неустанная помощь икона божьей матери в чем помогает
«Неустанная Помощь» — русская икона?
Не все знают, что в Русской православной церкви почитаются чудотворными некоторые западные изображения Мадонны. А у некоторых икон есть образы-близнецы на Западе, но об их связи можно только догадаться. Об одной из таких икон я и хотела бы рассказать.
Эту икону я увидела в церкви Сан-Альфонсо на Эсквилине в Риме. Она называется Дева Мария «Неустанная Помощь» и почитается католиками по всему миру. На этой иконе помимо Девы Марии с Младенцем изображены ангелы, несущие орудия Страстей Господних: Крест, копье и трость с губкой, пропитанной уксусом. Младенец Христос, оглядываясь на ангела, в испуге прижимается к Матери и держится за Ее руку.
Даже при беглом взгляде на икону можно было предположить, что образ этот греческий или как минимум создан под греческим влиянием — а таковы были, например, многие южноитальянские иконы XIII-XIV века.
История же этого образа такова. Он происходил с Крита, где в XV веке почитался как чудотворный. По местному преданию, его написали еще в Византии в IX веке и едва уберегли от солдат императора Феофила, который приказывал уничтожать иконы. В 1498 году икону похитил итальянский купец, который привез ее в Рим. Вскоре он тяжело заболел и завещал после его смерти передать икону в любой храм. Его воля была выполнена, и с 1499 года икона находилась в храме Сан-Маттео в Риме. В Италии икону стали называть «Неустанная Помощь», потому что по молитвам перед постоянно совершались чудеса. В 1799 году в Рим вступила армия Наполеона, и церковь Сан-Маттео была разрушена. После этого чудотворная икона несколько раз переносилась с места на место, пока о ней совершенно не забыли. С 1866 года она находится в часовне Сан-Альфонсо на Эсквилине.
А в церкви Воскресения Христова в Сокольниках в Москве есть русская чудотворная икона XVII века, которая называется Страстная (ударение на второй слог — от слова Страсти, то есть Страсти Господни). И она как две капли воды похожа на ту, римскую. Но история у нее совсем другая, не имеющая никакой связи с той.
В начале XVII века жила в селе Палицы девушка по имени Екатерина. С некоторых пор она стала одержима бесами, которые всячески ее мучили и пытались толкнуть на самоубийство. В отчаянии Екатерина стала молиться Пресвятой Богородице, прося избавить ее от напасти и клятвенно обещая после выздоровления стать монахиней. Вскоре она получила облегчение, но о своем обещании забыла. Тогда она заболела снова и стала страдать тяжелее прежнего. Тогда к ней явилась сама Богородица и сказала, что болезнь вернулась в наказание за нарушенное обещание, и велела купить на ярмарке в Нижнем Новгороде икону, на которой изображены орудия Страстей Христовых. Екатерина нашла икону, помолилась перед ней и тут же выздоровела, после чего не откладывая ушла в монастырь. А икона стала почитаться как чудотворная, и в 1641 году царь Алексей Михайлович приказал доставить ее в Москву. В честь этой святыни в столице построили Страстной монастырь.
В 1937 году монастырь был разрушен (ныне на его месте находится концертный зал «Пушкинский»), а святыню перенесли в храм Воскресения Христова в Сокольниках, который не закрывался в советское время.
Я не знаю, какая связь между этими образами. Видимо, они восходят к общему предку. А возможно, списки иконы «Неустанная Помощь» проникли к нам из Рима. Почитается же в православии знаменитая статуя Мадонны из Лорето. Но об этом в одной из следующих серий.
Теология Иконы Матери Божьей Неустанной Помощи
ПОСЛАНИЕ ИКОНЫ
Глядя на образ Божьей Матери Неустанной Помощи следует всегда иметь в виду, что мы имеем дело с иконой, написанной анонимным автором в соответствии с каноном Богоматери Скорбящей, употреблявшимся для представления христианской тайны искупления.
1. Что такое икона?
Греческое слово eikón, от которого произошёл этот термин, означает образ. Новый Завет применяет это слово в первую очередь для Иисуса Христа: Он есть образ Бога невидимого (Кол 1, 15; Евр 1, 3). Крестившиеся, отождествляясь с Иисусом, также становятся образом Бога и храмом Святого Духа (Рим 8, 14). Но обычно, говоря об иконе, мы имеем в виду образ, представляющий Иисуса, Матерь Божью или святых, изображённых в точном соответствии с техническими и богословскими канонами.
Икона – это нечто большее, нежели обычное изображение либо памятка о событиях и людях прошлого. Икона делает реально присутствующим то, что на ней изображено. Она является той точкой, где встречаются человеческая действительность и тайна Бога. Поэтому икона – не просто декоративный элемент алтаря. Она сама – алтарь. Это объясняет, почему в литургии восточных обрядов её помещают там же, где и книги Слова Божья.
Икона – это плод молитвы. Художники, создававшие иконы, творили их в покаянной и молитвенной атмосфере. Когда они работали и молились, они думали о тех, кто будет молиться перед создаваемыми ими образами. Это значит, что художники-иконописцы, преимущественно монахи, созерцали тайну Бога и суть своего созерцания представили в красках. Таким образом они передавали свою веру и духовность другим верующим.
Икона – это объект медитации. Когда мы становимся перед иконой для молитвы, мы можем погрузиться в ту таинственную реальность, которую она представляет, и глубже понять ценность литургической молитвы. Иконы были созданы, чтобы помочь нашему созерцанию.
2. Неизвестный автор
Большинство иконописцев – художники безымянные. Среди немногих известных художников, писавших иконы Матери Божьей Скорбящей, был Андреа Ризо де Кандиа (1422–1499), принадлежавший к критской школе. Икона Божьей Матери Неустанной Помощи относится к этой школе, но точной даты её создания мы назвать не можем. Однако с большой долей вероятия можем утверждать, что он был монахом родом с о. Крит.
Древняя легенда приписывает первую икону Божьей Матери Скорбящей святому Луке Евангелисту. Именно так авторы богородичных икон наводили мосты между своим занятием и общиной верующих, лично знавших Иисуса и Марию. Эта легенда является скорее богословской идеей, чем историческим фактом, поскольку живописная техника, использовавшаяся в первые века христианства, сильно отличалась от той, которую применяли в иконописи. Самые старые иконы были написаны в VI веке, а большинство ныне известных икон были созданы в более поздние времена, начиная с XII века.
3. Божья Матерь Скорбящая
Икона Божьей Матери Неустанной Помощи написана на доске размером 54х41,5 см. На протяжении веков она получила два основных наименования. С художественной точки зрения, в связи с типом изображения, её назвали «Божья Матерь Скорбящая». Иконы Божьей Матери Скорбящей, как правило, изображают Марию, держащую на руках своего Сына Иисуса, а по сторонам – ангелов, несущих орудия страстей.
Другое название родилось из благочестия, давшего иконе имя: «Божья Матерь Неустанной Помощи». В нашей иконе Пресвятая Матерь нежно взирает на своих почитателей и готова поспешить к ним на помощь в любой нужде.
На иконе представлены четыре святые фигуры:
Непорочная Богоматерь, Дитя Иисус и святые архангелы Михаил и Гавриил.
Эти фигуры обозначены имеющимися на иконе буквами:
MP – ΘΥ = Матерь Бога (по обе стороны верхней части изображения)
IC – XC = Иисус Христос (справа от головы Младенца Иисуса)
OAM = архангел Михаил (над ангелом, слева от зрителя)
ОАГ = архангел Гавриил (над ангелом, с правой стороны)
Дева Мария показана до пояса, но создаётся впечатление, что она стоит. Она одета в красную тунику, тёмно-синий плащ (с изнанки – зелёный) и прикрывающий волосы и лоб голубой покров. В его верхней части посредине находится золотая звезда с восемью прямыми лучами, а рядом виден крест с лучами, похожий на звезду. Голову окружает характерный для критской школы круглый нимб. В 1867 году на него наложили корону, которая была убрана при последней реставрации.
Лик Девы видится слегка склонённым в сторону Младенца Иисуса, которого Она держит на левой руке. Большой правой ладонью с длинными пальцами (характерными для образов типа «Одигитрия» — «указывающая путь») Мария охватывает руки Младенца. Её взгляд светится нежной печалью. Мария смотрит не на своего Сына, кажется, что Она беседует с тем, кто смотрит на икону. Миндалевидные глаза цвета мёда и чётко очерченные брови делают Её лик прекрасным и возвышенным.
Младенец Иисус – единственный, кто изображён в полный рост. Он сидит на левой руке матери, а руками крепко держится за Её правую ладонь. Он одет в зелёную тунику с красным поясом и прикрыт красноватым плащом. Падающая с правой стороны сандалия позволяет увидеть низ ступни. Это может означать, что, Младенец поражён видением страстей, вызванным крестом и гвоздями, которые показывает архангел Гавриил. С другой стороны архангел будучи Богом, Иисус также является и человеком. У Него каштановые волосы и детские черты лица.
Ступни и шея выражают резкое движение в страхе перед чем-то, что вскоре должно произойти. Очевидно Михаил показывает другие орудия страстей: копьё, шест с губкой и сосуд с уксусом.
4. Тайна Искупления
Икона Божьей Матери Неустанной Помощи – это не декоративный элемент, это образ, несущий некое послание. Это катехизация, разъясняющая главную тайну нашей веры. Различные показанные в ней элементы говорят нам о Боге, присутствующем среди нас, о Крестном пути, о полном любви заступничестве Марии и о сиянии грядущей славы (золотой фон иконы).
В теле Марии завет спасения приобрёл конкретные черты, когда Сын Божий принял нашу человеческую природу. А когда Его земная жизнь окончилась на кресте, Мария была там, как первая последовательница Учителя. Именно в эти последние минуты Иисус объявил Её Матерью всех верующих: «Се Матерь твоя» (Ин 19, 27). Мария принимает нас, как своих детей, чтобы вести нас к Иисусу.
Самой крупная фигура на иконе – Мария, но не фигура Марии является ключевой точкой образа. В центре иконы – соединённые руки Матери и младенца, изображённые так, что Мария указывает на своего сына Иисуса Христа, Сына Божьего, который жертвует жизнью за всех нас. Перед нами тот тип икон, что называется «Одигитрия», то есть «указывающая путь». Мария показывает Христа, который есть Путь, Истина и Жизнь (ср. Ин 19, 25).
Младенец Иисус показан как жертва, уготованная для приношения, что совершится так, как это описывает евангелист в сцене Жертвоприношения в Храме (Лк 2, 22–40). А то, как стоит Богоматерь, напоминает нам слова Евангелия «При кресте Иисуса стояла Матерь Его» (Ин 19, 25), не сломленная болью, но стоящая твёрдо и неусыпно.
Все элементы композиции подчёркивают реальность страдания, которое выражено на лице Матери, в резком движении Младенца Иисуса и в наличии орудий страстей. Однако в то же время подчёркивается торжество Иисуса, обозначенный золотым фоном и тем, как торжественно ангелы держат орудия страстей. Они кажутся на столько инструментами казни, сколько трофеями победы; их будто забрали с Голгофы в утро Воскресения.
Понятно, почему образ Неустанной Помощи зовёт к молитве. Ведь в нём – вся Тайна Искупления. Нетрудно также понять, почему так много людей любят читать Розарий перед этой иконой. Они видят в ней не только Марию, сопровождающую их в жизни и молитве, но также созерцают тайны жизни Иисуса: Радостные (Младенец), Скорбные (Крест) и Славные (золотой фон иконы).
Молитва
Мы приходим увидеть Тебя
На троне милости твоем
И с доверием молим Тебя
И Сына твоего зовём.
Мы сердцу твоему доверяем
Наши болезни и нужды:
Мария, о Мария, Мария, помоги!
О Мать, однажды в нашей смерти,
В нужде последней нашей
Помоги нам счастье обрести,
Испив смерти радостной чашу.
Когда глаза уже почти закрыты будут
Позволь сказать Ты сердцу и губам:
Мария, о Мария, Мария, помоги нам!
Мы будем рады любой, но ежемесячной помощи — это позволит нам увереннее чувствовать себя и надёжнее строить планы нашей работы — ПОЖЕРТВОВАТЬ
История иконы Матери Божией Неустанной Помощи
Эта икона из тех, которые привлекают к себе мало внимания. Стиль ее архаичен, суров, неэмоционален; в ней нет тех живых красок, которыми отличаются более поздние Мадонны итальянской и испанской школ. Красота этой иконы открывается тем, кто умеет понять ее символику: расположение фигур, их движения, жесты, предметы, цвета.
В эпоху средневековья, когда распространялось особое почитание Страстей Христа и Его Скорбящей Богоматери, художник, взяв за основу икону св. Луки, добавил от себя некоторые детали в честь Страстей Господних. Таким образом было изображено полное исполнение пророчества царя Давида, который говорит о Христе: «И скорбь Моя всегда передо Мною» (Пс. 38, 18). На иконе Господь изображён в младенческом возрасте как бы видящим свои страдания. Он спит на руках Матери, просыпается и вдруг видит в руках архангела Михаила копьё и иссоп; испуганный этим, Он быстро поворачивается и смотрит в другую сторону и тут видит архангела Гавриила с крестом и гвоздями. Итак, куда бы Младенец ни посмотрел, Он всюду видит свое страдание. В страхе Он делает резкое движение, и с Его маленькой правой ступни спадает развязавшаяся сандалия. В ужасе и трепете Он двумя маленькими ручками крепко сжимает правую руку Своей Матери, ведь Она всегда Матерь Неустанной Помощи! Мария поддерживает Младенца левой рукой, привлекает Его ближе к Себе, как бы защищая Его.
Есть и ещё более глубокая причина страха Младенца, видящего крест, гвозди, копьё и иссоп: это сознание того, что смотря на то, что Он отдаёт свою жизнь во искупление грехов человечества, многие люди будут продолжать грешить: «они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». (Евр. 6,6). Икона указывает на то, что Пресвятая Дева разделяет с Младенцем это знание, так как Её взгляд устремлён не к Сыну, а к нам. Она смотрит на нас глазами полными печали, как будто хочет сказать:
«Грешники, пожалейте Моё Дитя, вашего Искупителя, старайтесь больше Его не распинать».
Золотой фон иконы, окружающий фигуры, символизирует небесный Иерусалим, «Город из чистого золота», описанный Св. Иоаном в Апокалипсисе. Архангелы спускаются оттуда к Иисусу и Марии на землю. Этот золотой фон означает также рай, обретённый для нас Святой Кровью нашего Спасителя, а Дева Мария является вратами («Дверь небесная») в рай, через которые мы туда входим.
Главный смысл этой иконы выражен посредством изображённой на переднем плане правой руки Богоматери, символизирующей Её силу. Божественный Младенец держится за Неё своими маленькими ручками, и в этом следует видеть превосходное соединение силы Девы Марии с Божественной силой. Святые учат нас о том, что Господь дарует нам свою благодать через руки Своей Скорбящей Матери. Церковь называет Марию посредницей или каналом благодати. Что бы Мария ни испрашивала у Сына, всё даётся, потому что Он знает, что Она ищет только Его славы и спасения душ, искупленных Его Кровью. С каким же упованием мы можем обращаться к Матери Божьей Неустанной Помощи! Всё призывает нас уповать на Неё: Она держит на руках Богочеловека, «сокровище превыше всех сокровищ», Она знает тайну Его Святейшего Сердца, Её глаза молят довериться Ей, однако самым убедительным является то имя, которое Она сама себе даёт: Матерь Неустанной помощи. Это не просто имя, но и обещание помогать нам, когда бы мы к Ней ни обратились. Пусть Младенец Иисус будет для нас примером и в этом, как и во всём остальном: в страхе и в скорби Он быстро обращается к Ней и льнёт к Её рукам. Не должны ли и мы так же обращаться к Ней в наших испытаниях и искушениях, когда крест гнетёт нас. Прибегая к Ней, мы несомненно испытаем на себе Её покров и силу.
Как уже было отмечено, над челом Пресвятой Девы изображена звезда. Это и, так называемая, «Утренняя звезда». Церковь называет Марию Звездой Моря. Св. Фома Аквинский объясняет это так: как моряков к пристани ведёт звезда, так христиан к небесам ведёт Мария. Св. Бонавентура для того, чтобы внушить грешникам упование на заступничество Девы Марии предлагает такую картину: шторм на море, грешникам, падающим с корабля Божественной благодати, грозит гибель. Господь, указывая на Марию, «Звезду Моря», говорит: «несчастные гибнущие грешники, не отчаивайтесь, устремите взор к этой прекрасной Звезде, Она приведёт вас к гавани Спасения».
Знатоки византийского искусства утверждают, что изображённые на иконе широко открытые глаза и маленький, по сравнению с ними, рот Пресвятой Девы означают, что Она многое видела, сохраняя это в своём сердце, но мало говорила. Характерная особенность этой иконы является выражение лица Пресвятой Девы, обращённого к зрителям, полное спокойствия и благосклонного сочувствия.
История иконы Матери Божией Неустанной Помощи
«Неустанная Помощь» — русская икона?
Не все знают, что в Русской православной церкви почитаются чудотворными некоторые западные изображения Мадонны. А у некоторых икон есть образы-близнецы на Западе, но об их связи можно только догадаться. Об одной из таких икон я и хотела бы рассказать.
Эту икону я увидела в церкви Сан-Альфонсо на Эсквилине в Риме. Она называется Дева Мария «Неустанная Помощь» и почитается католиками по всему миру. На этой иконе помимо Девы Марии с Младенцем изображены ангелы, несущие орудия Страстей Господних: Крест, копье и трость с губкой, пропитанной уксусом. Младенец Христос, оглядываясь на ангела, в испуге прижимается к Матери и держится за Ее руку.
Даже при беглом взгляде на икону можно было предположить, что образ этот греческий или как минимум создан под греческим влиянием — а таковы были, например, многие южноитальянские иконы XIII-XIV века.
История же этого образа такова. Он происходил с Крита, где в XV веке почитался как чудотворный. По местному преданию, его написали еще в Византии в IX веке и едва уберегли от солдат императора Феофила, который приказывал уничтожать иконы. В 1498 году икону похитил итальянский купец, который привез ее в Рим. Вскоре он тяжело заболел и завещал после его смерти передать икону в любой храм. Его воля была выполнена, и с 1499 года икона находилась в храме Сан-Маттео в Риме. В Италии икону стали называть «Неустанная Помощь», потому что по молитвам перед постоянно совершались чудеса. В 1799 году в Рим вступила армия Наполеона, и церковь Сан-Маттео была разрушена. После этого чудотворная икона несколько раз переносилась с места на место, пока о ней совершенно не забыли. С 1866 года она находится в часовне Сан-Альфонсо на Эсквилине.
А в церкви Воскресения Христова в Сокольниках в Москве есть русская чудотворная икона XVII века, которая называется Страстная (ударение на второй слог — от слова Страсти, то есть Страсти Господни). И она как две капли воды похожа на ту, римскую. Но история у нее совсем другая, не имеющая никакой связи с той.
В начале XVII века жила в селе Палицы девушка по имени Екатерина. С некоторых пор она стала одержима бесами, которые всячески ее мучили и пытались толкнуть на самоубийство. В отчаянии Екатерина стала молиться Пресвятой Богородице, прося избавить ее от напасти и клятвенно обещая после выздоровления стать монахиней. Вскоре она получила облегчение, но о своем обещании забыла. Тогда она заболела снова и стала страдать тяжелее прежнего. Тогда к ней явилась сама Богородица и сказала, что болезнь вернулась в наказание за нарушенное обещание, и велела купить на ярмарке в Нижнем Новгороде икону, на которой изображены орудия Страстей Христовых. Екатерина нашла икону, помолилась перед ней и тут же выздоровела, после чего не откладывая ушла в монастырь. А икона стала почитаться как чудотворная, и в 1641 году царь Алексей Михайлович приказал доставить ее в Москву. В честь этой святыни в столице построили Страстной монастырь.
В 1937 году монастырь был разрушен (ныне на его месте находится концертный зал «Пушкинский»), а святыню перенесли в храм Воскресения Христова в Сокольниках, который не закрывался в советское время.
Я не знаю, какая связь между этими образами. Видимо, они восходят к общему предку. А возможно, списки иконы «Неустанная Помощь» проникли к нам из Рима. Почитается же в православии знаменитая статуя Мадонны из Лорето… Но об этом в одной из следующих серий.
Празднование Похвалы Пресвятой Богородицы
Ежегодно по субботам на пятой неделе (седьмице) Великого поста Церковь, весь православный люд отмечают праздник, именуемый Суббо́та Ака́фиста, или Похвала Пресвятой Богородицы. В храмах исполняется неседальное (выполняемое с особым почитанием, стоя) восславление пением образа Матери Господа Царицы Небесной.
Традиция такого почитания была установлена в IX веке. Верующие славили Матерь Божию, благодарили ее за заступничество, избавление Константинополя от многочисленных вражеских нападений:
История донесла до наших дней сказание о победе греков над врагами, напавшими на Константинополь. Исследователи не пришли к единому мнению, определяя дату этого события – примерно с VI по IX век. Скорее всего, описанный случай является нападением 626 года аваров на Царьград.
Воспользовавшись тем, что император Ираклий с войском отбыл в поход на персов, авары взяли Константинополь в осаду. Неприятельский флот вплотную подошел к берегам столицы. Казалось, горожане обречены. Понимая, что у них слишком мало сил для отражения врага, жители Константинополя обратились с молитвами к святым христианским заступникам: Господу Богу и Пресвятой Богородице. Патриарх Сергий вынес из храма Влахернскую икону Божьей Матери (другой вариант – Ризу Богоматери).
Люди собрались вместе, крестным ходом со святынями обошли родной город. Подойдя к берегу Босфора, возглавлявший процессию патриарх, продолжая молиться, опустил Ризу Пречистой Заступницы в воду. Спокойная и тихая до того времени стихия вдруг стала меняться. Поднялся сильный ветер, разбудил грозную бурю. Огромные волны скрыли вражеские корабли в глубинах залива. Старинная фреска (1644 год) храма Ризоположения, что в Московском кремле, образно показывает, как именно с помощью иконы Богоматери и святой Ризы происходило чудо, которое уберегло Константинополь.
Читайте далее: Традиции и особенности иконописи сюжета «Сошествие Христа во ад» («Воскресения»)
История спасения города отразилась в написанном вскорости кондаке «Взбранной Воеводе». Данный текст изначально стал составной частью первого акафиста (церковного гимна), чествующего Матерь Божию (Одигитрию). Хвалебную песнь впервые прочитали христиане ночью после чудесного избавления города от вражеских кораблей. Так традиция празднования благодарственной Похвалы Пресвятой Богородицы началась во Влахернском храме Константинополя, месте хранения и поклонения чудотворной Влахернской иконе Богоматери (принадлежащей, по преданию, руке евангелиста Луки), а также предметов, которыми пользовалась Богородица при жизни на земле (Пояс и Риза).
Со временем регулярность празднований закрепили внесением в специальный набор правил, регламентирующих богослужения (Студийский устав). Позже чествование вписали в церковные книги, что сделало его общим торжеством для всех христиан, принадлежащих к Восточной церкви. Формирование канона праздника Похвалы Божией Матери было сделано Иосифом Студитом (IX век).
Чудеса, творимые образами Похвала Богородицы
Христианская чудотворная икона Похвалы Пресвятой Богородицы обитает на Афоне в соборном храме Дионисиатской обители. Ее относят к одной из 70 древних икон, которые написал евангелист Лука. Изображение выполнено не красками, а восковой мастикой, поэтому со временем черты образа размылись. Именно перед этим святым ликом был впервые совершен акафист Пресвятой Богородицы.
С этой иконой связано множество чудесных случаев. Она была похищена пиратами (1592), но заставила нечестивцев вернуть святыню, раскаяться и принять монашеский постриг. В другой раз образ помог исцелиться от страшной опухоли руководителю Афонской академии Евгению Вулгарису. Он сам сделал подробное описание удивительного выздоровления (1758 год).
Читайте далее: В чем помогает молитва перед иконой святого Николая Чудотворца
Православная Церковь высоко ценит величественный образ Божией Матери. Слава о силе молитвы к ней вдохновляет христиан. Неудивительно, что Спаситель являет множество чудес через иконы Пречистой Девы и Заступницы. Чудотворным образам Богородицы молятся, благодарят за помощь, восхваляют ее величие во все времена.
Русская история имеет многочисленные свидетельства, заступничества и помощи Богоматери православным воинам, защищающим родную землю от нашествия недругов. В день празднования Похвалы молитвы к Царице Небесной всегда помогают, так как обретают особую силу. Святой русский князь Александр Невский вписал славную страницу в историю страны – разбил немецких рыцарей на Чудском озере. Летописи подтверждают факт, что день сражения (5 апреля 1242 года была суббота) – праздник Похвалы Матери Божией.
Каноны изображения икон похвалы Пресвятой Богородицы
Образы Похвалы Пресвятой Богородицы появились позже. На сегодняшний день в России самой древней иконой Похвалы Пречистой считается икона «Похвала Богоматери с Акафистом». Это хранимый московским Успенским собором образ, который создан греческим иконописцем приблизительно во второй половине XIV века. Каноном для иконописи этого типа стали слова патриарха Германа Константинопольского о пророчествах, предсказывающих появление чистой земной Девы. Она воплотит в себе: «стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев».
Основываясь на этих строках, в композиции иконы вокруг изображения Богоматери должны присутствовать 25 ветхозаветных пророков, которые держат в руках книги или свитки с пророчествами, а также определённые символические предметы:
Читайте далее: Икона Пресвятой Богородицы «Всецарица»
Иконографы придерживались канонических требований, но часто, вносили в изображение что-то отличное, как правило, вкладывая определенное значение. Похвальные иконы Божией Матери отражают местные, исторические моменты, актуальные для времени и места написания.
Так, например, икона Похвала Пресвятой Божией Матери (Киевская) восхваляет Царицу Небесную, изображая Ее восседающей на престоле с Младенцем Иисусом на руках в окружении архангелов, святых покровителей города. В нижней части композиции коленопреклоненные святые старцы держат в руках православный храм, увенчанный золотыми куполами.
На еще одной благодарственной иконе Богоматери Царица Небесная и Христос находятся в центре изображения, они обрамлены переплетающимися цветущими ветвями. Слева от Богоматери стоят: первосвященник Захария, рядом пророки Елисей, Малахия, Иаков, Аввакум, Моисей, Самуил, Илья, Давид, Исайя, Гедеон. Справа: пророки Иессей, Иезекииль, Соломон, Софония, Аггей, Аарон, Михей, Захария, Иона, Наум, Иоиль, Даниил. Они не окружают Богородицу, а расставлены плотными горизонтальными рядами.
Не все из пророков, которых изображали на похвальных образах, пророчествовали о Богоявлении. Это значит, что первоначальная трактовка сюжета была изменена. На представленной иконе собраны святые одного чина. Большая часть пророков, кроме Соломона, Давида, Моисея, предстоят перед Богородицей без предписанных символических атрибутов Боговоплощения. Данная тема дополнительно развивается в трех фрагментах верхней части образа. По центру – склоняющийся Бог Отец с голубем, который есть Святой Дух. С расположенным ниже благословляющим Младенцем Христом они составляют Святую Троицу. Справа представлен сюжет «Собор Архангелов», а слева изображено «Отечество».