Ремонт делается топором и кувалдой, восстанавливая работоспособность поломанного предмета или механизма, и не ставит своей целью сохранить внешний вид изделия.
Реставрация, напротив, особое внимание уделяет поверхности, радующей глаз обладателя какой-нибудь древней безделушки. Хорошо, конечно, если она ещё и работает как надо, но это не главное.
Живопись картин маслом.
В таких случаях мы производим чистку красочного слоя картин, удаление ненужных пятен, приклеиваем отслаивающуюся краску, а если она утеряна, грунтуем поверхность оголённого холста и наносим новый красочный слой, восстанавливая живопись (с известной долей фантазии, конечно).
Картины художественные
Основа картин.
Мы производим чистку основы картин, замену или ремонт подрамника, производим подтяжку холста, разглаживаем выпячивания или впуклости на холсте, заклеиваем дыры, грунтуем поверхность заплаток и наносим новый красочный слой, восстанавливая живопись (с известной долей фантазии, конечно).
Рамы и рамки.
В этом случае мы производим чистку рам и окладов, восстанавливаем цвет и лаковое покрытие, наращиваем вмятины и сколы, восстанавливаем отвалившуюся лепнину, производим полный ремонт рамы (оклада) с изготовлением утраченных или совсем пришедших в негодность деталей.
РЕСТАВРАЦИЯ НА САЙТЕ «ХУДГРАФИК» — https://artgraphic.su/restavracija.html
Как правило, для нормальной реставрации требуется много времени. Работы, связанные с приклейкой, грунтовкой, покраской, лакировкой, даже при небольшой трудоёмкости, могут занять несколько недель, поскольку за нанесением каждого слоя следует просушка (хотя бы двое суток), а слоёв может наноситься и пять, и десять. С этой точки зрения безразлично, реставрировать всю раму, например, или пятнышко на ней размером Определение срока грядущей реставрации — весьма приблизительный и потому даже бессмысленный процесс, так как здесь многое зависит от того, «как пойдёт».
Анекдот
Турист купил в Италии ценную картину эпохи Возрождения. Опасаясь, что на границе её задержит таможня, он попросил местного художника написать поверх неё незамысловатый пейзаж. Приехав домой, турист сдал картину в реставрационную мастерскую, чтобы там смыли намалёванное сверху. Через некоторое время ему позвонил реставратор:
— Тут такое дело. Верхний пейзаж я смыл, но вместе с ним сползла и картина эпохи Возрождения. неё показался портрет Муссолини. Продолжать работу, или уже достаточно?
РЕСТАВРАЦИЯ НА САЙТЕ «ХУДГРАФИК» — https://artgraphic.su/restavracija.html
Абсолютно невозможно определить реставрационных работ. Мы можем лишь угадывать, сколько труда потребует то или иное дело.
С другой стороны, заказчику, конечно же, заранее хочется определённости. Поэтому, чтобы не обделить себя, мы придумали следующую систему изъятия денег из клиентов.
Таблица 1 Способы оценки реставрационных работ
параметр
способ оценки
после окончания работ
до начала работ
как оценивается
по фактически отработанному времени
от Фени, или по таблицам типа табл. 2, или по аналогичным работам из этого архива или других
точность оценки
стопроцентно точная
весьма приблизительная
когда платить
100% после окончания работ
100% до начала работ
сколько выйдет денег
столько, сколько отработано
столько, сколько насчитали, и плюс ещё 30% страховки от ошибки
результат
вы заплатите столько, сколько стоила работа
скорее всего, вы заплатите больше
Напоследок можем сообщить, что реставрации, скажем, рамки, которая сама по себе стоит может вылиться в Так что вам решать, заказывать реставрацию или проще купить новую
РЕСТАВРАЦИЯ ИКОН, ОКЛАДОВ, РАМОК ИКОН НА САЙТЕ «ХУДГРАФИК» — https://artgraphic.su/restavracija-ikon-lipeck.html
Фотоиконы.
Не знаю, как было в «древние времена», но
Поэтому мы изо всех сил пытаемся реставрировать старые (смотреть реставрацию оклада из архива). Мы можем также создать аппликацию из искусственных цветов и покрыть всё это разными красками, заменив этим гербарием оклад.
Рамки, станки и киоты.
РЕСТАВРАЦИЯ ИКОН, ОКЛАДОВ, РАМОК ИКОН НА САЙТЕ «ХУДГРАФИК» — https://artgraphic.su/restavracija-ikon-lipeck.html
некоторых работ по реставрации икон может быть определена достаточно точно (смотреть
Таблица 1 некоторых работ по реставрации икон
вид работ
примечания
разборка-сборка
Разобрать икону в старом киоте полностью
222 руб.
Разобрать икону в современном киоте
50 руб.
Изготовить задник из фанеры или ДВП
238 руб.
Вырезать и вымыть новое стекло
163 руб.
Размер до 0,12 кв.м
Упаковать икону в глубокую новую раму
1300 руб.
Собрать икону в новый киот
200 руб.
иконы
Расчистка лицевой поверхности фотоикон и лубков (литографий) от загрязнений
2,7
Расчистка лицевой поверхности настоящих икон от загрязнений
3
оклады
Чистить оклад из жести
1,1
Чистить оклад из фольги
2,1
Изготовление нового оклада икон в виде аппликации из цветов и покрытие краской
1125 руб.
Размер до 0,12 кв.м
Красить оклад пульвером
200 руб.
рамы и киоты
Заменить рамку на иконе с окладом из фольги на псевдокиот наборный из багета (разобрать, изготовить станок, остеклить, собрать)
Заменить киот на иконе с окладом из фольги (разобрать, отмыть стекло, сделать задник, приклеить икону, рихтовать оклад, сделать и установить проставки, собрать)
1275 руб.
разное
РЕСТАВРАЦИЯ ИКОН, ОКЛАДОВ, РАМОК ИКОН НА САЙТЕ «ХУДГРАФИК» — https://artgraphic.su/restavracija-ikon-lipeck.html
Всё это сильно удешевляет икону.
РЕСТАВРАЦИЯ ИКОН, ОКЛАДОВ, РАМОК ИКОН НА САЙТЕ «ХУДГРАФИК» — https://artgraphic.su/restavracija-ikon-lipeck.html
Описание объекта реставрации и характер повреждений.
РЕСТАВРАЦИЯ ИКОН, ОКЛАДОВ, РАМОК ИКОН НА САЙТЕ «ХУДГРАФИК» — https://artgraphic.su/restavracija-ikon-lipeck.html
Описание объекта реставрации и характер повреждений.
После препарации этой сборки выяснилось следующее. По краям лубка вырваны солидные куски (4), в поле оттиска также имеются дыры. Лубок хранился в сырости, обветшал и покрыт сверху лакообразной субстанцией, затемняющей изображение пятнами. В местах наиболее мощного воздействия влаги изображение совсем сползло с бумаги (5) В таких местах микромицеты практически сожрали бумагу лубка, отчего её толщина сходит на нет.
РЕСТАВРАЦИЯ ИКОН, ОКЛАДОВ, РАМОК ИКОН НА САЙТЕ «ХУДГРАФИК» — https://artgraphic.su/restavracija-ikon-lipeck.html
РЕСТАВРАЦИЯ ИКОН, ОКЛАДОВ, РАМОК ИКОН НА САЙТЕ «ХУДГРАФИК» — https://artgraphic.su/restavracija-ikon-lipeck.html
Ради сопряжения с рамой мы выпрямили оклад до плоского состояния, а для компенсации выпуклости иконы по краям подсунули
Поскольку восстановить омеднение в наших условиях невозможно, было решено покрыть оклад медным акрилом.
Рама (псевдокиот) набрана из трёх видов багета. Чтобы прижать икону к раме задником, пришлось организовать 2 контактных места в виде мягких прокладок и удерживающих их шурупов (8). Поскольку икона вся кривая, в одном контактном месте использован деревянный подпятник.
РЕСТАВРАЦИЯ ИКОН, ОКЛАДОВ, РАМОК ИКОН НА САЙТЕ «ХУДГРАФИК» — https://artgraphic.su/restavracija-ikon-lipeck.html
Основная трудность возникла при работе с окладом. Поскольку рама, в отличие от киота, не открывается спереди, все работы по установке иконы в раму приходится вести через её задничную часть, за что нами гордятся все медики города Липецк. Чтобы края оклада попали в отведённое для них место, пришлось усилить мягкие борта киота, приклеив к ним пластмассовые полосы. Отгрызенные части краёв оклада восстановлены в углах алюминиевой фольгой.
Оклад от задника мы не отделяли, только приклеили его получше. При установке иконы задник наложен на раму и привинчен.
Фотография не выпрямлялась.
Как примерно должна выглядеть эта конструкция, смотреть там.
В Липецкой области безвозмездно реставрируют иконы
Елецкие студенты безвозмездно реставрируют старинные иконы. Вместе с заведующей отделением Людмилой Лешкович девушки помогают возвращать к жизни разрушенные временем и не только настоящие памятники старины. Иконы к молодым реставраторам попадают из музеев, церквей, частных коллекций. Нередко помощь необходима семейным реликвиям, переходящим по наследству из поколения в поколение. В основном это иконы XIX века, но бывает, что попадаются экземпляры лет на сто старше. Старые иконы находят в дверных проемах, на чердаках, куда их прятали во времена гонений на религию.
Полезная пробка
– Каждую икону, которая попадает к нам, мы тщательно исследуем. Изучаем историю ее происхождения, определяем породу дерева, пытаемся установить автора и манеру его исполнения, – рассказывает Людмила Лешкович. – Затем на общем консилиуме определяем программу реставрации.
Как правило, реставрация начинается с укрепления слоя краски. Для этого используют специальный рыбий клей. Иногда в него добавляют мед. С помощью шприца состав наносят на икону и аккуратно, пальцами рук или небольшим шпателем, укладывают его на проблемное место.
– Затем необходимо на оборотной стороне произвести инъекцию керосином, чтобы избавиться от жука-точильщика, настоящего убийцы старых икон, а после покрыть ее воском, – поясняет первокурсница Татьяна Нарышкина, тщательно очищавшая с помощью наждачной бумаги икону от копоти, грязи, старого лака. – На этом, пожалуй, начальный этап реставрации заканчивается.
Дальше следует нанесение реставрационного грунта, и его скрупулезная затирка, чем как раз и занималась однокурсница Татьяны Ирина Семенихина. Ирина восстанавливает икону Елецкой Пресвятой Богородицы.
– Затирать грунт очень удобно пробкой от шампанского, – улыбается девушка, поймав наш недоуменный взгляд.
После затирки грунта наступает время нанесения тонировки. Для этого реставраторы стараются подобрать краски, схожие по составу с теми, которыми работал мастер. Нередко при тонировании икон применяется эмульсия с использованием белого вина и яичного желтка. Результаты получаются отличные.
Своя судьба, своя история
Иконы попадают к Людмиле Лешкович и ее ученицам разными путями. Кто-то узнает о том, что в колледже реставрируют иконы, через социальные сети, другим помогает старый проверенный способ – «сарафанное» радио.
– Каждый человек, который обращается к нам за помощью, не просто приносит икону, он приходит со своей историей, которая нередко оказывается весьма драматичной, – говорит Людмила Анатольевна. – Так, нам принесли Икону Знамение Пресвятой Богородицы. В годы войны она находилась в одном из домов Рыльска Курской области. Когда в город вошли фашистские войска, владельцы иконы каждый день молились ей. Они были уверены, что только благодаря Богородице остались живы, в то время как многие их соседи и знакомые погибли в годы оккупации или были угнаны в Германию. Для их потомков икона – настоящая семейная реликвия, хотя в художественном плане она не представляет большой ценности.
Порой иконы оказываются в настолько удручающем состоянии, что проще написать новую, чем восстановить старую. Такую икону принесли пожилые женщины из одного села Воронежской области. Долгих двести километров проделали они пешком.
Людмила пыталась объяснить женщинам, что икона не подлежит реставрации, потому что восстанавливать, по сути, уже было нечего. Но они твердили, что икона эта – намоленная, и просили восстановить её для своего деревенского храма. Ну, что тут поделаешь – пришлось внять мольбам.
– Под густым слоем грязи, копоти, сильно потемневшего лака было абсолютно непонятно, что изображено на иконе, – вспоминает студентка Диана Голак, в чьи руки попала икона. – Бабушки уверили, что это икона Вознесения Господня, но после того как удалось снять несколько слоев лака, мы установили, что икона эта – Преображения Господня. Чтобы привести ее в божеский вид, предстоит еще немало потрудиться.
Вседержитель мироточащий
Чтобы отреставрировать икону, уходят долгие месяцы, а порой и годы кропотливого труда. Так произошло с иконой XIX века Вознесение Господне, найденной в елецком храме Архангела Михаила. Ее реставрация длилась в течение двух лет, и сейчас восстановленная икона – украшение храма.
Как долго может растянуться процесс восстановления иконы, реставраторы не всегда могут и сами предположить. В одних случаях расчистка поверхности и раскрытие изображение святых идут достаточно быстро. В других – эта работа может и вовсе застопориться. По нескольку раз приходится подбирать состав растворителей, и не факт, что очередной вариант подействует.
– В процессе реставрации можно столкнуться с разными сюрпризами, – интригует Людмила Лешкович. – На любом этапе что-то может пойти не так, а то и вовсе икона замироточит.
В этом году такой случай произошел с иконой Господа Вседержителя, которую житель Ельца нашел на чердаке своего дома.
– Икона находилась в ужасном состоянии из-за долгого пребывания в сырости, вся краска взбухла и приподнялась, – продолжает заведующая отделением. – Мы нанесли реставрационный грунт, сделали тонировку краской, больше года длилась работа над ней, и тут… икона замироточила. Мира представляла собой коричневую, пахучую, как духи жидкость. Текла она из наиболее пострадавших на иконе мест. Пришлось начинать все сначала.
«Спасибо» в виде шуруповерта
За восстановление икон студентки денег не берут. Работают на общественных началах. Но взамен не откажутся от расходных материалов для реставрации. И люди помогают, чем могут. Скипидар, керосин, растворители, да хотя бы то же вино. Все в хозяйстве пригодится.
Недавно в благодарность за отреставрированную икону мужчина подарил шуроповерт. Реставраторы рады и такому подарку. Ведь в процессе реставрации иногда приходится заниматься и столярными работами.
Сергей Банных, «Молодежный вестник», фото Геннадия Логунова
Рукописные иконы.Мастерская «Херувим», Липецк запись закреплена
Ирина Кривонос
Здравствуйте! Мы запустили новый проект «Я умею»- это рынок услуг и изделий ручной работы, на котором Вы можете предложить свои услуги, а также найти специалистов в различных сферах услуг. Проект пока только начал свой путь, поэтому Вам одному из первых предлагаем рассказать о своих талантах в группе. https://vk.com/ican_lipetsk ПУБЛИКАЦИИ БЕСПЛАТНЫЕ. наша цель-объединить разрозненные мастерские в одном сообществе для более продуктивного сбыта своих услуг.
Рукописные иконы.Мастерская «Херувим», Липецк запись закреплена
Верую † Православие
Будем друг за друга молиться, чтобы в вечности не разлучиться.
Старец Митрофан Жировицкий
Рукописные иконы.Мастерская «Херувим», Липецк запись закреплена
Храм во имя иконы Божией Матери Трех Радостей
Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский о необходимости поминовения усопших.
Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века
Неутешна и безгранична должна бы была быть наша скорбь об умирающих наших близких, если бы не даровал нам Господь жизнь вечную. Бессмысленна была бы наша жизнь, если бы она кончалась со смертью. Какая польза тогда от добродетели, от добрых дел? Правы тогда говорящие «станем есть и пить, ибо завтра умрем!» Показать полностью.
Но создан человек для бессмертия, а Своим Воскресением Христос разверз врата Небесного Царства, вечного блаженства, в Него веровавшим и праведно жившим. Земная наша жизнь – подготовление к будущей, и смертью нашей заканчивается та подготовка. «Человеку надлежит однажды умереть, потом же суд». Оставляет тогда человек все свои земные попечения, распадается тело, чтобы вновь восстать в общее воскресение. Но душа его продолжает жить и ни на миг не прекращает своего существования. Многими явлениями умерших дано нам отчасти знать, что происходит с душой, когда она выходит из тела. Когда прекращается ее зрение телесными очами, тогда открывается ее духовное зрение. Часто оно начинается у умирающих еще до кончины, и они, еще видя окружающих и даже разговаривая с ними, видят то, что другие не видят. Выйдя же из тела, душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она стремится к тем, которые более сродны по духу, а если, находясь в теле, она была под влиянием некоторых, то остается в зависимости от них, выйдя из тела, как бы неприятны они ни оказались при встрече. В течение двух дней душа пользуется относительной свободой, может посещать места на земле, ею любимые, а на третий день направляется в иные пространства. При том она проходит через полчища злых духов, преграждающих ей путь и обвиняющих ее в различных грехах, на которые они сами ее соблазняли. Согласно откровениям, имеется двадцать таких преград, так называемых мытарств, на каждом из них испытуется тот или иной вид греха; пройдя через одно, душа попадает на следующее, и, лишь благополучно пройдя через все, душа может продолжать свой путь, а не быть сразу ввержена в геенну. Насколько ужасны те бесы и их мытарства, показывает то, что Сама Богородица, извещенная архангелом Гавриилом о предстоящей кончине, молила Сына Своего избавить Ее от тех бесов, и, исполняя Ее молитву, Сам Господь Иисус Христос явился с Неба принять душу Своей Пречистой Матери и вознести на небо. Страшен бывает третий день для души усопшего, и посему особенно нуждается она тогда в молитве о ней. Благополучно пройдя мытарства и поклонившись Богу, душа в течение еще тридцати семи дней посещает селения небесные и пропасти адские, не зная еще, где она окажется, и лишь на сороковой день определяется ее место до Воскресения мертвых. Одни души находятся в предвкушении вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью наступят после Страшного Суда. До тех пор возможны еще перемены в состоянии душ, особенно через приношение за них Бескровной жертвы (поминовение на литургии), а также и по другим молитвам. Насколько важно при этом поминовение за литургией, показывает следующее событие. Перед открытием мощей св. Феодосия Черниговского (1896 г.) совершавший переоблачение мощей священник, уморившись, сидя возле мощей, задремал и увидел перед собой святителя, сказавшего ему: «Благодарю тебя, что для меня потрудился. Еще прошу тебя, когда будешь совершать литургию, помяни моих родителей», – и назвал их имена (иерея Никиту и Марию). «Как ты, святитель, просишь у меня молитв, когда сам стоишь у престола небесного и подаешь людям милости Божий?» – спросил священник. «Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение за литургией сильнее моей молитвы». Посему полезны усопшим и панихиды, и домашние молитвы о усопших, и добрые дела, творимые в их память, как, например, милостыня, жертвы на церковь, но особенно полезно для них поминовение за Божественной литургией. Много было явлений усопших и других событий, подтверждающих, насколько благодетельно поминовение усопших. Многие умершие с покаянием, но не успевшие то проявить при жизни освобождались от мук и получали упокоение. В церкви всегда возносятся молитвы о упокоении усопших, и даже в день сошествия Святого Духа в коленопреклоненных молитвах, на вечерне, есть особое моление «о еже в аде держимых». Каждый же из нас, желая проявить свою любовь к усопшим и оказать им действительную помощь, лучше всего это может сделать через молитву о них, в особенности поминовением их на литургии, когда вынимаемые за живых и усопших частицы опускаются в кровь Господню со словами «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего и большего не можем мы сделать для усопших, как молиться о них, подавая за них поминовение на литургии. В этом они нуждаются всегда, а особенно в те сорок дней, в которые душа усопшего проходит свой путь до вечных обителей. Не чувствует ничего тогда тело, не видит собравшихся близких, не обоняет благоухание цветов, не слышит надгробных речей. Но ощущает душа возносимые о ней молитвы, благодарна бывает тем, кто творит их, и духовно бывает близка им. Родные и близкие усопших! Делайте для них то, что им нужно и что в ваших силах. Тратьте средства не на внешние украшения гроба, могилы, а на помощь нуждающимся, в память усопших близких, на церкви, где возносятся о них молитвы. Окажите милость усопшему, позаботьтесь о душе его. Всем нам предстоит тот путь; как будем тогда желать, чтобы молитвенно помянули нас! Будем же и сами милостивы к усопшим. Как только кто преставится, немедленно зовите или извещайте священника прочитать «Последование по исходе души», которое должно читать над всеми православными сразу по их кончине. Постарайтесь, чтобы, если есть возможность, отпевание происходило в церкви и до отпевания над покойником читалась Псалтирь. Отпевание может совершаться и не пышно, но обязательно полностью, без сокращения; думайте не о себе и своих удобствах, а об усопшем, с которым прощаетесь навеки. Если одновременно в церкви несколько покойников, не отказывайтесь от того, чтобы их отпевали совместно. Лучше двух или больше покойников и еще горячее будет молитва собравшихся всех их близких, чем будут отпевать их по очереди и, не имея сил и времени, будут сокращать службу, когда каждое слово молитвы для усопшего есть как капля воды жаждущему. Обязательно позаботьтесь сразу о совершении сорокоуста, т.е. ежедневном поминовении в течение 40 дней на литургии. Обычно в церквах, где происходит ежедневное священнослужение, отпетые там усопшие поминаются в течение сорока дней и больше. Если же отпевают в церкви, где нет ежедневной службы, близкие должны сами позаботиться и заказать сорокоуст там, где ежедневная служба. Хорошо посылать также на поминовение в монастыри и в Иерусалим, где постоянная служба у святых мест. Но нужно сорокоуст начинать сразу после кончины, когда душа особенно нуждается в молитвенной помощи, и посему начать поминовение в ближайшем месте, где ежедневная служба. Будем заботиться о уходящих в иной мир прежде нас, дабы для них сделать все, что можем, помня, что «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут».
Довольно добротно сделанные древние киоты насквозь проедены червеобразными насекомыми. Многочисленные выходные отверстия их туннелей диаметром до 1 мм видны на поверхности. Плотность отверстий увеличивается в нижней части киотов, нижние доски и нижняя часть боковых досок активно крошатся, на глазах превращаясь в пыль, и это говорит о том, что иконы, скорее всего, имели прямой контакт с водой. Возможно, иконы долгое время висели на активно сыреющей стене.
Позолота с фольги оклада одной иконы частично сползла, фольга окантовки также частично утратила позолоту, латунь фольги окислена и активно покрывается малахитом. Стекло разбито.
Жестяной оклад другой иконы также сильно окислен, местами наблюдаются точечные прободения золотого покрытия.
Сами иконы покрыты грязевыми отложениями. Лик на одной иконе наполовину утрачен.
Букетик искусственных цветов на окладе одной из икон полностью выцвел.
РЕСТАВРАЦИЯ ИКОНЫ С УКРЕПЛЕНИЕМ КИОТА НА САЙТЕ «ХУДГРАФИК» — https://artgraphic.su/ukreplenie-kiota.html
РЕСТАВРАЦИЯ ИКОНЫ С УКРЕПЛЕНИЕМ КИОТА НА САЙТЕ «ХУДГРАФИК» — https://artgraphic.su/ukreplenie-kiota.html
РЕСТАВРАЦИЯ ИКОНЫ С УКРЕПЛЕНИЕМ КИОТА НА САЙТЕ «ХУДГРАФИК» — https://artgraphic.su/ukreplenie-kiota.html
Икона в процессе разборки,
Промежуточная рама в киоте
Таблица 2 реставрации иконы с окладом из жести
вид работ
руб.
Чистить оклад
250
Снять ветхую тряпочку и постирать
150
Надеть оклад и тряпочку на икону
300
Раму красить (2 слоя)
100
Вынуть из киота деревянную вставку, установить стекло и вставку в киот
650
Изготовить прокладку, привинтить к заднику, собрать икону
600
Итого :
2050
Остекление.
Положение внезапно осложнилось тем, что со временем киоты повело, и развился — обычный дефект деревянных коробчатых конструкций. Отклонение от плоскостности киота доходит до 1 см. Чтобы стекло легло в отведённое для него место и не лопнуло во время притяжки задника, пришлось предварительно выправлять плоскостность киота натяжкой и штифтованием, чем и объясняется высокая стоимость сборки иконы.
При этом мы выражаем определённую надежду, что стекло не треснет со временем текущих процессов коробления в киоте.