роль монастырей в средние века вывод
Роль монастырей в средневековом обществе
Важные функции в жизни средневекового общества выполнял монастырь. Подобно замку, он тоже был хранителем жизненно важных материальных ценностей, обладал юридической властью и мог защитить под своим кровом членов общины от угрожающей им опасности. Если прерогатива административной и военной силы, безусловно, принадлежит замку, то монастырь сосредоточивал в своих стенах всю мощь духовной культуры. В монастырских библиотеках хранились драгоценные старинные рукописи, в скрипториях (от лат.scriptorius писчий) они переписывались и возобновлялись. Здесь были первые центры образования. Долгое время лишь при церквях и монастырях были учебные заведения, сохранявшие «ученую книжность», преподавание велось на латыне. Правовой авторитет монастырей был не меньшим, а подчас и большим, чем замка. Да и искусство в стенах монастыря чувствовало себя гораздо вольготнее, чем в замке. Храмовая живопись и скульптура, книжная иллюстрация, музыка, декоративно-прикладное искусство были неотъемлемой частью жизни монастыря.
Наиболее яркими памятниками архитектуры данного периода являются храмы, монастыри и замки. Христианский храм, который был домом для моления, внешне обычно достаточно скромный, поражал внутренним оформлением: мозаикой, фресками, резьбой. Внутренность храма создавала впечатление совершенно иного мира, удивительно красивого и гармоничного по сравнению с повседневной окружающей человека действительностью.
Особенности народной культуры средневековья
Исследователи народной средневековой культуры назвали ее карнавальной. В жизни средневекового человека огромное место занимали празднества карнавального типа. В эти моменты человек временно становился абсолютно свободным, находясь в царстве изобилия и равенства – то, что Л.М. Бахтин называет » вторым миром» и »второй жизнью». В противоположность официальному празднику карнавал знаменовал как бы временное освобождение от господствующей правды и существующего строя, временную отмену всех иерархических отношений, привилегий, норм и запретов.
Урок Проектная работа на тему Монастыри средневековья
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Проект «Средневековый Монастырь»
Создать условия для формирования представлений о возросшей роли католической церкви в
постройки были в монастыре, как протекала жизнь в монастырях, какие соборы возведенные в средние
века сохранились до наших дней, проводят сравнение западной и восточной церквей ;
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
Коррекционные : 1. Усвоение учащимися специальной (коррекционной) школы доступных для них исторических понятий, 2. Овладение учащимися умением применять знания по истории, пользоваться ими при изучении исторического материала (особенно при изучении аналогичных событий), на других учебных предметах (литературном чтении, краеведении и др.), во внеклассной работе, в жизни; умением разбираться в событиях прошлого и современности (анализировать и оценивать их на уровне своих возможностей).3.. Выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом: текстом учебника, историческим документом, научно-популярной и художественной литературой, газетой, различным наглядным материалом.
1. Развитие и коррекция внимания. 2. Развитие и коррекция восприятия. 3. Развитие и коррекция воображения. 4. Развитие и коррекция памяти. 5. Развитие и коррекция речи.
Актуальность данной темы заключается в том, что
1.на всех этапах развития человеческой цивилизации религия была и остается одним из важнейших факторов, влияющих на мировоззрение и способ жизни каждого верующего, а также на отношения в обществе в целом.
2.Каждая религия основывается на вере в сверхъестественные силы, организованном поклонении Богу или богам и на необходимости соблюдать определенный свод норм и правил, предписанных верующим. А где как не в монастыре это проявляется в большей степени.
3.Религия в современном мире играет почти такую же важную роль, как и тысячелетия назад, так как согласно опросам, проведенным американским институтом Гэллапа, в начале XXI века более 90% людей верили в наличие Бога или высших сил, при чем количество верующих людей примерно одинаково и в высокоразвитых государствах, и в странах «третьего мира».
Цель изучить роль церкви и монастырей в средневековой Европе.
Жизнь в средневековом монастыре;
Роль монастырей в средние века.
Сравнение католической и православной религии.
Гипотеза: Монастырь – это сложная организация, ибо в условиях хозяйственной автономии он должен отвечать всем духовным и материальным потребностям достаточного количества людей.
Практическая значимость данного исследования заключается в использовании данного материала на классных часах, дополнительной информации на уроках истории средних веков.
Поиск достоверных источников информации с помощью документов, книг, использование компьютерных технологий;
Этапы проведения проекта:
5. Заключительный: защита проекта.
План проведения защиты проекта.
Прозвенел звонок для нас.
вы вбежали дружно в класс,
встали все у парт красиво,
Сейчас друг к другу повернитесь
и конечно улыбнитесь.
И садитесь по местам.
Ребята, к нам пришло письмо, но адресант не известен. Интересно от кого?
Вдали от сел и городов
Один стоишь ты, окруженный
Густыми купами дерев.
Вокруг глубокое молчанье
И только с шелестом листов
Живых сливается ручьев,
И ветерок прохладный веет,
И тень бросают дерева,
И живописно зеленеет
Полян высокая трава.
О, как сыны твои счастливы!
В твоем безмолвии святом
Они страстей своих порывы
Смирили бденьем и постом.
Их сердце отжило для мира,
Ум с суетою незнаком,
Как будто светлый ангел мира
Их осенил своим крестом.
И внемлет вечное Бог-Слово
Их тяжкий труд благословив,
Святых молитв живое слово
И гимнов сладостный призыв
О чем это письмо? Какая связь с нашим уроком?
На протяжении нескольких уроков мы с вами работали над проектом «Средневековый монастырь»
Какие задачи мы ставили?
1.какую роль играла церковь и монастыри в жизни людей в средние века.
2.какие постройки были в монастыре
4.отличия католического и православного христианства.
5 какие монастыри средневековой Европы сохранились до наших дней.
Сейчас мы проверим, как были реализованы наши задачи и доказана гипотеза.
Работа велась индивидуальная, в парах и группах.
3. Жизнь монаха Прокопенко С.( 8 вид) Второй частью духовенства было черное духовенство – монашество (от греч. Монахос – одинокий). Так называли людей, бежавших от повседневной мирской суеты, чтобы молиться и готовиться к вечной жизни. Как вы думаете, почему люди становились монахами? В Средние века жизнь потерять было гораздо легче, чем теперь; люди жили рядом со смертью и постоянно ощущали зыбкость земного существования. Христианство давало веру в жизнь вечную, однако приносило с собой не только надежду на вечное спасение в раю, но и страх вечных адских мук, спастись от которых смогут только живущие праведно. Посвятив себя Богу и добровольно отказавшись от радостей жизни, монахи приобретали особое положение в обществе; считалось, что их молитвы имеют такую силу, что позволяют замаливать как свои, так и чужие грехи.
Одни монахи селились в одиночестве, их называли отшельниками, другие – совместно, основывали свою обитель. Монашество возникло на Востоке – в Сирии, Палестине и Египте. Вскоре оно появилось и на Западе, и большую роль здесь сыграл святой Бенедикт, который основал монашеский орден, позже названный его именем. Бенедикт создал для него устав, т.е правила монашеской жизни.
4 Сравнительный анализ Криницин Н., Лесова А.
5.Средневековые монастыри в наши дни Гулидов В.
Возвращение к гипотезе!
Рефлексия. кроссворд на тему.( в парах)
Какую роль играли монастыри в жизни стран Западной Европы в Средние века?
Обсуждение вопроса:
Огромную роль в жизни общества того времени играло монашество: монахи брали на себя обязательства «ухода из мира», безбрачия, отказа от имущества. Однако уже в VI веке монастыри превратились в сильные, нередко — очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие монастыри были центрами образования и культуры.
Вокруг монастырей часто возникали поселения, проводились ярмарки, в том числе продукции, производимой непосредственно монахами, так что нельзя отрицать и градообразующую и торгово-ремесленную роль монастырей. Монастыри всегда были сокровищницей знаний, местом где хранили и изучали не только церковные традиции, но и культурные. В монастырях учили грамоте и переводили книги. Зачастую монастыри выполняли и оборонительную функцию.
На монастыри люди возлагали основные надежды в спасении своих душ. Монахи были нужны затем, чтобы молить Господа за всех людей.
Кроме того, монастыри играли большую роль в экономике: им принадлежали большие земли. Эти владения постоянно увеличивались. Например, многие богатые и знатные люди завещали часть своих имений монахам, чтобы те молились за их души. Благодаря знакомству с книгами часто именно монастыри внедряли передовые технологии: строили водяные мельницы, осушали болота и т. д.
Монастыри также были культурными центрами, одно время главными, хотя потом стали уступать эту роль университетам. Здесь переписывались книги, часто писались новые. По заказу именно монастырей работали многие архитекторы, скульпторы, ювелиры и другие мастера, которые создавали истинные шедевры Средневековья.
Крупные монастыри порой влияли на политику. Вернее, на неё влияли аббаты при поддержке своих монастырей. Причём имеется в виду политика как светская, так и церковная. Например, монастыри клюнийского движения несколько раз добивались того, чтобы папой римским стал их человек. Нельзя забывать, что монастыри часто объединялись в ордена и в таком случае действовали сообща.
Наконец, нужно помнить, что инквизиция также находилась в руках монахов (доминиканцев), а инквизиция вершила судьбы людей, многих отправляя на костёр.
Роль монастырей в средние века вывод
Средневековые монастыри.
История развития монастырей.
Образование и воспитание.
Таким образом, монастыри Европы являлись центрами не только развития культуры, но и мировоззрения всего народа, населяющего европейский континент. Главенство церкви во всех вопросах было неоспоримым, а проводниками идей Папы являлись монастыри разбросанные по всей территории христианского мира.
Цистерцианское аббатство Хайлигенкройц.
Средневековые монастыри Сербии.
Монастырь Манасия (Сербия).
Манасия – один из знаковых сербских монастырей. Основанный по приказу деспота Стефана Лазаревича в 1407-м, к 1418 году он превратился в цитадель безопасности — тут каменные стены толщиной в несколько метров и одиннадцать башен по периметру — и культуры: монастырская церковь, освящённая в честь Святой Троицы, а также фрески на её стенах сегодня считаются одним из ярких образцов так называемой Моравской школы. А литературные тексты, которые составлялись и переписывались тут даже во времена османского владычества, историки относят к Ресавской школе.
Монастырь Джурджеви ступови («Георгиевские столбы»)
Средневековые монастыри Испании.
Францисканский монастырь Санто-Торибио, Кантабрия
В предгорьях национального Парка Пики Европы со стороны Кантабрии, недалеко от сказочного средневекового городка Потес, расположен францисканский Монастырь Санто-Торибио. Наряду с Иерусалимом, Римом и Сантьяго-де-Компостела, монастырь в Кантабрии является одним из святых мест христианства и центром паломничества.
Монастырь Побле (Монблан)
Монастырь Санта Мария де Вальбуэна
Монастырь Монсеррат
Монастырь Саламанка
Монастырь Гошаванк.
Небольшой уютный монастырь XII–XIII веков, один из крупнейших культурных и просветительских центров средневековой Армении.
Средневековые монастыри Чехии.
Бенедиктинский монастырь в Кладрубах (Kladruby), Чехия
Общий вид монастыря. Слева корпус, выстроенный по проекту Динценгофера, справа Вознесенский костел Сантини.
Монастыри в средние века
Культурными центрами христианского мира в Темные века были монастыри. Монастырские общины как часть католической церкви были довольно богатыми по меркам того времени: они владели значительными земельными угодьями, которые сдавали в аренду местным крестьянам. Только у монахов люди могли найти медицинскую помощь и некоторую защиту и от варваров, и от светских властей. В монастырях нашли прибежище также ученость и наука. В крупных городах церковную власть представляли епископы, но они всегда стремились больше к светской власти, чем к утверждению христианства. Монастыри, а не епископы, вели в эпоху Темных веков основную работу по распространению христианской религии.
Города еще с римских времен были знакомы с христианской верой. В III – V веках во всех крупных городах Западной Римской империи существовали христианские общины, особенно с того момента, когда указ императора Константина возвел христианство в ранг официальной религии. Иначе обстояли дела в сельской местности. Деревня, консервативная по своей природе, с трудом отказывалась от привычных языческих верований и от божеств, всегда помогавших крестьянину в его трудах. Набеги варваров, от которых страдали прежде всего крестьяне, голод и всеобщая неустроенность разбудили в начале Темных веков древнейшие суеверия, против которых официальная христианская церковь зачастую оказывалась бессильна.
В это время монастыри и святые отшельники, ведущие подчеркнуто независимый от мира образ жизни, стали светочем и опорой для сельских жителей, составлявших большинство тогдашнего населения Западной Европы. Где личным примером, где силой убеждения и чудесами, они поселяли надежду в душах простых людей. В условиях полного своевластия варварских правителей, в эпоху нечеловеческих жестокостей монастыри оказались единственным прибежищем порядка. Строго говоря, причину возвышения католической церкви, причину, по которой церковь начала брать на себя роль светского правителя, следует искать как раз в истории Темных веков.
Во времена, когда короли пользовались абсолютной властью в своих землях и попирали даже законы предков, творя разбой и убийства, христианская религия оказалась единственным законом, хоть в чем-то не зависящим от королевского произвола. В городах епископы (в первую очередь те, кто был назначен церковью, а не купил кресло епископа за деньги) стремились ограничить произвол светских властей, вступая в прямую конфронтацию с правителями. Однако за спиной у короля или его вассала чаще всего стояла военная сила, которой не располагал епископ. История Темных веков знает немало примеров того, как короли и герцоги зверски пытали непокорных церковных правителей, подвергая их таким истязаниям, рядом с которыми блекнут издевательства римлян над христианами первых веков. Один франкский майордом выколол епископу в своем городе глаза, заставлял его в течение нескольких дней ходить по битому стеклу, после чего казнил.
Относительную независимость от светских властей сохраняли только монастыри. Монахи, декларировавшие отказ от мирской жизни, не представляли явной угрозы для правителей, а потому их чаще всего оставляли в покое. Так что в Темные века монастыри были островками относительного мира посреди моря человеческих страданий. Очень многие из тех, кто в Темные века уходил в монастырь, поступали так лишь для того, чтобы выжить.
Независимость от мира подразумевала для монахов необходимость самостоятельно производить все, в чем они нуждались. Монастырское хозяйство развивалось под защитой двойных стен – тех, что ограждали владения обители, и тех, которые воздвигала вера. Даже во времена варварских нашествий завоеватели редко осмеливались трогать монастыри, опасаясь ссориться с неведомым богом. Это уважительное отношение сохранилось и позднее. Так что хозяйственные постройки монастыря – скотный двор, огороды, конюшня, кузница и другие мастерские – оказывались порой единственными на всю округу.
Духовная власть монастыря базировалась на власти экономической. Только монахи в Темные века создавали запасы продовольствия на черный день, только у монахов всегда имелось все необходимое для изготовления и ремонта скудного сельскохозяйственного инвентаря. Мельницы, распространившиеся в Европе лишь после Х века, также впервые появились в монастырях. Но еще до того, как монастырские хозяйства разрослись до размеров крупных феодальных усадеб, общины по священной обязанности занимались благотворительностью. Помощь нуждающимся была одним из первоочередных пунктов в уставе любой монастырской общины в Темные века. Эта помощь выражалась и в раздаче хлеба окрестным крестьянам в голодный год, и в лечении больных, и в организации странноприимных домов. Монахи проповедовали среди полуязыческого местного населения христианскую веру – но проповедовали делами, в той же степени, как словами.
Монастыри были хранителями знания – тех его крупиц, которые уцелели в огне варварских нашествий и становления новых королевств. За монастырскими стенами могли найти приют образованные люди, в чьей учености никто более не нуждался. Благодаря монастырским писцам сохранилась часть рукописных сочинений еще римского времени. Правда, серьезно этим занялись лишь ближе к концу Темных веков, когда Карл Великий повелел собирать по всей Франкской империи старые книги и переписывать их. Собирательством античных рукописей занимались также ирландские монахи, путешествовавшие по всей Европе.
Учителю и ученику
До исследователей более поздних веков дошла, очевидно, лишь небольшая часть античных рукописей, некогда хранившихся в монастырях. Виной тому – сами монахи-переписчики.
Пергамент, на котором писали с античных времен, был дорог, а в Темные века его производилось очень мало. Так что, когда перед писцом оказывалось пришедшее в негодность сочинение кого-то из отцов церкви, он частенько брал хорошо сохранившийся пергамент с «языческим» текстом и безжалостно соскабливал с пергамента поэму или философский трактат, чтобы записать на его место более ценный, с его точки зрения, текст. На некоторых из таких переписанных пергаментов до сих пор можно разглядеть плохо соскобленные строки на классической латыни, просвечивающие сквозь более поздний текст. К сожалению, восстановить такие стертые произведения совершенно невозможно.
Монастырская община в Темные века представляла собой модель христианского общества, каким ему следовало бы быть. Внутри монастырских стен не существовало «ни эллина, ни иудея» – все монахи были братьями друг другу. Не было разделения на «чистые» и «нечистые» занятия – каждый брат занимался тем, к чему имел склонности, или тем, что было определено ему как послушание. Отказ от радостей плоти и от мирской жизни полностью соответствовал умонастроениям всего христианского мира: следовало ожидать второго пришествия Христа и Страшного Суда, на котором каждому воздастся по заслугам его.
С другой стороны, замкнутый монастырский мирок был уменьшенной копией христианской Европы, сознательно ограничивавшей контакты с внешним миром, обходившейся в повседневной жизни тем немногим, что можно было произвести или вырастить своими силами. Основатели монастырских общин стремились ограничить контакты монахов с мирянами, дабы уберечь братьев от соблазнов – и весь христианский мир старался как можно меньше общаться с «язычниками», как можно меньше черпать из сокровищницы чужих знаний и культуры (безразлично, римского или исламского мира).