неугасимая свеча икона божией матери в чем помогает
История иконы Богородицы Свеча Неугасимая и в чем помогает образ, молитва
Почитание Пресвятой Богородицы ведет свое начало с древних времен. Многие верующие ежедневно обращаются к Божьей Матери, прося о заступничестве перед Господом. Святой лик представлен на многочисленных иконах, прославленных в разных уголках земли. Одной из самых необычных икон считается образ, называемый «Свеча Неугасимая». И если о самой иконе слышали многие, то о происхождении святого образа знает не каждый.
История появления
История этой удивительной иконы тесно связана с Алексеевским монастырем, основанным в Угличе в 1371 году святителем Алексием Московским. Первым строителем монастыря стал монах Андриан, благодаря которому первоначально был возведен храм Успения Божией Матери. Поэтому и обитель называлась Успенской. Именоваться Алексеевским монастырь начал с середины XV века.
Начало XVII века стало для обители очень тяжелым. Монастырь атаковали польско-литовские интервенты. Несмотря на героизм братии и населения, обитель была захвачена врагами и разорена. После освобождения русских земель, в 1628 году Успенская церковь была вновь отстроена.
Именно здесь впервые появилась икона «Свеча Неугасимая», называемая также «Вратарницей Угличской». С происхождением святого образа связано много тайн и загадок. По одной из версий, эта икона была написана на святой горе Афон, именно поэтому ее называли Афонской. Один из угличских жителей – бывший мещанин Иван Иванович Беляев, принявший монашеский сан с именем Иосиф, более 40 лет проживал на Афоне. Позже архимандрит Иосиф прибыл на Санкт-Петербургское подворье Андреевского скита, где стал настоятелем.
В 1891 году архимандрит посетил родные места, подарив Угличу икону Пресвятой Богородицы «Утешение». Предполагается, что с собой у него был и образ «Игумении Святой Горы», записанной «Вратарницей Угличской». Но, согласно данным епархиальных источников – архивных документов и печатных изданий, где зафиксирована история Алексеевской обители – эта версия не подтверждается, так как они упоминают лишь об Афонской иконе, а наименование «Вратарница» нигде не значится. Вероятнее всего, образ Богородицы на иконе «Игумении» послужил основой для написания «Свечи Неугасимой», немного отличающейся от афонской святыни.
Согласно другой версии, игумен Алексеевского монастыря Евангел, служивший настоятелем с 1864 по 1872 год, увидел однажды явление Пречистой Девы Марии в образе Вратарницы, витающей над обителью. Настоятель описал чудесное явление Богородицы братии, по его описанию был написан святой образ. Но позже о святыне забыли, и около 30 лет икона пребывала в забвении.
В 1895 году один из петербургских купцов тяжело заболел, и никто из врачей не мог помочь ему. Однажды во сне ему явилась Божия Матерь, обещавшая даровать исцеление. Но для этого купцу нужно было съездить в Углич и помолиться перед иконой Богородицы, хранившейся в Алексеевской обители.
Ни одного похожего на описание купца образа среди икон храма не оказалось, поэтому настоятель велел пересмотреть кладовые монастыря. Там и нашелся образ Царицы Небесной, который с большими почестями поместили в Успенском храме 23 июня 1894 года.
После молебна перед найденным образом купцу было даровано долгожданное исцеление. Желая отблагодарить Богородицу, купец отделал икону серебряным вызолоченным окладом.
Когда именно иконе было дано название «Свеча Неугасимая Огня Невещественного» – не известно. Но с тех пор после молитв перед «Вратарницей» стало происходить множество чудес.
После революции Алексеевский монастырь постигла участь большинства православных храмов. Обитель закрыли и разрушили. Но благочестивые прихожане сумели сберечь святыню. Долгое время чудотворный образ хранился среди икон храма царевича Димитрия.
Один из списков, сделанных со святого образа, кто-то из насельников Угличской обители подарил страннику иноку Александру. Странник же даровал святой образ одной из прихожанок Троице-Сергиевской Лавры, Клавдии Александровне, отблагодарив за теплый прием. Этот список и сейчас хранят родные Клавдии Александровны.
Несколько лет назад монастырь восстановили, но теперь Алексеевская обитель стала женской. А в 2005 году «Угличскую Вратарницу» вернули монастырю. Основная заслуга в этом принадлежит Ярославскому архиепископу Михею, сделавшему немало для того, чтобы «Свеча Неугасимая» вновь засветила миру невещественным огнем любви Божией.
Описание и значение иконы Богородицы «Свеча Неугасимая»
Образ Божией Матери на «Вратарнице» выполнен довольно необычно и отличается от привычного написания Святого Богородичного лика. Пречистая Дева Мария изображена во весь рост, парящая на облаках.
Характерные черты, по которым можно узнать «Свечу Неугасимую Огня Невещественного»:
Горящая свеча символизирует неугасимый огонь, освещающий путь к Божьему Царству. Образ Богородицы, выступающей посредницей между Господом и людьми, дарует надежду на спасение.
Кроме того, Пресвятая Богоматерь символизирует Стражницу, охраняющую веру, а Предвечный Огонь является символом Христовой любви, связывающим сердца верующих.
Почитание в православии
Увидеть Богородичный образ «Неугасимая свеча» может любой верующий, посетив город Углич Ярославской области. В алтаре церкви Успения Божией Матери Свято-Алексеевского монастыря находится чудотворная святыня.
Празднование иконы приходится на 6 июля по новому календарю и проходит одновременно с чествованием таких икон Божией Матери, как «Владимирская», «Псково-Печерская», «Заоникиевская».
В этот день во многих церквях совершаются торжественные богослужения, посвященные праздничным иконам, в том числе прославление угличского образа «Вратарница». Согласно указанию, выведенному на обороте святыни, в честь святого лика «Неугасимая свеча» читается акафист, написанный для Иверской Богородичной иконы.
В чем помогает икона «Вратарницы Угличской»
На протяжении всего нахождения в Угличском монастыре святого образа Пречистой Богоматери «Свеча Неугасимая» совершалось немало чудес. Многие, прибегающие к помощи Царицы Небесной, получали исцеление. Об этом свидетельствуют многочисленные драгоценности, украшающие святыню. На протяжении нескольких лет насельницы монастыря фиксируют свидетельства о совершенных чудесах, ведя специальные книги.
К «Угличской Вратарнице» обращаются за помощью:
«Вратарница» помогает укрепить веру и придает силы в трудные минуты жизни.
Угличской святыне молятся не только об исцелении. С молитвами к образу Богородицы «Свеча Неугасимая» прибегают и те, кто хочет сохранить и укрепить семью, защитить жилище от врагов. Божия Матерь никому не откажет в помощи и утешении, давая каждому по вере его.
Текст молитвы
Перед святым ликом Божией Матери «Свеча Неугасимая Огня Невещественного» читают молитвенный текст со следующими словами:
«О, Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь».
По окончании молитвы нужно обязательно поблагодарить Пречистую Богородицу и Господа.
Икона «Вратарница», или «Неугасимая Свеча»: О чем просят образ Богородицы
и почему иконе дарят обручальные кольца
Сегодня, 6 июля, празднуется честь иконы «Вратарница», или «Неугасимая Свеча».
Интересна история этого необыкновенного образа. По преданию, Божия Матерь явилась настоятелю Алексеевского мужского монастыря города Углича Ярославской губернии Евангелу в образе Богородицы с посохом и свечой. Но известным и почитаемым этот образ стал только спустя 30 лет.
В монастыре была построена церковь в честь Успения Божией Матери, в народе ее прозвали Дивной. Интересно, что в начале XVII века монастырь был разорен польско-литовскими войсками. Братия и население сражались до последнего. А на месте их гибели в 1628 году и была построена каменная шатровая церковь Успения Пресвятой Богородицы.
До 23 июня 1894 года икона хранилась в запасниках храма. Однажды к настоятелю обители обратился один приезжий из Петербурга. Он рассказал о явившейся ему во сне Божией Матери и повелевшей ему отправиться для исцеления в Углич, где находилась Ее святая икона, и помолиться перед ней. Образ был перенесен в Успенский храм монастыря. Помолившись перед иконой Пресвятой Богородицы, больной получил полное исцеление. В благодарность за это он пожертвовал иконе серебряную вызолоченную ризу. С тех пор всем, кто прибегал к Царице Небесной с верой в Ее предстательство перед Богом, у чудотворной иконы Богородицы «Вратарница» подавалось исцеление и утешение.
Служителями Успенского храма собрано множество современных свидетельств избавления от болезней и напастей:
1. Помощь в родах
Будущие матери горячо молятся перед «Вратарницей», чтобы роды прошли легко и успешно, а младенец появился на свет здоровым и крепким. Упоминаются и случаи исцеления младенцев от болезней.
2. Исцеление от бесплодия
Матери молятся перед этим образом Богородицы, чтобы их дочери избавились от бесплодия. А также сами женщины прикладываются к святыне с горячими просьбами о долгожданных детях.
3. Исцеление ног, рук и спины
Известно немало случаев, когда по молитвам к «Свече Неугасимой» прихожане избавлялись от прострелов, остеохондроза и даже приобретенных травм.
4. Исцеление от рака
Считается, что именно этот образ Пресвятой Богородицы имеет особый дар исцеления от раковых заболеваний. В некоторых случаях икону прикладывают к больному месту, и опухоль исчезает.
5. Исцеление кожи лица
Есть свидетельства избавления от кожных раздражений и даже от экземы.
Просят «Вратарницу» и посбособствовать в делах духовных — укрепить веру, успокоиться в трудную минуту, обрести новые силы в жизни — выстоять, смириться, терпеть и любить, получить утешение в скорби потери близких людей.
Этому образу Богородицы молятся и об создании, сохранении и укреплении семьи.
Считается даже, что икона помогает разрешить жилищные и некоторые деловые вопросы.
Божия Матерь, держащая в руке свечу неугасимую Огня Невещественного выступает посредницей между людьми и Спасителем. «Вратарница» несёт нам свет любви и освещает путь к Царству Божию и к спасению.
Икона Божией Матери Вратарница Угличская (Неугасимая Свеча)
Богоматерь на сей иконе изображена в виде монахини с жезлом и четками в левой руке и свечой в правой руке. Образ этот находится в Алексеевском мужском монастыре г. Углича Ярославской губернии.
До 1894 года икона пребывала в кладовой обители. 23 июня этого года из Петербурга прибыл в обитель один больной купец. Явившись к настоятелю, он подробно рассказал о своей болезни и о том, что ему явилась во сне Божия Матерь и повелела отправиться в Углич, где находится Ее икона, и помолиться перед ней, обещая ему исцеление. Настоятель велел разыскать эту икону. Его повеление было исполнено, и икона с великим торжеством была перенесена в Успенский храм монастыря. Когда больной купец помолился перед ней, то в скором времени совершенно выздоровел. В благодарность за полученное исцеление он обложил икону серебряной вызолоченной ризой.
В настоящее время у сей чудотворной иконы Богородицы также подаются исцеления тем, кто прибегает к Царице Небесной с верой в Ее предстательство перед Богом. По актам, составленным ярославской духовной консисторией, с 1894 г. по настоящее время при сей иконе совершилось более сорока чудесных исцелений.
Почитание святыни в Алексеевском женском монастыре г.Углича
Только в 1894 году эта икона прославилась благодаря следующему событию. В Алексеевский монастырь из Петербурга прибыл один больной купец. Он рассказал, что во сне ему явилась Божия Матерь и повелела отправиться в Углич, где находится Ее икона, от которой он получит исцеление. По описанию купца братия догадались, о какой иконе идет речь. Из кладовой, где по неизвестным причинам в то время находилась икона, ее торжественно перенесли в Успенский храм монастыря и отслужили молебен. Больной купец действительно получил исцеление, и в благодарность принес в дар серебряную вызолоченную ризу для иконы. С тех пор от иконы стали совершаться чудеса. По актам, составленным Ярославской Духовной консисторией с 1894 по 1900 год, было подтверждено более сорока чудесных исцелений. Эти сведения содержатся в книге «Сказания о чудотворных иконах Божией Матери и о Ея милостях роду человеческому», где икона названа «Вратарница Угличская» и описана так: «Богоматерь на сей иконе изображена в виде монахини с жезлом и четками в левой руке и свечой в правой руке».
Интересные сведения находим и в «Ведомости о состоянии Угличского Алексеевского монастыря за 1910 год», где сказано, что «у иконы Божией Матери, именуемой «Вратарница», устроен резной иконостас, вызолоченный на полимент с рамою и стеклом, при архимандрите Феофане». Архимандрит Феофан управлял Алексеевским монастырем с 1893 по 1898 год, и, по всей вероятности, в ведомости речь идет именно о той «вызолоченной ризе», которую принес в дар «Вратарнице» исцеленный петербургский купец.
Грозный знак
Когда Татьяне С. сообщили результаты обследования, она долго не могла понять, к кому относится произнесенный диагноз: «У вас злокачественная опухоль». Приговор прозвучал как-то буднично, по-деловому, словно речь шла о покупке чего-то, без чего можно и обойтись. И только придя домой, она с ужасом прошептала: «Рак. У меня рак». Три дня она не выходила из дома. Ничего не ела и только пила крепкий чай. Чашку за чашкой.
Что делать? Долго ли мне осталось? Скоро ли начнутся сильные боли, от которых ее отец буквально грыз спинку кровати? В их областном центре не было хороших хирургов-онкологов. Это все знали. Да и сами врачи советовали ехать в столицу. «А лучше в Германию или Израиль». Хороши шутки. Ее пенсии хватило бы только на дорогу до Москвы и обратно. Но «обратно», скорее всего, может и не быть. Знакомые что-то рассказывали ей о квотах, по которым операции делают бесплатно. Но как их получить и сколько ждать – одному Богу известно. И Татьяна решила обратиться именно к Тому, Кому все известно. Она стала по воскресным дням ходить в церковь. Раньше в храме бывала только на Пасхальных службах. Да и то не до конца. Уходила вскоре после крестного хода. Но священнический возглас «Христос Воскресе!» и ответ народа «Воистину Воскресе!» почему-то радостно волновали ее. Она и сама в Пасхальную ночь кричала вместе со всеми: «Воистину Воскресе!» Сидя по вечерам, не зажигая света, в старом хроменьком кресле, размышляла о том, что это значит: «воскрес из мертвых». Умер, а потом снова ожил? А как это? Ведь говорят же: «оттуда еще никто не возвращался». А Христос, значит, вернулся. О смерти местный священник говорил в проповедях часто. Но все утверждения о том, что смерти нет, а есть лишь переход в иную, духовную реальность, были непонятны, и Татьяна не могла в них поверить. Смерти она боялась до спазмов в горле. Решила пойти в поисках утешения к подруге покойной матери. Та никогда (даже в самые лютые годы гонений) не переставала ходить в церковь. Она посоветовала Татьяне, не откладывая, ехать в Углич и молиться у иконы Угличской Вратарницы. Ей были известны многие случаи исцелений от онкологии обратившихся за помощью к этой иконе.
Неужели все эти сотни золотых и серебряных вещей – свидетельства помощи Богородицы?
Татьяна быстро собралась и поехала. Углич поразил ее множеством церквей. Особенно Алексеевский монастырь, где в храме Успения Божией Матери и находится Угличская Вратарница. Ее еще называют «Свеча Неугасимая Огня Невещественного». Сама церковь Татьяне очень понравилась: шатровая, удивительных пропорций. Ее белоснежный шатер виден издалека. А вот икона не произвела на нее впечатления. Она видела иконы и покрасивее. Но сейчас ей кажется, что нет на свете иконы прекрасней, чем эта. Больше всего ее удивило огромное количество крестиков, колец, образков и даже браслетов, нанизанных на нити. Ими была закрыта икона до самого Лика Богородицы. Татьяна почему-то обратила внимание на золотую сережку с синим ограненным камешком. Он все время поблескивал. Неужели все эти сотни золотых и серебряных вещей – свидетельства помощи Богородицы? Неужели столько человек исцелилось, помолившись у этой иконы? Но если бы не было исцелений, то не стал бы никто делать дорогие приношения. Не снимет с руки человек золотой перстень, если действительно не исцелился. Не вынет женщина из уха золотой сережки с драгоценным камушком, если Матерь Божия не поможет ей в беде. Считалось, что дарение сережек – знак большой любви. Была даже частушка: «А для милого дружка – хоть сережку из ушка». Татьяна простояла возле иконы около получаса, повторяя: «Матушка, Царица Небесная, исцели меня». Она вдруг совершенно отчетливо увидела, что выражение Лика Богородицы изменилось. Если поначалу оно было печальным, то теперь в Ее глазах было столько любви и сострадания, что Татьяна не смогла сдержать слез и заплакала. Она почувствовала стыд, мгновенно вспомнив множество проступков, которых действительно нужно было стыдиться. Ее пронзила мысль: «Я недостойна беспокоить Матерь Божию своими просьбами. По грехам и получила». Она зарыдала и выбежала из храма. На следующий день вернулась, упала на колени и долго простояла так, повторяя: «Матушка, прости и исцели. Я буду верной Тебе до конца своих дней. Буду молиться и совершать добрые дела». Сколько прошло времени, она не знала. Иногда паломники и туристы спотыкались об нее. В тот день их было очень много. Татьяна была в каком-то забытьи, пока одна бойкая туристка не попросила ее уйти подальше, чтобы не мешать народу подходить к иконе. Три недели молила Богородицу об исцелении ее от страшного недуга. Вернувшись домой, Татьяна снова прошла обследование, которое показало, что у нее нет никакой онкологии.
Вернувшись домой, Татьяна снова прошла обследование, которое показало, что у нее нет никакой онкологии
Эту историю я услыхал от самой исцеленной Татьяны. Мы разговорились с ней по окончании литургии, оказавшись на скамейке подле храма Успения Пресвятой Богородицы – того самого, где находится икона Угличской Вратарницы – «Свеча Неугасимая Огня Невещественного». Храм этот – один из самых известных и красивейших в России. Находится он в Свято-Алексеевском монастыре, основанном Митрополитом Алексием в 1371-м году. Не нужно быть специалистом-архитектором или историком православной церковной культуры, чтобы понять, почему эту церковь еще в древние времена назвали «Дивной». Это абсолютный шедевр! Совершенно естественно, что в нем совершаются совершенно неестественные (с точки зрения материализма) явления – такие, как исцеления от чудотворной иконы «Вратарница». Да и где, как не в этой дивной церкви, должна была она появиться?!
Дивная Успенская церковь
С историей этой иконы связано много таинственного. С самого ее появления в монастыре за ней закрепилось название «Афонской». Полагают, что написана она на Афоне. Угличские обители имели связь с Афоном через своего земляка – насельника Русского Андреевского скита на Афоне, архимандрита Иосифа. Отец Иосиф, чье мирское имя – Иван Иванович Беляев, происходил из мещан города Углича. Он прожил на Афоне 41 год, потом был настоятелем Санкт-Петербургского подворья Андреевского скита. В 1891-м году отец Иосиф приезжал в Углич с иконой Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение». Возможно, именно тогда он привез с собой и образ «Игумения Святой Горы», которую позже в Алексеевском монастыре записали как «Вратарницу Угличскую». Но долгие годы во всех епархиальных источниках – архивных документах и печатных изданиях, связанных с историей Алексеевского монастыря – она упоминалась как Афонская», и ни разу – как «Вратарница Угличская». Да и композиционно она очень похожа на написанную в полный рост «Игумению Святой Горы».
Икона Свеча Неугасимая. 2010 год
Есть и другая версия появления этой иконы. 125 лет назад игумен Алексеевского Угличского монастыря Евангел увидел над монастырем Божию Матерь с посохом в левой руке и зажженной свечой – в правой. По его описанию этого чудесного явления была написана икона. А прославилась она благодаря следующему событию. В 1894-м году в Алексеевский монастырь из Петербурга прибыл больной купец. Он рассказал, что во сне ему явилась Божия Матерь и повелела отправиться в Углич, где находится Ее икона, от которой он получит исцеление. По описанию купца братия догадалась, о какой иконе идет речь. Нашли ее в кладовой, где по неизвестным причинам она в то время находилась, и торжественно перенесли в Успенский храм монастыря. Отслужили перед ней первый молебен, и купец, действительно, получил исцеление. В благодарность он принес в дар серебряную вызолоченную ризу. С тех пор стали совершаться чудеса. По актам, составленным Ярославской Духовной консисторией с 1894 по 1900 год, было подтверждено более 40 чудесных исцелений.
Икона Пресвятой Богородицы была названа «Свечой Неугасимой Огня Невещественного». С тех пор и до настоящего времени от нее происходит много исцелений от самых различных заболеваний. Приезжают помолиться у этой иконы люди со всех концов России.
А в ночь на 13 апреля (в праздник Похвалы Божией Матери) в Успенской церкви произошло ограбление. Украли не икону, а ювелирные изделия, принесенные в знак благодарности за исцеления и помощь в трудных обстоятельствах. Два человека в масках приставили к стене лестницу и проникли в церковь (это зафиксировала камера, установленная на соседнем доме). Остается только догадываться, каким способом они «перекусили» железные прутья решетки в палец толщиной. Сделали они это быстро и без шума. Разбили в трех местах стекло кивота иконы «Свеча Неугасимая Огня Невещественного» и сорвали 10 нитей с нанизанными на них золотыми и серебряными крестами, образками, кольцами, браслетами и серьгами. Сработала сигнализация, и грабители, обронив несколько низок, бежали. Найти их так и не удалось. Сыщики из бесконечных телесериалов, разумеется, нашли бы их без труда. На окне остались отпечатки подошв, да и отпечатки пальцев наверняка остались, но никто их не искал.
Настоятельница монастыря горевала не о злате-серебре, а о том, что осквернена святыня
Настоятельница монастыря, монахиня Ольга, больше горевала не о злате-серебре, а о том, что осквернена святыня. Икона, написанная на холсте, была порвана в трех местах. Нужно было срочно ее отреставрировать, поскольку оставалось менее трех месяцев до125-летнего юбилея этого чудотворного образа. Матушка Ольга решила, что лучшие реставраторы должны быть в Третьяковской галерее, и сразу туда позвонила. Реставраторы откликнулись незамедлительно. И весь процесс восстановительных работ, по словам его участников, сопровождался явными чудесами. А когда работа закончилась, реставраторы очень не хотели расставаться с иконой. За свои труды они не взяли с монастыря ни копейки и даже благодарили за то, что им посчастливилось реставрировать такую великую святыню. А святыня, действительно, великая.
Икона Свеча Неугасимая после нападения
Икона Свеча Неугасимая после нападения
Случаи исцеления подтверждаются не только тем, что исцелившиеся приносят к иконе золотые и серебряные вещи. Они тщательно проверяются. В монастыре хранятся официально заверенные справки и документы, подтверждающие факты избавления от недугов. Особенно впечатляют данные биопсии до обращения за помощью к Матери Божией у ее образа «Угличской Вратарницы» и после. До – зафиксировано наличие злокачественной опухоли и даже метастаз, а после – полное их отсутствие: «исчезло, яко не бывшее». Одна женщина – Светлана Георгиевна Салугина – после выздоровления, по ее словам, «прилепилась» к монастырю и почти каждый день молится у этой святой иконы. В знак благодарности она стала учить французскому языку девочек – воспитанниц монастырского приюта. Настоятельница монастыря, монахиня Ольга, свидетельствует о том, что появилось на свет много, как она выразилась, «испрошенных» детей. Это дети, родившиеся у бездетных родителей после молитвенного «испрошения о чадех».
И такую святыню осквернили и повредили из-за золотых украшений! Святотатцы не банк ограбили, не разбогатевшего земляка, а подняли кощунственную руку на Ту, Кто является духовным стражем града Углича. «Вратарница» всегда почиталась в народе, как верный страж, которая не пропустит через городские ворота ни врага, ни чуму, ни разбойника. Она оградит, убережет, спасет… Так почему же себя не уберегла?
Когда здесь же, в Угличе, из храма «Царевича Димитрия – на поле» трижды выкрадывали икону Иоанна-Воина, она трижды возвращалась на свое место. Последний раз ее принесла женщина, купившая ее в антикварном магазине. Она рассказала, что не могла перед этой иконой молиться. Почему-то становилось страшно, и она решила отдать ее в церковь. Путешествуя на корабле по Волге, она во время стоянки в Угличе так и поступила. И оказалась в храме, откуда эту икону украли. Иоанн-Воин смог себя защитить и трижды возвращался в родной храм. А что же Угличская Вратарница? Удивительно то, что вскоре после кражи в Угличе была ограблена «Вратарница» на Афоне. Правда, греки, в отличие от наших полицейских, нашли разбойников в тот же день.
Почему же Господь попустил такое? Почему не отсохли руки у грабителей и не ослепли глаза?
Почему же Господь попустил такое? Почему не отсохли руки у грабителей и не ослепли у них глаза? Как понять и постичь Промысл Божий? Неверующий человек усмотрит в этом злодеянии подтверждение своих безумных мыслей о том, что Бога нет, и никаких чудес не происходит у «Вратарницы». Когда распяли Господа, многие, издеваясь над Спасителем, говорили: «Других спасал, а себя спасти не может!» Но мы-то знаем, что Бог поругаем не бывает. Когда-то в революционном бесновании люди сокрушали церкви и убивали священников, крича: «Где же ваш Бог? Почему он не реагирует на уничтожение Его храмов и не останавливает нас?»
Есть множество свидетельств того, что останавливал и наказывал кощунников, но они не вразумлялись. И умирали они страшной смертью. Но столь велики были утрата веры и массовое отпадение от Церкви, что Господь попустил разрушение Своих храмов, поскольку сам народ отпал от Бога. Не нужны стали храмы, и Господь позволил осуществиться этому «свободному выбору» русских людей. А когда народ вразумился и стал обращаться молитвенно к Богу, то и храмы стали восстанавливаться.
Если Господь не остановил угличских кощунников, значит, есть в этой истории какой-то сокровенный смысл. Первое, что выяснилось, – икона давно нуждалась в реставрации. И если бы не это ограбление, то у монастыря не было бы возможностей осуществить ее. Реставрация была проведена. Причем в нужное время. Отреставрирована она была прекрасными, бескорыстными верующими людьми, показавшими, что жива в России вера православная, что не перевелись люди, которые, как и прежде, во время пожара будут спасать не деньги и документы, а вынесут из огня в первую очередь иконы.
Икона Свеча Нугасимая после реставрации
А может быть, Господь попустил это кощунство для того, чтобы содрогнулись наши сердца, видя явное проявление войны с Богом?! Но не содрогнулись. Горевали монахини, прихожане, те, кого Матушка Царица Небесная избавила от недугов, да девочки из монастырского приюта. А город на это злодеяние отреагировал полным спокойствием. Некоторые даже говорили: «Подумаешь, у попов ювелирку украли. Невелика беда». Нет, велика! Не в «ювелирке» дело. Там даже не было изделий, представлявших художественную ценность. Но каждый предмет был свидетельством чудесной помощи Матери Божией страждущим и скорбящим. И вот эти свидетельства украдены, как простая «ювелирка».
Известие об ограблении восприняли так, словно это была очередная новость из телевизора
Когда в 1904-м году украли одну из самых почитаемых и любимых в народе Казанскую икону Божией Матери, поднялась вся Казань, вся Россия. И злодеев благодаря общим усилиям быстро поймали. Народ хотел растерзать грабителей и требовал отдать святотатцев на самосуд, но полиция не позволила. Через 115 лет – другая картина: в Угличе известие об ограблении восприняли так, словно это была очередная новость из телевизора. А ведь так же начиналась русская беда в начале ХХ века: отход от Бога, осквернение святынь, богохульные статьи в либеральной прессе, повсеместное хулиганство, поджог барских усадеб, убийство министров, генералов, городовых, эпидемия самоубийств и прочие беды. Разве это не похоже на ужасы, о которых мы постоянно узнаем из современной прессы и теленовостей. Чем это закончилось, мы знаем – крушение Российской Империи, казнь Императора с семьей, разорение и ограбление церквей, аресты и убийства архиереев, священников, простых верующих, а потом и умелых тружеников: казаков и крестьян. Тогда в осквернении святынь народ не увидел грозного знака. Так, может, сейчас увидим и вразумимся?!