речь владыки порфирия соловецкого монастыря

«Не принуждай, не осуждай, не раскалывай»: Страсти по вакцинации затронули Русскую Церковь

Различие позиций в отношении антиковидной вакцинации не просто разделяет наше общество, но уже вносит раздоры в Русскую Православную Церковь. Почему каждый человек имеет право на свободу выбора и не должен осуждать того, кто поступил иначе? И в чём скрыты не медицинские, но социальные и даже церковно-общественные опасности COVID-19? Предлагаем разобраться.

Большое количество «фейковых» новостей и банальных слухов и сплетен всегда сопровождали любые общественные потрясения. И распространение коронавирусной инфекции, а в последние недели – его нового «индийского» штамма, множит информационный шум с небывалой скоростью. Любое значимое публичное обращение по этому поводу сопровождается его неизбежной скандализацией как пресловутыми сетевыми «троллями», так и профессионалами информационных войн. Причём в случае с коронавирусной тематикой прежние политические позиции смешались. Порой былые ультраконсерваторы выглядят либералами, иные же либералы – убеждёнными этатистами, сторонниками жёстких государственных мер и ограничений.

COVID-19 и информационная война

Не обошла стороной эта сетевая война и Русскую Православную Церковь. Как стало известно, её Предстоятель Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ещё в марте 2021 года вакцинировался, хотя и не стал призывать верующих последовать его примеру. Позднее, в мае, участники круглого стола «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения», прошедшего в Сретенской духовной академии, распространили документ, который можно считать мнением Русской Церкви, хотя он и не был принят соборно:

Русская Православная Церковь последовательно придерживается принципов защиты свободы выбора человека в использовании или неиспользовании новых и быстро развивающихся технологий, в том числе в сфере медицины. Признавая при этом важность поддержки инициатив по преодолению пандемии, в том числе через широкий охват населения вакцинацией, участники круглого стола считают необходимым обеспечение свободы выбора людей в отношении вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19 и исключение каких-либо форм открытой или скрытой сегрегации людей, отказавшихся от таковой вакцинации по какой-либо причине.

При этом в тексте принятого документа отдельно оговаривается, что «обнаружившиеся случаи манипулятивного принуждения к вакцинации и иных действий, направленных против упомянутой выше свободы выбора, вызывают в обществе негативную реакцию и лишь усиливают слухи и тревожные настроения в отношении предпринимаемых в области здравоохранения мер». К сожалению, в последние месяцы эти слухи и тревожные настроения стали только нарастать. Причиной тому и рост смертности от последствий коронавирусной инфекции, и весьма хаотичные ограничительные меры, связанные с действием тех же QR-кодов, и то самое «манипулятивное принуждение» с практическим игнорированием медотводов, и очевидно недостаточно эффективное информирование населения о предпринимаемых мерах.

В итоге в начале июля появились не имеющие никаких оснований и, скажем предельно мягко, откровенно бредовые слухи, будто в Серафимо-Дивеевской обители один из самых известных архипастырей Русской Церкви митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) отказался причащать невакцинировавшихся христиан. «Фейк» сразу же опровергли, но, как говорится, «осадочек остался». И этот «осадочек» продолжают использовать против Церкви.

С другой стороны, 18 июля антицерковно настроенные сетевые «паблики» и ряд СМИ уцепились за откровенно неудачное и научно не обоснованное обращение наместника Соловецкого монастыря епископа Порфирия (Шутова) «в связи с постановлением об обязательной вакцинации в Архангельской области». В этом обращении владыка Порфирий сделал ряд сомнительных заявлений. В частности, заявив, что элементы вакцин «встраиваются в геном человека, изменяют его, модифицируют его, редактируют его». И основываясь на этом, задался вопросами, для многих прозвучавшими как утверждение:

А что такое генно-модифицированный человек? Или, если угодно, человек с генетически отредактированным геномом? В какой степени образ Божий остался в нём неповреждённым? И кто может гарантировать, что это вмешательство не повлекло за собой повреждений в нашем образе Божьем?

Эти слова епископа Порфирия тут же были подняты на щит радикальными противниками вакцинации. Вплоть до того, что в некоторых блогах и социальных сетях зашла речь о зарождении нового церковного раскола. В итоге уже на следующий день, 19 июля, наместник Соловецкого монастыря принял решение удалить скандальное обращение с интернет-ресурсов обители, сопроводив это следующим заявлением:

Владыка Порфирий, сожалея о том, что в своих суждениях он обратился к аргументам, выходящим за рамки его знаний, и тем самым породил ошибочные рассуждения среди верующих, благословил удалить это видео. При этом Преосвященный епископ Порфирий вновь подчёркивает, что считает недопустимым принуждение к вакцинации, проведение которой должно сопровождаться полным согласием человека, выраженным без какого-либо давления на него.

Нет сомнений: коронавирус мы преодолеем. Но куда опаснее не он сам, а его последствия. И в том числе уже упомянутая возможность церковного раскола. И именно поэтому Первый русский телеканал Царьград обратился к епископу Порфирию с больным и острым вопросом: «Ваша проповедь в либеральных соцсетях уже восторженно названа «сопротивлением светским властям и Патриарху». И здесь возникает опасение возможности церковного раскола. Того, что враги нашей Церкви могут использовать слова этой проповеди для антицерковной пропаганды, а может, и создания некоего нового раскола». На что владыка ответил:

Монастырь и Русская Православная Церковь – мой родной дом, делу процветания которого я служу по мере своих сил. Использование моих слов со злыми намерениями в отношении моей Матери-Церкви может быть только на совести совершенно не известных мне людей.

Хочется пожелать, чтобы этих «неизвестных людей» было как можно меньше. Тем же, кого они пытаются смутить, порекомендовать одно: обращаться не к слухам и сплетням, а к ответственным источникам. Как медицинским и естественнонаучным, так и церковно-богословским. В том числе помня, что официальную позицию Церкви может высказывать только её Предстоятель, Архиерейский и Поместный Соборы, Священный Синод и официальные представители Церкви, причём исключительно в рамках своей компетенции.

«Россию погубила сплетня»

И здесь стоит обратиться к словам митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова), который говорит, что в настоящий момент «ничто эту болезнь не остановит, кроме вакцинации». Так, в своём обращении к Псковской пастве от 3 июля сего года владыка рассказал о своём личном опыте, а также опроверг ряд сплетен, связанных с вакцинацией. Обращение, уже вызвавшее негативную реакцию радикальных противников вакцинации.

Как правящий архиерей Псковской епархии и глава Псковской митрополии, он предупредил священнослужителей об ответственности священников, в том числе и канонической, в случае смерти от ковида прихожан, которых конкретный священник отговорил от профилактической вакцинации. Но вместе с тем митрополит Тихон особо подчеркнул и то, что вакцинация – дело сугубо добровольное:

Сейчас у нас вакцинация добровольная. И это – позиция государства. Это надо принимать как данность. И принуждать никого нельзя. Но убеждать, конечно же, можно, нужно и обязательно.

И эти слова сторонника профилактической вакцинации полезно обратить к тем из чиновников и подчиняющихся им медицинских работников, кто игнорирует даже официальные медицинские отводы, подвергая угрозе жизнь людей, кому вакцинация противопоказана. Ведь несмотря на то, что богословски грамотные эксперты отвергают опасность «утраты образа Божия» вследствие «генной модификации человека» посредством вакцинации (последнее категорически опровергают специалисты), опасность побочных явлений никто исключить не может. Утрачиваем же образ Божий мы исключительно из-за своих грехов. В том числе распуская сплетни, которые, по слову Ивана Солоневича, и погубили Россию в 1917 году.

А потому наиболее верной представляется срединная позиция: «невакцинировавшиеся да не осуждают вакцинировавшихся, вакцинировавшиеся же да не ущемляют невакцинировавшихся». И конечно, в пропаганде ли, в критике ли самой вакцинации должна использоваться исключительно проверенная информация со ссылками на источники, которые можно проверить. Нельзя априори считать большинство людей глупее себя, нельзя проявлять неуважение к ближним.

Коронавирусная инфекция – наша общая беда, и распространение в сегодняшних условиях панических настроений, слухов и фейковых новостей столь же опасно, как и на войне. И митрополит Тихон (Шевкунов) неслучайно применил в отношении COVID-19 образ «третьей мировой войны». Кто-то скажет: преувеличение. Но многие возразят: лучше перебдеть, чем недобдеть.

И в заключение хочется ещё и ещё раз повторить. По слову поэта, «нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся», а потому каждый из нас просто обязан в сегодняшних условиях максимально осторожно относиться ко всему сказанному. Проверять любую информацию и ни в коем случае не осуждать своих ближних. И именно бережное, подлинно христианское отношение друг к другу поможет нам преодолеть сегодняшнюю беду, частью которой является информационная война. В том числе против ключевой основы Государства Российского – Русской Церкви.

Источник

Речь владыки порфирия соловецкого монастыря

ОБРАЩЕНИЕ ЕПИСКОПА ПОРФИРИЯ К СОЛОВЕЦКОЙ ОБЩИНЕ В СВЯЗИ С ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ВАКЦИНАЦИИ ОТ КОВИДА

«На истекшей неделе, вслед за другими регионами России, в Архангельской области главный санитарный врач также издал Постановление об обязательной вакцинации ряда категорий граждан. В эти категории попадают учителя школ, работники сферы общественного питания, а, следовательно, целый ряд наших прихожан. И, конечно, это Постановление никоим образом не отменяет те Конституционные и законодательные нормы, которые по своему статусу, весу несравнимо более сильные, более весомые. Однако, вместе с тем, определённое административное и психологическое давление наши братья и сестры во Христе испытывают, и мы, конечно, не можем остаться безучастными. Апостол Павел положил закон для христианских общин: «Страдает ли один член, страдают и другие члены». Поэтому мы вместе с вами, с теми, кто переживает целую душевную бурю, поистине внутреннюю сокровенную скорбь сердца в этих новых обстоятельствах.

Другие имеют совершенно другие твёрдые законные основания усомниться в целительности, потому что, действительно, есть вопросы к этим препаратам. Здесь и незаконченность испытаний, и то, что заболевают повторно, и часто тяжело повторно, и побочные явления. Всё это имеет место, всё это нужно принять во внимание. Поэтому многие, желая также блага своему здоровью, относясь ответственно к своему здоровью, считают, по крайней мере пока, воздержаться от этих средств.
Мы, здесь, на Соловках, хорошо знаем, что такое ковид. Переболел наш монастырь, переболели наши прихожане. Мы соболезнуем и молимся за тех, кто сейчас болеет.

Может быть для кого-то эти доводы покажутся несущественными. Например, человеку, которые верит в то, что он произошёл от обезьяны, покажется даже почётным научиться вмешиваться в эти глубины человеческой природы, стать, так сказать, мощным действующим фактором дальнейшей эволюции. Тем более, тем, кто враждует с Богом. Но, это их выбор.
Может быть, кто-то и из вас сочтёт это неважным в принятии своего решения, дорогие братья и сестры, но задача и забота моя сейчас, как главы Соловецкой общины лишь в том, чтобы выбор был, поистине, всесторонне информированным в этом вопросе, и, во-вторых, чтобы он, действительно, был выбором вашей свободной внутренней совести.»

Источник

Епископ Порфирий и его проповедь

Наместник Соловецкого монастыря всё-таки уклонился от сомнительной чести стать «духовным вождём» ковид-диссидентов

речь владыки порфирия соловецкого монастыря. Смотреть фото речь владыки порфирия соловецкого монастыря. Смотреть картинку речь владыки порфирия соловецкого монастыря. Картинка про речь владыки порфирия соловецкого монастыря. Фото речь владыки порфирия соловецкого монастыря

В минувшее воскресенье наместник Соловецкого монастыря епископ Порфирий произнёс проповедь в связи с принятием главным санитарным врачом Архангельской области постановления об обязательной вакцинации определённых категорий граждан.

Владыка отметил, что «многие наши браться и сестры испытывают в связи с этим сильное психологическое давление». Он вспомнил слова Апостола Павла: когда страдает один член христианской общины, страдают и другие члены. Испытывая эту «внутреннюю сокровенную скорбь сердца», епископ Порфирий и обратился со словом утешения к тем, кто переживает эти новые стеснения.

Однако далее архипастырь углубился в некоторые богословские и генетические проблемы, которые вызвали бурную реакцию в обществе. В частности, он заявил, что «вакцина – это генно-инженерный, высокотехнологичный продукт. В нем содержатся белки матрицы РНК либо ДНК. Эти реагенты встраиваются в геном человека, изменяют, редактируют его». При этом, ничего не сказал, что есть вакцины, построенные на другой основе. Да и тезис о редактировании генома при помощи вакцинации вызывает смущение.

Однако владыка Порфирий заявил, что «уже в этом месте ответственно относящийся к своему спасению христианин должен остановиться. Что такое генномодифицированный продукт, вы все хорошо знаете. Если это, например, помидор, то он имеет лишь внешнее сходство с тем плодом, который выращен на нашей грядке. А что такое генетически модифицированный человек, или, если угодно, человек с отредактированным геномом? В какой степени образ Божий остался в нем неповрежденным? И кто может гарантировать, что это вмешательство не повлекло за собой необратимых изменений в нашем образе Божием?» Из этого можно сделать вывод, что владыка считает привитых вакциной «Спутник V» «генно-модифицированными людьми», в которых образ Божий не остаётся неповреждённым.

Также наместник Соловецкого монастыря сказал, что «в вакцинах присутствуют наночастицы, содержащие определенные металлы», и «есть технологии воздействия через них на нервную систему», и «все они встраиваются в контур цифрового управления». Причём это всё «достоверно известно».

Владыка призвал богомольцев иметь только один страх – «страх оскорбить Небесного Отца, оскорбить любящего нас Бога», что «изгоняет из христианского сердца все остальные страхи».

В заключение епископ Порфирий заявил, что он заботится о том, чтобы выбор его паствы «был всесторонне информированным в этом вопросе» и выбором «внутренне свободной совести».

Проповедь наместника Соловков вызвала общественный резонанс. Православные ковид-диссиденты поспешили объявить владыку своим духовным лидером. «Данное событие трудно переоценить. Мы долго сетовали на то, что наши архиереи гораздо более осторожны, говоря мягко, по сравнению с целым рядом своих собратьев в других Пометных Православных Церквах. Данный пример доказывает, что это не так, по крайней мере, не вполне так. Среди русских архиереев нашелся тот, кто возвысил свой авторитетный и компетентный голос, высказался нелицеприятно по волнующей всех судьбоносной проблеме. Причем, в его весьма знаковой проповеди органично сочетались научная аргументация и религиозный подход… Эту проповедь никто не назовет маргинальным выкриком необразованного монаха. Движение против принудительной вакцинации в нашей Церкви получило бесспорного духовного лидера», – говорится в заявлении движения «Царский крест», размещённым на телеграм-канале движения.

Напротив, заместитель управляющего делами Московской Патриархии, руководитель контрольно-аналитической службы Управления делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов) полагает, что священнослужителям во время проповеди нельзя высказываться публично о сложных научных сферах знания, не имея соответствующего образования, сообщает РИА Новости.

«По поводу вакцинации могут быть, и есть, разные мнения: обязательно, добровольно, ни в коем случае. Большинство из нас может обосновать эти мнения социальными, социально-политическими и этическими аргументами. Но нельзя высказываться публично в сложных естественнонаучных (да и гуманитарных тоже) сферах знания, не имея соответствующего образования. Тем более нельзя это делать с амвона, придавая священный авторитет антинаучным ошибкам», – написал епископ в своем телеграм-канале.

Видимо, под влиянием критики на следующий день после произнесения проведи владыка Порфирий принял решение удалить свою видеозапись с официального канала обители на Youtube-канале. В заявлении пресс-службы монастыря говорится, что «Владыка Порфирий, сожалея о том, что в своих суждениях он обратился к аргументам, выходящим за рамки его знаний, и тем самым породил ошибочные рассуждения среди верующих, благословил удалить это видео. При этом Преосвященный епископ Порфирий вновь подчеркивает, что считает недопустимым принуждение к вакцинации, проведение которой должно сопровождаться полным согласием человека, выраженным без какого-либо давления на него».

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда считает, что таким образом владыка признал, что распространял непрофессиональную и спорную информацию, передаёт РИА Новости.

«Владыка Порфирий – достойный монах и опытный наместник монастыря, но вопросы генетики не относятся к области его профессиональных знаний. Понятно пастырское стремление успокоить и ободрить людей, но в данном случае это привело к распространению непрофессиональной и спорной информации, что сам владыка с сожалением признал», – написал Легойда в своем телеграм.

Он обратил внимание на документ, принятый по итогам круглого стола «Вакцинация: этические аспекты в свете православного вероучения», проведённого в мае по благословению Святейшего Патриарха Московского и вся Руси Кирилла, в котором сказано, что отказ от вакцинации не может быть обусловлен религиозными причинами. Он также добавил, что в большинстве выступлений представителей Церкви «последовательно излагалась та точка зрения, что вакцинация должна быть добровольной».

Решение владыки Порфирия удалить видеозапись своей нашумевшей проповеди на Youtube-канале Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря породило множество вздорных слухов. Будто бы запись была удалена вовсе не по его благословению, а руководством Youtube. А значит, не угодил епископ Порфирий «хозяевам мира сего». Однако эти домыслы легко опровергаются: запись проповеди сохранилась на видеохостинге, видимо, на неподконтрольных монастырю Youtube-каналах.

Какими-то бойцами информационной войны начали распространяться слухи, что в связи с этим скандалом Священноначалие якобы решило разогнать монахов Соловецкого монастыря. А само событие уподобили уже «соловецкому сидению» времён раскола. Хорошо, что эти байки были оперативно опровергнуты.

До сих пор непонятно, чем была нашумевшая проповедь – экспромтом или заранее осмысленной и подготовленной позицией? Известно, что епископ Порфирий – человек высокообразованный, он закончил экономический факультет Московского авиационного института и Международный космический университет на базе Массачусетского технологического института. Конечно, он не имеет знаний в области генетики, но образование получил фундаментальное, и должен быть основательным в своих высказываниях. А между тем, некоторые его суждения нельзя посчитать таковыми.

Отрадно одно – епископ Порфирий вовремя опомнился и решил уклониться от сомнительной чести стать «духовным лидером православных ковид-диссидентов», предпринимающих в последнее время усилия по расколу Русской Православной Церкви и по превращению православных в авангард борьбы против государства Российского.

Источник

Ахилла

Главное Меню

речь владыки порфирия соловецкого монастыря. Смотреть фото речь владыки порфирия соловецкого монастыря. Смотреть картинку речь владыки порфирия соловецкого монастыря. Картинка про речь владыки порфирия соловецкого монастыря. Фото речь владыки порфирия соловецкого монастыря

Наместник Соловецкого монастыря: Сейчас уже начато сатанинское покушение на образ Божий в человеке в планетарном масштабе

5 августа 2021 Ахилла

Сайт Соловецкого монастыря публикует интервью наместника обители епископа Порфирия (Шутова), которое тот дал альманаху «Соловецкое море» (2021. № 20).

В этом интервью епископ Порфирий рассуждает об изменениях мира после пандемии — по его мнению, «беззаконные локдауны» — это лишь начало «небывалого социального переустройства всего мира», за которым идет тотальный цифровой контроль, трансгуманизм, демонтаж национальных государств и прочие шаги навстречу миру антихриста:

«Мир, безусловно, уже очень сильно изменился. А пандемия, вероятно, — это „новая нормальность“, как нам прямо заявляют творцы нового мирового порядка. Но проблема в том, что эти беззаконные „локдауны“ и резкое отдаление людей друг от друга — только начало изменений. Черной тучей нависла реальность небывалого социального переустройства всего мира. И все здравомыслящие и благонамеренные люди сегодня это понимают.

Очень недвусмысленно наш Патриарх в рождественском интервью заявил позицию по этому вопросу. Напомню ход его мысли. Цифровизация создает техническую возможность поставить человеческую личность под тотальный контроль, а далее направлять поведение человека. Несогласие человека с предписанными ему правилами влечет незамедлительное отключение от получения всяческих благ и услуг, а это прямое исполнение Откровения Иоанна Богослова о печати антихриста. Сегодня широко обсуждается новая книга бессменного президента Давосского форума Клауса Шваба, где он открыто объявляет о начале „великой перезагрузки“. Его же, в партнерстве с Линн де Ротшильд, — „совет по инклюзивному капитализму“, куда вовлекли и Папу Римского Франциска. На более привычном языке все это называется „революцией сверху“. Ее движущая сила — глобальный правящий класс, мировая финансовая элита. Идеология — трансгуманизм. Стратегическая цель — демонтаж национальных государств и передача управления наднациональному мировому правительству. А в социальном плане — новое кастовое общество из господ и рабов, только невиданно жесткое и жестокое. Вследствие пронизывающей управляемости в мире не останется места политическим изменениям, как это грезилось Жаку Аттали».

Соловецкий подвижник понимает, что за монастырскими стенами не отсидеться, ведь мировая элита задумала изменить геном человека, создать «рукотворный ад»:

«…И остаться в стороне от трансформаций, задуманных всемирными богоборцами, никому не удастся. Не отсидеться и монастырям за высокими стенами. Ведь целью трансгуманизма является создание „нового человека“, переделка 99% населения. Это уже будет не homo sapiens, которого воззвал к бытию таинственный совет Святой Троицы: „сотворим человека по образу Нашему и по подобию“ (Быт 1. 26). Задумано самое радикальное вмешательство в природу человека — в его геном, в деятельность нервной системы, в идентичность — для ее „улучшения“ посредством нано-, био-, цифротехнологий. В социальном плане этот рукотворный ад выльется в утрату человеком семьи, религии, национальной государственности, исторической памяти.

Сейчас уже начато это давно задуманное, крайне преступное, поистине сатанинское покушение на образ Божий в человеке в планетарном масштабе».

Раскритиковав мировую богоборческую элиту, епископ дерзнул высказаться по поводу проблем в нашей богоспасаемой стране:

«На фоне общемировых угроз повышается цена внутренних противоречий. Безденежье реального сектора экономики, позорная для богатой страны нищета миллионов, одновременный рост миллиардных состояний, непреодоленная тенденция к убыли населения, политика замещающей трудовой миграции в интересах одного бизнеса (расплатой чего становится рост межнационального и межрелигиозного напряжения), „оптимизация“ здравоохранения и системы образования, повышение пенсионного возраста — все это создает серьезнейшие внутренние угрозы, становится попросту нетерпимым, поскольку „всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит“ (Мф 12. 25). Но у меня есть уверенность, что вскоре инстинкт национального самосохранения властно проявит себя в нашем обществе».

Надо ли понимать, что соловецкий игумен намекает, что россиянам плохо живется при Путине и пора властно заняться самосохранением.

Напомним, что 18 июля этого года на YouTube-канале монастыря было опубликовано обращение наместника к пастве, в котором епископ Порфирий заявил, что вакцина от коронавируса способна отредактировать человеческий геном так, что это может нарушить в человеке образ Божий. А еще якобы в вакцине есть наночастицы металла, с помощью которых можно человека можно лишить суверенности и переместить центр управления нашим поведением «куда-то во вне».

Виртуальная паства с одобрением встретила это видеообращение, епископа Порфирия называли верным пастырем, который пошел на крест за своих овец.

Владимиру Легойде пришлось объясняться за епископа, мол, тот не обладает соответствующими научными знаниями, чтобы делать такие заявления.

На следующий день запись была удалена, а на сайте монастыря появилось объяснение, что епископ, «сожалея о том, что в своих суждениях он обратился к аргументам, выходящим за рамки его знаний, и тем самым породил ошибочные рассуждения среди верующих, благословил удалить это видео.

При этом Преосвященный епископ Порфирий вновь подчеркивает, что считает недопустимым принуждение к вакцинации, проведение которой должно сопровождаться полным согласием человека, выраженным без какого-либо давления на него».

Рисунок Васи Ложкина

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)

речь владыки порфирия соловецкого монастыря. Смотреть фото речь владыки порфирия соловецкого монастыря. Смотреть картинку речь владыки порфирия соловецкого монастыря. Картинка про речь владыки порфирия соловецкого монастыря. Фото речь владыки порфирия соловецкого монастыря
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *