нет способностей к языкам что делать
Как правильно учить английский язык, если у Вас нет способностей к языкам
Любопытная статья, в которой автор просто-напросто дает пошаговый план изучения английского языка для тех, у кого нет способностей и нет за плечами ни одного языка. То есть, с полного нуля.
Мне это все известно, поскольку английский у меня был третьим после немецкого в школе и французского на курсах ИН-ЯЗ по почте. Кстати, хорошие курсы, не знаю — остались ли.
Меня часто спрашивают, что делать, если очень нужно выучить иностранный язык, но способностей к языкам нет.
Я уже довольно много говорил и писал об этом, но обобщить всё сказанное как-то не получалось.
В этом опусе я постараюсь восполнить этот пробел и расскажу о том, как выучить любой иностранный язык самостоятельно. Поскольку английский язык на сегодняшний день является самым распространенным и востребованным, для примера я выбрал именно его.
Людей неспособных к иностранным языкам нет, ведь научились же мы все говорить по-русски и даже многие люди с ограниченными умственными способностями разговаривают, читают и пишут, пусть на одном языке, но разница-то какая?
Зато в изобилии есть лентяи, которым выгодно говорить, что они неспособные, чтобы скрыть свою лень.
— Ну, неспособный я и все тут, учу годами, но результат минимальный, а то и вовсе ноль, — так говорят о себе многие.
А язык-то вроде бы нужен…
Вот и ходят такие «неспособные» по кругу: репетиторы — курсы — самостоятельное изучение, но воз и ныне там.
Не обижайтесь, Бога ради, но ленивый у Вас мозг, хотя в других делах вы, возможно, и трудяга.
В чём же причины происходящего и что надо делать чтобы исправить положение?
Для начала нужно определиться, нужен ли Вам язык в принципе. Если да, тогда вперед на борьбу с ленью. Если у Вас есть сомнения, бросьте занятия или… прекратите сомневаться, иначе результатов не будет, Вы их просто не дождетесь, потому что надо не ждать, а двигаться вперёд!
Теперь уточнимся с целью. Спросите себя: «Зачем мне нужен язык?» Если просто так, «чтоб было», чтобы блеснуть иностранным словцом на тусовке, то, скорей всего, ничего у Вас, уважаемый читатель, не получится, на этом Вы и остановитесь. Нужна реальная цель. Если ее нет — либо бросайте занятия, либо придумайте цель!
А вот и подсказочки:
Уверенно идите к своей цели и параллельно учите язык. При этом постарайтесь получать удовольствие от процесса, это относится не только к изучению языков; любая работа или учеба становятся во много раз эффективней, если делаются с удовольствием.
О современных технологиях обучения: Современные технологии — это замечательно, я двумя руками «за». Вне всякого сомнения, аудио и видео записи, онлайн уроки и семинары очень полезны при изучении языка. Но не верьте обещаниям обучить Вас английскому в совершенстве за месяц, а то и за 2 недели. Если Вам обещают такое, значит Вам скорей всего хотят что-то продать, точнее, втюхать. Без серьезной, кропотливой работы ничего не получится. Да, существует множество программ помогающих выучить язык, но программы не учат за Вас, они лишь помогают в изучении. А чудеса случаются пока в основном только в сказках (а сказки мы все очень любим, поэтому и процветают всякие 25-е, 26-е и прочие «кадры», обещающие обучить Вас во сне…). Подумайте, ведь даже маленький ребёнок, который постоянно слышит родную речь, и мозг которого впитывает всё как губка, тратит на уверенное освоение языка 7-10 лет.
Испугались? Зря! Взрослые могут учиться гораздо быстрее детей, благодаря тому, что они способны делать это более сознательно и организованно. При таком изучении, язык можно освоить за год до уровня близкого к носителю! Только учтите, что работать в этом случае придется с полной отдачей.
А теперь перейдём к делу.
Если Вы начинаете с нуля, начните с алфавита и произношения, — это основа. Ведь любой язык состоит из звуков, а звуки изображаются буквами, хотя в английском всё это довольно условно :). Бытует мнение, что алфавит — это для новичков, «а меня он ещё в школе достал». Мнение это ошибочное; без знания алфавита очень сложно продиктовать для записи свое иностранное имя, прочитать аббревиатуру, и невозможно полноценно пользоваться словарём.
За буквами важно следуют слова, состоящие из этих букв.
Приступая к изучению языка, обязательно ограничьте себя по времени. Установка, может быть, такой: за 3 месяца выучу 2000 новых слов, а это всего лишь 20-25 слов в день. Неукоснительно следуйте этому плану. Это относится к любой работе: не сделаете в срок, — скорей всего, не сделаете никогда. Но не гонитесь за количеством слов; нужен не просто словарный запас,
важно его качество. У каждого человека есть свой разговорный уровень на родном языке и не думайте, что на иностранном он будет сильно отличаться от исходного. Читайте, анализируйте, находите новые слова в книгах, Интернете, переводите свой русский словарный запас на английский. Учебники и преподаватели забивают Вашу голову словами, которые, возможно, никогда Вам не понадобятся, поэтому не доверяйтесь им полностью, подбирайте слова сами, нужные Вам слова!
А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Бред полный, но все мы знаем если не всё стихотворение, то, во всяком случае, это четверостишье наизусть. Почему? Да именно потому, что бред, потому что будит фантазию.
А вот и стишок по-английски:
Ding Dong Dell,
Pussy’s in the well.
If you don’t believe me,
Go have a smell.
Смысл таков: кошечка упала в колодец, кто не верит, идите понюхайте…
Не очень приятный стишок, но как запоминается!
В Аудио-Классе вы можете пополнить свой словарный запас с помощью специально подобранных словосочетаний и фраз.
Достигнув первых результатов, Вы почувствуете, что процесс учёбы становится привычкой и это здорово! Ведь мы не только можем, но и должны учиться всю жизнь, впрочем, об этом чуть позже. Но главное что Вы получите — это неописуемое чувство восторга от достижения цели, а приобретённые знания и опыт обязательно пригодятся в жизни.
Для того чтобы можно было быстро повторять пройденное, проверять свои знания, а также учитывать количество выученных слов, ведите тетрадь-словарь, слова нумеруйте. Понравившиеся предложения и фразы, туда же — в тетрадь. К этому можно добавить, что при изучении иностранного языка, очень важно писать от руки, т.к. это задействует еще и моторную память. Закрывая левой рукой (или листом бумаги) английские слова, читайте русские и вспоминайте их значение по-английски, потом наоборот, закрывая правой рукой русские слова, читайте по-английски и вспоминайте перевод. Ну, думаю, в школе все учились… Благо, сейчас готовые тетради-словари продаются на каждом шагу. Но тут самое время вспомнить о словарном тренажере, в котором Вы можете запросто спрятать русский, английский или оба текста, сняв нужную птичку над таблицей.
Многие советуют использовать карточки — такие маленькие картонки, где с одной стороны написано предложение или слово по-английски, а с другой по-русски. Пожалуй, их можно использовать как временное учебное пособие, но они имеют свойство, мяться и теряться, их трудно систематизировать, поэтому тетрадь, на мой взгляд, удобней и надёжней.
Транскрипцию пишите, но не пишите ее везде, экономьте время — пишите только там, где лично Вы можете засомневаться в произношении, ведь Вы ведете эту тетрадь для себя! Желательно использовать общепринятые знаки транскрипции, например, IPA, но можно придумать свои или использовать русские буквы. Впрочем, русскими буквами вы едва ли сможете передать все тонкости английского произношения.
Но одних только слов, как Вы понимаете, нам мало. И, хотя предложения и состоят из слов, нужно еще знать, как эти предложения строить.
Да и сами слова запоминаются гораздо лучше в контексте.
Рекомендую в связи с этим почаще заглядывать в грамматику и как можно больше слушать и читать на языке вслух.
То, что это полезно знают все, но делают очень немногие. И действительно, заставить себя читать достаточно долго, нелегко, а вот придумать себе какую-нибудь маленькую награду, поощрение, очень даже можно и нужно. …и не давайте себе конфетку или чашечку кофе, пока не прочитаете вслух 3 страницы. В общем, все по Павлову.
Думайте и говорите по-английски. Как это сделать? Начните с простых часто повторяющихся мыслей возникающих в вашем гениальном мозгу (или мозге?), например: «Что-то я проголодался — I feel like eating», «На сегодня хватит — Let’s call it a day» или совсем прозаическое: «Чем это пахнет? — What’s the smell?». Подберите свои фразы (просто обращайте внимание на свои мысли в течение дня и записывайте их) переведите их со словарём, или найдите аналоги в Интернете, запишите в тетрадь и запомните. Повторите их несколько раз вслух. В следующий раз заставьте себя, впрочем нет, позвольте себе роскошь думать об этом по-английски. Развивайте этот навык, постепенно он войдет в привычку, и Вы сможете довольно легко думать о повседневных вещах по-английски. При любой возможности проговаривайте мысли вслух. Идеально было бы найти партнёра, готового учиться вместе с Вами. В этом случае Вас будут слушать и Вам будут отвечать, а если Вы сможете полностью перейти на английский и отказаться от разговоров по-русски, то результат будет ошеломляющим. Поначалу кажется, что это очень сложно, однако если Вы войдете во вкус, то остановить Вас будет уже почти невозможно!
Хорошо смотреть фильмы на DVD по-английски, но при просмотре обязательно положите рядом с собой тетрадь, ручку и словарь, бумажный или электронный. Жмите на «паузу», копайте словарь и пишите, не жалейте бумаги, всё это запишется в ваш актив. Не менее важно привыкнуть к звукам языка. Для этого отключайте субтитры и старайтесь уловить звуки глядя на губы говорящего. Это дает двойной эффект: Вы учитесь понимать английскую речь на слух и видите как произносят слова носители языка. Для этих же целей можно посоветовать просмотр англоязычных новостей на каналах BBC, CNN, NBC, просмотр роликов на YouTube.
Для изучения английского полезно использовать MP3 плеер, но слушать полупонятную английскую тягомотину быстро надоедает, хочется послушать музыку, или что-нибудь веселенькое. Открою Вам несколько секретов. Во-первых, находите интересные и, для начала, не очень сложные темы, во-вторых, если Вы беретесь слушать аудио-книгу или какой-либо текст по-английски, найдите его печатный вариант, сначала прочитайте его или хотя бы быстро просмотрите его на бумаге / экране. В-третьих, при чтении желательно иметь английский и русский варианты. Пробуйте читать параллельно с прослушиванием, но в этом случае внимание рассеивается на зрительное и слуховое восприятие, такой вариант лучше использовать только на начальной стадии. Это же относится и к фильмам с субтитрами, субтитры вообще сильно отвлекают от просмотра. В-четвёртых находите тексты любимых песен и учите их, прослушивание музыки станет одновременно полезным и интересным. Чтобы найти текст песни, в любом поисковике наберите название песни по-английски и слово «lyrics», наслаждайтесь! И последнее, но не менее важное: хотите выучить что-то — наберитесь все-таки терпения!
И вот теперь самое время поговорить о лени: она преследует нас на каждом шагу, подстерегает за каждым углом, а мы слабые и безвольные существа всегда рады ей помочь и готовы потакать! Лень надо давить, несмотря на усталость и… лень. Да, мы все работаем, устаём, но, приходя вечером домой, всё-таки можем выкроить хотя бы пол часа для изучения языка. Впрочем утренние часы, по утверждения многих специалистов, более эффективны для учёбы, но тут уж как у кого получается. И, как уже было сказано выше, не забывайте о настроении, научитесь радоваться процессу учёбы, тогда всё пойдет легче и веселее.
Ещё одно важное замечание: если Вы хотите действительно быстро выучить английский и готовы ради этого пожертвовать другими делами, сделайте это Вашим приоритетом, выделите несколько часов в день и работайте не пределе, не забывая, впрочем, о перерывах. Находите носителей языка, общайтесь с ними очно или заочно через Skype, Yahoo Messenger или ICQ.
Так Вы увидите заметные сдвиги уже через 3-4 недели.
И еще раз о возрасте: идеальный возраст для изучения языка — 1 месяц или чуть раньше (дети слушают родной язык еще до рождения), учить языки, как впрочем, и все остальное с годами становится труднее, и все же выучить язык можно в любом возрасте. Но, как мы уже знаем, у взрослых есть и еще одно важное преимущество: они знают или по крайней мере должны знать, зачем им нужен язык и учат его более осмысленно и целенаправленно.
Ко всему вышесказанному можно добавить любопытный факт: люди, владеющие одним или несколькими иностранными языками, по статистике живут дольше и гораздо реже страдают старческим маразмом. Мозг, как и прочие части человеческого организма, для нормальной работы требует постоянных тренировок.
Успехов Вам в учёбе и интересных собеседников в разных городах и странах!
Лингвистические способности: что это такое и как развивать
От преподавателей и людей с разным опытом изучения иностранных языков можно услышать о таланте к языкам, выдающихся языковых способностях или отсутствии склонности к изучению иностранных языков. Насколько эти рассуждения соответствуют действительности? Что такое языковой талант и существуют ли люди, неспособные к изучению иностранных языков? В чем заключаются лингвистические способности? Они даны от рождения или их можно развивать? Как понять, есть ли склонность к изучению языка и что делать, если ее нет? В этой статье – ответы на все эти вопросы.
Возможности разных людей при изучении иностранных языков
Каждый человек при желании может выучить иностранный язык. Мы часто слышим об этом от преподавателей или полиглотов. И это правда. Но правда также в том, что возможности у разных людей не равны. Приступая к изучению английского или любого другого языка, мы находимся в разных условиях.
У одних людей больше свободного времени, у других очень мало из-за особенностей работы или семейных обязательств. У одних людей есть широкие финансовые возможности, которые позволяют им находить лучших учителей, ездить в языковые школы за границу, путешествовать и общаться с разными людьми. Другим приходится обходиться самыми простыми групповыми курсами и самостоятельным обучением. Одни люди изначально сильно мотивированы – например, предстоящим повышением на работе или переездом в другую страну. Другие понимают преимущества владения иностранным языком, но реальной мотивации им не хватает.
Одни люди наделены определенными личностными свойствами, которые помогают им в овладении иностранным языком: силой воли, усидчивостью, коммуникабельностью. Другие не отличаются этими качествами, и их приходится дополнительно развивать. На эффективность изучения иностранных языков влияют даже особенности нервной системы. Наконец, у всех нас разный жизненный и образовательный опыт, который отвечает за умение учиться.
Также существует мнение, что люди находятся в неравных условиях при изучении иностранных языков из-за когнитивных особенностей. Другими словами, у всех разные языковые способности. Деньги можно заработать или накопить, время – высвободить за счет других дел, а усидчивость натренировать. Но что делать, если не хватает способностей к языку?
Способности к языкам
Для начала необходимо прояснить, что лингвистические способности есть у всех людей без неврологических или психических нарушений. Лингвисты и преподаватели совершенно правы, когда говорят, что любой здоровый человек может выучить иностранный язык. Языковые способности могут отсутствовать только у людей с серьезными расстройствами речи, например, с афазией. Если в детстве вы овладели родным языком и сейчас можете им свободно пользоваться, значит, у вас есть способности к языку.
Дело в том, что лингвистические способности заложены в нас изначально. Язык – это продукт культуры, сформированный искусственно. Но склонность изучать и пользоваться языком – это особенность нашей биологии, она заложена в нас генетически. Максимально сильно она проявляется в детском возрасте, но затем не исчезает полностью никогда, хотя с возрастом заметно ухудшается.
Но нельзя отрицать тот факт, что языковые способности могут быть разными. Одни люди от рождения получили базовые предпосылки для изучения языка, а другим повезло родиться с талантом. И так как лингвистические способности помогают в изучении иностранных языков, от степени их выраженности зависит скорость и эффективность обучения.
Способности к языкам – это вовсе не расплывчатое и загадочное умение нашего мозга. Ученые давно интересуются этой темой. Полностью механизм работы лингвистической склонности еще не изучен, но специалисты уже составили о ней общее представление. К лингвистическим способностям относят любые когнитивные способности, которые отвечают за овладение механизмами речи (такими как грамматика, лексика, фонетика) и видами речевой деятельности (чтение, говорение, письмо, аудирование). Они формируются на нейрофизиологическом уровне в разных участках мозга, образуя единый психофизиологический комплекс.
Виды лингвистических способностей
Для более точного изучения языковых способностей лингвисты разделяют их на отдельные виды. Существует несколько принятых классификаций от разных ученых. К одной из самых полных и понятных относится модель Робинсона. Он разделил все лингвистические способности на три крупных категории. Первая – это общие интеллектуальные способности, которые так или иначе влияют на изучение и использование языка (память, логика, скорость переработки информации). Вторая – это непосредственно языковые способности (чувство грамматики, семантическая память). И третья категория – это дополнительные приобретенные особенности, которые помогают в овладении языком: лингвистический опыт, уровень знаний и личностные черты.
Подробным разбором классификаций и специфических когнитивных способностей занимаются профессиональные лингвисты. Мы предлагаем рассмотреть самые важные и заметные виды языковых способностей, которые можно тренировать и использовать на практике.
Память
Существует много типов памяти: кратковременная и долговременная; слуховая, зрительная или моторная; логическая, эмоциональная или ассоциативная и многие другие. Все они так или иначе задействованы при изучении языков. Например, слуховая память отвечает за восприятие запоминание услышанной речи, а ассоциативная помогает учить новые слова. Люди с хорошо развитой зрительной памятью хорошо запоминают написание слов и грамотно пишут как на родном, так и на иностранном языке.
Важны не только типы памяти, но и ее объем, так называемая механическая память. Она отвечает за объем хранящейся в мозгу информации – количество слов, выражений и правил, которые мы можем запомнить. Объем памяти зависит не только от возраста, но и от особенностей человека. Кто-то запоминает много информации, а кто-то постоянно забывает слова. Чаще всего плохая механическая память компенсируется другими способностями – например, логической или ассоциативной памятью.
Языковые способности во многом зависят от дифференциальной слуховой чувствительности и способности к фонетическому кодированию. Они отвечают за восприятие, узнавание в потоке речи звуков языка и их оттеков, их фиксацию в памяти и воспроизведение. Эти способности зависят не от качества слуха как такового, а от умения мозга расшифровывать полученную на слух информацию, разбивать поток речи на отдельные части и быстро их обрабатывать, различать интонацию и незначительные отличия в артикуляции звуков. Сюда же относятся и способности запоминать и повторять услышанное с теми же оттенками.
Логика
Из логических способностей на изучение языка больше всего влияет индукция. Индукция – это умение распространять частное на общее, то есть замечать в отдельных примерах общие правила, находить и использовать паттерны. Это умение часто используется в языке: встречая новую конструкцию в определенном контексте, мы можем впоследствии использовать ее в похожих случаях. Способности к индукции могут различаться у разных людей: одним легко переносить единичный опыт на весь язык, другие не замечают аналогий и заучивают правила.
Грамматическое чутье
В нашем мозге заложены такие специфические особенности как грамматическое чутье. Последнее отвечает за восприятие грамматики как целостной последовательной системы. Люди с хорошо развитым чутьем на грамматику умеют объединять отдельные правила и закономерности в ясную картину. Они быстро разбираются в особенностях словообразования, согласования слов в предложении, использовании времен в разных контекстах. Они умеют строить новую грамматическую систему, отличную от системы родного языка, и быстро обучаются ей пользоваться.
Лексическое чутье
По аналогии с грамматическим чутьем, лексическое чутье – это способность глубоко осваивать лексику языка. Память отвечает за запоминание перевода иностранного слова на родной язык, а также за запоминание ассоциаций и дополнительной информации, связанной со словом. А лексическое чутье помогает видеть оттенки значения в новом слове, проводить параллели с другими языками, уметь использовать слова в правильном контексте. Человек с хорошо развитой способностью к лексике при изучении иностранного языка выстраивает отдельную целостную лексическую систему.
Диагностика и развитие способностей к языку
Чтобы определить степень развития своих языковых способностей, проанализируйте свой опыт изучения иностранных языков и отношения с родным языком. Что вам всегда давалось легко, а в чем вы сталкивались с трудностями? Есть ли у вас описанные выше качества и умения –выстраивать грамматические отношения, обобщать, различать звуки? Насколько тяжело вам изучать язык по сравнению с овладением другими дисциплинами?
Также вы можете обратить внимание на факторы, которые говорят о возможных высоких способностях к языку. Это музыкальный слух, высокий темп речи и чтения на родном языке, успехи в математике, умение пародировать, отличная дикция. Наконец, можно пройти несколько тестов в интернете или попросить преподавателей дать оценку вашим способностям.
Лингвистические способности определяются в основном генетикой, но их можно и нужно развивать. До определенного предела каждый человек может улучшить свои способности, чтобы эффективнее учить язык. Память, слух, логика развиваются с помощью постоянной практики. Также важно научиться принимать свои ограничения и компенсировать их другими способностями. Например, если вам сложно понять грамматику, используйте память, чтобы заучивать правила.
«Я внезапно подпрыгнул до Intermediate»: 9 недорогих способов выучить иностранный язык
Лайфхаки читателей Т—Ж
Факт: новый язык не освоить за день. Тоже факт: язык можно выучить бесплатно или почти бесплатно.
Мы попросили читателей поделиться лайфхаками по освоению новых языков и собрали советы в один материал. В подборке есть идеи как для общительных и активных, так и для тех, кто предпочитает учиться в одиночестве.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Я самостоятельно занимаюсь немецким каждый день. До этого училась в Гумбольдт-центре, планирую в ближайшее время вернуться. Будет веселее и эффективнее, сейчас коммуникация сильно страдает. Еще иногда лень разбирать новые темы. Не придерживаюсь плана, хотя занимаюсь по учебнику, но он заточен под коммуникативную методику. Спасают разговорные клубы, иногда переписываюсь с маленькими немецкими блогерами, смотрю немецкий «Тикток», Deutsche Welle. Еще есть пара русскоговорящих в Германии, с которыми мы познакомились в интернете, — они помогают. Это особенно актуально при изучении лексики: я не понимаю некоторые вещи — почему говорят так, а не иначе. Зато грамматика в немецком логичная, и образование слов — восторг: можно даже не учить, а пофантазировать иногда и попасть в яблочко.
А вообще, иностранный язык — это на всю жизнь. Как только перестаешь ему уделять время и внимание, он гаснет. Так и произошло с английским. Я слышу английскую речь, понимаю, но начинаю отвечать на немецком, потому что сейчас активно его осваиваю.
Я учил английский в вузе два года, а потом на семь лет забыл его полностью. Но когда пришел на работу в иностранную компанию, оказалось, что мой босс — датчанин. Когда стало ясно, что без языка я не то что объяснить, зачем мне «Автокад», но и отпроситься с работы не могу, я внезапно — очень точное слово — подпрыгнул до Intermediate за несколько месяцев.
Постоянное общение, потребность объяснять, убеждать, говорить сделала свое дело. Только мотивация дает результат. Нет мотивации — нет разницы, какой у вас преподаватель и методика.
Я пока в процессе. Мой примерный уровень — B1. Вот что я делаю.
Веду чек-листы по темам, которые нужно знать. Выучил — ляпнул галочку. Составил их сам, поэтому бесплатно. Учу 10 слов в день. В этом мне помогает Quizlet — там можно создавать двусторонние карточки. Это бесплатно. Сначала я писал бумажные, но после двух тысяч слов меня это достало. Подкасты — советую всем English Effortless Podcast от A. J Hoge. Читаю «Реддит». Если вы хотите лучше понимать западную культуру, то это мастрид. Можно найти комьюнити по любым интересам или просто листать мемы, запоминая сленговые выражения. Бесплатно и очень годно.
Есть два главных принципа.
Надо перестать воспринимать иностранный язык как набор слов и правил и начать воспринимать его как способ перевода мыслей в звуковую или письменную форму. Вы смотрите сериал и думаете: «Окей, какую мысль хотел донести герой, когда сказал эту реплику?» Когда у вас будет такая же мысль, вы просто воспроизведете эту фразу. Я использую Present Perfect не потому, что так в написано в синем словаре Мерфи, а потому, что хочу донести мысль, что я побывал в Лондоне.
Знаю девять языков, не считая русского: греческий, английский, турецкий, французский, шведский, немецкий, грузинский, итальянский, коми. Первыми четырьмя владею совершенно свободно. Плюс по верхам знаю общеупотребляемые языки типа латыни или испанского, но их не считаю.
Сложности возникают с первым-вторым языком. Или если язык сильно отличается от уже известных. А методики разные, кому что подойдет — универсального рецепта нет. Я знакомлюсь с логикой и звучанием через «Дуолинго». Если нравится, беру курсы. Хотя большая часть известных мне языков — вынужденная мера, и изучение происходило в среде. А итальянский и немецкий я освоила и осваиваю именно на курсах.
Однако мне повезло: меня с детства пичкали языками — на английском научилась писать раньше, чем на русском. Знать много языков кажется естественным с раннего возраста.
Четыре раза проходила курс Intermediate в разных языковых школах с носителями. Преподаватели были из Англии, Австралии, США, ЮАР. Я тратила по 2—6 тысяч в месяц на протяжении 6—8 месяцев. Бесполезно: грамматику знаю, но не заговорила.
А тут моя подруга опубликовала расценки на индивидуальные занятия — 300 Р в час. «Чем черт не шутит, — подумала я. — Попробую». У нас было по два занятия в неделю. И спустя четыре месяца я уверенно говорю на повседневные темы, высказываюсь насчет своих политических взглядов, обсуждаю социальные проблемы и экологию. Разумеется, не только репетитор помог: я читаю новости и статьи на английском, самостоятельно занимаюсь грамматикой по учебнику.
Несколько лет назад начал учить немецкий самостоятельно при помощи различных приложений типа Drops, Memrise. Самым годным на тот момент показалось Busuu: уроки довольно структурированные, есть грамматика, а не только словарный запас, который можно «добивать» другими, ориентированными на лексикон приложениями.
Через полгода начал заниматься с преподавателем. По ее словам, у меня была пусть и несколько хаотичная, но довольно крепкая база. Сейчас уже занимаюсь только с ней. Не удается заставить себя выкроить время на самостоятельные занятия, да и преподавателя можно засыпать интересующими вопросами.
У меня в багаже три иностранных: английский, французский, японский. Недавно начала учить китайский. Английским владею свободно: могу говорить, читать, писать, создавать руководства по своей специализации, сдала САЕ на С2. Французский изрядно подзабыла, но могу читать что-то простое. На японском читаю несложные книги в свое удовольствие, могу говорить на бытовые темы. Китайский на уровне «привет-пока». Английский и французский — наследие школы. Нас муштровали на совесть: даже мои иностранные коллеги спрашивали, где я училась, в Великобритании или Америке. Увы, не была ни там, ни там. Японский учила уже после института, потому что хотелось. Две частные школы в России, онлайн-курсы, три поездки в Японию в языковую школу, самостоятельное изучение. Могу написать оду в восемьсот стихов про килотонну ошибок, которые совершила в процессе. Китайский изучаю с их учетом, результат оценю через год.
Выучить язык самостоятельно возможно. За год можно дойти до В1 или В2 по CEFR. Для этого нужно понимание, как вообще учить язык и как учить этот язык именно вам. А также планирование, самоорганизация, сила воли и материалы. Это может ничего не стоить. К примеру, если использовать материалы прошлых лет, которые просочились в интернет, включая доступные сеты учебных карточек Anki, Quizlet, Memrize. Помогают форумы увлеченных людей, партнеры по языковому обмену в Italki, HelloTalk, HiNative. Можно начать со школ самообучения вроде Add1 от Fi3M — Fluent in 3 months или русской Language Heroes. Их идея в том, чтобы научить изучать язык и отпустить учеников в самостоятельное плавание.
Я решила, что мое обучение будет строиться на комбинации профессионального преподавания и самостоятельной работы. Самостоятельная работа — это блуждание вслепую по лесу, который давно размечен и изрезан тропинками. Курсы и школа — билет на поезд, который едет примерно в нужном вам направлении, но со странной скоростью и неудобными остановками через каждые пять километров. Если их сочетать, то получится что-то весьма интересное.
Английский в школе прошел мимо меня. Базовый набор лексики у меня был, а со слушанием, говорением и грамматикой — просто провал. С видеоуроками подтянула пробелы, но говорить не могла. Вроде и знаешь, что говорить, а не можешь. Все изменилось, когда я поехала в отпуск в страну, где по-русски не говорит никто и никак. Через неделю я даже думала на английском. Но для тренировок рекомендую найти носителя. Я нашла в «Тиндере» — мы созванивались и общались.
Слух тренирую с подкастами BBC English. Сначала просто слушала, речь была как река — пыталась хоть одно слово разобрать. А потом в какой-то момент осознала, что все понимаю. Это было откровение. В целом учу английский полтора года стабильно, уделяю час в день или через день. Сейчас у меня твердый средний уровень, стремлюсь к уровню выше среднего. Быстрее двигаться можно, но и сил придется приложить больше. Мне такой режим комфортен. Главное — понимать, что само не выучится.
Покупки и траты. Сравниваем цены и изучаем, как потратить деньги выгодно