нет хуже пациента чем я сама медик
Когда лечение хуже нелечения
Какие болезни не надо лечить? Свое мнение высказал в эфире телеканала «Россия 1» известный врач и телеведущий Александр Мясников.
В очередном выпуске программы «Доктор Мясников» врач рассказал: существует масса болезней, которые лучше не трогать. Классический случай – грыжа позвоночника.
Бывают показания для операции, когда грыжа пережимает большое количество нервов. «А банальная грыжа – операция есть операция. Она может ускорить выздоровление, но по эффективности она не более эффективна, чем консервативные меры», – говорит Мясников.
Существуют болезни, которые проходят по истечении их естественного времени, отмечает врач. Есть даже специальный термин – self-limited (самокупирующиеся).
К болезням, не требующим лечения, можно отнести респираторные вирусные инфекции – это касается даже некоторых случаев ковида, говорит Мясников.
«Ковид – это две разные болезни. Острое респираторное заболевание, вызванное коронавирусом – это одно. И это может быть вирусной пневмонией – это другое», – объясняет врач.
При ОРЗ без поражения легких или с минимальным поражением легких пациенту не даются никакие кроверазжижающие, гормоны, антибиотики, говорит Мясников. Человеку, заболевший ковидным ОРЗ, поможет полупостельный режим, обильное питье, жаропонижающее – и терпение. А бесконтрольное применение кроверазжижающих препаратов, по словам Александра Мясникова, только увеличивает смертность.
«Так что все эти вирусы – знаете, это как насморк. Лечишь – проходит через 7 дней, а не лечишь – проходит через неделю», – говорит врач.
Существует даже рак, от раннего выявления которого уже отказались во всем мире – это рак простаты. В 90-х годах, когда ввели диагностику на простатоспецифический антиген после 40 лет, стали выявлять в десятки раз больше онкологии, чем раньше, и в десятки раз больше оперировать. А потом выяснилось: смертность какой была, такой и осталась. И у умерших от других причин лиц преклонного возраста в 50-70% врачи, по словам Мясникова, обнаруживают рак простаты, с которым они жили и никогда не знали – он на их жизнь никак не влиял.
Точно так же врачи борются с поражением бактерией хеликобактер пилори – лечат только в тех случаях, когда есть симптомы. Не лечат синуситы и гаймориты – не делают проколы, если нет гнойной инфекции, не дают антибиотики. Острый гайморит – в 80% случаев вирусное заболевание, говорит Мясников, а антибиотики на вирусы не действуют. Хронический гайморит – аллергическое заболевание, до конца его не вылечить. И нужно пить не антибиотики, а антигистаминные средства, которые «все это высушат», отмечает врач.
Есть очень много и других состояний и болезней, лечение которых может быть хуже нелечения, говорит доктор Мясников. А самое лучшее лекарство от всех болезней – физические нагрузки, напоминает он.
Я- врач. И вот почему я ушел из медицины
В семье до меня врачей не было. Но я для себя решил, что очень хочу быть именно врачом, связать жизнь с медициной.
Все знают, что учиться в меде долго и сложно. Но я выучился, потому что мне нравилось и я считал это важным. И денежным, потому что хороший врач без денег не останется, это давно известно. Но в частную клинику с большой зарплатой сразу после медвуза не берут.
Врачи грубые и безразличные? А почему им надо быть ласковыми и сочувствующими, если большинство людей сами на себя плюют? Ты им говоришь, что нельзя вам, например, спиртное и жирное. Потому что у вас желудок просто крякнет и все. Вроде взрослый человек, кивает. А через неделю его привозят по скорой, потому что он сходил на шашлыки, где пил водочку и кушал жирный шашлычок. Ты спрашиваешь, зачем так сделали, вас же предупреждали. А тебе во ответ, что они не знали, что все так строго и совсем нельзя.
Или выписываешь человеку лекарства, а он через месяц приходит с такими анализами, что глаза на лоб лезут. Спрашиваешь, чем лечился, а он тебе какой-то другой препарат называет или вообще про уринотерапию. Потому что ему соседка сказала, что у нее вот точно такое же было, и она вылечилась тем-то и тем-то.
Или когда человек приходит к тебе только за больничным, потому что он сам все знает и умеет, а потом ты видишь его с осложнениями, которых можно было довольно легко избежать. Таких пациентов очень и очень много. Да, попадаются и нормальные люди, уважающие и свое здоровье, и время врача. Но на общем фоне обращений таких единицы. Руки просто опускаются, потому что ты пытаешься помочь, ты на это учился, а люди на тебя плюют.
То, что творится в больницах сейчас, я даже представлять не хочу. И очень сочувствую врачам и медперсоналу, которым приходится сталкиваться с этими проблемами. Глядя на толпы гуляющих и отдыхающих сограждан, я понимаю, что медицинские работники еще очень не скоро выдохнут. И я абсолютно не жалею, что ушел из медицины. Всем здоровья.
Что больше всего бесит врачей и возмущает пациентов
За что люди в белых халатах ненавидят больных, и почему среди пациентов встречаются откровенные хамы?
Вся история взаимоотношений медицинских работников и тех, кто обращается к ним за помощью, полна постоянных взаимных обвинений: врачам кажется, что их недооценивают, недопонимают, невнимательно выслушивают и вообще не всегда обращают внимание на их рекомендации или подчас не соблюдают их. С другой стороны, пациенты порой жалуются на непрофессионализм эскулапов или на то, что врачи некачественно лечат их от всевозможных болячек, а то и вовсе вредят их драгоценному здоровью.
Ну что, казалось бы, можно взять с необразованной пенсионерки, пытающейся получить в районной поликлинике квалифицированную медицинскую помощь. А вот поди ж ты… Но вот образованные врачи сами порой возмущаются своими коллегами, которые делятся своими наблюдениями за «особо отличившимися» пациентами, не умеющими вести себя прилично в медицинских учреждениях. Причем недовольство в соцсетях проявляют зачастую и те, и другие, пытаясь уличить противную сторону во всех упомянутых к случаю грехах, начиная от невнимательности, нечистоплотности, отсутствия личной гигиены, и заканчивая грубым поведением, хамством, предвзятостью, некорректным поведением и недостатком общей культуры.
Конечно же, врачи, понятное дело, в первую очередь, как ревнители чистоты, обращают внимание на то, что не все пациенты обращаются к ним, приходя на прием в надлежащем виде и порядке. И не просто неопрятно одетые, а и вовсе подчас не соблюдающие правила личной гигиены…
«У многих пациентов принятие душа не в чести, — недоумевает, например, Андрей, врач поликлиники. И не только у пациентов — у нас в общественном транспорте некоторые люди отнюдь не при смерти, но явно не в ладу с гигиеной. А уж к врачу с такими ароматами приходят на прием! Ты пришел к врачу, будь любезен быть опрятным и отвечать по существу!
«Ко мне на массаж в клинику в рваных и грязных трусах являлись, с застарелыми пятнами на белье, — вторит коллеге массажист Анна. — До этого работала и в скорой, и в травмопункте. Там пациентам, конечно, не до парфюмов. Но убило, что идут делать массаж грязные и вонючие. Можно утром хотя бы чистое белье надеть?».
Такого же мнения и терапевт Ирина: «Меня очень раздражает вонючий пациент — сетует она. — Просто я вижу их до госпитализации и во время пребывания в стационаре. Есть такой тип людей: пока он дома, ему жена не позволяет плесенью покрыться: ну не пациент, а конфетка! Лег в больницу, нет жены рядом — все, понеслось! Душевую используют только в качестве курилки». И ладно, если бы в больнице не было бы душа, так нет же — это и возмущает. «Не моются, да, к сожалению, хотя в каждой палате душевая комната», — непонимающе изрекает врач стационара Елена.
И ладно бы, если пациент просто не помыт, так некоторые еще и не ухожены.
«Мне по работе нужно, чтобы пациенты были с маникюром и педикюром. Для меня важно состояние кистей и стоп, так как это основное поле работы и диагностики. Пациентов в годах уже не прошу снимать носки, потому как не хочу видеть весь грибной ужас, — возмущается иглотерапевт Фарида. — Больше всего возмущают супружеские пары, где муж приходит с когтями на ногах. Грибки растут не от отсутствия денег, а от отсутствия гигиены».
Однако больше всего, как оказалось, врачей бесят не те, кому больше всего надо, а те, кто, как всегда, больше всех знает — даже больше самих медиков, то есть самые «умные» пациенты.
«Возмущают пациенты, которые знают все заранее, хотя пришли выслушать мнение специалиста, — недоумевает терапевт Виктория. — И когда что-то им объясняешь, чувствуешь, как оно проваливается в пустоту. Как «День радио»: ну, ты же ничего этого не будешь делать! Есть такая группа пациентов: «У меня печень болит, я уже принимал но-шпу, не помогает, назначьте мне УЗИ или МРТ, у меня камень, наверно, у тети моей так было».
Ну, и, конечно, каждый такой пациент считает себя великим специалистом, особенно — своей болезни, особенно, если все уже прочитал про нее в интернете. Вот и шпарит подчас найденными в сети терминами и специальными профессионализмами, надеясь поразить своими «высокими» знаниями самого врача, к которому пришел жаловаться на болезнь.
«Спорят с врачом относительно предложенного лечения, настойчиво пытаются пересказать своими словами прочитанное в Сети — рассказывает уролог Павел.
«Раздражает тупость. Иногда от пациентов приходится выслушивать малый курс по физиологии, — вторит коллеге невролог Алена. — Мол, у меня голова болит, потому что у меня же спазм сосудов и кровь не поступает в мозг. А вот когда мне нужно знать, при каких обстоятельствах возникает боль, пациент «играет в «партизана». «На что жалуетесь?», — «Остеохондроз, сколиоз, удалили желчный пузырь 20 лет назад». — «Боли есть?» — «Нет». — «Головные боли есть?» — «Да». — «В каком месте?» — «Везде». — «Лоб, затылок, виски?» — «Да, именно здесь!» — «Сейчас болит?» — «Да». — «Пальцем показываем, где?». Показывает затылок».
«Больше всего в пациентах раздражает их желание показать, что они боги, а мы — обслуживающий персонал — признается пульмонолог Ульяна. — Все прекрасно знают свои права, в особенности люди в моем отделении (ковидная реанимация). Также раздражает их желание изменить наш регламент, типа „отдайте мне мой телефон, я хочу звонить родным“ (телефоны в нашем отделении строго запрещены). Также раздражают прыгуны из окон».
Но, с другой стороны, самим пациентам тоже есть, что предъявить врачам, которых они по понятным причинам недолюбливают и не всегда при этом стараются следовать их советам. А более того — всегда готовы при желании пожаловаться на своих «мучителей».
«Доверия к чиновникам департамента здравоохранения нет! — пишет, например, в соцсетях пользователь Александр Филиппов. — Одни отписки не более, сколько раз я обращался на горячую линию, никакой помощи, пришлось обратиться в юридическую компанию отдел защиты прав застрахованных лиц». Или вот еще…
«Мне отказали в Экстренной медицинской помощи, в обследовании консультации и направлении в дежурную больницу для оказания медицинской помощи — хирургического вмешательства пишет этот же пользователь. Диагноз УЗИ брюшной полости живота: перетонит, грыжа брюшной полости живота, долисигма, полипоз кишечника. Заместитель главного врача заявила, что снимает с себя ответственность за должностную халатность. Заведующий хирургического отделения в открытой форме при пациентах в коридоре угрожал физической расправой, в нецензурной форме оскорблял честь и достоинство человека. Обратился к руководителю поликлиники с заявлением о нарушении прав человека, в ответ главный врач ответила: в мои должностные полномочия такие вопросы не входят, освободите помещение поликлиники, захлопнув двери».
Такие, как Филиппов, как правило, многословны, не в меру раздражительны, но главное — привязчивы и нередко агрессивны. Правда, всегда находятся медицинские работники, которые умеют принимать правильные решения и так же правильно вести себя с подобными пациентами, привыкшими «качать права».
«Есть пациент, а есть — потребитель медицинских услуг, — считает дерматовенеролог Оксана. — Пациенты нуждаются в помощи. Потребители — в сервисе. Если врач потребителя раздражает — болезни нет, помощь не нужна. Он просто отбирает драгоценное врачебное время, которое мы должны тратить на тех, кто нуждается в помощи. Если вы желаете услуги — это не к врачам». Все дело в том, что такие пациенты просто не всегда умеют себя вести в общественных местах и публичных учреждениях.
«Меня раздражает отсутствие общей культуры общения и ощущение, что им все должны, — недоумевает врач стационара Наталья. — Я называю это „совковый жлобизм“, это даже не зависит от социального статуса пациента». Да, культуре нашим доморощенным пациентам еще учиться и учиться. Но тут главное другое: если уж ты пришел в поликлинику или попал в больницу, будь добр соблюдать правила заведения. Тут ведь они одни — не соваться со своим уставом в чужой монастырь. А если станешь играть по правилам, то здесь тебя и примут, и накормят, и, конечно же, подлечат. А значит, будешь всегда жив-здоров. И дай и вам Бог здоровья!
Пациенты хамят врачам, а врачи — пациентам. Как с этим бороться?
В больнице со мной произошел неприятный случай. Одна из пациенток требовала к себе повышенного внимания, оскорбляла медиков, пыталась попасть на прием к врачу, ссылаясь на какие-то льготы и заслуги. Другие пациенты ей не возражали: вроде как их это не касается.
Но когда я попала на прием, то врач уже тоже была на нервах. Нагрубила, разговаривала на повышенных тонах, осмотр провела, на мой взгляд, поверхностно.
Что делать в такой ситуации? Чего можно требовать от врача и хамящего пациента? И как на это смотрит закон?
Ситуация объективно сложная: одно правонарушение влечет за собой другое. Пациент нахамил врачу, а тот, в свою очередь, — следующему пациенту. Цепочка может продолжаться и дальше, но ее можно прервать в самом начале. Иногда для этого достаточно просто указать человеку на то, что он нарушает общественный порядок.
Бывает, что на грубияна, оскорбляющего окружающих, слова не действуют. В этом случае его можно привлечь к административной ответственности. А если сорвался врач, ответственность будет дисциплинарной. Врача в этом случае накажут по трудовому кодексу, например выговором или увольнением. Сам врач тоже может защититься от грубияна.
Дам алгоритм действий для всех — и для пациентов, и для врачей.
Если хамит пациент
Конфликты в поликлиниках случаются каждый день. Сценарий типичный: человек требует от окружающих повышенного внимания, оскорбляет медиков. Все это, как правило, ради того, чтобы получить какую-то медицинскую услугу без очереди или побыстрее. Этому может быть объяснение: в государственных медицинских учреждениях порядка иногда не хватает. Вот и восстанавливают его пациенты с помощью криков и скандала.
Казалось бы, это проблемы медицинских работников. Их же оскорбляют — пусть сами себя и защищают. Но в реальности на любые пререкания с проблемным пациентом, возражения ему и попытки успокоить уходит время, которое можно было посвятить другим больным. Рабочий день закончится, и медики пойдут домой. В проигрыше останутся пациенты.
Бывает, что нецензурные слова адресованы не конкретному человеку, а всем в целом. Любое лечебное учреждение — это общественное место, а значит, в этом случае придется отвечать за мелкое хулиганство. Санкция за него — штраф от 500 до 1000 Р или до 15 суток ареста.
В таких ситуациях люди предпочитают не вызывать полицию. Пока сотрудники прибудут на место происшествия, пройдет много времени, нарушитель успеет уйти, и установить его личность не получится. Обычно так и бывает. Но в лечебном учреждении пациент-скандалист почти всегда приходит к конкретному специалисту. Ему и карточку в регистратуре получить нужно, и врачу ее показать, чтобы тот мог сделать назначение. А заодно медики фиксируют, кто именно обратился и в какое время, в своей документации.
Хотите наказать пациента, нарушающего общественный порядок, — зафиксируйте этот факт. Замечательно, если будет видеозапись с телефона. Если нет, хватит и свидетельских показаний тех, кто присутствовал при инциденте. Это могут быть посетители, другие пациенты или медицинский персонал. Полицию можно вызвать даже после того, как нарушитель порядка покинет лечебное учреждение. Главное — написать заявление, приложить к нему видеозапись или указать данные свидетелей.
А можно обойтись и без полиции. И врачам, и пациентам, которых оскорбили в больнице, я рекомендую следующий алгоритм действий:
Именно прокурор возбуждает дела об административных правонарушениях по статье 5.61 КоАП РФ. Прокуратура сама направит материалы в мировой суд — он и будет решать, как наказать нарушителя.
Способ, когда нарушителя не задерживают на месте, а наказывают уже позже на основании видеозаписи, может показаться нерабочим, но он вполне законен. Вот один из примеров его удачного использования.
Гнева со стороны правонарушителя можно не бояться. Большинство скандалистов в поликлиниках — обычные люди, которых штраф приводит в чувство. А для тех, кто из мести готов, например, порезать колесо на машине врача, предусмотрена уже уголовная ответственность. То, что человек ранее привлекался к административной ответственности за оскорбление и испортил имущество, суд тоже учтет.
Если оскорбляет врач
Бывает и так, что медик прямо оскорбляет пациента и делает это в нецензурной форме. В этом случае его тоже можно привлечь к административной ответственности по статье 5.61 КоАП РФ. Алгоритм действий такой же, как и с пациентами: видео- или аудиозапись, свидетели, обращение в прокуратуру или полицию. И отвечать в этом случае медику придется точно так же, как рядовому пациенту, — заплатить штраф.
Но для медика административная ответственность не исключает дисциплинарной. На грубого доктора, медсестру или санитарку можно пожаловаться главврачу. Он, как руководитель медучреждения, может наказывать подчиненных дисциплинарно, например выговором. Если главврач не реагирует, жалуйтесь в Росздравнадзор или Минздрав, а можно и сразу в оба ведомства. О том, как направлять жалобы, мы рассказывали в статье «Как правильно подать жалобу в любое ведомство».
В результате медицинскому работнику сделают выговор, если это произошло в первый раз, или даже уволят, если нарушения со стороны врача происходят систематически. В каждом случае вопрос решается индивидуально, так что после жалобы ожидать немедленных репрессий не стоит. Но о том, наказан виновный или нет, вы узнаете в любом случае: на каждое обращение чиновники обязаны давать письменный ответ в течение 30 дней.
Можно ли получить компенсацию от обидчика
Получатель штрафа — это всегда государство. Но человек, которому напрямую были адресованы оскорбления, имеет право дополнительно потребовать от обидчика компенсации морального ущерба.
Для этого, после того как виновника инцидента оштрафуют, потерпевший может снова обратиться в суд с иском о компенсации морального вреда от оскорбления. Сам факт оскорбления при этом будет считаться уже доказанным, раз суд принял решение об административном штрафе.
О том, как женщина взыскала 24 000 Р с человека, который ее оскорбил, мы рассказывали в статье «Сколько можно взыскать за оскорбление. Случай из Верховного суда».
Если в поликлинике просто бардак
Такую ситуацию тоже можно попробовать исправить. За организацию работы в любом медицинском учреждении отвечает его руководство. На него тоже можно воздействовать, например с помощью жалоб в Минздрав. В этом случае к жалобе желательно прикрепить доказательства: видеозаписи или фотографии. Форма подачи обращения позволяет это делать.
Если факты подтвердятся, к дисциплинарной ответственности привлекут руководство поликлиники. Обычно для главврача выговор — хороший стимул, чтобы лучше контролировать подчиненных.
Что в итоге
В любой организации одно нарушение ведет к другому. Оскорбил пациент — оскорбит и врач. Лучше прервать эту цепочку в самом начале, призвав участников конфликта вести себя цивилизованно.
За оскорбление и для врачей, и для пациентов предусмотрена административная ответственность. Вдобавок врачу за грубость могут сделать выговор или даже уволить, если он систематически ввязывается в скандалы.
Если никто никого не оскорбляет, но в лечебном учреждении бардак, можно жаловаться в Минздрав на руководство поликлиники.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
chitatel, согласен с вами. Сам врач, поэтому могу подтвердить существование отстроенной (не случайно самоорганизовавшейся) системы отрицательного отбора (на Москву и остальные овермиллиники примеряем с поправочным коэффициентом).
Про бардак в медучреждения.
У меня несколько нет назад случилось большое горе. Умер новорождённый ребёнок. Умер он в больнице. Через некоторое время начались звонки с детской поликлиники почему не привожу ребёнка на прививки.
Я обратилась с жалобой в местный минздрав. Через две недели мне пришел ответ с извинениями и сообщением что виновные были дисциплинарно наказаны. Звонки действительно прекратились.
Наталья, трагическая ситуация и бездушный совершенно бардак. Сочувствую и надеюсь, что время лечит.
Да это культура у нас такая. Хамство повсюду же. А по телеку добавляют дров: обвиняют рвачей во всех грехах и рассказывают, как власть старается и выделяет триллиарды на льготы, бесплатные лекарства и т. д. Считаю, что хамящих посетителей медучреждений надо выкидывать за шкирку с лестницы. Выпроваживать.
к великому сожалению, ничего хорошего про эту тему не сказать.
реально надо уповать на Бога и возможности платить большие и очень большие деньги за своё здоровье.
ищите причины не во врачах. а в тех, кто ими командует. а командуют ими обычно люди которым хахахаахахха на 100% всё равно что там у вас и какие там у вас проблемы.
попробовать сменить поликлинику на платную.
может, поможет
Синдром эмоционального выгорания или муравей на работе
Поделиться:
В наше кризисное время, насыщенное стартапами и конкуренцией, всё чаще за консультацией терапевта обращаются с виду абсолютно здоровые люди трудоспособного возраста. Объединяет их одна проблема — они хотели бы работать очень много, желательно 25 часов в сутки, но не хватает сил. При этом все занимаются напряженным умственным трудом, почти все являются руководителями и отвечают за серьезные участки работы. Такие пациенты-трудоголики, стараясь быть успешными на работе, не принимают во внимание ограниченные возможности организма и вместо работы «в радость» получают весьма плачевное существование.
В свою очередь «работа через не могу» приводит к появлению различных заболеваний, триггером которых является постоянное нервное напряжение. Иногда оно доводит человека до смертельного заболевания, про таких говорят: «Сгорел на работе».
Портрет «выгоревшего» пациента
Директора, руководители отделов, менеджеры и специалисты — все, кто дошел до врачебного кабинета или обратился к онлайн-доктору, говорят о том, что перестали справляться с работой, потому что «голова пустая», перспектив не видно, тревога начинается еще во сне и не оставляет днем. Последние силы уходят на то, чтобы удержаться на рабочем месте и не послать всех «в лес».
Вот характерные черты портрета такого пациента:
«Выгоревших» пациентов чаще всего беспокоит болезненное напряжение мышц шеи и спины, чувство стеснения в груди, затрудненное дыхание, учащенное сердцебиение, прерывистый тревожный сон, иногда тремор кистей рук.
Почему происходит выгорание?
Собственно, выгорание — это защитная реакция человеческого организма в виде выключения эмоций в ответ на постоянное нервное напряжение из-за психотравмирующих факторов на работе или дома. «Мне уже всё равно, что будет дальше», — так реагирует психика, если требования к трудоспособности организма превышают его возможности в данный момент.
Это происходит, поскольку нервная система ограничена определенным «лимитом общения», который дает возможность контактировать с ограниченным количеством людей в сутки. Если их количество превышает допустимую норму, у человека развивается эмоциональное истощение, а со временем и выгорание.
Кстати, наглядным примером являемся мы, врачи. Спокойно, вдумчиво и доброжелательно можно пообщаться примерно с десятью пациентами подряд. Дальше нужен перерыв, как минимум 40–60 минут. Если же у врача подряд идет двадцать или еще больше пациентов, то доктор становится немногословным, неулыбчивым, «в себе», что неблагоприятно сказывается на результатах лечения пациента и на здоровье самого доктора.
И хотя такого диагноза, как выгорание, в Международной классификации болезней нет, есть диагноз «астеноневротический синдром», что, собственно, одно и то же. И с этим очень важно вовремя обратиться к врачу: терапевту, неврологу или психотерапевту.
Как справиться с выгоранием
Для врача в этом случае будет правильным не поддаваться настрою пациента, не спешить во время беседы и осмотра, а постараться снять напряжение и подробно расспросить про самочувствие.
Чаще всего бывает уже поздно рассказывать о мерах, предупреждающих «пожар»: про планирование рабочего времени, отдых на свежем воздухе, о том, как переключаться на разные виды деятельности. Однако помочь все-таки можно.
Нижеизложенные методы могут выглядеть спорно, но практика показывает, что они эффективны.
1. Дыхательная релаксация. Итак, первое обещание, которое должен себе дать человек, — это делать перерывы на отдых при первых признаках усталости. Прерываться надо и через час, и через полчаса, если ощущается потребность. Это может быть перерыв на просто посмотреть в окно и подумать совершенно о постороннем, а может и дыхательная гимнастика для релаксации:
Повторить от 5 до 15 раз.
При учащенном дыхании выполнять от 2 до 4 сеансов в день, при физиологической тревожности — по потребности. Пара важных нюансов: обязательно проверять, что дыхание брюшное, а не за счет расширения грудной клетки. Для этого надо положить на живот руку — она должна подниматься при вдохе. Поначалу длинный вдох-выдох могут быть очень дискомфортными, если сложно выдерживать стандартный режим — можно на первую неделю использовать более короткую схему: 3 секунды вдох, 1 секунда пауза, 4 секунды выдох.
2. Ограничение общения. Также полезно ограничить количество общений с людьми, отсекая «лишних», ведь нервная система уже не выдержала. С родными и друзьями, например, перевести общение в режим переписки, оставшись на прямой связи только с двумя-тремя самыми близкими людьми из первого круга.
В состоянии выгорания надо вовремя снизить эмпатию или эмоциональную вовлеченность в ситуации других людей. Постараться стать менее чувствительным, не принимать близко к сердцу проблемы тех, кто к вам обратился, оказывать лишь посильную помощь. Желательно на время перестать интересоваться общими делами вашего коллектива. Это позволит сосредоточться на своих личных обязанностях и решить собственные задачи.
3. Пересмотр целей. Если же ситуация совсем выходит из-под самоконтроля, то остановитесь!
Немедленно перестаньте делать то, что делали. Не думайте ни о чем, это уже загнало вас в тупик. Послушайте свое дыхание, свое сердцебиение. Ощутите свою ценность для самого себя.
После этого устройтесь поудобнее и ответьте самому себе на следующие вопросы, лучше письменно:
Ответы на эти вопросы позволят сделать переоценку своей деятельности: что я делаю? Зачем я делаю? На самом ли деле мне это нужно?
Результаты такого самотестирования приведут вас к решению: продолжать работать на прежнем месте или поменять место. Если вы убедитесь, что все-таки нынешняя работа вам необходима, то дайте себе очень простые обязательства:
Эти советы работают в любой ситуации, на работе и в личной жизни. Главное, помочь себе избежать эмоционального пепелища.