нар у туркменов что значит

Сравнение Туркмении с Северной Кореей уже, наверное, набило оскомину. Две самые закрытые страны в мире и впрямь в чем-то похожи, но и различия между ними существенные. В постсоветской Туркмении нет явных жестких казней, как на родине учения чучхе. Но по части закрытости от мира инкубатор Сердаров и Аркадагов, пожалуй, переплюнул Северную Корею.

нар у туркменов что значит. Смотреть фото нар у туркменов что значит. Смотреть картинку нар у туркменов что значит. Картинка про нар у туркменов что значит. Фото нар у туркменов что значит

В 2015 году в Ашхабаде «по просьбе жителей» был установлен позолоченный памятник президенту.

В Пхеньян изредка привозят журналистов из «не вражеских» стран и под присмотром показывают им «достижения корейского народа». В Туркмению никого не привозят и ничего не показывают. Сюда не пускают журналистов и даже туристов. А все сведения, что поступают из страны, передаются из уст в уста: от туркменских родственников — тем, кто давно покинул страну. Или от оппозиционных СМИ, которые обосновались за границей, а информацию о родине добывают через знакомых. А также от единичных блогеров, которым правдами и неправдами удалось «пробить железный занавес» и взглянуть краешком глаза на «процветание» страны, которая находится на четвертом месте в мире по запасам газа. Впрочем, даже официальные сообщения из государственных СМИ Туркменистана дают представление о причудливости нового уклада жизни в этой стране, состоящего из микса рудиментов социализма и восточной деспотии.

Великий Туркменбаши, заложивший основы этого «нового дивного мира», покоится в родовом мавзолее в селе Кипчак уже почти 15 лет, а страна если и совершила разворот, то на 360 градусов. На смену множеству золотых статуй Сердара-Ниязова пришел один позолоченный монумент Аркадага-Бердымухаммедова на коне в стиле «Медного всадника». А «Рухнаму» в школах заменили на изучение стихотворных произведений нового главы всех туркмен. Поначалу казалось, что все теперь в Туркмении будет по-другому. Бердымухамедов вернул пожилым людям пенсии, возвратил нормальные названия месяцам года, которые прежде носили имя родственников Туркменбаши, возобновил работу Академии наук, театров и библиотек. Но неизменным осталось главное: разделение на два непересекающихся мира — власти и народа.

нар у туркменов что значит. Смотреть фото нар у туркменов что значит. Смотреть картинку нар у туркменов что значит. Картинка про нар у туркменов что значит. Фото нар у туркменов что значит

На одном из новогодних корпоративов президент встал за диджейский пульт и устроил дискотеку для чиновников. Фото: Кадр из видео

Кланы и кумы

«Ташлысан, яшысан» («Если ты кидаешь денежку, то ты живешь») — так гласит современная туркменская поговорка. Смысл ее прост: в стране хорошо живется тем, кто имеет деньги. А деньги в стране с клановой системой и развитым кумовством имеют те, у кого есть родственники во власти. У тех, кому повезло с пристроенной к кормушке родней, будет хорошая работа, будет возможность отправить детей на учебу в Турцию. Им даже, возможно, разрешат приобрести квартиру в одной из тех белокаменных многоэтажек, что являются визитной карточкой современного Ашхабада. Многих удивляет, почему просторные проспекты с клумбами, фонтанами и арт-объектами на всех фотографиях выглядят пустынно. Неужели специально перед съемками людей разгоняют? Все гораздо проще: обычный люд туда просто не пускают — это кварталы для облеченных властью и для демонстрации во время визитов иностранных гостей. По сияюще-белым проспектам разрешено проноситься только белоснежным автомобилям чиновников и их приближенных. Черные автомобили в стране запрещены — очень диссонируют с окружающей средой.

Остальные ашхабадцы живут своей непростой жизнью на окраинах города — в советских еще пятиэтажках, приобретших, правда, из-за множества различных телетарелок диковинный вид: будто большой пень, облепленный грибами. Тарелки в Туркмении — дело необходимое, они дают возможность смотреть, что происходит в окружающем мире. Если смотреть только государственное телевидение, то от количества достижений и пламенных речей Аркадага можно впасть в клиническую эйфорию. Власти пытаются бороться с тарелками, периодически устраивая субботники по сбиванию «наростов» со зданий. Но вскоре они появляются снова. С Интернетом же в стране по-прежнему проблемы. При Туркменбаши он был запрещен, при Бердымухамедове запрет сняли, но Интернет тут довольно дорогой, и реально в стране им пользуется около 15% населения. К тому же большинство мировых соцсетей в Туркмении запрещены.

О своей же жизни туркмены знают все лучше любого Интернета. Ведь пока власти открывают памятники алабаю и велосипеду за миллионы манатов, простые жители размышляют, как прожить на 230 долларов средней зарплаты. При Туркменбаши средние доходы были меньше, но тогда страна слыла «социалистическим раем»: за газ, электричество, воду и бензин жители Туркмении не платили. В 2018 году Халк Маслахаты (Народный Совет) решил, что народ в стране стал жить хорошо, поэтому льготы нужно отменить, что и было сделано. Это стало ударом по населению, учитывая, что из-за дефицита импортных товаров, к которым в Туркмении относится большинство продуктов питания, цены стали стремительно расти. В государственных магазинах ценник пытаются держать на приемлемом уровне, в частных же они отличаются в разы. Скажем, картофель сейчас стоит 8 манатов (2,3 доллара), огурцы 14 манатов (около 4 долларов), яблоки турецкие — 35 манатов (около 10 долларов), местные яблоки — 17 манатов (4,76 доллара), майонез «Махеев» (800 мл) — 41 манатов (11,48 доллара), макароны российского и казахстанского производства — 17 манатов (4,76 доллара), местные макаронные изделия — 9 манатов (2,52 доллара), гречка — 35 манатов (9,8 доллара), рис импортный — 45 манатов (12,6 доллара), местный рис — 12 манатов (3,36). Сыр местный — 70 манатов (19,6 доллара), импортный сыр — 140 манатов (39,2 доллара), килограмм муки — 13 манатов (3,64 доллара), российское растительное масло — за литр 35 манатов (9,8 доллара), килограмм говядины (в госмагазине по субсидированной цене) — 35 манатов (9,8 доллара), в частных магазинах — 62 маната (17,36 доллара), куриные окорочка (с госсубсидией) — 16 манатов (4,48 доллара), в частных магазинах — 38 манатов (10,64 доллара). С валютой в стране при этом сплошная чехарда. По официальному курсу в обменниках «иностранные деньги» не приобретешь: покупать валюту можно лимитированно и отстояв огромную очередь без всякой надежды, что на тебя «зеленых» хватит. А на «черном рынке» доллар стоит, по последним данным, в восемь раз больше официального.

Казалось бы, при такой разнице в ценах частные торговцы давно должны были бы прогореть. Но ничего подобного не происходит. Потому что в стране царит тотальный дефицит. О завозе растительного масла и муки в магазин родные передают друг другу информацию по секрету, чтобы успеть утром первыми встать в очередь. О драках в очередях за продуктами оппозиционные туркменские сайты сообщают периодически. А местные рассказывают своим родственникам в Турции, что сейчас главное иметь налаженные связи в магазинах: свой человек за бакшиш сообщит про завоз продуктов, а то и отложит для тебя нужный товар. В общем, хорошо забытые времена советского дефицита. Из-за тотальной нехватки продовольствия в стране недавно ввели продуктовые карточки, а жителям районам категорически запрещено приезжать в Ашхабад на «шопинг». Говорят, автомобили с районными номерами при выезде из столицы обыскивают сотрудники ДПС. Казалось бы, при такой системе у владельцев частных магазинов не должно быть проблем. Но на деле их обкладывают различными пошлинами. А в марте вышел указ о ликвидации частных магазинов, расположенных на первых этажах многоквартирных домов. На постройку собственного же помещения у многих частников средств нет.

Надо ли говорить, что вдали от Ашхабада жизнь еще сложнее, а может быть, и проще. Народ живет по старинке: домашним хозяйством. Сами выращивают овощи, разводят кур и коз. С кормами, правда, тоже проблемы. Поэтому, по сообщениям оппозиционных сайтов, тянут лямку жители туркменской провинции с трудом. А учитывая, что в стране еще и безработица большая (около полутора миллиона человек) и на заработки в другие страны не выедешь (только по блату), совсем тяжело. В некоторых местах жизнь вообще вернулась в Средневековье…

Зато в столице жизнь кипит: идут масштабные стройки. Сейчас Аркадаг Бердымухамедов курирует строительство Ашхабад-Сити, а его сын Сердар — возведение нового города Ахалы — столицы Ахалинского велаята. Кто в них будет жить — непонятно. В десятках новых жилых кварталов Ашхабада большая часть домов пустует…

нар у туркменов что значит. Смотреть фото нар у туркменов что значит. Смотреть картинку нар у туркменов что значит. Картинка про нар у туркменов что значит. Фото нар у туркменов что значит

Образование и медицина

Туркменбаши, уставивший полстраны своими золотыми статуями, в качестве компенсации населению предоставлял не только бесплатные коммунальные услуги, но и сохранил бесплатное образование и медицину. Правда, он сделал обучение в школе девятилетним, а в вузах — двухлетним, поскольку, по его мнению, крепкое образование гражданам было не нужно. Бердымухамедов вернул 11-летнее обучение и оставил его бесплатным. Из госбюджета выделяются средства на содержание школ. Правда, с родителей все равно постоянно требуют деньги на все — от мела до лампочек. А дети значительную часть учебного времени тратят то на сбор хлопка, то на участие в различных государственных праздниках. Обязанность школьников — встречать высоких гостей на разных мероприятиях, махать флажками, хлопать, петь и танцевать. А праздников в стране хватает — их более 30. Помимо традиционных Новруза, Дней Конституции и независимости, Женского дня и Дня Победы есть такие экзотические торжества, как День воды, День ахалтекинского скакуна, День туркменского ковра, День туркменской дыни, Праздник урожая, День памяти первого президента Сапармурата Ниязова…

При Туркменбаши учиться за рубежом туркменам было нельзя, и даже дипломы иностранных государств в стране не признавались. При Бердымухамедове появилась даже специальная программа по отправлению туркменских студентов на обучение в другие страны. Чаще всего они отправляются в Турцию, Казахстан и Белоруссию. Однако в последний год эту программу стали сворачивать. Дело в том что туркменские студенты, вырвавшись «на волю», не горят желанием возвращаться на родину. И теперь даже тем родителям, которые хотят отправить ребенка на обучение в другую страну на платной основе, нужно получить разрешение от минобразования и МИДа страны. В туркменских же вузах, образование в которых частично бесплатное, для поступления и на бюджет, и даже для обучения на коммерческой основе надо занести солидный бакшиш — до десяти тысяч долларов. А потом еще исправно подтаскивать вознаграждения преподавателям на каждую сессию. В рамках борьбы с коррупцией власти периодически пытаются привлечь какого-нибудь доцента или ректора к ответственности за взяточничество. Но система пока неискоренима. Поэтому многие родители готовы костьми лечь, но отправить ребенка на обучение в другую страну. Понятно, что касается это лишь денежных туркмен.

Медицина в Туркмении формально бесплатная, но на самом деле это система обязательного медицинского страхования. Отчисления в два процента идут не только с заработной платы, но и со стипендий, пенсий, доходов и пособий. При этом данные об уровне здравоохранения в Туркмении разнятся. По официальным данным, в стране идет бурное развитие медицины и инновационных технологий. Туркменские мигранты же в Турции рассказывают, что, возможно, современные медицинские центры в стране и есть, но только для приближенных к власти. Остальные довольствуются больницами постсоветской эпохи, где граждан лечат чуть ли не подорожником и солодкой. Организация «Врачи без границ» сообщает, что при наличии страховки гражданам приходится платить больницам буквально за все — от простого приема и лекарств до простыней в стационарах. Без этого врачи не принимают. Также, по данным организации, туркменские лекари озабочены не здоровьем граждан, а хорошей статистикой. Поэтому нередко фальсифицируются диагнозы и анализы.

Наглядно ситуацию с медициной в стране показала эпидемия коронавируса. Как известно, по уверению туркменских властей, COVID-19 обошел страну стороной — чуть ли не единственную в мире. На самом деле в этот период в Туркмении люди умирали от чего угодно — от старости, ишемической болезни, инсультов, но не от ковида. Если во всем мире штрафовали за отсутствие масок в общественных местах, то в стране Аркадага штраф полагался за появление в маске на улице. Сам Бердымухамедов советовал гражданам лечить вирус дымом растения гармала и лапшой с перцем. Но, видимо, эти меры не очень помогали, трудно было скрыть внезапную гибель от неведомой болезни десятков молодых, крепких солдат в армии. А правозащитники сообщили на весь мир о гибели около 60 туркмен от лечения вируса самогоном. Только после посещения Туркмении представителями МОЗ (Международной организации здравоохранения), которые рекомендовали властям страны не закрывать глаза на опасность, наличие ковида в стране было нехотя признано. Но ограничительных и даже простых санитарных мер все равно стараются избегать. В прошлом месяце во время праздника «Последнего звонка» родителям настоятельно рекомендовали… не приходить на мероприятие в масках…

нар у туркменов что значит. Смотреть фото нар у туркменов что значит. Смотреть картинку нар у туркменов что значит. Картинка про нар у туркменов что значит. Фото нар у туркменов что значит

Спутниковое телевидение — единственный источник альтернативной информации в Туркменистане, поэтому практически каждый дом в Ашхабаде облеплен антеннами. Власти пытались бороться с этими «излишествами» и в итоге просто запретили их продажу. Фото: ru.wikipedia.org

Запрет на цвет

По количеству удивительных запретов страна, пожалуй, стоит на первом месте. При Туркменбаши мужчинам до 40 лет запрещалось носить бороды, и всем жителям нельзя было иметь золотые зубы. Про запрет оперы, балета и цирка известно, пожалуй, всем. При Бердымухамедове запреты хоть и не столь вызывающие, но тоже существенные. Один запрет на приобретение черных автомобилей чего стоит. Женщинам авто водить запрещено вообще. Правда, это негласное указание. Дам за рулем просто останавливают и отбирают у них права, не объясняя сути дела. А еще женщинам запрещено красить волосы в светлый цвет, и вообще пользование косметикой не приветствуется. А молодым людям до 40 лет запрещено покидать страну. Просто при выезде на погранконтроле любого человека могут развернуть без объяснения причин. Однако некому количеству мигрантов все же удается выезжать на заработки в Турцию и Иран. В прошлом году из-за нехватки муки жителям запрещали печь хлеб дома в тандырах.

Большие ограничения по пользованию банковскими картами. В месяц со своей карты можно снять не больше 160 долларов, а положить на счет — не больше своей зарплаты, то есть 200–300 долларов.

нар у туркменов что значит. Смотреть фото нар у туркменов что значит. Смотреть картинку нар у туркменов что значит. Картинка про нар у туркменов что значит. Фото нар у туркменов что значит

Жители Туркменистана устроили давку в очереди за отрубями. В этом году власти запретили собираться в толпы, чтобы не дискредитировать президента. У магазина одновременно может стоять не больше четырех человек. Фото: Кадр из видео

Своим мнением о жизни в стране с «МК» поделился Гельды Кяризов, экс-министр коневодства Туркмении:

— Во-первых, это неправда, что в Туркмении когда-то не надо было платить за коммунальные услуги. За воду действительно не платили, а вот электричество всегда что-то стоило. Другое дело, что Бердымухамедов собрал старейшин, которые якобы сами попросили его увеличить стоимость услуг ЖКХ, мотивировав это тем, что люди уже живут хорошо и не хотят быть обузой для государства.

Во-вторых, когда вы смотрите на туркменские дворцы и памятники, вы видите проявление местной коррупции. На этих стройках отмываются колоссальные суммы. А люди живут даже не бедно, они откровенно нищенствуют. В магазинах можно стать свидетелем массовых драк за еду. А режим довел людей до того, что они боятся собственной тени.

Например, в дни больших праздников людей собирают ранним утром на массовую акцию с участием первых лиц государства. Чтобы выдержать все мероприятие, старики надевают памперсы, а дети иногда падают в обморок. Но все обязаны приветствовать Аркадага. В целом хорошо в стране могут жить только члены клана Бердымухамедова и его приближенные.

— Насколько тяжело въехать или выехать из Туркмении?

— Сегодня это практически невозможно. Под прикрытием ковида границу закрыли на замок. А когда Россия кого-нибудь депортирует и запрещает въезд обратно на какой-то срок, Туркмения добавляет к нему еще 5 лет запрета на выезд из страны куда бы то ни было. Хотя некоторым и после этих 5 лет запрещают уезжать.

Кроме того, чтобы покинуть страну, нужно получить выездную визу. Зачастую людям приходится давать взятку. А если кто-то будет возмущаться этим, его могут посадить в тюрьму.

Въехать в Туркмению тоже тяжело. Власти боятся, что кто-то может увидеть, насколько тяжело живется местным, поэтому стараются пускать как можно меньше людей. Это почти рабовладельческий режим.

— Как обстоят дела с образованием?

— Студенты практически перестали учиться. Вместо этого их постоянно гоняют по различным собраниям, создают массовку на мероприятиях с участием Бердымухамедова и так далее. В результате выпускник медицинского вуза по своим знаниям соответствует советскому медбрату или медсестре.

Больше того, для студентов, которые выехали учиться за границу, создаются невыносимые условия. Родственники могут переслать своим детям не больше 50 долларов в месяц. В результате часть студентов опускаются до совершения преступлений или идут работать, а на получение образования у них не остается времени.

— Что из себя представляет местная система здравоохранения?

— Прежде всего, решение властей не признавать коронавирус должно рассматриваться как открытый геноцид собственного населения. Есть села, в которых не осталось никого старше 50 лет. Что касается системы здравоохранения в целом, то она полностью развалена. Просто построили здания на 10–20 человек, в которых может проходить обследования правящая элита. Нормальных врачей практически не осталось, хотя в советское время в Туркмении были самые настоящие светила от медицины.

Как таковой медицины не осталось, зато все аптеки принадлежат семье Бердымухамедова. Денег у людей нет, в том числе их нет на лекарства.

Источник

Нация Туркмены

Туркмены гордый и, наверное, самый вспыльчивый народ среди всех тюркских народов Центральной Азии. Такая характеристика, конечно, является несколько односторонней, но образ жизни в суровых степных и полупустынных районах, которые часто были ареной кровавых столкновений, воспитал эти черты.

нар у туркменов что значит. Смотреть фото нар у туркменов что значит. Смотреть картинку нар у туркменов что значит. Картинка про нар у туркменов что значит. Фото нар у туркменов что значит

Туркмены проживают на территории, как современного Туркменистана, так и в соседних Иране, Афганистане, Узбекистане. Довольно большая группа (по некоторым данным, полмиллиона человек) проживает в Турции.

Историки советского времени в основном относили туркмен к традиционным кочевым народам, которые появились на территории Средней Азии в результате миграции тюркских племен в середине I тыс. н.э.

Современные туркменские исследователи считают, что прежняя историография слишком пренебрежительно оценивала туркмен как варварский кочевой народ, а между тем, изначально они представляли собой развитую земледельческую цивилизацию. Кто же тут прав? Как это часто бывает правы все и никто в отдельности.

Действительно генетический анализ туркмен показывает, что по сравнению с другими тюркскими народами Средней Азии они в наименьшей степени тюрки. Причиной этого было то, что на территории Туркмении до прихода тюрок проживали скифо-сарматские племена, которые были полукочевниками, а также земледельческие группы иранского корня.

Так что действительно земледельческие цивилизации оставили свой след в туркменском народе. Но нельзя также отрицать, что пришедшие сюда тюрки хоть в основном ассимилировали древнее население Туркмении и в языковом, и в культурном плане.

Хотя постоянное соседство с иранскими народами создало тот смешанный антропологический тип, который отличает туркмен от родственных им киргизов, казахов. В генетическом плане туркмены очень близки к другим тюркским народам, которые находились в тесном контакте с иранскими народностями – узбекам, азербайджанцам, туркам. В силу смешения туркменам свойственна меньшая монголоидность, чем казахам и киргизам.

Спор по поводу происхождения туркмен вращается, по сути, вокруг того, какие именно народы стали основой для них. Либо иранские племена были в основе, а потом к ним добавились тюрки. Это позиция господствует среди туркменских ученых. Либо тюркские племена были основой, которая ассимилировала местных жителей иранского происхождения. Последний вариант выглядит предпочтительнее, поскольку тюркских этнических черт у туркмен гораздо больше.

Надо сказать также, что некоторые современные туркменские исследователи, следуя модным тенденциям, стремятся повысить значимость своего народа путем его удревнения или привязки к знаменитым народам древности. Так, например, присущая туркменам значительная европеоидность, объясняется последствием прохождения здесь армии Александра Македонского или тем, что сюда переселялись пленные римские солдаты времен римско-парфянских войн. Вопрос сей темный. Ясно только что собственно туркмены появились не настолько давно.

Само название туркмен появляется в VIII веке в арабских источниках как обобщающее название для целого ряда тюркских племен. Оно собственно и означает – «подобный тюркам». Такое обозначение подчеркивало как сходство с прочими тюркскими народами, прежде всего по языку, так и отличие – большая европеоидность. Но есть и версия о том, что слово «туркмен» означает как раз «настоящий тюрок».

Нельзя сказать, что с момента появления названия «туркмен» появляется и оформившаяся туркменская народность. Это было собирательное название, применявшееся к множеству племен, не имевших единого этнического самосознания. Действительное складывание туркменской народности завершается только к XVI веку.

По характеру туркмены оцениваются весьма противоречиво. То их называют воинственными и кровожадными, то характеризуют как великодушных, гостеприимных. На самом деле и то, и другое правда. В бою, во время набегов туркмены яростны и жестоки. Вместе с тем для гостей действуют степные законы гостеприимства. И даже к врагам, проявляющим храбрость, относились с уважением.

Воинственность туркмен проявилась в период присоединения к Российской империи. Когда в 1879 году русские войска вступают на территорию туркменских племен, находившихся формально под контролем Хивинского ханства и Бухарского эмирата, они потерпели на первых порах тяжелое поражение. Только к 1884 году земли туркмен были включены в состав России как Закаспийская область.

Кочевое скотоводство с древности стало основным занятием туркмен, вытеснив прежние земледельческие культуры. И только в более позднее время – уже в XIX веке стал наблюдаться активный переход туркмен к оседанию. Произошло распространение земледелия, прежде всего, хлопководство. Но оседание конечно не вытеснило никоим образом скотоводство, которое по-прежнему играет большую роль в жизни туркмен.

Их традиционная одежда, большей частью из шерсти, пища, традиционное жилье, свойственные кочевникам, сохранялись длительное время и после оседания. Вместе с тем в связи с активным развитием земледелия появляются особенности. Например, в пище все большее место занимают блюда из растительной продукции – лепешки, рис, а вот традиционный для кочевников кумыс, мясные продукты сокращают свою долю.

Тюркское население на территории Туркмении приняло ислам в период арабских завоеваний в VII-VIII вв. Но туркмены, придерживающиеся суннизма, в отличие от иранских соседей, в меньшей степени следовали шариатским требованиям и гораздо чаще прибегали к адату – обычному праву.

Обычное право проявлялось и в практически бесправном положении женщин, которые могли быть, например, убиты на месте при подозрении в измене, фактически продавались за калым. Из-за этого, кстати, многоженство у туркмен, в отличие от других мусульманских народов, было не слишком распространено – слишком высок был калым. Длительное время у туркмен сохранялось рабство.

Отсутствие исламского фанатизма смягчило антирелигиозную политику в Туркмении в советский период. После обретения независимости туркменские власти сделали ислам частью государственной идеологии, но уже под новым соусом – восхвалением под прикрытием ислама своего национального вождя – туркменбаши Сапармурат Ниязова.

Его творение «Рухнама» было поставлено в один ряд с Кораном, а в чем-то и выше. А сам он почти в один ряд с пророком. Так что кое-что из традиционных элементов политической жизни туркмен, несмотря на изменения современности, бережно сохраняется и по сей день.

Источник

Современное родовое деление туркмен и их размещение в Туркменистане

Из предыдущей главы уже известно, что часть туркменских племен современного Туркменистана носит те же названия, которые мы видим при рассмотрении таблицы символического размещения родоначальников по шатрам на пиру Гюн-Хана, сына Огуз Хана, что другие чисто огузовы племена туркмен ведут свое прямое происхождение от более позднего потомка того же Огуз-Хана, а именно от Салор-Огурджика и, что, наконец, остальные не являются настоящими огузами, а лишь приняты в их среду по тем или другие причинам.
Обращаясь к рассмотрению главных родовых групп и их делений, видим, что этих групп всего пять:

1-ая группа

Сюда относятся роды, ведущие свое происхождение непосредственно от Салора-Огурджика, потомка Салор-Казана или, иначе, Казан-Альпа, его отца Энкежа и т. д. до Салора, прямого внука Огуз-Хана: Салор, внук Огуз-Хана, занимал первое место в третьей слева (колено — «уч ок») палатке символического размещения родоначальников на пиру Гюн-Хана.
Происходящих от Салор-Огурджика родов пять:
1) Салоры (иначе и вернее — «салыры») получили свое наименование непосредственно от имени Салоры (Огурджика), а прямым своим родоначальником числят одного из его внуков.
Салоры делятся на 3 ветви: — Караман, Еловач и Кичи-Ага. Каждая из этих ветвей имеет еще 6-7 своих родовых подразделений, а каждое из этих подразделений, в свою очередь, делится еще на несколько (2-3-4-5-6 и, даже 10) групп. Таким образом, в салоровской схеме родового деления насчитывается около 110 названий.
Салоры живут, главным образом, в Мервском округе (Серахский и Тедженский районы), значительной группой (около 24 тысяч) в Ленинском округе (Динаусский, Дарган-Атинский и Старо-Чарджуйский районы) и в небольшом количестве (всего около 1500 человек) в Ходжамбасском и Керкинском районах, Керкинского округа. Салоры вообще живут оседло.
2) Сарыки ведут свое происхождение от Той Тумаза (тоже внука Салор-Огурджика) и делятся на 2 ветви: Алаша и Пулат-Шах.
Алаша подразделяются на Алныш, Алнах, Уста и Ходжи Назара. Пулат шах делится на Сапы, Байрач, Хоросанли, Герзеки, Архаки и др.
Каждое из этих родовых делений разветвляется еще на более мелкие части. В общем, — тоже получается несколько десятков родовых названий.
Сарыки занимают Иолотанский и Пендинский оазисы. Образ жизни capыков — полуоседлый. По прежним учетным материалам сарыки числились живущими и в Керкинском округе, но теперь там названия «сарык» не находим: очевидно, или откочевали к своей главной группе или совершенно слились с керкинскими эрсаринцами.
3) Теке (текинцы) происходят от Теке-Магомета (внук Салор Огурджика). Частично лишь являются кочевниками и полукочевниками (не более 20%), а всей остальной своей массой ведут оседлый образ жизни — в Мервском, Тедженском, Атекском и Ахалском оазисах. Делятся они на две главные ветви — Тахтамыш (с подразделением на Вакиль и Бек) и Отамыш (с подразделением на Бахши и Сычмаз).
В дальнейшем имеются еще более мелкие родовые деления и у Отамыш и у Тахтамыш, благодаря чему получается тоже большая родословная таблица.
4) Иомуды происходят от Иомуда, правнука Салор-Огурджика, и делятся на 3 ветви: Кара-Чека (или: Кутлы-Темир), Байрам-Чоли (или: Утлы-Темир) и Ушак, причем род Ушак теперь числится чуть ли не коленом рода Байрам Чоли.
а) Кара-Чека подразделяются на Чени-Атабай(цев), делящихся, в свою очередь, на 10 родовых групп, и на Шериф-Джафарбай(цев), делящихся на 3 родовые группы: Все эти группы имеют еще и свои подразделения в 2-х и даже, 3-х коленах.
б) Байрам-Чоли делятся на Орсукчи, Окуз(ов) и Салах(ов), которые тоже имеют дальнейшие подразделения в 2-х и 3-х коленах.
в) Ушак имеют 7 групп в первом колене, причем некоторые из этих групп делятся еще на 2-3 части.
Таким образом, вся родословная иомудов покрывает 4-5 колен родового деления, насчитывая около 140 названий.
Иомуды занимают видное место не только в Ташаузском и Полторацком округах и вообще в песках, но также и в Персии (бассейны Кара-су и Гюргена), причем, по образу жизни, делятся на 3 группы:
а) Скотоводы-кочевники. На всем пространстве от Устьюрта до бассейна Гюргена, при ширине этой полосы (от берега моря) от 100 до 300 верст: на зиму откочевывают с севера на юг, а летом кочуют с юга на север.
б) Полуоседлые землепашцы: живут в Ташаузском округе, отчасти около Джебеля, Гасан-Кули и Чикишляра и на Атреке (Полторацкого округа) и в Персии.
в) Оседлые — это приморские жители, занимающиеся специально рыболовством, морским извозом, добычей соли, нефти и озокерита. Живут они на всем туркменском побережье Каспия от Кара Бугаза до Шихской Косы, на полуострове Дарджа, на островах — Челекенском и Огурджинском, от Чикишляра до Гасан-Кули и далее (по персидскому побережью) до Кара-су.
Обращаясь к учету численности иомудов по родам и по районам их пребывания, видим, что:
В Ташаузском округе живут, главным образам, роды Ушак, Орсукчи, Окуз и Сахал, т. е. все те, которые относятся к основному делению Утлы-Темир (Байрам-Чоли): каждый из этих 4-х родов насчитывает от 10 до 11 тысяч человек, и все они имеются большими или меньшими по численности группами — и в Тахтинском, и в Порсунском, и в Куня-Ургенчском районах. Меньшую часть иомудов Ташаузского округа, кроме того, составляют около 7½ тысяч Емрили (Ильялынский район) и около 4-х тысяч разных других родов, относящихся главным образом к Шериф-Джафарбайцам основного деления Кутлы-Темир (Кара-Чека).
В Полторацком округе насчитывается 15 тысяч кочевых атабайцев (в Казанджикском районе) и почти 15 же тысяч джафарбайцев, из коих: 8500 кочевников (около Джебеля и Гасан-Кули), 2800 полуоседлых (около Джебеля и Чикишляра) и 3700 оседлых (Чикишляр, Гасан-Кули, полуостров и острова). Кроме того, 1500 иомудов почти осели в Старо-Чарджуйском районе Ленинского округа.
Что касается песков, то здесь население еще точно не учтено, но предположительно, что все оно (89270 человек) относится к иомудам.
Таким образом, иомудов на территории Туркменистана насчитывается около 176.000 человек.
5) Емрили, по одной версии, ведут свое происхождение тоже от одного из Салоровских внуков, но, как видим в действительности, теперь составляют из себя одно из трех вышеупомянутых подразделений Шерифо-Джафарбайцев Ташаузского округа. По другой версии, Емрили, по происхождению, более близки к ниже описываемым родам Гокланов и Чаудоров.

2-ая группа

К этой группе относится племена, происходящие непосредственно от Огуз-Хана (не по линии Салор-Огурджика) и непосредственно же зафиксированные в таблице символического размещения по шатрам на пиру Гюн-Хана, а именно:
1) Чоудар (или Джаудор: второй шатер левого крыла) делятся на Абдал, Машрык, Икдыр, Кара, Базачи и Бурунджук, каковые роды, в дальнейшем (во 2-ом и в 3-ем коленах) имеют всего еще около 50 родовых делений.
Главной своей массой эти роды (всего около 18 тысяч человек) живут в Порсунском районе Ташаузского округа, но по частям обитают и в разных других местностях, а именно: около 3½ тысяч человек (750 семейств) колен Игдыр и Абдал — в Астраханском уезде, 60 семейств колена Абдал, — на Магишлаке и около 6000 семейств из колен Машрык, Игдыр, Базачи и Бурунджук — в Ставропольской губернии.
Все перечисленные группы сполна сохранили свой колорит родового деления.
Однако, кроме этих отчетливо выделяющихся групп чаудоров, колена Игдыр, мы встречаем в качестве младшего родового подразделения среди иомудов Кара-Чека в Порсунском районе Ташаузского округа; наименование «чаудор» встречаем также в качестве младшего родового деления и среди гокланов вообще и среди Эрсаринцев Бурдалыкского района, Ленинского округа: как видим, эти группы уже в значительной мере утеряли основы своей родовой организации, примкнув к другим туркменским родам.
Наконец, кроме выше перечисленного, значительные кадры всех чаудорских родов живут и в Афганистане.
2) Гокланы состоят из 2-х главных родов — Кай и Дудерга, родоначальники каковых обоих родов занимали места в первом и четвертом шатрах правого крыла. Кай делятся на 3 главных группы, а Дудерга — на 2. Те и другие группы имеют ряд дальнейших подразделений в двух последующих коленах, так что, в общем, получается всего-навсего 78 родовых названий. В Ташаузском округе (Ильялынский район), гокланов живет около 3000, а в Полторацком — 6½ тысяч человек по рекам Чандыру и Сумбару и в окрестностях Кара-Кала. Кроме того, живут Гокланы и в Персии (Буджнурский район).
3) Хатаб и 4) Мукры — родственны Гокланам: Хатаб — 6000 чел. в Ташрабадском и Кизыл-Аякском районах, а Мукры около 5 тысяч в тех же районах и в Ходжа-Басском районе, Керкинского округа.
Существует предположение, что Мукры арабского происхождения, но сами они своего происхождения точно не знают. И у Мукры л у Хатаб есть только по 4 родовых деления. (Хатаб живут главным образом среди эрсаринцев: говорят, что когда-то были взяты эрсаринцами в плен),
5) Кара-Дашли: это сравнительно новое название старого племени «Язир» (третий справа шатер).
Кара-Дашли делится на 3 родовые группы: Генданиалы с тремя дальнейшими подразделениями, Джалалы — с четырьмя подразделениями и Геок-Чаклы — с шестью подразделениями. Их всего около 10.000, и живут они в Ильялынском районе Ташаузского округа, а в Полторацком округе встречаются лишь небольшие их группы (по несколько семейств), давно уже перекочевавшие из Ташауза же.
6) Каркын: старинный род (второе место в шестом шатре правого крыла). Их всего около 6½ тысяч, и живут они в Халачском районе Керкинского округа. Имеют лишь несколько родовых подразделений.
7) Эрсари — делятся на 4 главные группы: Улук, Гуняш, Кара-и-Бек-Ауль, Бек-Ауль. Улук и Гуняш составляют преобладающую часть населения Керкинского округа и живут во всех его, кроме Kаpлюкского, районах общим количеством более 70 тысяч человек. Что касается Кара-и-Бек-Ауль, то эти, в количестве 35 тыс. чел. размещены по всем, кроме Фарабского, районам Ленинского округа. Кроме того, незначительные группы эрсаринцев живут в Мервском (всего два аула) округе и (всего 140 чел.) среди других туркмен Красноводского района Полторацкого округа. (Есть также значительное количество эрсаринцев и в Афганистане).
8) Беят (второе место в первом шатре правого крыла). Обитают (отчасти) в Керкинском и (6.000 чел.) в Ленинском округах среди эрсаринцев, с которыми почти слились.
9) Агар: обитают там же и так же слились с эрсаринцами. Род Агар немногочислен и потерял свое прежнее значение. Имеет он родоначальником не кого-либо из внуков Огуз-Хана, а некого Иркиль-Ходжа, бывшего визирем у Огуз-Хана и (после) у его старшего сына.
10) Огурджали: живут на Каспийском побережье и на островах в количестве 2300 чел. и занимаются рыболовством. Их неправильно отождествляют с иомудами, в то время как они лишь представляют из себя объединение частей разных родственных иомудам родов.

3-я группа

Не являются огузами (туркменами), но вполне с ними слились и, так сказать, — «отуркменились» следующие племена:
1) Ата — в Красноводском районе, около Серахса и (небольшими вкраплениями) в разных местах по Теджену и Мургабу (а также, довольно значительной группой, — и в Кара-Калпакии).
2) Ших — в Красноводском районе и в Ташаузском (среди огузов) округе.
3) Ходжа, 4) Саид и 5) Махтум (2 ветви: Нир-Махтум и Каллы-Махтум) — частично сгруппированы в Атекском оазисе, а вообще — рассеяны небольшими вкраплениями по всему Туркменистану и вне его (вообще — всюду среди туркменских племен, хотя большей частью и живут своими отдельными аулами).
Все эти (55) племена чистокровного арабского происхождения: они являются пряными потомками арабов — насадителей здесь ислама. В качестве таковых, они пользуются среди туркмен известным уважением и почитаются за людей, так сказать, духовного звания, что, однако, является лишь условным понятием, так как со среднеазиатским мусульманским духовенством они и сходства и ничего общего не имеют.
Общая численность состава всех этих арабских племен, приблизительно, около 30 тысяч человек.
4-ая группа
Отдельную группу составляют следующие роды. Не огузовского происхождения, но тоже вполне сроднившиеся с туркменами и ныне входящие в состав туркмен:
1) Сунчи (немногочисленны, живут в окрестностях Арчмана и Бахардена): считаются непосредственно происходящими от арабов-воинов, т. е. под рубрику выше очерченных арабских племен «духовного» звания не подходят. Живут сунчи сравнительно обособленно.
2) Нухурли, — по-видимому, — выходцы из Хивы. — Значительно отличаются от кровных туркмен и наречием языка и жизненными обычаями: так, например, они не выделывают ковров и кошем, имеют своеобразную медную, а не глиняную, посуду для воды, носят эту посуду (кумганы) на плече и т. д. Живут нухурли в Полторацком округе (аулы Нухур — в районе Кала-Калы), причем их там насчитывается около 6300 человек.
3) Анаули (=500 чел. в Гинсбургском районе) и
4) Мурча (1200 чел. в Кизыл-Арватском районе) Полторацкого округа. И те и другие, по-видимому, потомки прежних здешних жителей — аборигенов страны, покоренных и принятых в свою среду туркменами.
5-ая группа
Эта группа состоит из племен сравнительно нового формирования и не огузского происхождения, а как результат разных объединений по разным причинам. Сюда относятся разные племена (Эски, Хызр, Хызр-Или и др.), происхождение коих очерчено в предыдущей главе и относится к XIV-му веку.
Из этих племен мы на территории Туркменистана ныне встречаем племена: Али-Или живут главным образом (6200 чел.) в Гинсбургском районе Полторацкого округа и отчасти в Ташаузском, Ленинском и Керкинском округах; часть рода Хызр (под именем Кутлар) — живет в Ташаузском округе, среди иомудов, и немного Хызр-Или — в Ленинском округе под именем Хидыр-Или.
Род Али-Или в Полторацком округе делится на несколько десятков родовых делений, а в других округах, равно как и роды Хызр, совершенно влился в туркменские роды и распылился среди них.
Что касается Эсков, то этих — 9000 в Саятском районе, Ленинского округа.
Группируя перечисленные роды по местностям их современного пребывания, мы получаем следующие итоги:
1. Ташаузский округ: Иомуды, Емрили (Имр-Или), Кара-Дашли, Чаудор, Али-Или, Ших, Ата и, частично, другие арабские племена (Ходжа, Сеид, Махтум), а также и Кутлар (Хызр).
2. Керкинский округ: Эрсари, Хатаб, Мукры, Каркын, а также часть Али-Или, Салоров, Агар, Беят и арабских племен (Ходжа, Саид, Махтум).
3. Ленинско-Туркменский округ: Эрсари, Салоры, Эски, а также незначительные группы Иомудов, Беат, Агар, Али-Или, Хидыр-Или, Чаудоров (как подразделение Эрсаринцев), Ходжа Саид и Махтум.
4. Мервский округ: Текинцы, Салоры, Сарыки, немного Эрсаринцев и вкрапления арабских племен — Ходжа, Саид и Махтум.
5. Полторацкий округ: Теьинаы, Иомуды, Гокланы, Чаудоры, Огурджали, Али-Или, Нухурцы, Мурчи, Сунчи и Анаули. Кроме того, вкрапления всех арабских родов есть всюду вообще по Ахалскому и Атекскому оазисам, причем больше их в оазисе Атекском. В прикаспийской полосе получается сравнительно большое сосредоточие двух арабских родов — Ата и Ших.
Как видим, современное наличие в Туркменистане главных родовых делений туркмен далеко не соответствует перечню их по первым временам объединения огузов (см. таблицу размещения родоначальников на символическом пиру Гюн-хана). Мы знаем, что часть старинных родов целиком ушла из пределов современного Туркменистана в разные времена исторической давности, но, все же, значительной части старых родовых названий теперь не встречается. Очевидно, соответствующие роды или распылились или присвоили себе, по тем или другим причинам, названия новые; как например, старое название рода «Язир» заменено названием «Кара-Дашли».
С другой стороны, получился целый ряд совершенно новых родов и чисто огузовского происхождения и по разным новым, не огузовского происхождения, формированиям, всецело принятым в среду огузов: эти «новые» формирования довольно точно рассмотрены нами до XIV века включительно, но, конечно, они продолжали образовываться и в более поздних исторических условиях.
Наряду с тем, в процессе разных переживаний многие роды ослабевали, дробились и вольно или невольно входили в состав более сильных родов, пример чему мы видим на Емрили (входят теперь в род ташаузских Джафарбайцев); на роде Ушак (включен в род Байрам-Чоли: иомуды), на роде Игдыр (частично вошел в состав ташаузских Чаудоров), на том же роде Игдыр, который раздробился на группы, далеко разошедшиеся во все стороны и т. д. Дробление родов видим также на Салорах, часть которых живет в отдаленных Керкинском и Ленинском округах, в то время как главная масса обитает в округе Мервском. С иомудами еще интереснее: они занимают определенную полосу от Ташауза в сторону Каспия и вдоль берега последнего, и вдруг — крайне незначительная их группа находится по другую сторону Туркменистана, в Ленинском округе. В Ташаузском округе, среди узбеков, находим лишь несколько дворов текинцев, очевидно отбившихся от своих сородичей, которые занимают компактно почти целиком весь Мервский округ и восточную часть Полторацкого округа. Название «Сарыки», так сказать, потерялось в Керкинском округе, а в месте с тем — в том же Керкинском округе полностью сохранили значение своего родового названия только Эрсаринцы. Обитающие здесь части разных других, таких же как и Эрсаринцы основных родов, теперь, вдруг, носят общее нарицательное название «Курома» (смесь, соединение остатков) и входят в эту «Курома» в качестве ее, как старшей родовой единицы, подразделений. Наконец, рассматривая схему более мелких родовых делений туркмен Ленинского округа, мы находим названия — «Эшакчи» (в Динаусском районе), «Крачли» (в Дарган-Атинском районе) и так далее, что совершенно не соответствует действительности: это название кишлаков, а не родовых делений, но, как видим, название эти начинают приписываться именно родовым делениям. Такие же примеры встречаются и в Полторацком округе. Очевидно, та или иная родовая единица, вытеснив в свое время из аула его прежних обитателей, сохраняла название аула, а после и сама начинала постепенно (если не лично, то соседями) именоваться по названию этого аула, что, в конце концов, и обращалось в постоянную привычку.
Из всего этого следует, что родословная во всем ее целом, до самых мелких делений включительно, — далеко не вечная: из новой обстановки вообще, а из новой экономической обстановки — тем более, вытекают и новое общее положение и новые отношения и совершенно новая жизнь.
Патриархально родовая цельность всего племенного деления давно отошла в область преданий и, как видим, сохранилась теперь только по частям, да и то со значительными изменениями.
По этой причине настоящий труд и ограничивается рассмотрением только существовавших и существующих «основных» (главных) родовых единиц, не касаясь дальнейших мелких подразделений. Эти последние необходимо «сфотографировать» с современной действительности, для чего, конечно, (работа не малая и специальная), требуются специальные же средства, силы и время.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *