наценка что это такое простыми словами
Наценка что это такое простыми словами
Маржа и наценка: в чем разница и как рассчитать
Маржу и наценку используют при определении цены товара. Они могут совпадать в абсолютном значении, но отличаются в процентном. Рассказываем, в чем разница.
Прибыль всех предприятий торговли строится по простой формуле: купить дешевле — продать дороже. Для формирования цены на товары/услуги используют понятия наценки и маржи, которые многие считают синонимами. На самом деле, они отличаются: наценка используется в контексте закупочной цены, а маржа — для определения цены продажи и служит показателем эффективности работы.
Разберемся подробнее что такое наценка, формула расчета.
Наценка и формула расчета
Наценка — это добавка к закупочной цене (себестоимость) товара/услуги, которая составляет доход организации. Она нужна, чтобы отбить затраты на транспортировку, зарплату, аренду офиса, склада и получить прибыль. Величина наценки зависит от товара, состояния рынка, конкуренции, целевой аудитории.
Например, компания торгует газировкой. Одна бутылка в закупке обходится 50 рублей, в магазине её продают за 120 рублей. Разница между покупкой и продаже 70 рублей — это наценка в абсолютном значении.
Для расчета финансовых показателей в компаниях не используют абсолютные значения, только относительные в процентах. Так можно сравнить разные показатели друг с другом.
То есть в процентном отношении наценка будет равна:
В нашем примере наценка составит: 70 руб / 50 руб · 100% = 140%
Наценка может иметь любое значение и быть больше 100%. Наценка всегда соотносится с закупочной ценой и показывает, на сколько увеличена конечная стоимость по сравнению с начальной.
Что нужно учитывать при расчете наценки
конкурентоспособность товара — чем больше у него преимуществ относительно аналогов, тем наценка выше;
место компании на рынке — чем лояльнее к ней относятся потребители, чем престижнее бренд, тем наценка выше;
стратегию развития предприятия: при больших объемах продаж устанавливают низкую наценку, при маленьких — высокую;
расходы на единицу товара — транспортировка, хранение, упаковка и т.д.;
законодательные ограничения: федеральные законы (№381-ФЗ от 28.12.2009) и региональные акты, которые регламентируют наценку на медицинские товары, детское питание и т.д.
Правильная наценка позволяет покрыть расходы, связанные с закупкой и реализацией товара и получить компании прибыль.
Маржа и формула расчета
Это разница между отпускной ценой и ценой закупки (себестоимостью). Маржа всегда считается от конечной стоимости продукта. В отличие от наценки, она показывает рентабельность продажи. Это самый первый вид прибыли, который получает компания.
Вернемся к примеру с газировкой и посчитаем маржу. В абсолютном значении она будет такой же, как наценка: отпускная цена минус себестоимость, т.е. 120–50=70 рублей. Но для анализа финансовых показателей используют относительное значение маржи:
Получаем, что маржа равна: 70 руб / 120 руб · 100% = 58,3%
Значит, что в отпускной цене заложено 41,7% себестоимости и 58,3% маржи. То есть с каждого рубля за проданную газировку компания зарабатывает 58,3 копейки прибыли. Это значение показывает прибыльность товара и эффективность работы компании.
Маржа не может быть выше 100%. Её обычно рассчитывают на конец периода — отчетного месяца, квартала, года, чтобы посмотреть, насколько прибыльной была работа компании.
Как маржа связана с наценкой
Зная маржу, можно посчитать наценку на товар. Рассмотрим на примере с газировкой:
Наценка = маржа / (100–маржа)
Наценка = 58,3 / (100–58,3) = 140%
И наоборот, если известна наценка, вычислим маржу:
Маржа = наценка / (100% + наценка)
Маржа = 140 / (100+140) = 58,3%
Выводы
1. Наценка — показатель, который рассчитывается от закупочной цены. Он может быть выше 100%.
2. Маржу считают в контексте отпускной цены. Показывает, сколько прибыли получает компания с каждого рубля проданного товара. Маржа всегда ниже 100%.
3. Разница между маржой и наценкой: наценка показывает добавочную стоимость к продукту, а маржа — прибыльность товара и эффективность работы.
4. Чем больше наценка, тем больше маржа. Маржа всегда ниже наценки.
В чем разница между маржой и наценкой?
Цель любого бизнеса — получить прибыль. Чтобы всегда быть в плюсе, недостаточно купить товар подешевле и продать подороже. Нужно отслеживать экономические показатели: считать рентабельность, маржу и наценку.
В бизнесе эти показатели — контрольные точки. Если они в норме, то бизнес хорошо функционирует, если нет — то нужно думать, что изменить.
В статье разберемся с маржой и наценкой: в чем их различие, как их вычислять и где использовать.
Маржинальность показывает, какую долю в выручке занимает прибыль. Чем выше маржинальность — тем выше прибыль.
В бизнесе можно считать и маржу, и маржинальность: маржу считают в рублях, маржинальность — в процентах. Лучше использовать проценты: их проще воспринимать, с ними удобнее отслеживать динамику и строить графики.
Если у вас небольшой бизнес без аренды, наемных сотрудников и разделения затрат на постоянные и переменные, то для расчета маржи в рублях нужно из цены продукта вычесть его себестоимость.
Маржа = Цена – Себестоимость
Чтобы посчитать маржинальность в процентах, нужно из цены продукта вычесть себестоимость. Полученный результат разделить на цену продукта и умножить на 100%.
Маржинальность = ((3000 ₽ – 1800 ₽) : 3000 ₽) × 100% = 40%
Для бизнеса с постоянными и переменными затратами лучше считать маржинальность через маржинальный доход.
Маржинальный доход = Выручка – Переменные расходы
К переменным расходам относят затраты, которые напрямую привязаны к объему продукции: уменьшается количество продукции — переменные затраты снижаются, увеличивается объем — затраты растут.
Пример расчета маржинального дохода
В день вы печете 100 булочек, для этого покупаете муку и другие ингредиенты — на это уходит 1000 ₽. Соответственно, чтобы испечь 200 булок, вам нужно потратить 2000 ₽ — расход муки и ингредиентов растет. И, наоборот, если вы выпекаете меньше булочек, то вам понадобится меньше денег.
Остальные расходы, не связанные с объемом продукции напрямую, относят к постоянным затратам и не учитывают при расчете маржинального дохода. Например, если у вас на производстве есть уборщица, охранник и бухгалтер, то их зарплаты не нужно учитывать при расчете.
Рассчитаем маржинальный доход на примере с булочками. Вы испекли 100 булочек, цена одной булки — 30 ₽, ваша выручка после продажи — 3000 ₽. Переменные затраты составили 1000 ₽. Маржинальный доход равен 2000 ₽.
Теперь нужно рассчитать маржинальность, для этого маржинальный доход делят на выручку и умножают на 100%.
Маржинальность = (Маржинальный доход : Выручку) × 100%
Маржинальность булочек = (2000 ₽ : 3000 ₽) х 100% = 66,7%
Полученный результат показывает, что доля прибыли в выручке — 66,7%. Оставшиеся 33,3% — заработанные деньги, которые вы потратили на оплату переменных расходов. Чем ниже маржинальность, тем больше денег уходит на переменные расходы и тем вы меньше вы зарабатываете, и наоборот.
Что такое маржа и как ее рассчитать
Разбираемся в терминах маржа, маржинальность и наценка, чтобы больше никогда не путать их, а также учимся грамотно управлять финансами
Разбираться в финансовых терминах полезно не только стартаперам и предпринимателям. Знание матчасти здорово облегчает жизнь студентам, самозанятым, всем неравнодушным и интересующимся.
В статье мы предлагаем разобраться с терминологией, закрепить ее формулами и рассмотреть на примерах, чем отличаются маржа, маржинальность и наценка.
Отличие маржи от маржинальности
Маржу и маржинальность легко перепутать, но это разные понятия.
Маржа показывает разницу между выручкой и затратами на переменные расходы. Она выражается в рублях и позволяет увидеть, какая сумма остается у компании после продажи товара или услуги за вычетом расходов.
Выручка – это сумма, которую получают при продаже. Допустим, продали торты на 10 тысяч рублей или запчасти на 3 млн рублей.
Переменные расходы – это расходы на то, что связано с производством и продажей, обычно от них зависят объемы реализации. Если переменные расходы больше, то выручка выше, и наоборот. К переменным можно отнести затраты на исходные материалы, упаковку, зарплату менеджеров и курьеров, которые получают проценты от продаж.
А вот траты на аренду помещений и оборудования, интернет, электричество, отопление, воду, зарплату сотрудникам, не имеющим отношения к продажам, – относятся к постоянным расходам, от них выручка не зависит.
Представим, что вы продаете свечи ручной работы в соцсетях. За день вы продали свечей на 7 тысяч рублей – это и есть ваша выручка.
Расчет маржи по формуле будет выглядеть следующим образом:
Маржа = выручка – стоимость материалов – стоимость упаковки – стоимость доставки – проценты менеджеру
Давайте посчитаем маржу по формуле за сентябрь:
Выручка с продажи свечей – 150 тысяч рублей.
Переменные расходы – 70 тысяч рублей.
Маржа = 150 000 – 70 000 = 80 000 рублей.
Теперь посчитаем маржу за октябрь:
Выручка с продажи свечей – 220 тысяч рублей.
Переменные расходы – 115 тысяч рублей.
Маржа = 220 000 – 115 000 = 105 000 рублей.
В октябре маржа выросла почти в полтора раза. Это хорошо или плохо? Иными словами, можно ли по марже судить об успехе компании?
Для оценки эффективности есть еще один термин.
Маржинальность – это простая формула отношения маржи к выручке. Она выражается в процентах. С ее помощью удобно проводить сравнения, строить графики и отслеживать динамику продаж.
Итак, сравним показатели за два месяца.
Сентябрь: 80 000 / 150 000 х 100% = 53%
Октябрь: 105 / 220 000 х 100% = 48%
Несмотря на рост выручки, маржинальность упала. Это значит, что вместе с выручкой сильно выросли и переменные расходы. Возможно, стоит оптимизировать траты, чтобы сделать работу эффективнее.
Могут ли маржа и маржинальность быть отрицательными?
Да. Например, маржа будет отрицательной, если вы продадите товар ниже суммы переменных расходов.
Важно: максимальное значение маржинальности – 100%
Бизнес по производству свечей и никакой другой не может быть маржинальным более чем на 100%.
Отличие маржинальности от наценки
Для начала разберемся в терминологии.
Наценка – это способ получить прибыль посредством надбавки. Например, вы испекли печенье, потратив на него 200 рублей, а продаете за 500, с наценкой в 300 рублей. Выразить наценку можно не только в рублях, но и в процентах, и рассчитать по формуле как отношение маржи к переменным расходам (или, иными словами, к себестоимости).
У наценки нет максимального значения, потому что накинуть на себестоимость товара вы можете любую сумму. Это зависит от ситуации на рынке и спроса на ваш товар. Обычно, если товар редкий и пользующийся высоким спросом, наценка выше.
Рассмотрим различия между наценкой и маржинальностью.
Вернемся к примеру со свечами, где за сентябрь выручка составила 150 тысяч рублей, переменные расходы (или себестоимость) – 70 тысяч рублей, маржа – 80 тысяч рублей.
Посчитаем наценку: 80 000 / 70 000 х 100% = 114% – то есть с каждого вложенного в товар или услугу рубля мы получаем 114% прибыли.
Посчитаем маржинальность: 80 000 / 150 000 х 100% = 53% – то есть каждый рубль выручки приносит компании 53% дохода.
Использование показателей в жизни
Торговая наценка позволяет увидеть, сколько денег вы заработаете, но не гарантирует высокой прибыли. Например, можно сделать высокую наценку, но все равно уходить в минус из-за большого количества расходов.
Маржинальность является более емким показателем и позволяет:
Рассмотрим на примере компании с хенд-мейд свечами. Допустим, вы увеличили выручку и маржу, каждый месяц получаете больше, чем в предыдущий, а маржинальность при этом не растет. Это говорит о том, что вы теряете много денег на переменных расходах.
Например, выросла стоимость материалов и услуг курьера, а вы не заметили этого. Подкорректируйте эти моменты, чтобы ваша прибыль росла вместе с выручкой.
Кроме работы внутри компании, вы можете сравнивать показатели маржинальности конкурентов. Еще на этапе запуска это позволит вам рассчитать возможную прибыль и оценить свою эффективность относительно других.
Также маржинальность используется при расчете точки безубыточности.
Точка безубыточности – граница, переходя которую компания выходит в ноль. Рассчитывается по формуле как отношение постоянных расходов к маржинальности и выражается в рублях.
Допустим, постоянные расходы для производства свечей составляют 20 тысяч рублей. Тогда точка безубыточности равна 20 000 / 53% х 100% = 37 736 рублей.
Значит, как только выручка составит 37 736 рублей, компания перекроет постоянные расходы и начнет выходить в плюс. Лучше, если это случится ближе к началу месяца.
Предприниматели могут изучить список товаров с высокой маржинальностью. То есть те, которые гарантирую высокую прибыль. К ним относят цветы, косметику, безалкогольные напитки.
Для оценки эффективности зачастую также используют рентабельность. Она рассчитывается как отношение прибыли к интересующим нас ресурсам и показывает, насколько эффективно они используются.
Как контролировать маржинальность товаров
Пример со свечами, который мы рассматривали, очень простой. Сделать подсчеты для такого бизнеса можно в Excel или на листе бумаги.
В случаях, когда речь идет о крупных компаниях или производстве, используются специальные программы, которые автоматизируют процесс.
Лучше следить за маржинальностью ежемесячно, сравнивая показатели и делая выводы. Это позволит держать компанию под контролем, видеть, какие товары продаются лучше и вовремя корректировать слабые моменты.
Наварить и развиваться: как отличить наценку от маржи
Когда в переговорах один предприниматель говорит про маржу, а другой подразумевает наценку, возникают проблемы. Наценка формирует цену, а маржа помогает развивать бизнес. Это разные вещи. Мы разобрались, как их различать.
Я решила создать интернет-магазин и пошла на форум изучать ценовую политику конкурентов. Наткнулась на опрос:
Форумчане голосовали, делились опытом и спорили: можно ли выжить с маржой 20-30% на косметику и 80% на ювелирку. Кто-то пожаловался, что продает вип-розетки через интернет-магазин с наценкой 25%, а его друг на Петроградке торгует такими же с наценкой 500% — 700%. Это работает, потому что он предлагает знакомым дизайнерам откат 20%. Тут пришел Артем и сказал, что маржа и наценка отличаются друг от друга, как яблоко от вишни. А опрос бессмысленный, потому что маржа не бывает больше 100%. Давайте разберемся, прав ли Артем.
Что такое наценка
Наценка — это отношение валовой прибыли к себестоимости. Она помогает понять, сколько мы «наварили».
Предположим, мы торгуем мячами. Мы платим за каждый мяч 75 ₽ производителю и 25 ₽ транспортной компании за доставку: 100 ₽ — это себестоимость. Если мы продали мяч за 130 ₽, то получили 30 ₽ валовой прибыли. Валовая прибыль важна для бухгалтерии, но не показывает, сколько мы заработали: 30 ₽ это много или мало?
Чтобы понять выгоду, делим валовую прибыль на себестоимость — получаем наценку 30%.
Из всех этих показателей только наценка имеет смысл для бизнеса.
Мы продали мяч с наценкой 30%.
Конкурент — с наценкой 20% (40 ₽ разделить на 200 ₽). Мы «наварили» 30%, конкурент — 20%.
Неважно, сколько в рублях заработали мы, сколько — конкурент. Очевидно, мы продали мяч выгоднее
Что знаем | Что понимаем |
---|---|
Мы продали мяч и заработали 30 ₽. Конкурент заработал 40 ₽ | Ничего. Непонятно, много или мало мы заработали. Кажется, конкурент заработал больше |
Мы купили мяч за 100 ₽ и продали за 130 ₽. Конкурент — купил за 200 ₽ и продал за 240 ₽ | Мы «наварили» 30 ₽ на 100 ₽, конкурент — 40 ₽ на 200 ₽. Разница в 10 ₽, а расходы у нас в два раза меньше. Кажется, мы продали мяч выгоднее |
Наценка показывает выгоду от продажи товара и помогает сравнить себя с конкурентами без привязки к деньгам.
Что такое маржа
Маржа — отношение валовой прибыли к выручке. Она помогает понять, какую часть выручки мы кладем себе в карман.
Мы продаем мячи по 130 ₽ и получаем валовую прибыль 30 ₽. От продажи мы выручили 13000 ₽ — столько лежит в кассе. Но как узнать валовую прибыль? Сколько мы заработали? Чтобы это понять, рассчитаем, сколько валовой прибыли получаем с каждого рубля от продажи мяча. Это и есть маржа.
Маржа 23% означает, что с каждого 1 ₽ от продажи мы кладем себе в карман 23 копейки.
Рассчитаем, сколько мы получили валовой прибыли при выручке 13000 ₽.
Наша валовая прибыль составила 3000 ₽ — столько положим себе в карман.
Маржа показывает, какую часть выручки от продажи товара мы кладем себе в карман. Она помогает управлять бизнесом — регулировать цены, объемы продаж, ассортимент товаров — и получать желаемый доход.
Максимальный размер наценки и маржи
Наценка может быть любой. Мы купили мяч за 100 ₽ и продали за 500 ₽ — наценка равна 400%. Размер наценки может ограничить только законодательство и здравый смысл.
Размер маржи ограничен. Мы нашли мяч на улице и продали его за 500 ₽. Раз он достался нам бесплатно, его себестоимость равна нулю. Поэтому 500 ₽ — наша валовая прибыль, а маржа равна 100%. Мы не заработаем больше, чем выручили за товар — маржа не бывает больше 100%.
Артем оказался прав:
— маржа и наценка — разные вещи;
— наценка может быть любой, а маржа — не больше 100%.
Как наценка участвует в ценообразовании
Представим, что помимо мячей мы торгуем десятками других товаров с разной себестоимостью и ценой. Без наценки мы не поймем, сколько на чем зарабатываем и какой товар продавать выгоднее.
Мы не знаем наценку. Кажется, больше всего мы зарабатываем на боксерских перчатках, меньше всего — на скакалках и бадминтоне.
Товар | Себестоимость | Цена | Валовая прибыль |
---|---|---|---|
мяч | 100 ₽ | 130 ₽ | 30 ₽ |
скакалка | 30 ₽ | 50 ₽ | 20 ₽ |
бадминтон | 120 ₽ | 140 ₽ | 20 ₽ |
боксерские перчатки | 60 ₽ | 100 ₽ | 40 ₽ |
ласты | 70 ₽ | 100 ₽ | 30 ₽ |
Посчитаем наценку. Оказывается, мы больше зарабатываем на боксерских перчатках и скакалках. У этих товаров одинаковая наценка, хотя валовая прибыль от продажи пары боксерских перчаток вдвое больше. С наименьшей выгодой мы продаем бадминтон. Хотя от его продажи мы получаем такую же валовую прибыль, как от продажи скакалки. Без наценки мы не разберемся, чем торговать выгоднее.
Товар | Себестоимость | Цена | Валовая прибыль | Наценка |
---|---|---|---|---|
мяч | 100 ₽ | 130 ₽ | 30 ₽ | 30% |
скакалка | 30 ₽ | 50 ₽ | 20 ₽ | 67% |
бадминтон | 120 ₽ | 140 ₽ | 20 ₽ | 17% |
боксерские перчатки | 60 ₽ | 100 ₽ | 40 ₽ | 67% |
ласты | 70 ₽ | 100 ₽ | 30 ₽ | 43% |
Не зная наценку, мы не понимаем выгоду от продажи товара, а значит, можем продешевить.
Несколько месяцев подряд мы продаем мячи по 130 ₽. Значит ли это, что мы зарабатываем одинаково? Нет, если себестоимость мячей изменилась.
Месяц | Себестоимость | Цена | Валовая прибыль | Наценка |
---|---|---|---|---|
январь | 100 ₽ | 130 ₽ | 30 ₽ | 30% |
февраль | 110 ₽ | 130 ₽ | 20 ₽ | 18% |
Узнаем, сколько нам надо «наварить» в феврале, чтобы продать мяч с выгодой, как в январе. Зная новую себестоимость и нужную наценку, определяем валовую прибыль.
Прибавим к себестоимости нужную валовую прибыль и установим цену 143 ₽. Теперь мы не продешевим — продадим товар с такой же выгодой, как в январе. Так наценка формирует цену.
Месяц | Себестоимость | Цена | Валовая прибыль | Наценка |
---|---|---|---|---|
январь | 100 ₽ | 130 ₽ | 30 ₽ | 30% |
февраль | 110 ₽ | 143 ₽ | 33 ₽ | 30% |
Наценка — инструмент ценообразования. Она позволяет сравнить разные периоды и товары, узнать, как работают конкуренты, и скорректировать свои цены.
Как маржа помогает бизнесу развиваться
Предположим, мы потратили на покупку мячей 10 000 ₽ и выручили от их продажи 13 000 ₽. Валовая прибыль — 3 000 ₽. Из них 2 000 ₽ пошли на операционные расходы: аренду помещения, оплату электроэнергии и зарплату продавцам. После этого у нас осталась чистая прибыль 1 000 ₽.
Узнаем, какую часть выручки «съели» операционные расходы.
Определим, какая часть выручки осталась в виде чистой прибыли.
Мы положили в карман 23% выручки от продажи мячей. Но часть этих денег мы потратили на аренду помещения, электроэнергию и зарплату — операционные расходы «съели» 15% нашей выручки. Оставшейся чистой прибылью мы можем распоряжаться на свое усмотрение — это 8% выручки.
Маржа показывает, как мы ведем бизнес.
Бизнес | Маржа | Операционные затраты | Прибыль / убыток |
---|---|---|---|
В плюсах — маржа больше операционных затрат | 23% | 15% | 8% |
На нуле — маржа равна операционным затратам | 23% | 23% | 0% |
В минусах — маржа меньше операционных затрат | 23% | 25% | −2% |
Зная размер операционных затрат, мы знаем, какой должна быть минимальная маржа, чтобы не разориться. Так мы можем регулировать цены, объемы продаж и влиять на размер прибыли. Если арендодатель повысит арендную плату и уровень операционных затрат сравнится с маржей, мы перестанем получать прибыль. Тогда придется что-то решать. Вариантов много:
Что мы выберем, зависит от ситуации. Главное — вовремя увидеть выгоду и воспользоваться ей или предотвратить назревающую беду, если что-то пошло не так. Маржа поможет разобраться.
Маржа — инструмент оценки эффективности продаж и принятия управленческих решений.
Подведем итоги
Наценка показывает, сколько мы «наварили» на себестоимости товара и помогает не продешевить, если поставщик повысил цены. Наценка может быть любой.
Маржа говорит, сколько мы положим в карман с каждого вырученного рубля и помогает решить, как развивать бизнес — снизить операционные расходы, повысить цену, сменить поставщика или начать продавать что-то новое. Маржа не может быть больше 100%.
Прежде чем обсуждать с коллегами бизнес, убедитесь, что говорите об одном и том же.