нет страшнее напасти чем дурак дорвавшийся до власти
Нет страшнее напасти чем дурак дорвавшийся до власти
Леонид Филатов. «Любовь к трем апельсинам»
Леонид Филатов был щедро одарён разнообразными талантами. Блестящий артист театра и кино. Замечательный драматург, сценарист и кинорежиссёр. Великолепный поэт. Пародист. Но его сказки. это нечто особенное. Читая их, невозможно оставаться равнодушным.
На свете нет ужаснее напасти,
Чем идиот, дорвавшийся до власти!
Нам нужен труп в одежде короля,
А не живой придурок у руля!.
20 августа 1997 года Филатов читал пьесу труппе театра «Содружество актёров Таганки» и специально приглашённым представителям прессы. К середине первого действия Филатов, незадолго до этого перенёсший инсульт, устал, и чтение продолжил руководитель театра, Николай Губенко. Речь в пьесе идёт об интригах вокруг заболевшего и неадекватного наследника престола, на которого было наложено заклятье.
Панталоне:
Уж если дьявол вывихнул мозги нам,
То вряд ли их исправишь анальгином!
О, я теперь вполне уверен в том,
Что мы имеем дело с колдовством.
Давайте же подумаем, собратья,
Как нам избавить принца от заклятья!
Ведь нас тут пять голов, а не одна,
А для пяти задача нетрудна.
По мнению корреспондента газеты «Коммерсантъ», пьеса побуждает публику к горькому самоанализу, замешанному на гражданском оптимизме
Тарталья:
Ещё вчера во времени ушедшем
Я сам себе казался сумасшедшим,
А нынче понимаю я, эхма,
Что это мир вокруг сошёл с ума!
Пока я был под властию заклятья,
Все в мире перепутались понятья.
Тот простодушен, — стало быть, кретин,
Тот предприимчив, — значит, сукин сын.
Кто пашет, поливая землю потом,
Теперь у нас зовётся идиотом,
Финал пьесы содержит прямое обращение режиссёра к зрителям. Николай Губенко назвал «Три апельсина» примером современной «высокой поэзии», заявив, что хотел бы сыграть премьеру этой пьесы к юбилею режиссёра Юрия Любимова.
Аудиоверсию спектакля (аудиокнига) в 2002 году озвучивал актёр Сергей Безруков. По мнению корреспондентов «Московского комсомольца», голос ведьмы в его озвучании оказался похожим на голос Валерии Новодворской:
Я фея, знаменитая Моргана,
Профессорша интриги и обмана.
Но, разжигая с властию вражду,
Я поперёк народа не иду.
Я в королевстве главный диссидент,
Прошу простить за автокомплимент.
Голос режиссёра, который произносит финальный монолог пьесы, по их же мнению, в пародийном озвучании Безрукова оказался похожим на голос его учителя — Олега Табакова. На вкладке аудиодиска, однако, утверждалось, что «любые совпадения с реально существующими голосами случайны».
Нет страшнее напасти чем дурак дорвавшийся до власти
Я – круглый идиот. Я – принц Тарталья.
Безумные глаза таращу вдаль я.
В моей башке случился перекос:
Я ем мышей, лягушек и стрекоз.
Свободный от морали и закона,
Я принародно писаю с балкона
И ухаю при этом, как сова,
И изрыгаю бранные слова.
Врачи твердят, что это паранойя.
Что ж, может быть. Но знаю лишь одно я:
Повинен в ней сегодняшний режим.
Я – уличный паяц. Я – Труффальдино.
Смешнее нет на свете господина!
Да, я дурак, я клоун, я паяц,
Зато смеюсь над всеми не боясь.
И вы платки слезами не мочите,
Чем горше жизнь, тем громче хохочите.
Да, мы живем в грязи, едим не всласть,
Зато мы обхахатываем власть.
И власти разрешают нам смеяться,-
Смеющегося можно не бояться.
Кто хохотом заткнет голодный рот,
У власти не попросит бутерброд.
А я Клариче – злобная особа,
Приглядывать за коей надо в оба.
Племянница родная короля,
Что подтверждают герб и вензеля;
Любовница Леандро, хоть Леандро
Красив, как марсианин без скафандра.
Мне только для того и нужен он,
Чтоб поскорей вскарабкаться на трон.
А я Леандро, я – премьер-министр,
Я духом слаб и разумом не быстр,
И не случайно шепчутся тайком,
Что у Клариче я под каблуком.
Да, я и впрямь люблю Клариче;
Всё у нее, красавицы, в наличье,
Но есть одна противная черта:
Она меня не любит ни черта.
Чтоб в перспективе, крайне, впрочем, зыбкой,
Нет страшнее напасти чем дурак дорвавшийся до власти
Вы первыми затеяли войну!
И просите за это ордена!
Леонид Филатов, 1998
Чтоб худого про царя
Не болтал народ зазря,
Действуй строго по закону,
То бишь действуй… втихаря.
На свете нет ужаснее напасти,
Чем идиот, дорвавшийся до власти!
Хоть нами зачастую правит бес,
Но и его курируют с небес!
Ты морочить мне мозги
Даже думать не моги!
Лучше всю свою подлючесть
На работу напряги!
Раздобудь к утру ковер —
Шитый золотом узор.
Государственное дело, —
Расшибись, а будь добер!
Чтоб на ем была видна,
Как на карте, вся страна,
Потому как мне с балкону
Нет обзору ни хрена!
Ишь, медаль. Большая честь.
У меня наград не счесть:
Весь обвешанный, как елка,
На спине — и то их шесть.
Ты опять в свою дуду?
Сдам в тюрьму, имей в виду!
Я ж не просто балабоню,
Я ж политику веду!
Уезжала б ты отсель
В энтот. как его. в Бруссель,
Раз такая происходит,
Извиняюсь, карусель!
И неси вас окиян
Прям на остров на Буян!
Ну а чтоб не одичали,
Вот вам личный мой баян.
Нешто я да не пойму
При моем-то при уму.
Чай, не лаптем щи хлебаю,
Сабражаю, что к чему.
Получается, на мне
Вся политика в стране:
Не добуду куропатку-
Беспременно быть войне. (не про стерхов ли с амфорами написано?)
А вот это уже, по всей видимости, про завтрашний:
Там собрался у ворот
Энтот. как его. народ!
В обчем, дело принимает
Социяльный оборот!
А вот это уже просто не пройдет путинскую цензуру:
О Пушкине как борце против путинского режима
Борцунствующие интернет-хомячки радостно растащили сие по своим норкам-кладовым, сопровождая комментариями в стиле «Гениальное предвидение солнца русской поэзии»,
«Александр Сергеевич-то наш!», «Пушкин предсказал Путина» и прочее, прочее.
И вот уже – можно предвидеть появление плакатов с изображением великого русского поэта на митингах различной сомнительной политической направленности.
Пушкин – с нами! Выкусите!
И действительно, ай да П-н! Ай да с-н сын! Как заклеймил, шельма!
Так откуда же взялся сей пламенный шебебр, пулемётной очередью прошивший разбегающихся псов режима?
Элементарный поиск в информационно-коммуникационной сети «Интернет»
приводит к ответу за пару минут.
Автор сего – некий лейтератор с грозным псэудонимом Яр Велесов, и в неогранённом варианте сей бриллиант (2021 г. выпуска) выглядит так:
«Пугая внешними врагами
Нас истребляют изнутри!
Но не меняется годами
Девиз продавшихся властей:
Воруй, Уничтожай и Ври. »
Мдя. Стройненько и мелодично. Как вилкой по водосточной трубе.
Не Пушкин только. И не Барков. И даже не Вильям наш Токарев.
Неизвестный блоггодетель подправил размер, заменил «властей» на вневременное «царя»
— и нате-получите! Готова новая, с иголочки, сенсация!
Неизданное из аса А.С. Пушкина!
Ну а творчество сего Бора Сварожича, тьфу! Яра Велесова…назвать сие «творчеством» – значит, выдать аффтару незаслуженный аванс в стиле «ну, а вдруг».
Корявейшие чудовищные четверостишия не в размер на «октуальные темы».
А названия-то! Названия!
Можно как угодно относиться к нынешнему главе российского государства ( лично я отношусь, деликатно говоря, очень скептически) – но вот это вот всё вызывает лишь недоумение и смех.
Много интернета вам дадено, господа борцуны, при нынешней власти…Слишком, слишком много.
Как писал в своё время В.И. Ленин в полемической переписке с Александром II – «Главная проблема цитат в интернете в том, что люди сразу верят в их подлинность».
(примерно 1789 г.)
Золотые слова.
И ведь ещё делают из этого, греф побери, далеко идущие выводы!
Но, кстати – онлайн-стримы у Владимира Ильича архиотличнейшие.
Особенно мне нравятся его прямые включения из вечно бунтующего Петрограда.
10 Цитат из стихов Леонида Филатова на все времена
Леонид Филатов стал знаменитым еще в 1970-х, когда начал читать с подмостков пародии на маститых поэтов эпохи: Рождественского, Михалкова, Вознесенсого. После «Экипажа» он стал кумиром. Сам актер относился к этому с иронией, отшучиваясь словами Жванецкого: «Худой, злой, больной — но какова страна, таков и кумир…»
Он был автором знаменитой сатирической пьесы в стихах «Про Федота-стрельца, удалого молодца», которую написал по мотивам русской народной сказки «Поди туда, не знаю куда». Благодаря запоминающимся рифмам и колким репликам персонажей, практически сразу же после своего выхода (в 1987 году), это произведение стало очень популярным, а вскоре и вовсе разлетелось на крылатые фразы и афоризмы.
«Мир движется тихонечко по фазе,
Ступеньки перепрыгивать нельзя.
Из тех же, кто из грязи сразу в князи,
Плохие получаются князья!»
«Чтоб худого про царя
Не болтал народ зазря,
Действуй строго по закону,
То бишь действуй… втихаря.»
«Народу — чтоб не вздумал бунтовать! —
Мы тоже разрешили воровать.
Пусть лучше сам ворует потихоньку,
Чем с воровскою властью враждовать. »
«Там собрался у ворот
Энтот. как его. народ!
В обчем, дело принимает
Социяльный оборот!»