нивы сжаты что это значит

Стихотворение и анализ «Нивы сжаты, рощи голы…»

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем, совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребёнком

Запрягался в наши сани.

Краткое содержание

нивы сжаты что это значит. Смотреть фото нивы сжаты что это значит. Смотреть картинку нивы сжаты что это значит. Картинка про нивы сжаты что это значит. Фото нивы сжаты что это значит

А. Куинджи. Осенняя распутица

Стихотворение С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» датируется 1917 годом и посвящено описанию поздней осени. Несмотря на грустную картину увядания, автор сумел рассмотреть в ней удивительную красоту, наполненную тихой печалью перед наступлением холодов. Перед глазами возникает изрытая дорога, пустынные поля и оголенные рощи, нависший сырой туман прячет и без того тихое, осеннее солнце. Вся природа замерла в ожидании зимы.

Последнее четверостишие несет в себе уже другой настрой. Звонкая чаща призвана разбудить окружающую природу, сбросить унылость и хандру. Месяц поэт сравнивает с жеребенком, символизируя, таким образом, перевозчика, который скоро доставит в эти края морозную зиму.

Зима для крестьянина – одно из самых любимых времен года – урожай убран, самые тяжелые полевые работы остались позади. Поэтому в стихотворении все посвящено ее ожиданию. Сам герой появляется лишь в конце произведения, до этого момента он играет роль стороннего наблюдателя, описывающего природу своих родных мест.

Даже став городским жителем, Есенин не утратил крестьянского духа. Это проявлялось в его отношении к природе, его умении во всех процессах, происходящих в ней, увидеть глубокий смысл. Он не применял стандартных поэтических сравнений, а рисовал образы, напрямую связанные с крестьянским бытом. Это хорошо прослеживается в данном стихотворении: солнце – это колесо, месяц – жеребенок. Поэт, идеализировавший деревенскую жизнь, был уверен, что, лишь подчиняясь законам природы, человеку удастся сохранить чистоту своих помыслов.

Анализ

История создания

К моменту написания стихотворения Есенин уже пять лет жил в Москве, но постоянно испытывал щемящее чувство тоски по родному Константиново. Ему очень недоставало природы отчего края, и в его памяти часто всплывали образы белых берез, безбрежных полей, лугов, залитых солнцем, молодого месяца на звездном небе. Они вдохновляли поэта на создание новых произведений. Под впечатлением от этих воспоминаний появилось и анализируемое стихотворение. Несмотря на эпоху перемен, в нем нет и намека на политику, поэт просто делится с читателем картиной осеннего пейзажа родного края.

Персонажи и образы

Центральное место в стихотворении занимают образы природы. Автор так смог передать осеннее настроение, что перед глазами возникают яркие реалистичные картины. В них прослеживается прочная связь творчества Есенина с народным фольклором. Природа у него словно оживает, находится в движении: солнце скатывается, как колесо, дорога дремлет и мечтает, месяц в образе жеребенка запрягается в сани. Такого рода сравнения обычно использовались народом при создании разных сказок, преданий, былин.

В роли лирического героя представлен сам автор. Это его глазами читатель видит удивительные картины осени, его слова передают ее описание очень яркими и точными выражениями.

Композиция

В стихотворении простая линейная композиция. Четко выделяется экспозиция, где дается общая картина увядающей природы. В завязке автор описывает скрывающееся за горизонт солнце. Развитие действия начинается с изображения грезящей зимой дороги. Наконец, кульминация и развязка посвящены личному впечатлению героя от рыжего месяца, подобного жеребенку. Последнее четверостишие символично тем, что опустившаяся на землю ночь окончательно усыпила природу, сон которой продлится до наступления весны.

По литературному направлению это произведение принадлежит к имажинизму. Его последователи считали метафору основным средством художественной выразительности, а главным в творчестве – создание образа. По родовой принадлежности стихотворение относится к лирике, по жанру это – пейзажная лирика.

Размер и средства художественной выразительности

Практически у каждого поэта был свой любимый стихотворный размер. У Есенина это – четырехстопный хорей. Его он и использовал при написании данного текста. Этот размер наиболее близок к фольклору, что приближает авторское произведение к народному. Рифма здесь перекрестная – АБАБ, местами неточная: голы-горы, сырость-скатилось.

Язык произведения простой, разговорный, народный, без пафосных конструкций и оборотов. Именно это придает тексту особую яркость и выразительность. Автор использует большое количество метафор и олицетворений: «колесом за сини горы солнце тихое скатилось», «дремлет взрытая дорога, ей сегодня примечталось», «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани», а также эпитетов: «солнце тихое», «взрытая дорога», «седая зима», «рыжий месяц».

Проблематика и основная идея произведения

Автор не вкладывает в произведение никакого тайного смысла, как и не затрагивает никаких проблем, кроме одной – любовь к родине и ее природе. Он просто делится с читателем своим восхищением предзимним сельским пейзажем. Здесь есть и грусть, навеянная осенней картиной, что заставляет невольно задуматься о быстротечности жизни, и предвкушение пробуждения. Ведь природа уснула не навсегда, пройдет зима и все вокруг вновь оживет, начнется отсчет нового жизненного круга. Этот мотив часто прослеживается во многих есенинских стихотворениях, особенно относящихся к позднему периоду.

В стихотворении ярко отразилась любовь поэта к природе родного края. Поскольку такие чувства знакомы каждому человеку, это произведение не утратит своей актуальности во все времена. Оно учит тому, что родину нужно принимать любой. Пусть это будет унылый осенний пейзаж, или размытая дождями проселочная дорога, выжженное солнцем поле или занесенная снегами окраина села. Иногда простой деревенский пейзаж оказывается во сто крат дороже роскошных морских побережий.

Источник

Анализ стиха «Нивы сжаты, рощи голы» Есенина

Текст стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы»

Сергей Есенин

Нивы сжаты, рощи голы

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Краткий анализ произведения

Любое произведение, воспевающее природную красоту – умение автора видеть ее волшебство в любое время года. Данное стихотворение рисует картину осеннего пейзажа. Уже скоро зима, но легкая меланхолия приятно воспринимается читателем.

Излюбленный литературный прием автора – олицетворение, с помощью которого он описывает тонкости природной красоты. Оживает даже дорога, которая постепенно впадает в спячку, с терпением ожидая прихода зимы, когда снег укроет ее.

Лирический герой показывает свое лицо в конце произведения. Его глаза лицезрят красоту слияния двух миров – природы и человека.

Словно сам Есенин решил рассказать читателю о красоте мира, о волшебстве окружающей природы. Автор хочет, чтобы тот берег те сладостные минуты времяпрепровождения на родной земле.

Мне нравится 21 Не нравится 9

Анализ стиха «Нивы сжаты, рощи голы»

Сергей Есенин как поэт оставил огромный след в русской литературе. По форме и содержанию его творчество очень разнообразно и неоднородно. Стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы..» читается на одном дыхании.

Хоть и стихотворение небольшое (3 строфы по 4 строчки) при прочтении мы представляем в воображении образ, созданный поэтом. В этом заключается основная особенность этого стихотворения – Есенин объединил в нём два направления, в которых он работал – имажинизм и символизм, что является довольно таки показателем большого таланта и мастерства.

Можно много говорить о таланте этого поистине великого поэта, но лучше всего доказать его талант могут его же произведения. Адресатом данного стихотворения является природа и её уникальности. В трёх строфах создаётся законченная картина природы и её пейзажа – автор рассказывает нам о скоро приближающейся зиме, и то, как эту зиму ждёт природа.

В начале дан конкретный образ осеннего пейзажа:

От воды туман и сырость…»

В стихотворении нет конкретного лирического героя, вместо него лирического героя представлен сам автор, который выступает одновременно и в роли повествователя.

Стихотворение насыщено эпитетами («Солнце тихое», «Рыжий месяц», «Взрытая дорога») олицетворениями («нивы сжаты», «рыжий месяц запрягался»), метафорами («солнце тихое скатилось»). Стоить так же отметить тип рифмовки стихотворения – она перекрёстная (абаб).

Довольно-таки привычная для поэзии, но нисколько не устаревшая. Можно сказать, что она является золотой классикой. Движение сюжета в стихотворении происходит путём смены картин пейзажа природы: сначала это роща опавших нив, а потом степь с взрытой дорогой, а в конце уже снова роща, где находится и сам повествователь.

Особенность этого произведения заключается в том, что автор в нём смог дать законченный образ осеннего пейзажа, что является отражением как я уже говорил двух течений, которых работал поэт – имажинизма и символизма, а также, как я сам лично выявил это поэзия (лирика) природы, которая так присуща Есенинским стихотворениям.

Мне нравится 1 Не нравится

Подробный анализ стихотворения

История создания

Небольшое есенинское стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы…», кажется, рассказывает об осенней поре, когда в деревне уже убран урожай. Но на самом деле, оно более глубокое.

Произведение написано в 1917 году, когда страна полностью изменилась. Тогда всем было понятно, что пора подводить итоги, и отголоски этого слышатся в таких красивых, но одновременно печальных строках.

И хотя поэт не вкладывал никакого политического смысла, а просто описывал родные ему деревенские пейзажи, общее состояние народа все-таки отразилось в произведении.

Жанр

Литературное направление – имажинизм. По роду это лирика. По жанровой принадлежности перед нами стихотворение о родной природе (пейзажная лирика).

Проблематика и тематика

Как таковых, никаких проблем автор не затрагивает. Если и слышатся отголоски политической ситуации в стране, то они, скорее всего, получились случайно. Никакого дополнительного смысла поэт в свое произведение не вкладывал.

Есенин затрагивает тему любви к своей родине, к тем пейзажам, которые ему знакомы с детства.

Идея

Поэт написал это стихотворение, чтобы передать свои чувства, вызванные осенним деревенским пейзажем.

С одной стороны, читателю сообщается та особенная, светлая грусть, наводящая на некие философичные размышления, заставляющая задуматься о смысле жизни, о мимолетности мгновений.

С другой, нарисованная картина рождает состояние ожидания, предвкушения. Да, природа засыпает, но она проснется, и круг жизни начнется снова. Мотив, характерный для всего творчества Есенина, особенно позднего его периода.

Система образов

В этом стихотворении присутствуют яркие образы природы. Они как будто оживают на глазах читателя, создавая поистине волшебные художественные картины. Так автор передает не только восхищение родной природой, но и собственное внутреннее состояние, те чувства, которые он испытывает.

В анализируемом стихотворении образы не просто прекрасные, они сказочные. Явно ощущается неразрывная связь есенинского творчества с фольклором: это и мечтающая, а точнее даже грезящая, дорога, и месяц-жеребенок.

Такие сравнения-олицетворения характерны именно для сказок, былин, преданий, создаваемых фантазией народа.

Сюжет

В центре повествования – осенняя природа, готовящаяся к долгой зимней спячке. Как такового, четкого сюжета нет, да он тут и не нужен.

Перед нами – яркий образец удивительной пейзажной лирики. Автор просто описывает отдельные эпизоды, сливающиеся в единую картину сказочной природы.

Композиция

Композиция простая, линейная.

Можно выделить экспозицию, в которой автор дает развернутое описание засыпающей природы. Уже поля убраны, листва с деревьев облетела, в мире наступает сонная тишина, свойственная зиме.

Завязка – опускающееся солнце. Читатель понимает, что наступает ночь.

Затем следует развитие действия, в котором автор описывает дорогу. Она уже спит и видит в своих грезах, что совсем-совсем скоро придет зима, укрывающая ее пушистым снегом.

Наконец, мы наблюдаем кульминацию и развязку: поэт рассказывает о том, что он видел сам, как месяц рыжим жеребенком запрягался в сани. А это значит, что ночь уже совсем опустилась на деревенские просторы, вся природа наконец-то уснула, и сон этот продлится до самой весны, когда тепло вновь разбудит все вокруг.

Размер, рифма, строфика

Произведение написано любимым есенинским размером – четырехстопным хореем. Кстати, именно он чаще всего встречается и в фольклоре, что тоже сближает авторское произведение с народными.

Рифмовка перекрестная (АБАБ), иногда встречаются неточные рифмы: сырость-скатилось, голы-горы, звонкой-жеребенком.

Средства художественной выразительности

Это удивительное стихотворение практически построено на метафорах и олицетворениях: «колесом за сини горы солнце тихое скатилось», «дремлет взрытая дорога, ей сегодня примечталось», «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани».

Автор даже использует собственный окказионализм: «примечталось».

Очень много эпитетов: «солнце тихое», «взрытая дорога», «седая зима», «рыжий месяц».

Кроме того, для большей напевности и сходства с произведениями фольклора поэт использует инверсию: «колесом солнце скатилось», «дремлет дорога».

Значение произведения

Стихотворение очень значимо для понимания состояния Есенина в один из самых сложных периодов истории нашего государства. Поэт явно обращался к народу, к его вековой мудрости, ища спасения в деревенском жизненном укладе.

Стихотворение передает всю любовь автора к простой жизни, к родине и природе. Оно будет актуально в любое время, потому что каждому человеку знакомы подобные чувства и ощущения.

Мне очень нравится это произведение, потому что оно трогательное, яркое и рисует поистине волшебный мир, поражающий своей красотой.

Стихотворение учит любить свою родину, несмотря ни на что, и именно в простых пейзажах искать утешение, счастье и, возможно, смысл нашей быстротечной жизни.

Мне нравится 11 Не нравится 4

Сочинение о стихе Нивы сжаты, рощи голы

Есенин еще в молодости переехал из села Константиново в Москву. В первые годы он находил время, чтобы съездить в родные места, но постепенно обретал известность и все больше погружался в городскую жизнь.

Не имея возможности вырваться в деревню, поэт постоянно испытывал тоску по родине, которая у него ассоциировалась с русским пейзажем. Все стихотворения Есенина, посвященные природе, основаны на воспоминаниях о родном селе. Одним из них является «Нивы сжаты, рощи голы…» (1917 г.).

Поэт считал прекрасным любое время года и умел находить в природе доказательства этому. Он описывает позднюю осень. Картины увядающей природы полны тихой грусти, но при этом наполнены своеобразной красотой. Автор использует образную метафору, сравнивая заходящее солнце со скатившимся колесом.

Есенин также применяет свой излюбленный прием – олицетворение природы. Он одухотворяет весь окружающий мир. Даже обычная деревенская дорога наделяется качествами живого существа. Он отмечает, что дорога «взрытая», т. к. ей в последнее время часто пользовались при уборке урожая и для приготовлений на зиму.

Хозяйственные хлопоты крестьянства миновали, дорога может отдыхать до начала нового земледельческого цикла. Поэтому она дремлет и видит свои особенные сны. В мечтах дороге представляется зима, которая вот-вот наступит. Вся земля будет занесена толстым слоем снега и получит возможность долгожданного отдыха.

В последней строфе появляется сам лирический герой. В своем богатом воображении он стал свидетелем слияния природного и человеческого миров. Находясь в таинственной волшебной атмосфере («в чаще звонкой… в тумане»), он увидел, как «месяц жеребенком запрягался в… сани».

Городская жизнь не могла изменить крестьянского мировоззрения Есенина. Он продолжал с большой любовью относиться к окружающей природе. Во всех природных явлениях поэт видел глубокий внутренний смысл. Он не пользуется традиционными поэтическими сравнениями. Его образы имеют прямую связь с крестьянской жизнью (солнце – колесо, месяц – жеребенок).

Есенин считает человека неотъемлемой частью природы. Поэтому поэт идеализирует деревенский образ жизни. По его мнению, только следуя законам природы, человек сможет сохранить чистоту своей души.

Мне нравится 2 Не нравится

Читайте также: Анализ стихотворения «Заметался пожар голубой» С. Есенина.

Произведение С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» – это не просто картина природы, а пейзаж-напоминание о родном селе, далеком пристанище детства.

Итоговая таблица рейтинга Краткий анализ произведения 12 Подробный анализ стихотворения 7 Сочинение о стихе Нивы сжаты, рощи голы 2 Анализ стиха «Нивы сжаты, рощи голы» 1

Источник

Есенин нивы сжаты. Анализ стихотворения Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…». II. Вводная беседа

История создания

Небольшое есенинское стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы…», кажется, рассказывает об осенней поре, когда в деревне уже убран урожай. Но на самом деле, оно более глубокое.
Произведение написано в 1917 году, когда страна полностью изменилась. Тогда всем было понятно, что пора подводить итоги, и отголоски этого слышатся в таких красивых, но одновременно печальных строках.

И хотя поэт не вкладывал никакого политического смысла, а просто описывал родные ему деревенские пейзажи, общее состояние народа все-таки отразилось в произведении.

Система образов

В этом стихотворении присутствуют яркие образы природы. Они как будто оживают на глазах читателя, создавая поистине волшебные художественные картины. Так автор передает не только восхищение родной природой, но и собственное внутреннее состояние, те чувства, которые он испытывает.

В анализируемом стихотворении образы не просто прекрасные, они сказочные. Явно ощущается неразрывная связь есенинского творчества с фольклором: это и мечтающая, а точнее даже грезящая, дорога, и месяц-жеребенок.

Такие сравнения-олицетворения характерны именно для сказок, былин, преданий, создаваемых фантазией народа.

Композиция

Композиция простая, линейная.

Можно выделить экспозицию, в которой автор дает развернутое описание засыпающей природы. Уже поля убраны, листва с деревьев облетела, в мире наступает сонная тишина, свойственная зиме.

Завязка – опускающееся солнце. Читатель понимает, что наступает ночь.

Затем следует развитие действия, в котором автор описывает дорогу. Она уже спит и видит в своих грезах, что совсем-совсем скоро придет зима, укрывающая ее пушистым снегом.

Наконец, мы наблюдаем кульминацию и развязку: поэт рассказывает о том, что он видел сам, как месяц рыжим жеребенком запрягался в сани. А это значит, что ночь уже совсем опустилась на деревенские просторы, вся природа наконец-то уснула, и сон этот продлится до самой весны, когда тепло вновь разбудит все вокруг.

Анализ стихотворения С. Есенина «Нивы сжаты»

Конспект анализа стихотворения.

Учитель читает стихотворение детям.

— Ребята, вы прослушали стихотворение С. Есенина. Какие чувства оно у вас вызывает? (Грустные, печальные)

— Какова тема этого стихотворения? (Смена времен года с осени на зиму).

— В стихотворении Есенин описывает природу. А какие образы рисует воображение вам? (меняется время года, природа уже готова к наступлению зимы, деревья стоят без листьев).

— Давайте найдем в тексте приметы увядающей осенней природы. (Нивы сжаты, рощи голы, туман и сырость)

— Обратите внимание на слова «нивы сжаты» — что это значит? (урожай собран)

— Как вы понимаете «рощи голы»? (пусты, открыты, на них ничего нет).

— Послушайте: «колесом за сини горы солнце красное скатилось». Что хочет сказать нам автор? С чем сравнивает он солнце? (с колесом)

А случайно ли такое сравнение? Колесо какое? (круглое, оно катится).

Верно, колесо катится, оно не ходит, поэтому Есенин не сказал «солнце зашло», а сказал «скатилось» как колесо.

Представьте, как солнышко, словно колесо, скатывается с неба по горам и прячется за них.

— Обратите внимание на необычную форму слова в словосочетании «сини горы»

А может быть Есенин просто ошибся или в тексте опечатка?

Нет, Есенин не ошибся. Он использовал не обычную форму слова, а старинную, чтобы приблизить нас к своим чувствам. Обратите внимание на оттенок сказки в этих словах, мы сразу испытываем трепет и благоговение перед природой. А возникли бы у нас такие чувства, если бы автор сказал просто «синие горы»?
(Нет)
— А почему солнце автор назвал «красным»? на какое время суток это указывает? (вечер).

— Ребята. А вы знаете, что в народном творчестве слово «красный» означает не только цвет; «красный» значит «красивый». Издавна люди говорили «красна девица». Даже у нас в городе есть улица с красивым названием – Красная площадь.

— Давайте посмотрим дальше. «Дремлет взрытая дорога». Прочитав эту строку, какой вы ее себе представляете? (коричневая, перекопанная, с бугорками)

— Ребята, давайте хорошо произнесем: «дремлет взрытая дорога». Послушайте, звуки в словах как раз помогают нам представить эту картину. «Взрытая» — сразу чувствуется как колесо дребезжит по замерзшей дороге. Этот прием в литературе называется звукопись. Автор как бы пишет звуками, отсюда такое название. В старших классах вы будете изучать звукопись более подробно.

— А теперь обратите внимание, как автор наделил дорогу человеческими качествами: «дремлет». Кто может дремать? (человек)

. Верно, а что Есенин хотел этим сказать?
( Что природа живая, и она ждет наступления зимы).
А в каких еще словах автор олицетворяет дорогу?
(примечталось, ждать).
— Подумайте и приведите свой пример наделения неодушевленных предметов человеческими качествами. (грустная береза, спокойное море, идет дождь).

— Молодцы. А какой автор называет зиму? (седой)

А что может быть седым?
(борода у дедушки, волосы у пожилого человека)
мы видим, что и здесь автор наделяет зиму человеческими качествами. Какой она вам представляется?
(белой, седой, спокойной, унылой)
— Давайте прочитаем стихотворение дальше. Автор чащу называет звонкой. А что может звенеть в чаще? (волк воет, деревья скрипят, подают замерзшие ягоды)

А почему мы можем расслышать все эти звуки? Самое главное в этой звонкой чаще – тишина! Каждый-каждый звук отчетливо слышен!

— Посмотрите Есенин о месяце говорит так: «Рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани». Как вы себе это представляете? (месяц ярко оранжевого цвета заходит за облака).

Мы сразу представляем картины деревенского быта, которые так удачно передал автор с помощью этого сравнения.А почему месяц сравнивается с маленьким жеребенком?
(Потому что месяц еще молодой)
— Вот мы с вами прослушали и разобрали все стихотворение. А теперь давайте подумаем: какая же у этого стихотворения идея? Что хотел передать нам автор, для чего он написал свое стихотворение? (Он хотел показать нам красоту осенней природы, которая ждет зимы. А главное, он хотел сказать нам, что природа живая, она может как человек о чем-то думать, мечтать.)

— А теперь давайте посмотрим в окно и каждый из вас скажет что-то о природе сегодня: какая она? (ясное небо, чистое небо, яркий, блестящий снег).

— Молодцы. Когда вы придете их школы домой и потом соберетесь гулять, понаблюдайте за снегом, опишите его, попробуйте так же, как Есенин, представить, что снег живой и что он может думать и переживать, когда жить ему осталось совсем немного, последние весенние денечки.

А на следующем уроке каждый нам расскажет, что он увидел. Также все желающие могут найти интересные загадки и пословицы о весенней природе, мы их с интересом послушаем и разгадаем. А может среди нас найдутся такие, кто сможет сочинить стихотворение также, как и Есенин.

Средства художественной выразительности

Это удивительное стихотворение практически построено на метафорах и олицетворениях: «колесом за сини горы солнце тихое скатилось», «дремлет взрытая дорога, ей сегодня примечталось», «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани».

Автор даже использует собственный окказионализм: «примечталось».

Очень много эпитетов: «солнце тихое», «взрытая дорога», «седая зима», «рыжий месяц».

Кроме того, для большей напевности и сходства с произведениями фольклора поэт использует инверсию: «колесом солнце скатилось», «дремлет дорога».

С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»

Познакомить учащихся со стихотворением С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» и отличительными особенностями творчества поэта;

познакомить с жизнью и творчеством Есенина;

Предметные: понимать и грамотно использовать в своей речи термины: стихотворение, ритм, рифма, эпитет. Подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению.

Метапредметные, творческой деятельности. Выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Оборудование: Проектор, музыкальные фрагмент — песня на стихи С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы», пьеса П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» (из цикла «Времена года»); презентация; портрет писателя С. А. Есенина.

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Звучит музыка и учитель читает стихотворение «Я покинул родимый дом» С.Есенина.

II. Актуализация и фиксирование затруднения.

— Что я прочитала? (стихотворение)

— Назовите отличительные признаки стихотворения? (Ритм и рифма)

— Что представляли, когда я читала? Каким вам показалось это стихотворение?

— Каким должен быть человек, написавший такое?

— А вы хотели бы узнать, кому принадлежат эти строчки?

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (читать стихи)

— А может, кто-нибудь готов назвать имя поэта?

— Я предлагаю фотографии поэтов. Кто из них мог написать это:

Эти волосы я взял у ржи,

Если хочешь на палец вяжи,

Я нисколько не чувствую боли…

— Как догадались? (…тот старый клён головой на меня похож).

— Какие задачи перед собой поставим?

III. Знакомство с автором.

-Посмотрите на портрет С. Есенина, всмотритесь в это лицо. Давайте послушаем, что расскажут о нем ваши товарищи.

1уч. «Большую часть жизни Есенину суждено было провести в городе, только наездами бывал он в дорогих ему местах, где прошло детство и юность. Душа же оставалась вечно привязанной к отчему дому, родной семье, любимым рязанским просторам. Русская природа, крестьянский уклад, народное творчество, великая русская литература в лице А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Кольцова, И.С.Никитина — вот истинные источники его поэзии.

2уч. «Есенин сумел взять у природы даже черты своей внешности: синеву глаз — у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы — у российских нив, мягкие кудри — у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России — глубокую и необъятную душу».

IV. Работа над произведением.

1. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися. — Откройте учебник и самостоятельно прочитайте стихотворение С.А, Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»

2.Анализ первичного восприятия текста.

— Скажите, каким вам показалось это стихотворение?

Что испытывал поэт, когда писал это стихотворение, что он переживал, ощущал?

— Что оно обозначает?

— Куда обратимся за помощью? (к толковому словарю).

Нивы — обработанное поле, пашня, посевы(словарь Ожегова)

4.Работа над содержанием.

-Я предлагаю вам ещё раз очень серьёзно поработать с текстом. Вы будете не просто читателями, а читателями внимательными, думающими, исследователями.

— Прочитайте только первую строку.

— О чём они говорят? (Осень)

— Какая это осень? (поздняя)

— Какие слова нам об этом говорят? (Нивы сжаты, рощи голы, сырость, солнце тихое скатилось).

— Как вы понимаете выражение «рощи голы»?

— Почему у Есенина «солнце тихое»? (Светит мало, греет не так как летом)

Сожаление (нивы сжаты, рощи голы, значит уходит тепло)

Тревога (туман, сырость, неизвестно кто там спрятался)

— Найдите эпитет в первой строфе. (Сини горы, солнце тихое)

— Какой темп прочтения будет в 1-ой строфе? (Медленный)

Будем читать громко или тихо? Почему? (не разбудить, не спугнуть, чтобы не услышали)

— Прочитайте вторую строфу.

— О чём пишет поэт в этой части? (О дороге)

— Что такое дорога? (Это путь)

— Какая эта дорога? (Взрытая)

— Как вы это понимаете?

— Верно, она неровная. Почему?( потому что уже давно туманы, сырость, а по ней возили с полей на телегах урожай))

— А сейчас чем она занимается? (дремлет)

— Как вы это понимаете?

— Какой приём использует автор? (олицетворение)

— Где ещё используется этот же приём? (ей примечталось)

-Прочитайте, что ей показалось? («Совсем — совсем немного ждать зимы седой осталось»)

— Почему? (очень холодно)

— А как вы думаете, что в такой холод происходит с изъезженной, грязной дорогой, со всеми её ранами и шрамами? (Она замерзает)

— А о чем же мечтает дорога? Верно о зиме. А почему о зиме? Ведь зимой холодно, зимой как будто все умирает. (Дорога устала. Она хочет отдохнуть. Зимой выпадет снег, и её больше не будут ранить колёса. По ней, по снегу заскользят полозья саней. Сани, как будто, гладят дорогу.)

— И вот по этой дороге по замерзшим буграм и колдобинам едет телега. Вчитайтесь в стихотворение, вслушайтесь в него. Может, вы услышите, как трясет телегу? Она дребезжит по замерзшей дороге. Вот почему столько звуков «р».

Дремлет взрытая дорога,

Ей сегодня примечталось…

— Где ещё встречается олицетворение? (Зима седая)

— Кого она вам напоминает?(Старуху)

— Может, вы мне объясните, почему С.Есенин написал о зиме «седая», а не белая?

— Зима похожа на старость. Дорога мечтает о спокойной старости.

Усталость (дремлет дорога)

— Каким тоном будем читать эту строфу? (Спокойным, мечтательным)

Какой темп будем соблюдать? (Медленный)

— С какой громкостью прочитаем эту строфу? (Тихо)

— Прочитайте 3-ю строфу. Кто же едет в той телеге? Чьё настроение можно почувствовать, понять? (Автора)

— Может быть «ах и сам я…» тоже здесь не случайно? (С.Есенин тоже устал, он мечтает о том, чтобы отдохнуть)

— Верит он в то, что всё изменится к лучшему?

— Какие слова называют это настроение? ( в чаще звонкой)

— Когда мы говорим — «Ах»? (Когда удивляемся)

— Что его удивило? Какой образ увидел Есенин в тумане? (Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани)

— Можем ли мы увидеть в серой, сырой осени «рыжего жеребёнка»?

— Как вы себе это представляете?

— В этом и заключается талант Есенина — видеть в самых простых вещах необычные образы.

— Какой приём использует поэт? (Сравнение)

В каком темпе будем читать эту строфу? Каким тоном?

— А перед тем, ребята, как вы будете отрабатывать выразительность чтения стихотворения, надо отдохнуть, набраться сил. Встаньте, пожалуйста.

Осторожно ветер за калитку вышел, (поднять руки вверх, опустить)

Постучал в окошко, (постучать кулачками по парте)

Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте)

Покачал тихонько ветками черёмух (помахать руками вправо, влево)

Пожурил за что-то воробьёв знакомых (погрозить пальчиком)

И, расправив гордо молодые крылья, (взмахи руками)

Полетел куда-то вперемешку с пылью.

— Ребята, догадайтесь, кто автор этого стихотворения? Да, это С. Есенин.

VI.Самостоятельная работа над выразительностью чтения.

Ваше задание: подготовиться к выразительному чтению стихотворения.

Что значит прочитать стихотворение выразительно? (Расставить паузы, логическое ударение, выбрать нужный темп)

Ученики отвечают по одному — зачитывают стихотворение выразительно.

— Давайте попробуем самостоятельно составить синквейн к этому стихотворению. Работать будем группами по четверостишиям. Вспомним правила работы в группе.

Учитель раздаёт алгоритм составления синквейна.

— Назовите главную мысль стихотворения? Что хотел сказать автор? ( Осень — печальная пора. Осень наводит поэта на грустные мысли, но автор стихотворения верит, что скоро придет зима, все обновится и все будет хорошо.)

— Что передал Сергей Есенин через это стихотворение? (свою любовь к родной земле, родному краю?)

— Какие художественные приёмы используют авторы для написания стихотворений? (Олицетворения, сравнения, эпитеты)

— Как вы думаете, можно из этого стихотворения сделать песню?

-Что для этого надо сделать?

— Если бы вы были композиторами, какую музыку сочинили?

— Мелодичность, музыкальность этого стихотворения, искренняя любовь к родному краю затронула душу композитора Л. Накарякова, который написал на слова Есенина музыку.

(Слушание песни «Нивы сжаты, рощи голы…»)

« На уроке мне было интересно, потому что…

На уроке мне было не интересно, потому что…»

— Спасибо вам за работу.

­— Вы были сегодня внимательными, думающими читателями. Всем хочется сказать спасибо за ваши исследования и находки. Дома вы ещё раз прочитаете стихотворение С. Есенина. Каждый по-своему. Постарайтесь передать все настроения, которые вы в нем почувствовали. Дома выучите его наизусть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *