роль учителя при обучении информатике можно описать как
Творческий отчет учителя информатики на тему: «Роль учителя информатики в решении проблем преподавания и воспитания на уроках».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Творческий отчет учителя информатики
МБОУ «Нижнегорская школа-гимназия»
Астаниной Александры Александровны
Педагогический стаж 9 лет.
«Роль учителя информатики в решении проблем преподавания и воспитания на уроках».
На современном этапе учитель информатики не может быть просто преподавателем, он должен стать учителем-воспитателем. И главные его усилия должны быть направлены на воспитание личности учащихся, на формирование у них потребности в учебной деятельности, неуемного желания учиться, быть воспитанным и культурным человеком. Для учителей информатики это имеет особое значение, по сравнению с другими учебными предметами, информатика выделяется своей трудоемкостью, универсальностью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной работы учащихся, работы систематической. Без вдумчивой, каждодневной, серьезной работы овладеть информатикой просто невозможно, даже в минимальных размерах. Сложное положение учителя информатики в школе усугубляется еще тем, что проводимая в настоящее время модернизация системы образования, изменения содержания образования в сторону компьютерных технологий, интернетизацией вызвал ряд трудностей в его работе. Информатика становится связывающим звеном всех учебных дисциплин в школе.
Почти все, кто трудится сегодня в школе, отмечают: «С детьми стало работать сложнее». Верное наблюдение. Но почему? Дети стали плохими? Наверняка, нет. Просто они стали другими. А вот методы нашей работы с ними порой отстают от развивающейся педагогической деятельности.
Однако реализация этого принципа в педагогической практике остается серьезной проблемой. Дело в том, что по продукту процессы обучения и воспитания не совпадают. Результатом обучения являются знания, способы деятельности. Результат воспитания личности, ее нравственность, сфера самосознания и поведения.
Не секрет, что при подготовке к уроку учителя обращают основное внимание на учебные и развивающие задачи – уровень знаний, учебных и интеллектуальных умений учащегося остается главным критерием работы учителя. Воспитательные задачи урока чаще всего отодвигаются на второй план. Педагоги прекрасно знают, что воспитательная работа в школе ведется на классных часах, внеклассных и общешкольных мероприятиях. Урок является основным элементом школьного образования, и недостаточное воспитание на уроках приводит к тому, что знания и умения учащихся не оформляются в правильное поведение в природе и обществе. Недостаточное и неправильное планирование воспитательных задач уроков приводит к тому, что воспитательная работа на уроках осуществляется на примитивном уровне.
Что же относится к воспитательным задачам уроков?
Нравственное воспитание на уроках осуществляется с помощью заданий на анализ деятельности, оценки результатов деятельности и отношений людей в процессе деятельности. Учитель должен подбирать задания, в условиях которых содержатся проблемы нравственного воспитания. Да, в отличие от литераторов и историков, учителям информатики, в силу специфики предмета, приходится труднее. Ведь регулярное выполнение таких заданий позволяет научить детей тому, как применить на практике свои знания и умения, не причиняя вреда природе и другим людям, а по сути- научить их нравственному поведению.
Воспитание познавательной самостоятельности осуществляется в процессе развития у школьников умений самостоятельно планировать, выполнять, анализировать и оценивать результаты своей учебной деятельности. К сожалению, до сих пор учителями плохо разработаны системы развития этих важнейших умений. Наряду с обычными заданиями и упражнениями для каждого урока, необходимо планировать и специальные задания для развития умений. Вряд ли можносчитать воспитаной личностью человека, который не умеет самостоятельно учиться. А ведь многие выпускники наших школ не умеют этого делать.
Воспитание комуникативных умений у детей осуществляется в процессе обучения их умениям руководить учебной работой на отдельных этапах и уроках, работать в группе, общаться (краткость, ясность, конкретность).
Эти задачи можно решить лишь на основе психолого-педагогических знаний. А значит, положение учителя информатики в школе за последние годыдовольно резко изменилось. На своевременном этапе он не может быть просто преподавателем, он должен стать учителем-воспитателем. И главные его усилия должны быть направлены на воспитание личности учащихся, на формирование у них потребности в учебной деятельности, неуемного желания учиться, быть воспитанным и культурным человеком.
Сложное положение учителя информатики в школе усугубляется еще тем, чтопроводимая в настоящее время модернизация системы образования, изменения содержания образования в сторону компьютерных технологий, интернетизации вызвала ряд трудностей в своей работе. Информатика становится связывающим звеном всех учебных дисциплин в школе. Малое число часов, отведенное на курс информатики, требует от учителя более тщательной обработки изучаемого материала с тем, чтобы добиться у учащихся умений и навыков.
Преодоление всех трудностей связано и с совершенствованием всей системы работы учителя информатики. Учителю в современной школе крайне необходимо овладеть всеми достижениями психолого-педагогических наук с тем, чтобы строить свою работу учителя-воспитателя.
В процессе обучения информатике непосредственно участвуют с одной стороны-учитель, с другой – ученик. Роль их в этом процессе представляются достаточно ясными: учитель организует, направляет и руководит процессом обучения, а ученик должен учиться, выполнять все требования учителя. Но реальная картина зачастую совсем иная: учитель объясняет, показывает, дает знания, а ученик их не выполняет, и вся стройная картина рушится, поскольку учитель не может заставить учеников выполнить свои задания.
Начнем с учителя. Должен ли он излагать изучаемый материал? Конечно, должен. Но вот он подробно и правильно излагает содержание очередного урока, а некоторые ученики его не слушают, а другие хотя и слушают, но не вникают в содержание услышанного, не пытаются услышанное осмыслить, мысленно переработать. Как же быть?
Учитель конечно, должен давать учащимся знания на проработку изучаемого материала, давать задания решить задачи, повторить ранее пройденное. Что же толку оттого, что учитель хорошо объясняет учебный материал, дает разумные задания? Некоторые могут сказать: ведь учитель может заставить учеников выполнять свои задания, для этого имеется много разных способов и средств. Конечно, можно, хотя и с большим трудом, заставить ученика выполнить задания. А к чему это приводит? Во многих случаях – к тому, что ученики заучивают уроки, списывают составленные кем-то программы и алгоритмы. А такое выполнение заданий не только не полезно, но просто вредно.
Вот что писал еще в 70-х годах прошлого столетия известный философ Э.В. Ильенков:
Как раз учитель информатики имеет, пожалуй «преимущество» перед другими учителями, заставляя их заучивать различные технологии, алгоритмы без понимания их смысла, решать задачи без осознания сущности производимых действий и операций.
Значит, работа учителя информатики имеет смысл лишь в той степени, в какой ученик желает, ждет, хочет этой работы, этих объяснений, этих заданий. А для этого нужно вызвать у учащихся эти желания, воспитать у него потребности в знаниях, в познавательной деятельности. Следовательно, вся обычная работа учителя приобретает смысл лишь в том случае, если она является составной частью более важной, более значимой работы: воспитания учащихся в целом и каждого ученика в отдельности.
Это воспитание в плане общей цели – формирование социально-зрелой всесторонне развитой личности – имеет и такие, без достижения которых невозможно в процессе обучения привить учащимся желание, потребности учиться, желание быть воспитанным, культурным гражданином. Необходимо выработать чувство личной ответственности за себя, за свою деятельность и поведение, за свой коллектив – класс школу, научить каждого ученика рационально учиться, разумно организовать свою повседневную деятельность, свое поведение.
Только в процессе воспитания как его составную часть можно проводить и образовательную работу: объяснить учебный материал, чтобы удовлетворить естественную потребность и интерес к знаниям, давать задания по решению задач, по проведению различных работ, чтобы удовлетворить потребность учащихся в активной творческой деятельности. И тогда эти знания будут с желанием, с интересом восприниматься учащимся, тогда и задания будут желанными, а их выполнение будет приносить эмоциональное удовлетворение.
Пока еще в среде учителей информатики бытует представление, что их дело и обязанность – научить работать на компьютере, править умение пользователя различными информационными технологиями, развивать их умения в применении этих знаний для решения разнообразных задач. Воспитание же – это дело руководства школы, классных руководителей, родителей. Кроме того, считается, что хорошее обучение само воспитывает учащихся. Ведь недаром говоря о воспитывающем обучении.
Однако присмотритесь к учителям – мастерам педагогического труда, к учителям, у которых все учащиеся охотно учатся, с удовольствием выполняют все задания. И вы увидите, что главное в работе учителей – это воспитание учащихся, воспитание незаметное, ненавязчивое, не словам, не нравоучениями и поручениями, а воспитание организацией процесса обучения, созданием особого благожелательного климата в классе, воспитание личным примером, своей личностью, воспитание в коллективе и через коллектив класса.
Следовательно, задачи обучения учащихся тогда решаются наиболее успешно, когда они вплетены в процесс решения задач воспитания.
Конечно, осуществить такое воспитание может лишь весь педагогический коллектив школы. Предполагается, что учитель информатики работает не в одиночку, что его работу поддерживает весь сплоченный коллектив учителей школы. Только совместными усилиями всех учителей школы, его руководства, родителей можно полностью решить проблему воспитания учащихся и в контексте ее – проблему обучения информатике и компьютерным технологиям.
Какова же роль ученика в процессе обучения информатике?
Конечно, если ученика рассматривать как пассивный объект, как глину, из которой надо слепить выпускника школы, то, в конечном счете, это может приводить лишь к калечению души ребенка.
Современный ученик – не глина, непассивный объект активных учительских воздействий. Он растущая, развивающаяся и самобытная личность. И начиная с некоторого возраста, он хочет – а это его собственная потребность – и в силу этого имеет право быть субъектом своей деятельности, своего учения, воспитания, своей жизни.
И только сделав его субъектом учебного процесса, можно эффективно осуществлять цели и задачи обучения информатике. Больше того, лишь в той мере, в какой ученик становится субъектом своей учебно-воспитательной деятельности, могут быть осуществлены в современных условиях и все сложнейшие задачи обучения и воспитания. И в той мере он тогда становится достойным объектом педагогической деятельности учителя.
Роль учителя при обучении информатике можно описать как
Активное внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы деятельности общества затронуло и систему образования. Существует мнение, что для того, чтобы подготовить людей к жизни в информационном обществе, нужно их обучать, ис-пользуя технологии этого нового общества.
Появление компьютера и ИКТ в школе привело к изменению взаимоотношений основных субъектов образования — учителя и ученика. Ученик теперь имеет относительную свобо-ду, то есть может являться инициатором обмена информацией в пределах разработанных пра-вил, оставаясь в рамках необходимого информационного пространства.
В связи с распространением технологий компьютерного обучения, использующих интерактивные педагогические средства, которые берут на себя все больше и больше педагогиче-ских функций, среди специалистов возникают дискуссии о возможных изменениях роли и обя-занностей учителя. При этом на уроке в компьютерном классе учитель выступает уже не в роли рассказчика, а становится для своих учеников скорее консультантом и инструктором.
Обучающие компьютерные программы породили еще одну систему «общения» в режиме диалога — «компьютер-ученик». Обучение в интерактивном режиме, при котором обучаемый взаимодействует с компьютером без вмешательства учителя продолжительное время — это и есть принципиально новая форма обучения. Хорошие обучающие программы, несмотря на из-вестные ограничения, обеспечивают индивидуальный подход к обучаемому, но не могут заме-нить человеческого общения.
Появление гипертекстовых технологий, предлагающих учащемуся широкий спектр маршрутов обучения, является новым этапом использования компьютера в обучении, в связи с чем наблюдается тенденция перехода от управления познавательной деятельностью обучаемого к самоуправлению познанием.
В современных условиях роль учителя информатики заключается не только в обучении своему предмету, но и во внедрении ИКТ в предметное обучение и помощи преподавателям-предметникам в подготовке и проведении уроков с использованием компьютерной техники. Уроки в компьютерном классе могут быть яркими, интересными, запоминающимися. По мнению ряда специалистов, информационные технологии обучения позволяют повысить эффек-тивность занятий и объективность контроля знаний учащихся.
Существующие опасения, что информационные технологии приведут к дегуманизации образования, вряд ли имеют реальную основу, более того: учителя, которые уже проводили уроки в компьютерных классах знают, насколько дети увлекаются работой с компьютером, ка-кой восторг их охватывает при получении требуемых результатов, и основная сложность за-ключается в том, чтобы вовремя закончить такой урок. Бытующие опасения, что техника вы-теснит учителей, также беспочвенны, напротив, информационные технологии не заменят и не обесценят таланта учителей, их творческих способностей.
При работе ученика с компьютером за учителем все равно остается ведущая роль в процессе обучения, так как у него больше знаний и опыта — теперь он организатор учебного про-цесса, консультант, эксперт. Учитель вырабатывает правила организации среды общения и обучения, но он уже не единственный инициатор обмена информацией: он может менять мето-дические подходы и формы общения в зависимости от учебной ситуации. Его задача заключается в формировании адекватной среды общения.
Компьютерные технологии создают условия для новых подходов к общению и сотрудничеству, для которых характерен режим диалога учителя и ученика. Компьютер и педагогические программные средства помогают учителю совершенствовать стиль работы, принимая на себя многие рутинные функции (тренаж, тестовый контроль и т.п.) и оставляя учителю наиболее творческие, истинно человеческие задачи обучения, воспитания и развития. А в таких важных компонентах учебно-воспитательного процесса, как ведение дискуссии, поощрение рассуждений, поддержание дисциплины, выбор необходимого уровня детализации при объяснении материала для различных учащихся учитель еще долго (если не всегда) будет делать значительно лучше компьютера. Не говоря уже о том, что компьютер никогда не заменит личностного общения учителя с учеником и родителями.
«Равнодействующая всех мнений вполне устойчиво сводится к главному тезису: ведущая роль учителя сохраняется и в условиях компьютерного обучения, а роль компьютера во всех случаях остается в том, чтобы быть надежным и дружественным помощником учителя и ученика» [51], методическим инструментом наряду с другими средствами обучения.
Подводя итог, хочется сказать, что центральная роль в компьютеризации учебного процесса принадлежит учителю информатики, поэтому он нуждается в постоянной информации о новейших достижениях, в обмене опытом, в улучшении материальной базы преподавания.
Система работы учителя информатики
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Средняя школа № 3
Шармановой Елены Петровны
Нормативно-правовая база учителя.
Миссия, философия учителя.
Методическая тема и цель деятельности.
Теоретические основы деятельности учителя.
Принципы работы учителя.
Роль учителя и ученика в образовательном процессе.
Педагогические идеи системы работы учителя.
Управление развитием личности школьника
Новационная деятельность учителя.
Проектировочно-конструктивная деятельность учителя
Преобразования в системе собственно-педагогической работы.
Диагностическая работа учителя.
Результативность деятельности учителя.
6 ноября 1976 года
Опыт работы, наименование учреждения, год, город:
1999- по настоящее время ГУ «Средняя школа №3 г. Рудного»
1994-1999 гг. – Рудненский индустриальный институт, квалификация «инженер-системотехник»
Русский – родной, английский – читаю, перевожу со словарем, казахский – изучаю.
Ответственность, исполнительность, организаторские способности, настойчивость в достижении поставленной цели, креативность, творческий подход к работе.
1999 г. – 2 место в городском конкурсе учителей информатики
2003 г. – участие в областном семинаре учителей географии (показ интегрированного урока «география-информатика»)
2006 г. Спецкурс при Костанайском областном институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров «Основы программирования на языке Паскаль».
2006 г. лицензирование селективного курса «Компьютерное моделирование»
Чтение, компьютерная графика
Конституция Республики Казахстан.
Закон Республики Казахстан «Об образовании».
Закон Республики Казахстан «О языках»
Закон Республики Казахстан «О труде».
Государственная программа «Образование».
Региональная программа «Образование» на 2002-2003 гг. в Костанайской области.
Комплексная программа воспитания в организациях образования Республики Казахстан.
Конвенция о правах ребенка.
Республиканская программа информатизации образовательного пространства
Городская программа по информатизации
Наверное, судьба моя – учитель,
И ею предназначено жалеть,
И от чужой беды не спать,
И для себя покоя не иметь.
ЛИЧНОСТЬ
МИССИЯ, ФИЛОСОФИЯ УЧИТЕЛЯ
Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить.
Целенаправленное систематическое воздействие на субъекты образовательного процесса (учащихся) путем научно-обоснованного проектирования, преобразования и диагностики их деятельности в образовательном процессе.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА И ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: « Дифференцированный подход к учащимся при проведении уроков информатики»
Цель: Повышение мотивации учащихся при изучении предмета; формирование информационной культуры учащихся.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
стимулирования и мотивации;
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ
СИСТЕМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
Учет уровня интеллектуального развития школьников;
Вовлечение каждого учащегося в активный процесс познания;
Непрерывность и преемственность всех ступеней образования;
Диагностика уровня обученности;
Предоставление возможностей каждому для самореализации;
Моделирование ситуации успеха;
Воспитание коммуникативных умений;
Опора на теорию личностно-ориентированного обучения;
Привитие и дальнейшее развитие навыков информационной культуры.
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
и развитие личности;
Внедрение педагогических идей по использованию
дифференцированного подхода к обучению на уроках ИВТ; формирование основ информационной культуры.
Практических навыков использования средств вычислительной техники;
Эффективное использование средств ВТ для интеграции предметов ЕМЦ
ВЗГЛЯД НА УРОК
Урок – социально-педагогическая система, совокупность взаимосвязанных между собой элементов, спроектированных для достижения цели и предоставляющих целостное образование.
Технология обучения: личностно-ориентированная
НОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
Проектировочно-конструктивная деятельность учителя
определение уровня дифференциации для формирования пакета разноуровневых заданий;
проектирование программы работы по методической теме;
создание технологических карт;
определение диагностических действий учителя.
Преобразование в системе собственно педагогической работы.
организация домашнего задания по технологическим картам, алгоритмам деятельности; формулирование задания творческого уровня;
организация работы по определенному алгоритму (раздел курса – «Программирование»):
а) определение типа задачи;
б) выбор соответствующих образцов;
в) решение по образцу, анализ результатов;
использование креативных заданий
б) Написание сочинений-миниатюр, их оформление с использованием собственного стиля форматирования ( MsWord ).
в) задание – буриме (работа с буфером обмена);
г) составление баланса с использованием возможностей ЭТ;
д) восстановление алгоритма работы по опорным словам.
е) метод проблемного поиска (работа в сети).
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ
анализ материалов учебной деятельности школьника;
определение уровня сформированности учебно-интеллектуальных умений и навыков, способов учебной деятельности;
определение эффективности обучения по использованию дифференцированного подхода к обучению;
статистическая обработка результатов работы;
осмысление работы по самообразованию.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.
2003 г. – 1 место в городской НПК (секция информатика);
2003 г. – 2 место в республиканской НПК (секция информатики);
2004 г. – 1, 2 место городская НПК (секция информатика);
2004 г. – 1, 2 место в Республиканской НПК (секция информатика);
2006 г. – 1, 2 место в городской НПК (секция информатика)
2006 г. – участие в областном фестивале мультимедийных работ.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Описана система работы педагога. Данная система была представлена на конкурсе учителей информатики.
Целенаправленное систематическое воздействие на субъекты образовательного процесса (учащихся) путем научно-обоснованного проектирования, преобразования и диагностики их деятельности в образовательном процессе.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА И ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: « Дифференцированный подход к учащимся при проведении уроков информатики»
Цель: Повышение мотивации учащихся при изучении предмета; формирование информационной культуры учащихся.
Номер материала: ДБ-1340788
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 1 минута
Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.