навигатор дополнительного образования для чего создан
Навигатор дополнительного образования для чего создан
Навигатор дополнительного образования детей
В настоящее время Минпросвещения России развивает систему дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». К 2024 году дополнительным образованием должно быть охвачено 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет.
В рамках проекта в каждом субъекте РФ создан общедоступный сайт-навигатор по дополнительным общеобразовательным программам. Навигатор рассчитан на родителей, а также представителей учреждений дополнительного образования и органов местной власти, принимающих управленческие решения в области дополнительного образования.
Эта система уникальна и не имеет аналогов в международном масштабе. Ее отличительная особенность — добровольное решение детей и родителей, по какой программе дополнительно заниматься. В системе представлены варианты мест дополнительного образования в регионе и их подробное описание: адрес, цели, программы и т. д.
Что такое навигатор дополнительного образования
Навигатор дополнительного образования детей (ДОД) — это единый портал федерального значения. Его цель — помочь родителям выбрать направления развития детей: секции, кружки.
В системе предусмотрен фильтр, где можно задать интересующие параметры (например, возраст ребенка, способности, особенности здоровья и т.д.) и получить возможные варианты кружков и секций. Например, выбрать художественную школу или занятия танцами.
Причем есть возможность выбрать те кружки и секции, которые можно будет оплатить средствами сертификата. Чтобы найти такие кружки, нужно выбрать в каталоге поиска программ «с оплатой сертификатом».
На сайте «Навигатор дополнительного образования детей Новосибирской области» вы узнаете, как формируется и используется единое информационное пространство в сфере дополнительного образования детей Новосибирской области.
С помощью Навигатора родители и обучающиеся могут выбирать занятия для детей в соответствии с индивидуальными запросами, уровнем подготовки ребенка и его способностями. При выборе программ пользователи могут ориентироваться не только на отзывы других родителей, но и на экспертную оценку (Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (НОКО)).
Значимость дополнительного образования в жизни детей
Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий детей, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Для регистрации личного кабинета необходимо пройти авторизацию (получение прав пользователя в системе) заполнив следующие обязательные поля:
• название муниципального образования (выбирается из списка);
• номер мобильного телефона;
Как получить сертификат на дополнительное образование
Сертификат – это бюджетные деньги, которые предназначены для оплаты внешкольного образования детей. Смысл его введения в том, что теперь финансироваться будут только те программы, которые востребованы у родителей и детей, а не те, что были запланированы в рамках госзаказа.
До таких нововведений принцип распределения средств был аналогичным плановой экономике – учреждение составляло перечень программ и план по набору детских групп. Деньги из бюджета перечислялись в полном соответствии с этим планом. Главный недостаток такой системы был в том, что план не всегда соответствовал спросу.
Теперь все будет иначе. Финансирование из бюджета будет выделяться на детей, которые по факту выбрали ту или иную программу. Родители по такой системе станут непосредственными участниками распределения бюджета.
Персональный сертификат — это документ, выступающий гарантией ребенку со стороны государства. Он подтверждает, что конкретный ребенок может посещать выбранный кружок или секцию за счет бюджетных средств.
Бумажного формата сертификата не предусмотрено. Фактически он представляет собой электронную запись в информационной базе. В системе будет отображаться состояние счета и история списания денежных средств. Все данные надежно защищены.
Сертификат присваивается детям от 5 до 18 лет. У него есть конкретный номинал. Это реальные деньги, выделяемые из бюджета. Потратить их можно только по целевому назначению — на оплату занятий ребенка в секции или кружке. Размер номинала сертификата определяется местными властями.
Для получения сертификата в Навигаторе авторизованному пользователю «Навигатор дополнительного образования» необходимо в личном кабинете, во вкладке «Дети» нажать «Получить сертификат».
Зачем нужен сертификат на дополнительное образование детей
С помощью внедрения новой системы государство стремиться улучшить качество дополнительного образования для детей. На бюджетное финансирование смогут рассчитывать только программы, которые интересны населению. Остальным придется меняться или ликвидироваться.
Теперь родителям и детям будет удобно выбирать и записываться на секции. Все доступные варианты размещены на едином портале. Тут доступна следующая информация:
кружки и секции, работающие в районе; расписание; отзывы других родителей.
В результате внедрения больше детей сможет обучаться в секциях на платной основе. Если раньше семья не могла себе позволить ходить на какой-то кружок, то теперь с помощью сертификата можно оплатить обучение ребенка частично или в полном объеме. Это будет зависеть от суммы, на которую выдан сертификат, и стоимости кружка.
Для лучшего понимания всех возможностей Навигатора были выделены двенадцать преимуществ для родителей:
1. Собственный личный кабинет, в котором хранится и отображается информация об отложенных и ранее просмотренных программах, оформленных заявках на программы обучения, списаниях и остатке денежных средств по сертификату персонифицированного финансирования.
2. Подача заявки на получение сертификата дополнительного образования (учета).
3. Запись ребенка на программы дополнительного образования.
4. Предоставление полной и актуальной информации об образовательных учреждениях Новосибирской области.
5. Обширная библиотека образовательных программ дополнительного образования Новосибирской области в одном месте с актуальными и полными данными (цель и задачи; ожидаемые результаты; информация о преподавателе; расписание занятий и прочее).
6. Наличие фотографий и видеоматериалов в одном формате, показывающих деятельность по программам изнутри.
7. Разнообразные системы поиска, каталогизации, фильтрации, сортировки и рекомендаций программ, в том числе в виде картографического расположения.
8. Возможность просмотров отзывов и оценок программ дополнительного образования, а также их публикация самими родителями.
9. Участие в оценке программ дополнительного образования через заполнение анкеты для родителей.
10. «Умное» предоставление информации исходя из территориального местоположения родителя.
11. Бесплатное профориентационное тестирование ребенка.
12. Консультационная поддержка в онлайн-режиме.
Навигатор — это не просто нововведение системы дополнительного образования детей, это инструмент, который позволит стереть границы подведомственной принадлежности учреждений и выстроить доступность всех дополнительных общеобразовательных программ в регионе для детей и родителей.
Дополнительное образование детей вместе с «Навигатором»: вопросы и ответы
Дополнительное образование детей вместе с «Навигатором»: вопросы и ответы
Сегодня нововведения происходят не только в системе общего образования, в системе дополнительного образования происходят глобальные реформы. Никогда так система дополнительного образования не испытывала такого пристального внимания со стороны государства как в настоящее время. Дополнительное образование рассматривается как уникальная социальная практика наращивания потенциала личности и потенциала общества в целом..
Реализация федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» направлена на развитие молодых талантов, создание единого образовательного пространства, основанного на вариативности и многообразии видов социально-творческой деятельности детей, увеличение доли детей от 5 до 18 лет, вовлечённых в дополнительное образование до 75%. Прозрачность, доступность и конкурентоспособность дополнительного образования – вот главные принципы новых целевых проектов.
В рамках внедрения целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей в нашей республике в 2018 году создан и функционирует Региональный модельный центр, интернет-портал Навигатор дополнительного образования детей.
Что такое Навигатор дополнительного образования детей?
Навигатор дополнительного образования – это интернет-портал, на котором загружаются все программы дополнительного образования и предназначен он прежде для детей и родителей. Данный портал доступен по ссылке p02.навигатор.дети.
Сегодня на данном портале выставлено около 9 тысяч программ, 492 учреждения, 200 тысяч пользователей. Он постоянно совершенствуется, включаются дополнительные модули, позволяющие внедрить персонифицированное финансирование, независимую оценку качества программ. С декабря 2019 года портал «Навигатор дополнительного образования» интегрируется с порталом проекта «Билет в будущее».
Для чего нужен Навигатор и какая от него польза?
– единая база данных о программах дополнительного образования, реализуемых учреждениями в сфере образования, культуры, спорта, здравоохранения;
– доступная актуальная информация о наличии свободных мест в группах, расписании, педагогах и обеспечении программ;
– система учета детей, вовлеченных в дополнительное образование;
– возможность получения услуги записи на обучение по программам дополнительного образования в электронном виде.
Кому и какие новые возможности открывает Навигатор?
Родители (законные представители) или сами дети старше 14 лет, могут выбрать подходящую программу дополнительного образования по территориальной доступности, возрасту, интересам, отзывам и оценкам других родителей. На портале имеется гибкий поиск программ, которые реализуются в муниципалитетах и районах РБ.
Для образовательного учреждения Навигатор – это дополнительный инструмент для привлечения детей и ведения учёта через личный кабинет. Создавая карточки программ, образовательное учреждение даёт полноценную информацию о секциях, кружках, которые реализуются на их базе. Это хороший способ заявить о себе родительской общественности и прорекламировать свои услуги – подчеркнул руководитель РМЦ Р. Тухватуллин. Данные Навигатора поступают в Федеральную единую информационную автоматизированную систему, содержащую сведения о дополнительном образовании Министерства просвещения РФ.
Для органов власти – это инструмент для принятия управленческих решений на основе данных о востребованности программ.
Что такое сертификат, что он из себя представляет? Чем отличается сертификат персонифицированного финансирования от сертификата учета?
Сертификат – это не бумажный документ, а идентификационный номер, который присваивается ребенку во время регистрации в «Навигаторе». Сертификат имеет два статуса. Первый – сертификат учета. Он нужен для того, чтобы видеть сколько детей охвачены дополнительны образованием, закрепляет возможность получать дополнительное образование. Число сертификатов этого типа не ограничено. Сертификат учета получают всего один раз, и он будет действовать, пока ребёнку не исполнится 18 лет.
Второй – сертификат финансирования. Сертификаты с номиналом будут у тех, кто занимается по программам, включенным в персонифицированное финансирование. Чтобы на него были зачислены средства, необходимо в учреждении написать заявление. Это можно сделать одновременно с подтверждением данных ребенка. Все данные о сертификате – срок действия, остаток средств на счете, списания – находятся на сайте Навигатора дополнительного образования в Личном кабинете пользователей.
Номинал сертификата определяется муниципалитетом. Деньги нельзя потратить на другие цели и нельзя обналичить. Применить сертификат финансирования, с денежными средствами, можно будет только на те программы, которые в учебном году открыты в рамках персонифицированного финансирования.
Все программы, которые можно будет оплачивать сертификатом, будут опубликованы в Навигаторе со специальной отметкой-бейджем «Доступна оплата сертификатом».
На какую сумму сертификат?
Пока система персонифицированного финансирования работает в 36 городах и районах республики, включая Уфу, с сентября 2020 года новшество заработает по всей Башкирии, в том числе и в городе Стерлитамак. Узнать номинал сертификата в г.Стерлитамак можно в учреждении, где ребенок посещает или собирается посетить кружок, или в личном кабинете пользователя. Он действует год – с 1 января по 31 декабря. Количество сертификатов ограничено.
Что этим сертификатом можно оплатить?
В личном кабинете выберите кружок или секцию, которая вам нужна, и нажмите «Отправить заявку». В учреждении ее рассмотрят, если есть свободные места – подтвердят. Пока «Навигатор» работает в тестовом режиме, поэтому нужно лично прийти в учреждение со свидетельством о рождении или паспортом ребенка, написать заявление на зачисление денег и согласие на обработку персональных данных. В ближайшее время это автоматизируют и лишний раз никуда ходить не придется.
После подписания документов система заблокирует на вашем сертификате сумму на весь год обучения, а списывать ее будет за каждое занятие. Например, кружок стоит 5000 рублей в год, всего планируется 100 занятий. После каждого «занятия» с вашего сертификата будет списываться по 50 рублей. Для этого педагоги ведут «Журнал посещаемости», где отмечают, кто пришел, а кто нет. У родителей доступа к нему пока нет, так что контролировать, ходят ли ваши дети, можно только лично.
Если вы сходили несколько занятий и вам не понравилось, не надо просто бросать – напишите заявление, что не будете больше ходить. Только после этого неизрасходованные средства вернутся на сертификат и вы сможете оплатить ими другой кружок.
В зависимости от стоимости образовательной программы сертификат можно будет направить на обучение по одной или нескольким программам.
Для чего нужен сертификат? Ведь сегодня родители могут записать детей в бесплатные кружки без всяких сертификатов
Деньги на все кружки и секции выделяются из местного бюджета города. Сертификаты – это не дополнительные ресурсы. Это те же самые средства, просто часть их потратят через сертификаты с номиналом. Так будет видно, считают разработчики данного проекта, какие секции и кружки действительно востребованы детьми. Система сертификатов призвана персонифицировать денежные потоки муниципалитета на дополнительное образование.
Если ребенок захочет перейти учиться в другую организацию, то вместе с ним учреждение потеряет деньги. Все это призвано стимулировать учреждения к развитию, разработке по-настоящему интересных и полезных программ.
Возможно, это новшество скажется и на зарплате педагогов – их стимулирующие выплаты могут зависеть от наполняемости групп. А это стимул делать занятия яркими, интересными и максимально полезными.
Важно понимать, что Вы не получаете документ на руки – он существует только в электронном виде. Сертификат нельзя обменять на деньги, продать, подарить. Воспользоваться им может только тот ребенок, на кого он оформлен.
Можно ли оплачивать частные кружки?
Можно! Но для этого кружок должен быть в общем перечне. А чтобы туда попасть, предприниматели должны обратиться в «Региональный модельный центр дополнительного образования детей в РБ» с заявлением, чтобы их включили в систему. Главное требование – иметь лицензию на дополнительные общеобразовательные услуги. Подробнее об условиях можно почитать в Постановлении Правительства РБ от 30.08.2019 г. №535.
У меня три ребенка. Сколько сертификатов я получу? Могу я перекинуть средства с одного на другой, чтобы деньги не пропадали?
Вы получите три сертификата – каждому персональный. Перекидывать средства ни посторонним, ни близким родственникам нельзя. На чье имя выдали, тот и должен потратить.
Ребенок заболел и не может посещать занятия. Можно «заморозить» сертификат персонифицированного финансирования?
Да, для этого нужно принести в учреждение подтверждающие документы (например, справку от врача) и написать заявление, чтобы руководитель кружка отметил пропускаемые даты. Без такого заявления после каждого занятия будет списываться его стоимость, даже если ребенок отсутствовал.
Мы прописаны в Стерлитамаке, а живем в Уфе. Ребенок не сможет ходить на кружки?
Посещение кружков по оплате сертификатом не привязано к месту регистрации. Вы можете быть прописаны в любом городе или районе республики и смело активировать сертификат в Уфе на любой кружок или секцию, где есть места.
Собираемся переехать из района в Стерлитамак. Что будет с уже активированным сертификатом, он «сгорит»?
Нет. Если вы переезжаете в другой город или район, то приходите в учреждение, где сейчас занимается ваш ребенок, и пишите заявление об отчислении. По новому месту жительства вам нужно будет получить новый сертификат с полной суммой. Два важных момента:
Можно ли записаться на кружки и секции без сертификата с номиналом?
Можно. Надеемся, что часть программ дополнительного образования, особенно те, которые являются социально-значимыми, останутся на «муниципальном задании». К таким программам можно отнести долгосрочные программы образцовых детских коллективов, программы естественно-научной направленности, программы, предусматривающие индивидуальную работу с учащимися.
Смогут ли дети посещать по сертификату два кружка? Например, один во Дворце пионеров, другой в ЦВР «Надежда»? Сертификат с номиналом позволяет сочетать разные виды кружков?
Да, смогут, это зависит от стоимости программ этих кружков: есть программы более дорогостоящие, есть с меньшей стоимостью.
Что делать родителям сейчас?
На сегодняшний день нам в Навигаторе необходимо зарегистрировать всех детей нашего города в возрасте от 5 до 18 лет, обеспечивая 100% запись обучающихся по программам дополнительного образования в образовательных учреждениях.
Для этого родителям необходимо зарегистрироваться на сайте https://р02.навигатор.дети/ и получить доступ к личному кабинету. Это очень быстро и просто: нужно ввести свои имя, фамилию, отчество, номер телефона и e-mail. На электронный ящик придет ссылка, по которой нужно подтвердить учетную запись. После зайти в личный кабинет, выбрать вкладку «Дети», заполнить все строки (это займет пару минут), нажать «Получить сертификат».
Подробную видеоинструкцию можно посмотреть, пройдя по ссылке (сайт Дворца пионеров) https://dp-str.eduface.ru/about/news/1261836
Далее необходимо подтвердить свои данные в учреждении для обучения по программе на новый 2020-2021 учебный год.
Правда ли, что «если после регистрации сертификата не использовать его в течение месяца, он будет признан недействительным, и ребенок не сможет заниматься бесплатно в текущем году. В течение года ребенок может менять секции, но перерыв между занятиями также не может быть больше месяца.»?
Не правда. Сертификат начинает действовать с момента зачисления на программу. Если ребенок больше не хочет посещать занятия – родитель может написать заявление об отчислении и средства сертификата не будут списываться. Перейти из одного кружка в другой или записаться на несколько кружков можно в любой момент времени – главное, чтобы на сертификате был доступный остаток средства, а в кружке – свободные места.
А может ли быть такое, что мест – на нужное направление действительно не окажется? И что в таком случае делать?
Может, конечно, всегда есть более популярные направления. В таком случае можно выбрать программы смежного профиля в другой организации или оставить заявку, если место освободиться, представители образовательной организации с вами свяжутся.
Можно ли сложить сертификаты детей из одной семьи, если один ребёнок не хочет нигде заниматься, а другой рвётся записаться на всё, что предлагают?
Нет, сертификат – это индивидуальная гарантия государства, передать его другому лицу нельзя.
Мой ребёнок занимается спортом. Но на портале спортивное направление представлено только школьными секциями. Почему?
Спортивные школы не все имеют лицензию на реализацию дополнительных общеразвивающих программ, поэтому в системе персонифицированного финансирования они участия не принимают. Но в Навигаторе будут регистрироваться и на их программы можно будет записаться, как и раньше – бесплатно.
Куда обращаться, если остались вопросы?
Контакты Муниципального опорного центра г.Стерлитамак
Как и любой процесс, система персонифицированного финансирования имеет свои плюсы и минусы. Сегодня еще рано говорить о всех плюсах и минусах этого проекта, он не реализован в г. Стерлитамак. В городе началась большая подготовительная работа в этом направлении и вторая половина этого года, 2021 год покажет все преимущества и недостатки этой системы изнутри. Сегодня наша общая задача, педагогической и родительской общественности, вовлечь детей в дополнительное образование, развивать их способности, таланты, проявляя должное внимание к новым организационно-управленческим и экономическим механизмам в системе ДО и обеспечивая Успех каждого ребенка.
Каждый из Вас – полноценный заказчик, у Вас есть право выбирать: где и по какой программе обучаться Вашему ребенку! Главное, помните: государство, передавая Вам средства на образование Вашего ребенка, думает, что Вы сможете распорядиться ими лучше него, поэтому все, что Вы делаете, делайте ради успешного будущего своих детей!
Аналитическая справка о навигаторе дополнительного образования
«3. Функционирует общедоступный федеральный навигатор (информационный портал, с региональными и муниципальными сегментами), позволяющий семьям выбирать дополнительные общеообразовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе находящимися в трудной жизненной ситуации), обеспечивающий возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий ребенка.
4. Действует система многоэтапных и разноуровневых мероприятий для детей, нацеленная на повышение мотивации детей, раскрытие и развитие способностей каждого ребенка, а также их раннюю профориентацию.
В рамках ГИС «Контингент» создан механизм учета вовлечения детей в активную социальную практику, в том числе обучения по дополнительным общеобразовательным программам и мониторинга их достижений». Таким образом, с самого начала планировалось создание федерального информационного навигатора, с помощью которого семьи могли выбирать интересующие их дополнительные образовательные программы. При этом данный навигатор мог бы быть интегрирован с пресловутой ГИС «Контингент» и обеспечивать мониторинг достижений детей и, в перспективе, обеспечивать возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий ребенка. В описании модели функционирования результатов проекта говорилось: «При реализации дополнительных общеразвивающих программ активно используются сетевое взаимодействие, в том числе с применением дистанционных технологий и электронного обучения, предоставляющих доступ к образовательным программам, инфраструктуре, педагогам и средствам обучения и воспитания для детей вне зависимости от их места проживания. (…) С целью обеспечения информационной открытости системы дополнительного образования детей и формирования эффективной системы навигации семей с детьми с различными образовательными потребностями и возможностями по дополнительным программам сформирован навигатор (информационный портал), в котором размещены и постоянно обновляются сведения о дополнительных общеобразовательных программах, реализуемых в конкретном субъекте Российской Федерации и муниципалитете, информация о реализующих их организациях, а также результаты независимой оценки качества деятельности соответствующих организаций семьями детей, осваивающих соответствующие образовательные программы, и результаты мониторинга удовлетворенности граждан доступностью и качеством дополнительных общеобразовательных программ. Поддержка федерального навигатора будет неотъемлемой частью деятельности модельных центров.
Как заявляют пропагандисты проекта, платформа даёт возможность детям и подросткам укрепить знания, овладеть новыми компетенциями в сетевом взаимодействии со сверстниками и взрослыми, реализовать себя, стать архитекторами своего будущего профессионального пути. «В связи с эпидемией в 20 раз выросло количество запросов на интернет-ресурсы, связанные с образованием. Лидером стала – «Российская электронная школа». Теперь появится навигатор и для дополнительного детского образования. Он охватывает художественную, естественно-научную, краеведческую направленность. В перспективе он будет дополнять все предметы в рамках школьной программы», – сказал в мае 2020 г. Министр просвещения Сергей Кравцов (Министерство просвещения и АСИ запустили платформу-навигатор по программам дополнительного образования //). Региональным и муниципальным органам власти навигатор позволяет получать информацию о наличии, доступности, достаточности и востребованности услуг в сфере дополнительного образования детей, их качестве, а также использовать систему персонифицированного финансирования услуг. Платформа интегрируется и осуществляет обмен данными с иными региональными системами в сфере образования. В качестве условия реализации указывается, помимо прочего, нормативно закрепленная обязанность для учреждений образования по использованию платформы и передаче в нее данных (Региональная цифровая платформа услуг дополнительного образования детей //). «Данные журналов посещаемости регулярно передаются в Федеральный Навигатор дополнительного образования, поэтому важно поддерживать их в актуальном состоянии: вносить всех детей из подтвержденных заявок, оперативно заполнять посещаемость занятий» (Методические рекомендации по работе с Навигатором дополнительного образования. Версия 1.4. Август 2018 года //).
С учетом временных затрат, необходимых на наполнение региональных навигаторов указанной информацией об организациях и программах дополнительного образования детей и заявках родителей на участие в программах, необходимо к 1 июня 2018 года всем пилотным регионам развернуть региональные навигаторы и организовать их наполнение данными об организациях и программах дополнительного образования детей.
Дополнительно информируем, что контрольным показателем выполнения данной задачи в рамках приоритетного проекта является наличие информации о не менее чем 95% дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых государственными (муниципальными) организациями дополнительного образования детей в субъекте Российской Федерации.» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 мая 2018 г. N ИП-353/09 «О запуске навигатора»).
Со своей стороны, Минпросвещение России издало приказ № 467 от 03.09.2019 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей», пп. 2.2 и 2.4 которой предусматривали, в том числе, использование сетевой формы реализации образовательных программ и реализацию их с применением дистанционных образовательных технологий. К функциям Регионального модельного центра было отнесено:
обеспечение учета перечней дополнительных общеразвивающих программ, обеспечиваемых в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;
учет выдачи сертификатов;
обеспечение учета детей, которым выданы сертификаты в субъекте Российской Федерации (п. 3.6).
П. 3.9 определял функции организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, при участии во внедрении Целевой модели ДОД:
б) участие во внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;
в) участие в осуществлении персонифицированного учета детей, обучающихся по программам дополнительного образования детей;
г) обеспечение формирования баз данных региональных навигаторов;
ж) участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме.
Согласно пп. 4.1 и 4.2 данного приказа, «организационно-финансовая структура региональной системы дополнительного образования детей формируется исходя из цели обеспечения равного доступа детей к получению дополнительного образования на основе автоматизации организационно-управленческих процессов». При этом «организационно-финансовая структура региональной системы дополнительного образования детей включает персонифицированный учет детей, охваченных дополнительным образованием, персонифицированное финансирование дополнительного образования детей и региональный навигатор». Важным является п. 4.3, согласно которому для обеспечения персонифицированного выбора ребенком, родителями (законными представителями) дополнительных общеобразовательных программ в субъекте Российской Федерации «внедряется система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей путем закрепления за ними определенного объема средств и их передачи организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, после выбора этой программы ребенком (родителями (законными представителями), предусматривающая соблюдение следующих основных принципов:
а) равный и свободный доступ детей к получению сертификата;
в) прием на обучение по соответствующей дополнительной общеобразовательной программе проводится на общедоступной основе на принципах равных условий приема для всех поступающих в соответствии с порядком, утвержденным локальным нормативным актом организации…
е) принцип персонализированных выдачи и учета сертификатов, включающий именную принадлежность сертификата и запрет (отсутствие возможности) передачи сертификата третьим лицам, а также его финансовое обеспечение и запрет на замену сертификата денежной компенсацией». В субъекте Российской Федерации региональным модельным центром ведется персонифицированный учет детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам (п. 4.10).
Согласно паспорту приоритетного проекта уже к 1 декабря 2020 г. 50 % детей должны быть охвачены дополнительным образованием с использованием персонифицированного финансирования путем закрепления за участниками дополнительного образования определенного объема средств и их передачи организации (индивидуальному предпринимателю) после выбора соответствующей программы (паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 г. N 11, с. 23)
Еще одним важным вопросом является вопрос о персонифицированном финансировании в рамках дополнительного образования, который является более спорным по сравнению с предыдущим. Как уже говорилось выше, ч. 1 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2020 г. N 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» закрепляет электронный документооборот в этой сфере, однако, как это следует из названия самой статьи, в целях «информационного обеспечения в области государственного (муниципального) социального заказа». При этом следует иметь в виду, что определение социального сертификата, данное в ч. 7 статьи 2 данного ФЗ, не содержит обязательного требования, чтобы данный сертификат был только в электронном виде. Она определяет его как именной документ, удостоверяющий право потребителя услуг либо его законного представителя выбрать исполнителя (исполнителей) услуг для получения государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере и право исполнителя услуг получить из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации средства на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с оказанием соответствующей государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере (государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере). Очевидно, что всем этим ключевым требованиям вполне может соответствовать и документ в бумажной форме. Если на основании приведенных выше соображений будет признана справедливость сохранения возможности записи детей на дополнительные общеобразовательные программы в традиционной, неэлектронной форме, то не будет никаких оснований требовать от их родителей в таком случае предоставления социального сертификата исключительно в электронной форме. Подобное требование противоречит пп. «а» п. 4.3 приказа Минпросвещения России № 467 от 03.09.2019 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей», гарантирующему «равный и свободный доступ детей к получению сертификата». Требование обязательной электронной формы социального сертификата в таком случае нарушит право детей на равный доступ детей к получению услуг дополнительного образования. Как уже говорилось, система персонифицированного финансирования дополнительного образования закрепляет за детьми определенный объем средств для их последующей передаче выбранной ребенком и его родителями организации, осуществляющей образовательную деятельность по заинтересовавшим их дополнительным общеобразовательным программам.
Подписывайтесь на наши ресурсы: