на скутере пропала зарядка в чем причина
Восстановление гелевых необслуживаемых аккумуляторов
Методика проверки регулятора напряжения скутера
Так уж устроены китайские скутеры, что у них частенько сгорает реле-регулятор, который ещё называют регулятором напряжения. Регулятор напряжения представляет собой электронную схему с 4 выводами для подключения в электросеть скутера.
Неисправность регулятора напряжения приводит к очень плачевным последствиям:
Сначала выгорают лампы подсветки приборной панели и центральная лампа ближнего/дальнего света. Происходит это по причине того, что напряжение от генератора не ограничивается на уровне 12 вольт, что приводит к тому, что на лампы поступает завышенное напряжение от 16 до 27 вольт и выше. Напряжение, подаваемое на лампы, гуляет и зависит от оборотов двигателя. Даже на холостом ходу лампы светят так, что ослепляют, хотя должны светить в половину своей максимальной яркости.
Если не устранить неисправность регулятора напряжения и оставить всё как есть (многие так и делают – просто ездят без света), то со временем выходит из строя аккумуляторная батарея, так как напряжение её зарядки превышает допустимое. При неисправном регуляторе напряжения на аккумулятор поступает напряжение более 15 вольт, тогда как штатное напряжение зарядки должно быть в пределах 13,5 – 14,8 вольт. Всё это приводит к тому, что аккумулятор начинает течь – кислота начинает просачиваться сквозь клапаны. Это заметно невооружённым глазом. И хотя при восстановлении штатного режима заряда аккумулятор восстанавливает свою работу, но срок его службы резко уменьшается.
Также при неисправном регуляторе напряжения аккумулятор перестаёт правильно заряжаться и теряет свою ёмкость. Поэтому завести скутер с кнопки не удаётся. Приходиться заводить с кикстартера.
Думаю, теперь понятно, как важно вовремя заменить неисправный регулятор напряжения на китайском скутере.
Как же проверить регулятор напряжения на скутере? Лучше всего (и надёжней) сделать это не демонтируя сам регулятор напряжения. Нам понадобится любой мультиметр с функцией вольтметра. Подойдёт любой рядовой DT-830 или аналогичный. Что необходимо сделать? Нужно замерить напряжение на выходе регулятора напряжения.
Все измерения проводились на китайском скутере ABM Storm L ZW50QT-16.
Ставим скутер на подножку и заводим его. Через некоторое время работа двигателя стабилизируется на холостом ходу. Далее замеряем напряжение между зелёным и красным проводом. Мультиметр ставим в режим измерения постоянного напряжения на предел 20V. Вот взгляните, как это можно сделать.
На дисплее должно отобразиться напряжение около 14,6 — 14,8 вольт, как на фотке. Это нормальное, штатное напряжение.
Затем нам нужно замерить напряжение, которое поступает на осветительные лампы. Напряжение на центральную лампу дальнего/ближнего света подаётся не постоянное, а переменное (пульсирующее), поэтому переключаем мультиметр на режим измерения переменного напряжения 20V. На мультиметре, которым пользовался я (Victor VC9805A+) нужно для этого нажать кнопку DC/AC (Alternating Current – переменный ток). После этого замеряем напряжение между зелёным и жёлтым проводом. Просто переставляем щуп с красного на жёлтый провод, так как зелёный провод – это общий провод в электросети скутера.
На дисплее мультиметра должно показаться напряжение в районе 12 вольт. У меня показало 11,4 – 11,6 вольт. Это нормально, так как скутер работает на холостых. Если есть помощник, то можно попросить его чуть погазовать, чтобы увеличить обороты двигателя и, следовательно, напряжение с генератора. В любом случае напряжение не должно сильно меняться и находиться в районе 12 вольт.
Это был замер напряжения на выходе исправного регулятора напряжения (реле-регулятора).
А теперь посмотрим, что покажет вольтметр при замере напряжений на выходе неисправного регулятора напряжения скутера.
Вот замер напряжения между красным и зелёным проводом. Должно быть не более 14,8 вольт. А на деле все 15,9 — 16 вольт. И это на холостых! Регулятор не работает.
А это напряжение между зелёным и жёлтым проводом. Вольтметр показывает 16,3 вольт переменного напряжения! Не многовато ли для лампочек, которые рассчитаны на 12 вольт? Конечно, дофига.
Если чуток газануть, то можно увидеть, как напряжение резко подскакивает до 27 вольт! От такого кошмара лампы выгорают, как спички. Напомним, что лампа ближнего/дальнего света и лампы подсветки питаются переменным напряжением, которое ограничивается регулятором напряжения. Напряжение снимается с генератора и по проводу в жёлтой изоляции подаётся на включатель освещения и переключатель ближнего/дальнего света.
Если у вас такие показания, то меняйте регулятор напряжения на новый. Стоимость его на момент написания статьи была в пределах 300 – 500 рублей.
При диагностике и ремонте электрооборудования, вам, возможно, понадобиться электрическая схема скутера.
Как обслуживать гелевый аккумулятор для скутера
Гелевые аккумуляторы – это современный вид аккумуляторов, которые можно установить на любой вид транспортного средства, но наиболее популярны они у владельцев скутеров и мотоциклов, так как прекрасно работают при любых длительных и частых наклонах транспорта во время манёвров. Производители некоторых гелевых батарей утверждают, что подача тока не прекратится, даже если аккумулятор полностью перевернуть, но здесь они немного преувеличивают способности аккумов, и делать это, мы крайне не рекомендуем.
Гелевый аккумулятор представляет собой модифицированный кислотный аккумулятор. Главное отличие состоит в том, что благодаря добавлению определённых веществ (в основном кремния), электролит из жидкой формы переходит в гелеобразную и также способен накапливать энергию. В целом гелевая аккумуляторная батарея также состоит из шести (реже из трёх) банок, в которые помещены свинцовые пластины. Между пластинами расположен гелеобразный электролит, который накапливает энергию и одновременно работает как диэлектрик. При покупке нового аккумулятора, чаще всего ёмкость с электролитом располагается отдельно и потребуется самостоятельно залить её в батарею, это сделать достаточно просто.
Новейшая разработка американских производителей фирмы OPTIMA, это гелевые аккумуляторы с гибкими пластинами, свёрнутыми в рулон. Между ними также расположен гелеобразный электролит. Такая конструкция пластин позволяет увеличить ёмкость аккумулятора.
В любом случае, гелевые аккумуляторы являются необслуживаемыми и это одно из главных их преимуществ, особенно для новичков. Действительно, вы покупаете аккумулятор, устанавливаете его в скутер и можете наслаждаться ездой и не утруждаться проверкой уровня электролита, дозаправкой и прочими процедурами. Однако понятие «необслуживаемый» всё — таки весьма относительно и гелевые аккумуляторы также требуют небольшого ухода. Немного о том, как обслуживать гелевый аккумулятор для скутера:
Кроме того, что гелевые батареи практически не требуют ухода, они обладают рядом неоспоримых преимуществ:
Многих владельцев скутеров интересует вопрос: можно ли зарядить гелевый аккумулятор на скутер, на который есть однозначный ответ: можно и нужно это делать не реже 1 раза в сезон для поддержания хорошей работоспособности батареи.
Далее приведём основные правила, как правильно зарядить гелевый аккумулятор для скутера:
При выполнении всех условий гелевый аккумулятор может выдерживать до 1000 зарядок и прослужить до 10 лет.
Что делать если не заряжается гелевый аккумулятор на скутере. Если ток идёт плохо, то для начала можно попробовать увеличить напряжение до 20В, при этом не упустить момент восстановления, иначе батарея воспламенится. Если этот приём не эффективен, то можно попробовать восстановить аккумулятор.
Гелевый аккумулятор нельзя восстановить если: вздут корпус или разрушены пластины (потрясите батарею и прислушайтесь, если услышите шуршание посторонних элементов, то это скорее всего разрушенные пластины). В остальных случаях мы расскажем как восстановить гелевый аккумулятор для скутера. Сделать это достаточно просто с помощью небольшого количества дистиллированной воды и шприца на 2-5 мл. Снимите крышку, удалите все резиновые колпачки, и помощью шприца залейте в каждую банку 1-2 мл воды. Затем нужно подождать 3-4 часа, этого времени хватит, чтобы высохший гель впитал воду и восстановил свою первоначальную консистенцию. Избыток воды следует удалить тем же шприцом. Затем попробуйте ещё раз зарядить аккумулятор и удачи на дорогах.
Устранение неисправностей в системе зарядки аккумулятора скутера
В данной статье речь пойдет об устранении неисправностей в системе зарядки скутерного аккумулятора.Если батарея вашего скутера постоянно разряжается, то причиной этого могут являться неполадки в системе питания аккумулятора. Для проверки этой системы вам будет необходим мультиметр.
При напряжении бортовой сети скутера 12 Вольт батарея просто необходима для нормальной работы мопеда, так как она обеспечивает электричеством его стартер и пусковой обогатитель карбюратора.
Генератор скутера начинает вырабатывать электричество (переменный ток) при работе двигателя начиная с 2000-3000 оборотов в минуту. С помощью преобразователя-стабилизатора переменный ток преобразуется в постоянный, который нужен для зарядки батареи. Стабилизатор заботится о том, чтобы не происходило перезарядки аккумулятора. Если батарее нужна зарядка, стабилизатор пропускает на нее ток. Когда батарея полностью заряжена, стабилизатор как-бы отключается и ток на батарею не подается.
Если при повреждении системы питания не будет подаваться ток на аккумулятор, то он не будет заряжаться. Пока батарея полностью не разрядится, мотор скутера будет работать. При полной разрядке батареи двигатель заглохнет и не будет больше запускаться (ни с электро-, ни с кикстартера).
С другой стороны, если стабилизатор не отключит ток, то это приведет к перезарядке батареи, она нагреется и «вскипит», кислота, находящаяся в аккумуляторе, вытечет наружу. В результате батарея выйдет из строя и может лопнуть.
Рис. 1 Схема системы зарядки скутерного аккумулятора
Алгоритм поиска и устранения неисправностей
Неполадка: батарея скутера не заряжается.
1. Проверить предохранитель и его контакты (при необходимости почистить). Если предохранитель перегорел, то его необходимо заменить. С перегоревшим предохранителем двигатель не будет запускаться.
2. Проверить контакты аккумулятора. При необходимости почистить наждачной бумагой и затянуть крепления.
3. Проверить все провода и штекеры системы зарядки батареи. Первым делом проверьте массу – синий или черный (как правило) провод, который соединяет минусовый контакт аккумулятора с рамой скутера. Иногда бывает достаточно почистить клеммы батареи, чтобы заставить скутер снова работать.
Гелевый аккумулятор: зарядка и обслуживание
Есть 2 основный правила эксплуатации гелевого аккумулятора скутера:
В процессе зарядки самое важное – это следить за поступающим на аккумулятор напряжением. Напряжение зарядки гелевого аккумулятора от зарядного устройства не должно превышать пороговое (чаще всего оно составляет 14,2-14,4 В). Если это правило нарушается, гелеобразный электролит начнет переходить в газообразное состояние и испаряться. А пополнение объема электролита в гелевой батарее не предусмотрено.
Заряжать аккумуляторы можно в любом помещении. Главное, чтобы было обеспечено бесперебойное питание устройства. Рекомендуется проводить эту процедуру не реже одного раза в сезон.
Как проверить регулятор напряжения скутера?
Для проверки необходимо запастись мультиметром у которого есть функция вольтметра. Он нужен для замеров напряжения на выходе регулятора напряжения.
Для того чтобы измерить напряжение нужно чтобы скутер сначала стабилизировался в работе, то есть холостые обороты должны быть стабильны. Можно поставить его на подножку, завести и дождаться стабилизации. Если скутер не заводится, или не держит холостые, то прочитайте статью: скутер не держит холостые обороты. Если все хорошо, то нужно замерить напряжение между красным и зеленым проводом. Наш измерительный прибор ставим на 20В, режим измерения постоянного напряжения. Если напряжение в пределах 14.6 – 14.8 то это нормальное напряжение реле-регулятора. Эсли не исправен регулятор, то это значение может колебаться даже на 5В и больше в любую сторону. Если значение меньше 14.5В, или превышает 15В, то регулятор не исправен.
Регулятор напряжения для скутера своими руками
Реле-регулятор можно сделать своими руками, для этого требуется немного знаний и схемы регулятора напряжения скутера. Мы будем делать регулятор напряжения на китайский скутер своими руками. Самый дешевый вариант, это взять шунтирующий регулятор напряжение. Нюансом является то, что для исправной работы нужно разобрать генератор и вывести отдельным проводом провод от массы.
Было принято решение сделать регулятор напряжения своими руками по той причине, что китайские аналоги столь паршивые, что здесь просто нет слов. Смотрим на фото схема китайс регулятора напряжения:
Будем собирать по этой схеме однофазного генератора:
Для того чтобы сделать реле-регулятор нужно сначала разобрать генератор и снять с двигателя статор. Теперь мы видим такую картину:
На фото видно массу которую надо отпаять, и к ней нам надо припаять отдельный провод на обмотку. После чего его нужно вывести на наружу. Именно этот провод и будет одним концом обмотки. Второй конец – белый провод.
После этого осторожно собираем генератор в обратном порядке. Для чего это все деллось?! У нас с генератора теперь выходит 2 провода которые мы и будем использовать (всех проводов 3) Все изменения, которые произошли можно увидеть на фото ниже:
Подключение регулятора напряжения изображена на этой схеме регулятора напряжения скутера:
Ну вот и все. Наш регулятор напряжения для скутера своими руками почти закончен. Теперь к клемме «+» аккумулятора скутера нужно подключить желтый провод от нашего старого реле-регулятора.
После всей проделанной работы мы получили постоянное напряжение на нашей борт. сети.
Еще один самодельный регулятор напряжение для скутера на видео:
Обслуживание аккумулятора на скутере
Свинцово-кислотные аккумуляторы для мототехники существуют 2-х типов:
АКБ продаются в заряженном и сухозаряженном состоянии. Еще появились гелевые виды, которым обслуживание аккумулятора не требуется.
Подготовка необслуживаемого аккумулятора к первому пуску
Первое что нужно сделать, необходимо заправить электролитом сухозаряженный аккумулятор. Летом достаточно довести плотность электролита до 1,25г/см куб, а зимой довести плотность до 1,28 г/см куб.
Далее нужно открутить пробки банок аккумулятора и очень аккуратно залить в них электролит (лучше это делать в перчатках и рабочей одежде), залить нужно так, чтобы электролит покрывал свинцовые пластины на 1-1,5см, но не под самое горлышко.
Вот и закончена не сложная процедура заправки аккумулятора и уже через два часа можно пользоваться. Обратите внимание, аккумулятор сначала будет заряжен только на 60-70%, но этого достаточно чтобы завести скутер.
Фотоотчет: Как проверить зарядку скутера?
Процесс проверки зарядки скутера можно выразить буквально в паре предложений. Сложного в этом деле ничего нет: открываем лючок аккумулятора, переводим тестер в режим измерения постоянного тока в диапазон 20V, запускаем двигатель и не снимая клемм с аккумулятора — даем хорошенько газу и замеряем ток:
В нашем случае, ток заряда уложился в норму, а это значит, что с генератором и реле-регулятором все в порядке
По сути рассказывать больше не о чем и на этом можно было и закончить, если бы не одно «но»… А «но» заключается в том, что делать, если ток заряда ниже нормы, например 12V или много выше, например 16V или еще больше?
В том и другом случае ситуацию как есть оставлять нельзя в особенности ее нельзя оставлять во втором случае, когда ток заряда выше нормы. Так как рано или поздно высокий ток выведет из строя аккумулятор и спалит все лампочки, а то и проводку
Всех причин высокого или низкого зарядного тока в этой статье не опишешь и все они по сути индивидуальны. У кого-то проводка коротнула, у кого-то в генераторе сгорела управляющая проводка, у кого-то реле-регулятор навернулся, а кто-то и сам с проводкой намутил… Если у вас есть навыки в этом деле — двигайтесь в сторону реле-регулятора, не ошибетесь.
Использование специальных ЗУ для гелевых аккумуляторов
Специальные устройства во многом отличаются от обычных, а принцип действия представлен следующими этапами зарядки:
Как проверить реле зарядки на скутере самостоятельно?
Реле-регулятор, или стабилизатор напряжения, играет важную роль в работе современных скутеров, главной задачей которого является стабилизация напряжения. При скорости мопеда 60 км в час генератор способен вырабатывать напряжение до 35 Вольт, и без его стабилизации это может привести к выходу из строя всей электроники мопеда, включая аккумулятор. Статья расскажет, что такое регулятор напряжения и как его проверить на скутере.
Реле-регулятор напряжения на скутер четырехконтактный
Как продлить срок службы гелевого аккумулятора
Чтобы продлить эксплуатационный период вашего гелевого аккумулятора, достаточно снизить выходное напряжение на зарядном устройстве до 0,3 А. Из-за этого срок полной зарядки увеличится до 24 часов, однако потери объема аккумулятора будут сведены к абсолютному минимуму. При этом важно, чтобы электрическое напряжение в процессе не превышало 15 вольт (иначе гелевый аккумулятор просто вспучит изнутри). Этот же способ можно применять для реанимации и восстановления гелевой АКБ скутера после ее полного разряда (которой, как мы уже писали выше, стоит всячески избегать).
Для чего используют регулятор напряжения?
Реле-регулятор стабилизирует напряжение генератора скутера на нужном уровне, не позволяя ему повышать или снижать показатель больше или меньше нормы. Это не даёт скачкам бортового напряжения выйти за установленные пределы (в зависимости от бортов это 12-14 В) и испортить работу потребителей, ресурс которых рассчитан не более чем 13 В.
Помимо стабилизации напряжения, реле также преобразует переменный ток в постоянный, что необходимо для зарядки аккумуляторной батареи.
Производители мопедов устанавливают на скутеры реле зарядки с разными параметрами и подбирают их для каждого индивидуально. В зависимости от схемы регулятора отличаются и разъёмы. У китайских моделей обычно 5 клемм (папа), у японских ― 4.
Принципиальные отличия гелевых аккумуляторов
Принцип работы гелевых батарей схож с тем, который используется в кислотных герметизированных аккумуляторах. Хотя производители выделяют 2 отличия.
Электролит представлен в виде геля, состоящего из дистиллированной воды, серной кислоты. Поэтому АКБ и получила такое название. Некоторые автомобилисты называют аккумуляторы гелиевыми. Это неправильно, поскольку для их заправки применяется не газ.
Недопустим и перезаряд гелевой батареи, приводящий к стремительной потере емкости. Зарядное напряжение лучше поддерживать на уровне 14–16 В.
Среди положительных качеств выделяют:
Схема и принцип работы
Работа стабилизатора у всех моделей практически одинакова и заключается в распределении тока, подаваемого от генератора, для его стабилизации и дальнейшего распределения по потребителям.
К основным периферийным потребителям скутера относятся:
Как работает стабилизатор? Основным принципом его работы является выполнение функции трансформатора, который понижает напряжение до оптимального уровня, приемлемого для работы электрических приборов, а также стабилизирует сеть и предотвращает неожиданные скачки напряжения.
В случае нарушения работы реле приборы скутера выходят из строя, быстро изнашиваются или перегорают.
Для избежания этих проблем и их нежелательных последствий следует знать основы правильной работы электрической схемы и узлов напряжения скутера (рисунок 1).
Признаки необходимости проверки
Если на скутере стал часто садиться аккумулятор, а он еще довольно новый, это означает, что есть неполадки в работе реле-регулятора. Как показывает практика, перегорает он довольно часто. При неисправном приборе батарея прекращает полностью заряжаться и теряет свою ёмкость. А значит завести скутер с кнопки не удастся, придётся заводить с кикстартером.
Еще одним характерным признаком некорректной работы прибора может являться частое перегорание лампочек накаливания. Сами по себе они долговечны и имеют хороший ресурс прочности, но довольно чувствительны к перепадам напряжения. Это случается потому, что оптимальное напряжение в сети скутера считается 12-13 В. Повышение этого значения даже на 2 В сокращает срок службы электроники и узлов в 2 раза.
Чем больше отклонение от нормы, тем больше вероятность того, что в скутере что-либо перегорит. Поэтому при запуске скутера со стартера при скачке напряжения при неисправном реле лампочки как правило перегорают.
Признаки неисправности работы регулятора идентичны для всех моделей китайских скутеров. Особенно они характерны для реле зарядки на скутеры китайских моделей с объёмом двигателя 50 куб. Поэтому прежде чем принимать решение что-то заменить в электронике, тестирование систем и приборов следует начинать именно с реле-регулятора.
Что представляют собой гелевые аккумуляторы?
Гелевая АКБ представляет собой продукт преобразования классической батареи. Жидкий наполнитель был заменен гелеобразным. Принцип действия не отличается от такового у привычных кислотно-свинцовых аккумуляторов.
Существует 2 варианта изготовления таких элементов питания:
Произведенные по этим технологиям изделия используются в автомобиле- и судостроении. От них питаются приборы, требующие бесперебойного энергоснабжения. АКБ с гелеобразным наполнителем в автомобили устанавливаются редко.
Однако они пользуются спросом среди владельцев мотоциклов и мопедов. Аккумулятор служит не менее 10 лет. Он исправно работает в любом положении. Герметичность корпуса препятствует подтеканию электролита.
Преимущества
К преимуществам гелевых источников питания относятся такие качества:
Гелевый аккумуляторы отличаются безопасностью и длительным сроком службы.
Недостатки
К отрицательным качествам GEL-аккумуляторов относятся такие моменты:
Пример специализированных зарядных устройств для свинцово-кислотных и гелевых батарей от фирмы Optima и Universal.
Как проверить РР мультиметром на мопеде?
Проверку реле-регулятора на китайском скутере проводят с применением мультиметра с функцией вольтмерта. Для этой цели обычно применяют простой DT-830 (или аналог). Диагностику и замер напряжения на выходе лучше проводить на снятом приборе.
Алгоритм проверки:
С применением мультиметра проводят проверку реле-регулятора на китайском скутере
На скутерах 4Т реле-регулятор проверяют при помощи тестера. Обычно для этих целей используется механический тестер, хотя есть и электронные модели.
Для того чтобы сделать измерение, нужно:
Таким способом проверяются регуляторы на популярных японских моделях с малым объёмом двигателя таких брендов, как Honda (Leard, Dio, Tact), Suzuki, Yamaha.
Заменить неисправный реле-регулятор на скутере не составит труда
Как заменить неисправный реле-регулятор на скутере?
Если на контакты аккумуляторной батареи не подаётся зарядный ток при исправно работающем генераторе ― нужно менять стабилизатор. Заменить его самостоятельно не составит труда.
Для этого нужно проделать следующее:
Как изготовить реле-регулятор своими руками?
Для изготовления реле-регулятора своими руками нужны схема и немного знаний. В основу модели самодельного регулятора положен принцип разбора генератора и вывода отдельным концом провода от массы.
В качестве схемы можно взять схему подсоединения реле-регулятора (рисунок 3), и на ее основе собрать однофазный генератор.
Для сбора стабилизатора нужно:
При таком устройстве у генератора получается 2 провода (всего их должно быть 3). Подключить стабилизатор можно по такой схеме:
Схема изготовления реле-регулятора своими руками
В заключение процесса нужно к клемме «+» подключить желтый провод со старого регулятора, чтобы получить постоянное напряжение на бортах сети. Проверить полученный регулятор напряжения на скутере. На этом процесс создания самодельного прибора можно считать законченным.
Реле-регулятор ― вещь очень полезная и нужная для нормальной работы мопеда. Однако требует внимания и постоянного мониторинга его работы. Поэтому если прибор вышел из строя либо его показатели неудовлетворительные, лучше его заменить на новый, стоимость которого сегодня составляет от 300 до 500 рублей.
Зарядное устройство для гелевых аккумуляторов
Как уже писалось выше, для зарядки гелевых АКБ требуется специальное устройство. Благодаря тому, что эта технология набирает все большую популярность, сегодня купить зарядное устройство для гелевого аккумулятора несложно (некоторые умельцы даже умудряются собрать его в домашних условиях). Их отличительная особенность – возможность регулировать напряжение. Перед зарядкой необходимо установить его на отметке в 10% от мощности аккумулятора (она указывается непосредственно на корпусе батареи).
Сколько заряжать гелевый аккумулятор для скутера
Для полной зарядки гелевой батареи в домашних условиях требуется, как правило, не менее 12 часов.
К сожалению, использование специальных зарядных устройств для гелевых аккумуляторов еще распространено не повсеместно. Даже на некоторых сервисных центрах еще не знают, как заряжать гелевые АКБ правильно. Поэтому, если вы решили не обременять себя зарядкой своими руками, рекомендуем проследить, чтобы специалисты СТО использовали именно правильное зарядное устройство.