на протяжении тысячелетий согласно библии считалось что
В 9:37 поступил вопрос в раздел Биология, который вызвал затруднения у обучающегося.
Вопрос вызвавший трудности
Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru
После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:
Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.
ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!
Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.
Деятельность компании в цифрах:
Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.
Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.
На протяжении тысячелетий согласно библии считалось что
На основании чего учреждается брак согласно с Библией?
1. Бог считает пару супружеской, когда они официально обручены. Библейские тексты, приводимые в подтверждение этого взгляда, в основном говорят о покорности государственным властям (Римлянам 13:1-7; 1 Петра 2:17). Ключевой аргумент заключается в том, что, если государство требует оформления определённых «документов» для признания брака, то пара должна следовать процессу, утверждённому государством. Покорность властям, безусловно, поддерживается Библией, если эти требования не противоречат Божьему Слову и являются обоснованными. Римлянам 13:1-2 говорит нам:
«Пусть все подчиняются властям, потому что всякая власть от Бога, и все существующие власти поставлены Богом. Поэтому тот, кто противится власти, противится тому, что повелел Бог, а всякий, кто противится, навлекает на себя Его суд» (современный перевод Российского Библейского Общества).
Эта теория имеет некоторые слабые стороны и потенциальные проблемы. Во-первых, браки существовали задолго до организации каких-либо форм государственного правления. На протяжении тысячелетий люди женились без свидетельств о браке. Во-вторых, даже сегодня существуют определённые страны, не имеющие государственного признания брака и/или каких-либо государственных требований к браку. В-третьих, есть государства, которые ставят небиблейские требования к признанию брака. Например, существуют страны, требующие, чтобы бракосочетание происходило в католической церкви, согласно с католическим учением и под руководством католического священника. Очевидно, что для тех, кто не согласен с католической церковью и её пониманием брака как таинства, следование постановлению о браке в католической церкви не будет соответствовать Библии.
2. Пара является женатой в Божьих глазах, когда они прошли через определённую формальную брачную церемонию. Подобно тому, как во многих культурах отец приводит свою дочь к брачному алтарю, некоторые толкователи считают, что Бог привёл Еву к Адаму (Бытие 2:22). По их мнению, это было Божьим участием в первой брачной «церемонии». В Евангелии от Иоанна, глава 2, Иисус присутствовал на брачной церемонии. Он бы не принимал участия в таком мероприятии, если бы не был согласен с происходящим. Тем не менее, присутствие Иисуса на брачной церемонии никоим образом не определяет, что Бог требует брачную церемонию, но самым определённым образом свидетельствует, что брачная церемония приемлема в Его глазах. Почти каждая культура в истории человечества имела определённые виды формальной брачной церемонии. В каждой культуре существует мероприятие, действие, завет или объявление, которое считается провозглашением мужчины и женщины обручёнными.
3. Бог рассматривает пару женатой в тот момент, когда они вступают в половые отношения. Некоторые люди утверждают, что любой мужчина и женщина, вступившие в половые отношения, рассматриваются Богом женатыми. Такая позиция не имеет библейской поддержки. Основанием для таких утверждений является тот факт, что половые отношения между мужем и женой являются высшим исполнением принципа «одной плоти» (Бытие 2:24; Матфея 19:5; Ефесянам 5:31). В этом смысле половые отношения являются последней «печатью» на брачном завете. Тем не менее, если пара законно и официально жената, но по некоторым причинам не в состоянии вступить в половые отношения, она всё равно будет считаться женатой.
Считать пару, вступившую в половые отношения, но не следовавшую каким-либо другим аспектам брачного завета, женатой не соответствует Библии. Священное Писание в таких местах как 1 Коринфянам 7:2 отмечает, что половые отношения до брака являются аморальными. Если половые отношения приводят пару к браку, то это не может считаться аморальным, так как она будет рассматриваться женатой в момент вступления в половые отношения. Тем не менее, нет никаких библейских оснований для неженатой пары вступать в половые отношения, а потом считать себя женатыми, провозглашая таким образом, что все дальнейшие половые отношения будут моральными и славящими Бога.
Что, если один или несколько принципов не исполнены? Является ли такая пара женатой в Божьих глазах? В конечном итоге, этот вопрос решается между парой и Богом. Бог знает наши сердца (1 Иоанна 3:20). Бог знает разницу между истинным брачным заветом и попыткой оправдать половую аморальность.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Почему баптисты не носят крест: кто из христиан не носит крест
Крест – один из самых узнаваемых символов в мире. Некогда он был в ходу у наших пращуров-язычников и распространен во многих примитивных культурах. Но с появлением христианства крест стал трактоваться именно как символ принадлежности к соответствующей религиозной конфессии.
Немного об истории религии
Христианская религия зародилась в начале нашей эры: собственно говоря, общепринятое летоисчисление ведется от рождения сына Божьего, Христа. Местом зарождения веры считается Иудея (Палестина), где после смерти и вознесения Христа начало распространяться соответствующее учение и заповеди Спасителя. Как ни странно, первыми приверженцами нового вероучения, наряду с арамейцами, стали иудеи.
Поначалу, на протяжении тысячелетия, христианская церковь была единой. Затем, в 1054 году произошло разделение христианской церкви на католическую и православную, а еще позже, уже в Средневековье, от католической церкви отделился протестантизм, который впоследствии распался на множество более мелких конфессий.
На данный момент христианскую религию исповедует порядка трети от всего населения Земного шара. Число приверженцев протестантизма составляет около 800 миллионов человек – это второе по численности направление христианства после католицизма.
Сейчас в мире по-прежнему существует три основных направления христианской религии:
Крест далеко не сразу стал символом христианской религии – до воцарения императора Константина учение Христа олицетворяли рыбы, агнец, хризма (инициалы Спасителя) и даже якорь. Однако с начала IV столетия символ животворящего креста стал постепенно распространяться, пока не достиг нынешней популярности. Впоследствии его стали дополнять распятой фигуркой Христа.
Постоянное ношение нательного креста после крещения более типично для православия (причем русского). Современные католики носят кресты реже, а православные греки и приверженцы большинства ветвей протестантизма – вообще никогда.
Носят ли протестанты крестики?
Как говорилось выше, протестантизм весьма многообразен и широко распространен – количество разнообразных течений внутри него измеряется тысячами. Большинство их основано на безусловном следовании Библии, живой вере и священстве всех верующих.
Канонизированных святых в протестантизме практически нет. Точнее, их житие не отрицается, но они почитаются, скорее, как мудрые учителя. В большинстве направлений обрядовая часть сильно урезана и сводится лишь к двум таинствам: крещению (которое проводится обычно в осознанном возрасте) и причастию. Некоторые течения обходятся и вовсе без них.
Действительно, протестанты не носят крестик (во всяком случае, представители большинства крупных течений). Крест не используется в богослужениях и не является объектом поклонения.
Протестанты объясняют это тем, что истинная вера не нуждается в материальных символах, а поклонение им – идолопоклонничество, всячески порицаемое в христианстве. Тем не менее, символ креста они не отвергают (он украшает молельные дома, изображается на Библиях, которые распространяются бесплатно), а просто ему не поклоняются.
Молельные дома протестантов обычно обставлены весьма лаконично. В них отсутствуют иконы, изваяния и роскошная утварь. Некоторые течения и вовсе не признают необходимости иметь специальные места для отправления богослужений: где собрались верующие, там и церковь.
Почему баптисты не носят крестик
Баптистское вероучение – одно из распространенных ответвлений протестантизма. В России оно, пожалуй, наиболее популярно. Баптисты придают грандиозное значение всему, что написано в Библии, крестятся в зрелом возрасте и не приемлют идолопоклонничества в любой форме. Таковым они считают поклонение кресту: от осенения крестным знамением до ношения нательного крестика.
Золотая подвеска с фианитами (перейти в каталог SUNLIGHT)
Тем не менее, наиболее продвинутые представители этой конфессии считают, что к кресту нужно относиться с уважением. Однако не нужно путать уважение с преклонением и заменять истинную веру материальными символами.
Баптистам закономерно оппонируют представители православного духовенства, приводя слова Апостола Павла из Библии. Святой очень чтил животворящий крест и призывал к этому всех верующих.
Православные греки
Православие в Греции воцарилось гораздо раньше, чем на Руси. И если у нас оно насаждалось сверху, то первые верующие в Христа греки подвергались серьезным гонениям. Носить крест в те времена было попросту опасным: первых христиан нещадно истребляли.
Тем не менее, считается, что великомученики греческого происхождения носили кресты. Впоследствии некоторые верующие начали татуировать крест на груди (его невозможно сорвать и осквернить) или носить медальоны с изображением распятия.
В общем, традиция ношения нательных крестиков в Греции не прижилась. По мнению современных греческих теологов, каждый человек получает духовный крест при крещении, а в материальном воплощении он не нуждается.
Что носят евреи вместо креста?
Евреи не носят крестик потому, что не являются христианами. У них есть собственная религия – иудаизм. Что интересно: иудаизм гораздо старше христианства и вообще является самой старой монотеистической религией в мире. Евреи-ортодоксы придерживаются крайне строгих и непонятных инакомыслящим канонов.
Евреи не имели никакого отношения к казни Христа. Земли Иудеи были захвачены легионами римлян, и самим евреям от этого было несладко. Римляне (тогда еще язычники) и распяли Спасителя.
Евреи носят на шее вместо крестика шестиконечную звезду Давида. Это не настолько религиозный, насколько духовный и национальный символ, так что ношение его – дело сугубо добровольное.
Христианский крестик не оберег и не талисман на удачу – без истинной веры он пуст. Так что носить его нужно только тем людям, которые действительно чтят Христа и искренне благодарят его за спасение.
Так говорит Господь: Священен ли устный закон?
Т радиционный иудаизм часто обосновывает свое непринятие Нового Завета в том числе тем, что, согласно положениям последнего, эта часть Писания является не менее авторитетной, чем Тора. При этом у самих раввинов имеется ряд документов, которые были написаны спустя много лет после Торы – прежде всего Талмуд, – но тем не менее считаются авторитетными. Почему так происходит?
Согласно положениям традиционного ортодоксального иудаизма, на горе Синай Моисею было дано два свода законов. Письменная Тора состоит из пяти книг, записанных Моисеем. Но, по утверждению раввинов, вместе с ней Моисею был дан сопутствующий «устный закон», который он передал вождям Израиля. Этот устный закон представляет собой ряд обоснований, мнений и комментариев, которые позволяют каждому последующему поколению толковать закон в соответствии с потребностями своего времени. Таким образом, говорят раввины, закон не остается статичным и не теряет актуальности в изменяющемся мире.
Основной аргумент в пользу необходимости сопутствующего устного закона, как правило, формулируется следующим образом: «Бог повелел нам не работать в субботу. Но что именно является работой? Бог, конечно же, не будет требовать от нас делать что-то, не объяснив нам, как это делать правильно, не так ли? Поэтому устный закон абсолютно необходим». На основании этого аргумента раввины написали бессчетное количество томов, регламентирующих каждый аспект повседневной жизни.
Одним из самых удивительных свойств устного закона является то, что он делает раввинов не только рупором этих новых законов – но и их творцами. Ортодоксальные евреи говорят, что такая передача власти является частью Божьего плана, как если бы этот процесс принятия решений был установлен самим Богом. Один ортодоксальный раввин объясняет это следующим образом:
«В некотором смысле, Бог ограничил Свое право вмешиваться в галахический процесс. Он предпочитает упорядоченные законодательные процедуры чудесам и гласу с неба. Если бы сверхъестественным явлениям позволено было влиять на определение галахи, рухнула бы вся структура изучения Торы – столп, на котором зиждется иудаизм. Уберите право мудрецов толковать закон, и все дискуссии и диалоги Талмуда утратят смысл. Чтобы иудаизм мог оставаться всегда актуальным и динамичным образом жизни народа, право мудрецов определять галаху не должно зависеть от божественного отрицания таких определений». (Натан Т. Лопес Кардозо «Письменная и устная Тора» [Nathan T. Lopes Cardozo, The Written and Oral Torah, Jerusalem, 1989, Jason Aronson Inc., стр. 76]).
Carl Schleicher (1825–1903) – “Beim Rabbi” (1860s)
Возникает вопрос, аналогичный поднятому в основной статье: на каком основании мы берем на себя право принимать решение об участии или неучастии Бога в чем бы то ни было?
Впервые устный закон был изложен в письменной форме в Мишне (первой части Талмуда, записанной около 200 года н.э.). Мишна содержит информацию, которая была известна в течение некоторого времени до ее написания – возможно, одной или двух сотен лет. Но есть ли какие-нибудь доказательства того, что эти «законы» были даны на Синае? Именно это утверждение имеет первостепенное значение. Если право раввинов комментировать и выносить постановления не было утверждено на Синае, значит их власть не дана Богом.
Точно также неортодоксальные евреи должны осознать, что их религиозная традиция основана на системе, созданной людьми. Именно эта система чаще всего наиболее категорично и последовательно выступает против веры в Иисуса как Мессию. Многие указывают на части Талмуда, которые отрицают учение Иисуса, как на доказательство того, что Иисус был не Тем, за кого Себя выдавал. Но не являются ли эти части Талмуда просто реакцией раввинов-современников Иисуса, которые без долгих рассуждений решили, что Иисус угрожает их власти?
Тысячелетиями те, кто, как считается, имел наиболее глубокое понимание иудаизма, искали обоснование своих выводов в этих внебиблейских писаниях. Но остаются вопросы относительно подлинности (синайского происхождения) устного закона.
1. Насколько точно передавался устный закон из поколения в поколение?
Со времени восхождения Моисея на гору Синай до написания Мишны прошло больше 1000 лет. Этот период истории еврейского народа был весьма бурным: он то жил в своей земле, то отправлялся в изгнание, столкнулся с несколькими попытками ассимиляции и не раз забывал Божий закон. И если евреи настолько легко забывали письменный закон, какова вероятность существования устной традиции, передаваемой из поколения в поколение без искажений?
2. Кто сказал раввинам записать устный закон?
Раввины приводят множество причин, по которым было важно, чтобы устный закон оставался устным. Например, он не должен был попасть не в те руки. Но если это было так важно, зачем тогда они его вообще записали? Раввины обычно ссылаются на обстоятельства того исторического периода, в первую очередь на разрушение Храма в 70 году н.э. Некоторые опасались, что иудаизм не выстоит, если эти законы не будут записаны. Но тогдашние исторические обстоятельства не были уникальными. Храм уже был однажды разрушен, и еврейскому народу на своем веку пришлось столкнуться с еще более жестокими противниками, чем римляне. Что в этот раз было по-другому? Если устный закон действительно сохранился несмотря на все предыдущие испытания – разве Бог не сохранил бы его и дальше?
3. Есть ли в письменной Торе какие-либо намеки на устную Тору?
Раввины ссылаются на места Писания, которые якобы намекают, что Бог дал сынам Израиля правила, не упомянутые в письменной Торе (смотрите Второзаконие 12:21). Но в лучшем случае эти места Писания доказывают, что Бог дал такие правила отдельно от письменного закона. Эти стихи не дают основания полагать, что подобные законы были даны на Синае, или что традиции, которые окажут влияние на вопросы иудаизма в более поздние эпохи, передавались из поколения в поколение на момент написания данных стихов.
В то время как канонизированное Еврейское Писание ничего или почти ничего не говорит об устном законе, оно говорит о Новом Завете, который однажды будет заключен. В книге Иеремии 31:31-33 написано:
«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом».
Это вовсе не означает, что в Талмуде нет полезных учений. Но когда раввины вместо Писания обращаются к сочинениям предыдущих раввинов, чтобы обосновать собственную власть и опровергать утверждения Иисуса, сам устный закон должен быть поставлен под сомнение. Мы призываем наших читателей самостоятельно исследовать Писание, чтобы найти ответы, кто такой Мессия. И, конечно же, не помешает изучить текст Нового Завета, который также сохранялся неизменным на протяжении тысячелетий, чтобы понять, является ли Иисус Тем, о Ком писали пророки, и узнать, о чем вообще идет речь в этом Новом Завете.
Глава IX. Библия и антропология
Рассмотрим три следующих вопроса:
Как появился человек?
Когда появился человек?
Посмотрим, что говорит Библия по поводу этих вопросов и как наука относится к библейскому откровению.
Как появился человек?
По этому поводу много написано нелепостей в связи с так называемой «теорией эволюции». Теория эта, игнорируя библейское свидетельство о сотворении человека, по своему пытается объяснить его появление на земле. Так, она утверждает, что человек в его теперешнем состоянии явился путем перерождения из более низшего типа человека, тогда как последний в свою очередь, произошел от животного, например, от обезьяны, но и обезьяна, по этой теории, явилась вследствие перерождения, из какого-то более низшего животного вида, например, лягушки, лягушка же могла произойти через эволюцию какого-нибудь растения, а растение вышло из неорганического кристалла, – короче говоря, теория эволюции пробует утверждать, что жизнь на земле зародилась произвольно, мертвая материя сама по себе зашевелилась и начала свой эволюционный процесс. Ссылаются на Дарвина, будто бы он сумел проследить преобразование видов жизни в обратном направлении от «электричества и альбумина». В этом якобы и состоит основа теории эволюции.
Др. Р. Ланкестер, последователь этой теории, в Оксфорде сказал в заключение своей речи о происхождении человека от человекообразной обезьяны: «Животные в свою очередь произошли от более низшей животной материи, а последняя – от еще более простейших соединений химических элементов».
Проф. Дж. Томпсон высказался ещё откровеннее: «Необходимо признать, что некий первобытный зародыш, неведомо как явившийся, через миллионы лет претворился в человека».
Беря эти крайние заключения науки, постараемся ответить на три важных вопроса.
Возможно ли самопроизвольное зарождение жизни из мертвой материи?
Является ли человек следствием эволюции (перерождения) низшего организма в более высший?
Произошло ли человечество от Адама, как об этом свидетельствует Св. Писание?
1. В отношении первого вопроса вряд ли найдется больший авторитет, чем Лорд Кальвин. В одной из своих статей он говорит: «Может ли быть что-либо более абсурдное, чем вера в то, что несколько атомов, путем соединения, сами по себе в состоянии были создать росток мха, микроба или животное?! Здесь именно наука должна признать наличие вмешательства высшей творческой силы. Сорок лет тому назад, гуляя в поле с Либихом, я спросил великого химика, что думает он относительно идеи самозарождения цветов, растущих вокруг нас, могли ли они явиться в результате процесса чисто механических сил? «Не могу допустить этого, отвечал он, как я не верю в то, что книга по ботанике, описывающая цветы, не явилась в результате простого химического процесса, так, тем более, не могу допустить о самозарождении цветов».
В речи своей, обращенной к студентам Медицинского факультета Лорд Кальвин сказал: «Пусть не думают они (сторонники эволюции), что путем какого-нибудь электрического фокуса им удастся создать живую клетку. Никогда не поддавайтесь этой глупой фантазии. Все попытки создать хоть незначительное органическое вещество или бактерию или хотя бы одну органическую живую клетку не увенчались и не увенчаются успехом! Никакой искусственный процесс не может создать жизнь».
Нет ничего удивительного, что ученый мир давно отшатнулся от теории самопроизвольного зарождения, как от идеи ни на чем не основанной. Оливер Лодж говорит: «Попытки доказать теорию эволюции, как они не были многочисленны, остаются до сих пор совершенно безуспешными». Сын самого Чарльза Дарвина, Георг Дарвин на одном из заседаний Британского Общества в Южной Африке (16 авг. 1905 г.) заявил: «тайна жизни остается столь же непроницаемой теперь, как и всегда».
Известный проф. Генри Друммонд в своей книге «Естественный Закон в Духовном Мире» вплотную касается вопроса появления жизни на земле. Разбирая подробно данные за и против самопроизвольного зарождения жизни, в конце он резюмирует так: «В глазах новейшей науки природа является разделенною надвое. Физические законы могут объяснить неорганический мир; законы биологии в состоянии дать отчет о развитии органического; но насчет точки соприкосновения между теми и другими, насчет непонятной грани, лежащей между мертвым и живым, наука молчит. Невольно скажешь, что как будто Бог отдал все на небе и на земле в руки природы, но точку, где возникает жизнь, оставил для Своего непосредственного проявления». 25
Из всех этих заявлений ученых обоего лагеря становится вполне очевидно, что теория самозарождения жизни на земле не выдерживает критики. Факт появления жизни, – которая сокрыта в Боге, принимается окончательно не только религией, но и наукой.
2. Является ли человек следствием перерождения низшего организма в более высший?
Приговор истинной науки определенный, он вытекает сам собой после разрешения вопроса предыдущего. Даже сами сторонники теории эволюции открыто признаются в зыбкости данных своего учения. Тот же Тиндаль говорит: «Поддерживающие учение об эволюции, вполне сознают всю неопределенность доводов в пользу нее». Томпсон и Геддес, отвечая на вопрос: как мог появиться человек? – выразились в объединенной статье таким образом: «Мы не знаем, каково его происхождение. Факты заставляют нас признать, что данные теории эволюции весьма неопределенны и не могут занять прочно места в науке». Разноголосица ученых, делающих попытки, сделать свои научные построения на этой теории лучше всего доказывает всю ее несостоятельность. В спорах о ней, сами ее сторонники давно разорвали ее на такие мелкие клочки, что от нее в сущности уже ничего не осталось.
Джорд Стокс, считавшийся, одним из величайших людей эпохи королевы Виктории, который по замечанию Лорда Кальвина – знанием и опытом охватывал всю область естественной философии, имел обыкновение говорить в беседе с учеными: «Доказали ли вы ваши факты?» Он не мог понять, как ученые могут трактовать теорию эволюции, не обладая цепью фактов, доказывающих ее; по его словам, подобного странного явления в науке история человечества еще не знала. Факты как раз противоречат ей и прямо опровергают ее».
Гизо, касаясь данного положения, очень метко заявляет: «Система преобразования видов равно отвергается и наукою и чувством здравого смысла. Она не опирается ни на одном осязательном факте, ни на каком данном научного наблюдения или исторического предания; все признанные факты, все открытые памятники, из разных веков и разных мест, относительно видов существующих свидетельствуют, что они не подверглись никакому преобразованию, никакому значительному и прочному изменению; за тысячу, две, за три тысячи лет назад эти виды являются такими, каковы они и в настоящее время». 28
После таких свидетельств ученых, само собою напрашивается подразделение всего вопроса о происхождении человека на два вопроса.
1) Произошел ли человек из низшего животного мира, 2) и произошел ли цивилизованный человек из низшего типа человека?
Что касается первого, то на него можно ответить прямо – нет, ибо, если бы это было так, то наука обнаружила бы переходные формы преобразования видов до человека, однако она не располагает ими. Есть человек, и есть обезьяна, но между ними нет ничего, при этом и обезьяна продолжает оставаться тысячелетиями обезьяной. Д. В. Даусон говорит: «Никаких останков переходных форм наука не знает». Древнейшие останки человека не говорят ничего о предыдущих стадиях его развития». Проф. Оуэн добавляет: «Человек является единственным видом своего класса и единственным представителем своего вида». Проф. Пост, ученый из Сирии, посетив Британский Музей, и осматривая его, спросил эксперта: «какие имеются доказательства теории эволюции Дарвина?» На что эксперт ответил: «Во всем музее нет ни крупицы подтверждения такой теории, потому что она не основана на наблюдениях и фактах».
Так разрешается вопрос о происхождении человека от животного мира. Закончим рассуждение о нем словами Гизо: «Человек не есть обезьяна, преобразованная и усовершенствованная путем темного брожения элементов природы в течение веков; такое притязательное объяснение происхождения человеческого вида, есть одна гипотеза, плод воображения, легко обольщающегося замысловатыми догадками, которые внушаются недостаточностью действительного постижения природы и которых оправдание мечтают возложить на неопределенно-отдаленное время и на события неизвестные. Начало коренного различия и пребываемости видов, твердо обоснованное многими известными учеными (Кювье, Флуренсом, Костом, Картфажем) и всеми строгими наблюдателями фактов, остается господствующим в науке, как и в живой действительности». 29
Что же касается второго, то наука с большой точностью указывает, что человек не столько прогрессирует в своем развитии, сколько претерпевает изменения в обратном направлении, скорее идет т. ск. к вырождению.
Гораций Хейл доказывает, что «первобытный человек должен был обладать такими же интеллектуальными свойствами, как и его потомки». Д. В. Даусон пишет также, что «судя по древнейшим останкам человека, первобытное его состояние было лучшим его состоянием».
Позднейшие открытия науки не только опровергают теорию эволюции, но подтверждают все библейские данные на этот счет. Известно, что самые древние останки человека обнаружены в Бельгии, во Франции и у Гибралтара. Сохранившиеся черепа скелетов, принадлежащих к, так называемому, палантропическому или послеледниковому веку, который, очевидно, соответствует с периодом истории Библии до потопа, свидетельствуют о четырех следующих характерных чертах древнего человека:
А) он обладал превосходными интеллектуальными силами и вкусом; Б) большой продолжительностью жизни; В) – большим ростом, достигавшим семи полных футов; Г) – огромной мускульной силой с указанием на горячность темперамента и жестокость.
Естественно, что все эти данные исключают совершенно мысль о теории эволюции, но в то же время абсолютно подтверждают сведения, записанные на страницах Библии.
А) В Быт. 1:27 читаем: «И сотворил Бог человека по образу Своему», что дает понять, что сотворенный человек должен был обладать интеллектуальными силами и превосходным вкусом.
Б) Быт. 5 показывает, что средняя продолжительность жизни древнего человека доходила до 900 лет, и найденные останки свидетельствуют о том же, т. е. о большой продолжительности жизни их обладателей.
В) Быт. 6:4 прямо сообщает: «В то время были на земле исполины». Может быть эти древние останки и принадлежат тем исполинам?
Г) Быт. 6:5 и 11 свидетельствуют о том, что на протяжении первых полутора тысяч лет своего существования, человек, вместо того чтобы улучшаться (по теории эволюции), наоборот, развращался и опускался. «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле». «Земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями». О том же говорят и найденные черепа исполинов, – они были сильны, но горячи и жестоки.
Итак, видно, что в то время как «эволюция» совершенно не способна дать объяснения на вопрос: «Как появился человек?» – Библия дает полный ответ, который не только гармонирует со всем учением Св. Писания, но также находится в полном согласии с новейшими научными данными по этому поводу. Из всего этого следует, что Адам – произошел не от обезьяны, а от Бога; и что наша жизнь не из ничего, а от Духа Божия.
3. Произошло ли человечество от Адама, как об этом свидетельствует Св. Писание?
Писание дает по всем этим интригующим вопросам вполне удовлетворительные разъяснения. Согласно им, Адам был единственным первым человеком на земле, а, значит, и единственным родоначальником всего человечества вместе с Евой – женой, матерью всех.
Остановимся на этих библейских данных.
А) Библия говорит, что до сотворения Адама на земле не было ни одного человеческого существа: «не было человека для возделывания земли» ( Быт. 2:5 ).
Б) Библия говорит, что при сотворении Адам был один. «Не хорошо быть человеку одному» ( Быт. 2:18 ), тоже следует из стиха 20-го той же главы: «Для человека не нашлось помощника, подобного ему». Подтверждение этой мысли имеется и в Новом Завете ( 1Кор. 15:45 ).
Г) Библия говорит, что все люди имеют одну и ту же мать – Еву. В Быт. 3:20 читаем: «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих». О ней сказано, что она будет рождать детей ( Быт. 3:16 ) и что от семени ее родится Спаситель ( Быт. 3:15 ).
Д) Библия говорит, что все люди принадлежат к одной семье. Интересно обратить внимание на факты первой книги Бытие. Когда Бог творил рыб, птиц, гадов и скотов, то всякий раз делается замечание, что они сотворены «по роду их» ( Быт. 1:21,25 ), это, несомненно, подразумевает разнообразие видов в каждом случае; но когда дело доходит до человека, то там никакого намека на разделение по родам не делается, а отмечается его отличие от всех тварей земных: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» ( Быт. 1:26 ). На основании этого откровения не встречается никакого затруднения с терминами «сыны Божии» и «дочери человеческие» ( Быт. 6:2–4 ); в Новом Завете также проливается достаточный свет на их смысл. В 1 Ио. 3:2 читаем: «Возлюбленные, мы теперь дети Божии», а в 1Кор. 3:3 находим другое «Не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете». Ясно, что первые являются людьми верующими, другие неверующими, необращенными. В шестой главе Бытие сообщается о том, как совершались брачные союзы между верующими и неверующими, праведниками и нечестивыми, – в результате чего явилось на земле великое развращение ( Быт. 6:5 ). Отсюда предупреждение в Новом Завете: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо, какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным» ( 2Кор. 6:14–18 ).
Те, кто пробует доказать существование на земле людей другого корня, кроме потомства Адама, должен разъяснить проблему Потопа. Библия определенно заявляет, что во время потопа все погибли, исключая семейство одного Ноя. «Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло ( Быт. 7:22 ) и было истреблено с лица земли» ( Быт. 6:7 ) «под всем небом» ( Быт. 7:19 ).
В отношении единства рода человеческого после потопа также имеется достаточное свидетельство Писания: «Сии три (Сим, Хам и Иафет) были сыновья Ноя, и от них населилась вся земля» ( Быт. 9:19 ) «Вот племена сынов Ноевых по родословию их, в народах их. От них распространились народы по земле после потопа» ( Быт. 10:82 ).
Некоторых может привести в смущение яркое различие цвета кожи, роста, степени интеллектуальности, темпераментов и т. п. Таким нелишне будет напомнить, что все подобные различия между людьми объясняются воздействием на их организм условий природы, в которых они живут, затем, – обычаев, верований и даже свойств пищи.
Ученые легко производят перемену окраски тех или иных животных организмов посредством воздействия на них самыми примитивными химическими способами.
Различие в размере. Возьмем для примера дуб и кедр. В естественных, привычных условиях эти деревья достигают весьма огромных размеров, но будучи пересажены на японские острова, не превышают двух или трех футов высоты. Золотистый карп в аквариуме вырастает всего лишь в несколько дюймов длиной, но в нормальных условиях достигает 15 и 20 фунтов весом, например в Темзе.
Разнообразие в окраске. Тона окраски цветов способны меняться в зависимости от удобрения почвы и ее состава. Желтая канарейка начинает приобретать более темную окраску, если в ее корм примешивать некоторые специи. Тело моряка из белого делается смуглым под влиянием морского ветра. Проверено, что окраска глаз и цвет волос меняется не только с возрастом индивидуума, но также и с возрастом расы. Так рыжий цвет волос, преобладавший в некоторых частях Средней Европы изменяется в светло-коричневый. Др. Дж. Беддоу говорит: «Наблюдается ярко выраженное потемнение окраски волос по мере того как мы продвигаемся с северо-востока на юго-запад, т. е. от более холодных областей земли к более теплым».
Различие степени интеллектуального развития. Здесь может быть проведена подобная градация. Систематическое воспитание и упражнение в знании способствует развитию народа, тогда как продолжительное пребывание в занятиях примитивных, ведет к упадку умственных дарований. Это легко можно проверить на опыте существующих народностей.
Итак, нет никакого сомнения в том, что в вопросе появления человека Библия вполне созвучна с научными данными, какими располагает человечество наших дней.
Когда появился человек?
В энциклопедии Чамберса читаем: «В настоящее время ученые соглашаются, что человек появился на земле в течении последних стадий ледникового периода».
Насколько ошибочна такая идея о появлении человека можно видеть из слов Гершеля. Однако сперва нужно заметить, что ледниковый период надо отнести к тому времени, когда влияние солнца на землю было недостаточным, что согласно первой страницы Библии предшествовало претворению мира в состояние пригодное для существования человека. Джон Гершель говорит: «Через три дня после исчезновения солнечного света на земле не осталось бы ни следа животной или растительной жизни за исключением некоторых рыб, обитающих на дне глубоких морей, или существ, обитающих в подземных пещерах. Первых сорока восьми часов было бы достаточно, чтобы абсолютно опорожнить атмосферу от содержащейся в ней влаги путем проливных дождей и обильных снегов. Немедленно же вслед за этим земля оказалась бы скованной таким морозом, какого не бывает сейчас даже на вершинах Гималайских гор: температура упала бы до 200 и 300 гр. по Фаренгейту; ни одно животное, ни растение не было бы в состоянии выдержать такого холода в продолжении даже одного часа».
Несмотря на такие очевидные доводы, есть ученые, которые, пробуют установить свои сроки существования человека на земле, исчисляя их в миллионы лет. Несостоятельность такого вычисления обнаруживается само собой: беря грандиозные цифры, такие ученые жонглируют ими «приблизительно», так они называют один или два миллиона лет. Представление далекое от намека на точность. Легко сказать – один или два миллиона лет, но почему такая разница?
Следует при этом заметить, что подобные вычисления базируются либо на теории эволюции, не имеющей авторитета, либо на находках железных предметов человеческого обихода в некоторых геологических слоях, либо на исследовании слоев ила в дельте Нила, что уже упоминалось выше.
Посмотрим, что говорят позднейшие научные авторитеты.
Д, В. Даусон в своей книге «Египет и Сирия» пишет: «Принимая одну пятнадцатую дюйма в год за вероятную среднюю скорость, мы получим в результате вычисления 5,400 лет, которых потребовалось для отложения пласта ила в дельте Нила, глубина которого в среднем равна 30 футам». Потом добавляет: «Можно установить время в 5–6 тысяч лет для существования человека в Египте, основываясь на геологических данных, добытых в дельте Нила».
Тот же автор в другом труде своем говорит: «Человек явился на земле недавно». «Всего несколько тысячелетий тому назад земной шар сделался пригодным для жизни высшего его обитателя». «Первые определенные останки древнего человека обнаружены в палантропическом веке (который соответствует библейской истории до потопа). Ни один факт науки не установлен с такой определенностью, как недавнее существование человека в геологическом времени. В отношении Библии не существует доисторического века».
В «Ранних веках земли» Пембер пишет: «Никаких человеческих костей не обнаружено в первобытных породах». Др. Киннс в книге «Принципы Геологии» утверждает, что недавнее происхождение человека является одним из наиболее установленных фактов геологии».
Невзирая на все подобные заявления проф. Ф. Петри в своей «Истории Египта» сообщает, что ему удалось проследить первую египетскую династию до 4777 года до Р. X., присовокупляя, что «прошло не меньше 7000 лет с тех пор, как камень начал обрабатываться человеком в Египте». Впрочем, он сам указывает, на каком зыбком базисе построены его даты. «Моя хронология, говорит он, покоится на двух методах вычисления: 1) на суммировании династий и 2) на основании астрономических данных, в применении коих неточности могут вкрасться». При этом он подчеркивает возможные неточности, добавляя: «Мы не в состоянии пока сказать, к какому геологическому периоду должно быть отнесено появление человека».
В связи с суммированием династий проф. Петри сам признает, что некоторые из них, например, 10-я и 11-я, существовали одновременно. М. Легрен в лекции, читанной в Египетском Институте, сказал, что самые позднейшие открытия доказывают одновременность династий 21 и 23-ей. Мането, известный египетский историк, живший в третьем веке до Р. X., сообщает, что в течении большей части своей истории Египет подразделялся на три царства: Верхнее, Среднее и Нижнее. Нельзя сомневаться в том, что так именно и было. В наши дни мы тоже подразделяем Египет на Верхний и Нижний. В силу этого, весьма вероятно, что многие из египетских фараонов, с именами которых связаны различные периоды древней истории Египта, являлись правителями лишь разных областей царства, но царствовавших единовременно.
Ученые Невиль и Холль, члены «Общества исследователей Египта», в связи с позднейшими открытиями сообщают: «До сего времени искусство считалось единым для всего Египта, и разнообразие его классифицировалось в хронологическом порядке, причем, почти не принимались во внимание вкус и традиция данной области». Другими словами, многие образчики искусства древнего Египта, согласно последним открытиям принадлежат, подобно династиям, скорее к различным областям некогда великой страны, чем к различным периодам ее истории».
Ф. Легг на лекции «Библейской Археологии» доказал «недостоверность методов определения хронологии Египта при помощи египетской посуды». Он заявил, что базис хронологической таблицы проф. Петри совершенно ошибочен и должен быть отвергнут (Таймс от 10 апреля 1913 г.).
Что же касается до астрономических данных проф. Петри, к которым он сам выражает сомнение, то X. В. Сеннор в книге «Великая Пирамида» высказывает большое недоумение о допущенных в ней ошибках.
Одним словом, ни один ученый на вопрос появления человека не может дать более или менее обоснованной даты, все их заявления в большинстве случаев вызывают лишь одни дебаты. Только Библия, эта Божья книга остается твердой и неизменной в своих предпосылках, и наиболее положительные ученые склонны соглашаться с ней и делать изыскания на основании ее откровений.
Что такое человек?
Аристотель сказал: «Человек по природе своей политическое животное». Плутарх назвал человека «гражданином мира». Современный эксплуататор видит в нем «рабочие руки». Когда же мы обращаемся к Библии, то в ней мы находим ответ на заданный вопрос в форме вполне удовлетворяющей всякого желающего познать свое существо.
В отношении тела человека Библия говорит: «И создал Господь Бог человека из праха земного» ( Быт. 2:7 ) Поэтому: «Прах ты и в прах возвратишься» ( Быт. 3:19 ) и еще: «Все произошло из праха, и все возвратится в прах» ( Еккл. 3:20 ). В каком согласии данное свидетельство с последними открытиями науки, доказывает Др. А. М. Пирсон: «Современный химический анализ обнаруживает в теле человека наличие, по крайней мере, четырнадцати элементов, входящих в состав «праха земли», каковы, например: кислород, водород, кремний, магний, натрий, сера, фосфор, углерод и т. д. Спектральный, электроскопический и другие более точные методы анализа дают возможность установить, что все элементы тела человеческого родственны элементам «праха земли». Таково мнение современной науки. Библия же учила этому за 3.500 лет до нас!
Впрочем, человек не является только «прахом земным», или земным животным, или же только «рабочими руками». Человек сложное существо, подобно Создателю своему, тройственное, состоящее, согласно Писанию из: духа, души и тела (1 Фесс. 5:23). Не потому ли в заповеди древней говорится: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» ( Втор. 6:5 ). Богу должны быть отданы все части человека: дух, душа и тело.
Таким образом, видно, что ответ Писания на вопрос: «Что такое человек?» распадается на три части.
Человек создан из праха земного ( Быт. 2:7 ). Это то, что имеет отношение непосредственно к телу человека. Теория эволюции также учит о происхождении человека из праха земного, но по ее представлению прах сначала претворился в протоплазму и только путем невероятного времени из протоплазмы получился человек, тогда как по Писанию прах в руках Великого Ваятеля сразу же стал человеком.
Человек обладает душой. Слово «душа» употребляется в смысле «индивидуальности». Вот почему богач в притче Христа говорит: «душа. покойся, ешь, пей, веселись» ( Лк. 12:19 ). Тот же смысл в другом случае; «Восемь душ спаслись от воды» ( 1Пет. 3:20 ). «Было же нас на корабле двести семьдесят шесть душ» ( Деян. 7:14 ). Бог говорит «Все души – Мои» ( Иез. 18:4 ) и «Душа согрешающая, та умрет» ( Иез. 18:4 ) т. е. индивидуальное существо умрет за свои собственные грехи. Это – жизнь, которой человек обладает ( Быт. 1:30 ).
3. Но человек еще имеет дух, чего не имеют другие существа на земле, потому что дух им получен непосредственно от Бога: «вдунул в лицо его дыхание жизни» ( Быт. 2:7 ). Это духовное отличие дает человеку способность общения с Творцом. «Сей самый дух свидетельствует духу нашему», а не душе или телу ( Рим. 8:16 ). Еще ярче духовность человека отмечается в словах Марии: «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге Спасителе Моем» ( Лк. 1:46 ). Дух человека и является той существенной в нем частью, в которой подобие Божие выражено: «И сотворил Бог человека по образу Своему по образу Божию сотворил его» ( Быт. 1:27 ).
Согрешивший человек потерял этот образ и потому о нем говорится в Писании, как о «безбожнике» ( Еф. 2:12 ). Чтобы вновь обрести образ Божий, человек должен пройти чрез новое рождение во Христе. «Кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор. 5:17 ). Ему надо «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф. 4:24 ).
Капрон в книге «Конфликт Истины» говорит-«Тщательное изучение библейского свидетельства о происхождении человека обнаруживает полное согласие с наиболее выдающимися теориями современной науки».
Допотопное человечество
Каково было население мира до потопа? Вопрос, на который Библия не дает определенных данных, но все же путем вычисления можно представить почти вероятные цифры. Сделать это необходимо. хотя бы для того, чтобы критики Св. Писания скептически относящиеся к данной проблеме получили заслуженный отпор.
Ниже приводятся две таблицы с приблизительным подсчетом допотопного человечества, сделанного на основании имеющихся указаний Библии. Но прежде чем их рассматривать остановимся на некоторых предварительных замечаниях.
Прежде всего, надо отбросить привычное представление о продолжительности человеческого века в 80 лет ( Пс. 89 ). Жизнь наша действительно «пар, являющийся на малое время, и потом исчезающий» ( Иак. 4;14 ), однако это не совсем относится к человеку допотопного мира. Там, мы видим, продолжительность жизни людей доходила до тысячи лет! Жизнь одного Адама охватывает период времени равный почти одной шестой всего времени существования человечества; если сложить жизнь Адама с жизнью Ноя вместе с промежутком между ними всего в 126 лет, то получится огромная сумма в 1880 лет, что составляет почти одну треть истории человечества до наших дней!
Не многие представляют себе, что в течение 930 лет своей жизни ( Быт. 5:5 ) Адам имел возможность видеть детей своих до восьмого поколения и целые 56 лет являлся современником Ламеха, отца Ноя.
Ной в свою очередь дожил до 950 лет и умер всего за два года до рождения Авраама, имея десять поколений потомства. Все это приводится в таблице (А). Что касается таблицы (Б), то числа ее составлены на следующих основаниях:
Средняя продолжительность жизни современного человека в 30 лет и среднее число детей на семью в четыре человека, взятая из суммы жизни и рождаемости всего мира, берется из наиболее авторитетного источника «Статистического словаря» Мульхоля.
Но, чтобы не впасть в крайность, допустим умеренность в определении средней долготы жизни современного человека и будем считать ее не в 30, а в 70 лет, оставляя при этом среднее число детей на семью без увеличения, т. е. в количестве четырех. Однако и при таком подходе получается на каждую семью допотопного человека по 52 души детей.
Сократим это число еще и возьмем только 48 детей на семью. Это число к тому же удобно для деления.
В процессе вычисления сделано предположение, что одна четвертая часть человечества не вступала в браки, хотя, фактически, каждый человек, имя которого приводится в таблице, был женат и имел детей.
В отношении другой четверти населения мира было сделано предположение преждевременной смерти, хотя опять-таки, неизвестно ни одного случая такой смерти в тот период, за исключением убийства Авеля. Надо думать, что в те дни болезни со смертельным исходом, подобные тем, какие свирепствуют в наши дни, еще не имели места на земле.
Таким образом, взята половина человечества, как способная вступать в браки. При этом допущено предположение, что в течение семи столетий жизни из 900, люди допотопного человечества не имели детей, а родили их лишь в период второго и третьего столетия своего существования со средней скоростью всего одно дитя на четыре года жизни.
На основании всех этих данных можно сказать, что здесь предусмотрены все обстоятельства, чтобы не сделать вычисление односторонним. Сделано даже компромиссное допущение рождаемости в древние дни в два раза меньшее, чем в настоящее время, хотя вполне естественно полагать, что рождаемость в те дни, несомненно, превосходила сделанное предположение. Тем не менее, если принцип, на котором эти скромные цифры базируются, приближается к истине, то таблица (Б) обнаруживает весьма замечательный факт: что в течение жизни Адама население мира могло уже достигать двадцати миллионов! А прежде, чем Каин и Сиф могли умереть, оно равнялось 136 миллионам!
Конечно, по характеру рассматриваемого вопроса, видно, что числа эти являются лишь предположительными, не претендуя на абсолютную точность. Однако, принимая во внимание все сделанные сокращения, можно почти с уверенностью сказать, что числа таблицы (Б) носят беспристрастный характер, и, по всей вероятности, указывают уменьшенное количество фактического населения земли в допотопное время.
Можно сказать больше. Быстрота роста населения ясно была предопределена Богом, когда Он говорил Адаму: «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» ( Быт. 1:28 ). Во всяком случае нет причины сомневаться в том, что во дни Каина было уже вполне достаточно народа на земле, чтобы он мог с ним строить город: также нет сомнения, что в те дни на земле не было недостатка в женщинах, из числа которых Каин мог выбрать себе жену. При этом, конечно, надо допустить, что он женился на одной из своих сестер (т. к. Адам родил сынов и дочерей Быт. 5:4 ), а, может быть, и на племяннице. Подобным образом, например, Авраам женился на сестре своей ( Быт. 20:12 ), против чего в то время не имелось законного препятствия.
Страх Каина, порожденный сознанием собственной вины ( Быт. 4:14 ), не является столь беспричинным, как некоторые склонны его рассматривать, принимая во внимание миллионное население земли того времени.
Таблица (Б) показывает, что вычисление населения земли в допотопное время было доведено до рождения Ноя. Некоторые могут выразить против такого метода возражение, на том основании, что если бы довести вычисление тем же порядком до самого потопа, то получилось бы невероятное число. Ответ на это возражение чрезвычайно прост. Дело в том, что в ранние уже дни жизни Ноя в среде человечества произошли огромные перемены, повлекшие за собой истребление населения тогдашнего мира. В Быт. 6:11 по этому поводу сказано: «Наполнилась земля злодеяниями». Страсти, по-видимому, разгорелись и перешли в область взаимной вражды, мести, убийств по злобе, зависти, ревности и т. п. Возможно, что по характеру родовой жизни начались столкновения между племенами, а это самый страшный вид войны. Подобные мысли находят полное подтверждение в том первом повелении, какое Бог дает человечеству после потопа: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» ( Быт. 9:6 ), что, очевидно, свидетельствует о желании Бога положить конец ужасному кровопролитию, имевшему место на земле до потопа. Такое положение вещей, несомненно, должно было серьезно повлиять на рост населения и даже на самую продолжительность жизни людей ( Пс. 33:13:15 и 1Пет. 3:10–11 ).
После потопа продолжительность жизни человека снова повысилась. Земля опустошенная требовала энергичного роста населения. Факт быстрого размножения людей в этот период доказывается тем, что такие страны, как Египет и Ханаан были уже населены и процветали, когда Авраам отправился в них ( Быт. 12:10–12; 20:1 ).
Потом долголетие жизни человека снова было сокращено. Авраам, рожденный всего через 352 года после потопа, считался «старым и в летах преклонных», а когда он умер на 175 году жизни, то о нем говорится, что он «умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью» ( Быт. 25:7–8 ).
Колыбель человечества
Интересно, что наука охотно подтверждает свидетельство Писания ( Быт. 2:10–14 ) относительно места на земле, где жили наши первейшие прародители, а именно, – в долине реки Евфрата.
Вильям Даусон в книге «Современная наука», утверждает тот факт, что многие выдающиеся ученые сходятся во мнении и вполне соглашаются с точкой зрения геологических данных, обнаруженных в долине реки Евфрата, что там именно человек начал жить на земле.
Др. Амстрон в своем труде «Природа и откровение», говорит: «Откуда пошла человеческая раса? Относительно этого, как и в отношении вопроса единства расы ученые находятся в полном согласии. Страна, известная нам, как часть Армении, возвышенная область, где Евфрат, Тигр и Инд берут свое начало, считается колыбелью человечества. Убеждение это подтверждается, помимо других доводов, тем, что страна эта является родиной злаков, служащих пищей всего света, а также и тем, что этнологические исследования свидетельствуют о правильности такого предположения».
Геккель, великий немецкий натуралист, в своей «Истории творения», заявляет, что «с научной точки зрения колыбель человечества не может находиться ни в Европе, ни в Африке, ни в Америке, ни в Австралии, – но все данные говорят за то, что местонахождением ее является Южная Азия.
Итак, становится очевидно, что наука о человеке находится в полном согласии с данными на этот счет Св. Писания.
Г. Друммонд, «Естественный закон в духовном мире» стр. 60.