роль и значение информации о соревновательной деятельности в практике спорта
Соревновательная деятельность: определение понятия, её структура, особенности и факторы, определяющие результативность соревновательной деятельности.
Соревновательная деятельность – это специфическая двигательная активность человека, осуществляемая, как правило, в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной целью, которой является установление общественно значимых и личных результатов.
Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации взаимодействий соревнующихся, унификации состава действий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам. Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.
Специфическим для спорта является то, что конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата.
Соревновательная деятельность по отношению к официальным соревнованиям выступает в своем абсолютном значении как собственно соревновательная деятельность. И в этом плане это есть специфическая двигательная активность человека, осуществляемая, как правило, в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной целью, которой является установление общественно значимых и личных результатов. Собственно соревновательная деятельность спортсменов осуществляется в соревнованиях.
Спортивные соревнования — это своеобразная модель человеческих отношений, реально существующих в мире: борьбы, побед и поражений, направленности к постоянному совершенствованию и стремления к наивысшим результатам, достижения творческих, престижных и материальных целей
Соревнования — важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей. Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивное достижение, которое характеризуется количественным или качественным уровнем показателей в спорте.
Спортивное достижение — это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах.
В состав соревновательной деятельности входят: 1) соревновательные действия (например, в легкой атлетике – бег по дистанции, метание копья и т.п.); 2) комплексные формы поведения спортсмена во время состязания (проявление технической, физической, тактической, психической и др. видов подготовленности).
9. Раскройте сущность принципа индивидуализации и углублённой специализации: смысловое значение понятия «принцип», основные требования к реализации указанного принципа в реальных условиях учебно-тренировочного процесса.
Общее определение принципа трактуется в русском словаре как «основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.п.». В системе образования и воспитания под принципом следует понимать «руководящее положение», «основное правило», «установка». Практическое значение принципов состоит в том, что они позволяют четко идти к намеченной цели, исключая путь проб и ошибок, раскрывают логику решения задач и очерчивают главные правила их реализации.
Принципы спортивной тренировки представляют собой наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса, s которых синтезированы научные данные и передовой практический опыт тренерской работы. Направленность на максимально возможные достижения, углубленная специализация и индивидуализация. Если при использовании физических упражнений без спортивных целей реализуется лишь
некоторая, не предельно возможная степень достижений, то для спортивной деятельности характерна направленность именно к максимуму. И хотя этот максимум индивидуально различен, закономерным является стремление каждого возможно дальше пройти по пути спортивного совершенствования. Спортивные достижения важны, конечно, не сами по себе, а как конкретные показатели развития способностей и мастерства. Установка на высшие спортивные результаты имеет в этой связи существенное общественно-педагогическое значение, поскольку означает устремленность к высшим рубежам совершенства человека. Такая устремленность стимулируется всей организацией и условиями спортивной деятельности, особенно системой спортивных состязаний и прогрессирующих поощрений (от присвоения начального спортивного разряда до золотой медали чемпиона). Установка на высшие показатели реализуется соответствующим построением спортивной тренировки, использованием наиболее действенных средств и методов, углубленной специализацией в избранном виде спорта. Направленность к максимуму обусловливает, так или иначе, все отличительные черты спортивной тренировки — повышенный уровень нагрузок, особую систему чередования нагрузок и отдыха, ярко выраженную цикличность и т.д. Данная закономерность спортивной тренировки проявляется по-разному в зависимости от этапов многолетнего спортивного совершенствования. На первых этапах, когда занятия спортом проводятся в основном по типу общей подготовки, тренировочный процесс не имеет ярко выраженных черт спортивной специализации — установка на высшие достижения носит характер дальней перспективы. По мере возрастного формирования организма и повышения уровня тренированности эта установка реализуется в полной мере до тех пор, пока не начнут действовать ограничивающие возрастные и другие факторы. Таким образом, общий принцип прогрессирования приобретает в области спортивной подготовки особое содержание. Его нужно понимать, как требование обеспечить максимально возможную степень совершенствования в определенном виде спорта. А это означает необходимость углубленной специализации. Спортивная специализация характеризуется таким распределением времени и усилий в процессе спортивной деятельности, которое наиболее благоприятно для совершенствования в избранном виде спорта, но не является таковым для других видов спорта. В связи с этим при построении спортивной тренировки чрезвычайно важен учет индивидуальных особенностей. Узкая специализация, проводимая в соответствии с индивидуальными склонностями взрослого спортсмена, дает возможность наиболее полно выявить его одаренность в области спорта и удовлетворить спортивные интересы. Напротив, ошибочный, не отвечающий индивидуальным качествам спортсмена выбор специализации, а в некоторых видах спорта и определенного амплуа в команде в значительной мере сводит на нет усилия спортсмена и тренера. Принцип индивидуализации требует построения и проведения тренировки спортсменов с учетом их возрастных особенностей, способностей, уровня подготовленности. Единство общей и специальной подготовки. Спортивная специализация не исключает всестороннего развития спортсмена. Напротив, наиболее значительный прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе разностороннего развития физических и духовных способностей, общего подъема функциональных возможностей организма. Объективные закономерности спортивного совершенствования требуют, чтобы спортивная тренировка, являясь глубоко специализированным процессом, вела бы в то же время к всестороннему развитию. В соответствии с этим в спортивной тренировке неразрывно сочетаются общая и специальная подготовка.
Соревновательная деятельность и её роль в подготовке спортсмена
Соревновательная деятельность предусматривает демонстрацию и оценку возможностей спортсменов в различных видах спорта в соответствии с присущими им правилами, содержанием двигательных действий, способами соревновательной борьбы и оценки результатов.
Четкие и полные знания о содержании и результатах соревновательной деятельности в каждом отдельном виде спорта необходимы прежде всего для:
— внесения своевременных коррекций в планы подготовки;
— повышения эффективности тактической подготовки, в частности, выбора тактического варианта выступления в конкретном соревновании, адекватного цели выступления и возможностям предполагаемых соперников;
— моделирования в тренировке условий протекания реальных состязаний.
Просмотр содержимого документа
«Соревновательная деятельность и её роль в подготовке спортсмена »
Соревновательная деятельность и её роль в подготовке спортсмена
Развитие современного спорта, особенно на этапе высших достижений, сопровождается постоянным ростом уровня спортивных достижений, трудности соревновательных программ и мастерства исполнителей, эффективное и перспективное решение данных задач связано прежде всего с научной разработкой системы и технологии управления соревновательной деятельностью (СД) спортсменов. Это в полной мере относится и к соревновательной деятельности спортсменов-бальников.
Долгое время усилия специалистов были направлены на совершенствование методологических основ спортивной тренировки, и только в последние годы наблюдается повышенный интерес ученых и практиков к изучению соревновательной деятельности (СД) спортсменов.
Как показывает анализ научно-методической литературы, в настоящее время широкое распространение получили исследования отдельных составляющих СД, в основе которых лежит деление соревновательной программы на части, временные отрезки или технико-тактические варианты, при этом используется различная степень детализации с последующей оценкой собственно соревновательных действий, которые определяются как компоненты СД. Большое внимание уделяется разработке модельных характеристик различных сторон подготовленности и состояний спортсменов в процессе соревновательной борьбы. Однако такие исследовательские подходы не всегда позволяют рассмотреть СД как целостную систему.
Нам представляется, что в качестве концепции, определяющей исследовательские подходы в изучении этого важного компонента подготовки спортсменов, должна выступать современная теория деятельности, согласно которой в основе любой деятельности лежит система интеллектуальных и моторных действий, реализуемых посредством целенаправленных субъект-объектных отношений и связей. При этом успешное выполнение деятельности определяется комплексом навыков, среди которых выделяют двигательные, мыслительные, сенсорные и навыки поведения.
Изучение научной литературы позволяет заключить, что СД необходимо рассматривать как целостную, самостоятельную систему, которая имеет конкретную мотивацию, содержание, результат, и как сам процесс, состоящий из внешних и внутренних сторон.
Развивая точку зрения ведущих отечественных специалистов, мы пришли к выводу, что соревновательная деятельность в бальных танцах это специфически организованная форма проявления двигательных способностей, выработанных в процессе тренировки навыков и мотивированного поведения, которая направлена на достижение максимально возможного спортивного результата в процессе соревнований.
Это можно представить в виде таблицы:
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ (подсистемы)
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ (подсистнмы)
— положение о соревнованиях
— государственные и общественные организации
Внутренние факторы СД в спортивных бальных танцах включают следующие компоненты:
а) потребностей в соревновательных отношениях; б) мотивов; в) целей; г) стратегии и тактики, которые вырабатываются исходя из конкретных условий. Подсистеме мотивации отводится одна из ведущих ролей в системе СД.
4. Подсистему соревновательных нагрузок. В процессе соревновательной деятельности на организм спортсменов воздействует множество факторов, которые определяют направленность, характер и величину соревновательных нагрузок. Основными составляющими данной подсистемы являются показатели физической, физиологической и психической нагрузок.
На основе подсистем мотивации и готовности разрабатывается соревновательная программа к конкретным соревнованиям.
Внешние факторы системы соревновательной деятельности в спортивных бальных танцах включают в себя следующие компоненты:
1. Подсистему соревнований. Подготовленная программа реализуется в процессе соревнований, которые в зависимости от решаемых задач могут быть: подготовительными, подводящими, контрольными, отборочными и главными.
Подсистемы соревнования и судейства отражают организационные аспекты соревновательной деятельности спортсменов.
3. Подсистему условий функционирования. На СД оказывают существенное влияние различные факторы, которые, не являясь определяющими, могут значительно улучшить или ухудшить конечный результат. К ним, прежде всего, следует отнести: а) государственные и общественные организации, проводящие соревнования; б) федерации по видам спорта, которые разрабатывают положения и правила соревнований, готовят судейские кадры; в) материально-техническую базу проводимых соревнований; г) особенности места проведения турниров; д) медицинское обеспечение участников; е) наличие эффективных средств восстановления физических и психических сил; ж) материальное стимулирование участников; з) рациональный режим жизни и питания спортсменов в процессе СД. Данные факторы во многом обеспечивают благоприятные условия функционирования системы СД как в период непосредственного проведения соревнований, так и во время подготовки к ним.
Итогом и системообразующим фактором в структуре соревновательной деятельности танцоров является спортивный результат, выраженный в экспертной судейской оценке достигнутого уровня технического мастерства исполнителей. Соревновательный результат включает в себя следующие составные части: социальную, биологическую, педагогическую и психологическую.
Соревновательная деятельность спортсмена имеет фазовый характер., которая состоит из предстартовой фазы (настройка, разминка), собственно-состязательной фазы (модель технико-тактических действий, состязание соперничество, коррекция элементов соревновательной деятельности) и фазы последействия (восстановление ближнее «заминка», анализ соревнования, дальнее восстановление)
Спортсмен в процессе соревновательной деятельности должен иметь конкретную систему целей, ресурсы для их реализации, информацию для принятия решения.
В соревнованиях спортсмену приходится иметь дело с большим количеством информации технико-тактического, психологического и другого характера. Эта информация должна соотноситься с задачами, стоящими перед спортсменами в каждой ситуации поединка и в соревнованиях в целом. Для решения конкретной задачи полезная информация о создавшейся ситуации соотносится с тактическим планом, выработанным спортсменом в тренировочном процессе, и соревновательным опытом. Активное выделение и переработка необходимой информации составляет одну из важных задач тактики соревновательной деятельности.
Тренерские мысли и опыт должны быть нацелены на создание перспективных модельных характеристик, в которых параметры компонентов подготовленности для будущего результата соответственно индивидуальным особенностям спортсмена могут быть разработаны на основании информации о характеристиках больших групп выдающихся спортсменов, их усредненных результатах, математических моделей, обобщения опыта подготовки, экстраполяции современных достижений.
В.Н. Платонов (2004) говорит, что применительно к структуре соревновательной деятельности и подготовленности основной методологии разработки моделей наряду с изучением и использованием данных о группах спортсменов высокой квалификации должны являться всесторонние исследования задатков, способностей, адаптационных возможностей, закономерностей становления основных составляющих спортивного мастерства, взаимосвязи между отдельными факторами, компенсаторных возможностей организма конкретных спортсменов.
Понятие спортивной формы является одной из основных категорий науки о тренировке. По мнению Л.П.Матвеева, под спортивной формой следует понимать состояние оптимальной готовности к спортивным достижениям, которое приобретается спортсменом в результате соответствующей подготовки на каждом этапе спортивного совершенствования. Основными компонентами спортивной формы являются физическая, функциональная, техническая, тактическая и психологическая готовность к достижению высоких результатов в соревнованиях. Только наличие всех этих компонентов и оптимальное соотношение между ними дают основание говорить о наличии спортивной формы.
Сложившиеся в настоящее время методы определения спортивной формы можно условно разделить на педагогические и врачебно-физиологические. Педагогические методы позволяют выявить состояние подготовленности спортсмена на основе обобщенной оценки его физических качеств, знаний, двигательных умений и навыков. Врачебно-физиологические методы направлены на выявление дееспособности важнейших функциональных систем организма, осуществляющих и обеспечивающих двигательную деятельность.
Вполне очевидно, что полная всесторонняя характеристика спортивной формы может быть дана лишь при комплексном использовании как педагогических, так и врачебно-физиологических критериев. Это не исключает, однако, возможности и практической целесообразности ориентировочной оценки спортивной формы, в частности, сроков ее сохранения, на основе преимущественного использования какого-либо одного из показателей, при условии, что он имеет достаточно интегративный характер. Серьезного внимания в этом отношении заслуживают показываемые в процессе соревнований спортивные результаты. По сравнению с любым другим показателем результат состязаний дает наиболее полную характеристику спортивной формы, причем именно в реальных условиях спортивной борьбы, которые должны приниматься в расчет для оценки возможностей спортсмена.
Современные спортивные достижения достигли такого высокого уровня, что нужны принципиально новые подходы к построению тренировочного процесса и, особенно, к сохранению здоровья спортсмена. Современные исследования позволяют ставить вопрос о необходимости нового подхода к планированию физических нагрузок с учетом индивидуального состояния организма спортсмена.
Таким образом, проведя анализ соревновательной деятельности и ее роли в подготовке спортсменов можно отметить, что СД предусматривает демонстрацию и оценку возможностей спортсменов в различных видах спорта в соответствии с присущими им правилами, содержанием двигательных действий, способами соревновательной борьбы и оценки результатов.
Четкие и полные знания о содержании и результатах соревновательной деятельности в каждом отдельном виде спорта необходимы прежде всего для:
— внесения своевременных коррекций в планы подготовки;
— повышения эффективности тактической подготовки, в частности, выбора тактического варианта выступления в конкретном соревновании, адекватного цели выступления и возможностям предполагаемых соперников;
— моделирования в тренировке условий протекания реальных состязаний.
Содержание и особенности соревновательной деятельности
Содержание и особенности соревновательной деятельности.
Соревновательная деятельность предусматривает демонстрацию и оценку возможностей спортсменов в различных видах спорта в соответствии с присущими им правилами, содержанием двигательных действий, способами соревновательной борьбы и оценки результатов.
Четкие и полные знания о содержании и результатах соревновательной деятельности в каждом отдельном виде спорта необходимы прежде всего для:
— внесения своевременных коррекций в планы подготовки;
— повышения эффективности тактической подготовки, в частности, выбора тактического варианта выступления в конкретном соревновании, адекватного цели выступления и возможностям предполагаемых соперников;
— моделирования в тренировке условий протекания реальных состязаний.
Соревновательная деятельность оказывает большое воздействие на организм спортсмена. Это связано и с ее экстремальными двигательными режимами (максимальная скорость движений и действий; проявление максимальной силы, выносливости; координационная сложность действий с элементами риска и др.), и с нервно-эмоциональными напряжениями, стрессовыми воздействиями, связанными с социальным статусом соревнований, их престижностью и др.
Поэтому в последние годы изучению закономерностей соревновательной деятельности стало уделяться значительно большее внимание.
Соревновательная деятельность спортсмена имеет фазовый характер.
Фазовая структура соревновательной деятельности спортсмена