роль контента в дистанционном обучении

Роль интерактивных технологий в дистанционном обучении(из опыта работы)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Из опыта работы учителя начальных классов

Новодережкиной Татьяны Николаевны

С 6апреля 2020 года обучение своих учащихся осуществляла дистанционно с применением интерактивных технологий.

Интерактивные технологии дистанционного обучения основаны на личностно-ориентированной модели преподавания и ориентированы на приобретения навыков и умений в качестве цели обучения. Одним из наиболее известных вариантов интерактивной технологии дистанционного обучения является кейс-технология. Кейс-технология основана на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и рассылке их для самостоятельного изучения учащимися при организации регулярных консультаций преподавателем.

Современным вариантом интерактивных технологий являются сетевые технологии, которые также позволяют реализовать личностно-ориентированную модель, но на более высоком техническом уровне.

Использование в обучении компьютерных и телекоммуникационных средств расширяет возможности варьирования материала, информационного фонда, которым может пользоваться обучающийся в образовательном процессе, делает более гибким и оперативным реагирование преподавателя на характер его ошибок и трудностей. Это осуществляется с помощью постоянно поддерживаемого обеими сторонами обратной связи.

Для дистанционного обучения применимы пять общедидактических методов обучения, разработанных И.Я.Лернером, а именно: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский.

В своей работе использовала следующие методы: демонстрацию, иллюстрацию, объяснение, рассказ, беседу, упражнения, решение задач, заучивание учебного материала, письменные работы, тесты, практические работы по карточкам, повторение.

Система контроля осуществлялась как на основе оперативной обратной связи (обращения к преподавателю в любое удобное для обучаемого время), так и отсроченного контроля (например, при тестировании).

Использование ИКТ в дистанционном обучении позволило решить проблему интерактивного общения; осуществлять постоянный контроль уровня усвоения учебного материала; снабжать учащихся учебными материалами и учебной информацией; обеспечить гибкое обучение с возможностью построения индивидуальной образовательной траектории. Учебный материал подавался сжато и структурировано, что экономило время при изучении теоретических блоков.

− Применялся принцип активизации имеющихся знаний и личного опыта обучающегося.

− Видео как сюжетная основа, позволяло широко использовать проблемный подход в обучении.

− Совмещение популярно изложенной теории, наглядности поведенческих моделей видеофильма и практической направленности разнообразных упражнений позволяло усилить обучающий эффект.

− Использование наглядных схем, рисунков облегчало восприятие и запоминание.

Таким образом, роль интерактивных технологий в дистанционном обучении велика. Данные технологии нацелены на стимулирование учебно-познавательной мотивации, развитие самостоятельности и активности, воспитания аналитического и критического мышления, формирования коммуникативных навыков и саморазвития учащихся, осуществления дифференциации, умения работать с информацией.

1. Баранникова А.В. Становление активной образовательной позиции в условиях интерактивного обучения. – М.: УЦ «Перспектива» 2018.

2. Карпенко Е., Райс О. Интерактивные технологии в обучении: Педагогика нового времени. – Издательские решения, 2017.

3. Кларин М.В. Мировые тенденции в развитии образовательных практик деятельностного типа: Интерактивное обучение. – Издательские решения, 2018.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Технологии дистанционного обучения

Дистанционное обучение развивается уже больше 300 лет. За это время появились не только более удобные и быстрые способы передачи материала ученикам, но и педагогические методики, которые повышают качество и эффективность обучения на расстоянии.

Из этой статьи вы узнаете, что такое технологии дистанционного обучения, какими они бывают, какие преимущества, недостатки и перспективы у них есть.

Что такое технология дистанционного обучения?

Технологии дистанционного обучения – это комплекс технических и методических инструментов, обеспечивающий все необходимые процессы для качественного обучения.

Технологии дистанционного обучения решают такие задачи, как:

Без этих элементов образовательный процесс затрудняется и теряет качество результатов.

Какими бывают технологии дистанционного обучения?

Технологии дистанционного обучения различаются по многим факторам, таким как:

На основе этих критериев в наше время выделяют три вида технологий дистанционного обучения:

Кейс-технология

Кейс-технология – это передача учащемуся готового набора учебно-методического материала для самостоятельного изучения. Это старейший вид дистанционного обучения, но он все еще пользуется спросом, особенно при заочном обучении в вузе. Обратная связь осуществляется через проверку контрольной работы преподавателем или консультантом и повторной ее отправкой студенту.

Из его плюсов – малое отличие методического подхода от традиционного обучения, из-за чего существует много эффективных способов скомпоновать курс.

Из минусов – если учебные материалы передаются на физических носителях – в виде книг, CD-дисков, флеш-накопителей – стоимость обучения для преподавателя растет прямо пропорционально количеству учеников. Кроме этого у такого вида дистанционного обучения очень низкая интерактивность, что значительно снижает его качество.

ТВ-технология

ТВ-технология – это дистанционное обучение посредством телевидения. Студенты получают видеоуроки в хорошем качестве через свой телевизор. Такого рода дистанционное обучение было популярно во второй половине прошлого века и сильно повлияло на развитие e-learning – интерактивного вида обучения с использованием большого количества мультимедиа.

Из плюсов такого вида обучения – доступность и интерактивность, хорошее качество передачи изображения.

Минусы – зависимость от расписания уроков для студентов и высокая цена создания и запуска такого обучения для автора курса.

Сетевая технология

Сетевая технология – это дистанционное обучение, при котором ученик получает доступ к урокам через Интернет или локальную сеть. Относительно новая технология дистанционного обучения, которая стала трендом и заняла большую часть рынка обучения за последние годы.

У нее больше плюсов, чем минусов. Например, возможность связи и получения обратной связи от преподавателя, высокая интерактивность, обучение в удобное время, простой доступ к материалу и его разнообразие. Также техническая простота создания и доступа к этой технологии делает ее цену выгодной для учащихся.

Минусы – это необходимость иметь минимальную компьютерную грамотность и доступ в Интернет для студента и преподавателя.

Перспективы развития технологий дистанционного обучения

За последние 20 лет самым перспективным видом дистанционного обучения стало онлайн-обучение. То, что у большинства людей есть компьютер или гаджет с доступом в Интернет, делает его отличной средой для образования.

К техническим перспективам развития относится снижение цены на гаджеты и развитие технологий виртуальной и дополненной реальности. Последние уже нашли свое применение в корпоративном обучении крупных корпораций, таких как РЖД и Газпром. Возможность изучить внутреннее строение и процессы работы с помощью дополненной или виртуальной реальности помогает сотрудникам получить необходимый опыт работы с отсутствием рисков. Кроме этого, технологии позволяют создавать тренажеры, которые помогают оттачивать практические навыки в том, в чем раньше на расстоянии было невозможно.

С точки зрения методик обучения, все большей популярностью пользуется мобильное обучение и микрообучение.

Мобильное обучение делает получение знаний более доступным и удобным для пользователей. А система микрообучения позволяет быстро получить нужный навык или информацию, просто пройдя короткий урок. Она переводит обучение в такой же удобный способ поиска необходимого, как поиск в Интернете, но с качественно лучшими результатами.

Также сохраняется тренд на использование e-learning – системы обучения, построенной на разнообразном и доступном для понимания мультимедиа-материале и работе с тренажерами и автоматическими тестами для закрепления материала. Из этой статьи (статья про илернинг) вы можете узнать больше о e-learning.

Системы геймификации обучения – введение в них элементов игры – это новый тренд, который уже доказал свою эффективность как в обучении детей, так и взрослых, как в любительских курсах, так и в сложном корпоративном обучении. Прочитайте эту статью, чтобы узнать больше о выгоде от игрофикации своего курса и способах это сделать. (статья про геймфификацию)

В программном обеспечении за последние годы тоже возникли серьезные изменения. Все больше онлайн-педагогов и владельцев компаний переводят свое обучение в Интернет. В связи с этим платформы для его размещения и системы дистанционного обучения – СДО – развиваются семимильными шагами. На данный момент современные СДО очень просты в управлении, поддерживают множество форматов учебных материалов и уроков, автоматизируют рутинные процессы и оптимизируют обучение для преподавателя и студента.

В качестве послесловия

Дистанционное обучение за 300 лет прошло историю развития от курсов, рассылаемых через газету, до целых школ, вмещающихся в телефон. Вместе с техникой развивались педагогические и методологические процессы, чтобы обучение на расстоянии смогло стать прямым конкурентом традиционных уроков. Конечно, некоторым навыкам невозможно обучить без постоянной практики и обратной связи от эксперта, но подавляющее большинство обучающих курсов отлично передаются и на дистанцию. Это стало возможным благодаря развитию технологий дистанционного обучения.

В самой распространенной классификации выделяют три технологии: кейсовая, ТВ и сетевая. Каждая из них решает какие-то отдельные задачи лучше остальных, поэтому нужно знать их сильные и слабые стороны, чтобы выбрать подходящую.

Самой перспективной технологией дистанционного обучения является сетевая. Простота и удобство доступа к ней, постоянное развитие, небольшая цена и простота в использования делают ее доступной для большинства. Максимальной эффективности сетевые технологии дистанционного обучения достигают при использовании СДО, поэтому перед тем, как запускать свой онлайн-курс, изучите рынок систем и выберите оптимальную для вас.

Источник

Статья «Дистанционные технологии в современном образовании»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Дистанционные технологии в системе образования»

МБОУ СОШ №37 города Белово

В условиях динамично развивающегося общества актуальность применения дистанционных форм обучения в образовательном процессе растет с каждым годом. Необходимость развития дистанционного обучения прослеживается во многих направлениях образовательной деятельности: от курсов профессиональной переподготовки до получения высшего профессионального образования, от применения в рамках основной образовательной программы, до использования дистанционных образовательных технологий во внеурочной деятельности.

Одной из самых важных задач, которые на сегодняшний день стоят перед системой образования, является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Одним из инструментов, которые могли бы способствовать решению данной задачи, является применение дистанционных образовательных технологий.

Давайте же разберемся, что такое дистанционное обеспечение.

Дистанционное обучение (ДО) – это совокупность технологий, индивидуальной подготовки учащегося, обеспечивающая доставку им основного объема учебного материала и интерактивное взаимодействие с другими обучающимися и учителем, позволяющая организовать индивидуальное планирование учебной деятельности и контроль обученности.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов: среды передачи информации (электронная почта, телевидение и телефония, сеть Интернет), методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

История развития дистанционного обучения берет свое начало за рубежом. Начальный этап развития дистанционного образования наметился в Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.

Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время, продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.

В частности, активное участие принимало Соединенное Королевство и Открытый Университет Великобритании.

В 1969г. в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования – Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия. Он позволял студентам из других городов сдавать экзамены, при условии, что они учились в аккредитованных высших учебных заведениях. Таким образом, Университет давал возможность получить высшее образование на расстоянии.

В Америке также предпринимались первые шаги в развитии дистанционного обучения. В 1873 году Анна Элиот Тикнор начала разработку систему обучения для женщин, которая осуществлялась с помощью почтовых отправлений. В её основе лежала английская программа «Общество поддержки домашнего обучения».

Также программа обучения по почте стала появляться в университетах в некоторых штатах. В газетах стали публиковать учебные материалы для рабочих добывающих отраслей, правила по технике безопасности и много другой информации, необходимой для правильной организации труда. Такие публикации стали очень популярны. Это привело к тому, что в 1891 году создали специальный курс, который стал моделью программы обучения по почте. Она охватывала разнообразные предметы. Уже в 1882 году в Университете Чикаго было создано первое отделение дистанционного обучения. В течение нескольких лет преподавание по почте появилось еще в нескольких учебных заведениях в разных штатах.

Чуть позже, в 1911 году, стали появляться курсы дистанционного обучения в Австралии. Они проводились на вузовском уровне в Квинслендском университете. Также было организовано обучение по почте для детей, которые проживают далеко от школы.

За довольно короткий срок система дистанционного обучения распространилась по многим странам. В том числе – для школ и технических училищ.

В конце 80-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.

В 1988 был реализован Советско-американский проект «Школьная электронная почта».

Развитие дистанционного образования в нашей стране берет начало в 1917 году, после революции. В Советском Союзе появилась система образования, которая основывалась на консультациях. Эта модель подразумевала заочное обучение, когда преподаватель и студент не видели друг друга. Эта система предлагала курсы на самых разных уровнях. В 60-е годы в СССР было открыто 11 заочных университетов, а также факультеты заочного образования.

На начальном этапе дистанционное образование проходило по следующей схеме. В начале курса проводились установочные лекции, присутствие на которых являлось обязательным. Предоставлялось описание курса, и выдавались необходимые материалы. На протяжении указанного срока студент самостоятельно изучал информацию по курсу. При этом мог созваниваться или переписываться с преподавателем. По итогам года или семестра студенты приезжали в учебное заведение на сессию. Эта система активно развивалась в Советском Союзе, но с его распадом развитие дистанционного образования в нашей стране пошло на спад. Во многом это произошло из-за кризисных явлений в экономике и политике. Тем не менее, и в 90-е годы прошлого века в нашей стране были определенные достижения в развитии дистанционного обучения.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения. Сегодня в нашей стране разработано много образовательных систем, которые работают в соответствии с международными стандартами. В частности, большую популярность обрели учебные порталы, видео­конференции, тестирование через Интернет. В целом по стране около 40% ВУЗов предоставляют возможности дистанционного обучения. Также существует много курсов в рамках реализации рассматриваемой программы. Активно локализуется зарубежный контент.

Дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть не только транспортные расходы, но и расходы на организацию всей системы очного обучения. Отсюда все повышающийся интерес к дистанционному обучению не только высшему, но к самым различным его формам, необходимым на протяжении всей жизни человека. Дистанционное обучение обеспечивает необходимые ресурсы для одновременного получения слушателями параллельного обучения. Все это стало возможно благодаря развитию информационных технологий и Интернета.

Одной из своеобразных, но активно развивающихся в последнее время форм ДО становятся онлайн-симуляторы и игры-менеджеры. Это и симуляторы управления различными транспортными средствами, игры имитирующие процессы управления различными отраслями и бизнесами, глобальные многопользовательские экономические игры и бизнес-симуляторы, обучающие пользователей основам менеджмента и дающие базовые навыки управления, как маленькой компанией, так и транснациональной корпорацией.

Чем же дистанционно обучение отличается от традиционного заочного обучения?

Дистанционное обучение от традиционных форм обучения отличают следующие характерные черты:

1. Гибкость – возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины.

2. Параллельность – параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства.

3. Охват – одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи.

4. Экономичность – эффективное использование учебных площадей, технических средств, концентрированное представление учебной информации снижает затраты на подготовку специалистов.

5. Технологичность – использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство.

6. Социальное равноправие – равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья и материальной обеспеченности обучаемого.

ДО претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом). Использование технологий дистанционного обучения позволяет:

· снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т.п.);

· проводить обучение большого количества человек (участие в обучении по образовательным программам могут люди с разных точек страны);

· повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.

· создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

В настоящее время дистанционное обучение является одним из перспективных направлений в образовании. Оно позволяет осуществлять подготовку кадров без отрыва от производства, получать образование за пределами своего города или региона. Развитие человечества осуществляется лишь на основе выработки новых знаний и передачи их внутри сообщества людей, ограниченного территорией, родом и другими объективными или субъективными факторами. Возрастающий интерес к технологиям дистанционного образования объясняется, скорее всего, техническими и технологическими достижениями в области передачи и переработки информации. Дистанционное обучение – это социально-ориентированная технология обучения, обеспечивающая конституционное право и социальные гарантии всех граждан России в области образования, реально позволяющая получать высшее образование представителям всех социальных слоев населения, прежде всего ­жителям отдаленных сельских районов.

Принципы дистанционного обучения — определённая система исходных основных дидактических и других требований к процессу проектирования и обучения в системе дистанционного обучения, которая и должна формироваться с учётом этих требований. Система дистанционного обучения базируется на общедидактических принципах:

· ведущая роль теоретических знаний;

· единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;

· стимуляция положительного отношения обучающихся к учебе;

· соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении;

· сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя;

· системность и последовательность в обучении;

Дистанционное образование отвечает принципу гуманистичности, согласно которому:

· никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности,

· социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами.

· образование доступно всем слоям населения без ограничения по состоянию здоровья.

· дистанционное обучение дешевле традиционного;

· дистанционное образование предоставляет возможность учиться, одновременно работая, т.е. применяя свои знания на практике.

· для дистанционного обучения предоставляются самые полные и новейшие материалы.

· дистанционное образование предполагает составление удобного для Вас индивидуально расписания.

Сегодня в системе образования происходит настоящий переворот. В связи с эпидемиологической обстановкой во всем мире, актуальным как никогда, становится дистанционное обучение.

Технология дистанционного обучения позволяет развивать коммуникативные навыки, формируют интеллектуальные умения учащихся. Развивают творческий потенциал, мотивацию к учению, предметных и метапредметных знаний и умений критического мышления, навыки самооценки. Дистанционное обучение формирует у учащихся навыки и умения работы с различными источниками, так же способствует социализации и индивидуализации личности. Учителю и учащимся необходимо владеть исследовательскими и поисковыми методами, уметь организовывать самостоятельную работу учащихся, владеть компьютерной грамотностью, уметь использовать современные интернет-технологии.

Таким образом, дистанционные образовательные технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества. В современной школе созданы благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, что в свою очередь, требует от учителя постоянного личностного роста, повышения педагогической компетенции. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Список литературы

1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997 г.

2. Андреев А.А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика // Высшее образование в России. 2011. № 11. с. 113–117.

4. Полат Е.С., Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. — М., «Академия», 2004.

5. Полат Е.С. Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат. — М., «Академия», 2006.

6. Хузиахметов, А. Н., Насибуллов Р. Р. Учебная деятельность студентов вузов в условиях дистанционного образования // Высшее образование в России. 2012. № 4. с. 98–102. 15. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. – «Знание», 2000. – 276 с. 19

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *