роль преподавателя в процессе обучения

Роль и миссия учителя в современном образовательном процессе

роль преподавателя в процессе обучения. Смотреть фото роль преподавателя в процессе обучения. Смотреть картинку роль преподавателя в процессе обучения. Картинка про роль преподавателя в процессе обучения. Фото роль преподавателя в процессе обучения

Дата публикации: 16.05.2015 2015-05-16

Статья просмотрена: 25687 раз

Библиографическое описание:

Жернакова, М. В. Роль и миссия учителя в современном образовательном процессе / М. В. Жернакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.1 (90.1). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18666/ (дата обращения: 03.11.2021).

Роли и личности учителя во все времена уделялось большое внимание в обществе. Кто же такой учитель? Толковый словарь С.О. Ожегова даёт такое определение: «Учитель-лицо, которое обучает чему-нибудь». [1]

Существует огромное количество профессий, но именно к этой профессии всегда предъявляются высокие требования. Действительно, благодаря учителям передаётся накопленный опыт, от учителей зависит развитие общества и его будущее.

Быть учителем – не означает иметь диплом о педагогическом образовании. Не все выпускники педагогических университетов остаются работать в школе. Не все могут найти общий язык с учениками, их родителями и соответствовать тем требованиям, которые современное общество предъявляет учителю. Учитель – это состояние души, образ жизни.

Школа всегда чутко реагирует на изменения в обществе. Учитель является ключевой фигурой в школе. Меняется общество, меняются требования. Учитель тоже меняется. Мы часто слышим фразы «новое поколение», « новая школа», « учебники нового поколения». Значит и учитель должен быть новым.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В нём говорится, что: «педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности». [2]

Согласно этому закону, учитель – это человек, который непрерывно совершенствуется как в предметной области, так и в овладении методикой, формами, технологиями обучения.

Сегодня, когда новые государственные образовательные стандарты (ФГОС) входят в школу, на учителя возлагается большая ответственность за создание условий для развития личности школьника. Меняется общество, в соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Если раньше задача педагога заключалась в том, чтобы передать знания ученикам, то сегодня педагог должен научить школьников способам как добывать знания, формировать учебную деятельность и мышление учеников. В обучении постоянно происходят изменения, и важно, чтобы учитель смог адаптироваться в современных условиях.

Речь идёт об эрудированном, увлечённом и умеющим увлекать учеников педагоге. Передать знания гораздо проще, чем заинтересовать ученика, спроектировать образовательную среду ученика, научить ребёнка самому находить необходимые знания.

Работа учителя может быть эффективной в том случае, если педагог профессионально компетентен, имеет научно – теоретическую и методическую подготовку, способен выявить причины трудностей учеников, оказывать необходимую помощь, направлять, прогнозировать дальнейшие действия школьников, умеет планировать педагогическую деятельность и учит планировать свои действия учеников. Важно своевременно увидеть трудности учеников и помочь им.

Современное обучение – это сотрудничество, совместная деятельность педагога и ученика. Учитель и школьник являются партнёрами в учебном процессе. Современный урок отличается наличием элементов активной работы учащихся. Задачей учителя становится создание позитивных условий для образовательного процесса.

Интересен следующий факт. Целью реализации ФГОС является личностный результат. Огромное внимание уделяется личности ребёнка и происходящим с ним в процессе обучения изменениям, а не сумме знаний, накопленных за время обучения в школе. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя.

Мы живём в век информационных технологий, стремительно развивающихся с каждым днём. Благодаря новым компьютерным технологиям появилась возможность получить информацию и обогатить содержание образовательного процесса. На сегодняшний день учитель не является единственным источником знаний, как это было прежде. Благодаря современным технологиям появились отличные возможности для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учеников. Для получения информации не существует никаких преград для обучающихся. Но, ни один современный компьютер не сможет научить ребёнка самостоятельно мыслить, сравнивать, анализировать и делать выводы. Эта роль отводится учителю. Именно педагог научит ребёнка мыслительной деятельности, именно педагог участвует в интеллектуальном и нравственном формировании личности школьника.

Учителя разные, но есть одно качество, которое объединяет их всех – это любовь к детям. Это качество является главным во все времена. Настоящий учитель знает, чем больше любви детям отдаёшь, тем больше её получаешь. Ребёнок проводит 9-11 лет в школьных стенах. Школа становится вторым домом. Для родителей очень важно, чтобы школьные годы их ребёнка прошли в окружении внимательных, мудрых и достойных педагогов.

За 11 лет обучения в школе каждый ребёнок проходит несколько аттестаций: по окончании начальных классов, ОГЭ по окончании 9 класса и ЕГЭ по окончании 11 класса. Мы стремимся качественно подготовить наших учеников к экзаменам, так как это важно для детей, их родителей и нас учителей. Мы радуемся их успехам и вместе с ними огорчаемся в случае неудач. Конечно, было бы здорово, если бы из школы выпускались великие математики, учёные, философы. Но задача учителя – подготовить человека к жизни, помочь стать ему отличным специалистом в будущем, хорошей матерью или отцом, достойным членом современного общества. Школа рассматривается как место для социализации, как место поиска себя, своей роли в обществе, место приобретения коммуникативных и социальных знаний. Вне социума человек не может стать успешным и счастливым. Очевидно, что недостаточно основательно знать свой предмет, владеть современными методиками, иметь психолого-педагогическую подготовку. Нужен высокий уровень педагогического мастерства, культуры, желание знаний и стремление к поиску и творчеству.

В последнее время в стране наблюдается общее снижение культурного уровня. Духовные ценности утратили свою актуальность для определённых слоёв в обществе. Интернет и телевидение всё чаще показывают нам сцены грубости, насилия и жестокости. Речь кумиров современных подростков просто шокирует. Подрастающее поколение впитывает весь этот негатив. Не может не волновать циничное отношение некоторых молодых людей к таким понятиям как «порядочность», «скромность» и «интеллигентность». Духовность становится огромным дефицитом, поэтому в настоящее время как никогда актуальным становится «развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». [3]

Воспитать гармонично развитую личность возможно при тесном содействии школы и семьи. Ребёнок поступает в школу в возрасте 7 лет, имея определённый жизненный опыт. Мы знаем, что характер человека формируется уже к 5 годам. Именно в раннем возрасте ребёнок знакомится с окружающим его миром, людьми, нормами поведения в обществе. Своим поведением, взаимоотношениями и образом жизни родители закладывают базу. Воспитание начинается в семье, продолжается в школе, и важно, чтобы все его участники действовали в одном направлении. Бывает так, что родители часто и регулярно посещают школу, когда их дети учатся в начальных классах. Реже они посещают учителей и школьные мероприятия своих детей, начиная с 5 класса. И ещё реже встречи с родителями происходят в старших классах, как правило, по звонку или приглашению классного руководителя или администрации.

«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворённый метод обучения, само воплощение принципа воспитания». [4]

1. С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка». 28 –е издание, Москва, Мир и Образование. 2015 с. 1263

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». О – 13 Москва; Проспект, 2015 с. 5

4. А. Дистервег «Избранные педагогические сочинения». Москва, Учпедгиз, 1956, с.136-203

Источник

Роль личности преподавателя

Учитель воспитывает личностью своей,
своими знаниями и любовью,
своим отношением к миру.
Д.С. Лихачёв

Роль личности преподавателя в образовательном процессе не просто огромная. Эта роль основополагающая. Образовательный процесс – это не только передача необходимой научной информации, но и процесс взаимодействия педагога и обучающихся – их взаимовлияние друг на друга, обмен эмоциями, мыслями, переживаниями. Учитель должен не только удовлетворять стремление человека к знанию, но и максимально мотивировать его на этот путь. Как показывает практика, ученики охотнее изучают тот предмет, преподаватель которого вызывает уважение и симпатию. Школьник, студент, любой учащийся воспринимает учителя в первую очередь как личность. Система знаний, которую формирует он, её воспитательные возможности воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и значимость.

Личность педагога выступает в роли своего рода «живого зеркала», в которое постоянно «глядится» студент. Вот почему мировоззрение учителя, его поведение, его жизнь, его отношение к своему делу так или иначе влияют на всех учеников. Поэтому важно, чтобы педагог смотрел за собой, чтобы он чувствовал, что его поведение и его действия находятся под сильнейшим контролем, под каким не находится ни один человек в мире.
Во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества.

Об огромном влиянии преподавателя на учеников и студентов рассуждал ещё великий Ломоносов. Он разработал требования к личности педагога и считал, что педагог прежде всего должен любить Родину, быть образцом нравственности для учащихся: «…учитель должен не токмо словами учения, но и поступками добрый пример показывать…».

Великий педагог В. А. Сухомлинский был убежден в том, что важный путь становления личности учитель проходит вместе со своими учениками. От того, какой личностью является педагог, зависит, каких он воспитает учеников. Василий Александрович предъявлял очень высокие требования к личности педагога как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса: «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать». Высокие личностные качества воспитателя, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом. Под авторитетом Василий Александрович понимал не отгораживание от детей эрудицией, не требования беспрекословного послушания, не авторитарное управление ребенком, а доверие учеников к своему учителю, которое невозможно без постоянного духовного общения, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга.

Без этого также немыслим и процесс эффективного обучения. Слово учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов.

Веками проверенная в практической педагогике народная мудрость, провозгласившая, что учитель творит ученика по образу и подобию своему, получила особенно убедительное подтверждение в деятельности Царскосельского Лицея пушкинской поры. Среди замечательной плеяды педагогов было немало профессоров, оказавших огромное влияние на формирование личности лицеистов.

Самым ярким, талантливым и авторитетным педагогом явился молодой адъюнкт-профессор А. П. Куницын, ставший «властелином дум и умонастроений» юного Пушкина и его ближайших друзей по Лицею. Куницын, преподававший общественно-гуманитарные дисциплины, поразил юного Пушкина при первом же своём появлении, когда произнёс на открытии Лицея пламенную речь, проникнутую идеями и чувствами подлинной гражданственности и патриотизма. Впоследствии лекции Куницына, прозванного в среде своих учеников «пламенным профессором», только укрепили первое яркое впечатление о нём. Основной целью своего преподавания учёный считал необходимость будить самостоятельную мысль питомцев, развивать у них независимость мнений, критическое отношение к действительности. И можно утверждать, что в большей мере именно под влиянием философских и социологических взглядов А. П. Куницына сформировалось миросозерцание гордой, свободолюбивой и независимой личности великого русского поэта А. С. Пушкина, который глубоко преклонялся перед своим учителем и посвятил ему следующие строки:
Куницыну дар сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень!
Заложен им краеугольный камень.
Им чистая лампада вожжена!

Поэт нашёл очень точный образ – образ зажжённой лампады, – чтобы определить роль любимого педагога в своей жизни. Широко известно древнее изречение: «Человек – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь». Но зажечься факел может только от другого пылающего факела, в роли которого и должен выступать учитель, наставник, преподаватель, педагог.

Понимая это, грустно сознавать, что в последние годы роль личности преподавателя в образовательном процессе явно недооценивается. В связи с широким использованием технических средств многие учебные заведения активно внедряют формы дистанционного обучения, когда обучающийся всю необходимую информацию получает при помощи компьютера, а преподавателю отводится лишь роль координатора такого процесса. Несмотря на новомодные тенденции, необходимо сознавать, что компьютерные или телевизионные обучающие программы ни сегодня, ни в будущем не способны заменить учителя. Эти программы призваны всего лишь упростить и разнообразить учебный процесс, а также предоставить возможность получить образование людям с ограниченными возможностями. Не понимать этого – преступная ошибка, которая может привести к горьким и пагубным последствиям в будущем.

Мы не знаем, был ли А. Куницын хорошим методистом. По крайней мере, он не использовал на своих занятиях компьютеры, интерактивные доски и т. п. технику, поскольку жил и работал в 19 веке, однако нам доподлинно известно, что этот педагог был прежде всего крупной, яркой, творческой личностью. Именно поэтому он сумел воспитать учеников (Пушкина, Кюхельбекера, Дельвига, Пущина и др.), которыми до сих пор гордится Отечество.

Источник

Обучение: сущность, структура, основные характеристики и роль преподавателя

Обучение – это сложный и многогранный процесс познания, который организован определенным образом и находится под контролем у педагога.

Составляющие обучения

Роль преподавателя в процессе обучения значительна. Преподаватель создает условия, необходимые для полноценного усвоения учебного материала, проводит работу, направленную на развитие умственных способностей учащихся, поощряет творчество.

Педагог определяет направление, в котором ученику необходимо проводить работу по освоению учебного материала, формирует мировоззрение, социальные, идеологические и нравственные нормы.. В связи с этим обучение неразрывно связано с воспитанием.

Выделяют два основных направления обучения:

Определяющим фактором является эффективное взаимодействие преподавателя и ученика. Отсутствие налаженного контакта процесс обучения протекает с затруднениями. В связи с этим в процессе обучения важным является реализация единства педагога и ученика, обеспечено личное влияние преподавателя.

Занятия должны быть построены таким образом, чтобы у ученика были возможности по проведению самостоятельной работы, направленной на получение знаний. Для этого педагог должен влиять на учащихся не только непосредственно, но и опосредованно.

Непосредственное взаимодействие предполагает совместное решение поставленных задач. Опосредованное взаимодействие заключается в выполнении заданий и инструкций, данных преподавателем.

Сущность и структура дистанционного обучения предполагают, что процесс обучения может протекать и без преподавателя. Однако процесс изучения невозможен без активного процесса учения со стороны ученика.

Процесс обучения является целостным, что проявляется в общности целей преподавания и учения. Процесс обучения задействует процессы познания и активного взаимодействия с педагогом. Общение обеспечивает высокий уровень мотивации, определяет отношение к учебному процессу.

Такие факторы как четкость и хорошая организация работы, увлеченность педагога своей работой, тактичность в отношениях с учениками, оказание помощи в освоении материала и адекватность в оценке знаний способствует развитию интереса учащихся к предмету.

Снизить эффект взаимодействия могут:

Базисом обучения являются:

Образование является результатом обучения.

Образование – это формирование образов и целостных представлений о предметах и явлениях.

Источник

Роль преподавателя в обеспечении эффективности учебного занятия

— гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях

— самостоятельно приобретать необходимые ему знания и применять их на практике для решения разнообразных задач

— видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения

— генерировать новые идеи, творчески, креативно и критически мыслить

— активно действовать, быть способным на поступок и ответственным за него

— объективно оценивать себя в развивающемся мире в сочетании с постоянным поиском возможностей самореализации

— ориентироваться на общечеловеческие ценности

— быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями различных социальных групп, уметь работать с ними сообща в разных областях, различных ситуациях

Перечисленные выше качества личности выпускника не формируются сами собой. Преподавателям необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые студенты осознавали бы необходимость воспитания их у себя.

В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в учебном заведении была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой рассол или такое образовательное пространство? Что взять за его основу?

Сегодня преподаватель приобретает иные роли и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Создать такое пространство учебной деятельности должен каждый преподаватель при активном участии своих учеников.

Специфичность педагогической деятельности заключается в том, что она является неотъемлемой частью процесса обучения, который состоит из преподавания и учения (обучение = преподавание + учение). Процесс учения – это деятельность обучаемых, у которых есть свои мотивы, свои цели и свои средства. Они стремятся к своим результатам, которые, возможно, не совпадают с результатами, ожидаемыми педагогами. В пространстве урока собраны индивидуумы, деятельность которых нужно «привести к общему знаменателю», к норме деятельности, которую знает и задает преподаватель. Таким образом, существует некоторое противоречие между нормой деятельности, которую видит, планирует и задает на данном уроке педагог, и нормой деятельности каждого конкретного обучаемого. За счет чего возможно преодоление этого противоречия?

Конфуций сказал: «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это путь самый благородный; путь подражания – это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый горький». У преподавателей выбора нет, им надо идти по всем трем дорогам сразу. Это жесткое требование данной профессии. И движение по этим дорогам познания приводит к мысли о том, что преподавателю необходимы управленческие знания.

Вернемся в студенческие годы большинства преподавателей. Насколько известно, ни в одном педагогическом вузе не читался курс теории управления, а вместе с тем каждому преподавателю необходимы управленческие знания. Ведь кто как не преподаватель согласно своим функциям является управленцем. Сколько хороших специалистов, знающих свой предмет, любящих детей, потеряла школа только потому, что у них не было на уроке дисциплины, они не смогли заставить себя слушать? А все только из-за того, что они не владели самыми элементарными управленческими навыками.

Управление необходимо на любом этапе урока. Его основа – системное проектирование познавательной деятельности студента, его суть – поэтапное вхождение студента в познавательную деятельность.

Для профессионально работающего преподавателя, очевидно, что все это должно находиться в поле его зрения, под его управленческим воздействием.

Для педагога в связи со спецификой объекта и предмета его труда личностно-деловые качества педагога сливаются в единую психолого-педагогическую компетентность. Понимание преподавателем цели, смысла, предназначения своего труда, его самоценность сказываются не только на собственном профессиональном самоопределении и становлении, но и на культуре, ценностных ориентациях, нравственных нормах, потребностях и способностях той личности, которую он воспитывает.

В современной литературе, посвященной анализу качеств, наиболее значимых в учительском труде, исследователи по разным основаниям выделяют следующие:

— Законы, регламентирующие деятельность педагога.

— Современные направления развития образования.

— Новые педагогические концепции и технологии.

— Способы, методы и приемы индивидуального и дифференцированного обучения.

— Приемы мотивации учебной деятельности обучающихся.

— Содержание своего предмета.

— Доступно излагать материал.

— Объективно оценивать знания обучающихся.

— Формировать знания, умения и навыки.

— Критически оценивать свое воздействие на ученика.

— Создавать на уроке атмосферу сотрудничества.

— Грамотно и четко излагать свои мысли и требования.

— Вызывать интерес к изучаемой дисциплине.

— Управлять своими эмоциями.

— Организовать самообразование обучаемых.

— Организаторские способности и активность.

— Тактичность и корректность по отношению к студенту.

— Терпение и терпимость.

Результативность труда педагога, как считают многие, зависит от личности преподавателя, от его личностных качеств. Личность преподавателя – главный фактор формирования у студентов определенного отношения к учебной дисциплине, к учебе, познавательной деятельности вообще. Практика показывает, что увлечения обучаемых определяются тем, какой преподаватель преподает дисциплину.

Какого же преподавателя хотят видеть наши студенты на занятиях? С целью получения ответа на данный вопрос было проведено анкетирование обучающихся. В анкетах студенты должны были определить пять наиболее значимых качеств педагога и расположить их в порядке убывания значимости того или иного качества. Анализ результатов анкетирования показал, что из знаний, которыми должен владеть преподаватель, студенты выделили следующие: содержание своего предмета (76 %), методику преподавания (85 %), способы, методы и приемы индивидуального и дифференцированного обучения (62 %), современные направления развития образования (65 %).

По мнению студентов, преподаватель должен уметь: доступно излагать материал, свои мысли и требования (86 %), объективно оценивать знания студентов (88 %), эффективно формировать знания, умения и навыки (68 %), создавать на уроке атмосферу сотрудничества (65 %), вызывать интерес к изучаемой дисциплине (56 %).

Из личностных качеств, которыми должен обладать преподаватель студенты отметили: организаторские способности и активность (82 %), справедливость (79 %), тактичность и корректность по отношению к студенту (62 %), чувство юмора (50 %).

В настоящее время происходят существенные изменения в преподавательской деятельности: меняются место и роль преподавателя в учебном процессе, его основные функции. Содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе существенно отличается от традиционного. Центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на обучающегося, который активно строит свой учебный процесс. В связи с этим на первый план выходят новые методы обучения, новые подходы к организации и проведению семинарских и лекционных занятий, а также самостоятельной работы.

Главная задача современного преподавателя – активизировать учебный процесс, добиться включения студентов в работу на всех этапах деятельности, вызвать у них потребность трудиться, трудом добывать знания самостоятельно или под руководством преподавателя.

Когда педагог проектирует учебное занятие, нацеливаясь на его конечный результат, необходимо помнить, что эффективность любого учебного занятия определяется не только тем, что педагог пытается передать воспитанникам, а тем, что из всего «предложенного» было ими «взято». Хорошо проведено занятие: студент на уроке повысил свое самоуважение и ощутил себя более компетентным. Плохо проведено занятие: студент уходит с занятия униженным, подавленным или разочарованным, он не видит полезного результата занятий для себя.

Любому преподавателю хочется стать значимой фигурой если не во всем учебном заведении, то, по крайней мере, в группе. Значимый преподаватель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Об этом много говорится – о личной ответственности, о самостоятельности, о педагогическом творчестве – о субъективности учителя в целом.

Результаты анкетирования «Преподаватель глазами студентов» выявили следующие критерии успешности педагога в учебно-воспитательной деятельности и, соответственно, критерии высокой эффективности проводимых занятий:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *