роль практики в качестве вожатого рво в становлении профессиональных компетенций будущего педагога

Вожатская практика: цели и задачи

Вы будете перенаправлены на Автор24

Основы вожатой летней практики

Вожатая практика – это учебная практика, реализуемая для учащихся психолого-педагогических факультетов и ориентированная на применение теоретических знаний, усвоенных по определенному курсу в практической воспитательной деятельности.

Данная практика проводится на первом-втором курсе обучения студентов. Она проходит в течение месяца. Практиканты выполняют функциональные обязанности вожатых в лагерях, отрабатывая свои теоретические знания по педагогике и психологии.

Вожатская практика реализуется в период летних каникул детей. Они отправляются в лагеря, деятельность которых ориентирована на оздоровление организма, воспитание различных сторон личности и организацию рационального и продуктивного досуга учащихся в период отсутствия учебных занятий.

В основе вожатой практике лежит необходимость формирования у студентов компетенций, которые позволяют им выполнять продуктивные виды педагогической деятельности в детских лагерях. Это формирует навыки теоретической и практической деятельности, знакомит с работой вожатого лагеря и формирует представления будущих профессионалов о своей деятельности, о реальном воспитательном процессе с разными возрастными категориями учащихся.

Вожатская практика требует от учащихся следующих знаний, навыков и направлений деятельности, формируемых в ходе ее прохождения:

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Требования к плану вожатого. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Данные основы практики определяют ее целевое назначение и содержание деятельности практиканта.

Целевое назначение вожатской практики

Целевым назначением летней вожатской практики является практическая реализация студентами психолого-педагогических факультетов своих теоретических знаний в специальных заведениях, ориентированных на отдых и развитие, проведение активного досуга учащихся, где они решают разнообразные образовательные и воспитательные задачи, учатся строить коммуникативное взаимодействие с учащимися.

Данная практика необходима для подготовки будущего профессионала к реальной педагогической деятельности. Она реализуются в условиях решения реальных учебно-воспитательных проблем и помогает внедрить их в педагогический процесс.

В ходе практики студенты овладевают основами применения научно-методической литературы, использования технических средств в воспитательном процессе, но самое главное, происходит освоение особенностей педагогического процесса в условиях летнего досугового времяпрепровождения учащихся.

Исходя из целевого назначения вожатской практики, она ориентирована решение следующих задач:

Решение данных задач представляется студентом в виде отчета по практике. Он включает в себя направления деятельности вожатого, содержание его работы и итоги реализации различных мероприятий по воспитанию и развитию детей, находящихся в летнем лагере в течение определенного временного периода. Как правило, практика охватывает один летний месяц.

В отчете по практике ставятся комментарии руководителя практики и его мнение по поводу успехов деятельности студента и развитых у него компетентностей в ходе прохождения практики вожатого.

Источник

Роль педагогической практики в формировании профессиональной компетентности будущего учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

канд. пед. наук, доцент

ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Приднестровье, г. Тирасполь

канд. пед. наук, доцент

ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Приднестровье, г. Тирасполь

Роль педагогической практики в формировании

профессиональной компетентности будущего учителя

Аннотация: В статье анализируется проблема повышения роли педагогической практики в формировании компетентности будущего учителя. Предлагается при подготовке и проведении студентами уроков в школе сосредоточить внимание на освоение образовательно-воспитательных методик развития памяти и мышления, культуры общения и организации совместной работы учащихся в классе.

Ключевые слова : педагогическая практика, профессиональная компетентность.

В условиях модернизации высшего педагогического образования педагогическая практика становится важным компонентом формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы. Анализ исследований и публикаций среди множества уже разработанных подходов к пониманию профессиональной компетентности свидетельствует о том, что теоретически наиболее емким и практически значимым является личностно-деятельностный подход (М.Б. Есаулова, О.А. Козырева, И.А. Колесникова, Н.А. Морева). Компетентность учителя определяется уровнем развития и адекватности его личных качеств своей профессиональной деятельности, наличием глубокой ценностной ориентации и мотивации в постоянном совершенствовании своего педагогического мастерства, умением самореализоваться в учебно-воспитательном процессе, постоянно рефлексировать и самокритично оценивать свой вклад, в образование и воспитание подрастающего поколения.

Успешно решать такие задачи может учитель, который сам обладает высокой профессиональной компетентностью, включающей когнитивный, коммуникативно-технологический и конативный компоненты личностно-деятельностных характеристик.

Когнитивный компонент представляет собой своеобразный психологический механизм личности (способность разума), обеспечивающий восприятие, хранение, обработку (включая продуцирование и использование информации). Содержание сведений, необходимых для педагогической деятельности, определяется просто: «учитель должен знать свой предмет, педагогику, психологию, педагогическую этику и другое». Любая диагностическая процедура, позволяющая судить об уровне сформированности этого компонента, предполагает оценку информации, воспроизводимой субъектом педагогической деятельности (устного ответа на квалификационном экзамене, доклада на методическом семинаре, статьи, и т.д.).

Коммуникативно-технологический компонент – это своеобразный психологический ансамбль практических умений и навыков учителя, проявляющихся (приобретаемых, совершенствующихся, утрачиваемых) в рамках педагогической деятельности. Учитель должен владеть навыками, приемами и методами самообразования, дидактического проектирования, предъявления учебной информации, организации образовательной среды.

Основной смысл – в приобретении учащимся образования в личностно-значимой области (теме), создании учеником своих личностно-значимых продуктов: внутренних – развитие личностных познавательных, творческих, оргдеятельностных качеств) и внешних – создание своих сочинений, выдвижение гипотез, проведение эксперимента/ исследования и его продукт, составление концепций, понятий и т.п. и дальнейшее сравнение их с существующими культурно-историческими аналогами.

Студент, обучающийся в вузе по этой методике, будет и в своей педагогической практике в школе, и в дальнейшей работе с учащимися компетентно применять эти принципы. В связи с этим мы реорганизуем педагогическую практику студентов по трем основным модулям: 1) развитие когнитивного компонента личности будущего учителя; 2) совершенствование коммуникативно-технологического компонента профессиональной компетентности; 3) выработка личных и деловых качеств конативного компонента педагогической компетентности.

В соответствии с этим каждый выход студентов на практику в школу обеспечивается рабочим планом, в котором предусматривается определение и решение конкретной учебно-профессиональной задачи по соответствующему модулю. При этом контроль за качеством прохождения практики приобретает более целенаправленный, чем прежде, характер (по определенным модулям).

По модулю «конативный компонент компетентности учителя» в процессе организации практики предусматривается включение студентами в планы проведения своих уроков учебно-профессиональных задач по овладению приемами укрепления у школьников учебной дисциплины, методами управления классом и организации совместной работы учащихся на уроках, проведения культурно-массовой работы с детьми, использования информационных технологий в учебном процессе, методики аутогенной тренировки для повышения работоспособности и снятия утомления учащихся.

Таким образом, планирование, организация практики студентов в школе и контроль за качеством ее прохождения с учетом решения учебно-профессиональных задач, направленных на развитие педагогической компетентности по ее основным компонентам (когнитивному, коммуникативно-технологическому и конативному) расширяет возможности освоения будущими учителями современных методов повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Этому способствует конкретизация внимания практикантов в процессе подготовки и проведения каждого урока на отдельных образовательных целях: развития памяти и мышления, формирования культуры общения, совместной работы и межличностных отношений учащихся в классе, что в конечном счете, позволяет практиканту не ограничиваться передачей учебной информации учащимся, а использовать ее разносторонне в образовательно-воспитательных целях в соответствии с основными компонентами педагогической компетентности.

1. Добудько Т.В., Бурцев Н.П., Профессиональная компетентность учителя в условиях информатизации образования: структурно-функциональная модель /Т.В. Добудько, Н.П. Бурцев// Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 8. http://teoria-practica.ru/ru/ Дата обращения: 15.06.2017г.

4. Организация педагогиченской практики в начальных классах: Под. ред. П.Е. Решетникова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 320с.

Источник

Формирование профессиональных компетенций вожатого детского оздоровительного лагеря

роль практики в качестве вожатого рво в становлении профессиональных компетенций будущего педагога. Смотреть фото роль практики в качестве вожатого рво в становлении профессиональных компетенций будущего педагога. Смотреть картинку роль практики в качестве вожатого рво в становлении профессиональных компетенций будущего педагога. Картинка про роль практики в качестве вожатого рво в становлении профессиональных компетенций будущего педагога. Фото роль практики в качестве вожатого рво в становлении профессиональных компетенций будущего педагога

Формирование профессиональных компетенций вожатого детского оздоровительного лагеря

студентка 1 курса магистратуры

направления подготовки психолого-педагогическое образование, магистерская программа «Психология и педагогика воспитания» НГПУ,

методист МКУ ГКЦ «СОЛО»

Работа детских оздоровительных лагерей требует достаточно большого количества людей, которым в течение короткой смены необходимо организовать детский коллектив и работать с ним. Желание потенциальных вожатых работать с детьми часто сочетается с низким уровнем компетентности или вовсе отсутствием у них необходимой подготовки, что создает значительные сложности в организации качественной работы педагогического персонала детских оздоровительных лагерей.

Сегодня существенно изменился социальный заказ и ожидания основных участников образовательного процесса (частью которых являются детские загородные лагеря) к специалистам, которые там работают.

Есть свои представления о том, каким должен быть вожатый, какими личностными и профессиональными компетенциями он должен обладать и у детей, приезжающих в лагерь. Ни для кого не секрет, что ребенок едет в лагерь, в первую очередь, к своим вожатым, и возвращение детей в лагерь, связано с тем, насколько вожатые отвечают потребностям детей.

Есть свои представления о том, каким должен быть вожатый и у родителей, покупающих путевку и отправляющих своего ребенка в лагерь. Отправляя ребенка в школу, у родителей есть возможность встречаться со школьными учителями, задавать им вопросы, наблюдать за стилем их общения с ребенком и за его реакцией, то есть у родителей есть возможность непосредственно общаться с человеком, работающим с их ребенком. Но когда родители отправляют ребенка в лагерь, они часто не встречаются с людьми, которые фактически заменяют их на это время. Каким вожатым готовы доверить своего ребенка родители?

А еще есть представление об этой профессионально-педагогической деятельности и у самих студентов, которые так активно едут работать вожатыми.

Очевидно, что круг обязанностей вожатого современных детских оздоровительных лагерей стал шире, требования, которые предъявляются к его профессиональным и личностным компетенциям, также изменились. Сегодня вожатому необходимы не только педагогические и психологические, но и социально-педагогические знания и умения для того, чтобы в полной мере использовать возможности детского оздоровительного лагеря для обеспечения развития детей и их полноценного отдыха в каникулярное время, а это требует изменения и в системе подготовки вожатых.

Круг обязанностей вожатого современных детских оздоровительных лагерей стал шире, требования, которые предъявляются к его профессиональным и личностным компетенциям также существенно изменились. Всё это требует определенного набора профессиональных компетенций и современной содержательно-технологической системы их формирования.

Проведенный нами анализ психолого-педагогической и нормативно-правовой литературы позволил выделить два ключевых понятия: «компетенция» и «компетентность». Разделяя позицию мы под компетенцией понимаем круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом, компетентность же – это обладание субъектом соответствующими знаниями и способностями, позволяющими человеку обоснованно судить об определенной области и эффективно в ней действовать.

Изучая сущность понятия профессиональные компетенции вожатого загородного детского оздоровительного лагеря, мы сделали следующие выводы.

Во-первых, обращение к компетентностному подходу как фундаментальной основе подготовки будущих педагогов основывается на понимании того, что прогресс человечества зависит не столько от экономического роста, сколько от уровня развития личности, что предполагает переход от классического понятия «человеческие ресурсы» к концепции «компетентности человека». Это означает, что на первый план выходит не только то, что знает специалист, но и то, что он умеет делать или осуществлять как специалист и профессионал.

Во-вторых, исходя из компетенций, перечисленных в нормативных документах и представленных, в рассматриваемых нами педагогических подходах, мы выделили те компоненты, которые входят в профессиональные компетенции, необходимы в работе вожатому детского лагеря. Это когнитивный (теоритический) компонент, личностный и технологический.

В-третьих, профессиональную компетентность вожатого детского загородного лагеря мы вслед за рассматриваем как профессионально-личностную характеристику, отражающую готовность и способность вожатого выполнять социально-педагогические функции, направленные на раскрытие внутренних возможностей воспитанников; использование ресурсов социокультурной среды и личностных ресурсов каждого ребенка с целью достижения позитивных результатов в его развитии и воспитании; стремление осваивать и расширять ролевой репертуар профессии; эффективно решать проблемные ситуации, принимать решения и отвечать за их последствия, иными словами как готовность и способность к осуществлению успешной социально- педагогической деятельности в лагере.

Решая вторую задачу выпускной квалификационной работы, мы анализировали опыт подготовки вожатых к деятельности в детском загородном лагере в теории и практике педагогики. Проведенный анализ теоретической литературы позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Большинство ученых склонны рассматривать детский лагерь как своеобразную воспитательную систему, которая с одной стороны унаследовала лучшие традиции деятельности пионерских лагерей, а с другой стороны расширила специфику их деятельности.

3. Специфика детского лагеря направлена на учет возрастных, индивидуальных особенностей детей и подростков, поэтому здесь должна быть и своеобразная позиция педагога. Неформальные отношения доверительности и тесного сотрудничества позволяют обеспечить гармонию личной и социальной ориентации. Все это осуществляется вожатым в специфических условиях детского оздоровительного лагеря, которые характеризуются интенсивностью процессов общения, многообразием и вариативностью взаимодействия с другими людьми, высокой эмоциональностью, автономностью существования, сборностью состава членов сообщества детей и взрослых, кратковременностью его существования.

4. Многое из опыта подготовки вожатых советского периода не утратило свою актуальность и в современной ситуации: интерактивное обучение, соединение теоретического и практического обучения, отработка и проигрывание различных методик.

Педагогические же условия, при которых процесс формирования профессиональной компетенции вожатого детского оздоровительного лагеря будет успешным в современной ситуации, нами выделены следующие:

— подготовка вожатых с опорой на современные тенденции и требования, предъявляемые к вожатому в контексте компетентностной модели;

— актуализация личностного опыта вожатого и имеющегося уровня профессиональной подготовки, как в процессе подготовки, так и при осуществлении деятельности в лагере;

— процесс подготовки носит практико-ориентированный характер.

Для определения консолидированного мнения о профессиональной компетенции вожатого детского загородного лагеря нами было проведено исследование в форме общественно-профессиональной экспертизы основных групп компетенций. Исследование представляло собой перевод участников в позицию экспертов и заполнение ими протокола экспертного заключения, содержащего критерий факта (востребована или нет данная компетенция) и критерий уровня (насколько по четырехбальной шкале данная компетенция востребована). Исследование представляло собой случайную выборку респондентов-экспертов, анонимно по трем ключевым группам:

· Дети, отдыхающие в ДОЛ «Дзержинец» летом 2011 года;

· Родители детей, отдыхающие в ДОЛ «Дзержинец» летом 2011 года;

· Слушатели курса Школы Подготовки Вожатых ДОЛ «Дзержинец».

Протоколы экспертных заключений по каждой группе были обработаны с использованием математических способов подсчета и сведены в единую схему.

Результаты по каждой изучаемой группе получились следующие:

Первая группа «Дети». Участниками исследования стали дети среднего и старшего возраста — творческое задание: эссе на тему «Мой идеальный вожатый», «Вожатый — это. ». В ходе написанных эссе были выявлены компетенции вожатого, выделенные детьми (Таблица 1).

Общие и профессиональные компетенции вожатого ДОЛ,

выделенные группой «Дети»

Выделенные характеристики и компетенции

Частота упоминания качества

Изречения «Идеальный вожатый должен быть. »

Весёлый, улыбчивый, позитивный, прикольный, креативный, клёвый

«Чтобы был добрый, не злой, не ругался на детей»

«Может понять ребенка без слов, по глазам, с полуслова, ему можно доверять. »

«Вожатый должен любить детей, быть заботливым, внимательным и чутким»

Высокий уровень образования

«Должен быть умным, образованным, интеллигентным, знать много интеллектуальных игр»

«Общительный, отзывчивый, активный, открытый»

«Он должен поддерживать в трудную минуту, помогать решать проблемы, всегда быть рядом с нами»

Культура внешнего вида

«Красивый. Аккуратный, следить за своей одеждой, одеваться как другие вожатые»

«Энергичный, бодрый, заниматься спортом, должен быть сильным, чтобы защищать нас»

Обладание педагогическим тактом

«Обязательно должен быть честным и справедливым, в меру строгим, но много не ругать детей» «Не выделять любимчиков»

«Ко всем должен относиться одинаково, любить всех нас»

«Наставник, учи, должен заменять близких людей и родителей в течении смены (4), стать настоящим другом (5)»

«Должен быть терпеливым, чтобы терпеть наше баловство, сильно не ругаться»

«Обязательно должен быть ответственным»

«Вежливый, умеет красиво говорить и рассказывать»

Здоровый образ жизни

«Чтобы не курил, не пил, не матерился, не имел никаких вредных привычек»

«Вожатые — это тоже дети, в лагере они должны быть детьми, чтобы лучше нас понимать»

«Должен любить свою работу, быть трудолюбивым»

«Настоящий вожатый должен быть уверенным в себе человеком»

Для большинства респондентов важными качествами вожатого стали личностные качества такие как оптимизм, доброта, уверенность, эмпатия, любовь к детям. Это дети разных возрастов, из разных отрядов, многие в лагере не первый раз, другие же впервые отдыхают в ДОЛ. Такие характеристики как друг, наставник, учитель, родитель отмечали дети возрастной группы 14-16 лет, младшими (11-13 лет) в основном были выделены внешние (культурные) качества, такие как культура речи и внешний вид, красота.

Конечно, главными в лагере являются дети и самый крупный социальный заказ делают именно они, порой даже не догадываясь об этом. Задача вожатого в период летней смены отвечать требованиям ребенка, это необходимо не только для эффективного отдыха детей, но и для успешной работы лагеря в целом.

Вторая группа «Родители». Участниками исследования стали родители, чьи дети отдыхали в ДОЛ «Дзержинец» в период второй летней смены. Нами был проведен дифференцированный опрос «Идеальный вожатый».

Общие и профессиональные компетенции вожатого ДОЛ,

Источник

Формирование профессионально значимых качеств будущих учителей и воспитателей в процессе летней педагогической практики

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Постольская Е.В., заместитель директора

по воспитательной работе, преподаватель

Формирование профессионально значимых качеств будущих учителей и воспитателей в процессе летней педагогической практики

Необходимость более качественной профессиональной подготовки педагогов, поиск наиболее эффективных путей организации летней педагогической практики и проведенный в связи с этим анализ актуализировал проблему поиска и выбора оптимальных путей формирования профессионально значимых качеств будущих учителей и воспитателей в процессе летней педагогической практики.

Продолжительность, интенсивность и другие особенности работы студентов-практикантов позволяют говорить о значительном потенциале данного вида педагогической практики для осуществления качественных изменений в уровне готовности студента к ведению своей профессиональной деятельности.

В Севастопольском педагогическом колледже имени П.К. Менькова большое внимание уделяется вопросу формирования и развития качеств педагога, которые позволят ему квалифицированно осуществлять педагогическую деятельность. Были выявлены профессионально значимые качества будущих педагогов, которые подлежат формированию в процессе летней педпрактики:

Основное противоречие, выявленное во время практики, заключалось в востребованности и необходимости реализации научно обоснованной программы формирования профессионально значимых качеств будущих педагогов в процессе летней педагогической практики, с одной стороны, и в недостаточной разработанности научных основ и средств обеспечения данного процесса, с другой.

Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по вопросам организации отдыха и оздоровления детей (Пр.-1300 от 06 июля 2016 года), а также в целях реализации Примерного положения об организации отдыха детей и их оздоровления сезонного действия или круглогодичного действия, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 13.07.2017 года № 656, в Севастопольском педагогическом колледже имени П.К. Менькова приказом от 13.06.2017 года № 94-к действующая Школа вожатых была преобразована в Центр подготовки вожатых, на базе которого по дополнительной образовательной программе «Школа вожатых» (курс рассчитан на 36 часов лекционно-практических занятий, из них- 18 лекций и 18 практических) прошло обучение 42 представителя студенческого педагогического отряда Колледжа.

Практическая реализация данной программы показала:

летняя педагогическая практика будущих учителей и воспитателей должна быть направлена на формирование их профессионально значимых качеств;

при организации подготовительного, основного и заключительного этапов летней педагогической практики на основе личностно ориентированного подхода и при последовательной реализации будущим педагогом мотивационно-ценностного, ориентационно-целевого, содержательно-гностического, операционно-деятельностного, организационно-коммуникативного и рефлексивно-оценочного компонентов деятельности на каждом из выделенных этапов повысился уровень сформированности профессионально значимых качеств будущего учителя и воспитателя, которые проявляются в повседневной педагогической деятельности;

результативность процесса летней педагогической практики для формирования профессионально значимых качеств будущих педагогов, предполагает сочетание следующих педагогических условий:

а) формирование знаний и умений будущего учителя и воспитателя, обеспечивающих успешность его педагогической деятельности в конкретной смене в детском лагере;

б) организацию кураторского сопровождения деятельности 107 студентов-практикантов педагогами Колледжа и 2 летних оздоровительных лагерей – «Ласпи» и «Чайка»;

в) личностно ориентированный характер педагогического процесса, повышающий мотивацию и обеспечивающий самореализацию студентов при выполнении индивидуальной программы педагогической деятельности.

Выбор в процессе подготовки вожатых подходов системного, личностно ориентированного и деятельностного обусловлен спецификой летней педагогической практики.

Системный подход позволил представить весь процесс летней педагогической практики в виде целенаправленной системы, в которой каждый элемент содействовал формированию профессионально значимых качеств будущих педагогов, и дал возможность более четко смоделировать данный процесс.

Личностно ориентированный подход способствовал повышению эффективности проводимой работы через использование индивидуальных особенностей студентов, его интересов и склонностей, позволил обеспечить самостоятельность деятельности и свободу ее выбора.

Деятельностный подход явился неотъемлемой частью обучения вожатых, поскольку именно активная самостоятельная деятельность субъектов образовательного процесса в наибольшей степени способствует повышению их индивидуальных характеристик.

На основе перечисленных подходов кафедрой профессионального образования Колледжа была разработана структурно-функциональная модель формирования профессионально значимых качеств будущих учителей и воспитателей в процессе летней педагогической практики и определены педагогические условия формирования этих качеств, а именно:

формирование знаний и умений будущего учителя и воспитателя, обеспечивающих успешность его педагогической деятельности в конкретной смене в детском лагере;

организация кураторского сопровождения деятельности студента-практиканта педагогами Колледжа и лагеря;

личностно ориентированный характер педагогического процесса, повышающий мотивацию и обеспечивающий самореализацию студентов при выполнении индивидуальной программы педагогической деятельности.

Проведенный анализ позволил Колледжу представить летнюю педагогическую практику в виде непрерывного процесса, в котором каждая из трех стадий является логическим продолжением предыдущей, а деятельность, осуществляемая студентами на этих этапах, может быть представлена в виде мотивационно-ценностного, ориентационно-целевого, содержательно-гностического, операционно-деятельностного, организационно-коммуникативного и рефлексивно-оценочного компонентов.

Мониторинг эффективности летней педагогической практики позволил сделать следующие выводы:

1. Проблема определения путей формирования профессионально значимых качеств будущих педагогов в процессе летней педагогической практики является актуальной, что обусловлено потребностью общества и государства в подготовке высокопрофессиональных учителей и воспитателей, которые смогут квалифицированно осуществлять педагогическую деятельность в современных условиях, и недостаточной теоретико-методической разработанностью системы летней педагогической практики как средства формирования профессионально значимых качеств педагогов.

2. Проведенный анализ позволил определить существующие проблемы, которые не позволяют полно использовать потенциал летней педпрактики для подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, и предложить пути их решения.

3. Колледжем предложена интерпретация понятия «формирование профессионально значимых качеств будущего учителя и воспитателя», под которым понимается целенаправленный, происходящий в активном взаимодействии с педагогами и детьми процесс позитивных изменений в личностных и профессиональных свойствах будущего педагога, необходимых для успешного осуществления педагогической деятельности и проявляющихся в ней.

4. Колледжем дана трактовка понятия «педагогическая поддержка будущих педагогов в детском лагере», под которой понимается такая совместная продуктивная деятельность педагогов детского лагеря и будущих учителей и воспитателей, которая направлена на их самореализацию, дает возможность для самостоятельного принятия решений и стимулирует его, позволяет оказывать превентивную и оперативную помощь студентам в решении их индивидуальных проблем, связанных с их педагогической деятельностью и общением.

5. На основе личностно ориентированного подхода разработана, научно обоснована и практически проверена структурно-функциональная модель формирования профессионально значимых качеств будущих педагогов в процессе летней педпрактики, реализуемая в комплексе педагогических условий, направленных на формирование этих качеств.

6. Выделен комплекс педагогических условий, способствующих формированию профессионально значимых качеств педагогов в процессе летней педагогической практики:

а) формирование знаний и умений будущего педагога, обеспечивающих успешность его педагогической деятельности в рамках определенной лагерной смены, что особенно важно на этапе подготовки к практике; выявлена зависимость формирования качеств педагогов от степени овладения знаниями и умениями профессиональной деятельности;

б) организация кураторского сопровождения деятельности студента педагогами, которое направлено в первую очередь на формирование профессионально значимых качеств будущего учителя и воспитателя, и построено на основе субъект-субъектных отношений, создания условий для самостоятельной деятельности студента и обеспечения его педагогической поддержки на всем протяжении летней педагогической практики;

в) личностно ориентированный характер педагогического процесса, повышающий мотивацию студентов к педагогической деятельности и обеспечивающий их самореализацию.

7. В Колледже разработано и утверждено Положение о Школе вожатых, в соответствии с которым осуществляется подготовка студентов к летней педагогической практике.

Проведенный мониторинг показал большие возможности для изучения проблемы исследования по различным направлениям, таким как:

определение возможностей других видов педагогической практики для формирования профессионально значимых качеств;

разработка путей совершенствования подготовки руководящих кадров для детских лагерей;

реализация содержания образования в каникулярной среде и ряд других.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *