роль наставника в дуальном обучении

Статья Подготовка наставников предприятий к организации практического обучения студентов в условиях внедрения элементов дуального обучения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ПОДГОТОВКА НАСТАВНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье представлен опыт подготовки наставников от предприятия для студентов-дуальщиков.

Компетенстностный подход в образовании, практико-ориентированный характер обучения, наставник, дуальное обучение.

Значимой задачей считаю развитие

Сегодня важнейшим конкурентным

преимуществом являются знания, технологии,

компетенции. Это ключ к настоящему

прорыву, к повышению качества жизни.

Подготовка квалифицированных кадров и развитие человеческих ресурсов имеют ключевое значение для подъема экономики России и вхождения ее в мировое экономическое пространство. Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к качеству рабочей силы, ее образовательному, профессиональному и квалификационному уровню, степени ее социальной мобильности, профессионализму. Обеспечение кадрами отраслей экономики в настоящее время становится одной из важнейших социально-трудовых проблем субъектов Федерации.

Высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена – это наиболее значительный сегмент производительных сил общества, поэтому необходим переход учреждений среднего профессионального образования на инновационный путь развития, позволяющий обеспечить повышение качества подготовки выпускников.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года, среднее профессиональное образование опирается на компетентностный подход в обучении и направлено на укрепление связи образовательных учреждений с производством.

Компетентностный подход – это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Образовательный результат в контексте Болонского процесса должен быть представлен «профессиональной подготовленностью выпускника к рынку труда», который понимается как «использование совокупности знаний, умений, компетенций, а также личностных характеристик для успешного роста выпускников высших учебных заведений в выбранной профессии и для расширения перспектив их трудоустройства, в чем заинтересованы как сами выпускники, так и общество, экономика в целом и работодатели, в частности». [2]

Поэтому одной из главных задач реформ профессионального образования становится усиление связи обучения с трудовой деятельностью, что соответствует практико-ориентированному характеру обучения. При такой организации учебного процесса особую актуальность приобретает задача обеспечения студента в ходе практического обучения наставником, целью которого являются создание практико-ориентированной среды для обучения, формирование и оценивание компетенций студентов, организация его самостоятельной работы; разработка индивидуальных образовательных траекторий для студентов.

Школа наставничества в России прошла несколько этапов развития. Как показывает ретроспективный анализ исторического развития наставничества в период с 30-х по 90-е годы прошлого столетия была целая налаженная система, направленная на формирование трудового воспитания молодёжи, как трудового класса.

В диссертационных исследованиях и научной литературе дается разные дефиниции понятия наставничества. В своем исследовании Е.А. Дудина рассматривает наставничество как двусторонний, взаимонаправленный процесс [1, с.27]. Как «процесс совершенствования знаний, умений и компетенций» обозначает и исследователь А.Р. Мусалимова [3, с.100]. В своей статье А.В. Патрушев наставничество определяет, как тип подготовки к работе наставляемого с поддержкой работника, ответственного за него [4, с.27]. В статье «Эффективное наставничество» представлено определение «наставничество – это обучение на рабочем месте, основной целью которого является оперативное вовлечение новых сотрудников в выполнение должностных обязанностей и деятельность организации» [7].

Таким образом, наставничество – это процесс взаимодействия наставника с наставляемым, направленный на передачу знаний и умений профессиональной сферы деятельности, формирования корпоративной культуры предприятия.

Необходимо отметить, что наставниками студентов в практико-ориентированном обучении могут и должны быть не только специалисты-производственники «серебряного возраста», имеющие большой опыт работы, но и молодые специалисты, недавно вышедшие из среды стажеров, способные генерировать новые идеи, обладающие принципиально иным, «свежим» взглядом на решение производственных и организаторских задач, в том числе и наставничество; а наставникам, в свою очередь, необходим опыт закрепления полученных знаний, передача которых студентам колледжей в условиях практико-ориентированного обучения будет способствовать приобретению корпоративной ответственности с постепенным формированием чувства собственной значимости и осознанием собственной роли в решении задач предприятия.

Значимым в этом случае является и принадлежность субъектов наставнической деятельности (наставника, студента колледжа, мастера производственного обучения) к одному информационному потоку, что становиться возможным при обучении наставников в формате тренинга совместно с мастерами производственного обучения на базе ПОО (преподавателями в данном случае выступают сотрудники образовательной организации), а также обучение наставников с использованием дистанционных технологий, что дает возможность приобретения необходимых навыков и компетенций без отрыва от производства.

Особого внимания заслуживает наличие профессионально значимых личностных качеств, педагогических способностей, опыта педагогического общения, педагогического такта, педагогического целеполагания, педагогического мышления, которые необходимы наставнику для осуществления воспитательной деятельности.

Важным является и тот факт, что дополнительное обучение и участие в наставнической деятельности способствуют не только подготовке новых кадров для предприятия, но и развивают самих сотрудников производства в личностными профессиональном контексте, усиливают их мотивацию к профессиональной деятельности, формируют корпоративную культуру предприятия.

Слушатели курсов, будущие наставники от производства, в учебном центре «Наставник» знакомятся с особенностями учебного процесса в условиях реализации системы дуального обучения, социально-психологическими особенностями обучающихся, особенностями педагогической деятельности.

Источник

Подготовка наставников предприятий к организации практического обучения студентов в условиях дуального образования

Миниахметова Оксана Викторовна
аспирант кафедры психологии и педагогики, ФГОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь, miniahmetovaov@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме подготовки наставников на производстве для обучения студентов в условиях дуального образования. Обосновывается роль и основные задачи наставника на предприятии. Раскрывается процесс подготовки наставников практического обучения в условиях дуального образования.
Ключевые слова: наставник, практическое обучение, дуальное образование, функции, процесс подготовки наставников

Preparation of enterprises mentors for the organization of students’ practical training in a dual education system

Miniakhmetova Oksana Viktorovna
postgraduate student of chair for psychology and pedagogy Federal State Educational Institution of Higher Education “Perm State Humanitarian Pedagogical University», Perm

Abstract: The article is devoted to a current problem of enterprises mentors preparation for students training in a dual education system. The role and main tasks of a mentor in an enterprise are substantiated. The preparation process of practical training mentors in the dual education system is revealed.
Keywords: mentor, practical training, dual education system, functions, preparation process of mentors

Одной из главных задач модернизации системы профессионального образования является усиление роли практической деятельности в образовательном процессе. Для решения этой задачи был запущен федеральный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» (2013-2016 гг.). В рамках реализации проекта были внесены изменения в содержание образовательных стандартов среднего профессионального образования в части увеличения количества часов на практическую часть, в том числе и на практическое обучение. При дуальном обучении одним из механизмов его реализации является наставничество сотрудников предприятия над студентами профессиональной школы.

Школа наставничества в России прошла несколько этапов развития. Как показывает ретроспективный анализ исторического развития наставничества в период с 30-х по 90-е годы прошлого столетия была целая налаженная система, направленная на формирование трудового воспитания молодёжи, как трудового класса. В настоящее же время идет процесс возрождения системы наставничества, но акцент делается на личность, его адаптацию в новых условиях, его формирование профессиональных, индивидуальных качеств, формированию корпоративной культуры, которые способствуют развитию предприятий в целом.

Поэтому задачами наставничества на предприятии являются:

В связи с этим возникают вопросы по выбору сотрудников предприятия, которые являются не только профессионалами в своей сфере, но и обладают личностными качествами, позволяющими найти подход к каждому наставляемому, уметь доступно объяснять все производственные процессы, знакомить с новым оборудованием, а также давать оценку выполняемой работе.

В диссертационных исследованиях и научной литературе дается разные дефиниции понятия наставничества. В своем исследовании Е.А. Дудина рассматривает наставничество как двусторонний, взаимонаправленный процесс [1, с.27]. Как «процесс совершенствования знаний, умений и компетенций» обозначает и исследователь А.Р. Мусалимова [3, с.100]. В своей статье А.В. Патрушев наставничество определяет, как тип подготовки к работе наставляемого с поддержкой работника, ответственного за него [4, с.27]. В статье «Эффективное наставничество» представлено определение «наставничество – это обучение на рабочем месте, основной целью которого является оперативное вовлечение новых сотрудников в выполнение должностных обязанностей и деятельность организации» [7]. Соответственно можно сделать вывод, что наставничество – это процесс взаимодействия наставника с наставляемым, направленный на передачу знаний и умений профессиональной сферы деятельности, формирования корпоративной культуры предприятия. При этом роль наставника на предприятиях может отличаться друг от друга: тьютор, коуч, ментор, которая основана на оценке профессионализма [6].

В образовательных организациях среднего профессионального образования разработана нормативная база по организации дуального обучения в учебном процессе, в том числе положение о наставничестве. Положение предусматривает механизмы подготовки наставников практического обучения. Это и проведение семинаров, тренингов, индивидуальных консультаций образовательными организациями. Одним из эффективных механизмов являются курсы повышения квалификации, которые рассматривают вопросы подготовки наставников (руководителей практики от предприятия). Слушатели курса знакомятся с особенностями учебного процесса в условиях реализации системы дуального обучения, социально-психологическими особенностями обучающихся, особенностями педагогической деятельности [2].

В результате освоения программы наставник должен уметь:

В целом процесс подготовки наставника от предприятия в условиях дуального образования представлен в таблице 1.

Таблица 1. Процесс подготовки наставника от предприятия

Образовательная организация

Предприятие

Методы, мероприятия

Определение профессиональных компетенций и личностных качеств наставника

Источник

Статьяна тему: РЕАЛИЗАЦИЯ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

РЕАЛИЗАЦИЯ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Страхова Наталья Александровна,

ГБПОУ ВО «БТПИТ», старший методист,

Дуальное обучение, о котором в последнее время так много говорится, отнюдь не является инновационным продуктом последнего времени, но достаточно активно в настоящее время применяется в среднем профессиональном образовании, так как имеет много положительных сторон для подготовки высококвалифицированных кадров, соответствующих современным требованиям и требованиям работодателя.

Дуальная система основана на тесном взаимодействии образовательных организаций и предприятий, при этом первые отвечают за теоретическую подготовку обучающихся, а вторые— за практическую составляющую учебного процесса. Разделение ответственности уже как бы закреплено. Однако важно объединить и первых и вторых в части ответственности за конечный результат.

Дуальная модель, выбранная для организации обучения студентов специальности Дошкольное образование, которая сейчас реализуется на первом курсе, порождает все новые и новые вопросы и направления рассмотрения применения такой модели для повышения эффективности обучения в свете современных реалий в профессиональном и дошкольном образовании.

Цель выбора дуальной модели подготовки кадров по специальности Дошкольное образование очевидна, так как в условиях разнообразия технологий, подходов к организации дошкольного образования в каждом конкретном детском саду, преподаватели техникума не могут ограничиваться лишь собственными ресурсами при реализации ППССЗ, а суть дуальной модели дает профессиональному образованию возможности расширения ресурсов.

Дошкольные образовательные организации, работая в инновационном режиме, формируют уникальный опыт организации педагогического процесса в соответствии с ФГОС ДО. Педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений Борисоглебского городского округа и Воронежской области имеют большой потенциал для постоянного развития. В связи с этим практическая составляющая подготовки педагогов в области дошкольного образования постоянно изменяется. Теоретический материал, который осваивают обучающиеся в техникуме, должен находить практическое применение и быть тесно взаимосвязан с жизнью, с практиками реальных дошкольных образовательных организаций.

Достижение целостности и гармонизации профессиональной подготовки в условиях эффективного взаимодействия педагогов техникума и представителей работодателей организации являются на современном этапе реализации дуального обучения студентов специальности Дошкольное образование наиболее актуальными аспектами.

Принцип синхронизации в дуальном обучении с одной стороны и с другой стороны принцип индивидуализации в содержании дуального обучения – это наиболее актуальные на сегодняшний день направления совместной проработки для всех представителей, участников дуальной модели: педагогов ПОО, студентов и представителей дошкольных образовательных организаций.

Синхронизация теоретической и практической подготовки обеспечивается через тесный контакт техникума и ДОУ. Как отмечалось выше, каждое дошкольное образовательное учреждение имеет свои индивидуальные отличия (свое лицо), поэтому данный факт так же необходимо учитывать в процессе подготовки обучающихся к практике.

Осуществление тесного контакта участников дуального обучения происходит на всех этапах реализации ППССЗ, начиная с выстраивания содержания обучения и заканчивая контролем и оценкой достижений обучающихся. При формировании учебного плана определяются вариативные дисциплины по согласованию с работодателем, они дополняют содержание обучения по ФГОС. Причем знакомство с индивидуальными особенностями ДОУ предполагается не только в рамках вариативных дисциплин. На практических занятиях в рамках изучения дисциплин, МДК, рекомендованных ФГОС СПО, ПООП рассматриваются примеры из практики конкретных образовательных организаций, при этом к участию в образовательном процессе привлекаются представители работодателя для проведения практического занятия, для демонстрации применения того или иного приема в конкретной практической ситуации.

В свою очередь преподаватели техникума стажируются в ДОУ, получают практический опыт работы с тем или иным оборудованием, совместно с работниками дошкольной образовательной организации обсуждают варианты возможного применения того или иного метода, приема в рамках применяемой технологии.

Роль профессиональной образовательной организации по общему руководству учебным процессом (проведение инструктажей по охране труда, наблюдение и анализ пробной деятельности, контроль качества выполнения работы и т.д.) не прекращается и в период проведения обучающимися непосредственно деятельности в ДОУ. Но руководство это становится тоже дуальным, поскольку у обучающегося появляются еще свои руководители и в организации.

Детские сады, являющиеся инновационными площадками, кардинально меняют подходы к организации образовательного процесса. И чтобы выделять в нем какие – либо педагогические явления, дидактические единицы, нужно также их совместное обсуждение преподавателями, студентами и работникам ДОУ.

Взаимодействие осуществляется так же в процессе совместных с ДОУ совещаний, семинаров, в процессе обсуждения предстоящей деятельности студентов на практике, в процессе анализа проведенной студентами деятельности с детьми.

В дуальной модели важную роль играет наставник. Данная категория участника образовательного процесса требует более пристального внимания. Требуется специально организованная подготовка наставника, разработка специальных программ дополнительного образования по данному направлению.

Таким образом, тесное взаимодействие представителей ДОУ и ПОО позволяет гармонизировать процесс подготовки специалистов, синхронизировать теорию и практику, обеспечить целостность в педагогическом процессе как важное условие в подготовке личности выпускника, в формировании профессиональных представлений и компетенций.

Опыт реализации дуальной модели подготовки кадров по специальности Дошкольное образование невелик, но уже можно отметить положительные эффекты: повышение интереса, ответственности, активности со стороны работодателей к подготовке кадров. ДОУ осуществляет с большим вниманием контроль не только деятельности студента, но и за наличием преемственности в теоретической и практической подготовке обучающихся. Дуальная система обучения, через обоюдную ответственность сторон, позволяет минимизировать разрыв между тем, чему учат в ПОО и тем с чем сталкиваются на практике.

Вместе с тем, материальное оснащение дошкольных образовательных организаций – баз практики разнообразно, соответствует требованиям ФГОС ДО и постоянно обновляется оборудованием, соответствующим современным возможностями науки и производства и профессиональное образовательное учреждение не может конкурировать в систематическом приобретении современного оборудования. В этом так же большой плюс дуального обучения.

Дуальная модель обучения обеспечивает подготовку современного конкурентоспособного специалиста на рынке труда, так как посредством ее происходит формирование профессиональных компетенций путем обогащения профессиональным, специализированным контекстом содержания будущего воспитателя и целенаправленное ориентирование будущих воспитателей на мобильное решение реальных профессиональных задач, а также проектирование своей индивидуальной траектории профессионального развития.

Источник

Научно-методическое обеспечение подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Фаляхов Ирек Ильхамович

Оглавление диссертации кандидат наук Фаляхов Ирек Ильхамович

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ НАСТАВНИКОВ ДЛЯ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ

1.1. Место и роль дуального обучения в подготовке квалифицированных кадров в системе профессионального образования

1.2. Зарубежный опыт в подготовке наставников для дуального обучения

1.3. Особенности психолого-педагогической деятельности наставника

для дуального обучения студентов колледжей

1.4. Содержание подготовки наставников для дуального обучения

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ НАСТАВНИКОВ ДЛЯ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ

2.1. Модель научно-методического обеспечения подготовки наставников

для дуального обучения студентов колледжей

2.2. Организационно-педагогические условия реализации научно-методического обеспечения подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению научно-методического обеспечения подготовки наставников для

дуального обучения студентов колледжей

Приложение А. Программа повышения квалификации сотрудников ООО «Управляющая компания «КЭР-холдинг» «Подготовка

наставников для дуальной системы обучения»

Приложение Б. Фрагменты учебно-методических материалов для внутрифирменной подготовки наставников для дуального обучения

Приложение В. Опросник для студентов колледжей (дуальное обучение) по качеству наставнической деятельности

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Корпоративная подготовка специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности в условиях современного производства 2014 год, кандидат наук Масалимова, Альфия Рафисовна

Научно-методическое обеспечение дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ССУЗ 2008 год, кандидат педагогических наук Самолдина, Людмила Николаевна

Формирование коммуникативно-педагогической компетентности у сотрудников уголовно-исполнительной системы средствами профессионального наставничества 2019 год, кандидат наук Лебедев Михаил Вадимович

Формирование оценочной компетенции у студентов педагогического колледжа в процессе дуального обучения 2019 год, кандидат наук Селюков Роман Викторович

Проектирование и реализация организационно-управленческого профессионального модуля в системе профессионального образования: на примере технического колледжа 2015 год, кандидат наук Закирова, Елена Юрьевна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Научно-методическое обеспечение подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей»

Актуальность исследования. Вопрос подготовки квалифицированных рабочих кадров в настоящий момент находится в центре пристального внимания педагогов, работодателей, работников министерств и ведомств. Серьезные проблемы, связанные с трансформацией страны, модернизацией системы образования, в том числе структурным изменением ступеней образования, массовость и доступность высшего образования, финансовые проблемы на предприятиях обусловили крайне негативные условия для системы профессионального образования. Согласно задачам, установленным в Федеральной целевой программе развития образования на 20162020 годы, приоритетом определено «создание инфраструктуры, реализующей условия подготовки кадров для современной экономики», которая бы позволила обеспечить требуемое рынком труда качество профессионального образования. Для решения этой задачи на протяжении нескольких лет (2013-2016 гг.) был реализован крупный государственный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». В ходе реализации проекта внесены изменения в образовательные стандарты (в части увеличения практико-ориентированной учебной деятельности), доработаны образовательные программы, многие региональные колледжи продолжают взаимодействовать с предприятиями и «включены» в дуальное обучение.

Необходимо отметить, что реализация дуального обучения требует нормирования деятельности всех социальных партнеров в методическом, организационном и диагностическом обеспечении данного процесса. Одним из механизмов реализации дуального обучения является наставничество, представляющее собой систему обучения, воспитания и сопровождения профессиональной подготовки студентов колледжей. Успешной реализации данного механизма способствует подготовка наставников, эффективность которой обусловливается научно-методическим обеспечением этого процесса.

Состояние разработанности проблемы исследования. В научно-педагогической литературе педагогические и методические основы подготовки

наставников раскрываются в работах С.Я. Батышева, В.И. Блинова, Е.Ю. Есениной, А.Р. Масалимовой, М.И. Махмутова, А.М. Новикова, Н.М. Таланчука, и др.; педагогические механизмы повышения квалификации кадров представлены в исследованиях Р.Х. Гильмеевой, М.А. Данилова, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, Н.В. Кузьминой, Г.У. Матушанского, А.Ю. Панасюка, Н.Ф. Талызиной и др.; методологическим и теоретическим проблемам профессиональной подготовки студентов в условиях интеграции образования и производства посвящены работы М.А. Берулавы, Б.М. Кедрова, Г.В. Мухаметзяновой, З.С. Сазоновой, А.Р. Шайдуллиной и др.; раскрытию проблемы дуальной системы профессионального образования посвящены работы А.М. Новикова, Ю.Н. Петрова, С.П. Романова и др.

В диссертационных исследованиях проблема наставничества как педагогической системы раскрывалась в работах А.С. Батышева, Н.М. Бердыклычевой, А.А. Сидорова и др.; наставничество как форма производственного обучения представлена в работах П.Ф. Силенка, И.Г. Столяра и др.; наставничество как социально-психологический механизм адаптации рабочих на производстве раскрывалось в диссертациях И.С. Гичан, Н.С. Смольниковой и др. Теоретико-методологическому обоснованию корпоративной подготовки специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности в условиях современного производства посвящено докторское исследование А.Р. Масалимовой; механизмы формирования профессионально-педагогической компетентности наставников представлены в кандидатских исследованиях И.В. Кругловой, А.Н. Плотникова, Е.А. Черниковой; теоретико-методологические и методические основы внутрифирменного обучения и повышения квалификации персонала предприятий представлены в кандидатских исследованиях О.А. Богачева, С.Ф. Бродского, В.В. Константиновой, В.И. Петлина и др.; разработке концептуально-теоретических основ и дидактических условий дуальной подготовки инженерно-педагогических кадров в вузе посвящено докторское исследование С.П. Романова; выявлению адаптационного образовательного потенциала зарубежного опыта дуальной формы обучения посвящены исследования Л.И. Гурье, Л.И. Корнеевой, Г.А. Федотовой и др.; проблеме разработки теоретико-методологических основ

профессиональной подготовки студентов в условиях интеграции образования и производства посвящены докторские исследования З.С. Сазоновой,

A.Р. Шайдуллиной и др.; научно-методическое обеспечение дуальной формы профессионального обучения студентов в условиях социального партнерства раскрывается в кандидатских исследованиях Л.И. Корнеевой, Л.Н. Самолдиной,

B.М. Сохабеева, О.В. Приступа и др.; управленческим аспектам дуальной формы подготовки студентов и рабочих посвящены кандидатские исследования А.Р. Корсунова, В.А. Тимофеева и др.

В зарубежных исследованиях концептуальные основы наставничества разработаны в исследованиях американских ученых Б. Бозман, М.К. Фини, Р. Джонс, Д. Браун, С.А. Муллен, А. Робертс и др.; дифференцированная оценка компетенций наставников представлена в работах американских исследователей М. Якоби, Д.Л. ДуБоис, М.Дж. Карчер и др.; роль педагогического наставничества в вузах при разработке научных исследований и грантов раскрыта в работах американских исследователей П.П. Уилсона, Д. Валентайна, А. Перейра и др.; теоретические и методические основы профессиональной подготовки мастеров производственного обучения и повышения их квалификации были разработаны такими немецкими учеными, как: Г. Пассе-Титьен, Ф. Арнольд, Г. Штиль, Г. Нойманн, С. Петерс и др.; педагогический компонент профессиональной подготовки мастеров производственного обучения представлен в исследованиях немецких ученых А. Шелтен, Г. Куча, Г. Грюнер, Г. Бунк, А. Штратманн.

соответствующего научно-методического обеспечения подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей. Недостаточность разработанности научно-методического обеспечения выделена нами в нескольких аспектах:

— научно-теоретический: недостаточная обоснованность теоретико-методологических подходов, принципов, целей и задач подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей;

— содержательный: недостаточная разработанность содержания психолого-педагогической подготовки наставников для дуального обучения, учитывающего особенности реализации наставнической деятельности со студентами колледжей;

— методический: недостаточная разработанность учебно-методического обеспечения, направленного на формирование психолого-педагогической компетентности наставников для дуального обучения студентов колледжей.

Таким образом, состояние теоретической разработанности данного вопроса и анализ практической деятельности позволили выявить противоречие между необходимостью организации подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения, способствующего эффективности данного процесса.

Проблема исследования: каковы структура, содержание и условия реализации научно-методического обеспечения подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей.

Цель исследования: разработать структуру, содержание научно-методического обеспечения подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей и обосновать организационно-педагогические условия его реализации.

Объект исследования: подготовка наставников для дуального обучения студентов колледжей.

Предмет исследования: научно-методическое обеспечение подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей и условия его реализации.

Гипотеза исследования: научно-методическое обеспечение подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей будет эффективным, если:

— выявлены и теоретически обоснованы современные подходы, принципы, цели, задачи подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей;

— определены структура и содержание психолого-педагогической компетентности наставников для дуального обучения студентов колледжей;

— разработана модель научно-методического обеспечения подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей;

— выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия реализации научно-методического обеспечения подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей.

1. Раскрыть особенности современного наставничества в условиях дуального обучения студентов колледжей.

2. Определить структуру и содержание психолого-педагогической компетентности наставников для дуального обучения студентов колледжей.

3. Разработать структурно-функциональную модель научно-методического обеспечения подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей.

4. Выявить и обосновать организационно-педагогические условия реализации научно-методического обеспечения подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей.

Теоретическо-методологическую основу исследования составили:

— общая методология педагогики и профессионального образования (Т.С. Анисимова, В.П. Борисенков, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Ю.Н. Кулюткин, Т.Ю. Ломакина, А.Р. Камалеева, В.Ш. Масленникова, Г.У. Матушанский, Г.В. Мухаметзянова, A.M. Новиков, Т.Н. Петрова, Е.В. Ткаченко, Г.Г. Тенюкова, Э.Р. Хайруллина и др.);

— концептуальные основы интеграции образования и производства (В.М. Жураковский, З.С. Сазонова, А.В. Леонтьев, Г.В. Мухаметзянова, И.П. Смирнов, М.Г. Харитонов, А.Р. Шайдуллина);

— теория профессиональной социализации и самоопределения в трудовой деятельности (Б.Г. Ананьев, Е.В. Бондаревская, М.Д. Виноградов, М.И. Махмутов,

A.В. Мудрик, В.М. Полонский, Г.К. Селевко, С.Н. Чистякова, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская, Е.А. Ямбург);

— теоретико-методологические основы дополнительного профессионального образования (Е.М. Дорожкин, В.В. Кондратьев, Г.У. Матушанский, М.Г. Минин, Н.Д. Никандров, Т.С. Панина, Т.М. Трегубова и др.);

— научно-педагогические основы подготовки наставников (А.С. Батышев,

B.И. Блинов, А.Р. Масалимова, Н.М. Новиков, Н.М. Таланчук, Н.А. Томин и др.);

— теория и практика компетентностного подхода в профессиональном образовании (Р.Х. Гильмеева, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.Р. Камалеева, Г.В. Мухаметзянова, Т.М. Трегубова, А.В. Хуторской и др.);

— концептуальные идеи дуальности в непрерывной системе профессионального образования (А.М. Новиков, Ю.Н. Петров и др.).

Методы исследования. Решение поставленных задач и проверка гипотезы осуществлялись применением комплекса следующих методов:

— методы теоретического анализа, систематизации и обобщения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, нормативных документов, регламентирующих порядок организации дуального обучения, положений о наставничестве различных предприятий;

— метод моделирования для наглядного представления научно-методического обеспечения подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей;

— общие эмпирические методы (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента);

— частные эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование);

— методы математической статистики для обработки результатов исследования (динамические ряды, дескриптивные статистические показатели, корреляционный анализ).

Экспериментальная база исследования: базу исследования составили дочерние предприятия компании «КЭР-Холдинг» с ГАОУ СПО «Нижнекамский агропромышленный колледж» и АВЗ ПАО «КАМАЗ» с ГАПОУ «Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева», реализующие

совместные образовательные программы подготовки квалифицированных кадров на основе дуального обучения. Подготовка наставников осуществлялась в центре повышения квалификации, переподготовки и дополнительного образования ЕИ ФГАОУ ВО К(П)ФУ.

Исследование проводилось в три этапа:

Научная новизна исследования:

1. Раскрыто содержание психолого-педагогической компетентности наставника для дуального обучения студентов колледжей как совокупности мотивационно-ценностного, когнитивного, процессуально-деятельностного и рефлексивно-аналитического компонентов, обеспечивающих качественные результаты и

эффективное профессиональное взаимодействие со студентами колледжей в рамках дуального обучения.

2. Разработана структурно-функциональная модель научно-методического обеспечения подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей, представленная двумя уровнями: научно-теоретическим (нормативно-целевой блок, обеспечивающий на основе требований работодателя и социального заказа целеполагание процесса подготовки наставников для дуального обучения; методологический блок, формирующий ориентацию научно-методического обеспечения подготовки наставников и его логическую структуру на основе совокупности подходов и принципов; содержательный блок, обусловивший отбор и структурирование содержания подготовки наставников; разработку учебных модулей для формирования психолого-педагогической компетентности; разработку программы подготовки наставников) и научно-практическим (организационный блок, представленный совокупностью организационно-педагогических условий, необходимых для продуктивной подготовки наставников; технологический блок, включающий совокупность форм, технологий, методов подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей с опорой на проблемную и личностно-деятельностную концепции обучения; оценочно-результативный блок, критериально обеспечивающий управление и самоуправление процессом подготовки наставников).

3. Выявлены и научно обоснованы организационно-педагогические условия реализации научно-методического обеспечения подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей, включающие: разработку учебно-методического обеспечения процесса подготовки наставников; разработку организационной структуры процесса подготовки наставников; психолого-педагогическое сопровождение процесса подготовки наставников; разработку диагностического инструментария процесса подготовки наставников.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что научно-теоретическое обоснование проблемы подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей вносит определенный вклад в современную теорию наставничества. Наставническая деятельность для дуального обучения

рассматривается не только с технологической позиции передачи производственных навыков и формирования компетенций обучающихся, но и с позиций воспитания, аккумулируя авторитет, образец деятельности носителя корпоративного духа и культуры предприятия.

Разработанное научно-методическое обеспечение подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей обусловливает научно-теоретическую и научно-методическую базу обучения наставников, способствуя эффективной организации процесса и карьерному развитию.

Обоснование психолого-педагогической компетентности наставников как совокупности его знаний, способностей и готовности к реализации педагогической деятельности положительно влияет на эффективность дуального обучения, обусловливая потенциал профессиональной ориентации и адаптации студентов колледжей на предприятии.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработано научно-методическое обеспечение подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей, включающее: комплексную программу подготовки наставников, учебно-методические разработки, организационно-педагогические условия, которые способствуют формированию психолого-педагогической компетентности наставника.

Разработанное научно-методическое обеспечение подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей может быть использовано представителями отделов корпоративного обучения промышленных предприятий с целью создания наставнического корпуса для подготовки квалифицированных кадров в рамках дуального обучения, а так же при повышении квалификаций действующих наставников.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов

обеспечены опорой на современную методологию научного познания; многосторонним анализом проблемы исследования; адекватностью предложенных методов цели, предмету и задачам исследования; непротиворечивостью выводов

современным научным представлениям о необходимости подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре педагогики Елабужского института (филиал) ФГОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», на семинарах в ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», а также докладывались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях: «Инновации в науке» (Новосибирск, 2014), «Теоретические и прикладные аспекты современной науки» (Белгород, 2015), «Россия и Европа: связь культуры и экономики» (Прага, 2015), «Психология и педагогика: методология, теория и практика» (Уфа, 2015), «Качество высшего и профессионального образования в постиндустриальную эпоху: сущность, обеспечение, проблемы» (Казань, 2016), «Научная сессия ученых Альметьевского государственного нефтяного института по итогам 2015 года» (Альметьевск, 2016), «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» (Екатеринбург, 2017, 2018) и др.

По результатам исследования опубликовано 19 печатных работ, из них: 4 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ, 1 коллективная монография, 2 статьи в журналах, индексируемой базой SCOPUS.

Личный вклад автора заключается в организации и участии на всех этапах исследования: анализе отечественного и зарубежного опыта реализации дуального обучения и подготовки наставников, теоретическом обосновании сущности и структуры психолого-педагогической компетентности наставника, внутрифирменных квалификаций наставника, разработке и реализации модели научно-методического обеспечения подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей, выделении организационно-педагогических условий реализации подготовки наставников, непосредственном участии в организации и проведении экспериментальной работы, систематизации и обобщении ее результатов и формулировании выводов, оформлении текста диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

2. Психолого-педагогическая компетентность наставника для дуального обучения студентов колледжей есть совокупность его знаний, способностей и готовности к реализации педагогической деятельности, обеспечивающей качественные результаты и эффективное профессиональное взаимодействие со студентами колледжей в рамках дуального обучения. Структура психолого-педагогической компетентности наставника для дуального обучения студентов колледжей включает: мотивационно-ценностный, когнитивный, процессуально-деятельностный и рефлексивно-аналитический компоненты.

4. Структурно-функциональная модель научно-методического обеспечения подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей состоит из двух уровней (научно-теоретический и научно-практический), включает взаимосвязанные блоки (нормативно-целевой, методологический, содержательный, организационный, технологический, оценочно-результативный) и обусловливает

разработку, организацию, реализацию подготовки наставников в рамках обучения с присвоением внутрифирменной квалификации («ментор», «тьютор», «коуч», «фасилитатор»).

5. Организационно-педагогические условия реализации научно-методического обеспечения подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей включают в себя: учебно-методическое обеспечение процесса подготовки наставников; организационную структуру процесса подготовки наставников; психолого-педагогическое сопровождение процесса подготовки наставников; диагностический инструментарий процесса подготовки наставников.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (162 источника, в том числе 14 на иностранном языке) и трех приложений. В работе приведены 16 рисунков, 14 таблиц.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ НАСТАВНИКОВ ДЛЯ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ

1.1. Место и роль дуального обучения в подготовке квалифицированных кадров в системе профессионального образования

Профессиональное образование, согласно Закону об образовании в Российской Федерации, есть «вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности»; там же определяется и понятие квалификации, как «уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности» [33].

Согласно задачам, установленным в Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг., приоритетом выступает «создание инфраструктуры, реализующей условия подготовки кадров для современной экономики», которая бы позволила обеспечить требуемое рынком труда качество профессионального образования. Этот же документ отмечает необходимость участия работодателей в подготовке выпускников организаций профессионального образования, включая «организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *