«Храм народов» (англ. «Peoples Temple», распространённый ошибочный перевод — «Народный храм») — религиозная секта, основанная Джеймсом Уорреном «Джимом» Джонсом в 1955 году в Индианаполисе. Свою известность получила из-за гибели 918 членов организации в Джонстауне, в Гайане 18 ноября 1978 года. С 1979 года признана в США деструктивным культом и официально запрещена.
Джонс и его единомышленники неоднократно высказывали свои симпатии Советскому Союзу. В интервью, данном корреспонденту ТАСС, побывавшему в посёлке, Джонс заявил, что он выбрал для поселения Гайану, потому, что это страна социалистической ориентации. В коммуне стали распространяться слухи о скором переезде общины в СССР. В марте 1978 года «Храм народов» дал знать советскому посольству о своем намерении просить у СССР политического убежища, а также о желании разместить в Госбанке СССР значительные денежные средства организации. Это заявление озадачило дипломатов, и они немедленно занялись обсуждением данного вопроса с Москвой, которая рекомендовала, для начала, отправить в Советский Союз делегацию от «Храма народов». 27 сентября 1978 года Федор Тимофеев приехал в Джонстаун, чтобы сообщить о решении, принятом в Москве, после чего все члены коммуны окончательно поверили в скорый переезд. Однако развивать дальнейшие отношения с Советским Союзом помешала трагедия.
Трагедия в Джонстауне Официальная версия
Конгрессмен Лео Райан решил посетить Джонстаун, чтобы своими глазами увидеть, что происходит в поселении, и насколько верны страшные слухи об этом месте. Для объективности он взял с собой несколько журналистов.17 ноября 1978 года группа визитёров прибыла в поселение. В течение двух дней сенатор знакомился с жизнью посёлка. В честь гостей был устроен праздничный концерт. Все жители выглядели довольными жизнью и положением, однако за время пребывания в Джонстауне Райану тайно передали сведения о том, что двое членов «Храма народов» желают покинуть лагерь и отправиться с ним обратно в США. Тогда конгрессмен решил более обстоятельно побеседовать с жителями общины, в результате чего выяснил, что как минимум 16 человек желают покинуть Джонстаун.
Ещё находясь в поселении, Райан подвергся нападению одного из членов общины, которое удалось отбить силами других членов общины. Сенатор не получил серьёзных ранений, но его группа осознала, что им может угрожать реальная опасность. Незадолго до отправки к ним присоединился ещё один член общины, Лэрри Лэйтон.Несколько бывших членов общины пытались предостеречь Райана относительно реальных планов этого человека, зная о его лояльности Джиму Джонсу, но сенатор не прислушался к их голосам и взял Лэйтона с собой.
Альтернативные версии трагедии
Трагедия в Джонстауне была неоднозначно воспринята мировой общественностью и породила множество версий случившегося. В частности, выдвигались следующие версии:
— Джим Джонс являлся агентом-ренегатом ФБР, участвовавшим в эксперименте по контролю сознания. — Джонс вместе со своими людьми был убит агентами ЦРУ по заданию правительства США, чтобы не допустить переезда коммуны в СССР, где Джонс мог бы безнаказанно осуществлять антиамериканскую пропаганду. — Трагедия была спровоцирована внедрившимися в организацию агентами правительства США с целью увеличить военный контингент США в Гайане, не вызывая подозрений, и этими силами уничтожить советскую ракетную базу на территории этого государства в рамках предстоящей атомной войны.
Как погибли 900 американцев, хотевшие переехать в СССР
Это жуткое событие вошло в «Книгу рекордов Гиннесса», как самое массовое одновременное самоубийство в мире. Впрочем, насчет самоубийства у некоторых исследователей имеются серьезные сомнения.
Осенью 1978 года ведущие новостные агентства мира написали: 18 ноября в поселении Джонстаун на территории небольшого государства Гайана, на северо-восточном побережье Южной Америки, произошло коллективное самоубийство: погибла почти тысяча обитателей поселка – граждан США.
Все они принадлежали к религиозно-общественной организации «Храм Народов». Ее основал в середине пятидесятых американский активист и проповедник Джим Джонс.
Новый «гуру» смешал воедино принципы канонического христианства, социализма и бизнеса.
Во многом догматы церкови Джонса напоминали традиционные учения баптистов, но потом руководитель «Храма Народов» стал все заметней склоняться к идеям сугубо коммунистического толка. Впрочем, как утверждали хорошо знавшие его люди, Джонс с молодости был убежденным атеистом, а религиозные формы организации были для него лишь ширмой, прикрытием для воплощения марксистских идей.
В лучшие свои годы «Храм народов» насчитывал до 20 тысяч адептов. По мере расширения он все болеьше напоминал классическую секту. Новообращенные отдавали общине сбережения, дома, квартиры, машины и проводили дни напролет в монотонной работе и специфических ритуалах.
К началу семидесятых оставаться в США Джонсу и его самым верным «воспитанникам» стало уже просто опасно: родственники попавших в секту бомбардировали власти требованиями провести строгое расследование деятельности Джонса и прикрыть его квази-церковь.
Предусмотрительный «пророк» обратился к правительству Гайаны с просьбой предоставить в аренду землю для коммуны. Гайанские власти охотно согласились.
Так в 1974 году Джим Джонс стал полновластным хозяином 15 квадратных километров в джунглях Гайаны. А в 1977-м, когда в Америке ему стало уж слишком «припекать», перебрался в свои гайанские владения вместе с почти тысячей верных адептов.
«Хотим в СССР»
Колонисты, официально образовавшие «Сельскохозяйственный кооператив Храм Народов», расчистили в засрослях обширную территорию и стали строить поселок Джонстаун. Там появились десятки домов, клуб, школа, детсад, больница, лесопилка, мебельный цех и даже типография, где печатали газету «Храм Народов». Была и собственная радиостанция, с помощью которой Джонс с помощниками вели пропаганду своих идей и также поддерживали связь с членами общины в США.
На полях растили картофель, капусту, сахарный тростник, ананасы. Построили скотные дворы и птицефермы.
Об условиях жизни в Джонстауне сведения очень противоречивые.
С одной стороны, в американской прессе описывались порой прямо-таки «концлагерные» порядки. Люди работают по 11-12 часов, вечерами еще обязаны присутствовать на специальных лекциях-ритуалах. Наличных никто не получает, вместо этого жители пользуются магазином и столовой, где выдают товары и пайки. Территория оцеплена колючей проволокой, ее патрулирует специальнная охрана…
С другой стороны, многочисленные проверочные комиссии (американские, гайанские, из международных организаций), приезжавшие в поселок, видели весьма благостную картину.
Что касается товаров, то в общине установлен безденежный заявительный принцип удовлетворения потребностей: все выдается в магазине просто по просьбе. Средства на это община получал с продажи мяса, овощей, фруктов. Прибыль у колонистов была приличной – до четверти миллиона долларов в год. В разговорах с гостями-инспекторами обитатели Джонстауна рассказывали о своем житье-бытье только хорошее, выглядели при этом довольными.
Прямо коммунизм какой-то!
А предводитель колонистов Джонс к этому времени перешел на позиции радикального сторонннка коммунистических идей. Основной упор «гуру» делал именно на вопросах достижения социальной справедливости и построения марксистско-ленинского общества. К слову, полные собрания сочинений этих классиков были в местной библиотеке.
Джонс направлял письма и обращения в советское посольство в Гайане, выясняя, позицию руководства СССР по возможному обращение с просьбой о массовом переезде членов общины. Несколько раз лично встречался с консулом Ф. Тимофеевым, приглашал советских дипломатов в Джонстаун.
Марксистско-ленинская перспектива
Дело зашло так далеко, что в марте 1978 года состоялось общее собрание членов коммуны, на котором практически все они проголосовали за переезд на ПМЖ в Советский Союз.
Они написали официальное заявление, которое члены уполномоченной делегации от коммунаров передали 20 марта в посольство Советского Союза. В нем говорилось, что члены коммуны изъявляют желание принять гражданство СССР и переехать туда на жительство, а, кроме того, хотят перевести все деньги общины в советские банки.
Через полгода советское посольство получило еще одно официальное обращение, подписанное генеральным секретарем общины «джонсовцев» Р. Троппом.
«В интересах безопасности нашего кооператива, которому угрожают американские реакционеры, ибо он представляет собой успешно развивающийся социалистический коллектив с марксистско-ленинской перспективой и полностью поддерживает Советский Союз, мы заявляем от имени общины (группы американцев, прибывших в Гайану, чтобы оказывать помощь в строительстве социализма) о своем желании направить делегацию членов нашего руководства в Советский Союз для обсуждения вопроса о переезде наших людей в вашу страну в качестве политических эмигрантов.
Срок пребывания в СССР: постоянный, пока условия в США не позволят вернуться, чтобы приносить пользу в процессе социальных преобразований в этой стране.
Существует реальная возможность того, что наше движение уничтожат. В Советском Союзе мы находились бы в безопасности. Нашим детям там было бы обеспечено светлое будущее. Мы все желаем с энтузиазмом работать в Советском Союзе в интересах социализма».
Побывавшие после этого в Джонстауне сотрудники советского посольства впечатлились увиденным. Поселок казался самым настоящим «кусочком СССР». Главная улица Джонстауна носила имя Ленина. Радио транслировало советский гимн. Часть колонистов уже вполне прилично говорила на русском.
Джонсу удалось согласовать с Москвой план посещения России для выбора конкретного места для переселенцев. Эта поездка должна была состояться в начале зимы 1978 года. То есть планов было громадье.
США обеспокоены
Трудно даже в такое поверить: сотни граждан США в одночастье перебираются жить в Страну Советов, тем самым демонстрируя всему миру, что в «благополучной» Америке дела обстоят отнюдь не так благополучно. Скандал. Громадный ущерб международному имиджу супер-державы.
Этот и несколько других подобных случаев заставили Джонса выпустить обращение про опасность со стороны американских спецслужб: «Испытав на себе злобность реакционных сил в США, мы и здесь, в отдаленном районе, не закрываем глаза на возможность того, что нас могут буквально физически уничтожить».
Расстрел конгрессмена
Прелюдия к трагедии разыгралась 18 ноября 1978 года. За два дня до этого в Джонстаун прибыла очень «весомая» делегация из Штатов во главе с членом Палаты представителей от штата Калифорния Лео Райан. Конгрессмена сопровождали дипломаты, журналисты крупных газет… На встречах с членами коммуны Райан настойчиво уговаривал их вернуться вместе с ним в США. Желающих набралось 16 человек.
Вечером делегация Райана и с «распропагандированные» им джонстаунцы поехали на аэродром в поселке Порт-Кайтума, расположенный в нескольких десятках километров. Когда они готовились погрузиться в два небольших самолета, на взлетке появился грузовик с неизвестными вооруженными людьми. Они открыли огонь по группе улетающих. Убили пятерых, в том числе конгрессмена Райана. Нападавшие исчезли также неожиданно, как и появились.
Документы об этом убийстве до сих пор полностью не рассекречены. Согласно версии ФБР, расстрел организовал сам Джонс. Другие источники сообщали: это была заранее спланированная провокация, которую осуществила группа неких «туристов», прилетевших в те же самые дни из Штатов в Гайану и потом покинувших страну на арендованных самолетах.
Как бы то ни было, трагический инцидент в аэропорту Порт-Кайтума сыграл роль спускового крючка.
Официальная версия трагедии
Поздним вечером Джонс провел в клубе общее собрание всех взрослых членов общины. Велась аудиозапись происходившего, которая потом стала главной уликой в деле о «джонстаунском кошмаре».
После проповеди гуру обратился к своим «подопечным» со словами о том, что теперь Америка точно не оставит их коммуну в покое. Бежать куда-либо в такой ситуации уже поздно, даже СССР не успеет придти на помощь. Поэтому единственным реальным выходом остается совершить «революционный акт самоубийства».
О таком лидер «Храма Народов» упоминал в проповедях и раньше. По свидетельствам некоторых членов коммуны, в поселке несколько раз проводились «учения» под прикрытием проверки верности и послушания «верховному учителю».
В тот вечер 18 ноября практически никто не решился возразить Джонсу. И началось страшное.
Технологию ухода людей из жизни использовали уже отработанную на «учениях».
Первыми в мир иной отправились дети. Их убили сами родители. Потом наступил черед взрослых, включая Джонса. Есть основания полагать, что не все из в итоге решились расстаться с жизнью. К таким «слабакам» применили силу.
Такова была версия властей США,
Конспирология
Но не все так однозначно. Представители правоохранительных органов Гайаны смогли попасть на место происшествия лишь через двое суток. До тех пор территорию Джонстауна блокировали американские военные, спешно переброшенные туда без всякого согласования с местными властями.
Для чего? Почему это было сделано?
Многое объясняется, если принять принципиально иную версию трагедии: не самоубийство, а убийство.
В пользу этого говорят несколько фактов, которыми, однако пренебрегло официальное американское следствие.
Согласно сведениям гайанских источников, патолого-анатомическое исследование показало, что у части умерших есть следы уколов – причем на таких участках тела, куда сам человек просто не может дотянуться. (Кстати, вскрытию судебными патологоанатомами Гайаны подверглись лишь 6 тел из более чем девяти сотен.)
Вдобавок сохранились свидетельства нашего консула Тимофеева, что в тот вечер раздался неожиданный телефонный звонок. Сотрудница находившегося в столице Гайаны представительства кооператива Шарон Амос сообщила, что только что получена радиограмма из Джонстауна: поселок окружен какими-то войсками, над ним кружат военные вертолеты.
Поначалу всех погибших хотели похоронить возле Джонстауна, в одной братской могиле. Но правительство Гайаны отказалось это сделать, и американская сторона решила перевезти тела для кремации и погребения в США.
В январе 1979-го муниципальный суд Сан-Франциско принял решение о запрете «Храма Народов». Сама «столица» коммуны исчезла с лица земли в середине 1980-х. Некоторое время спустя после страшной трагедии гайанские власти решили приспособить опустевший поселок для временного размещения там переселенцев из Юго-Восточной Азии. Но потом и они уехали отсюда. Дома и сооружения Джонстауна разграбили жители близлежащих деревень, а оставшиеся «скелеты» построек практически полностью уничтожил сильный пожар.
МАССОВОЕ САМОУБИЙСТВО В ДЖОНСТАУНЕ: ОФИЦИАЛЬНАЯ И НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИИ
Трагедия, произошедшая поздней осенью в далеком 1978 году, считается самым массовым самоубийством 20-го века. Тогда, 18 ноября, в небольшом поселении Джонстаун, располагавшемся в Гайане (государство на северо-восточном побережье Южной Америки), погибли — по разным данным — от 909 до 922 человек. Джонстаун был лагерем-поселением, где проживали эмигрировавшие в здешние края последователи религиозного движения «Храм Народов», по другим сведениям — Джонстаун и есть название общины. Также есть версия, что лагерь назван в честь лидера — «городок Джона».
Итак, пара строк о вожаке и самом религиозном движении, затем о событиях, согласно официальной и неофициальной версии массового убийства в Джонстауне.
Джим Джонс (полное имя — Джеймс Уоррен «Джим» Джонс) — американский проповедник, религиозный деятель, лидер о основатель организации «Храм народов». Годы жизни: 13 мая 1931-18 ноября 1978.
К религии мальчика, родившегося в штате Индиана, причастили соседи, мать, верившая в духов. Посещая в молодости собрания протестантских церквей, он переживал по поводу неравенства чернокожих и белых людей. Так как советы существующих религиозных организаций не поддерживали его идеи, Джонс решает создать свою церковь, где у «разноцветных» людей будут равные права, где их не будут делить по расовому и др. признакам.
В апреле 1955 года Джим Джонс основал религиозную организацию позже переименованную в «Храм народов». В 1960 году лидера принимают в сан священника, а организация становится официальным членом «Церкви Христа» в Индианаполисе.
Джонс женится на Марселине, они усыновляют несколько детей, различающихся по этническим и расовым признакам. В 1977 году они вместе с 900 единомышленниками переезжают в лагерь «Джонстаун», который был основан членами организации.
В 70-х годах «Храм народов» вырос из маленькой общины в несколько десятков человек (в основном алкоголиков, наркоманов и т.д. — в организации предоставляли множество условий содержания) до большого коллектива из 20 тысяч последователей. У организации было на тот момент несколько домов престарелых, школ, печатное издание, детские сады, столовые и т.д.
Решение покинуть штаты было принято (согласно официальной версии) в связи с многими исками родственников «жертв» о зомбировании людей, о вымогательствах денежных средств, применении жестоких наказаний за отступление от законов общины.
По некоторым сведениям — в связи со сменой калифорнийского климата на отличный у Джонса ухудшилось самочувствие, он стал плохо видеть, стал мало трудоспособным, начал приминать препараты с угнетающим ЦНС действием — в официальной версии его назовут наркоманом и психопатом, и привяжут этот период «ухудшения здоровья» к окончательному помутнению рассудка.
В Джонстауне члены организации работали по 11 часов в день, занимались облагораживанием территории, на которой были построены детский сад, лесорубка, клуб. По вечерам проходили собрания, на которых разбирали вопросы веры. Нередкими были, со слов выживших джонстаунцев, так называемые «белые ночи» — срочные созывы среди ночи на служения.
Многочисленные проверки со стороны заканчивались всегда положительно, ничто не вызывало подозрений, люди искренне смеялись, радовались, дружили, сохранились видео и аудио материалы, зафиксировавшие позитивное состояние членов организации. Однако недруги и обеспокоенные родные людей ушедших в джунгли не смирялись с «показушной», на их взгляд, картинкой.
Официальная версия массового самоубийства в Джонстауне
В связи с накалившейся относительно притязаний родственников «жертв» затянутых в секту (напор был обеспечен бывшим адвокатом Джонса, перешедшего на другую сторону, противную прежней) атмосферой — было решено отправить для проверки в лагерь конгрессмена Лео Райана. С ним в Гайану поехали журналисты, члены организаций, комитет прибыл на место 17 ноября. Все выглядело безоблачно, все были счастливы, но Райану тайно передали информацию о том, что несколько активистов общины хотят вернуться в США. Поняв, что не все так просто, конгрессмен решает более обстоятельно обследовать обстановку, и находит еще 16 желающих покинуть лагерь.
Считается, что именно момент, когда несколько джонстаунцев решили покинуть поселение и явился кульминационным. Джонс, и ранее обуреваемый депрессивными, суицидальными мыслями, но могущий все это скрыть, «взорвался» и воплотил в жизнь разыгрываемый много раз на «белых ночах» сценарий. Как скажут потом единичные выжившие, «репетиции суицида проходили часто, Джонс готовился к такому исходу и ожидал его». Он был тяжело психически болен, и его состояние усугублялось приемом психотропных препаратов, то есть он был невменяем, неадекватен.
Прибывший с проверкой политик вынес вердикт о том, что не все благополучно и остающимся здесь людям угрожает опасность: то есть лагерю и общине в скором времени придет конец. Он принимает решение эвакуировать тех, кто пожелал покинуть Джонстаун, вместе с ними летит и один из самых преданных активистов организации, под предлогом нужды выехать в США, что всех удивило. Сев в самолет, он открывает огонь по тем, кто находился рядом, ранит троих. На подмогу приходит посланные в погоню сподвижники Джонса, вооруженные, они убивают всех, кто попался на пути: 5 человек, в том числе Райана, и журналиста NBC, который не выключает камеру и процесс расправы снимается на видео.
Основными уликами в деле служат: показания свидетелей (выживших членов секты), посмертная видео-запись убийства в аэропорту, аудио последнего служения, на котором Джонс сказал, что конгрессмена нет в живых, а пилот самолета тоже скоро погибнет, так как рядом с ним человек, который убьет его, после чего лидер «Храма Народов» предложил всем совершить добровольный акт суицида, уйти в новую реальность, встать на более высокую ступень существования.
«Главным оружием», с помощью которого джонстаунцы скончались — было вино с добавлением яда и снотворного. Детей пичкали через силу, и всех нежелающих исполнить волю лидера — тоже. Всего погибло около 918 человек, включая 270 детей. Некоторые перерезали горло своим детям, двое человек — членов секты — совершили самоубийство находясь в соседнем городе. Что еще больше лишает сомнений всех желающих защитить Джонстаун: это был добровольный акт.
Самого же Джонса и его коллегу — Энн Мур — нашли застреленными. Что одни объяснили тем, что лидер струсил испробовать свое зелье и ему «помогли».
После трагедии секту признали деструктивным культом и запретили.
Позже нашлись очевидцы, говорившие о том, что система наказаний в лагере была суровой, что работали джонстаунцы под дулами автоматов конвоиров, были черной рабочей силой, им запрещалось общаться с прежним миром. Некоторых били и насиловали.
В общем, история, если бы не количество жертв, выглядела банально: один псих-фанатик отчаянно «кодирует» прихожан своей общины, забирает имущество, делает из них марионеток, бежит в целях укрыться от правосудия в джунгли. Исход и ужасный поворот событий — по причине того, что у Джонса поехала крыша окончательно. Что тут скажешь.. остерегайтесь сект.
Множество статей, фильмов, сюжетов, кричащих только о том, что всему виной секта — заполонили пространство СМИ того времени. Например, игровой фильм «Три дня в Джонстауне» — был как воссозданием трагедии, но в реале — это издевка, оскорбление чувств родственников…
Неофициальная версия массового самоубийства в Джонстауне
Неофициальная информация по какому-то событию, как известно, изобилующая или шокирующими, или неправдоподобными фактами, почти всегда более провокационная, чем то, что мы увидим в СМИ после обработки служб. Но в истории про Джонса и его организацию было ясно любому (ну или многим), что не все так просто, история темная, неоднозначная. В частности, одна из версий представлена в книге «Гибель Джонстауна — преступление ЦРУ» (С.Ф.Алинин, Б.Г.Антонов, А.Н.Ицков «Юридическая литература», 1987 год). Однако и эту книгу причисляют к еще одной теории заговора.
Джонс симпатизировал Советскому Союзу. И хотел перебраться со всеми своими единомышленниками в статусе политических эмигрантов на его территорию (информация из писем послу СС), о чем вел переговоры с СС. Причина: гонения, притеснения правительством США из-за «особого мнения» Джонса относительно последних. Подробнее.
«Храм Народов», согласно полученной из книги информации, вообще не религиозная организация. Джонс был атеистом.
«Это был социальный эксперимент, сродни коммунам Фурье и Сен-Симона, пытающийся организовать жизнь своих последователей по примеру израильских «кибуцев» — т.е. отрицание частной собственности на средства производства и «труд каждого на благо всех», этакий «патриархальный коммунизм», а также борьба за права человека, против расовой дискриминации и т.д.. Джонс, в действительности в молодости быв проповедником, со временем разочаровался в религии и стал атеистом, мало того, социалистом-марксистом(!), что не было секретом для его соратников.Для чего же он придал видимость церкви своей организации?
Во первых, Джонс, будучи практичным человеком, воспользовался преимуществами в налогообложении, даваемыми американским законодательством религиозным организациям.
Во вторых, создавая свою группу, он трезво оценивал ситуацию в США — профсоюзы, запуганные маккартизмом, стали придатком капиталистической системы, левые общественные организации бездействовали, кроме того, их кадры в основном состояли из интеллигенции и «простой народ» в них не вступал. Тогда Джонс решил использовать авторитет церкви, тот, кто приходил «просто в церковь» под воздействием проповедей Джонса часто становился убежденным социалистом. Если бы тех же людей приглашали на политические собрания, они, разумеется, не согласились бы участвовать в них» (Лайвжурнал)
Социальный эксперимент «Храм Народов» находился в конфронтации с правительством США относительно вопросов этнического равноправия, гражданских и др. прав, чем мешал стоящим у руля.
Джонс помогал на выборах левым партиям, либерально-прогрессивным политикам, склоняя к определенному выбору единомышленников из общины.
В почтовом адресе они именовались сельскохозяйственным поселением:
«За два месяца до убийства всех членов коммуны американскими карателями советскому послу в Джорджтауне было направлено послание за подписью генерального секретарясельскохозяйственной общины «Храм народов» Ричарда Д, Троппа,
ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК 893, ДЖОРДЖТАУН, ГАЙАНА (ЮЖНАЯ АМЕРИКА) 18 сентября 1978 года
Его Превосходительству Послу Советского Союза
Кроме этого — еще до бегства в джунгли Джонс широко занимался благотворительностью в разных областях, правда, вкупе с антикапиталистической агитацией, скромно одевался, был принципиален, но не являлся диктатором. Все, кто знал его и кто посещал собрания, но покинул их — те, из них, кого не запугали и не приказали говорить «только то, что нужно» — высказывали мнения совсем противоположные общеизвестным и популярным в то время. Они говорили, что «Храм Народов» никого не держал, а покинуть «секту» не составляло труда, только мало народа этого действительно хотело.
И объединены они были не идеей веры в утопическое, нарисованное фанатиков-маньяком будущее:
«Первая тысяча инакомыслящих американцев в джунглях Гайаны была лишь головным отрядом огромной армии потенциальных политических беженцев из США. …Такого массового бегства из «капиталистического рая» никак не ожидали власти Вашингтона, и нужны были «экстраординарные средства», чтобы пресечь этот прогрессирующий процесс… Бойня в Джонстауне была частью крупного комплекса мероприятий карательных органов США, цель которых состояла в ликвидации движений политического протеста: «Черных пантер», «Везерменов», «Новых левых» и др. Участников объявленных «террористическими» организаций «Черных пантер» и «Везерменов» убивали прямо на улицах и в квартирах, открывая стрельбу без предупреждения. Таким образом радикальные движения политического протеста были полностью разгромлен»
(«Гибель Джонстауна — преступление ЦРУ»)
Уход общины в Гайану был спасительным шагом от усилившихся в сторону Джонса и его последователей угроз, давления. В целях запугивания было убито несколько человек из объединения, людей пытались подкупить, внедрить в сообщество агентов ЦРУ под видом обычных граждан. Письма послу Советского Союза от 1978 года изобилуют фактами о нападках американского правительства, криками о помощи, просьбами о защите общины.
В качестве «тихой заводи» была выбрана Гайана, по ряду причин место оптимально устроило многих.
Среди «беженцев» были врачи, инженеры, агрономы, животноводы, сельхозрабочие, юристы, швеи, бухгалтеры, актеры, певцы и т. д., вопреки сведениями и низко образованных гражданах в составе. Используя образование и навыки, люди выращивали качественные овощи, фрукты, делали мебель, лечили, преподавали… Из 500 проверяющих, посетивших коммуну, никто не нашел нарушений и замечаний.
Положительный ответ на просьбу об укрытии на территории Советского Союза был воспринят на ура. Люди учили русский язык по заказанным учебникам.
«Для решения практических вопросов переселения был намечен визит Джонса в СССР в конце ноября — начале декабря 1978 года. 25 октября 1978 года от коммуны пришло письмо с поздравлениями в честь 61-й годовщины Октябрьской революции. Однако развивать дальнейшие отношения с Советским Союзом помешала трагедия»
Но столь прыткие попытки выжить противников американского империализма не очень понравились правительству, с которым они не дружили.
Все остальное, ставшее кульминацией уничтожения членов «Храма Народов», клубок перемешанных событий, которые кто-то сфабриковал по своему усмотрению. На видео, которое запечатлел журналист NBC, вооруженные люди, а не активисты Джонстауна. Ряд видео и аудио материалов сфабрикованы, экспертизы трупов не проведены (а те несколько, что сделаны — выглядят нелепо), относительно того, что Джонс почему-то был застрелен, а не умер от яда — тоже нашлись свои объяснения.
«Все трупы были сожжены в обстановке строжайшей секретности на военно-воздушной базе Довера.
Невзирая на то, что абсолютно все факты свидетельствовали о убийстве, основные средства массовой информации США, такие как «Нью-Йорк Таймс», «Ассошиэйтед пресс», немедленно назвали трагедию «массовым самоубийством».Газеты, как по команде, в одних и тех же выражениях чернили имя Джонса и колонистов. Этой трагедии посвящена целая серия книг и кинофильмов, к которым ЦРУ приложило свою руку, поощряя авторов этих дезинформирующих материалов.
Сохранившиеся фото и кино материалы, запечатлевшие лица убийц и последние минуты жертв, так и не были опубликованы. Магнитофонные записи, на которых якобы записаны последние часы Джонстауна и где Джонс призывает всех к «революционному самоубийству», возникшие через продолжительный промежуток времени, скорее всего сфабрикованы задним числом в лабораториях спецслужб США»
Трупы намеревалось сжечь, для чего их уложили в штабеля, об этом свидетельствует фото с вертолета. А чуть позже, к приезду журналистов трупы опять были разбросаны. То есть их решили просто бросить. Патологоанатомические экспертизы шокировали своей безграмотностью, повторение их стало бессмысленным в связи с сильным разложением умерших в тропическом климате. Однако, один врач из Индианаполис, осматривавший жертв, успел зафиксировать следы уколов цианистого калия, сделанных в спину. Позже их сожгли. Все СМИ вторили друг другу и культивировали идею самоубийства на фоне фанатизма, призывали клеймить культ деструктивным.
Осудили по данному делу всего лишь одного человека: выжившего Лерри Лейтона (стрелявшего в салоне самолета по собиравшейся покинуть Гайану делегации).
Альтернативные версии (информация из Википедии):
«Трагедия в Джонстауне была неоднозначно воспринята мировой общественностью и породила множество версий случившегося. В частности, выдвигались следующие версии:
Джим Джонс являлся агентом-ренегатом ФБР, участвовавшим в эксперименте по контролю сознания.
Джонс вместе со своими людьми был убит агентами ЦРУ по заданию правительства США, чтобы не допустить переезда коммуны в СССР, где Джонс мог бы безнаказанно осуществлять антиамериканскую пропаганду.[13]
Трагедия была спровоцирована внедрившимися в организацию агентами правительства США с целью увеличить военный контингент США в Гайане, не вызывая подозрений, и этими силами уничтожить советскую ракетную базу на территории этого государства в рамках предстоящей атомной войны.
Большинство документов, касающихся расследования этой трагедии, было засекречено»
Как бы ни было — одному Богу известно, что там произошло. Но и так ясно, что все слишком сложно. 18 ноября 1978 года Джонстаун стал могилой почти для тысячи человек.