невербальный интеллект что это такое

Структура интеллекта

Наибольший интерес для человека представляет определение структуры интеллекта. Существует 2 подструктуры общего интеллекта.

Вербальный интеллект интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания.

Невербальный интеллект интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления.

Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики, профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей.

Как показали исследования ленинградского психолога Е. И. Степановой, процесс интеллектуального развития взрослого человека неоднороден, он характеризуется чередованием спадов и подъемов, а также изменением акцентов внутри системы психических познавательных процессов.

Выделено 4 основных периода интеллектуального развития:
— 18-25 лет — частая смена подъемов и спадов (через один-два года), неустойчивость и активная перестройка мыслительных функций;
— 26-35 лет — увеличение устойчивости, некоторое снижение уровня непроизвольной памяти, повышение произвольного внимания, общий подъем уровня развития интеллекта за счет повышения активности процессов мышления, формирование индивидуального стиля умственной деятельности;
— 36-40 лет — усиление целостности интеллекта, появление зрелости суждений, мудрости;
— после 40 лет — большее развитие вербального интеллекта, который как бы противостоит процессу старения и ослабления интеллектуальных функций.

Для того, чтобы человек мог долго сохранять интеллектуальный потенциал, необходимо сознательно регулировать процессы накопления и логического преобразования знаний, вести активную умственную деятельность.

Отдельно выделяют еще технический интеллект — своеобразная система мыслительных навыков, позволяющих успешно овладевать техническими дисциплинами. Базой, на которой формируется технический интеллект, является умение оперировать пространственными образами, умение строить пространственные схемы, способность переводить объемное изображение в плоское.

Кроме этого с формированием технического интеллекта оказались тесно связаны такие далекие от этого логические операции: способность определить категорию, к которой относится понятие, класс объекта, умение выделить существенный признак предмета.

Природа интеллекта в целом такова, что далекие по своей профессиональной принадлежности умственные навыки, определяются каким-то общим фактором и развиваются, формируются только совместно, как, например, успешное овладение тонкими движениями и математическими операциями. Одним из признаков сформировавшегося интеллекта является скоординированность, согласованность развития различных мыслительных навыков. Для первой стадии развития характерно последовательное развитие мыслительных функций, последовательное появление одного навыка на базе другого. Например, сначала у детей развивается, растет долговременная память, внимание, а затем начинает улучшаться логическая функция. Для взрослого интеллекта характерно уже одновременное и однонаправленное развитие целых блоков умственных способностей.

Поэтому для формирования современного творческого специалиста важно всестороннее развитие интеллекта, а не только узкая специализация.

Человек, познакомившись со своим профилем интеллекта, должен стремиться к развитию наиболее слабых сторон, естественно, опираясь на сильные.

Несколько рекомендаций по развитию интеллекта:
— определить свой профиль интеллекта;
— развивать как вербальный, так и невербальный интеллект;
— развивать умение выходить за рамки узкопрофессиональных задач, дабы предотвратить профессиональную деформацию и ограниченность;
— учиться находить решения в сложных, нестандартных ситуациях;
— знать о существовании эмоциональных барьеров, мешающих перестройке умственной деятельности, и учиться их преодолевать, как бы это не было тяжело.

Кроме познавательного, существует профессиональный интеллект, а также социальный.

Профессиональный интеллект ориентирован на специализацию в деятельности, на это настраивается вся его структура. Социальный интеллект — умение решать проблемы межличностных отношений, находить рациональный выход из ситуации.

Источник

Невербальный интеллект: понятие, основные функции, уровень и методы развития

невербальный интеллект что это такое. Смотреть фото невербальный интеллект что это такое. Смотреть картинку невербальный интеллект что это такое. Картинка про невербальный интеллект что это такое. Фото невербальный интеллект что это такое
Способность человека адаптироваться к новым ситуациям и обучаться новому называется интеллектом. Вербальный интеллект – это тот вид интеллекта, который позволяет анализировать и систематизировать полученную словесную информацию, а также воспроизводить ее в виде речевых сигналов. Вербальные способности — это свойства мышления, которые отражают, насколько выражено у человека словесно-логическое мышление. Вербальные способности определяют возможности человека в использовании речи для оформления своих мыслей в виде логического высказывания.

Если вербальное мышление имеет высокую степень развития, человеку легче будет овладеть языковыми средствами. В этом случае может стать прекрасным оратором, изучение гуманитарных предметов не будет для него сложным. Если проводится психологическая диагностика вербальных способностей, тестовые задания направлены на оценку возможностей человека в поиске аналогий, исключении лишнего, обобщении, сравнении.

Что такое вербальный и невербальный интеллект

Уровень развития вербального интеллекта определяет, насколько человек способен изучать иностранные языки, овладевать словесным материалом. Этот вид интеллекта начинает развиваться еще в раннем детстве вместе с овладением ребенком связной речью. Еще один важный этап в развитии этого вида интеллекта – процесс овладения письменной речью, то есть обучение письму и грамоте. Если у ребенка к этому периоду процессы анализа и синтеза словесной информации сформированы в достаточной степени, процесс обучения чтению будет протекать легче. В среднем у детей может быть достаточная степень готовности к обучению чтению в возрасте 5 – 7 лет.

Какие игры на логику и мышление вы знаете? Игры для маленьких и взрослых.

Что такое «Шесть шляп мышления»? Читайте о методике развития мышления.

От уровня развития вербального мышления зависит успешность в учебной деятельности. Это важно не только для овладения гуманитарными предметами. Весь процесс обучения протекает легче при достаточном уровне развития вербального мышления, так человек при этом может хорошо понять и оценить полученную речевую информацию, понять смысл высказывания.

Невербальный интеллект это вид интеллекта, функционирующий с опорой на пространственные представления и зрительные образы. Невербальное мышление оперирует наглядными объектами, представляя их человек может оценивать сходства и отличия между предметами и изображениями, определять положение в пространстве. Развитие этого вида интеллекта поможет человеку ориентироваться в схемах и чертежах, конструировать, рисовать.

Вербальный интеллект

Наверняка, вы замечали, что среди ваших знакомых, родственников или более широкого окружения, есть люди, про которых говорят: «язык без костей».

И это не просто любители поговорить, это те, для которых общение является жизненно важным средством наполнения своих желаний.

Таких людей медом не корми, дай поговорить. И говорят они, зачастую, очень ярко, выразительно, используя свое природное мастерство говорения, и даже вкусно. Именно это слово является для них ключевым во многих моментах. Вкусно. Но об этом, чуть позже.

А пока давайте посмотрим, что же такое вербальный интеллект и какую функцию он несет в природе, и в частности, в обществе?

Вербальный интеллект – это врожденная способность мыслить в процессе говорения, бессознательно ощущая, при этом, желания других людей.

При этом, данная способность выражена желанием и стремлением к общению с другими людьми.

Развитый вербальный интеллект позволяет его носителю стать превосходным оратором, диктором, ведущим, первоклассным рассказчиком историй, и даже великолепным вокалистом.

Кстати, именно выдающиеся ораторы, дикторы, комики, артисты театра и кино, чаще всего, являются носителями вербального интеллекта в своем наборе психических свойств.

Еще с детства такой ребенок разговаривает с игрушками, часто что-то напевает, постоянно проговаривает то, что видит или чувствует. Когда родители не осознают, что постоянный шум и болтовня – это проявление врожденного вербального интеллекта, то часто делают всевозможные замечания и даже бьют по губам.

«Сколько можно болтать? Ты хоть когда-нибудь рот закрываешь?».

Однако такое воспитание может подавить развитие вербального интеллекта, что может проявиться в виде страха общения, заикания, шепелявости и даже невротических состояний.

Поэтому, очень важно позволить ребенку естественным образом развивать свой вербальный интеллект, проговаривая свои чужие желания.

Одно из любимых занятий вербального интеллекта, помимо самого говорения, это большой стол с едой и выпивкой. И главное, чтобы было весело и вкусно.

Тут же за столом такой человек рассказывает байки, веселит, одновременно перепробовав все блюда со стола. Дело в том, что наиболее чувствительной зоной в теле человека с вербальным интеллектом является рот. Именно через вкусовые ощущения наш герой получает наибольшее удовольствие и очень хорошо считывает информацию через этот орган чувств.

Таких индивидов часто называют «люди без плохого настроения». И, действительно, как ни посмотришь на «вербальника» (назовем его так), он всегда веселый, радостный, постоянно хохмит, имитирует звуки, придумывает какие-то байки. Как будто у таких людей не бывает проблем.

Дело в том, что вербальный интеллект не имеет самостоятельного мышления. Его мышление ограничено желаниями других типов мышления. Поэтому, несмотря на внешнюю эмоциональность и яркую мимику, вербальный интеллект абсолютно монотонен. Наиболее наблюдательные даже замечают, что когда смотришь в глаза такому человеку, в момент его говорения, то замечаешь, что внутри полная пустота, никакого процесса мышления. Само говорение и является проявлением вербального интеллекта.

Но когда мы смотрим на любое явление целостно, то мы видим, что все вокруг несет свою определенную функцию и выполняет те или иные природные задачи.

Так какова же функция вербального интеллекта?

Если вы хоть немного знакомы с методикой интегрального восприятия реальности или с социальной психологией, то вы уже знаете, что функция вербального интеллекта – это объединение или слияние.

В самой методике эти природные функции очень наглядно описаны.

Что значит, функция объединения и как она проявляется?

Для этого, давайте вспомним любое мероприятие, будь то свадьба, корпорат или вечеринку в клубе. Помните ведущего на том мероприятии?

невербальный интеллект что это такое. Смотреть фото невербальный интеллект что это такое. Смотреть картинку невербальный интеллект что это такое. Картинка про невербальный интеллект что это такое. Фото невербальный интеллект что это такое

К примеру, это была свадьба. Маша и Петя женятся и пригласили десяток другой своих друзей с разных сторон. Естественно все разные, кто-то более общителен, кто-то менее. В общем, все разбрелись по углам или по маленьким кучкам. Постепенно атмосфера праздника теряется и мероприятие, как бы разваливается.

Если мы посмотрим на само оральное отверстие и на то, какую оно функцию несет в теле, то также будет заметно, что именно через рот больше всего происходит слияние разных элементов, к примеру, пищи с органами в теле.

Я ем грушу. И что же происходит? Груша, объединяясь со мной создает систему другого порядка. Я уже не тот, что был минуту назад. Я чуть более сытый и довольный. Груша становится частью меня. Это и есть волшебство объединения и слияния в природе. Здесь наглядно видно, как все взаимосвязано и по большому счету, все является всем.

Внешне, люди с вербальным интеллектом очень подвижно артикулируют, часто облизывают губы, причмокивают, иногда пускают слюни в прямо смысле этого слова.

Такой человек может сходу придумать любую историю, приукрасить ее и выдать за правду. При этом, его не будут интересовать деньги или другая материальная выгода, которая так интересует людей с логическим мышлением. Помните, «польза-выгода», «деньги, бизнес, карьера, желание быть круче, чем другие?». Это все логическое мышление. Такой человек соврет только ради материальной выгоды.

А вот обладатель вербального интеллекта даже не соврет, а выдумает историю только ради самой истории, чтобы просто ее рассказать. Все, что ему нужно – это только ваши уши. Ведь без слушателя, вербальный интеллект не функционирует.

«Вы из какого города? – спрашивает наш герой другого человека.

— О, а я как раз там жил на улице Ленина. Давно это было. Но зато столько впечатлений осталось. Хотите, расскажу историю, вы просто обхохочитесь…». И если вы будете слушать, он будет говорить столько, сколько вы сможете его выдержать. Потому что вербальный интеллект живет говорением.

Примерное количество носителей вербального интеллекта в мире насчитывается около 5% процентов. В больших городах это соотношение другое, примерно 15%, а в маленьких городах – 2-3%.

Из известных обладателей этого интеллекта можно выделить Хрущева, Ленина, Жириновского, Джорджа Карлина, Барак Обама, актёр Джим Керри, все артисты Камеди Клаб и КВН, Мадонна и большинство современных артистов эстрады.

Что такое вербальные способности?

Хорошо развитые вербальные способности позволяют человеку овладеть языковой системой. В неё входят различные элементы и правила использования и соединения этих элементов. В систему языка входит:

невербальный интеллект что это такое. Смотреть фото невербальный интеллект что это такое. Смотреть картинку невербальный интеллект что это такое. Картинка про невербальный интеллект что это такое. Фото невербальный интеллект что это такое
Фонетическая сторона речи – это звуковой состав языка. Вербальные способности позволяют различать звуки на слух, определять правильность своего произношения. В грамматике вербальные способности проявляются правильно построенными высказываниями, слова в которых согласованы, падежи и предлоги употреблены правильно. В синтаксисе – красиво и верно оформленными предложениями, составляющими связный текст. Словарный запас человека с хорошо развитыми вербальными способностями, как правило, богат.

Все перечисленное помогает в вербальной стороне общения, то есть коммуникации, происходящей с использованием речи. Высокоразвитое вербальное мышление помогает донести до собеседника свои мысли, убедить в своей правоте, наладить диалог и совместную деятельность. При недостаточном развитии этих способностей процесс общения затруднен (см. Дизартрия у детей). Только лишь невербальная сторона общения (мимика, пантомимика и жесты) не дает достаточной информации. Качественное использование речи для передачи информации необходимо в процессе общения.

Что такое вербальный интеллект?

Тони Бьюзен

Способов стать убедительным

Текст предоставлен правообладателем https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=11815990

«10 способов стать убедительным / Т. Бьюзен»: Попурри; Минск; 2014

Аннотация

Определяя вербальный интеллект как способность «жонглировать» буквами, то есть комбинировать их в слова и фразы, автор предлагает читателям развить и улучшить ее.

Для широкого круга читателей.

Тони Бьюзен

Способов стать убедительным

Перевела с английского Ю. Е. Андреева по изданию: THE POWER OF VERBAL INTELLIGENCE (10 Ways to Tap into Your Verbal Genius) /by Tony Buzan, 2002.

© Перевод. ООО «Попурри», 2004 © Оформление. ООО «Попурри», 2014.

Посвящение

Книга посвящается моей дорогой мамочке Джин Бьюзен, которая привила мне любовь к живому слову, пробудив глубокое понимание его красоты и могущества; «главному архитектору интеллект-карт», замечательному другу Ванде Норт в знак преклонения перед ее готовностью безраздельно посвятить себя пропаганде сути этого метода; а также доктору Уилфреду Фанку, чьи книги о работе над речью и колонка в журнале «Reader’s Digest» послужили для меня источником вдохновения в работе над моим собственным вербальным интеллектом.

Список интеллект-карт

Сводная интеллект-карта для главы 2. Как изучить язык: уловки, которыми пользуются дети, когда осваивают устную речь, – имитация, игра, готовность делать ошибки, настойчивость и любопытство.

Сводная интеллект-карта для главы 3. Могущество, заключенное в слове (корни, приставки, суффиксы), энергетическая мощь словесной речи, особые возможности, таящиеся в отдельных частях слова (в его корне, приставке и суффиксе), которые позволяют существенно повысить коэффициент вербальной интеллектуальности, умение пользоваться словарями и энциклопедиями.

Сводная интеллект-карта для главы 4. Написание эссе: еще больше приставок и суффиксов, возможность расширить свой словарный запас.

Сводная интеллект-карта для главы 5. Как обогатить свой словарный запас: память и припоминание, левое и правое полушария мозга, специфика слова, в силу которой оно существует сразу в нескольких системах координат.

Сводная интеллект-карта для главы 6. Язык тела: осанка, поза и манера поведения, жестикуляция и память, тон и сила голоса.

Сводная интеллект-карта для глав 7 и 9. Как подготовиться к собеседованию при найме на работу, как публично выступить с речью, как разговаривать таким образом, чтобы люди вас запомнили, как давать указания и общаться с животными.

Сводная интеллект-карта для главы 8. Чтение: наилучшие подходы при работе с текстами, умение читать быстрее и «раскладывать свои знания по полочкам».

Сводная интеллект-карта для главы 10. Вербальный интеллект и другие разновидности интеллекта (творческий, пространственный, социальный и телесный), каким образом они взаимодействуют между собой.

Выражение признательности

Я бесконечно признателен своей команде, помогавшей мне опубликовать книгу «HeadFirst», которая оказалась в верхних строчках списков бестселлеров. Теперь они помогли мне в создании данной книги. Большое спасибо распорядительному редактору Кэрол Тонкинсон, редактору Шарлотте Ридингс, художнику и иллюстратору Алану Бэртону, дизайнеру Жаку Колтону, Стивену Брею, Паулю Редхэду, Тоби Уотсону, Тиму Бэрну, Иветте Каулз, Джо Лэю, а также Меган Слайфилд. Еще раз спасибо за то, что вы позволили мне стоять «на плечах у гигантов» – на ваших собственных плечах!

Я также приношу благодарность моей персональной команде, в частности менеджеру по работе над публикациями Каролине Шотт, внешнему редактору Ванде Норт, личному помощнику и дорогому другу Лесли Байесу и моей дорогой маме Джин Бьюзен – лучшему корректору, которого я когда-либо встречал!

Глава первая

Предисловие

Начало вашего незабываемого путешествия в Страну Красноречия

«Перо могущественнее, чем меч», – но только в том случае, если за ним стоит мозг, который знает, как владеть словом!

Что такое вербальный интеллект?

Вербальный интеллект – это способность «манипулировать» алфавитом, составленным из букв, объединяя их в слова и предложения. Ваш коэффициент вербальной интеллектуальности, как правило, измеряется объемом и диапазоном вашего словарного запаса и способностью видеть глубинные взаимосвязи между отдельными словами.

Почему вербальный интеллект имеет столь существенное значение?

В начале XX века психологи подметили, что существует непосредственная взаимосвязь между объемом словарного запаса и присущей человеку внутренней силой, а также его успехом в жизни. Другими словами, чем обширнее и совершеннее ваш словарный запас и вербальный интеллект, тем бо́льших успехов вы добьетесь и тем более уверенно будете чувствовать себя в жизни в целом – в учебе, на работе, в общественной и личной жизни.

Слова наделены огромным и поистине чудесным могуществом. Те люди, которые способны обуздать эту могущественную силу и найти ей надлежащее применение, одаривают самих себя могучим талантом убеждать, вдохновлять, гипнотизировать и всеми возможными способами влиять на человеческий мозг.

Таким образом, нет ничего удивительного в том, что слова и присущая им несокрушимая властная мощь стали одной из самых ходовых разменных монет в той «революции познания», которая развернулась в XXI столетии.

Диагностика вербального и невербального интеллекта

Вербальный и невербальный интеллект диагностируют различными способами. Есть отличия в заданиях и материале, на котором эти задания даются. Диагностика вербального интеллекта проводится с помощью заданий на сравнение, анализ и синтез словесного материала. Кроме того, материал подобран с учетом возраста испытуемого. Чаще всего для диагностики вербального интеллекта используют вербальный тест интеллекта Г.Айзенка.

Для диагностики невербального интеллекта используют задания на наглядном материале, без использования речи. В тестовых заданиях человек манипулирует объектами, составляет фигуру из отдельных элементов, сравнивает наглядный материал. Для определения уровня развития невербального интеллекта применяют «кубики Коса», тест в виде доски форм Сегена, прогрессивные матрицы Равена.

Существуют и тесты, задания в которых позволяют оценивать уровень развития и вербального и невербального мышления одновременно. Это, например, тест Векслера на интеллект. Диагностика в этом случае занимает достаточно большой отрезок времени, около 1,5 – 2 часов.

Знаете, как тренировать память и внимание? Улучшение слуховой памяти.

Узнайте, как развивать абстрактное мышление. Возможности абстрактного мышления.

Читайте, что такое аналитические способности. Как развить аналитический склад ума.

Источник

Особенности невербального интеллекта у старшеклассников (юношей и девушек)

невербальный интеллект что это такое. Смотреть фото невербальный интеллект что это такое. Смотреть картинку невербальный интеллект что это такое. Картинка про невербальный интеллект что это такое. Фото невербальный интеллект что это такое

Рубрика: Педагогика и психология

Дата публикации: 05.12.2018 2018-12-05

Статья просмотрена: 1756 раз

Библиографическое описание:

Коновалова, С. Р. Особенности невербального интеллекта у старшеклассников (юношей и девушек) / С. Р. Коновалова, С. А. Петрова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 6 (20). — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/young/archive/20/1326/ (дата обращения: 03.12.2021).

Процессы, происходящие в современном мире, провоцируют многие изменения в современном обществе. Интерес к исследованию особенностей невербального интеллекта у юношей и девушек обуславливается многими важными причинами, в частности, проблемами различных отраслей психологии: общей и возрастной психологии, гендерной психологии и психологии одаренности.

Во-первых, несмотря на устоявшиеся определения категории интеллекта в психологии точку в его изучении как психологического феномена ставить рано. Нет единства в мнениях ученых по аспектам его содержания, структуры и сфер реализации.

Во-вторых, в последние годы повышается интерес общества и государства к теме одаренных детей. Вопросы их выявления, создания условий для наибольшей реализации их способностей, определение наиболее важных составляющих в модели одаренности являются центральными в теории и практике психологии одаренности. Интеллект как первый компонент модели подвергается вниманию педагогов и психологов и объективной диагностике.

В-третьих, расширение диапазона социальных ролей женщин, успешность ее деятельности в разных сферах, приобретение многих не свойственных ей личностных качеств привели к интенсивному развитию еще одной отрасли психологии — гендерной. И проблема общего и различий юношей и девушек в науке также ждет своего разрешения.

На протяжении долгого времени, одаренность отождествлялась лишь с интеллектуальными способностями. Но интеллект не представляет собой чего-то изолированного в человеке. [3]. Интеллект представляет собой совокупность человеческих способностей, благодаря которым человек может разумно мыслить, обрабатывать информацию, усваивать различные знания и применять их в практической области.

Современные психологи определяют интеллект как относительно устойчивую структуру умственных способностей человека, способность решать различные задачи и эффективно адаптироваться в обществе. [2].

В соответствии с задачами определенного типа выделяют различные виды интеллекта, каждый из которых, обычно, и является способностью решать эти самые задачи: невербальный интеллект, вербальный интеллект, социальный интеллект. Зачастую у индивида разные виды интеллекта развиваются асинхронно. Например, одаренные дети с математическими способностями зачастую обладают неразвитым социальным интеллектом.

Вербальный интеллект — это способность управлять словесной информацией. Благодаря вербальному интеллекту человек анализирует полученную информацию, а также воспроизводить ее в виде речевых сигналов. Если у человека хорошо развито вербальное мышление, то ему будет легче овладевать языковыми средствами. Людям с хорошо развитым вербальным мышлением легко даются гуманитарные науки.

Невербальный интеллект — это интеллект, который проявляется в решении задач, которые требуют минимальное использования вербального интеллекта.

Меня, как учащуюся Центра одаренных детей, интересует тот вид интеллекта, который обеспечивает успешность в области математики, физики, информационных технологий, робототехники. Это невербальный интеллект, который связан с зрительно- пространственным восприятием и мышлением.

Для своего исследования я использовала методику: тест «Прогрессивные матрицы» Джона Равена. Методика предназначена для изучения структуры и процессов мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью, и предлагается добавить недостающую.

Кроме того, в фокусе внимания вопрос: есть ли различия в уровне и структуре интеллекта у девушек и юношей 15–16 лет. Спецификой гендерных различий занимались С.Бем, Е.Маккоби, из отечественных психологов — И. С. Кон, Е. П. Ильин, Т. В. Бендас и др. Многие ученые до середины двадцатого века считали, что у женщин лучше развиты вербальные способности, а у мужчин — невербальные, техническое и пространственное мышление. Именно поэтому сферы деятельности у мужчин и женщин разные. Однако в настоящее время все профессии в равной мере доступны и юношам, и девушкам. И мне думается, что этот вопрос нуждается в уточнении.

Бендас Т. В. анализирует проведенные в этой области исследования и считает, что «большинство результатов говорят об отсутствии половых различий. Почти нет противоречивых данных, а там, где они есть, эти данные касаются различных возрастных периодов. Э. Маккоби и К. Жаклин отмечают, что превосходство мальчиков появляется лишь на определенном возрастном этапе (в подростковом периоде), а затем остается практически неизменным.

Бендас Т. В. также считает, «что не существует абсолютного превосходства мальчиков. Оно появляется как результат определенных специфических факторов. По всей видимости, поначалу девочки обладают достаточным «запасом» в восприятии пространства и решении соответствующих задач, что позволяет им не уступать мальчикам или даже превосходить их (особенно в решении простых задач, связанных с запоминанием геометрических форм). Затем, в подростковом периоде, мальчики обгоняют девочек в зрительно-пространственном развитии. Позже, в пожилом возрасте (после 60 лет), женщины снова догоняют мужчин и сравниваются с ними» [1, с.142].

Ряд ученых полагает, что пространственные способности передаются по наследству и генетический механизм этой функции сцеплен с полом. Данные в пользу этой гипотезы и против нее противоречивы. [1, с150].

Итак, мы посчитали средний балл общего показателя невербального интеллекта по группе девочек и мальчиков, а также средние показатели выполнения отдельных серий, что и представили в таблице и на гистограмме.

Средние показатели выполнения серий теста Равена

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *