реставрация икон в архангельске
Реставрация икон в Архангельской области
Попробуйте дистанционные услуги
Отзывы клиентов
Специалист из Москвы
Алена оставилa отзыв
Специалист из Москвы
Сергей оставил отзыв
Специалист из Санкт-Петербурга
Виктор оставил отзыв
Специалист из Москвы
Алена Бондарева оставилa отзыв
Реставрация предметов интерьера
Специалист из Москвы
Ирина оставилa отзыв
Реставрация предметов интерьера
Специалист из Москвы
Дмитрий оставил отзыв
Реставрация предметов интерьера
Специалист из Москвы
Виктория оставилa отзыв
Специалист из Санкт-Петербурга
Роман оставил отзыв
Специалист из Санкт-Петербурга
Елена оставилa отзыв
Вы часто спрашиваете
Заработайте на том,
что делаете лучше всех
Будни: с 6 до 22
Выходные: с 8 до 22
Информация, опубликованная на данном сайте, предназначена для любой аудитории, если иное не указано дополнительно в отношении отдельных материалов.
Реставрация икон в Архангельской области
Попробуйте дистанционные услуги
Отзывы клиентов
Специалист из Москвы
Алена оставилa отзыв
Специалист из Москвы
Сергей оставил отзыв
Специалист из Санкт-Петербурга
Виктор оставил отзыв
Специалист из Москвы
Алена Бондарева оставилa отзыв
Реставрация предметов интерьера
Специалист из Новосибирска
Сергей оставил отзыв
Реставрация предметов интерьера
Специалист из Москвы
Ирина оставилa отзыв
Реставрация предметов интерьера
Специалист из Москвы
Елена Артемьева оставилa отзыв
Специалист из Москвы
Павел оставил отзыв
Специалист из Москвы
Станислав оставил отзыв
Вы часто спрашиваете
Заработайте на том,
что делаете лучше всех
Будни: с 6 до 22
Выходные: с 8 до 22
Информация, опубликованная на данном сайте, предназначена для любой аудитории, если иное не указано дополнительно в отношении отдельных материалов.
Один день с реставратором икон
Реставратор икон Кирилл Светогор родился в Москве, учился на врача, участвовал в митингах у Белого дома в 90-х, восстанавливал храмы в Новгороде, Рязани, Архангельске. Сегодня он начинает утро с кофе и Интернета, целый день работает в мастерской, расположенной в одной из бывших «горьковских ночлежек», служит реставратором при церкви Трёх Святителей на Кулишках в Хитровском переулке, воспитывает двоих детей и считает себя сторонним от политики человеком.
По дороге в мастерскую на дне Хитровки
Мастерская реставратора икон – это небольшая комната в помещении при храме Трёх Святителей на Кулишках. Рабочего графика у художника нет: он приезжает сюда, когда считает нужным.
От метро «Китай-город» до мастерской Светогора пешком идти меньше десяти минут. На Лубянском проезде много людей, движения и шума. Реставратор проходит гудящую проезжую часть и уже через пять минут сворачивает в безлюдный Подколокольный переулок. Художник одет в простую чёрную футболку, джинсовую куртку на молнии и широкие, чуть растянутые штаны. В руках – рулон пергаментной бумаги.
«Это обёрточная. Для икон», – поясняет мастер.
Бывшие «ночлежки» из горьковского «На дне» принадлежат храму, в котором и работает художник. Лабиринты узких коридоров и переходов, чуть обшарпанные стены, тусклый свет, сильный запах воска и ладана. Кажется, что им пропитано всё здание.
«Свой дорогу найдёт, а чужому незачем сюда соваться, – цитирует «Москву и москвичей» Гиляровского Светогор. – Та самая Хитровка, о которой писали Горький, Акунин. Там, где до революции были «воровские подземелья», сегодня – жилые дома».
«Я застал тот период, когда в реставрацию можно было попасть «с улицы», практически случайно. А сейчас можно либо по большому знакомству, либо с дипломом о высшем образовании, – говорит художник. – Мне предложили поехать подсобным рабочим в Архангельскую область на реставрационные работы. Два месяца я там проработал, потом просто приходил, чего-то помогал, и меня зачислили в штат Межобластного научно-реставрационного художественного управления помощником художника-реставратора: иконы, древнерусская живопись».
На столах мастерской в случайном порядке лежат кисти, молотки, скипидар, краски, тряпки, отвёртки, скальпели. Шкафы и тумбы завалены скомканной газетной бумагой и пергаментом. Полки уставлены книгами о христианстве и стеклянными бутылками с потускневшими от времени этикетками: портвейн, коньяк, водка, джин.
«Это растворители, вы не думайте. У меня алкоголь спрятан».
На стеллаже с иконами – деревянный каретный сундук XVII века.
«Его кто-то в храм отдал, ну, я и попросил. Шкафчик из него сделал».
Восстанавливать святое
Кирилл показывает несколько икон, с которыми ещё предстоит работать: потемневшие, в копоти, трещинах, с отколами и царапинами. Трудно поверить, что это вообще подлежит восстановлению.
«Бывают иконы «записанные». Икона потемнела, её взяли и сверху «подписали» – освежили краски. Например, на иконе XIV века может быть до десяти записей. Многие древние иконы сохранились только благодаря тому, что их «записали». Некоторые иконы восстанавливают по нескольку лет, хотя, в среднем, на восстановление одной иконы
уходит месяц, когда более-менее всё понятно».
Художник останавливается у шкафа, на котором пылится огромное распятие.
На рабочем столе, сооружённом из американской швейной машинки Зингер, лежит икона Николая Чудотворца. Кирилл тонкой кистью тонирует поле иконы. Это завершающий этап реставрации.
«Эта икона была в копоти да ещё и покрыта сверху яхтовым лаком. Мне пришлось кое-где его поснимать, насколько это было возможно. Лик Николая был чёрным».
– А это ничего не значит? Почерневший лик святого?
– Нет. Я в такие вещи не верю, – отмахивается Светогор.
Профильного образования у московского художника нет: он всему учился сам. В реставрации, по словам Светогора, усидчивость важнее художественных навыков. 80 % работы – это понимание того, где, что и как нужно восстановить. Остальные 20 % – укрепление живописи, расчистка, промывки.
За окном маленькой каморки реставратора шумит поливальная машина. Кирилл бережно оборачивает икону бумагой и покрывалом, заклеивает скотчем. По словам Кирилла, после завершения восстановительных работ у реставратора ещё несколько дней сохраняется ощущение сотворённого чуда.
«Она уходит в свою жизнь, вещь эта. Она уже тебе не принадлежит», – тихо говорит художник.
Когда икона – это бизнес
Мы ждём, пока за иконой придёт хозяин. Светогор достаёт из холодильника шоколадные конфеты, лимонад и виноградную водку. Обедает он обычно здесь же, в мастерской. Говорит, что в кафе не ходит, потому что одному есть скучно, а компания не всегда находится.
«Хотите выпить»? – вспомнив, что в этот раз компания у него есть, спрашивает он.
За отреставрированной иконой приходит высокий мужчина средних лет в респираторе. Здоровается, забирает работу, отдаёт деньги и молча, не прощаясь, уходит.
«Икона не должна превращаться в бизнес. По-хорошему, реставрация тоже, но что делать? Кушать-то хочется, – сетует художник. – Платят мало. Чтобы кушать – нужно сделать много. Например, реставрация аналойной иконы стоит от пяти до десяти тысяч рублей. Для сравнения: написание аналойной иконы – от 15 до 30 тысяч рублей. А время на это уходит одинаковое. У реставраторов работа не сложнее и не легче, чем у иконописцев. Она просто другая».
В трёх минутах от Храма
Из мастерской мы выходим на улицу, к старым ночлежным домам, а затем в арку, ведущую во двор некогда существовавшего трактира «Каторга». В переходе Светогор встречает знакомого художника, перекидывается с ним парой слов, после чего останавливается и закуривает.
«Каждый год мы что-нибудь утрачиваем безвозвратно. Должна быть какая-то идея сохранения русского наследия. Что-то разрушено. Вы извините, я, наверное, не по теме?»
Мы молча направляемся в храм Трёх Святителей. От мастерской Светогора до него – три минуты спокойным шагом.
«Вот наша политика? – поразмыслив, продолжает он. – На словах она, вроде как, правильная: укрепим страну, поднимем её. А на деле-то ничего нет. Я вообще человек аполитичный: живу своей жизнью, ни во что не вмешиваюсь. В своё время вмешивался. Ходили на эти баррикады, как дураки. Зачем – непонятно. Сидели вокруг Белого дома в 1991 году. Была большая тусовка, люди почувствовали какую-то свободу, пели песни под гитару. Но сейчас – другое. Надо что-то делать, а не протестовать. Создавать какие-то серьёзные партии, куда будут приходить люди, идеологически близкие друг другу. Не революцию же делать, хватит уже. В своё время многие осуждали Столыпина. А потом, спустя годы, все поняли, что это единственный человек, который что-то сделал для России».
На первом этаже храма пусто, темно и даже слегка мрачно: нет людей и света. Кирилл показывает отреставрированный иконостас и предлагает подняться на второй этаж, чтобы посмотреть иконы.
«Реставрация – достаточно современное явление. По сути, реставрационные работы начали проводить в конце XIX века, а развитие всё это получило и того позже – где-то в 30-годах XX столетия, наверное, когда храмы закрывались, а иконы куда-то свозились. В запасниках московского исторического музея до сих пор лежит около миллиона икон.
Вообще, все известные иконы были отреставрированы до 70-го года. Когда я работал в Межобластном научно-реставрационном художественном управлении, нам, в основном, поступали иконы с периферийных музеев, потому что в той же Третьяковке и Историческом музее были свои реставраторы. У нас были Рублёвский музей, Тверская
картинная галерея, Успенский собор в Рязани. Из Каргополя иконы были, из Новгорода».
Завершающий этап
Из мастерской Светогор выходит под вечер. Гасит свет, запирает дверь на ключ.
«Я обычно ухожу часов в восемь-девять. Иногда жена ко мне заезжает после работы, а иногда – друзья заходят. Пытался детей заинтересовать иконописью, реставрацией – не вышло. У них свои интересы. Впрочем, я поддерживаю их выбор.
А ты сам… Зимой делаешь иконы, летом едешь на объект – восстанавливать иконостас в храме, например. Есть работа, нет работы – то густо, то пусто. Бывает, понимаю, что через два дня отдам икону и всё, после – ничего нет. Постоянно думаешь, что же будет завтра. Вот тогда жить немного страшно».
Отреставрированные по уникальному методу иконы выставлены в Архангельском музее ИЗО
Выставка «Служение образу. Реставратор Александр Мурашов» завершается в Архангельском музее изобразительных искусств (пл. Ленина, 2). Последний день экспозиция работает 15 апреля.
Заведующая отделом древнерусского искусства доктор искусствоведения Татьяна Кольцова рассказала, что к выставке музей издал буклет с перечнем основных работ мастера, а также подготовил видеоряд, где показано, какими иконы были до и какими стали после реставрации.
«В экспозиции представлены отнюдь не все работы Александра Мурашева. Он отреставрировал в три раза больше икон, чем увидит зритель, и сотни их «укрепил», — подчеркнула Татьяна Кольцова. — Порой из экспедиции приходят образы, которые нельзя даже поставить — повредится живопись. Такие иконы сразу попадают на стол к специалисту».
На выставке представлены уникальные по методу реставрации образы. Как рассказала доктор искусствоведения, икона Богородицы из Пятницкого придела храма Воскресения Христова в с.Матигоры попала к Александру Мурашеву в тяжелом состоянии: «Икона несколько десятилетий пролежала в воде, и плесенью была поражена деревянная основа и паволока — основа холста, на которой лежит слой живописи и грунта. К этому образу реставраторы боялись подступиться. Когда Александру Мурашеву передали икону, то главная задача была — консервация. Мы, конечно, не ожидали, что эту работу он доведет до конца. Реставрация длилась более пяти лет. Это был уникальный процесс, когда живопись с грунтом отделили от доски. Потом обработали основу, тыльную сторону холста, размягчили холст с живописью и попытались и, к счастью удачно, посадить все назад».
Татьяна Кольцовой объяснила, что подобным образом реставрировали иконы и прежде, однако методику для этого конкретного образа реставратор придумал сам, конечно, советуясь с коллегами. «Не каждый возьмется за такую работу, потому что универсальных методов нет, икона как человек, второй такой не будет, и каждая преподносит свои сюрпризы реставратору».
Александр Петрович Мурашов – один из ведущих реставраторов темперной живописи в Архангельской области. Родился в 1953 году в Хабаровске. Окончив Красноярское художественное училище в 1980 году, начал творческий путь как художник. Несколько лет работал художником-оформителем на Сахалине. Мурашов пришел на работу в Архангельский музей изобразительных искусств в 1985 году – и на протяжении тридцати лет бессменно работает художником-реставратором темперной живописи.
Реставрационные навыки и практику он получил в Москве, во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря под руководством реставратора высшей категории Ольги Пригородовой.
Александр Мурашов участвовал в нескольких экспедициях по сохранению иконописного наследия Архангельского Севера. Несколько лет мастер сотрудничал с Кенозерским национальным парком, выполнил реставрацию «небес» Никольской часовни д. Вершинино, часовни Святого Духа д. Глазово и Великомученицы Параскевы в д. Тырышкино и икон Макарьевской Хергозерской пустыни.
В последние годы Александр Мурашов реставрирует иконы храмов Архангельской и Холмогорской епархии: Троицкой церкви, храма св. Мартина Исповедника и Ильинского собора в Архангельске, работает для Антониево-Сийского монастыря.
Справки по тел.: +7 (8182) 65-35-34, 65-36-16