непокорство что это за грех
Добрая непокорность
«А еще называете себя верующими во Христа! А что у вас, в церкви, творится. » — и дальше следует указание на конкретный громкий случай или скандальное происшествие, связанное с тем или другим членом церкви. Каждый христианин слышал подобные обращения или в риторической форме, или адресованные лично ему. Иногда вопрос ставится ребром: можно ли вообще доверять церкви, в истории которой было, есть и, видимо, будет столь много сомнительных эпизодов.
Чтобы разобраться с этим вопросом, вспомним один из самых важных догматов, который говорит о том, как соединены во Христе две Его природы: божественная и человеческая. Они соединены в единой ипостаси Христа, не прелагаясь одна в другую, не сливаясь в «общую» природу, при этом они неразлучны с момента зачатия Спасителя в утробе Девы Марии и не будут когда-либо в вечности разделены.
Эта формулировка была выработана святыми отцами на Вселенском Соборе в Халкидоне, в борьбе с ересью монофизитов. Еретики делали упор на божестве Христа и умаляли Его человеческую природу. Они говорили, что человеческая природа Господа растворена в Его божественной природе так, как капля воды растворяется в огромном океане.
Если взглянуть на монофизитство с точки зрения духовной жизни, то мы увидим, что оно ведет к тому, что божественное в этом учении целиком и полностью подавляет человеческое. Соответственно, это позволяет человеку устраниться от активных действий в своей жизни, ведь монофизитство говорит о том, что человеческая природа полностью поглощена божественной и действует только она. К примеру, человек может сказать: «Пусть Бог во мне действует, как считает нужным, а не я. Если Бог захочет, пусть Он меня направит в больницу, помогать людям, которым сейчас тяжело, а сам я туда не пойду».
В монофелитстве — «лайт-версии» монофизитства — признаются две природы во Христе, но действие в Нем признается все равно одно — божественное. И если церковь — это Тело Христово, то, согласно монофелитству, в церкви надо признать тоже только одно — божественное — действие. Значит, человеческое действие здесь не нужно, оно бессмысленно.
Трудно нарисовать стрелочками, что к чему ведет, но некоторые конкретные примеры привести можно. Так, современные богословы обращали внимание на то, что у монофелитов, как и у монофизитов, действие приписывается личности. Согласно их точке зрения, то, что имеет действие, то личность, а что не имеет действия, личностью не является. Следовательно, нельзя назвать личностью человека в коме или эмбриона в чреве матери. Значит, допустимы аборты, допустима эвтаназия. С точки зрения монофелитства оправдать это можно, а с точки зрения православия — невозможно.
Это не значит, что все монофизиты — сторонники абортов и эвтаназии, но, опираясь на их богословие, невозможно осудить эти явления. Всегда будет зацепка, на основании которой их можно будет оправдать. А в православии такой зацепки нет.
Несколько ранее монофизитства существовала ересь, противоположная ей — несторианство. Несториане, напротив, придавали преувеличенное значение человеческой природе Христа и умаляли Его божественную природу. Они говорили, что даже Христос был обуреваем греховными помыслами, но боролся и побеждал их. Как видим, в несторианстве, напротив, придается слишком много значения, в то время как Халкидонский догмат говорит нам о правильном соотношении этих двух составляющих. Опираясь на него, мы можем вести правильную духовную жизнь в церкви.
Что же касается вопроса о том, почему люди, пребывая в лоне церкви, продолжают совершать грехи, поймем главное: как раз здесь и работает Халкидонский догмат о двух естествах. Церковь, как Тело Христово, состоит из двух естеств: человеческого и божественного. Человеческое естество — это мы, верующие люди, со всеми нашими человеческими недостатками и грехами.
Апостол Павел говорит, что в конце времен, когда Бог будет всяческая во всех, тогда и Сам Сын покорится Покорившему Ему все, то есть Богу Отцу (см. 1 Кор. 15, 28). Святитель Григорий Богослов, размышляя над этими словами, задается вопросом: как мы можем назвать Сына непокорным Отцу? Ведь если, как говорит апостол Павел, Сын покорится Отцу только в конце времен, значит, ныне Он Ему непокорен? Неужели в Святой Троице есть какая-то проблема?
И святитель Григорий поясняет, что Христос как Глава целого Тела делает человеческую непокорность Своей непокорностью. «И доколе я непокорен и мятежен своими страстями, дотоле и Христос, единственно из-за меня, называется непокорным. Когда же в конце времен Он приведет меня спасенного, тогда Сам Сын покорится Покорившему Ему все».
Христос воспринимает нас, всех членов церкви, со всеми нашими грехами, недостатками, несовершенствами. И наши греховные действия, безусловно, присутствуют в Церкви в ее человеческом, земном аспекте. Но в то же время в церкви действует и божественная составляющая — Дух Святой, который живет в ней, невзирая на то что каждый человек, даже святой, имеет свои грехи, обременен какими-то недостатками и немощами.
Ждать от церкви идеальности — это как раз будет монофизитство, потому что это значит отринуть человеческий аспект, человеческую составляющую церкви. Но говорить о церкви только как о земной организации, не учитывая ее божественную составляющую (то, что делают критики вне церкви), это будет ересь несторианства.
В церкви мы соединяемся с Христом, и Он делает наши грехи Своими — именно за счет того, что мы соединяемся с Ним в одно Тело. И Господь ныне смирил Себя до того, что воспринимает наши грехи как Свои и ими «непокорен» Отцу, чтобы спасти нас. Это процесс совместной, порой очень тяжелой, но необходимой работы.
Непокорность есть такой же грех, что волшебство (1-Цар.15:23).
Те, которые ходят в святости Противостоят дьволу
Служители евангелия, которые впадают глубоко в грех, необязательно имеют демона, нападающего на них; они не соблазнены ведьмой. Они отошли в сторону по своим собственным похотям и желаниям! Они сошли со святой земли и начали покорять территорию дьявола!
Собрание, ходящее в святости и страхе Божием, не может быть обмануто или управляемо колдуньями или нечистыми духами. Только те церкви, которые любят удовольствие, и отвергают Библию и святость, открыты для сатанинских повергающих попыток.
Где слово Божье превозносится, и когда люди отделяют себя от нечестия и мира, где есть истинное покаяние и послушание Святому Духу-там Иисус всегда являет Свое присутствие!
Собрание, пребывающее в присутствии Иисуса, ему не нужно кричать повелениями на нечистые силы. Сама власть Иисуса изгоняет все, что нечисто! Сатана и его орда просто не могут сосуществовать вместе с присутствием Христа. Мы противостоем дьяволу, тогда когда мы исполнены Иисусом-живя и поклоняясь в Его присутствии!
Существуют ли сегодня действительно церкви и пасторы, которые подпадают под контроль ведьм и демонов? Абсолютно, да!
И вот все стало полным беспорядком. Развод стал свирепующим. У прихожан началось нервное растройство. Сын пастора совершил самоубийство. Его дочь развелась и убежала с другим мужчиной. Произошло больше самоубийств. Одна молодая мать так обезумела, от того, что муж покинул ее, что она утопила своего ребенка в ванне, чтобы его душа была безопасной с Иисусом!
Эта церковь была полностью разрушена-она замешена сегодня во многие судебные процессы-все из-за необуздоной похоти отошедшего пастора! Этот один человек, исполненный Сатаной, открыл все его паству демоническим силам!
Возлюбленные, будьте осторожны, в какую церковь вы ходите! Умейте различать,т.к. пастор, который открыл себя сатане, может открыть ваше сердце демоническим силам.
Но, эта проповедь имеет дело с таким видом волшебства, которое даже более опасно, чем это. Оно намного хитрее.
Оно было принесено в церковь не нечестивыми пастырями или ведьмами-но множеством христиан, которые не знают, что они находятся под буквой волшебства!
Этот вид волшебства, который я хочу разоблачить, присутствует здесь в церкви Таймз Сквер- и в каждой церкви Америки! На самом деле, оно в каждой церкви мира в какой-то мере. Оно может являться просто пока семенем-но оно все еще там.
Вы спросите, Каким образом дьявол может обмануть избранных Божиих? Соблазном оккульта? Нет! Это слишком вероятно. Мы могли бы легко различить устройства сатаны в такой области. Нет, он приходит к нам другим путем. Его атака очень незаметная, что даже несколько христиан могли бы разузнать ее.
Непокорность есть такой же грех, что волшебство (1-Цар.15:23).
Здесь библия описывает, что волшебство намного опасней, чем оккульт. Оно управляет многими пасторами и собраниями, чем какой-либо вид демонического влияния. Это непокорство против Слова Божьего!
Не спешите отойти и расслабиться, думая, Спасибо Бог, что это не имеет в виду меня. Я не непокорен против Слова Божьего. Я люблю Слово. Я хожу в послушании!
Я думал также. Но потом Бог убедил меня в опасностях подпадания под букву волшебства! Он показал мне семя его начинаний-что проникло в Едемский сад! У нас всех есть семя этого греха. На самом деле, вы может не зная того сами, находитесь под влиянием этого нечеститых чар.
Иисус рассказывает нам притчу, которая разоблачает это волшебство! Я прочитал притчу о злых виноградарях много раз. Но до этого момента я не видел, что здесь Иисус разоблачал это волшебство.
Был некоторой хозяин, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградник, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; Виноградари, схвативши слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
Но виноградари, увидевши сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И схвативши его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. (Матф.21:33-41).
Видите ли, эта притча о том, как люди Божии могут быть заколдованы дьяволом и покончить полностью одержимостью анти-Христового духа. Христос говорит здесь о самой сильной форме волшебства-непокорстве против истины!
Кто распинает Христа снова и снова, ругается Ему перед всем миром? Ведьмы? Сатанисты? Гомосексуалисты? Убийцы? Нет!
Верующий брат или сестра, я говорю вам от власти слова Божьего, что как долго этот дух непокорства находиться в тебе, то тем невозможно становиться для Бога пробудить или обновить тебя! Ибо невозможно-однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого. и отпадших, снова обновлять покаянием. (ст.4,6).
Я убежден, что это означает, что покаяние не имеет никакой пользы в тех, кто находится в непокорстве против Слова Божьего!
Давайте посмотрим ближе на эту форму волшебства в церкви.
Волшебство непокорства начинается С маленького корня желчи!
Симон же, увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте мне власть сию, чтобы тот, на кого возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги; Нет в тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое не правл пред Богом; Итак покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего; Ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды. (Деян.8:18-23).
Некая мертвичина была там! Все время Симон говорил себе, Я могу делать это также! Я одарен. У меня есть тоже сочувствие к людям. Дайте мне шанс!
Что-то опасное было в сердце Симона. Это было перемешанное желание, чтобы Бог использовал его— с желанием к превосходству! Он истинно хотел, чтобы Бог использовал его, но он также нуждался в признании. Он желал власти и места, не платя правильную цену за это! Он хотел идти коротким путем!
Итак, это в работе Божьей и сегодня. Многие стараются идти коротким путем, чтобы занять место власти и полезности. Мы предлагаем наши таланты и способности Господу-но если у тебя есть талант, но нет сердца служителя, Бог не может использовать тебя!
В своем третьем послании, Иоанн говорит о человеке по имени Диотреф, любящий первенствовать у них. (3-Иоан 9). Когда дела идут не так как он хотел, он начал поносить братьев злыми словами.
Это не был ужасный грех; это не являлось доктринальной ошибкой. Это был грех нетерпения! Он не мог положиться на Бога в совершении работы. Он хотел превосходства-и он вероятно по словам своим звучал правым!
. а пораженный дух-кто может подкрепить его? (Прит.18:14). Как могли Израильтяне во времена Исайи так отпасть, отойти, удручиться за такое короткое время? Исайя объясняет это: От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места; язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и несмягченные елеем. (Ис.1:6).
Пророк продолжает предупреждать Божий народ, у которых открытые раны, язвы и пятна. Он сказал, что пока они продолжают кровоточиться, и имея кровь на руках, Бог не мог услышать их в таком состоянии: И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. (ст.15).
Но все же многие из вас не бегут к Учителю за исцелением. Вы не осознаете того, что сатана старается вовлечь тебя в волшебство непокорства. Видите, что Бог не будет слушать взывающий голос, но не принимающий Его избавление!
Позвольте мне показать вам насколько опасным является непокорство, и почему Бог называет его волшебством: Виноградари притчи являлись Божьими детьми. Они были заняты религиозной работой.
Они взбесились! Убийство было в их сердцах. Это не от плоти-это является демоническим! Они побивали камнями посланников закона! Они знали, что требовалось от них-но однажды они восстали против слова Божьего, желчь укоренилась в их сердцах.
Если ты продолжишь находиться в злой желчи, ты покончишь с другими горькими душами, понося; кидая камни в святых служителей Божиих, играя роль бедного непонятого мученика. Ты покончишь собранием горечи, где другие разделяют твое непокорство.
Если ты продолжишь жить в горечи, ты откроешь свое сердце и душу одержимости! Ты покончишь тем, что станешь рупором дьявола. Твой язык станет копьем, которое пронзает Христа. Ты повесишь Его, ругаясь Ему перед всеми, кто знает тебя. И ты закроешь голоса всех проповедников и пророков!
Работа Божья продолжается с другими виноградарями, которые охотно повинуются. Бог скажет тебе то, что сказал Петр Симону: Нет в тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое не право пред Богом; (Деян.8:21).
Ранил ли кто тебя в доме Божием? У тебя есть корень горечи? Я прошу тебя: Беги к исцелителю всех ран и проси Его выдернуть все за корни!
Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; (Ефес.4:31).Останови это-сейчас!
Волшебство непокорства заканчивается Недостатком благоговения к Иисусу!
Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. (Матф.21:37).
Немедленное обращение Иисуса в этой притче было к фарисеям и религиозным лидерам. Они закрыли свои уши к слушанию пророков и сторожей, которых Бог посылал к ним так часто. Посему, вот, Я посылаю к вам пророков. и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; (Матф.23:34).
Иисус рассказывал эту притчу, чтобы разоблачить план сатаны. Он старался показать, что сатанинский заговор был позади недостаточного благоговения к Нему-и того, что они закрывают себя от Его истины!
Христос сказал им, что их непокорство обратило их в детей сатаны: Почему вы не понимаете речи Моей? потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего;. А как Я истину говорю, то не верите Мне. (Иоан. 8:43-45).
Не один пророк не может дойти до вас,не один сторож! Даже Я не могу дотронуться до вас. Вы отдаете Мое наследие сатане! Вы должны были быть Моим народом, но вы не являетесь таковыми. Вы продали себя врагу. Вы презираете Мой авторитет!
Эти виноградари не благоговели к Нему. Они восстали и убили Его. Но сатана не получил наследство-воскресший Христос отдал его другим.
Смотря на тех фарисеев, может быть вам интересно: почему они проявили такое неуважение к Нему? Почему нет благоговения? Почему они не могли слышать или понимать Его слова? Почему такая слепота?
Многие сегодня в доме Божием страдают даже от более великой слепоты. Святой Дух приходит к нам, желая показать нам значение всего, что Иисус сказал нам. Он обличал нас в нашем грехе. Мы были взяты из темноты в Его свет. Итак, почему, тогда, так много людей в церкви продолжают ходить под буквой волшебства-все еще поносить, иметь горечь и раны-все еще придерживаясь этого духа непокорства?
Вы просто не можете продолжить жить в корнях горькой желчи. Вы не можете продолжать умирать от зависти и ревности. Вы не можете продолжать жить в ранах и обидах, обвиняя других. Вы не можете продолжать игнорируя ясной Божией рукой-пока вы не потеряли ваше благоговение к Иисусу!
Иисус стоит у двери твоего сердца даже сейчас. Он говорит, Отец послал Меня. Покажите Мне свой плод-ваше послушание! Вы были посажены в хорошей почве; у вас было время для того, чтобы расти. Какой урожай ты принесешь Мне?
Благоговение к Иисусу не является чувством; ни словами. Почитание и благоговение означает делать то, что Он повелел! Это означает-соблюдать Его слово, откладывая в сторону всю обиду и отдавая себя полностью в Его руки.
Если вы подавляете это послание, все еще прикрепляясь к своим ранам, держась за свою зависть, оправдывая свою горечь-вы не только не почитаете Христа, но вы также ругаетесь Ему и распинаете Его снова.
Cмертные грехи в православии: сколько их?
Смертные грехи в православии — что это такое?
Тем не менее, выражение «7 смертных грехов» появилось не случайно. Этот термин и перечень грехов предложил святитель Григорий Великий в 590 году. На тот момент в Церкви существовал другой список — перечень греховных страстей, который состоял из восьми пунктов:
Сами по себе искушения могли и не являться грехом. Грех — поддаться искушению. Так желание вкусно пообедать или съесть мясо в пост само по себе не грех, тем более, смертный. И все же такая страсть может склонить человека ко греху, именно для этого ее посылает враг рода человеческого. Печаль же понималась, как роптание на Бога, недоверие Его воле и Его бесконечной любви. А гордыня заключалась в надменном отношении к ближним, в ощущении своего превосходства.
Св. Феофан Затворник пишет о смертных грехах: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».
Смертные грехи в православии: список
Итак, в 590 году в православии появился определенный список смертных грехов, который можно назвать очень условным. Почему? Потому что грех Прелюбодеяния может делиться на множество грехов. Например, блудные мысли, которые человек не пытается прогнать, хотя Христос сказал, что тот, кто посмотрел на женщину с вожделением, уже согрешил с ней в сердце своем. Это не означало, что человек, допустивший грешную мысль автоматически лишался возможности попасть в Царствие Небесное. Речь шла о невозможности обмануть Господа и сохранить лишь внешнее благочестие, в душе желая зла ближним или, допуская злые помыслы о них.
Список смертных грехов насчитывает семь пунктов:
Если первые шесть пунктов не вызывают вопросов, то седьмым часто пытаются упрекнуть людей, страдающих от клинической депрессии. Но речь идет не о болезни и не об обычной грусти, а о душевной лени, о случаях, когда человек перестает верить в помощь Бога, упрекает Его в своих земных невзгодах вместо того, чтобы положиться на Его обетование о спасении всех людей, которые были «куплены дорогой ценой».
Перечень грехов для исповеди
Читайте также — Зависть — русский грех
Чем мы согрешаем перед Господом?
Как бороться с грехами?
К сожалению, человек не может победить грех самостоятельно. И просто маниакально следить за тем, чтобы не совершить грех — недостаточно. Точнее, это вряд ли поможет. Человек неизбежно будет грешить, такова его природа после первородного греха. Поэтому стоит стараться делать все возможное, чтобы не идти против воли Господа и молить Его о даровании сил в борьбе со грехом и прощении. Бояться смертных грехов надо не, потому что Бог карает за них смертью. Это не так. Человек сам некогда подписал себе смертный приговор, нарушив волю Создателя. Теперь наша задача — постараться минимизировать власть зла над нами, приблизиться к единственному источнику жизни для христианина — ко Христу.
Вы прочитали материал о смертных грехах. Читайте также:
Непокорство что это за грех
В этой главе подробно описываются грехи, которые перечислены в сокращенной исповеди Святителя Димитрия, Митрополита Ростовского. Эта исповедь является всего лишь коротким извлечением из его полной исповеди. В ней перечислено 47 грехов; хотя их конечно гораздо больше. Святые отцы насчитывают восемь страстей, от которых рождаются все другие грехи и страсти, именно: чревообъядение (30), блуд, сребролюбие (35), гнев (7), печаль, уныние (15), тщеславие (32) и гордость (4). В нашей исповеди не затрагиваются тяжелые грехи которые нужно исповедывать у священника. Эта сокращенная исповедь, больше всего подходит для домашней проверки совести.
Описание каждого греха, перечисленного в выше названной исповеди, дается по следующей схеме. Сперва дается объяснение этого слова по словарю Даля, Ожегова или Академии Наук. Потом следует выписка из Священного Писания, потом выписка из известной духовной книги, потом короткое рассуждение, а в конце следует совет как поступать если мы находимся под влиянием этого греха. Больше всего выписок из творений святого Праведного отца Иоанна Кронштадтского, так как он жил почти что в наше время, и его речь и его рассуждения нам очень близки и понятны.
Есть общие правила как противостоять греху. Их можно разделить на три части: до искушения, во время искушения и после искушения или после греховного падения.
До искушения нужно подготовиться к моменту когда на нас нападет греховное искушение. Эта подготовка состоит из молитвы, исповеди, покаяния, поста, духовного чтения и плана как поступать во время искушения и т. п. Тоже во время подготовки нужно хорошо продумать и убедиться почему именно этот грех не стоит делать. Во время поста мы особенно стараемся не грешить.
Что делать когда на нас находит искушение? Нужно молиться, удаляться от греха или стараться делать противоположную добродетель.
После удаления соблазна нужно молиться и благодарить Господа Бога за помощь в преодолении соблазна. На случай греховного падения, нужно сразу же перестать грешить и постараться исправить нами сделанное, потом нужно молиться, каяться и ни в коем случае не падать в уныние.
Как было уже сказано в Предисловии, насчет выдержек из книг по старой орфографии, в этих записках, следующие правила: (1) Грамматика и правописание сохраняются как в оригинале, то есть по старой орфографии. (2) Так как в печатаной технике не хватает букв по старой орфографии, то вместо них пишутся буквы по новой орфографии и (3) Выпускается твердый знак в конце слова, после согласной буквы.
В Священном Писании, в Евангелии от Апостола Матфея сказано:
Говорю же вам, что за всякое праздное слово,
какое скажут люди,
дадут они ответ в день суда: (Матфея 12:36 рс).
Эти слова нам напоминают что наша жизнь не вечная и что ей придет конец. За все сделанное и сказанное нами, придется отвечать.
Поэтому, христианин благодарит Господа Бога за каждый день своей жизни и делает все продуманно и целеустремленно. Он дорожит своим временем, и не тратит его на праздные, пустые и не нужные дела и разговоры.
Святой Праведный отец Иоанн Кронштадтский в своем дневнике «Моя жизнь во Христе» пишет так:
Чтобы не грешить празднословием сперва нужно создать в себе расположение в котором отсутствует возможность заниматься празднословием. Нужно заняться чем то полезным. Ничего так не порождает празднословие как безделие (33). Нужно помнить что гораздо лучше молчание чем многословие и пустые разговоры.
Потом, чтобы не грешить празднословием, нужно следить за тем что мы говорим и обуздывать свой язык.
В Священном Писании, в Евангелии от Апостола Матфея сказано:
Не судите, да не судимы будете;
ибо каким судом судите,
таким будете судимы; (Матфея 7:1-2 рс).
Здесь Священное Писание учит нас не судить других и напоминает нам что нас тоже будет судить Господь Бог на Страшном Суде. Христианин не осуждает поступки других людей. Только Господь Бог имеет право это делать, только Он мудр и все видит и знает. Мы по своей ограниченности просто не можем знать и понимать все поступки другого человека и поэтому не способны разумно осуждать.
Значит ли это что нельзя говорить о поступках других людей? Значит ли это что нужно закрывать глаза на зло, не говорить о нем и таким образом способствовать распространению зла? Как же разрешить это кажущееся противоречие? Так вот, как прекрасно, как глубоко, как мудро разрешается этот вопрос Святым отцем Иоанном Златоустом. Это он очень хорошо толкует в своей беседе, а Архиепископ Аверкий (Таушев) это включает в свой учебник: «Руководство к изучению Священнаго Писания Новаго Завета», часть 1-я, стр. 120.
Архиепископ Аверкий различает два слова: СУЖДЕНИЕ и ОСУЖДЕНИЕ. Слово СУДИТЬ, это значит рассуждать, разбирать и анализировать какой то поступок. Слово ОСУЖДЕНИЕ, это значит сделать человеку приговор, может быть только устный, но все таки приговор. Ссылаясь на Святителя Иоанна Златоуста, он считает что СУДИТЬ мы можем и должны, но ОСУЖДАТЬ (ОСУДИТЬ) нам запрещено и это может делать только Сам Господь Бог. Если бы мы не могли рассуждать, то есть судить о поступках людей, то мы бы постепенно перестали различать добро от зла и добродетель от греха и потеряли бы способность жить по христиански.
Вот что точно написано Архиепископом Аверкием в его книге «Руководство к изучению Священного Писания Новаго Завета»:
Не судите, да не судими будете»- эти слова св. Лука передает так:
«Не осуждайте, да не осуждени будете» (Луки 6:37).
Здесь запрещается следовательно не СУЖДЕНИЕ о ближнем, а ОСУЖДЕНИЕ его, в смысле пересудов, происходящих, по большей части, из каких-либо самолюбивых и нечистых побуждений, из тщеславия, гордости, запрещается злословие, злоязычие, злобное порицание чужих недостатков, проистекающее из чувства нелюбви, недоброжелательства к ближнему. Если бы здесь запрещалось вообще всякое СУЖДЕНИЕ о ближнем и его поступках, тогда не мог бы Господь сказать дальше:
«Не дадите святая псом: ни пометайте бисер ваших перед свиниями»
и не могли бы христиане исполнять своей обязанности-обличать и вразумлять согрешающих, что предписывается Самим же Господом дальше в гл. 18 ст. 15-17. Запрещается злое чувство, злорадство, но не сама по себе оценка поступков ближняго, ибо не замечая зла, мы легко могли бы начать относиться безразлично ко злу и добру, потеряли бы чувство различения добра и зла. Вот как говорит об этом св. Златоуст:
«Если кто прелюбодействует, неужели я не должен сказать, что прелюбодеяние есть зло, и неужели не должен исправить распутника? Исправь, но не как неприятель, не как враг, подвергая его наказанию, но как врач, прилагающий лекарство. Надо не порицать, не поносить, но вразумлять; не обвинять, но советовать; не с гордостью нападать, но с любовию исправлять (Св. Иоанн Златоуст, Беседа 23)».
Здесь Христос запрещает с недобрым чувством порицать людей за их недостатки, но не замечая своих собственных, может быть, еще больших недостатков, но тут нет речи о гражданском суде, как это хотят видеть некоторые лжеучители, как нет речи и об оценке поступков человека вообще. Эти слова Господа имели в виду гордых самомнительных фарисеев, которые с немилосердным осуждением относились к другим людям, себя одних считая праведниками (Jordanville, NY, 1974 г., стр. 120).
На эту же самую тему святой Праведный отец Иоанн Кронштадтский в своем дневнике «Моя жизнь во Христе» написал так:
Потом, чтобы не грешить осуждением, нужно следить за тем что мы говорим (40) и вообще сдерживать свой язык. Нужно помнить что гораздо лучше молчание чем многословие и пустые разговоры.
Господь Бог создал этот мир, нашу вселенную, по законам. Все движется, все синхронизовано, все мудро, все красиво. Всюду царит естественный порядок. В жизни человека тоже должен быть порядок; добродетель и отсутствие греха, то-есть жизнь по Закону Божию. Человек может этого порядка не придерживаться, но тогда у него в жизни выходят перебои и всякие отрицательные последствия. В некоторых случаях нам ясно что такой-то грех приведет к нашему разрушению, но в других случаях из-за нашей человеческой ограниченности это не ясно. Многое что становится человеку яснее с жизненным опытом. Становится яснее и яснее что если мы грешим, то грех в конечном итоге, разрушает нас самих; грех это разрушающее поведение.
Итак, Господь Бог дал нам свой завет, молиться и жить по Его закону, то-есть по Закону Божию. Нужно верить, молиться дома и в церкви, жить по заповедям, исповедоваться, причащаться, вести борьбу с нашими греховными привычками и таким образом постепенно перевоспитывать себя. Но Господь Бог нам тоже дал и свободную волю; свободу выбора между добром и злом.
Весь Закон Божий построен на идеи добра и поэтому чтобы жить по Закону Божию, нужно уметь различать добро от зла, добродетель от греха, доброго человека от плохого, доброе дело от дурного, Это есть основа успешной и плодотворной жизни на земле и залог вечной жизни.
Что такое добро, а что зло? Добро созидает, строит и создает: мир, спокойствие, любовь, радость, духовную и нравственную красоту, прощение, миролюбие, святость и хорошие отношения между людьми, в семье, с друзьями, в школе, на работе и в обществе. Таким образом, когда человек перестает грешить, делает добро и добродетель, то он по своим качествам начинает приближаться к Господу Богу, который есть первоисточник всего добра.
Зло противоположно добру, оно подрывает все хорошее. Оно разрушает, разоряет, рушит, создает тревогу, страх, злобу, гнев, раздражение, духовное и нравственное уродство, плохие отношения. Зло удаляет людей от первоисточника добра, от Господа Бога.
Что христианство имеет ключ к познанию добра и зла, без которого невозможно успешно жить, этот факт всячески скрывается от людей. Враги христианства говорят что оно безжизненно, злобно, пасмурно и строго. Как-раз наоборот истинное христианство не безжизненно, а учит чистой и плодотворной жизни; христианство не злобно, а учит любви; христианство не пасмурно, а учит радости; христианство не строго, а учит прощению.
Последствие добра и зла очевидны. Итак:
Добро созидает, зло разрушает.
Добро любит, зло ненавидит.
Добро помогает, зло топит.
Добро побеждает добром, зло силой.
Добро радостно, зло хмурится.
Добро красиво, зло уродливо.
Добро мирно, зло враждебно.
Добро спокойно, зло раздражается
Добро миролюбиво, зло задирается
Добро прощает, зло злопамятно.
Добро свято, зло гнусно.
Грех непокорством здесь значит, не желать жить по добру, не соблюдать святые заповеди Закона Божия, не слушать Отца нашего, Господа Бога как нам жить и непокоряться Его Святой Воле. Каждый грех это уже непокорство Его Воле.
Непокорство тоже значит непокоряться нашему начальству; если оно не требует от нас того что не согласно с Законом Божьим.