не воссоздай себе кумира что значит
Не сотвори себе кумира
Каких только версий не строили тогда журналисты, пытаясь дать правдоподобное объяснение «странному» поступку гения! А ведь он всего-навсего верно исполнил вторую заповедь известного всем Декалога.
Слава, для которой создан человек, зачастую оказывается недостижимой именно потому, что мы в большинстве случаев ищем популярности, а не чести. Известность и признание, поклонники и премии оказываются самым серьезным врагом всякого рода таланта. Так что гению лучше было бы и совсем не знать их.
Существует философская притча о пользе подобной наивности. Однажды муравей повстречал на лесной тропинке сороконожку и заговорил с ней:
– Ах! Как легка и грациозна твоя походка! Открой секрет, мне, колченогому рабочему муравью. Как ты успеваешь уследить сразу за всеми своими ногами? Должна же быть какая-то схема?
Сороконожка задумалась, посмотрела на свои ноги и. не смогла сдвинуться с места. Сначала это ее напугало, затем рассердило:
– Отстань, невежа, со своими расспросами!
И, не обращая более внимания на поклонника, продолжила путь, перебирая лапами с ловкостью виртуоза, что вызвало у муравья новый приступ восторга.
Можно поставить маленький эксперимент и подшутить над приятелем, который умеет делать что-то мастерски, например, виртуозно играет на гитаре. Для этого достаточно попросить его объяснить, как он это делает. Пусть исполнит сложный пассаж медленно и осознанно. Забавно будет наблюдать его смущение, ведь сделать это практически невозможно – не проще, чем сохранить естественное выражение лица, глядя на себя в зеркало.
Попросить человека: «Скажи что-нибудь» – это верный способ заставить его замолчать. Высшие творческие акты относятся к числу тех действий, которые могут осуществляться во всей полноте лишь бессознательно. Их сложность и скорость слишком высоки для понимания. Так пушкинский импровизатор из неоконченного романа «Египетские ночи», способный в одну минуту сочинить великолепный экспромт на заданную тему, признается: «Всякий талант неизъясним. Никто, кроме самого импровизатора не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждою внешнею волею – тщетно я сам хотел бы это изъяснить».
Начинающий музыкант снова и снова проигрывает заданное упражнение с одной целью – заставить сознание заскучать от монотонности происходящего и отвлечь его от выполняемого действия. Как только «правая рука» перестанет «знать, что делает левая», появляется мастерство. В этом суть любого упражнения – будь то тренировка по боевым искусствам или обучение вождению автомобиля.
Практика психоанализа тоже исходит из этой особенности сознания и бессознательного. Врач, используя метод толкования сновидений или свободные ассоциации, выясняет содержание комплекса, который сформировался в бессознательном пациента и вызвал невроз. После того, как эта задача выполнена, психоаналитик приступает к лечению. Пациенту просто-напросто объясняют суть и происхождение работающего в нем болезненного механизма. Сознание человека обращается на этот механизм и блокирует его, точно так же, как вопрос муравья парализует сороконожку.
Ребенком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался – слезы
Невольные и сладкие текли.
Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыки, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался
Премии и награды, популярность и всенародное поклонение, помимо прочего, разрушают плодотворную наивность и блаженное неведение таланта относительно его судьбы, лишая гений важного качества – дерзновения. Так, рассуждая о пользе и вреде истории для жизни, Фридрих Ницше замечал, что великие герои прошлого могут вдохновлять человека «деятельного и мощного», который «нуждается в образцах, учителях, утешителях и не может найти таковых между своими современниками». Но те же самые герои могут быть использованы и против души с яркой художественной индивидуальностью. «Бессильные и малохудожественные натуры», «кружась с необыкновенным усердием в какой-то идолопоклоннической пляске вокруг плохо понятого монумента», говорят: «Смотрите! Великое уже существует. Не обращайте внимания на тех, кто чего-то ищет, к чему-то стремится!»
Поэтому каждый художник должен помнить: кумир, сотворенный для тебя или из тебя, противодействует твоему таланту. И важнейшим жизненным принципом для тебя должна стать известная заповедь народа Израилева.
Дышу Православием
О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
ПОПУЛЯРНОЕ
Наши друзья
Объяснение заповеди — не сотвори себе кумира
Вторая заповедь гласит: «Не сотвори себе кумира». Мы постоянно создаем кумиры. Прежде всего, кумир для нас – мы сами. Обычная цель нашей жизни – это приготовить место на земле, достойное такого кумира, как мы. В этом проходят годы наших трудов и забот.
В душевном плане кумиры – те увлечения, из-за которых мы забываем Бога и теряем благодать. Все наши мечты и грезы – это беспрерывное созидание кумиров. Наша фантазия, как художник, рисует обольстительные картины кумиров для наших страстей. Кумиром может стать человек, и страстная влюбленность –это как раз создание кумира. Влюбленный похож на изготовителя идолов из обрубков дерева и осколков камней. Этих идолов, созданных его собственным воображением, он украшает, им поклоняется и служит.
Человек – образ и подобие Божие. Нам дана заповедь любить человека; но обожать человека – порой до состояния какого-то безумия – значит делать себе кумир из сгустка плоти и костей, который когда-нибудь обратится в тлен.
Кумиром могут быть деньги, которым человек в своем обольщении приписывает непобедимое могущество. Кумиром может быть наука: большинство ученых, полагающих, что силами науки можно спасти человечество, делают из нее для себя кумир, который противопоставляют Богу Живому, причем сами выступают в роли жрецов этого «божества интеллекта». Кумиром может быть искусство, которое служит не к славе Божией, а обожествлению этого мира и человеческих страстей.
Кумиром для родителей могут стать их собственные дети, ради которых они порой бывают готовы в буквальном смысле продать душу диаволу.
Если сказать кратко, душевный план второй заповеди – проверка своего сердца: нет ли в нем чрезмерной привязанности или ненависти, которые отнимают место в человеческой душе у Самого Бога, когда, образно говоря, престол души добровольно отдается другому и на него взбирается невидимый зверь.
Интересно, как примитивные народы изображали своих богов. Их идолы имеют вид чудовищ, каких-то фантастических животных, с выступающими вперед клыками и загнутыми, как у хищных птиц, когтями. Если они имеют человеческий облик, то похожи на изображения демонов с выпученными глазами, оскаленными зубами; кажется, что эти идолы готовы броситься на свою жертву и растерзать ее на части. Идолы наших страстей так же отвратительны, страшны и безобразны, как божества африканских племен и жителей тихоокеанских островов. Как бы мы ни украшали их, но истинное лицо этих идолов беспощадно и жестоко, как у духов подземелья. Они мучают свою жертву, вонзают в нее свои когти, но ослепленной жертве все равно кажется, что они дороже всего на свете. Когда время испытания разбивает этих глиняных богов, то душа впадает в такую тоску, что ей уже представляется, что лучше умереть, чем видеть нищету и позор своих кумиров.
Христа нельзя ввести в пантеон. Благодать не может войти в душу, в которой царствуют страсти. Поэтому заповедь учит отрывать от сердца то, что ему дороже, чем Бог; отрывать с болью, как режут и прижигают пораженное гангреной тело.
В духовном плане вторая заповедь говорит о том, что дух человека должен быть храмом. В алтарь нельзя вносить ничего не священного, оно должно быть оставлено за его пределами. Когда во время сердечной молитвы возникают помыслы и образы, то чаще всего это прежние кумиры снова поднимают голову, снова зовут к себе. И в этом отношении заповедь не сотвори себе кумира говорит о необходимости в молитве отрешаться и отделяться от всего земного.
Не сотвори себе кумира!
Если не помните, – это вторая заповедь в толстой, чёрной книжке без картинок.
В этой статье я хотел поговорить о наставниках, учителях, гуру, кумирах и звёздах разной величины.
Так вот, дядечки с бородами, которые писали и редактировали эту самую книгу, были правы. Сотворив себе кумира, мы убиваем в себе гениальность и внутреннюю яркость. Мы переписываем свою историю, зачёркивая предназначение своей жизни. Очень и очень сложно, страшно и неприятно быть яркой индивидуальностью. Намного проще и спокойнее прикрыться чьим-то именем, утонуть в его славе и известности. Перенять его привычки и методы. Даже стать похожим, внешне, на своего кумира, учителя, наставника, гуру…
Я часто читаю в социальных сетях, что тот или иной тренер, инфобизнесмен, спикер, духовный учитель и т.д., поехали учиться в ту или иную страну на семинар. И я не против обучения, если принимать это обучение, информацию, как пищу. Попробовал кусочек. Не понравилось, выплюнул. Понравилось …съел, вытянул все нужные питательные вещества, а все шлаки – в унитаз. Можно съесть больше или меньше. Можно и переесть и потом долго мучиться с несварением или даже отравлением. Но, потребляя информацию, как пищу, мы остаёмся индивидуальностью. Сами мы не изменились, но организм пополнен необходимыми для жизнедеятельности, роста и развития материалами.
Но многие, очень многие считают, что для успеха своей жизни они должны стать похожими на человека, к которому они приехали учиться. Они берут его материалы, методы, программы и несут к себе в норку. Они действуют по принципу, что если он успешен, у него деньги, известность, то, переняв всё до корки, став буквально этим человеком, они получат желаемое.И достаточно большая вероятность того, что так и произойдёт, что-то в этом есть. Если действительно следовать своей цели, делать всё, как твой наставник, то, в конце концов, ты станешь им. И к тебе придут деньги, успех, слава….этого человека. Тебя будут сравнивать с ним (если он широко известен), если нет, то все будут принимать твою маску за настоящее проявление твоей личности. Они будут восхищаться тобой и выберут тебя в качестве наставника, и станут такими же. И вот уже армия роботов, похожих друг на друга с одинаковыми мыслями, целями, ценностями шагают дружно в ряд.
Но это вы будете шагать нога в ногу, с армией таких же клонов. Человек индивидуальный, тот который стоит у истоков твоей осознанности, он уже не в этом ряду. Он смотрит со стороны на то, как вы шагаете по проложенной им тропинке, и, если он действительно мудр, то укоризненно качает головой. Он не хотел плодить армию зомби с дуплицированными мозгами под его матрицу.
Он сам ни у кого не учился. Настоящий мастер не имеет учителя. Он – эталон. Он – основная ценность. Когда печатают деньги, самая важная часть – это шаблон, по подобию которого отпечатывают миллионы. Деньги печатаются пачками, громадными объёмами. Но клише матрицы создавалось вручную. Учитывалась каждая деталь, вырезался каждый элемент, использовался материал, только высшего качества.
Давайте возьмём примеры.
Будда (Сиддхартха Гаутама) – не имел учителя и наставника.
Иисус Христос (Иисус из Назарета) – не имел учителя и наставника.
Мухаммет пророк – не имел учителя и наставника.
В средневековой Японии, где широко получили распространение многочисленные школы владения мечом, и которые плодили учеников своих школ, выделялся из общей массы человек, бывший вне всяких школ. Он сам создавал своё искусство и учился у ветра, воды, скал, животных. Его имя – Миямото Мусасси. Он написал книгу «Пять колец» и покрошил немало мастеров меча, так как, не был ограничен правилами и устоями той или иной школы. Он создал метод объёмного зрения и искусство владения двумя мечами.
Из современных учителей:
Шри Рамана Махарши – духовный учитель Индии. Его ученики более известные в западном мире такие как: Пападжи, К. Лакшмана Шарма и др. распространили его учение дальше. А их ученики ещё глубже.
На всех сатсангах, ретритах..на стене висит портрет учителя, которому все ученики поклоняются.
Уэсиба Морихей – создатель боевого искусства Айкидо, тем не менее, имел учителей и духовных наставников. На основе существующих боевых практик он создал свой метод и обрёл «просветление», но пока он вышел из общего строя, то успел состариться.
Итак …людей, которые не имели учителей и являлись основой основ, драгоценным клише…можно сосчитать по пальцам.
Различные учения, знания, методы, практики передаются, перенимаются путём обучения или просто «тырятся» у тех, кто не имеет учителей и черпает информацию из базового источника. Ну, а те, кто боится это делать, довольствуется ролью одной из бесчисленного количества отпечатанных на станке денежных купюр, пусть и большого достоинства.
Ищите! Находите свою истину самостоятельно, не кланяйтесь идолам и мастерам. Вы сами способны на многое. Знание вокруг вас, даже более. Знания в самих вас. Стоит только без страха признать это. Оставайтесь индивидуальностью. Не сотвори себе кумира!
Не сотвори себе кумира значение
Соломон покланяется кумиру. Себастьяно Риччи.
Но что же значит слово кумир?
Происходит оно от семитского kumra, что значит «жрец». В славянских языках так называли скульптурные изображения языческих богов.
Что же касается фразы «Не сотвори себе кумира», то на самом деле она является одной из десяти заповедей, данных Богом Моисею на горе Синай. Полностью заповедь звучит так: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой…».
Эта заповедь — вторая по счету и предостерегает человека от следования языческим культам, поклонения идолам и ложным богам. Она является логическим продолжением первой заповеди, которая гласит: «Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
На первый взгляд она актуальная для древнего человека и потеряла свою значимость в наше время. Но стоит все же задуматься: ведь речь в ней идет не только о статуях. Как знать, возможно сейчас, увлекаясь благами современной цивилизации мы точно также творим себе кумиров из дорогих вещей, карьеры и прочих не слишком возвышенных понятий, которым служим и уделяем внимания гораздо больше чем Богу и Его заповедям.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Что означает заповедь «не сотвори себе кумира»?
«Не сотвори себе кумира» — одна из самых известных заповедей. Однако трактуют ее многие неверно. Возникают проблемы с тем, кого считать кумиром, кому запрещено поклоняться. Чтобы это понять, требуется разобраться в истории появления этой заповеди.
Золотой телец
Когда Моисей вернулся с Синайской горы со скрижалями, полученными от Бога, он обнаружил, что израильтяне погрязли в грехах. Не рассчитывая на его возвращение, они обратились к брату Моисея Аарону, который также участвовал в выводе иудеев из Египта. Аарон попросили сотворить нового бога.
Брат Моисея приказал принести ему все золотые серьги, из которых отлил тельца, объявив его богом. Сам Моисей пришел в гнев от такого решения. Он разбил тельца и скрижали, приказав иудеям категорически отказаться от идолопоклонства.
Искоренить корни язычества
В исторической перспективе становится очевидным, что данная заповедь, в первую очередь, должна способствовать избавлению людей от влияния язычества. Всевышний предупреждает, что идолопоклонство – грех, предостерегает о недопустимости обожествления любых стихий и материальных форм.
Помимо этого, в заповеди содержится предупреждение о том, что пострадать за грех может не только сам человек, нарушивший заповедь, но и их дети и внуки. Об этом Бог предупреждал Моисея еще на Синае.
Борьба с идолопоклонством
Христиане всегда боролись с идолопоклонством. В Римской империи эта традиция была невероятно распространена. Об этом можно судить по жизнеописаниям ранних христиан. Языческим идолам приносились жертвы, в их честь проводили специальные ритуалы.
Сохранились свидетельства того, как при соприкосновении верующих с языческими культами случались разные несчастья. Например, в храме Аполлона рухнула крыша после того, как великомученицу Татьяну заставили принести жертву местному идолу.
Призывая бороться с идолопоклонством, сами христиане нередко обвинялись в том, что такими же идолами являются их иконы. Данное противоречие было устранено в IX веке во время Константинопольского собора. В специальном пояснении говорилось, что на иконах изображается первообраз, поэтому человек поклоняется не самой иконе, а изображенной на ней ипостаси.
За столетие до этого иконы были признаны идолом. За время иконоборчества были уничтожены тысячи изображений святых ликов.
Кого считать кумиром?
В современном русском языке слово кумир, как правило, применяются по отношению к артистам или спортсменам, которые становятся кумирами для своих многочисленных фанатов. Это человек, обладающий определенными талантами или выдающимися способностями, за что его ценят почитатели.
Согласно христианской религии, такое поведение также нарушает заповедь. Особенно, когда кумира наделяют сверхкачествами, фактически начинают ему поклоняться как богу. Нередко это приводит к трагедиям. Например, после самоубийства Курта Кобейна по многим странам прокатилась волна самоубийств его фанатов, которые не представляли дальнейшую жизнь без своего кумира. Они равнялись на него во всем, даже свели счеты с жизнью, когда он поступил таким же образом.
Еще более греховным становится почитание руководителей сект и лжеучений, которые явно объявляют себя новыми мессиями, даже новыми воплощениями Иисуса Христа. Поклоняясь таким людям, верующий встают на греховный путь.