начало фильма прометей что значит
Скрытый смысл
Анализ фильмов и философская пропедевтика
Вы здесь
Смысл фильма «Прометей» (2012)
В ожидании выхода фильма Ридли Скотта «Чужой: Завет» предлагаю освежить в памяти содержание фильма «Прометей» и поискать там скрытые смыслы.
Сформулировать основную идею, которую Ридли Скотт выразил в «Прометее», довольно просто, это будет звучать как-то так:
«Нет никаких богов, которые когда-то создали человека. Нет никакого Рая как места блаженства, куда уходят души умерших. Человечество – результат биологического эксперимента другой цивилизации. Наши создатели совсем не благи с человеческой точки зрения, у них нет схожих моральных принципов, и они не собираются отвечать нам на наши вопросы. Те, кого люди почитали как богов – такие же смертные, как и мы. А Рай – это планета, с которой они пришли.»
В своем фильме Р. Скотт нарисовал довольно пессимистичную и мрачную картину, в которой нет места нашим привычным культурным ценностям — уникальности личности, приоритету творчества над разрушением. Во вселенной «Прометея» всё существует с точностью до наоборот.
«Это цивилизация, но в ее основе лежат совсем нецивилизованные порядки».
Любая культура и цивилизация имеет определенную коллективную установку сознания, которая является доминирующей. Другие, альтернативные установки вытесняются, образуя коллективную Тень. Фильм «Прометей» является ничем иным, как выражением тени нашей культуры. Культуры, вобравшей в себя наследие античности и христианства.
Центральная идея нашего мировоззрения — это уникальность и ценность человеческой личности.
Соответственно, обратной, теневой стороной этой идеи будет представление об индивиде как о чем-то неценном, как о расходном материале. Сцена самопожертвования Инженера говорит именно об этом: в цивилизации Инженеров индивид является биоматериалом для будущих живых организмов.
В фильме присутствует отсылка к значимому для нашей культуры образу распятого Христа. Ему в цивилизации Инженеров противопоставляется образ распятого чужого. Хотя значение этой картины остаётся неясным, но ассоциация возникает вполне определенная: если люди поклоняются Христу как воплощенному благу, то Инженеры, вероятно, поклоняются чужому, который с нашей точки зрения является воплощением зла.
Таких намеков на перевернутые культурные стереотипы в фильме очень много.
По библейской легенде, Ева была создана из ребра Адама. По мысли авторов «Прометея», для создания Дэвида использовалась ДНК Мэридит Виккерс.
Корабль прибывает на планету в Рождество, и капитан наряжает елку – символ Древа жизни. Но в этом теневом мире праздник жизни превращается в торжество смерти.
«я хочу открыть подарки» 26:43
Они хотели открыть Рождественские подарки, а открыли ящик Пандоры (со всеми человеческими несчастьями). 26:43
Творчество во вселенной «Прометея» связывается с необходимостью разрушения.
«Чтобы что-то создать, сначала нужно разрушить» 1:37:45
Это можно расценить как противопоставление библейской идее творения мира из ничто.
Процесс создания фантастического произведения – это не просто активизация творческого воображения, но и погружение в бессознательное. Если перед режиссером стоит задача шокировать или напугать зрителя, то он должен искать такие мотивы, которые являются непривычными для доминирующей установки сознания нашей культуры. Следовательно, он должен погрузиться в наше культурное бессознательное, в тень, и вытащить оттуда содержания, которые мы вытесняем, и которые поэтому пугают нас или, по крайней мере, вызывают дискомфорт.
«я хочу вас напугать»
Мотивы встречи с создателями
Основная направленность действия персонажей выражена в первой части слогана фильма: «Они искали колыбель человечества…»
Давайте выясним мотивы, по которым персонажи отправляются в путешествие для встречи с создателями.
В чем смысл поиска колыбели человечества? Для чего нужно встречаться с создателями?
«Узнать, зачем они нас создали»
— такой ответ слишком поверхностен и указывает на простое любопытство.
На самом деле, у персонажей фильма есть более весомая мотивация. В фильме мы обнаруживаем четыре варианта:
Вейланд. Уверен, что он принес свой плод в этой жизни — у него второй вариант мотивации. Он собрал в своих руках огромные ресурсы и собирается их преумножить. Но его рост сдерживают культурные и биологические ограничения, и он хочет, чтобы создатели освободили его от них. Поэтому третий вариант мотивации – освобождение от ограничений и предписаний – у него тоже присутствует.
В итоге он сам становится жертвой того, чего желал: гибнет от силы, которую не сдерживают рамки морали.
Холлоуэй
«свергнуть все религии».
Это самая настоящая воинствующая установка. Ее можно сформулировать как желание символического убийства создателей. Его как-то угнетает и беспокоит то, что в мире есть люди, верящие в богов, и он хочет освободиться от этого мучительного чувства.
Дэвид. Хотя этот андроид лишь выполняет то, что в него заложил Вейланд, у него есть и собственный тайный мотив встречи с создателями. Он хочет поглядеть на бессмертных, т.к. считает себя похожим на них. Но Инженеры разочаровывают его.
Остальные члены экипажа летят либо из-за чисто научного интереса, либо из корыстных соображений.
Создатели
Создатели, или инженеры, своим внешним видом и функциями напоминают античных греческих богов.
Иерархия «черная жижа – бог инженеров – инженеры – люди» напоминает фрагмент греческой теологии, в которой всё начинается с первобытного хаоса, а затем дифференцируется на различные силы природы.
Инженеры создают новые формы жизни из «черной жижи» и по сути, как и боги, являются оформляющими принципами, которые упорядочивают изначальный хаос. Их отличие от богов состоит только в их смертности.
С психологической точки зрения, они символизируют языческое религиозное мировоззрение, которое было вытеснено христианской культурой.
Основной конфликт
Если мир Инженеров представляет собой нашу культурную тень, то события, показанные в фильме можно истолковать как попытку нашего коллективного сознания выйти за границы культурных стереотипов, за которой следует неизбежная встреча с тенью. Соответственно, мы можем увидеть и возможный результат этой встречи, данный в символической форме.
Важно учитывать то, что в отличие от тех фантастических фильмов, где пришельцы первые вторгаются в наше пространство, т.е. бессознательное прорывается в сознание, в «Прометее» происходит наоборот: культурное сознание намеренно пробуждает «древнее зло» в своих личных интересах и провоцирует заражение сознательных функций содержаниями бессознательного.
Главные действущие лица — Вейланд, Дэвид и Элизабет Шоу — олицетворяют основные коллективные установки сознания.
Вейланд
Питер Вейланд — это доминирующая установка, основанная на мужском принципе. В его руках находятся все ресурсы, которые он направляет туда, куда считает нужным. Корабль создан на средства его корпорации, это значит, что именно этот принцип сознания даёт жизненную энергию для достижения цели.
Отсутствие у Вейланда жены, а также то, что он не любит свою дочь Меридит и не хочет передавать ей свою власть, указывает на то, что женское начало в данной культуре подавлено. Да и сам типаж Меридит Виккерс указывает на подавленную женственность, на ее захваченность мужским принципом.
Стареющий Вейланд хочет получить бессмертие; это означает, что данная культурная установка уже потеряла свою былую мощь, но все еще пытается бороться за свое доминирующее положение.
Дэвид
Олицетворяет чистый интеллект, рассудок, рацио. По идее, рассудок должен служить сохранению жизни человека, а значит, должен вовремя отключаться, давая приоритет жизненному инстинкту, но андроид – это рассудок, оторвавшийся от своего носителя, это отчужденный разум, это техника, которую отпустили на свободу.
Когда человек теряет связь с какой-либо функцией сознания, эта функция погружается в тень, в бессознательное, и начинает вести себя совершенно неожиданным образом. Именно поэтому в фильме Дэвид ведет себя двусмысленно и подвергает опасности жизнь людей.
Кстати говоря, сама идея восстания машин появляется в нашем культурном сознании именно по причине отчуждения рациональной функции и наделении ее чертами тени.
Потеря Дэвидом своего тела после встречи с Инженером означает, что он утрачивает свою самостоятельность и вновь подчиняется доминирующему сознательному принципу, которым теперь стала Элизабет Шоу.
Элизабет Шоу олицетворяет женский принцип. И установку сознания, основанную на иррациональных функциях, на вере и интуиции. Поначалу эта установка является неразвитой и подчиняется мужскому и рациональному принципу, но в итоге становится господствующей.
В финале фильма Шоу с головой Дэвида улетают на корабле Инженеров. То есть, женский принцип одержал верх, стал доминирующим и подчинил себе рацио. А свою жизненную энергию теперь получает из глубинных теневых слоев психики, которые символизирует корабль Инженеров.
Метаморфозы
Таким образом, содержание фильма «Прометей» можно истолковать как возможный сценарий развития нашей культуры, основанной на принципах патриархата и рационализма, и в которой религиозное сознание присутствует в основном в виде неясных интуиций.
Результат интеграции представляет собой уродливых и агрессивных монстров, с которыми сознание худо-бедно справляется при помощи подчиненной функции.
В конечном счете побеждает женское начало, доминирующей функцией сознания становится интуиция, подчиненной – мышление, а жизненная энергия черпается из источников, которые когда-то были подавлены.
Сюжет фильма «Прометей» Ридли Скотта
В сети Интернет появился текст, в котором, как считается, раскрываются основные детали сюжета фильма «Прометей» Ридли Скотта. Аутентичность его пока невозможно подтвердить, поэтому каждый из пользователей должен решить для себя: доверяет ли он этому описанию. В любом случае, текст может содержать спойлеры, поэтому всем, кто желает оставаться в неведении до премьеры картины, настоятельно рекомендуется воздержаться от его прочтения.
ВНИМАНИЕ! Возможны спойлеры!
Главные герои и исполнители их ролей:
Земля. Начало времен. Во вступительной части зрители видят, как наша планета подвергается терра и биоформированию могущественными, богоподобными пришельцами под названием Инженеры. Семена жизни посеяны на Земле этими фантастическими существами, которые способны создавать и управлять как механическими и биологическими объектами по своему желанию. В финале вступления показано, как самый первый генетический код жизни генерируется в массивной ЦИТАДЕЛИ Инженеров в гухой пустыне.
Смена кадра. Пустынная часть Африки, 2085 год. Доисторические руины Цитадели Инженеров обнаружены служащими строительной компании, которые завершают монтаж коммуникаций для возводимой неподалеку атомной электростанции. Среди руин найдены биомеханические создания, которые, без сомнения, внеземного происхождения. Эта находка привлекает внимание огромной корпорации WEYLAND-YUTANI, которая финансирует массивные археологические раскопки в надежде на последующее использование инопланетной технологии для извлечения выгоды.
Руководит операцией МЕРЕДИТ ВИКЕРС, расчетливый и холодный менеджер корпорации, которая принимает на работу умного и независимого астрофизика, доктора ЭЛИЗАБЕТ ШОУ и поручает ей возглавить исследовательскую группу. Помощниками доктора Шоу становятся палеантолог ТЕО ЗЕДМОР и ее приятель, астрофизик доктор ЛОГАН. Шоу раскрывает тайну Цитадели, когда обнаруживает карты зведного неба, которые, как считается, указывают путь к родной планете Инженеров. Также обнаружены свидетельства причастности инопланетной расы к созданию жизни на Земле, в том числе и человека, и наличия у них полной базы данных о всех живых существах планеты.
Смена кадра. Глубокий космос: 2090 год. Самый совершенный корабль ISRV (Межзвездное научно-исследовательское судно) «ПРОМЕТЕЙ» замедляется поскольку, как полагает его экипаж, оно достигло конечной цели миссии. Команда судна выходит из анабиоза. Наряду с Элизабет Шоу, Тео Зедмором, Логаном, Мередит Викерс и капитаном Янеком, команда «Прометея» состоит из первого помощника по имени МАДОУ, офицера службы безопасности РЭЙДЕНА ХОЛЛОУЭЯ, навигатора по прозвищу ШАНС, офицера РЭЙВЕЛА,, Андроид ДЭВИДА 4.0, чиновника ОЛДРИЧа, медицинского работника по имени ФРЭНСИС, инженера ЮРИЯ, и офицеров технической службы СИЕНЫ, ЛЕТАП, и ТЕМБРУК. Команда акклиматизируется, и возвращается к жизни после криосна, восстанавливая атрофированные после многолетнего пребывания в искусственной коме мышцы. Холлоуэй берется помочь Шоу в восстановлении физической формы.
Команда готовится к прибытию на родную планету Инженеров. Между Шоу и Холлоуэем начинается роман. Но тут корабль, находящийся около звезды Дзэта 2 в созвездии Сетки «Прометей» сталкивается с массивным возмущением, которое не смогли засечь сканеры, и которое оказывается так называемой червоточиной в космосе. «Прометея» затягивает в воронку, и после мучительного полета, он появляется на другом конце пространственной аномалии. Судно терпит крушение на бесплодной планете, которую поврежденная компьютерная система идентифицирует как цель миссии.
Команда приступает к починке «Прометея», в то время как Элизабет Шоу возглавляет экспедицию, которая должна исследовать странные структуры, оказывающиеся храмом Инженеров. В нем команда Шоу сталкивается с причудливым БИОМОЗГОМ, биомеханическим созданием, представляющим собой огромное лицо на высокой стене, а также находит тысячи странных контейнеров. Андроид Дэвид забирает несколько из них на корабль для анализа.
Исследуя контейнеры, Дэвид обнаруживает, что они содержат генетический материал для тысяч разновидностей живых существ, который заключен в вязкой субстанции под названием БИОМАССА. Она может влиять на любой живой организм на клеточном уровне. В основном владение веществом дает его владельцу власть создать жизнь. Викерс интересуется результатами работы Дэвида и, вероятно, случайно способствует его инфицированию через порез на пальце.
Большинство людей гибнет в этой битве. Тем временем в процессе странной церемонии Протоформы с помощью Биомозга вступают друг с другом в связь, в результате которой на свет появляются тысячи яиц, которые должны дать начало расе ужасных монстров. Мередит Викерс оказывается тайным лазутчиком Инженеров, которая была выращена в их лаборатории, но сбежала и скрылась на Земле, горя желанием вернуться и отобрать у своих создателей их власть. Но Инженеры активизируют вторичное ГЕННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ Викерс, и она преобразовывается в кошмарное существо АЛЬФА ПРОТОФОРМ.
Шоу захвачена Холлоуэем, но в нем еще теплится искра человечности, и он умудряется активировать один из кораблей Инженеров для спасения Шоу, а затем сдерживает натиск Протоформов и Инженеров в доке. Во время бегства Шоу становится свидетельницей начальной стадии терраформирования Земли, которую зрители видели во вступлении. Ее преследует создание, в которое превратилась Викерс.
Шоу направляет корабль к червоточине, Холлоуэй, борющийся с Аьлфа Протовормом, исчезает вместе с ней в пространственной аномалии.
Смена кадра. Знакомый всем поклонникам «Чужого» корабль Инженеров стартует из Храма и следует за Шоу, но терпит аварию в червоточине. Шоу появляется на Земле в ее настоящем времени, однако ее рассказам не верят, и власти считают ее ответственной за потерю ее экспедиции и корабля и помещают ее в психиатрическую клинику Компании. Но есть те, кто склонен прислушаться к версии Шоу, но одновременно заставить ее замолчать, чтобы сохранить секретность.
В заключительной сцене мы видим судно Инженера, который преследовал Элизабет Шоу. Оно появляется из червоточины все в том же созвездии Сетки, но в доисторическом прошлом, и терпит катастрофу на безжизненном планетоиде. Пилот корабля абсолютно беспомощен, а в тысячах яиц в грузовом отсеке судна заметно пробуждение какой-то жизни.
Те, кто думает, что «Прометей» станет классикой через несколько лет, как случилось с «Бегущим по лезвию», здорово ошибаются. Скотт через несколько лет после премьеры «Бегущего» смог восстановить режиссерскую версию, которая и стала классикой. А то, что вышло в кинотеатре, было сильно порезано, отличалось от задумки режиссера, имело счастливый конец, который смотрелся как седло на корове. Поэтому было заслуженно забросано гавном.
Покопаемся в сюжете?
Что произошло 2 тыс лет назад на ступнике LV-223?
Но все это, возможно, была не первая попытка истребить инженеров. Вспомните первого «Чужого». Как мог умереть пилот? Может быть, его заразило тоже существо/существа, что расправилось/расправились с инженерами в «Прометеи»?
Маловероятно. Зачем тогда беседовать с людьми и показывать им полигон LV-223? Кроме того, если люди есть, почему их не использовать для своих целей, а рассаживать вокруг себя и рассказывать о далеких звездах?
Почему Дэвид – гавно такое, подмешавшее ученому «черную растишку»?
Вообще местная версия Бендера – это источник веселья. Нам себе на уме, открытым текстом говорит, что стравил члена экипажа. В конце фильма начал проявлять чувства. Видимо, валяться на полу корабля, пока батарейки не сядут, не очень круто. Пришлось примазаться к Шоу.
Персонаж Шарлиз Стерон – андроид.
Планета из «Чужого» – место действие «Прометея».
Почти все сходится. Даже есть Чужой для откладывания яиц в упавшем корабле. Сообщение от опасности оставила Элизабет Шоу. В общем, все классно, но есть два но. Первое: сообщение об опасности, вряд ли Шоу так зашифровала, что его пришлось долго расшифровывать экипажу в «Чужом». Второе: инженер из корабля побежал за доктором; а герои первой части нашли инженера окаменелым в кресле пилота.
Чужой вылезший их мертвого инженера – самый первый Чужой, который будет эволюционировать?
Фрески в зале говорят об противоположном. На одной из картин нарисован классический ксеноморф. Значит, ксеноморфы были и раньше; и инженеры их прекрасно знали. Но инженеры ли создали ксеноморфов?
Остается открытым вопрос: что в вазах? И по цвету и по действию вещество, которое принял археолог, похоже на вещество, которое выпил инженер в начале фильма. Также предназначение зала с головой неясно. Голова, кстати, больше походит на человеческую: у инженеров другие черты лица. И последнее, точного ответа или намека на то, что именно инженеры создали ксеноморфов, в фильме нет.
Инженеры не похожи на слоников. Они существа с лысой головой и довольно развитыми мышцами. Неэмоциональны и не разговорчивы. В общем, инженер – это предок Джейсона Стетхема.
Как появилась жизнь на Земле. Все ясно и красиво, хотя ненаучно.
«Прометей» многое поведал о корпорации из «Чужого».
Инженерам не особо повезло. Либо на них кто-то устроил охоту, либо они заразились своей же продукцией.
Вообще построить полноценную правдоподобную гипотезу, которая объяснит хоть что-нибудь внятно невозможно: всегда какая-нибудь деталь истории будет мешать. От суда третий вариант и самый правдоподобный: у сценариста не было идеи, которую он хотел зашифровать. Он просто сочинял тайны, не особо задумываясь над смыслом.
Ответы, конечно, обесценивают тайну, но отсутствие зацепок или тонких намеков делают ее просто бессмысленной.
А у вас какие мысли про все это? Какие у вас ответы на все эти вопросы? И заранее спасибо, что прочитали мои бред.
Оккультный смысл фильма «Прометей»
Книга Бытия упоминает о присутствии на Земле существ под названием нефелим (Библия короля Иакова пользуется термином «исполины» (как и в русском синодальном переводе; прим. mixednews.ru)). Они описываются гибридами, появившимися на свет от связей человеческих женщин и «сынов Божиих».
Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. (…) В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им. (Быт.6:1–4 (здесь и далее – русский синодальный перевод, в оригинале цитаты взяты из Новой международной версии; прим.))
В главе 13 «Чисел» нефелимы упоминаются вновь, будучи на сей раз описанными как гигантские, сеющие разрушения существа, по виду довольно отличающиеся от обычных людей.
И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди её, люди великорослые; там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их. (Числа, 13:32-33)
Апокрифическая книга Еноха очень подробно останавливается на нефелимах и их зачинателях – стражах. Согласно этому тексту, датируемому начиная с 3 века до нашей эры, стражи были группой, образованной двумястами «сынами Божиими», ослушавшимися Бога и сошедшими на землю, чтобы родить детей от людей. Как было сказано, они обучили людей таким высокоразвитым искусствам, как металлургия, металлообработка, косметика, колдовство, астрология, астрономия и метеорология. Поскольку стражи преступили волю Бога, их также называли падшими ангелами.
Потомками стражей были нефелимы, описанные в виде гигантов, живших среди людей. В конечном итоге их присутствие на Земле стало разрушительным, и, как сказано, они поели «всё приобретение людей». С целью освобождения Земли от этих существ (вместе с людьми, которые с ними смешались) Бог сотворил Великий потоп, а для гарантированного выживания человечества предупредил Ноя, чтобы тот строил свой ковчег.
В другом древнееврейском тексте, книге Юбилеев, говорится о том, что 10 процентам лишённых телесной оболочки духов нефелим было позволено остаться на Земле после потопа в качестве демонов, чтобы попытаться сбить людей с пути перед Последним судом. Не потому ли оккультная элита так зациклена на разложении масс материальными благами и извращениями?
Так кем же были стражи и нефелим? Множество самых разных исследователей предлагали различные толкования, в том числе класс богатых людей, демонов или древней высшей расы. Последователи теории древних космонавтов полагают, что на самом деле они были пришельцами, направленными на Землю, чтобы надзирать за эволюцией человечества, отсюда их имя – «стражи» (слово watchers можно перевести также как «наблюдатели»; прим.).
Завязка сюжета «Прометея» испытала на себя сильное влияние этой теории, так как пришельцы в фильме изображены гигантскими существами, которые прилетели на Землю, чтобы создать и обучить человечество.
Экипаж в конце концов встречает одного из «Создателей», огромного инопланетянина. К несчастью, пришелец не горел желанием принять участие в дискуссии о происхождении человечества и оторвал голову андроиду Дэвиду (слева).
Открытие того, что пришельцы были частью эволюции человечества, важно не только с научной точки зрения, но и с духовной, так как потенциально может сделать многие религии абсолютно устаревшими. Все системы верований оказались бы поколеблены до самых устоев, или, по крайней мере, пересмотрены путём включения в них «инопланетной точки зрения».
Духовная дилемма
Духовный аспект космической одиссеи тонко отражён в фильме посредством различных сцен, которые ставят под вопрос уместность христианства в этом спроектированном пришельцами контексте.
В начале путешествия капитан корабля ставит рождественскую ёлку. Его начальник задаёт ему вопрос: «Это ещё что такое?» – на что капитан отвечает: «Рождество!» Факт того, что эта меняющая ход истории экспедиция имеет место во время Рождества (праздника, отмечающего рождение Иисуса Христа), придаёт ей религиозный смысл.
Элизабет, героиня фильма, гордо и демонстративно носит нательный христианский крест. Эта подвеска становится символом духовной дилеммы, возникающей в результате находок экспедиции.
Когда корабль прибывает к пункту своего назначения, экипаж обнаруживает построенное внеземной цивилизацией заброшенное здание, внутри которого находятся… мёртвые инопланетяне. После проведения опытов над одним из тел, команда понимает, что инопланетяне действительно были зачинателями человеческой жизни на Земле. Иными словами, теория древних космонавтов правильна, а существа с другой планеты на самом деле были «Создателями» человечества. Как только Элизабет подтверждает это открытие своему парню Чарли, тот немедленно спрашивает её об актуальности её крестика:
— Ладно. Теперь можешь снять крест своего отца.
— Зачем мне это делать?
— Нас же создали ОНИ?
Элизабет затем даёт ответ, достойный междометия «ух ты!»:
Поэтому она не видит противоречия между одновременной верой в христианство и теорию палеоконтакта. Она по-прежнему верит в то, что Бог – самый первый создатель всего… вот только теперь ей нужно ввести в уравнение пришельцев.
После этой глубокомысленной дискуссии Элизабетом и Чарли овладевает похоть, и между ними происходит половой акт на борту космического корабля.
До того, как Чарли посетил Элизабет в её каюте, наделённый пытливым умом робот Дэвид обманом заставляет Чарли выпить напиток, содержащий чужеродную ДНК, зная, что тот вступит в половую связь с Элизабет, а значит, она родит наполовину инопланетного ребёнка. Обратите внимание на рождественскую ёлку на заднем плане.
Пара совокупляется, не предохраняясь, и вскоре Элизабет узнаёт о том, что беременна. Она сразу же понимает, что её беременность очень и очень неправильная, ведь её ребёнок – не человек и существо в высшей степени враждебное. Учитывая то обстоятельство, что экспедиция протекает во время Рождества, Элизабет становится своего рода Антидевой Марией. Вместо того, чтобы родить Христа, она родит наполовину инопланетное существо… не отличающееся от нефилима.
По обнаружении её беременности нательный крестик Элизабет снимается и хранится отдельно, подразумевая в символической форме, что её христианская вера уже не имеет силы.
Элизабет удаётся сделать «аборт» чудовища. Затем экспедиция принимает совершенно ужасный оборот, и все кроме неё погибают. После того, как Элизабет почти опускает руки, на неё, по-видимому, снисходит прозрение, и она исполняется решимости узнать правду о пришельцах. Судя по всему, они покинули человечество уже давно и даже собирались уничтожить Землю. Что-то в человеческой эволюции, должно быть, пошло совсем не так.
В конце фильма она надевает крестик, показывая тем самым, что не утратила веру, а её искания истины имеют теперь преимущественно духовное измерение. Отныне они имеют отношение не к науке, а к базовой человеческой потребности в ответах на экзистенциальные вопросы.
Элизабет надевает свой крестик опять, полная решимости отыскать правду о внеземных Создателях.
«Прометей» и поиски просветления
В древнегреческой мифологии «Прометей» – это титан, представитель первобытной расы богов, которая предшествует олимпийцам. Он украл огонь у богов, чтобы дать его человечеству и этим поступком сделал возможным прогресс и цивилизацию. Благодаря совершению акта передачи огня (символ божественного знания) человечеству, Прометей сделался важной фигурой в мифологии школ мистерий, например, франкмасонства и розенкрейцерства, которые основаны на применении оккультных знаний ради достижения божественности.
Прометей, любимый персонаж иллюминатской элиты, наглядно изображён в Центре Рокфеллера.
Иудео-христианским эквивалентом Прометея является Люцифер, «падший ангел» великого ума, некогда любимец Бога, который затем бросил ему вызов и принёс человечеству новую форму знания. Имя «Люцифер» означает на латинском «светоносный», и именно это качество характеризует Прометея, подарившего огонь человеку. Этот «свет», как было сказано, является оккультным знанием, которому обучают в школах мистерий, потому что оно позволяет «просветлённым людям» взойти обратно к божественности.
Вышеописанная история стражей и нефелимов, судя по всему, тоже следует тому же архетипу, поскольку рассказывает о «сынах Божиих», восставших против его власти и сошедших на Землю, чтобы обучить человечество важным знаниям. Кроме того, как и Люцифер, стражи названы «падшими ангелами». Из чего таким образом видно, что между этими мифами и символизмом фильма есть сильная взаимосвязь.
В начале космического путешествия президент корпорации, финансирующей экспедицию, проводит инструктаж команды и выступает с речью о важности их миссии:
Титан Прометей хотел, чтобы люди были с богами на равных, и за это был низвергнут с Олимпа. Теперь, друзья мои, пришло время ему вернуться.
В этом фильме имя «Прометей» носит космический корабль, который везёт людей к их внеземным Создателям. Он символически представляет людей, используя «огонь» (знание), данный им для того, чтобы взойти обратно к божественности (их инопланетным творцам), опираясь на свои собственные силы. Эта метафора духовного посвящения напоминает множество мифологических сюжетов, разбросанных по всей Истории и скрывающих схожий эзотерический смысл.
В то же время, школы мистерий исходят из того, что просветление даётся не всем, а лишь немногим избранным, и этот момент был умело отражён в «Прометее». В фильме, все люди, которые оказались на борту по эгоистическим, материальным либо неискренним соображениям, погибли. Выжила лишь одна, находившаяся там ради истины и обладавшая сильной духовной верой. Такой тип повествования равнозначен иносказательным историям о духовном просветлении, гласящим, что только чистые сердцем достигнут того высшего состояния бытия.
Кроме Элизабет, выжил ещё один, нечеловеческий персонаж – андроид Дэвид.
Ближе к концу фильма Дэвиду отрывают голову, но поскольку он – робот, он по-прежнему функционирует. Элизабет забирает голову и продолжает своё путешествие, что символически означает её потребность в чистом интеллекте и технологиях для достижения просветления.
У Дэвида отличные умственные способности, что заставляет его верить в своё превосходство над своими коллегами-людьми. Несмотря на этот факт, он критически важен для исканий Элизабет – трудноуловимое сообщение о том, что трансгуманизм играет важную роль в эволюции человечества.
В конце картины Джвид не понимает, почему Элизабет так хочет продолжить поиск своих творцов. Разница в том, что у неё есть душа, а у него – нет. Именно по этой причине она надевает себе обратно крестик на шею. Её искания – не просто космическая экспедиция, это духовное странствие с целью нахождения своих истоков.
В финальной сцене фильма Элизабет решает не возвращаться обратно на Землю (олицетворяющую материальное начало и низшее «я») и продолжает поиск Создателей (олицетворяющих просветление и божественное). Её искания поэтому не окончены… и можно ждать продолжения.
В заключение
Хотя большинство кинозрителей, наверное, остались после «Прометея» с мнением о том, что это был «нормальный фильм про инопланетян», более глубокие раскопки его смысла и символизма вскрывают целый дополнительный пласт интерпретации. Черпая вдохновение из теории древних космонавтов, «Прометей» предлагает радикально переписанный вариант истории и теологии – такой, который делает человечество продуктом внеземных «боготворцов». Кинопроизведение также смешивает эти искания научных знаний с духовными и метафизическими вопросами, превращаясь в рассказ не просто о злобных пришельцах, но об извечных экзистенциальных проблемах.
Как подсказывает название фильма, история о людях, отправившихся в космос, чтобы найти тех, кто их создал, имеет скрытое эзотерическое значение, так как позволяет интерпретировать себя в качестве метафоры духовного просветления. Титан Прометей – центральная фигура в оккультных школах мистерий, архетипический персонаж «восставшего свыше», который принёс людям божественное знание – со всеми выгодами и ловушками, которые оно порождает. Оккультные тайные общества считают, что эти знания открывают путь назад в божественность. Аналогично тому, как космический корабль «Прометей» покидает Землю, чтобы найти Создателей, тайные посвящённые стремятся покинуть материальный план, чтобы достичь просвещения и «быть едиными» с Великим архитектором вселенной.
С учётом сказанного, есть ли хоть капля истины в многочисленных историях и мифах, упоминающих божественные фигуры, нисходящие свыше, чтобы передать знания человечеству? Имеют ли под собой образы Прометея, Люцифера и стражей из книги Еноха фактическую основу? Есть ли у передовых и эзотерических познаний человечества «внешний» источник? Была ли когда-то на Земле «сверхраса» нефелимоподобных, помогавших человечеству развиваться, но в итоге его развративших? Является ли это «упущенным звеном» в эволюции человечества? В этом ли причина того, почему человечеству свойственно саморазрушение и, каким-то образом, рассинхронизация с остальной планетой? Происходит ли этот внешний источник от пришельцев, как внушается в «Прометее», или от павших ангелов и (или) демонов, как написано в древних текстах? Находится ли этот внешний источник за учениями тайных обществ и за… иллюминатами?