на подкорке мозга что значит
Подкорковые отделы головного мозга (подкорка)
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
К подкорковым отделам головного мозга относятся зрительный бугор, базальные ядра в основании мозга (хвостатое ядро, чечевицеобразное ядро, состоящее из скорлупы, латерального и медиального бледных шаров); белое вещество головного мозга (полуовальный центр) и внутренняя капсула, а также гипоталамус. Патологические процессы (кровоизлияние, ишемия, опухоли и др.) часто развиваются одновременно в нескольких перечисленных образованиях, однако возможно и вовлечение только одного из них (полное или частичное).
Таламус (зрительный бугор). Важный подкорковый отдел афферентных систем; в нем прерываются проводящие пути всех видов чувствительности. Корковые отделы всех анализаторов имеют также обратные связи с таламусом. Афферентные и эфферентные системы обеспечивают взаимодействие с корой полушарий большого мозга. Таламус состоит из многочисленных ядер (всего их около 150), которые объединены в группы, различные по своему строению и функции (передние, медиальные, вентральные и задние группы ядер).
Таким образом, в таламусе можно выделить три основные функциональные группы ядер.
К гипоталамусу (подбугорью) относятся поводок со спайкой, эпиталамическая спайка и эпифиз. В trigonum habenulae располагается gangl, habenulae, в котором выделяют два ядра: внутреннее, состоящее из мелких клеток, и наружное, в котором преобладают крупные клетки.
Грубое нарушение суставно-мышечного чувства, а также нарушение мозжечково-таламических связей вызывают появление атаксии, которая обычно носит смешанный характер (сенситивный и мозжечковый).
[1], [2], [3], [4], [5], [6]
Голова – предмет тёмный, но исследованию подлежит. Что за что отвечает в головном мозге?
Способность дышать и двигаться, чувствовать боль и любить, создавать гениальные творения и совершать зло, подчас не поддающееся объяснению. Благодаря чему всё это возможно? Где скрывается наше «я»?
Как устроен головной мозг человека, как соотносятся его строение и функции, и каковы их особенности?
Попробуем разобраться в некоторых из них.
Существует положение, что чем более проста некая функция, тем точнее место ее локализации в головном мозге. С другой стороны, наиболее сложные функции обеспечиваются слаженной работой всего мозга, в связи с чем понятие «коркового центра» (определённой области коры головного мозга) большей частью относительное и условное.
Внезапно залаяла собака во дворе? Ориентировочный рефлекс в ответ на резкий звук возможен благодаря среднему мозгу. Кроме того, через этот отдел проходят пути, обеспечивающие зрение, слух, способность к движению и бдительности, контроль температуры и ряд других, которыми занимаются другие отделы мозга.
КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ИМЕЕТ СЛОЖНОЕ
СТРОЕНИЕ И СОДЕРЖИТ 12-18 МЛРД НЕРВНЫХ
КЛЕТОК И БОРОЗДАМИ ДЕЛИТСЯ НА НЕСКОЛЬКО ДОЛЕЙ
А теперь закройте глаза и коснитесь пальцами кончика носа. Получилось без особого труда, не так ли? Это при том, что в этом плавном действии было задействовано много разных мышц. За координацию, равновесие, нормальные движения спасибо мозжечку.
Сложнее, сложнее
Эмоции, такие эмоции. Без них наша жизнь была бы не такой счастливой (несчастной?). Внутренняя борьба, иногда заставляющая нас сделать то, о чем мы потом пожалеем. Знакомо? Благодарим лимбическую систему. Интересно что это такое? Чуть подробнее о ней (и ее частях).
Беспокоитесь, грустите? А может вам страшно? Это возможно благодаря миндалевидному телу (миндалине). Любопытный факт: с левой миндалиной бывает связано и чувство счастья, а вот у правой «настроение» плохое всегда.
Читайте материал по теме: Билл Гейтс и его синдром Аспергера
И наконец.
Итак, какова ее роль?
Читайте материал по теме: Что происходит с мозгом аутистов?
С лобной долей связана также наша способность к движению (благодаря моторной коре), чёткому и разборчивому письму, артикуляции.
Ассоциативные функции обеспечиваются теменной долей коры. Здесь располагаются области, отвечающие за осязание, чёткие, комбинированные целенаправленные движения, чтение, познавание предметов, явлений, их смысла и символического значения.
Бросается в глаза, что.
Наиболее сложные функции памяти и мышления не имеют чёткого расположения, в их реализации принимают участие различные области мозга.
Почему важно знать, как связаны функция и структура головного мозга?
Диагностика. Представьте: у человека сильно разболелась голова. Спустя несколько минут он уже не смог поднять правую руку, а его речь стала невнятной. У пациента ухудшилось зрение с одной стороны, тогда как офтальмолог патологию со стороны глаз не обнаружил. Или, например, человек перестал понимать обращённую к нему речь.
Читайте материал по теме: Как предотвратить инсульт?
Зная о том, какие отделы в головном мозге отвечают за ту или иную способность, можно предполагать место расположения патологического процесса.
Лечение и реабилитация. Предположим, что в результате повреждения участка головного мозга после инсульта у человека «выпала» какая-то функция. Значит ли это, что теперь она не вернётся? Нет, далеко не всегда.
Благодаря такому свойству мозга, как пластичность, возможно эту функцию восстановить. Говоря простыми словами, под пластичностью можно понимать способность других областей мозга брать на себя функцию повреждённой его части. Однако этим процессом нужно целенаправленно заниматься. Поэтому после инсульта больному бывает необходим курс нейрореабилитации, в процессе которого он заново учится говорить, ходить, обслуживать себя.
Нет. Приведённые выше описания взаимоотношений структуры и функции далеко не исчерпывающие: на деле всё гораздо сложнее и выходит далеко за рамки объёма небольшой статьи.
Структурные изменения коры головного мозга связаны с риском развития психозов
Снижение толщины коры головного мозга в детском и подростковом возрасте служит предиктором высокого развития психотических расстройств
Под психотическими расстройствами (психозами) понимают ряд тяжелых психических заболеваний, сопровождающихся нарушениями восприятия и отражения в сознании окружающего мира. Психозы часто сопровождаются зрительными или слуховыми галлюцинациями и навязчивыми идеями. Наличие психотических симптомов характерно для пациентов с шизофренией, биполярным аффективным расстройством, депрессией, телесным дисморфическим расстройством, посттравматическим стрессовым расстройством и другими психическими нарушениями.
Как правило, психотические расстройства диагностируются в позднем подростковом (15-19 лет) и раннем взрослом (19-25) возрасте, хотя первые симптомы заболевания обычно начинают проявляться уже в 10-15 лет. Именно в этот критический период развития начинают проявляться нарушения поведения и появляется возможность определить риск возникновения психоза, используя стандартные клинико-психологические методы диагностики.
Группа ученых из Маастрихтского Университета и Школы медицины Университета Питтсбурга проанализировали данные МРТ 3169 испытуемых (средний возраст – 21 год), около половины из которых (n=1792) находились в группе клинически высокого риска развития психоза. Спустя 2 года, психотическое расстройство было диагностировано у 253 участников из этой группы.
Как показал анализ структурных изображений МРТ, пациенты в группе высокого риска имели меньшую по сравнению со здоровыми испытуемыми толщину серого вещества коры мозга, хотя площадь поверхности коры больших полушарий и объем подкорковых структур были в пределах нормы.
У участников с диагностированным психотическим расстройством снижение толщины серого вещества было особенно выражено в височных и лобных областях, в частности, в веретенообразной, верхней височной и парацентральной извилинах. Кроме того, толщина коры в левой веретенообразной и парацентральной извилинах отрицательно коррелировала с возрастом, что указывает на прогрессирующее истончение серого вещества по мере взросления.
Снижение толщины коры больших полушарий – часть нормальной физиологии головного мозга. Однако у участников, склонных к развитию психотического расстройства, достоверное истончение серого вещества было выявлено уже в возрасте 12-16 лет. У них также отмечался замедленный темп когнитивного развития по сравнению с контрольной группой.
Выявленные особенности анатомической организации коры больших полушарий могут указывать на нарушения внутриутробного или постнатального развития мозга, поведенческая манифестация которых происходит гораздо позже – в подростковом возрасте.
МРТ головного мозга – легкодоступная и неинвазивная процедура, обладающая высокой диагностической ценностью для определения нарушений психического развития, особенно у детей в группах высокого риска.
На подкорке мозга что значит
Мария Рамзаева
Внештатный автор Slon
Краткий пересказ книги Джона Ардена
«Укрощение амигдалы и другие
инструменты тренировки мозга»
(М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016).
Его книга «Укрощение амигдалы и другие инструменты тренировки мозга» основана на последних достижениях нейрофизиологии и доказательной медицины. В книге Арден дает практические советы по перепрограммированию своего мозга и подробно объясняет, как именно влияет на мозг и организм в целом та или иная привычка.
Перенастройка мозга
Еще не так давно считалось, что головной мозг от рождения до смерти человека не изменяется и новые нейроны в нем не образуются. Ученые полагали, что привычки, вкусы, а также способности определяются исключительно генетическим кодом и являются врожденными. Однако за последние 20 лет было получено множество доказательств того, что мозг обладает возможностью к нейрогенезу (формированию новых нейронов) и нейропластичностью (возможностью изменяться под действием опыта).
На практике это означает, что, пусть генетический набор и задает потенциально сильные и слабые стороны человека, именно полученный внешний опыт играет главную роль в том, как человек реализует свои способности.
Нейропластичность можно коротко описать как «используй, или потеряешь». Чем чаще вы что-то делаете, тем прочнее становится связь между нейронами, отвечающими за это действие, а значит, тем выше вероятность удачно сделать действие в дальнейшем (увеличивается вероятность активации нейронов в будущем) и тем легче вам дается действие.
Благодаря свойству нейропластичности возможно сформировать полезные привычки и избавиться от вредных, а также улучшить работу своего мозга и качество и продолжительность жизни в целом.
Чтобы запустить перепрограммирование мозга, необходимы следующие шаги:
1. Концентрация нужна для запуска процесса нейропластичности. Когда вы фокусируетесь на новой информации или новом действии, то как бы сигнализируете мозгу: это важно, на них надо обратить внимание и запомнить.
2. Усилие необходимо для формирования новых нейронных связей.
3. Расслабленность появляется, когда действие входит в привычку.
4. Стремление необходимо, чтобы не бросить заниматься чем-то новым. Нужна постоянная практика, так как очень быстро после прекращения регулярного действия оно забывается.
Пройдя эти четыре шага, вы вырабатываете новые нейронные связи, то есть создаете какую-то новую привычку. Например, если вы хотите избавиться от вспышек гнева, для начала вам нужно начать концентрироваться на моментах появления гнева, затем делать усилие, чтобы воздержаться от его проявления. Спустя какое-то время контролировать себя будет все легче и легче (расслабленность), но и тогда обязательно нужно будет продолжать контролировать (стремление), чтобы появившиеся нейронные связи не исчезли.
Используя эту методику, считает автор, можно, в том числе избавляться от иррациональных страхов, тревоги и негативных мыслей.
Укрощение эмоций
Как правило, испытывая страх, человек склонен к четырем основным типам поведения, которые дают временное успокоение, но в конечном итоге могут приводить к еще большему стрессу.
4. Таким образом, люди делают все, чтобы не встречаться с объектом своего страха, и, как ни парадоксально, тем самым лишь усиливают свой страх.
Справиться с тревогой возможно, только регулярно попадая в ситуацию контролируемого стресса. Чувствительность миндалевидного тела, отвечающего за ощущение тревоги, притупляется всякий раз, когда при столкновении с объектом страха не происходит ничего ужасного и оказывается, что это была ложная тревога. К тому же, когда человек предпринимает какие-то конструктивные действия, уровень стресса и беспокойства понижается, так как запускается блокирующая функция миндалевидного тела и активизируется левая лобная доля, снижающая его активность. Более того, когда человек подключает мыслительный процесс (например, говорит себе: «Надо же, я смог отлично выступить на публике»), «укрощение» страха происходит еще быстрее.
Доказано, что чем дольше человек находится в том или ином эмоциональном состоянии, тем больше он склонен в нем оставаться, так как тем больше вероятность, что нейроны, активизирующиеся при испытывании эмоций, образуют устойчивую связь, и тем самым создастся базовый эмоциональный фон жизни. То есть чем дольше человек пребывает в унынии, тем больше вероятность, что подавленное настроение станет для него настроением «по умолчанию».
Сложность заключается в том, что плохое настроение может возникать спонтанно и поглощает человека: когда нейронные связи активизируются, они захватывают другие нейроны, что только поддерживает уныние. Из такого состояния нельзя выйти просто так, но можно себя вывести с помощью определенных техник:
1. Стимулирование позитивного настроения. Когда вам весело, вы улыбаетесь, но для мозга это работает и в обратную сторону: если вы улыбаетесь, в мозгу активизируются области, вызывающие чувство счастья.
2. Активность. Как говорилось выше, действия активизируют левые лобные доли, отвечающие за позитивные эмоции.
3. Пребывание на свету. Темные помещения вызывают производство гормона сна, который, в свою очередь, понижает уровень серотонина.
4. Юмор. Доказано, что смех и легкое, ироничное отношение к себе понижает количество гормона стресса кортизола.
Позитивное восприятие жизни не только улучшает ее качество, но и является главным фактором стрессоустойчивости. Оптимист во всем старается искать возможности для развития, а ошибки и трудности видит как еще один этап работы, а не катастрофу, и это также позволяет снижать уровень стресса.
Однако основой для продуктивной работы мозга и всего организма, а также главным способом улучшить настроение и стрессоустойчивость являются здоровые базовые привычки.
Сон, еда и объятия для помощи мозгу
При малейшем недомогании люди склонны пить таблетки, но в реальности для того, чтобы помочь мозгу и телу работать оптимально, необходимы самые базовые вещи, от которых мы постоянно отмахиваемся: «Мне и так плохо, чтобы еще начать правильно питаться» или «Я и так ничего не успеваю, чтобы еще так много спать». Однако без определенных «базовых» правил не только все таблетки будут малоэффективны, но и совершенно невозможна продуктивная работа.
Как и правильное питание, физические упражнения крайне важны для продуктивной работы мозга. Они запускают процессы нейрогенеза и нейропластичности, снижают уровень стресса и, согласно многочисленным исследованиям, являются эффективными антидепрессантами.
Причем полезно даже думать о физических упражнениях, поскольку от этого в головном мозге активизируются те же самые нейронные системы, что приводит к улучшению фактического выполнения этих упражнений.
Согласно статистике, примерно половина людей испытывают сложности со сном хотя бы раз в неделю, а для многих это постоянная проблема. Однако зачастую люди прибегают к неэффективным и даже вредным методам борьбы с бессонницей. Например, пытаются разгрузить мозг за компьютером, что только вредит засыпанию, так как мозг воспринимает излучение монитора за дневной свет и ведет себя так, будто наступил день. Не помогает высыпаться и алкоголь, поскольку приводит к неглубокому и прерывистому сну. Конечно, существует огромное количество всевозможных снотворных, но они зачастую подавляют важные стадии сна, нередко вызывают привыкание и в итоге ведут к обратному эффекту.
Таким образом, заключает автор, внедряя, указанные выше полезные привычки, возможно значительно улучшить работу мозга и даже продлить молодость.
Этюд 5. О головном мозге
ЭТЮД № 5. О ГОЛОВНОМ МОЗГЕ.
Глубже находится продолговатый мозг, подкорковые образования (подкорка). Подкорка обеспечивает постоянство внутренней среды организма (гомеостаз). Она также работает по типу «обратной связи». В продолговатом мозге заложена информация о структуре органов и тканей.
Биохимиками определено, что в одной клетке подкорки за 1 секунду происходит 109 биохимических реакций. Кора головного мозга в ответ на какой-то стимул со стороны внешней среды задает программу телу, а затем производится действие (бег, работа и др.). Начинают работать мышцы, усиливается приток к ним крови, подача кислорода, активизируются биохимические процессы в клетках (цикл Кребса и т.д.). Учащается ритм сердца. Изменяются рН крови, уровень сахара и др. По рецепторам вся эта информация о происходящих изменениях внутренней среды организма поступает в подкорку, а там осуществляется неирогуморальная коррекция для сохранения гомеостаза.
Тонус коры может быть разным, от высочайшего при экстазе, и до 0 при коме 3 степени. Во время сна поступает небольшой ручеек энергии, около 10процентов, для переработки полученной информации подсознанием.
Но кора головного мозга может функционировать только при ее
двойном стимулировании. Она является открытым энергетическим
контуром и нуждается не только во внутренней энергии, но и в энергии
внешней среды.
Информация, поступая, приносит не только данные о каком-то объекте, но и энергию, стимулирующую работу коры головного мозга. Так, через зрительный анализатор поступают световые волны. Эти электромагнитные колебания несут информацию об объекте, мы его видим, оцениваем, а энергия этих волн стимулирует нейроны коры головного мозга для работы. При отсутствии новой информации наступает торможение коры, сонливость.
Как известно, правое и левое полушария головного мозга выполняют различные роли. Поражения двигательных зон (опухоль, травма) левого полушария ведет к параличу правой половины тела. И, наоборот, поражение тех же зон в правом полушарии нарушает работу левой половины тела.
Непосредственное познание мира (информация с органов чувств), несловесное восприятие больше воздействуют на правое полушарие, где в «немой зоне», возможно, находятся центры творчества.
Итак, левое полушарие обеспечивает обучаемость, социальную адаптацию и линейную логику (анализ). Правое полушарие дает самостоятельное познание мира, творчество, интуицию (синтез полученной информации).
У мозга есть одна характерная особенность работы. Возбуждение работающего участка берет на себя много энергии, и идет подавление других, не работающих участков (нехватка энергии на все). Так, когда одно полушарие функционирует больше, чем другое, то второе подавляется. Об этом говорит даже то, что мы все в основном правши. У большинства современных людей, проживающих в городах, за счет постоянного словесного общения, радио, газет, телевизора, идет перевозбуждение левого полушария, а правое подавлено.
Но особенно сильное снижение критичности наступает при каких-то стихийный бедствиях, социальных катаклизмах, войнах. Человек растерян, подавлен, он теряет энергию самостоятельного мышления и действия. В толпе, под мощным воздействием окружающих, у большинства также теряется индивидуальность поведения. Человек крушит витрины, убивает, бежит в панике, затаптывает детей.
Творческие и духовно продвинутые люди отличаются автономностью поведения и мышления, они работают как бы на своих батарейках, периодически подзаряжаясь свыше.
Давайте вспомним этапы марионеточного поведения нашего общества.
20-е годы: классовая борьба 30-е годы: «враги народа», колхозы, энтузиазм. 70-е годы: партсобрания, соцсоревнования, демонстрации. 90-е годы: все торгуют, выгадывают, обманывают друг друга, вдалбливается одно «купи-продай».
Мощные передатчики низкочастотных импульсов вызывают страх, подавленное настроение, агрессию, пробуждение низших инстинктов. А газеты облекают эти неопределенные страхи в слова. И люди боятся и мыслят в том направлении, на которое им указывается. Посмотрим, что делают наши средства массовой информации.
Агрессия, начиная с детского сада и школы. Вы видели, как сейчас дерутся 6-8 летние дети? Бьют ногами, в живот, по голове. Несколько детей стаей накидываются на одного и избивают,, иногда даже таких ребятишек привозят в больницу. Агрессия в транспорте и на работе, в толпе и в семьях.