неверно что при рисовании фигуры человека
Неверно что при рисовании фигуры человека
Рисование человека может стать самым ярким и глубоким опытом в жизни художника. Cегодня мы подготовили для вас советы от известного итальянского художника Джованни Чиварди из книги «Рисование фигуры человека». Пусть эти знания станут источником вдохновения и творческим стимулом, помогающим передавать настроение и воспоминания в форме рисунка.
Техники и инструменты
Рисовать фигуру человека и портрет можно любыми материалами — от карандашей до акварели. Карандаш — наиболее распространенный инструмент в силу своей низкой стоимости и универсальности. Уголь прекрасно подходит для выполнения быстрых рисунков с сильным тональным контрастом и менее пригоден для проработки мелких деталей. Для туши рекомендуется плотная и гладкая бумага хорошего качества. Смешанная техника — это одновременное сочетание разных материалов на одном рисунке.
Экспериментируйте в поисках собственных приемов, которые позволят добиться наибольшей выразительности, и старатесь извлекать пользу из случайных эффектов.
Основы пластической анатомии
Художники изучают анатомию с целью осмысленного изображения фигуры человека. Чтобы воспроизвести ее достоверно, нужно не просто видеть, но и понимать, что рисуешь.
В целом форма тела определяется скелетом как основной несущей структурой, мышцами, обтягивающими его, и верхним слоем, состоящим из жирового покрова. Полезно узнать и запомнить относительные размеры сочленяющихся костей и их пропорции относительно друг друга и всего скелета, потому что без этой информации невозможно «переложить» фигуру на бумагу и приобрести навык логично и последовательно изображать ее.
Ниже изображены основные кости черепа и шеи вместе с кожей, хрящами, жиром, мышцами, волосами и прочим в виде слоев.
Скелет мужского торса, заключенный в контуры тела, во фронтальной, латеральной и дорсальной плоскостях. Эти рисунки помогут расширить понимание формы тела.
Верхние и нижние конечности в разных плоскостях. Как и на предыдущем рисунке, скелетная структура показана внутри контуров тела.
Художнику важно учитывать три основных аспекта мышц: их внешний вид (форма, размер, объем), расположение (где она находится относительно скелетной структуры и соседних мышц, насколько глубоко или поверхностно) и ее механизм (функцию, направление мышечной тяги, соответствующие изменения формы и пр.).
Пропорции
Чтобы рисунок вышел правдоподобным, необходимо учитывать пропорции тела и головы. Высота головы от лба до подбородка часто принимается за единицу измерения для определения пропорций тела. Рост стандартной фигуры — примерно 7,5-8 голов. Запомните еще несколько пропорциональных отношений: голова трижды укладывается в общую высоту туловища с шеей, длина верхних конечностей также равняется трем головам, а нижних — трем с половиной.
Несмотря на различия между отдельными индивидуумами, их можно разделить на три основные группы типов со схожими характеристиками внутри каждой — эктоморфы, мезоморфы и эндоморфы.
Кисти и стопы
Легко понять, почему руки и стопы с их устройством и разнообразием возможных жестов считаются самыми сложными для убедительного воспроизведения частями тела, как в рисунке, так и в живописи и скульптуре.
Рисовать свои кисти и стопы — лучший способ изучить их максимально подробно. Вы сможете убедиться, что получаются вполне достойные штудии, сравнимые с рисунками лица, а может быть, даже более выразительные.
Сначала выполняется быстрый (но прилежный) набросок в нужном ракурсе и позе, затем с помощью его «геометризации» передают необходимую анатомическую информацию и объем, после чего производится уточнение деталей и индивидуальных очертаний.
Так же как для головы и тела, полезны будут знания о строении костей стоп и кистей.
Порисуйте свои собственные кисти рук и стопы в разных положениях. Можно использовать зеркало. Берите разные предметы в руки и передавайте динамику и настроение жеста в рисунке.
Голова, лицо, портрет
Основной интерес для художника всегда представляли лицо и фигура. Портрет — это не просто воспроизведение физических черт с целью узнаваемости конкретного персонажа. Это рассказ посредством мимики о его личности, мыслях и эмоциях.
Как нарисовать голову и черты лица, мы подробно рассказывали в этой статье.
Наброски человека в скетчбуке
Наброском называют быстрый, спонтанный рисунок с натуры, выполненный в сжатые сроки несколькими информативными линиями. Рисовать людей в естественной обстановке, которые не позируют специально и наверняка не догадываются, что их рассматривают и изображают, поначалу покажется сложным. Но реальной причины бояться или теряться нет — вряд ли кто-то будет обращать внимание на то, чем вы заняты.
Умение изображать незнакомых людей в любой позе и при любых обстоятельствах важно для развития технических навыков и оценочного суждения. И, конечно же, регулярная практика набросков отточит дар наблюдательности и интерпретации, научит смотреть глубже и принимать быстрые, уверенные, понятные и точные решения.
Несколько коротких советов о том, как делать наброски с натуры:
Если вас все еще смущает мысль о рисовании людей с натуры (учтите, что, если кто-то заметит, что вы делаете, одни могут быть польщены, а другие с недовольством уйдут), подготовиться к этому психологически и обрести некоторую уверенность может помочь рисование статуй и скульптур в музеях или памятников в общественных местах.
Уточните, можно ли в музее делать наброски, и если да, то смело отправляйтесь туда и зарисовывайте скульптуры с разных ракурсов.
Так учат рисованию в Париже — во дворике Лувра со скульптурами.
Этапы рисования
Если вы рисуете фигуру целиком (в одежде или обнаженную), можно сначала провести несколько быстрых, светлых линий, чтобы наметить пространство, которое она займет на листе бумаги (максимальная высота, максимальная ширина и др.). Затем наметьте основные части тела (голову, торс и конечности) с учетом относительных пропорций.
Далее обратите внимание на динамику или статику фигуры. Она симметрична, неподвижна? Или в позе угадывается движение, дисбаланс? Обратите внимание на углы и наклоны, которые есть в фигуре.
Закончите рисунок существенными контурами, тенями и деталями, которые невозможно опустить. Сотрите вспомогательные линии, если нужно.
В книге «Рисование фигуры человека» каждый раздел разобран максимально подробно, есть подробные изображения скелета человека в разных плоскостях. Подробно рассказано, как нарисовать фигуру мужчины, женщины, ребенка, пожилого человека, как изображать обнаженную натуру и человека в одежде.
Как научиться рисовать набросок человека
Как нарисовать набросок человека, если вы не можете изобразить даже домик с елкой? Показываем поэтапно и делимся лайфхаками.
Изображение человека считается самым сложным в изобразительном искусстве — кроме позы и положения нужно учитывать анатомию, уметь передавать динамику движения и эмоции. Со скетчами все проще — достаточно понять технику рисования.
Как нарисовать набросок человека: пошаговое руководство
Пропорции
Первое, что нужно сделать, — разобраться с пропорциями. Для этого нарисуйте на листе линию и разбейте ее на семь-восемь равных частей, если рисуете человека стоя, или на пять-шесть, если фигура сидит.
Скелет
Теперь заполните нарисованную шкалу сверху вниз, как на картинке. Сначала нарисуйте голову — она должна занять одно деление, затем грудную клетку — два деления, таз примерно на четвертом делении, колени на пятом и стопы. Не забудьте, что у человека должны быть шея и руки, а еще предусмотрите место под переходы от одной узловой точки к другой, например, от грудной клетки до таза.
Основа человека готова. Можно стереть шкалу с цифрами, она больше не понадобится.
Маленький лайфхак: если не хочется каждый раз рисовать шкалу, можно создать ее в Photoshop или другом редакторе, распечатать и подкладывать под рабочий лист бумаги.
Форма
Чтобы не запутаться с пропорциями внутри самой фигуры, не прорисовывайте сразу линии тела. Оформите мышцы овалами, выделите суставы. Этот шаг многие пропускают, считая его примитивным, но именно он помогает новичкам сделать фигуру правильной.
Прорисовка формы
На этом этапе все части фигуры нужно соединить плавной линией, добавить основу одежды, если она нужна, прическу и остальные детали.
Детализация
Самое основное сделали, осталась детализация, степень которой зависит от изначальной идеи.
Как нарисовать фигуру человека: лайфхаки
Чтобы наброски становились лучше день ото дня, нужно постоянно развивать навык. Приобретите несколько книг по скетчингу и рисованию, анатомии для художников. Если вам интересны исключительно наброски людей, рекомендуем книгу итальянского художника Джованни Чиварди «Рисование фигуры человека».
Сделать рисунки более интересными поможет работа над деталями. Уделяйте внимание частям тела — так делают художники, чтобы найти лучший ракурс.
Чтобы придать своим рисункам динамичность, экспериментируйте с позами — необычная поза всегда привлекает внимание и делает набросок более запоминающимся.
Посвятите один вечер тому, чтобы разобраться с карандашами, которые различаются по степени мягкости. Существует несколько систем обозначения жесткости, но чаще всего встречается европейская шкала.
F — средний тон между H и HB.
Цифры, которые часто стоят перед буквой, обозначают степень мягкости или твердости. Например, 4B в четыре раза мягче, чем B, а 2H в два раза тверже, чем обычный H.
Чаще всего для создания наброска используется карандаш HB, им удобно прорисовывать основу и создавать тени. Для создания акцентов, прорисовки более темных линий и теней используются мягкие карандаши — 2B и мягче.
Развивайте наблюдательность — отмечайте, как люди стоят, сидят или ходят. Главный секрет успеха набросков — естественность и реализм. Наблюдайте за работой профессиональных художников, тем более, что в эпоху интернета найти руководства и уроки несложно.
Если у вас не получается какая-то деталь, например, руки — с ними всегда много проблем, изучите, как их рисуют другие. Найдите фотографии и готовые рисунки рук, а лучше всего — процесс создания наброска.
Ищите свой стиль — совсем не обязательно рисовать фотореалистично. Есть много успешных иллюстраторов, выработавших свою технику создания набросков. Один из примеров — Jae Suk Kim, в портфолио которого можно найти коллаборации с Mercedes-Benz Fashion Week Russia, Michael Kors, Dior и другими известными брендами.
Используйте каждую свободную минуту для практики — нарисовав бесчисленное количество не очень удачных набросков, вы рано или поздно увидите свои ошибки и сможете стать лучше. Главное — уверенность в собственных силах и стремление к мечте.
Учиться рисовать самостоятельно и гадать, как нарисовать набросок человека или основу для визуализации очень сложно. Если вы встали на этот путь, придется продираться сквозь собственные ошибки, но есть путь проще: записаться на курс «Скетчинг для дизайнеров», где за четыре месяца вы научитесь рисовать отличные наброски.
Пишет про дизайн в Skillbox. Работает директором по маркетинговым коммуникациям, изучает рекламную графику и 3D.
Лекция. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.
Лекция.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.
Тип урока: комбинированный (лекция + практическое занятие)
Цель:
дать представления о строении и основных пропорциях тела человека;
выявить особенности изображения фигуры человека в зависимости от положения точек опоры (в покое и в движении);
показать способы изображения фигуры человека: линией, штриховкой, пятном;
Задачи:
формировать умения применять полученные знания в творческой работе;
развивать творческое воображение и фантазию в процессе выполнения творческого задания.
Задание на уроке: выполнить графитным карандашом набросок фигуры человека с натуры с 2 ракурсов (боком, прямо, в ¾).
1. Строение и пропорции тела человека.
С древнейших времен человек изучал окружающий его мир и самого себя в первую очередь. Первые изображения человека были обнаружены еще в пещерах первобытных людей. Они примитивно, схематично передавали быт людей того времени. При этом также использовались примитивные орудия: камни, обгоревшие останки животных, при помощи которых наносили или выцарапывали рисунки.
С тех пор человечество пережило множество эпох, каждая из которых оставила свой след в истории изучения и изображения человека.
В древнем Египте рисунки были плоскостными, без передачи перспективного сокращения (ноги на одном уровне).
В древней Греции и древнем Риме начинается прославление красоты человеческого тела. Широко распространены объемные изображения (в виде скульптур, рельефов, колонн-атлантов, нимф)
Расцвет изучения и прославления тела человека приходится на эпоху Возрождения (изучение анатомии, пластической анатомии, рисование с натуры)
Фантазия человека приводила к разнообразному видению в изображении человека: идеалистическое, реалистическое, фантастическое, урбанистическое (кубизм).
Человек с точки зрения формообразования является сложным объектом. Можно представить, что голова — это шар, шея — цилиндр, грудная клетка — бочонок, руки и ноги — тоже цилиндрической формы и т. п. Форму тела и движения человека во многом определяет скелет. Это каркас. Схематические проволочные рисунки помогают понять, как лучше передать особенности разнообразных движений. Потренируйтесь в рисовании таких человечков.
Только постоянные тренировки руки и глаза в процессе изображения фигуры человека могут привести к успеху. В период обучения рисунку рекомендуется каждую свободную минуту уделять наброскам и зарисовкам с натуры: в транспорте, в библиотеке, в буфете, в кругу семьи и друзей. Лучше при этом не докучать незнакомым людям пристальным разглядыванием.
Наброски фигуры человека можно выполнять различными материалами: мягким карандашом, углем, пастелью, сангиной, тушью и акварелью, пером, кистью и палочкой.
Выразительные средства: линия (в том числе и безотрывная), штрихи – короткие и размашистые, толстые и тонкие, тушевка, пятна (при работе тушью, акварелью). В учебных целях полезно сделать силуэтные рисунки людей различных профессий.
При рисовании человеческой фигуры следует, прежде всего, учитывать конструктивные особенности костно-мышечной системы.
Шея. Группа шейных позвонков и мышц придает шее цилиндрическую форму, характер которой наиболее отчетливо выражает форму и положение яремной ямки.
Основой формы туловища служат позвоночник и грудная клетка, прикрываемая широкими мощными мышцами.
В середине живота находится пупок, ниже которого поверхность живота становится более выпуклой.
Верхние конечности . К туловищу с помощью плечевого пояса присоединяется скелет рук. В него входят лопатка, ключица, плечевая кость, кости предплечья и кости кисти. Плечевой сустав плотно облегает дельтовидная мышца, придающая верхней части плеча округлую форму, со стороны спины — трапециевидная мышца, плавно соединяющая плечо с шеей. Плечо руки имеет цилиндрическую форму. К предплечью прикрепляется кисть руки, состоящая из запястья, пясти и фаланг пальцев.
Сзади таз покрыт ягодичными мышцами. Бедро и голень имеют коническую форму, широкую вверху и узкую снизу. Особенно заметна выпуклая икроножная мышца у голени, расположенная в верхней части. Голень опирается на стопу, которая имеет сводчатую форму, более узкую и округлую у пятки и более плоскую и широкую у пальцев.
Канон — это система типичных размеров тела, принимаемая за образец («образец красоты»).
Модуль — это единица меры, которой руководствуются при создании того или иного канона.
Канон облегчает построение фигуры и в свое время помогал созданию идеального образа человека, все части тела которого находятся в безупречной пластической гармонии. (Так было, например, в каноническом искусстве Древней Греции.)
Пропорции. Современный канон построен на модуле, равном высоте головы, как величине постоянной (22 см).
У человека высокого роста (180 см и более) голова укладывается во всей фигуре восемь раз, среднего роста (165—170 см) — семь с половиной раз, у низкорослого (ниже 165 см) — семь раз.
Иные пропорции у детей: у новорожденного высота головы меньше длины тела в четыре раза, у двухгодовалого — в пять, у шестилетнего — в шесть, у двенадцатилетнего — в семь раз.
У взрослого человека ширина плеч равна двум модулям, а ширина таза — полутора; у детей до двух лет окружность головы почти равна окружности грудной клетки, а размеры плеч и бедер почти одинаковы.
У подростков вследствие быстрого роста шеи, ног, рук и туловища вся фигура кажется вытянутой и тонкой.
Освоение пропорций и основных особенностей формы фигуры человека удобнее начать со схематических рисунков. Натурой для них могут служить простейшие по форме гипсы и живая натура.
Зависимость пропорций от возраста человека
Зависимость пропорций от пола человека
Схема построения кисти человека
2. Этапы выполнения наброска фигуры человека.
На первом этапе очень лёгкими, светлыми линиями отмечают высоту фигуры, изображают кружочком или овалом голову, схематично намечают всю массу туловища до пояса и ниже пояса, длину, положение ног. Первоначальная схема конкретизируется на вопросы: что делает человек? Каково положение основных частей тела? Каковы пропорции его тела? То есть решаются задачи на передачу движения, пропорций и характерных особенностей фигуры человека
Изображение фигуры человека начинают с определения всей ее высоты и в ней — высоты головы, а также намечают точки опоры. Затем намечают линии плечевого пояса и талии; ширину грудной клетки, линию бедер, длину рук (до середины бедра), линию локтевого сгиба (на линии талии), линию коленей (1/2 длины ног), величину ступней. Части тела сначала рисуют при помощи геометризованных фигур (многоугольник или овалы), выражающими движение всей массы, а затем геометризованную фигуру конкретизируют: изображают части лица, особенности прически, пальцы рук и ног.
Рисуя фигуру человека, нельзя забывать о сравнении частей фигуры друг с другом, о величинных отношениях между ними и их расположении.
Большую роль при изображении фигуры играет одежда.
Она может подчеркнуть характерные очертания и движения фигуры. Облегание тканью частей тела определяется прежде всего формой этих частей, плотностью и толщиной ткани и покроем одежды. В местах изгиба формы (в локте, колене, тазе) особенно часто возникают складки. В местах опоры ткани (плечи, бедра) складки не образуются и поверхность ткани, облегай тело, повторяет его формы. Рисуя одетую фигуру, следует в первоначальном наброске показать основные части тела, их размер, движение. Затем «одеть фигуру», показав в местах сгиба конечностей складки и детали одежды.
Большое значение придается умению делать быстрые наброски фигуры человека в различных положениях. Это умение воспитывается систематическими упражнениями. Модель сначала ставится на 15— 20 минут, а потом время работы сокращается до 3—5 минут.
В краткосрочных или длительных рисунках важно передать пластику тела, его конструктивные особенности, пропорции и характерные черты.
При этом не докучать незнакомым людям пристальным разглядыванием. Наброски надо выполнять незаметно для модели, чтобы поймать естественность поз и движений. Когда человек читает, смотрит телевизор, шьет, работает на компьютере или занят другим делом, он зачастую долго сохраняет определенную позу или повторяет одни и те же движения, что значительным образом облегчает процесс изображения. Рисование людей с разных точек зрения позволит собрать интересный материал для последующей работы. Наблюдая людей, постарайтесь понять, как начинается движение, как сохраняется равновесие даже при резком изменении направления движения.
Задание на дом: выполнить фломастером (черным, синим), мелками, углем набросок фигуры человека с натуры с 2 ракурсов (например, лежа, сидя, стоя на коленях, на одном колене, с грузом в руке и т.д.).