общая черта
1) ограничение власти короля
2) предоставление самоуправления городам
3) направленность против власти папы римского
4) конфискация земель католической церкви
А18. После того как французский король Людовик IX запретил судебные поединки, судебные приговоры должны были выноситься на основе
1) приказа короля
2) показаний свидетелей
3) приговора папы римского
4) решения собрания рыцарей
А19. Причина начала Столетней войны
1) ведение Крестовых походов
2) угроза захвата Европы турками-сельджуками
3) притязания Англии на французский королевский престол
4) стремление французского короля остановить объединение страны
А20. Название «Жакерия» относится к истории
1) Германии
2) Франции
3) Англии
4) Испании
А21. Общей чертой Реконкисты и Крестовых походов является
1) цель — освобождение Гроба Господня
2) борьба с представителями другой религии
3) участие всех феодалов Западной Европы
4) результат — создание прочных христианских государств
А22. Выдающийся полководец гуситов, разработавший новую военную тактику
1) Ян Гус
2) Ян Жижка
3) Уот Тайлер
4) Милош Обилич
А23. Признаком централизованного государства является
1) существование дружины
2) создание аппарата чиновников
3) существование мощных замков феодалов
4) наличие наследников мужского пола в королевской семье
А24. Для зданий, построенных в готическом стиле, характерны
1) окна, похожие на бойницы
2) полукруглые арки
3) мощные башни
4) высокие шпили
А25. Сооружение, созданное в Китае в период Средневековья
1) Великая Китайская стена
2) Великий шелковый путь
3) Великая пирамида
4) Великий канал
B1. Расположите в правильной последовательности этапы развития человеческой цивилизации. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) централизованное государство
Б) раннефеодальная монархия
В) феодальная раздробленность
Г) первобытнообщинный строй
В2. Расположите имена исторических деятелей в хронологической последовательности.
А) Вильгельм Завоеватель
Б) Филипп IV Красивый
В) Жанна д’Арк
Г) Христофор Колумб
В3. Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
ПОНЯТИЕ
А) гильдия
Б) цех
В) индульгенция
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1) грамота об отпущении грехов
2) десятина
3) союз ремесленников одной специальности
4) союз купцов
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
В4. Какие деятели жили и творили в эпоху раннего Возрождения? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.
1) Авиценна, Алкуин
2) Пьер Абеляр, Роджер Бэкон
3) Джованни Боккаччо, Донателло
4) Фома Аквинский, Франциск Ассизский
5) Сандро Боттичелли, Франческо Петрарка
Ответы на итоговый тест по истории Средних веков для 6 класса
Вариант 1
А1-2
А2-1
А3-4
А4-2
А5-2
А6-2
А7-1
А8-1
А9-2
А10-2
А11-1
А12-3
А13-2
А14-3
А15-4
А16-2
А17-4
А18-2
А19-2
А20-3
А21-1
А22-1
А23-2
А24-3
А25-1
В1. ГБВА
В2. АГБВ
В3. А3 Б4 В2
В4. 35
Вариант 2
А1-4
А2-1
А3-3
А4-1
А5-1
А6-4
А7-3
А8-3
А9-2
А10-1
А11-3
А12-1
А13-3
А14-4
А15-3
А16-2
А17-1
А18-1
А19-3
А20-2
А21-2
А22-2
А23-2
А24-4
А25-4
В1. ГБВА
В2. АБВГ
В3. А4 Б3 В1
В4. 35
Романский стиль архитектуры
Архитектура западноевропейского Средневековья
О времени западноевропейского Средневековья красноречивее и нагляднее всего говорят произведения архитектуры. Когда в огне бесчисленных войн и пожаров безжалостно погибали деревянные постройки, целыми и невредимыми оставались хорошо укрепленные замки феодалов и величественные храмы. Каменный храм в средневековом городе имел особый статус. Чаще всего он был единственным общественным зданием, куда приходили не только для молитвы, но и чтобы узнать последние новости. Со ступеней храмов провозглашались важнейшие городские и королевские указы. Их колокольни служили надежным ориентиром всем идущим издалека путникам. Строительство храмов на городских площадях, добыча и транспортировка камня, возведение строительных лесов становились важным делом в жизни средневекового города.
Обращение к античным архитектурным традициям и появление новых стилей зодчества характерны для архитектурного облика западноевропейского Средневековья. В этот период архитектура занимает исключительное положение и становится главным видом искусства. В ней традиционно выделяют два основных стиля: романский (X—XII вв.) и готический (XIII— XV вв.).
Романский стиль архитектуры
В Средние века одним из самых распространенных общественных сооружений X—XII вв. становится античная римская базилика, положившая начало так называемому романскому стилю архитектуры. Термин романский стиль (лат. romanus) возник гораздо позднее, в начале XIX в., когда исследователи указали на теснейшую связь западноевропейского зодчества с некоторыми конструкциями и формами римской архитектуры. Действительно, в XI—XII вв. европейские мастера начали возрождать цилиндрические и крестовые своды, полуциркульные арки, облицовку стен тесаным камнем. Кроме того, романская архитектура возникла на территории бывшей Римской империи, населенной народами, говорящими на языках романской группы. Значительным было и влияние византийского зодчества. Однако романская архитектура имела и свои собственные завоевания.
Романской архитектуре доступен широкий диапазон чувств. Она могла быть суровой и грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью. И в то же время — стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной. Ей присуще стремление к завершенной целостности, строгости и простоте. Спокойно и уверенно поднимались толстые, крепкие стены прочно стоящих на земле храмов, созданных простыми объемами и формами. Сложная планировка зданий внешне выглядела четкой и ясной. Мощные стены из тесаных камней прорезаны узкими оконными и дверными проемами.
Начало романской эпохи было ознаменовано бурным развитием церковной архитектуры, которая играла в обществе доминирующую роль.
Господствующий тип храма — вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви — идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов. Здание церкви мыслилось как центр Вселенной, земное воплощение божественной модели мира. Все, что верующий человек оставлял за стенами храма, воспринималось им как мир суетный и грешный, лишенный порядка и целесообразности. Дом Бога был призван изолировать его от волнений и страстей мира житейского. Ничто не должно было отвлекать от внутреннего самосовершенствования, сокровенного общения с Богом.
Храм подобного типа должен был вмещать большое количество людей, поэтому перед архитекторами встала задача расширения внутреннего пространства, его соотношения с объемами здания. Решение этой задачи было в первую очередь связано с использованием каменных перекрытий. От деревянных конструкций, приводивших к частым пожарам, пришлось отказаться. Купола мало соответствовали продольному плану подобных построек, поэтому в романских храмах стали использовать цилиндрические (над центральным залом) и более сложные крестовые (над боковыми нефами) своды перекрытий. К числу новшеств следует также отнести поперечный неф перед алтарем (трансепт) и увеличение восточной части храма (хора), предназначенной для духовенства. Особенностью романских храмов также являются расположенные под хором небольшие подземные помещения, служившие местом хранения церковных реликвий, а также использовавшиеся для погребений. Для освещения центрального нефа стали строить высокие своды с многочисленными окнами. Внешний облик романских храмов дополняли башни: центральная крупная на средокрестье и боковые — квадратные и восьмигранные.
Характерный элемент романской архитектуры — арочная форма дверных и оконных проемов. В период ее расцвета, в XII в., входы соборов стали оформляться в виде расположенных одна за другой, уменьшающихся полукруглых арок, опирающихся на пристенные колонны, так называемый перспективный портал.
В создании и украшении романских храмов участвовали не только зодчие, но и живописцы, скульпторы, мастера декоративно-прикладного искусства. Так, порталы романских церквей имели скульптурное убранство, которое выполняло очень важную просветительскую функцию. Прежде всего оно говорило о суровом и неотвратимом наказании человека за греховную земную жизнь. Действительно трудно найти более удобное место для назидания верующих. В центре композиции обычно изображали восседающего на троне Христа, а остальное пространство полукруглой части над дверным проемом, ограниченное аркой и украшенное рельефом или мозаикой <тимпана), делилось на регистры. В верхнем изображалась Дева Мария и некоторые апостолы, в нижних, по правую руку от Христа, располагался рай, слева — ужасающие подробности ада с традиционным сюжетом «Взвешивания души». Стоя перед таким порталом, верующий человек всерьез боялся конца света и больше думал о спасении собственной души. Безобразные и наводящие страх демоны, мучающиеся в аду грешники оказывали огромное психологическое воздействие на зрителей, наглядно демонстрируя неотвратимую расплату за неправедный образ жизни.
Фресковые росписи храмов сохранились лишь в редких случаях, так как мастера применяли клеевые краски по мокрой и сухой штукатурке. Со временем краски осыпались вместе со слоями штукатурки.
Крупнейшими центрами романской архитектуры стали Франция, Германия и Италия. Знаменитую «падающую башню» в итальянском городе Пизе сегодня знает каждый. Пизанский собор (XI—XII вв.) представляет собой грандиозную и в то же время простую в плане пятинефную базилику. В средней части трансепта возвышается эллиптический купол. Поверхность стен облицована белым и черным мрамором, фасад здания украшен четырьмя ярусами декоративных аркад на колонках. Шесть ярусов таких же аркад покрывают стоящую рядом беломраморную «падающую башню», получившую такое название из-за сильного наклона (отклонение от вертикальной линии на 4,5 м).
Архитектурный облик Средневековья трудно представить без феодального замка, являвшегося неотъемлемой частью средневекового образа жизни. Здесь шла жизнь, отвечавшая вкусам и потребностям эпохи. Средневековый замок — это не только жилище феодала, оборонительное сооружение, но и важнейший центр духовной и культурной жизни. В замке проходили рыцарские турниры, устраивались состязания певцов и музыкантов, выступали бродячие актеры. Из многочисленных замков Западной Европы до нас дошли лишь единицы. Большинство замков время превратило в руины, но и в них легко можно угадать черты суровых и надежных крепостей Средневековья.
Простейший замок состоял из массивной башни с узкими окнами — донжона. В верхних этажах жил феодал, в нижних — размещались склады провианта, воды, конюшни, содержался скот. Если враги проникали через окружающие замок ров, наполненный водой, каменные валы и укрепленные ворота, то жители запирались в донжоне, из которого за пределы замка вели подземные ходы. Для строительства подобных цитаделей выбирались труднодоступные места: скалистые, обрывистые кручи, излучины рек, небольшие островки. Архитектура замков XII— XIII вв. была простой и незатейливой: в те времена больше заботились о надежности и безопасности, чем о роскошном оформлении. Из-за толщины стен окна больше походили на амбразуры, используемые в военных целях. Да и сам хозяин замка стремился придать его внешнему облику устрашающий характер. Вот почему при строительстве часто использовался нетесаный грубый камень, изредка украшенный простой резьбой.
Архитектура готики
Готический стиль архитектуры возник во Франции, откуда распространился в Западную, Центральную и частично Восточную Европу. Утвердившийся в эпоху Возрождения термин «готика» был связан с названием германского племени готов, варварски разграбившего Рим в 410 г., а потому использовался для уничижительного обозначения «варварского» искусства.
Главными архитектурными сооружениями и украшениями городов позднего Средневековья становятся величественные готические соборы. Именно они являлись центром общественной и духовной жизни средневекового города. Их стены были свидетелями пышных праздничных литургий и будничных богослужений. Здесь проходили торжественные церемонии и процессии, отмечались всенародные празднества, устраивались религиозные театрализованные представления.
Внешний вид готического собора с его острыми шпилями, богато украшенными порталами рождал в душе человека восторг и удивление перед подобным творением рук человеческих. Как величественный корабль на волнах житейского моря, он горделиво возвышался над городом. При взгляде на готический собор создавалось впечатление, что вся его каменная громада легко движется вверх наперекор законам физики, наглядно воплощая идею торжества человеческого духа над плотью.
В основе готического собора — несколько упрощенная в плане романская базилика, преобразованная в новые архитектурные формы и очертания. Для большей вместимости помещения и создания ощущения простора требовалось расширить внутреннее пространство храма. Зодчие сумели сделать перекрытие зала более легким, благодаря чему можно было уменьшить толщину несущих колонн и объединить пространство трех нефов собора. Сущность готической конструкции состояла в каркасном перекрытии здания, составлявшем как бы его скелет. Невидимая изнутри, эта конструкция снимала гигантскую нагрузку со стен, предоставляя возможность покрывать почти всю их плоскость оконными проемами, застекленными цветными витражами. В результате пространство готического собора, в отличие от мрачноватого интерьера романских церквей, стало более светлым.
Единственной массивной частью храмового готического здания являлся главный фасад, на котором располагались две огромные башни, переходящие в тонкий шпиль. Готические соборы очень нарядны и богато декорированы: контрфорсы украшены остроконечными башенками, окна и перспективные порталы венчают остроугольные резные или ажурные фронтоны. Впечатление легкости, невесомости, ажурности обусловлено и своеобразной пластикой архитектурных форм: подчеркнутыми вертикалями опор, имеющих вид не столбов, а пучков тонких колонок, стрельчатыми арками, остроконечными шатрами и фронтонами.
Таким образом, формы готического здания приобрели характерную вертикальность, расчлененность, остроконечность, насыщенность пластикой, легкость и динамичность. По сравнению с романскими храмами, высота готических соборов значительно больше. Подчеркнутая вертикальность всех членений придает зданию устремленность вверх, к небу.
Архитектура позднего Средневековья Западной и Центральной Европы очень разнообразна. Каждая страна создала свой неповторимый облик готического собора. И все же родиной готики по нраву считают провинцию Иль-де-Франс на северо-востоке Франции. Здесь впервые применили новую архитектурную конструкцию с использованием каркасной системы и стрельчатого свода.
К шедеврам ранней французской готики принадлежит собор Нотр-Дам в Париже (собор Парижской Богоматери) — наглядный пример сочетания принципов романского и готического стилей. Крестообразная в плане базилика делится внутри на пять продольных нефов, а на фасаде собора имеются соответственно пять порталов
Новый архитектурный стиль быстро распространился и по землям Германии, но здесь он приобрел несколько иной вид («особая» готика, или «зондерготик»). Немецкие мастера сумели передать в своих произведениях беспокойный, мятущийся дух готики, усилили экспрессию и драматическую одухотворенность внешнего и внутреннего облика. Характерной особенностью немецкой готики является использование элементов романской архитектуры: простой план, небольшое количество украшений на внешних стенах, облицованных глазурованной плиткой, гладкие двускатные крыши. У входа в храм располагалась одна (реже две) высокая башня, увенчанная шатром и остроконечным шпилем. Вместо розы в центре фасада — большое стрельчатое окно.
Собор в Кёльне— характерное для немецкого зодчества произведение готики. Это огромное здание с пятью нефами, трансептом и двумя колоссальными башнями на западном фасаде, увенчанными остроконечными, ажурно проработанными шпилями. В нем особо ощутимы контрасты, достигаемые благодаря нарочитому перепаду высот: средний неф в два с половиной раза выше боковых, на разных уровнях расположены неф и хор. Вертикальный ритм усиливается благодаря повторяющимся от яруса к ярусу стрельчатым аркам.
Значительный вклад в развитие готической архитектуры внесли Италия, Англия, Чехия и Австрия. Это в основном было в период так называемой «пламенеющей готики», которая тяготела к более изысканным и вычурным формам. Термин «пламенеющая готика» появился из-за подобия башен готических соборов извивающимся языкам пламени.
1. Назовите характерные черты романского стиля архитектуры. Как вы думаете, что было заимствовано из римского и византийского зодчества? Что представлял собой архитектурный облик романских храмов? Какие мировоззренческие идеи верующего человека призвана была отражать ее архитектура?
3. Французские соборы в Реймсе и Амьене по праву считаются шедеврами готического искусства. Отметьте характерные черты готики. Какая связь существует между архитектурой Кёльнского собора в Германии и французского собора в Амьене? Имеются ли различия между ними?
4. Каковы устройство и назначение средневековых замков?
1. Составьте словарь терминов романской и готической архитектуры.
2. Рассмотрите оформление Дворца дожей в Венеции (XIV в.), Вестминстерского дворца в Англии (XIII—XVIвв.), соборов Святого Вита в Чехии (XIVв.), Святой Анны в Вильнюсе (XV в.) или Святого Стефана в Вене (XIII— XV вв.) (по выбору). Какие элементы готики использованы в оформлении архитектурного облика этих сооружений?
3. Можно ли согласиться с утверждением, что некоторым башням Московского Кремля (Боровицкой, Никольской, Водовзводной и Спасской) приданы черты готики? Аргументируйте свой ответ.
■ Темы проектов, рефератов или сообщений
«Архитектурный облик западноевропейского Средневековья»; «Романский стиль архитектуры и художественные традиции Античности»; «Монастырская базилика как центр культурной и духовной жизни романской эпохи»; «Общность и национальная самобытность романского стиля в различных регионах средневековой Европы»; «Средневековые замки в произведениях зарубежной литературы»; «Замки Луары», «Готический собор— образ мира»; «Шедевры французской готики»; «В лучах «пламенеющей готики»»; «Устройство и символика романских и готических храмов»; «Региональные варианты готического стиля в архитектуре Франции (Германии, Италии, Англии, Испании, Чехии, Литвы — по выбору)»; «Черты готики в русской архитектуре».
■ Книги для дополнительного чтения
Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись / под ред. Р. Томана. М., 2000.
Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: очерки. Вып. 1. М., 1969.
Мартиндейл Э. Готика. М., 2001.
Муратова К. М. Мастера французской готики. М., 1988.
Нессельштраус Ц. Г. Искусство раннего Средневековья. СПб., 2000.
Панорама Средневековья / под ред. Р. Барлета. М., 2002.
Поицоли М. Э. Замки Луары: История и достопримечательности. М., 2003.
Ротенберг Е. И. Искусство готической эпохи. М., 2001.
Тяжелое В. Н. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе: малая история искусств. М., 1981.
Хейзинга И. Осень Средневековья. М., 1986.