направленность дошкольной группы что это
Структура дошкольной образовательной организации
Основной структурной единицей дошкольной образовательной организации является группа. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.
В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В таких группах осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
При необходимости могут быть организованы также:
В группы могут включаться воспитанники как одного, так и разных возрастов (разновозрастные группы).
См. также:
Пользователи соцсети «ВКонтакте» могут обсудить проблемы дошкольного образования в нашей группе «ГАРАНТ. Образование». Специально для вас мы открыли обсуждение «Дошкольное образование». Обсуждайте, задавайте вопросы, помогайте отвечать. Добро пожаловать!
Положение о группах комбинированной направленности в ДОУ
Елена Ческидова
Положение о группах комбинированной направленности в ДОУ
о группах комбинированной направленности для детей
с ограниченными возможностями здоровья
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №»
1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность комбинированных групп в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детском саду №» (далее ДОУ) и обеспечивает реализацию прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на получение дошкольного образования, коррекцию нарушений речевого развития, социальную адаптацию в условиях образовательного учреждения.
1.2. Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», письмом Министерства образования и науки РФ от 15.01.2002г. №01-51-5 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным от 17.10.2013 № 1155, Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 » Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,Уставом ДОУ.
1.2. Настоящее Положение регулирует коррекционную, образовательную, воспитательную, оздоровительную деятельность групп комбинированной направленности, включающих в свой состав детей с ОВЗ.
1.3. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разработанной дошкольной организацией самостоятельно на основе Федерального государственного образовательного стандарта, а также адаптированных образовательных программ, учитывающих особенности психофизического развития и возможностей детей с ОВЗ.
1.4. Комплектование групп комбинированной направленности осуществляется в соответствии с Уставом ДОУ и порядком приема воспитанников на обучение по образовательным программам дошкольного образования. При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более 3 категорий детей с ОВЗ
1.5. Прием детей с ОВЗ в группы комбинированной направленности осуществляется на основании заключения городской психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) и в соответствии с рекомендациями о форме оказания коррекционной работы.
1.6. При приеме детей в группу комбинированной направленности администрация ДОУ обязана ознакомить родителей (законных представителей) со следующими документами: Устав ДОУ, лицензия на осуществление образовательной деятельности, Положение о группе комбинированной направленности и другие документы, регламентирующие организацию и осуществление образовательной деятельности.
2. Основные задачи группы комбинированной направленности.
2.1. Основными задачами деятельности группы комбинированной направленности являются:
— создание условий для получения дошкольного образования нормально развивающимся детям и детям с ограниченными возможностями здоровья;
— реализация основной образовательной программы дошкольного образования нормально развивающимися детьми и реализация адаптированной образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, с учетом характера нарушений в развитии, в условиях инклюзивного образования;
— осуществление социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в детском саду;
— обеспечение коррекции нарушений развития детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы дошкольного учреждения;
— интеллектуальное и личностное развитие детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, с учётом их индивидуальных особенностей;
— проведение профилактической и коррекционной работы с членами семьи нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;
— включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка и поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия с семьей;
— обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки.
3. Порядок приема в группу комбинированной направленности.
3.1. Группа комбинированной направленности формируется на «01» сентября нового учебного года и функционирует в течение учебного года.
3.2. В группу комбинированной направленности детей с ОВЗ принимают на основании заявления родителей, обязательного заключения городской ПМПК, а также документов согласно Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования. Нормально развивающихся детей принимают согласно Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования.
3.3. Состав группы может быть постоянным в течение года или прием детей в нее может проводиться в течение всего года по направлению ПМПК и при наличии свободных мест.
3.4. В группе комбинированной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и категории детей с ОВЗ в соответствии с СанПиН.
Количество детей в возрасте старше 3 лет не должно превышать:
не более 15 детей, в том числе не более 4 детей, имеющих тяжелые нарушения речи;
не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
3.5. Режим пребывания детей в группе комбинированной направленности осуществляется в соответствии с режимом дня в детском саду.
3.6. Группа комбинированной направленности открывается и закрывается приказом начальника управления образования администрации города Троицка по ходатайству заведующего ДОУ.
4. Организация деятельности группы комбинированной направленности.
4.1. Группа комбинированной направленности функционирует в режиме пятидневной недели с 12-часовым пребыванием детей.
4.4. Специальная коррекционная работа с детьми с ОВЗ осуществляется в течение всего учебного года.
4.5. Группы комбинированной направленности оснащены необходимым оборудованием, учебно-наглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы.
4.6. Организация питания детей в группах комбинированной направленности соответствует организации питания в ДОУ.
5. Организация образовательной деятельности в группе комбинированной направленности.
5.1. Содержание образовательной деятельности в группе комбинированной направленности определяется основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ-«Детского сада №», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и адаптированными образовательными программами для детей с ОВЗ.
5.3. Образовательно-воспитательная деятельность включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие детей.
5.4. Обучение и воспитание в группох комбинированной направленности осуществляется на русском языке.
6. Кадровое обеспечение образовательной деятельности.
6.1. Для работы в группе комбинированной направленности назначаются воспитатели, прошедшие курсы повышения квалификации в соответствии с показаниями нарушений воспитанников данных групп.
6.2. В штатное расписание ДОУ при наличии группы комбинированной направленности вводятся штатные единицы следующих специалистов: учитель-логопед, педагог психолог из расчета 1 штатная единица:
учителя-логопеда на каждые 5-12 обучающихся с ОВЗ;
педагога – психолога на каждые 20 обучающихся с ОВЗ
уровень подготовки которых соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к данной должности, а так же необходимый медицинский и обслуживающий персонал.
6.3. Деятельность старшего воспитателя направлена на:
— участие в своевременном комплектовании группы комбинированной направленности в соответствии с направлениями ПМПК;
— создание совместно с коллективом климата психологического комфорта в группе комбинированной направленности;
— формирование предметно-пространственной развивающей среды;
— координацию коррекционной, психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ;
— повышение профессиональных компетенций педагогов в работе с детьми с ОВЗ.
6.4. Деятельность воспитателя группы комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья:
— Выполнение, кроме образовательных задач, задач коррекционного обучения, которые направлены на обеспечение всестороннего развития воспитанников;
— планирование (совместно с другими специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
— соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по реализации адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ;
— обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с ОВЗ с учетом рекомендаций специалистов;
— консультирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам воспитания ребенка в семье;
— ведение необходимой документации.
6.5. Деятельность учителя-логопеда в группе комбинированной направленности для детей с ОВЗ включает в себя:
— участие в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ;
— проведение (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальных, подгрупповых занятий по речевому развитию с воспитанниками с учетом психофизических возможностей, состояния здоровья и индивидуальных особенностей;
-осуществление взаимодействия с воспитателями группы по организации индивидуальной работы с воспитанниками, направленной на развитие речи;
— проведение консультативной работы с родителями (законными представителями) по вопросам речевого развития ребенка в семье;
— консультирование специалистов, работающих с воспитанниками группы;
— ведение необходимой документации.
6.6. Деятельность педагога-психолога в группе комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника.
В его функции входит:
— участие в составлении адаптированной образовательной программы длят детей с ОВЗ;
— проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционной психологической работы:
— динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;
— проведение консультативной работы с родителями, законными представителями по вопросам воспитания ребенка в семье;
— осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;
— консультирование специалистов, работающих с воспитанниками группы;
6.7. Деятельность музыкального руководителя в группе комбинированной направленности для детей с ОВЗ направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческих способностей воспитанников.
В его функции входит:
— взаимодействие со специалистами группы по вопросам организации совместной деятельности детей на занятиях, праздниках, развлечениях;
— проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с воспитанниками группы, проведение занятий с участием других специалистов;
— консультирование родителей (законных представителей) по вопросам музыкального воспитания ребенка.
6.8. Заведующий ДОУ осуществляет систематический контроль и несет ответственность за правильную организацию работы группы комбинированной направленности, повышение квалификации педагогов, проводит анализ эффективности работы данной группы
6.9. Обязанности обслуживающего персонала группы комбинированной направленности определяются правилами внутреннего трудового распорядка и их должностными обязанностями.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение действует со дня его утверждения и действует до его изменения или отмены.
7.2. Все изменения в настоящее Положение рассматриваются на заседании педагогического совета.
Конспект долгосрочного игрового проекта «Клуб исследователей» в группах компенсирующей направленности для детей 5–7 лет (ЗПР) Конспект долгосрочного игрового проекта «Клуб исследователей» в группах компенсирующей направленности для детей 5-7 лет (ЗПР) общеразвивающей.
Конспект ООД детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности на тему «Посуда. Её виды» Конспект организованной образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности. Тема : «Посуда.
Конспект занятия по комбинированной лепке «Цветы» во второй младшей группе Цели:выполнение лепки цветов. Задачи: продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром.
Метод арт-терапии «Аппликация из шариков». Работа с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности Арт-терапия — это упражнения для души и тела. Она поможет привести душевное состояние в норму, расслабиться и получить удовольствие. арт.
Сценарий праздника «Осенний сундучок» для детей комбинированной группы Цель: Закреплять и расширять у детей представления об осенних явлениях природы посредством выразительного исполнения ими песен, танцев,.
Спортивное развлечение ко Дню Защиты детей в средней группе комбинированной направленности Спортивное развлечение ко Дню Защиты детей. Цель: Формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свобода, развитие уважения.
Какими бывают группы детского сада и как в них работать?
Детей в ДОО могут разделять по возрасту. О возрастных группах и обязанностях воспитателя в каждой из них мы уже рассказывали раньше. Большинство групп в обычных детских садах — общеразвивающие, в них реализуется стандартная программа дошкольного образования согласно ФГОС ДО.
Есть и другие виды групп: с оздоровительной и компенсирующей направленностью, кратковременного пребывания, интегрированные и пр. В чем особенности каждой из таких групп и что должен знать и уметь воспитатель, чтобы работать в них? Рассмотрим в статье.
Группа кратковременного пребывания
Группы кратковременного пребывания в детском саду открывают как для детей раннего возраста — от 1,5 до 3 лет, так и для дошкольников до 7 лет. Воспитанники в них находятся по 3–4 часа в день.
Чтобы работать воспитателем в ГКП, необходимо иметь определенные навыки.
Для адаптационной группы на первое место выходит организация бытовых моментов. Дети 1,5–2 лет еще не вполне овладели навыками самообслуживания: неаккуратно едят, не всегда могут попроситься в туалет, часто не способны объяснить свои потребности и желания. Воспитателю следует быть терпеливее и внимательнее, чем обычно, больше узнать об особенностях адаптации детей к дошкольному учреждению.
Для работы в группе будущих первоклассников воспитатель должен владеть навыками организации предшкольной подготовки.
Квалификация: Педагог предшкольной подготовки
Подходит для действующих специалистов
Основная специфика образовательного процесса в любой из групп кратковременного пребывания детского сада — его компактность. Это значит, что в небольшой промежуток времени необходимо вместить и физкультуру, и обучение, и свободные игры, и прогулку. Лучше всего решать образовательные и воспитательные моменты в комплексе, включая их в том числе в режимные моменты.
Календарно-тематическое планирование следует строить с учетом того, что дети будут поступать в группу в течение всего года, поэтому программа должна быть такой, чтобы ребенок в любой момент мог включиться в процесс.
► Особое внимание следует уделить работе с родителями, поскольку на них лежит значительная доля ответственности за дошкольное образование ребенка.
Группа оздоровительной направленности
В группу оздоровительной направленности принимают часто болеющих детей, детей с туберкулезной интоксикацией, с нарушением осанки и плоскостопием и других ребят, нуждающихся в лечении и оздоровлении. Цель такой группы — укрепление здоровья и снижение заболеваемости.
В режим дня группы включают лечебную физкультуру, процедуры по профилактике ОРЗ и ОРВИ, закаливание. Дневной и ночной сон здесь более длительные, питание лечебное или диетическое.
Воспитатель должен понимать, что группа оздоровительной направленности в ДОО — это группа для детей с ослабленным здоровьем. Важно соблюдать строгие требования к прогулкам, организовывать подвижные игры, чтобы укрепить детский организм. При планировании занятий учитывать чередование умственной и физической деятельности, не допускать длительного сидения на одном месте. Всегда обращать внимание на то, как дети стоят, сидят, переносят тяжести, и учить их правильно это делать.
С детьми обязательно работает инструктор ЛФК с медицинским образованием. Все педагоги группы должны овладеть технологией проведения дыхательной гимнастики и включать ее в свои занятия наряду с физкультминутками.
Группа компенсирующей направленности
В группу компенсирующей направленности принимают детей с ограниченными возможностями здоровья. В одну группу объединяют детей со схожими проблемами:
Максимальное количество детей в группе, согласно п. 3.1.1 СП 2.4.3648-20 от 28.11.2020, ограничено 5–12, в зависимости от возраста и вида проблемы.
Цель группы компенсирующей направленности — создать условия для коррекции нарушений и освоения программ дошкольного образования, для подготовки к обучению в школе. Основная форма организации образовательной деятельности в такой группе — работа со специалистами: логопедом, психологом, дефектологом, тифлопедагогом и т. д. Эта работа может быть индивидуальной, групповой или фронтальной.
► Задача воспитателя — наладить контакт с этими специалистами и обеспечить преемственность в работе. Все остальные занятия проводятся по адаптированной программе с учетом психофизических особенностей воспитанников.
Интегрированная группа (комбинированной направленности)
Интегрированные группы в детском саду — явление новое. Их появление связано с принятием закона «Об образовании», который вступил в силу 01.09.2013 и провозгласил право всех детей на равный доступ к образованию, в том числе дошкольному. В интегрированных группах совместно воспитываются и обучаются здоровые дети и дети с ОВЗ. Общее количество воспитанников и число детей с ОВЗ в такой группе регламентируется п. 3.1.1 СП 2.4.3648-20 от 28.11.2020. Для поступления в интегрированную группу дети с ОВЗ должны владеть навыками самообслуживания и быть готовы находиться в ДОО полный день. При необходимости их сопровождает тьютор.
Основная трудность для воспитателя, работающего в такой группе, — учет особенностей детей с ОВЗ и разработка для них индивидуальных образовательных маршрутов и адаптированных программ на основе индивидуального плана реабилитации (ИПР). Эта работа требует большой предварительной подготовки. Почитать больше о работе воспитателя с детьми с ОВЗ вы можете в этой статье.
Другие виды групп
В дошкольных учреждениях могут работать и другие виды групп.
Летняя — временная группа, организуемая летом для детей разного возраста. Занятия в них обычно не проводят, а организуют досуг: с детьми играют, читают, водят их на экскурсии, в театры или музеи.
Группа для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет) для развития, присмотра, ухода и оздоровления.
Группа по присмотру и уходу, без реализации образовательной программы для детей от 2 месяцев до 7 лет.
Семейные дошкольные группы общеразвивающей направленности.
Соотношение групп разных видов ничем не регламентируется — группы в ДОО открывают исходя из потребности и наполненности.
В каждую из групп могут входить дети как одного возраста, так и разных возрастов. Это зависит от общей наполняемости детского сада. Работе воспитателя в разновозрастных группах мы посвятили отдельную статью.
Где получить нужные знания для работы в группах разной направленности
Работа в любой из перечисленных выше групп требует наличия определенных знаний и навыков. Мы в АНО «НИИДПО» разработали самые востребованные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации для воспитателей, где в концентрированной форме даются необходимые знания. Ссылки на полезные курсы вы найдете в каждом разделе выше.
Чтобы поступить на курс и начать учиться, вам не нужно приезжать в институт. Весь процесс построен дистанционно*. Просто выбирайте интересующую программу и записывайтесь — набор в группы не ограничен сроками. Учитесь в удобное время и в любом месте: Слушайте лекции и вебинары, изучайте дополнительные материалы, выполняйте практические задания и проходите тесты.
Успешно освоив программу и сдав итоговое тестирование, вы получите удостоверение, которое сможете предъявить по месту работы для подтверждения своей квалификации.
Присоединяйтесь к числу Слушателей АНО «НИИДПО», получайте новые знания, чтобы ваша работа приносила больше пользы и удовлетворения!
* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Виды и направленности детских садов
Родителям при выборе детского сада не помешает поинтересоваться основным направлением, по которому работает образовательное учреждение, его направленностью и типом.
Независимо от официального названия, в детском саду обязаны выполнять основные функции – присматривать и ухаживать за ребенком, а так же воспитывать, обучать и оздоравливать.
Независимо от вида и типа сада, на котором вы решили остановиться, почитайте отзывы о детских садах и выберите наиболее подходящий вариант. Прежде чем пойти на первое собеседование, сформулируйте вопросы к заведующей учреждения, интересующие вас и относящиеся к работе сада. Обычно это вопросы о режиме дня в саду, количестве детей в группе и наличии персонала, питании в детском саду и дополнительных образовательных услугах.
Виды детских садов
2. Ведомственные детские сады подчиняются непосредственно тому предприятию, в чьем ведомстве находятся. Сотрудники предприятия имеют преимущество при оформлении ребенка в такой детский сад, на их детей действует скидка на оплату. Режим работы такого сада зависит от режима работы предприятия. Но, настоящие тенденции таковы, что количество ведомственных садов постоянно уменьшается. Выбирая для своего ребенка ведомственный детский сад, проанализируйте работу самого предприятия. Чем успешнее предприятие – тем комфортнее сад будет для ребенка и наоборот.
3. Если для вас финансовый вопрос – не вопрос, остановите свой выбор на частном детском саде. График работы в таких садах подстроен под график работающих родителей, эти сады прекрасно оснащены, персонал проходит обязательную аттестацию, к каждому малышу подходят индивидуально, учитывая его особенности характера, биологические ритмы, вкусовые предпочтения.
Если ваш выбор пал на частный или домашний сад, обязательно поинтересуйтесь наличием лицензии на образовательную деятельность и правах на владение зданием или помещением сада.
Направленности детских садов
1. Детский сад общего развития
Этот тип образовательного учреждения для детей встречается чаще всего. Детский сад выполняет все основные функции, различая состят лишь в образовательной программе.
2. Детский сад с приоритетным направлением
В дополнение к основным функциям детский сад выбирает для себя одно или несколько направлений, которым уделяется усиленное внимание. К примеру, детский сад общеразвивающего вида с приоритетом физического воспитания.
3. Детский сад компенсирующего типа
4. Детский сад присмотра и оздоровления
Такие детские сады еще называют санаторными. Приоритетом в таких садах являются оздоровительные и профилактические мероприятия.
5. Детский сад с национальным компонентом образования
В таких учебных заведениях дошкольного типа основное внимание уделяется национальному компоненту. Дети осваивают язык, народную культуру, традиции и обычаи своего народа.
6. Детский сад комбинированного вида
По названию сразу ясно, что в таких садах проведена комбинация нескольких видов групп. В таких садах могут быть группы общеразвивающего и компенсирующего вида.
7. Центр развития ребенка
На сегодняшний день именно центры развития шагают в ногу со временем. В таких центрах есть бассейн, компьютерные классы, зимний сад, игровые комнаты с развивающими игрушками и много другое.
8. Прогимназия
В этих дошкольных учреждениях основное внимание уделяется подготовке к школе. Обычно прогимназии поддерживают тесную связь с гимназиями, поэтому, если вы планируете школьное образование в гимназическом классе, стоит задуматься о посещении прогимназии. Тогда дошкольное обучение плавно перейдёт в школьное и первый класс не окажется для ребёнка непосильным.
Пересмотрев виды детских садов, выберите более комфортный для ребенка. Здесь справедливо распространенное мнение, что одаренные дети вырастают и в самых обычных дошкольных учреждениях, и иногда куда большую значимость имеет душевная атмосфера, в которой малыш чувствует себя комфортно и уверено, чем многочисленные разносторонние занятия в напряженном режиме.
Подготовила Марьяна Чорновил
Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Вы можете зарегистрироваться, войти на сайт вверху, либо авторизоваться, используя свой аккаунт в социальных сетях: