роль практики в процессе познания кратко
Роль практики в познании
Практика объективна. Она – действительность в форме деятельности. С точки зрения диалектического материализма высшим критерием истины является опыт, эксперимент, производство, в конечном итоге вся многообразная общественно-историческая практика. Объективные связи действительности отражаются в сознании людей в виде логических связей. Если знание истинно, то эффективна основывающаяся на нем практическая деятельность.
Практика – историческая материальная деятельность человечества по преобразованию природы, общества и самого человека.
Практика, как и познание, имеет принципиально общественный характер. Осуществляясь через усилия индивидов, она объединяет их в целое, направляя на реализацию общественных целей. В ней интегрируются не только усилия и результаты деятельности живущих людей, но и достижения предшествующих поколений.
Практика и познание – две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, решающую роль в котором играет практическая деятельность. С точки зрения гносеологии практика есть одновременный процесс опредмечивания и распредмечивания знаний. В ней люди распредмечивают сущность предметов и опредмечивают свои сущностные силы. Опредмечивание есть процесс материализации знаний, превращение субъективных творческих способностей в объективно существующие вещи.
Человеческая логика – опосредованная форма практики. Познание, чтобы быть истинным, не может остаться только в теоретической сфере, должно применяться практически. Без практики познание вырождается в схоластику, бесплодное мышление. Показательной, например, является проблема средневековой схоластики: сколько чертей поместится на кончике иглы.
В процессе практики человек создает новую реальность и условия своего существования, которых нет в природе. Основные виды практики: материальная (преобразование природы, производство материальных благ, естественного бытия людей), социальная (преобразование общества, социальных отношений, человека), научный эксперимент.
Основные функции практики в познании:
—исходный пункт познания, его движущая сила, так как потребность в познании порождается, прежде всего, практическими потребностями;
—основа (главное средство) познания, так как способы мышления, специфика логических форм и связей обусловлены уровнем развития и структурой практики; практика также обеспечивает познание фактами и техническими средствами;
—конечная цель познания: в социальном плане познание осуществляется не ради простого любопытства, а для улучшения материальных условий жизни общества;
—решающий критерий (мера) истины: позволяет окончательно отделить истину от заблуждения.
Критерий практики, однако, не является абсолютным, так как мы имеем дело не с практикой в целом, а с ее частным проявлением. Практика сама развивается, совершенствуется. Практика не всегда является одноразовым актом, экспериментом. Невозможно непосредственно проверить теоретические принципы онтологии, квантовой физики, суждения о будущем в социальной философии, о прошлом в исторической науке.
Если физика нуждается в практическом доказательстве, то не нуждается в проверке опытом математика. Она изучает не объекты действительности, а объекты логически возможные, истинность которых обосновывается доказательством их логической непротиворечивости. Математика и логика играют роль языка науки. Это не значит, однако, что они полностью оторваны от действительности. Например, понимание чистых пространственных форм в геометрии необходимо для более глубокого понимания реальных пространственных объектов. Математика своим источником имеет реальные предметы. Доказательство непротиворечивости любой системы аксиом (недоказуемой внутри теории) основывается на представлении о непротиворечивости арифметики, которое оправдывается тем, что арифметические истины неизменно подтверждаются на практике.
Таким образом, познание есть единство чувственного и рационального, теории и практики, диалектический переход от неполного к более точному знанию, от явления к познанию сущности.
Дата добавления: 2015-10-09 ; просмотров: 3733 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Роль практики в познании
Чтобы понять, какое мы получили знание в результате познания: истин-ное или ложное, нужен такой критерий, который нельзя было бы просто отбросить за ненадобностью. Таким критерием и является практика. Практика представляет собой материальную и духовную деятельность людей по преобразованию природных и социальных условий в соответствии со своими потребностями и интересами. Именно практика помогает преодолеть как догматизм, так и релятивизм.
Практика является исходным пунктом познания. Человек начинает поз-навать явления действительности тогда, когда в практической деятельности сталкивается с такими из них, знания о которых у него отсутствуют. Наши да-лекие предки, не имея достаточных знаний о природных процессах и вещах, вынуждены были действовать очень не эффективным методом проб и ошибок. Но и в нашей действительности нам нередко приходится действовать этим методом при отсутствии соответствующих знаний.
По мере накопления опыта в решении стоящих перед людьми задач, у них накапливаются эмпирические знания, которые со временем обобщаются, превращаясь в теоретические. А это – тоже практическая деятельность. Правда, теоретические знания могут быть как научными, так и вненаучными. Научные знания – это истинные знания. Эта истинность подтверждается практикой. Вненаучные знания чаще всего практикой не подтверждаются.
Из рассмотренного становится ясно, что практика является и исходным пунктом познания, и процессом его, и целью его, и критерием истинности наших знаний. Т.е. практика – явление многогранное.
Основными видами практики являются следующие: а) производствен-ная деятельность; б) общественная деятельность; в) научная экспериментальная деятельность.
Производственная деятельность является важнейшим видом деятельности людей, без чего не может ни существовать, ни развиваться человеческое общество. Чтобы жить, люди должны трудиться. Только труд может обеспечить человеку достойные условия существования, удовлетворить его материальные и духовные потребности. Труд – источник материальной и духовной культуры, без которых не может сформироваться человек. При этом следует иметь в виду, что материальная культура является основой для духовной культуры. Если бы наш далекий предок не создал орудия труда, позволившие ему завоевать свое место в природе, не могла бы возникнуть духовная жизнь общества.
Общественная деятельность – это деятельность людей в сфере полити-ки, науки, образования, здравоохранения, искусства, управления и т.п. Без этих видов деятельности человек сегодня не в состоянии организовать свою материально-производственную деятельность – основу существования как общества, так и индивида.
Научная деятельность в наши дни носит ярко выраженный эксперимен- тальный характер. Без экспериментов современная наука не может ни суще- ствовать, ни развиваться. Эксперимент – это научно поставленный опыт, а опыт – это всегда практика. Чаще всего одним единственным опытом поиск научной истины не ограничивается. Практика в науке – длительный и тяжелый труд.
Кроме рассмотренных видов, практика включает и такие, как повседнев-ная, спортивная, семейно-бытовая и др. Эти виды практики дополняют и кон-кретизируют основные. Т.е. практика охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности. По мере развития человеческой истории практика видоизменяется, усложняется и совершенствуется.
Однако не всякая практика способствует прогрессивному развитию чело-веческого общества. Практика бывает как созидательной, так и разрушитель-ной по своим результатам.
В зависимости от субъекта деятельности выделяют такие формы практики, как индивидуальная, коллективная, социально-групповая (в том числе классовая и национальная), государственная, общественная. Но как бы ни был представлен субъект деятельности, практика всегда социально обусловлена. Если животные осуществляют какую-либо деятельность, то этот акт у них протекает на базе инстинктов. Они инстинктивно роют норы, строят гнезда, вскармливают детенышей и т.п. Богатый набор инстинктов они приобретают вместе с рождением. Именно он и позволяет им приспосабливаться к различным условиям жизни. Каждое животное принадлежит к своему виду. Человек же своей практической деятельностью приспосабливает действительность к своим разносторонним потребностям.
Практика – это не только чисто материальная деятельность, а деятельность, одухотворенная чувствами и разумом человека.
Т.е. практика тесно связана со знаниями людей. Человек эффективно действует тогда, когда опирается в своей практике на истинные знания. Именно в этом случае он получит желаемый результат. Когда же он не владеет такими знаниями, то вынужден действовать весьма не эффективным методом проб и ошибок.
Таким образом, истина и практика тесно взаимосвязаны. Именно практика заставляет человека искать новые знания, когда имеющихся не хватает для эффективной практической деятельности. Процесс познания – это тоже практика: материальная или духовная, эмпирическая или теоретическая. Как же убедиться в истинности полученных знаний? Другого пути, кроме практики, нет. Поэтому именно практика выступает критерием истины, а истина служит практике преобразования материальных и духовных условий жизнедеятельности как человека, так и общества.
Контрольные вопросы
1. Раскройте этимологию слов «гносеология» и «эпистемология».
2. В чем суть сенсуализма и рационализма?
3. Что такое эмпиризм?
4. Что такое объект и субъект познания?
5. Какие уровни (ступени) вы знаете?
6. Что такое истина?
7. Что такое объективная, относительная и абсолютная истины?
8. Что такое практика, каковы ее виды?
9. Что является критерием истины?
10. Какими сторонами характеризуется практика по отношению к познанию?
Понятие практики, ее роль в познании. Общественно-историческая практика как основной критерий истины.
Значение практики для познавательного процесса подчеркивали философы разных ориентации — особенно диалектико-материалистической, где практика понимается как активная целенаправленная чувственно-предметная, материальная деятельность людей по преобразованию реальной действительности.
Следует отметить, что понятие «практика» выразилось через достаточно широкий спектр терминов: «действие», «опыт» «опыт жизненного мира», «физическая жизнь», «опыт и целом» и т.п.
Уже Гегель высказал глубокую идею о том, что если в своих целях человек подчинен внешней природе, то в своих орудиях он господствует над ней. Это и есть не что иное, как деятельность, труд, в процессе которого человек изменяет и одновременно познает окружающий его мир. Практика («добро», «воля», «практическая идея») — одна из основных категорий гегелевской диалектики.
Категория практики стала центральной категорией диалектико-материалистической философии. С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно целенаправленно воздействует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее.
Роль практики в процессе познания обсуждается и в современной западной философии. Так, П. Поппер указывает на недопустимость разрушения единства теории и практики. Он подчеркивает, что практика — не враг научного познания, а «наиболее значимый стимул к нему».
Важнейшие формы практики:
а) материальное производство (труд), преобразование природы с помощью орудий труда;
б) социальное действие — преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношении определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны,преобразовние социальных структур);
в) научный эксперимент — активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой субъект искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.
Понимание сущности практики и ее форм позволяет выявить ее основные функции н процессе познания.
Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни прежде всего и в конечном счете ее потребностями. В частности, математические, знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время и т.п. Однако не всегда, конечно, неоткрытия в науке (например, периодический закон Менделеева) Делаются непосредственно «по заказу» практики.
Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, формы, ступени познания от начала до конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями, обусловливается в конечном итоге задачами и потребностями практики. Она служит основой познания и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием и т.п., без которых оно, особенно в современной науке, не может быть успешным Практика является опосредованно целью познания, последнее осуществляется не ради простого любопытства. Все наши знания предназначены в конце концов для того, чтобы вернутьсн обратно в практику и активно влиять на ее развитиеЗадача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знании вкачестве «руководства к действию» по его преобразованию, для всестороннего удовлетворения материальных и духовных потребностейлюдей, для улучшения и совершенствования их жизни.
Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений (об этой функции см. ниже).
Обещанное дополнение к понятию практики в серии постов о логике:
Книги о мозге, сознании и эволюции человека. Часть 2
В сегодняшнем посте я продолжу рассказывать о своих любимых книгах о работе мозга и соответственно нашей психики.
Человеческий мозг представляет собой сложнейшее из известных «устройство». Для того, чтобы наша психика функционировала хорошо, требуется слаженная работа целой кучи нейронных сетей. Эрик Кандель, американский психиатр и нейробиолог, показывает нам, как «поломки» в определенных частях мозга или нервных путях приводят к депрессии, необъяснимым тревогам, шизофрении, биполярному расстройству и ПТСР, и почему эти знания важны для понимания здорового мозга. В книге рассказывается история про развитие психиатрии и неврологии, а так же про то, как в нашем мозге взаимодействуют сознательные и бессознательные процессы.
Книга о жизни людей с неврологическими проблемами. Как они выживают в непривычном мире, который создает поврежденный мозг? Это не совсем научно-популярная книга, в ней чувствуется желание автора поднять и философские вопросы, вопросы о том, что такое личность, и как следует относится к своей болезни.
Детерминизм
Книги о мозге, сознании и эволюции человека
В сегодняшнем посте я отойду от темы когнитивно-поведенческой терапии и хочу рассказать о своих любимых книгах о работе мозга и соответственно нашей психики.
Книга написана известным астрофизиком Карлом Саганом, автором научно-фантастического романа «Контакт». Рассматривается эволюционное развитие нервной системы.
Журналистка, пишущая о нейрофизиологии и нейропсихиатрии, рассказывает об устройстве нашей памяти, развитии нервной системы и основных принципах ее функционирования. Рассматриваются очень интересные и необычные опыты.
Доступный и понятный текст на сложную тему.
Книга ни сколько об устройстве мозга, сколько о попытках науки и философии разобраться с проблемой сознания. Рассматриваются философские идеи о взаимоотношениях между мозгом и сознанием, научные теории о принципах работы нервной системы. Автор максимально не предвзят и свое собственное мнение сообщает лишь в самом конце. Так же рассматриваются с научной точки зрения провокационные идеи и околомистические явления такие как сонный паралич, внетелесные переживания, трансовые состояния, околосмертный опыт.
Наши поступки и мораль рассматриваются с точки зрения нейробиологии, эндокринологии и психологии. Что произошло за секунду, минуту, день, месяц, тысячи лет до нашего поступка и сделало его именно таким? Самое материалистическое о человеке, что мне только попадалось. Для кого-то это может оказаться минусом или чем-то гнетущим, для меня это оказался огромный плюс. Объемный труд, требующий внимательного чтения, а иногда и гугления. В конце приведен список всех использующихся терминов.
Подобная литература вызывает двоякие чувства. С одной стороны немного не по себе, чувствуешь всего лишь себя сложным автоматом, функционирующим по законам природы. Но в то же время, понимаешь насколько безумно сложным является этот «автомат», насколько сложная логика в нем реализована, раз позволяет существовать всему спектру человеческих явлений, включая способность любить, испытывать муки совести и совершать подвиги.
Картинка взята с freepik.
Наука vs религия
Старение и бессмертие: взгляд биолога
Данная заметка написана по просьбе комментатора.
Когда я обучался в магистратуре, нам читал лекции профессор Валерий Степанович Тырнов, исследователь старения. Натура увлечённая, он рассказывал немало удивительного. Например, о том, что обнаружил на сыре штамм плесени, способный расти при отрицательных температурах, который содержит в морозилке, несмотря на протест жены. Профессор надеялся принять с этим штаммом участие в экспериментах, изучающих возможности терраформирования Марса. Ещё он рассуждал о внедрении в геном человека генов, отвечающих за фотосинтез, с целью получения «зелёных человечков», питающихся солнечным светом. Когда я сдавал экзамен профессору, у него уже отказывало зрение. В следующем семестре Валерий Степанович умер. Он пытался успеть победить старение, но не успел. Рассуждая вслух, Валерий Степанович говорил, что первый заметный признак старения у человека проявляется очень рано, зачастую – в подростковом возрасте. Это – кариес постоянных зубов.
Говоря о старении и естественной смерти, мы имеем в виду, прежде всего, многоклеточных животных. Среди одноклеточных и растений явления старения и смерти весьма размыты. Да, согласно новым научным данным, существует т.н. клональное старение штаммов микроорганизмов: для одних существует ограниченное количество делений митозом (бесполое размножение), для других биологические часы обнуляются лишь в одной из разделившихся половинок. Это т.н. репликативное старение. Многие исследователи говорят о хронологическом старении самих клеток простейших организмов. Но это лишь с одной стороны. С другой стороны, теоретически бессмертны растения, размножающиеся вегетативно. Кто может сказать, сколько лет существует традесканция, высаженная в горшок черенком, отделённым от традесканции из другого дома, и та, в свою очередь, когда-то была черенком… Это всё один и тот же геном, один и тот же индивидуум, с генетической точки зрения. В центре пустыни Мохаве произрастает King Clone – клональная колония креозотового куста (Larrea tridentata), возраст которой оценивается в 11700 лет.
Наблюдения за гигантскими груперами (Epinephelus lanceolatus), длиной 2,5 м. и весом до 400 кг. (живут 100-120 лет) показали, что старые особи проигрывают конкуренцию молодым. Они менее поворотливы из-за огромных размеров, зачастую не имеют возможности спрятаться в пещеру. Но они не стареют. Они по-прежнему отлично видят малейшее шевеление усика креветки из-под дальнего камня. Они просто перерастают свою экологическую нишу.
Максимальная продолжительность жизни человека – 120 лет.
Теперь попробуем классифицировать современные теории старения. Во-первых, следует выделить 2 большие группы эволюционных теорий старения.
Весьма популярны ныне теории, связанные с т.н. лимитом (пределом) Хейфлика. Такова теломерная теория Оловникова. В соматических клетках с диплоидным набором хромосом размеры теломер (участков ДНК на концах хромосом) с каждым делением клетки сокращаются, по причине отсутствия фермента теломеразы в клетке. Когда теломеры станут достаточно коротки, ДНК-полимераза потеряет способность реплицировать концы молекулы ДНК. Включается процесс апоптоза – запрограммированного саморазрушения клетки. Так, предельное число делений для клеток человеческого организма – 52 деления.
Клетки, в которых функционирует теломераза – бессмертны. Таковыми являются половые и раковые клетки. Полагается, что теломераза исчезла в соматических клетках не случайно, а для подавления опухолеобразования.
Линия клеток HeLa из раковой опухоли шейки матки пациентки по имени Генриетта Лакс, умершей в 1951 г, считается бессмертной. В декабре 1960 года клетки HeLa первыми полетели в советском спутнике. В 1968 г. на борту советского космического аппарата «Зонд-5» они облетели вокруг Луны. Эти клетки эволюционировали за прошедшие годы. Иногда они способны заражать культуры других клеток. Лен Ван Вален описал эти клетки как новый вид организмов – Helacyton gartleri, впрочем, обычно биологи не относятся к последнему всерьёз.
Рассмотрим теперь теории, рассматривающие старение как следствие повреждения клеток. Это вторая группа теорий старения.
Действительно: в мире стареет всё. Изнашивается ботинок, точит вода камень, солнца превращаются в красные гиганты… Эта группа теорий старения рассматривает старение как результат отсутствия программы репарации и способна вызвать некоторый психологический дискомфорт. Ведь написать программу это совсем не то, что просто её удалить, не так ли?
Рассмотрим одну из таких теорий, т.н. теорию накопления мутаций. Согласно этой теории, предложенной Питером Медаваром в 1952 году, естественный отбор препятствует накоплению вредных мутаций, проявляющихся до возраста, достижение которого необходимо организму для реализации репродуктивных функций. Далее действие естественного отбора ослабевает, и накопившиеся вредные мутации, проявляющиеся после прохождения организмом репродуктивного цикла, обеспечивают феноменологию старения. Очевидно, что домовой мыши с быстрым метаболизмом, маленьким тельцем и быстрым репродуктивным циклом, долгая жизнь ни к чему, другое дело – огромный слон, которому необходимо выносить слонёнка. Не отвергая ценного наблюдения о существовании некоторой корреляции между длиной репродуктивного цикла и продолжительностью жизни, отметим, что на настоящий момент теория накопления мутаций остаётся гипотезой.
Гораздо ближе автору этих строк т.н. теория одноразовой сомы. Согласно этой теории, в процессе эволюции стоял вопрос об ограниченности ресурсов. Ресурсы могли быть потрачены на репарацию, а могли быть потрачены на другие функции. В итоге они были потрачены на репарацию (восстановление) ровно на столько, сколько необходимо для реализации репродуктивного цикла. Поскольку жизнь это эволюция нуклеиновых кислот… И природа любит оптимизацию: у полихет – множество параподий, у их потомков членистоногих число ног с повышением уровня организации сокращается. У речного рака 5 пар ходильных ног, у паука – 4, у насекомых – 3, а клопу водомерке для прыжков по воде достаточно 2 пары, 3-я пара передних лапок – специализирована. В целом, данный взгляд на эволюцию старения разделяется основной частью биологического сообщества.
Однако, эволюционные теории старения рассматривают этот процесс в самых общих чертах. Отдельной категорией следует отметить теории старения, рассматривающие конкретные механизмы старения. Одну такую теорию (связанную с пределом Хейфлика) мы уже рассмотрели. Другая подобная теория – свободнорадикальная теория старения. Она утверждает, что старение происходит из-за накопления в клетках повреждений, нанесённых свободными радикалами с течением времени. Свободными радикалами называются молекулы или атомы, содержащие один или несколько неспаренных электронов на внешнем электронном уровне. Очевидно, что в основе этой теории во многом лежит эмпирическое наблюдение: животные с интенсивным метаболизмом живут меньше, чем животные с медленным метаболизмом. Сравните землеройку и черепаху. Одна из модификаций свободнорадикальной теории – митохондриальная теория старения, отводящая ключевую роль в процессе таким органоидам клетки, как митохондрии. Вряд ли свободные радикалы являются единственной причиной старения, однако, не следует забывать, что данный подход предполагает возможность увеличения продолжительности жизни при соблюдении определённой диеты (низкокалорийной) и регулярных занятиях спортом.
Автор этих строк придерживается взгляда, что старение связано с множеством механизмов. По аналогии с ботинком: он стирается, и одновременно у него может отклеиваться подошва. Это т.н. системный подход к старению, разделяемый большинством биологов.
Человек мечтает о вечной молодости и бессмертии с тех пор, как осознал себя смертным. Николай Фёдоров, предтеча и вдохновитель Циолковского, мечтал о воскрешении в будущем всех, когда-либо живших, силами науки. Эта идея не так утопична, как может показаться на первый взгляд, если учесть, что человеческий разум трансформирует в природе всё, с чем не может смириться. Люди не могли смириться с тем, что не способны летать, и, в конце концов, создали летательные аппараты. Может ли человек смириться со смертью близких? Нет.
Однако, сейчас нас интересует лишь остановка старения: существует ли в природе радикальный механизм омоложения? Доктор биологических наук Николай Мушкамбаров считает, что таким механизмом является мейоз – процесс образования половых клеток, известный каждому из школьных учебников биологии.
И вот тут нам придётся вступить в область научной фантастики.
Механизм обнуления биологических часов существует, и этот механизм воспроизводится в процессе полового размножения. Однако, обновлённый организм отличается от исходных родительских, но главное – занимает отдельное, искривлённое по Вернадскому, пространство. Даже если мы говорим об эмбрионе в теле матери. Доктор Мушкамбаров рассуждает о возможности запустить необходимые для обновления процессы мейоза в соматических клетках, нужно только полностью определить гены, ответственные за разные аспекты мейоза. Конечно, Мушкамбаров, оговаривается, что пока речь идёт о фантастическом проекте.
Однажды я беседовал обо всём этом со специалистом по старению (на тот момент – кандидат наук, преподаватель МГУ). Он отвечал, что его мысли движутся в том же направлении.
Тут возникнет множество этических противоречий. Подобная власть над биологической природой означает утрату смысла не только для таких понятий как возраст, пол, раса, внешний облик (всё это окажется легко трансформируемым в течение жизни), но и для привычных нам всем свойств человеческого организма (вспомните зелёных человечков профессора Тырнова, или человека-амфибию Беляева). Да, это философия трансгуманизма. Не цифровой трансгуманизм (киборгизация или оцифровывание человека, что мне неприятно), но биологический. Однако, прежде чем пугаться, задумайтесь над тем, что трансгуманистические преобразования начинаются ещё тогда, когда первобытный человек впервые применил зубный протез. Вопрос лишь в мере…
Вдумайтесь, как мало живёт человек. Если вы увлекаетесь историей, палеонтологией, фантастикой, следите за политическими событиями, вам должно быть знакомо это чувство: вы никогда не узнаете, что будет через двести, тысячу лет… Не увидите смены формаций, не увидите новой, посткайнозойской эры… Не узнаете, есть ли жизнь в пределах иных звёздных систем. При том, что можете свободно перемещаться в воображении сквозь тысячелетия и эоны в прошлое. Доживём ли? Я считаю, что шанс дожить до ощутимого продления срока жизни у нас есть, а там глядишь, и. Конечно, увеличение численности населения предполагает освоение дальнего космоса.
Фридрих Энгельс полагал свободу осознанной необходимостью и говорил о скачке из царства необходимости в царство свободы. Именно о таком прыжке в царство биологической свободы, при условии познания биологических необходимостей, идёт речь. Ещё буддистские философы мечтали остановить колесо Сансары, бесконечный круговорот рождений, страданий и смертей. Жизнь в древней Индии была настолько тяжела, что эта остановка мнилась мрачным для современного человека способом: уходом в абсолютное небытиё. Когда я однажды впервые воспроизвёл биуретовую реакцию на белок в лаборатории, то вдруг осознал, что в этом и заключается конечный смысл науки биологии: остановить колесо, и каждая установленная учёными реакция, позволяющая идентифицировать те, или иные биологические молекулы, подобная этой, окрашивающей содержимое пробирки в лиловый цвет, каждая новая формула, приближает человечество к этому часу. Майский ветер с запахом пыльцы врывался в раскрытое окно, хотел бы я вновь пережить эту гамму чувств…
В заключение отмечу вот что. Рыночная экономика не заинтересована в индивидуальной эволюции и бессмертии каждого. Подобно тому, как биологическая эволюция заинтересована лишь в продлении рода, она заинтересована в умножении прибыли. Подумайте об этом.