на что способна яндекс станция
Стать президентом Америки и потренироваться дома: 17 неизбитых функций Яндекс-колонки
Когда у нас дома появилась Яндекс-колонка с голосовым помощником Алисой, никто толком не знал, что с ней делать
Мы спрашивали у нее погоду, просили поставить таймер, чтобы вовремя достать яйца из кастрюли, и задавали дурацкие вопросы, на которые она смешно отвечала.
Со временем я изучила навыки Алисы, и она оказалась полезной практически в любой ситуации: на вечеринке Алиса скажет незабываемый тост, за завтраком поделится последними новостями, напомнит список продуктов в магазине и займет ребенка обучающими играми, пока родители работают.
Вот несколько ее способностей, которые кажутся мне наиболее полезными. Хотя Алиса живет в разных устройствах, для этой статьи я выбрала только те навыки, которые работают в домашней колонке и не требуют дополнительных устройств — специальных розеток и систем управления умным домом.
Выбирайте, что вам необходимо прямо сейчас:
Алиса может заменить тренера: она расскажет, как сделать упражнение, включит бодрую музыку и отсчитает необходимое количество повторений.
Сложность упражнений и скорость счета можно настраивать, а тренировку выбрать на свой вкус — интервальную, общеукрепляющую или йогу.
Что сказать Алисе: «Запусти навык „Умный счетчик калорий“», «Скажи умному счетчику калорий записать», «Попроси умный счетчик калорий записать»
Навык подойдет тем, кто следит за фигурой: Алиса скажет, сколько калорий в стандартной порции пасты «Карбонара» и салата «Цезарь», и уточнит содержание белков, жиров и углеводов. За завтраком, обедом и ужином можно попросить Алису записать каждое блюдо, а вечером она сообщит, сколько калорий вы съели и рассчитает меню на следующий день.
Алиса знает и точные данные блюд из сетей фастфуда. Можно сказать ей «Бигмак и макфлури» вместо «Бургер и мороженое» и не сомневаться в точности расчетов. Не забудьте записать напитки: Алиса поможет разобраться, какую часть от ежедневного рациона составляет стакан апельсинового сока, а какую — бокал вина.
Что сказать Алисе: «Запусти навык „Расшифровка пищевых добавок“»
Когда нет под рукой таблицы с расшифровкой непонятных ингредиентов вроде E100 или Е260, то поможет Алиса. Она определит добавку по шифру, расскажет, естественное или искусственное у нее происхождение, к какой категории относится вещество — например, краситель, усилитель вкуса или консервант, — и насколько оно безопасно.
Что сказать Алисе: «Запусти навык „Проверка симптомов коронавируса“»
Алиса перечисляет симптомы, которые могут сопровождать болезнь, и просит пользователя оценить, насколько часто они у него проявляются. После этого она анализирует ответы и дает рекомендации: сидеть дома и пить больше теплой жидкости или все-таки вызвать врача.
Что сказать Алисе: «Запусти „Навык тест на алкоголь“», «Сыграем в тест на алкоголь», «Поиграем в тест на алкоголь»
Этот навык поможет оценить свое состояние наутро после вечеринки, когда нужно садиться за руль. Чтобы не рисковать ни жизнью, ни деньгами на оплату штрафов, перед поездкой стоит проконсультироваться с Алисой. Она узнает пол и вес пользователя, спросит, что и в каком количестве человек употреблял накануне, и сообщит, сколько в крови промилле алкоголя.
Если по расчетам алкоголь в крови превышает допустимые нормы, помощник предупредит, на какое время стоит отложить поездку.
Что сказать Алисе: «Запусти навык „Умный шеф“»
Алиса посоветует, что приготовить из тех продуктов, которые уже есть дома, или предложит выбрать блюдо из каталога: перечислит все закуски, горячие блюда или десерты, которые знает, пока пользователь не найдет подходящий вариант.
Сначала Алиса продиктует список продуктов, а потом перейдет к инструкциям. После каждого шага она делает паузу и ждет, пока хозяин спокойно натрет сыр или обжарит лук — и даст команду продолжать.
Что сказать Алисе: «Запусти навык „Список покупок“», «Попроси список покупок добавить молоко и хлеб», «Попроси список покупок показаться»
Чтобы не приходилось несколько раз бегать то за маслом, то за сметаной, попросите Алису стать тем самым листком со списком продуктов. Просто говорите ей, что нужно купить, в любой момент, когда об этом вспомните, а она самостоятельно составит список и синхронизирует его с вашим смартфоном. В магазине запустите Алису в браузере и попросите показать список покупок.
Квесты Алисы напоминают классические квеструмы, только все события происходят в воображении пользователя. Алиса описывает обстоятельства, в которых оказался игрок, и интерьер помещения, откуда нужно выбраться, а пользователь может скомандовать своему персонажу, куда посмотреть, какие предметы взять и как их использовать.
В отличие от квестов в реальности, Алиса не ограничивает игроков во времени: можно останавливаться, когда надоест, а потом продолжать отгадывать загадки с того же места. Историю можно подобрать на любой вкус: игроки могут очутиться в секретной лаборатории или на космическом корабле, в мире литературного произведения или сериала.
Для детей квесты тоже есть: Алиса предложит поиграть за помощников Деда Мороза или стать волшебником, который справится с заданиями, только сочиняя рифмы и составляя верные слова из набора слогов.
Если квесты требуют от игроков мыслить логически, то викторины проверяют эрудицию. Алиса предлагает пользователям посоревноваться в знаниях самых разных фактов: от скорости, с которой солнечный свет достигает поверхности Земли, до того, как звучит по-сербски слово «свинья».
Правила викторин отличаются: в одних пользователю нужно выбрать правильный вариант среди нескольких, которые называет Алиса, а в других — согласиться или не согласиться с утверждением. Можно играть в одиночку, а можно в компании или даже командами: Алиса посчитает, у кого больше правильных ответов, и выберет победителя.
Что сказать Алисе: «Сыграем в „Да, мистер президент“»
В этой игре пользователь садится в кресло президента США: его задача — продержаться у власти четыре года, пройдя сквозь череду неоднозначных ситуаций. На вопросы Алисы игрок должен отвечать только «да» или «нет»: в зависимости от принятого решения будет меняться авторитет президента и бюджет страны.
Зачастую игроку придется выбирать, что дороже — одобрение публики или экономическая стабильность. Впрочем, импичмент ему могут объявить как за растрату, так и в связи с утратой доверия, так что победить в игре будет непросто.
Те, кому удастся справиться с задачей и удержать баланс, могут попробовать свои силы в похожих играх: приквеле «День выборов», где нужно не растерять электорат, и историческом аналоге «Да, милорд», в котором за неверно принятые решения грозит казнь.
Что сказать Алисе: «Запусти навык „Легко сказать“», «Запусти навык „Песни на звуки“», «Запусти навык „Песни для произношения“»
Детям, которые только учатся разговаривать, Алиса поможет освоить сложные звуки: для этого родителям нужно активировать навык-тренажер «Легко сказать», а дальше Алиса поговорит с ребенком уже сама.
Сначала герои — фиксики или звукли — предложат ребенку игровые упражнения: например, поцокать как лошадь, подребезжать как старые автомобили, научиться делать губами трубочку или парус из языка. А потом споют вместе с ребенком песню, которая поможет закрепить звук.
Чтобы упражнения не наскучили, герои развлекают ребенка интересными фактами: например, рассказывают, каким профессиям пригодятся дроны, о которых малыш только что спел куплет, или чем может быть полезна умная колонка.
Что сказать Алисе: «Запусти навык „Игра про репку“», «Запусти навык „Игра репка“»
Алиса может рассказать ребенку обычные сказки, а может — сказку-игру. В основе лежит классический сюжет про репку, только ребенок управляет героями самостоятельно: говорит Алисе, кого позвать на помощь следующим, и она добавляет героя в сюжет.
Сказка может быть сколь угодно длинной, а герои — самыми необычными: например, нам в сказке помогали не только бабка и внучка, но и папа, папина машина и какой-то Лаек. Чтобы сказка закончилась, ребенок должен позвать мышку, а пока он до этого не додумается, у родителей будет время заняться своими делами.
Что сказать Алисе: «Запусти навык „Игра киоск с лимонадом“», «Сыграем в игру „Киоск с лимонадом“»
«Киоск с лимонадом» — экономическая игра, в которой нужно создать свою торговую точку и продержаться на рынке. Настоящие бизнес-кейсы появляются с самого начала: чтобы магазин попал в рейтинг, нужно придумать название, которого еще нет у конкурентов. К заданию придется подойти творчески: все варианты со словом «лимонад» уже, разумеется, заняты.
С каждым шагом игра становится сложнее, но интереснее. Сначала потребуется рассчитать, сколько лимонов может позволить себе киоск на первые 100 рублей и сколько из них получится лимонада. Потом ребенок знакомится с динамическими рыночными отношениями: чтобы не разориться, цену на лимонад придется корректировать в зависимости от погоды и стоимости напитка в других киосках. Еще на цену влияет узнаваемость бренда: чтобы продавать дороже, нужно вкладываться в рекламу. В общем, все как в жизни.
Что сказать Алисе: «Запусти навык „Тотальный диктант“»
Навык понравится тем, кто хочет потренировать грамотность, но впадает в тоску от классических школьных диктантов. Умный помощник прочтет текст писательницы Гузель Яхиной, который она составила специально для «Тотального диктанта» в 2018 году.
Алиса читает текст так, как это сделал бы живой человек в аудитории: сначала произносит предложение полностью, а затем — по словосочетаниям, дважды повторяя каждое из них. Но, в отличие от живого чтеца, Алису можно попросить прочитать одно и то же предложение сколько угодно раз и раздумывать над сложными случаями, никуда не торопясь.
Проверять работу придется самостоятельно на сайте «Тотального диктанта»: кроме самого текста там можно найти разбор допустимых вариантов и посмотреть комментарии по правописанию каждого слова и знака препинания.
Что сказать Алисе: «Запусти навык „Умный пересказ“»
Если школьник не успевает подготовиться к уроку литературы — а в общих чертах узнать, в чем конфликт «Отцов и детей», нужно, то поможет Алиса.
Библиотека у Алисы пока не очень большая, но ключевые тексты в ней есть: например, «Дубровский», «Преступление и наказание», «Гранатовый браслет». Подготовиться к ЕГЭ по литературе таким образом вряд ли получится, а вот для того, чтобы найти аргументы для эссе по русскому языку, такие пересказы подойдут.
Что сказать Алисе: «Запусти навык „Распределительная шляпа“»
Для тех, кому сложно определиться с вузом и специальностью, у Алисы есть собственная «Распределительная шляпа». Только она подбирает факультет не в Хогвартсе, а в российских учебных заведениях.
Чтобы посоветовать подходящие варианты, Алиса спросит у абитуриента, в каком городе он живет и хочет учиться, какие ЕГЭ выбрал и сколько получил баллов на пробных экзаменах, насколько хорошо у него с дисциплиной и нравятся ли ему занятия физкультурой.
Рекомендации Алисы достаточно поверхностны: они не учитывают, какие кружки посещает ребенок и чем любит заниматься в свободное время. Но сузить круг поисков Алиса поможет: она отбракует все вузы, которые точно не подходят по набору экзаменов, а из оставшихся уже можно выбирать подходящий институт и по другим критериям.
Что сказать Алисе: «Запусти навык „Олимпиадный навигатор“», «Запусти навык „Навигатор олимпиад“»
Этот навык пригодится выпускникам, которые хотят поступить в университет по результатам олимпиад, а не по ЕГЭ. Сложность в том, что узнавать об олимпиадах нужно гораздо раньше, чем придет время вступительных экзаменов. А еще потребуется разобраться, какая олимпиада гарантирует победителям поступление или максимальный балл за профильный экзамен, а на какую уже не стоит тратить время.
Яндекс.Станция: обзор
Содержание
Введение
10 июля в 10 утра в фирменном магазине-музее компании «Яндекс» стартовали продажи первой швейцарско-российской умной колонки Яндекс.Станции, изготовленной швейцарским юридическим лицом, зарегистрированным в городе Люцерн, и собранной в Китае. В этом обзоре расскажу свои мысли после недельной эксплуатации. И сразу отмечу, что большая часть проблем софтовая, поэтому велик шанс, что «Яндекс» или самостоятельно справится, или попросит своих швейцарских коллег улучшить функциональность устройства.
К открытию магазина собралась очередь порядка 200 человек.
Целевая аудитория в красных пакетах уносит добычу
Станцией в первую очередь интересовались мужчины, девушек было немного. К фотографиям очереди в комментариях писали, что всё это постановка. Как сообщил РОЭМ, в очереди действительно были и сотрудники «Яндекса», но им предварительно разослали письмо, чтобы не светились и не подчеркивали принадлежность к компании, дабы не было ненужных разговоров.
На мой взгляд, тут были в основном любопытствующие, желающие первыми попробовать что-то новое. Также были и перекупщики, которым, кажется, удалось нажиться. 15 июля на Авито обнаружил только одно объявление о продаже Яндекс.Станции за 16 990 рублей. После написания обзора и всех тестов попробую продать колонку. Разумеется, за «безумную» сумму в 100500 рублей (пишите на почту), а деньги передадим в фонд поддержки начинающих блогеров.
У шефа есть данные, что всего в Россию завезли 800 колонок. Изначально я примерно в это количество и оценил продажи, но потом решил, что нужно быть оптимистичнее, и накинул сверху до 1 000 – 1 200 штук: всё-таки «Яндекс» гордо заявил о наличии 20 000 предзаказов.
Оказалось, нет, компания крайне консервативно подошла к поставке, завезла небольшую партию, распроданную уже к 16 часам. Сейчас открыт предзаказ со странными датами доставки – октябрь 2018 года.
Полагаю, «Яндекс» и умышленно привез такую маленькую партию, и установил отдаленную дату новой поставки. Если верить обещаниям Google на майской конференции, то в конце года интернет-гигант привезет в Россию локализованную версию Google Home (по имеющейся информации, это случится не раньше 2019 года). Соответственно, «Яндекс» тщательно готовится к этому событию. И сейчас проводит своего рода открытый бета-тест, чтобы осенью начать продажи чуть раньше Google, предложив публике более совершенную версию своей колонки.
Технические характеристики и инструкция
Звук
Беспроводная связь
Видео
Габариты: 141 х 141 х 231 мм
Вес: 2.9 кг (без кожуха 2.5 кг)
Цена: 9 990 рублей
Позиционирование
Яндекс.Станция — это компаньон для домашних дел. Она включит музыку, расскажет новости, сделает напоминание, ответит на несложные вопросы, поиграет в простые игры, а если подключена к телевизору, то и покажет кино. Управление полностью голосовое. Больше всего я общался с Алисой, когда что-нибудь готовил на кухне, а приходя домой, говорил: «Алиса, включи какую-нибудь музыку» – и занимался своими делами. «Яндекс» сделал множество плейлистов, которые придутся по душе практически каждому, так как в основном там популярные хиты.
По-моему, действительно у станции нет четкого аналога на Западе. С одной стороны, больше всего колонка похожа на Alexa, которую Amazon выводит на новые рынки, изначально позиционируя как медиагаджет для стриминга музыки и видео. Кстати, когда Alexa появилась, она умела играть только музыку, видеосервисы добавились позднее. С другой стороны, колонка немного играет на поле Google Asisstant и Siri, так как худо-бедно отвечает на вопросы, связанные с поиском информации в сети.
Из такого позиционирования следует чётко уяснить, что колонка призвана скрасить времяпрепровождение, а не заменить аудиосистему или медиаплеер.
В будущем «Яндекс» обещает расширить спектр возможностей, но как и когда, пока неясно. Вероятно, колонка сможет лучше обращаться с аудио- и видеоконтентом, научится заказывать еду, вызывать такси.
Комплект поставки
Колонка поставляется в простой белой коробке, поверх которой – фиолетовая суперобложка.
Комплектации простая. Всё по делу и ничего лишнего:
Единственный вопрос у меня, почему адаптер питания такой большой? Он умудряется перекрыть соседнюю розетку. Также в магазине дали в подарок черную круглую наклейку. Наверно, я придираюсь, но первым покупателям компания могла бы приложить какую-нибудь приятную мелочевку типа памятной дизайнерской открытки или чего-то подобного, чтобы как-то отметить событие.
Внешний вид и дизайн
Внешний вид Яндекс.Станции описать очень просто. По форме это музыкальная колонка. Сверху – алюминиевая поверхность. Логотип «Яндекса» и две кнопки. Одна отвечает за отключение микрофонов, при этом в компании обещают, что отключение полное – происходит размыкание сети. А рядом – кнопка с иконкой Алисы. Используя её, можно сразу привлечь внимание голосового ассистента, а также скинуть настройки колонки и включить режим соединения по Bluetooth.
Снизу – резиновая подставка, благодаря которой колонка отлично стоит на любой гладкой поверхности.
На презентации «Яндекс» представил несколько цветовых решений обивки. Однако на старте продаж был только черный кожух.
Кожух можно снять. Забавно, что способ, указанный в инструкции, мне не помог. «Яндекс» рекомендует ладонями сжать бока корпуса и потянуть вниз.
А лучше упереться пальцами в торцы и нажать вниз, тогда кожух действительно легко сдвигается. На старте продаж народ активно интересовался, будут ли в продаже кожухи другого цвета. Пока ответа на этот вопрос нет.
Несколько слов про конструкцию.
В «Яндексе» говорят, что колонка звучит лучше, когда играет без кожуха. По-моему, это явный просчёт, так как в неглиже Алиса смотрится не очень. А конструкция колонки не предполагает, что пользователь будет регулярно снимать-надевать кожух, — это непростое дело, так как неаккуратным движением легко повредить динамики.
Короче говоря, достаточно странная рекомендация «снять кожух для качественного звука», так как в инструкции следом «Яндекс» пишет, что поломанные динамики остаются на совести пользователя. Это точно минус. У колонки и так звук не на 9 990 рублей, поэтому могли дать шанс Станции максимально реализовать свой потенциал.
На задней части колонки проходит металлическая полоса, на которой разъёмы для HDMI и зарядки. Она постоянно очень горячая и, полагаю, выполняет функцию охлаждения. Не совсем понимаю, с чем связан такой нагрев, поэтому не буду судить, плохо это или так и должно быть.
Позволю себе повторить несколько вещей. Во-первых, «Яндекс» говорит про Яндекс.Станцию не как про музыкальную колонку, а как про мультимедиа-платформу. Это значит, что звук должен быть лучше, чем у телевизора, но хуже, чем у специализированной акустики. От этого постулата и предлагаю отталкиваться.
Звук —всегда очень субъективная тема. Особенно когда про это говорит непрофессионал. Колонка на все деньги не звучит. Некоторые беспроводные JBL за 5-6 тысяч легко утрут нос Яндекс.Станции. А в районе 10 000 рублей уже можно приобрести варианты от Harman, которые прекрасно подойдут для небольшой дискотеки.
Однако, по-моему, у Яндекс.Станции оптимальное звучание для заявленных целей. Всё-таки ей предназначено быть не звездой вечеринок, а играть музыку из Яндекс.Музыки или сериалов с Амедиатеки. Другой вопрос, насколько звук соответствует цене в 9 990 рублей. Но опять же Яндекс.Станция — это не Bluetooh-колонка, а «умный» компаньон.
Полагаю, в фирменном магазине «Яндекса» остались тестовые образцы колонки и есть кабинка, поэтому вы легко можете самостоятельно сходить послушать и оценить.
Итак, запас громкости у колонки неплохой. Она начнет похрипывать на определенных композициях, начиная с 80-85% от максимальной громкости. Однако нужен какой-то повод, чтобы слушать музыку на такой громкости в квартире. За время использования максимум выкручивал колесико процентов на 60% в случаях, когда находился в другой комнате.
Мне не понравилось, что даже на минимальной громкости колонка достаточно громкая. Например, когда колонка стоит рядом с ноутбуком, лично мне было неудобно. Для комфорта желательно находиться на расстоянии метра в 2-2.5.
На мой непритязательный вкус, звуку Яндекс.Станции не хватает сочности и объёма. Слушая басистые композиции, хотелось, чтобы колонка поярче отработала любимые моменты. Станция заточена на вокал и незамысловатую поп-музыку. А вот, например, «Sad but True» Металлики звучит плоско и невыразительно.
Но в целом я всё равно звуком доволен. Восторгов он не вызывает, но и огорчаться особо не хочется. Для просмотра фильмов так и вообще замечательно подходит.
В завершение раздела про звук хочу процитировать разброс мнений из других обзоров. Орфография и пунктуация авторские:
Издание 3dnews пишет про идеальную акустическую картину и вялый бас:
Яндекс.Станции явно по силам “прокачать” помещение и в сотню квадратов. При этом разработчики не зря делают акцент на качестве звучания – на мой взгляд, акустическая картина близка к идеальной, даже на максимальной громкости можно пожаловаться разве что на недостаток самых верхних частот.
Что касается самого звучания: это очень и осень спорное решение. Я бы не назвал звук выдающимся, да и суперкомпромиссным тоже. Бас вялый, высокие частоты в порядке, средние банально отсутствуют. В некоторых композициях чувствуется хрипота на громкости около 70–80%.
В твиттер-журнале Tjournal.ru привыкли излагать мысли кратко:
Музыка на максимальной громкости из «Станции» звучит так себе: и баса мало, и как будто слышно похрипывание.
В соседнем с tjournal VC.ru редактор решил, что тема настолько глубока и обширна, что нельзя с кондачка и надо провести отдельное исследование:
Эксперты «Ведомостей» что-то написали, но непонятно, что именно. Ясно лишь, что не скрежещет:
Звучит колонка от «Яндекса» вполне пристойно. «Алиса» разговаривает разборчиво, вполне живым голосом. В колонке ничего не скрежещет и не дребезжит – музыка тоже воспроизводится нормально.
На лайфхакере отмечают продуманную архитектуру Яндекс.Станции, из-за которой колонка звучит хуже в кожухе:
По ощущениям звук не вызвал «вау-эффекта», но и компромиссным его назвать трудно. Благодаря внушительным габаритам и продуманной внутренней архитектуре, звучит «Станция» явно не хуже того, что нам приходилось тестировать ранее, по крайней мере среди мобильных домашних устройств. Басы внятные и внушительные, по частотам выше придраться тоже не к чему.
На сайте voiceapp.ru считают, что звук по цене:
Качество звука вполне соответствует стоимости колонки. Максимальная громкость довольно высокая – в характеристиках указана мощность в 50 ватт. Средние частоты звучат хорошо, но вот к низким и к высоким частотам есть претензии, особенно в сравнении с качественной брендовой акустикой. Хорошо звучит вокал, гитара, рок-музыка, а вот при прослушивании электронной музыки не хватает качественного баса и чистых высоких частот. Но стоит помнить, что цена Яндекс Станции – менее десяти тысяч рублей, и за эти деньги такой звук вполне приемлем!
Благодаря отсутствию неадекватного баса, превалирующего в акустике низкого и среднего классов, Яндекс.Станция звучит вполне себе нормально. Но далеко не так же, как делает это тот же HomePod. Правда, она и подороже.
И под конец я припас абсолютно объективный обзор с сайта yandex-station.info. Обратите внимание, как элегантно авторы объясняют отсутствие surround-звучания и прочие недоработки:
Звук, транслируемый станцией, близок к эталонному для устройства такого формата. Отличное качество обеспечивают несколько ключевых составляющих:
Впечатления
Начнём с главного. Недавно соцсети облетела весть, что Яндекс.Станция по ошибке включила детям «отборную порнографию». Разумеется, это не так. Ничего отборного там нет и в помине. Станция может найти что-то из запасников онлайн-сервисов, но вот проявить самостоятельность, бесстрашно ринуться в глубины интернета, обойти все вирусы и вернуться, принеся своему владельцу бесценную жемчужину для одиноких вечеров – это вряд ли. К тому же запустить кино Алиса может, только если оформлена подписка. На моё робкое: «А бесплатно?» Станция включила черно-белую документалку с КиноПоиска про тяжёлую жизнь порнозвезд.
Вот это тот максимум, который могли показать детям
Полагаю, если б Алиса умела искать «отборное видео», то это стало бы одним из ключевых преимуществ по сравнению с аналогами. Сразу отпали бы все вопросы как про стоимость, так и про звук и устаревшее железо. Могу порекомендовать «Яндексу» грамотно использовать передышку до начала продаж следующей партии и наладить партнерские отношения с Pornhub. Не зря же очередь за станцией процентов на 90 состояла из мужчин. Судя по SMM и веселой аналитике, в Pornhub сидят активные ребята, которые быстро бы научили Алису новым фишкам.
До 1944 года в школах была словесная система оценок. Вместо «тройки» использовали слово «посредственно». По-моему, мотивирующая составляющая больше. Кому хочется быть посредственностью? Яндекс.Станции в текущем виде я бы и поставил оценку «посредственно». Общее впечатление от работы с колонкой можно охарактеризовать так: на каждый плюс найдутся два минуса, так как колонка неважно справляется пока что даже с прямыми обязанностями.
Настройка занимает около 5 минут, так как Станция сначала скачивает обновление. Любопытно, что скачивание обновления происходит каждый раз после сброса настроек и переустановки.
Чтобы начать работать с Яндекс.Станцией, понадобится смартфон с установленным приложением от «Яндекса». Оно поможет настроить подключить колонку к Wi-Fi.
Прослушивание музыки и просмотр фильмов
Станция неплохо распознаёт даже корявое произношение названий иностранных песен и включает их. Станцию можно спросить, что сейчас играет, и сказать, нравится или нет. На основе этого Алиса будет лучше подстраиваться под вкус пользователя. Это здорово.
Такая же ситуация и с видео. Если вы не знаете, что посмотреть, то Алиса неплохо предлагает варианты. Отлично, что смотреть можно не только на платных сервисах, но и на бесплатном Кинопоиске. А, например, фильм «Бойцовский клуб» Станция так и подавно запустила с «Одноклассников».
Голосом управлять просмотром удобно. Станцию можно попросить промотать видео на заданное время и поставить на паузу.
Алиса может предлагать ролики с Youtube. При определенной удаче и настойчивости можно даже открыть конкретный канал. Например, она смогла показать ролики wylsacom или рубрику про авто Кости АкадемеГа, но вот открыть канал Mobile-Review или Юрия Дудя станция не смогла. Однако в целом искать какие-либо видео сейчас достаточно проблематично. Максимум можно узнать, что в топе.
Теперь минусы. Станция не может показать и ответить на следующие вопросы:
Раз Яндекс.Станция — это больше, чем медиаплатформа, то расскажу про прочие взаимодействия с Алисой. К сожалению, на текущий момент Алиса в телефоне более функциональна, чем версия в колонке.
Например, колонка может примерно угадать, где сейчас находится, и сказать время в пути до заданного пользователем адреса. Но вот карты открыть не в состоянии.
Никакие сервисы доставки пиццы и прочих снеков не работают.
Если попросить Станцию вызвать такси, то в ответ она предложит воспользоваться версией Алисы в мобильном телефоне.
Яндекс.Станция умеет выборочно отвечать на вопросы. Если спросить «как работает холодильник», то она найдет видео в интернете, а вот на банальный вопрос «почему море синее» ответить не может. Хотя тот же Google Assistant легко голосом отвечает на эти вопросы.
При этом Станция откуда-то знает, с какой скоростью бегает слон или жираф. Отвечает быстро и не задумываясь.
Алиса может сказать точное время в других городах, но сложные вопросы, как, например, если в Лондоне 5 утра, то сколько времени в Нью-Йорке, ставят её в тупик.
Google щёлкает такие вопросы, как орешки.
Яндекс.Станция – это компаньон-помощник по дому. С ней можно поиграть в простенькие игры типа «Города» или «Верю – не верю». Иногда Станция без видимых причин не понимает названный город или что её просят дать подсказку.
В целом, Станция не всегда адекватно понимает пользователя. Иногда приходится по несколько раз повторять команду. Создаётся ощущение, что, несмотря на 7 встроенных микрофонов, Яндекс.Станция слышит неважно и додумывает за пользователя самостоятельно, опираясь на алгоритмы.
Странно, что компаньон не может помочь на кухне. Ответить на простой вопрос, сколько варить рис, картошку или сосиски, – это пожалуйста. А вот рассказать или показать рецепт борща или омлета пока не получается. По-моему, как компаньон Станция обязана отвечать на такие вопросы: «Что вкусного приготовить из сала, картошки и горилки».
К колонке можно подключиться по Bluetooth и передавать музыку с телефона или компьютера, но тогда Алиса становится недоступна.
Мне понравилась функция напоминания. Получается очень естественно и более действенно, чем при использовании телефона. На подсознательном уровне как-то проще скинуть будильник на телефоне, чем проигнорировать голос, пусть и электронный.
Ещё несколько примеров от Алисы:
Заключение
Полагаю, на первом этапе покупатели Яндекс.Станции не будут разочарованы. Всё-таки в Алисе есть пусть небольшой, но wow-эффект. Быстро привыкаешь, приходя домой, говорить: «Алиса, включи какую-нибудь музыку».
Считаю, что жаловаться на цену колонки не следует, так как для комфортного использования придётся регулярно платить за подписку на ту же Амедиатеку, потому что одним бесплатным Кинопоиском сыт не будешь, а поиском в интернете Алиса пока не блещет. Цена Амедиатеки (сериалы) – 599 в месяц + 169 рублей за Яндекс.Плюс + 399 рублей за ivi (фильмы). Итого: 1 167 рублей в месяц, или 14 тысяч в год (если покупать на год, то у видеосервисов есть скидки).
На Руси до сих пор остро стоит вопрос оплаты контента. Месяца 4 назад у моего домашнего интернет-провайдера случилась накладка, из-за которой перестал открываться Google Play. Помню, какое недопонимание на другой стороне трубки вызвала моя проблема, когда я сказал, что не могу в Google кино купить.
Получается, что Яндекс.Станция – относительно недешевое удовольствие. Например, я не готов платить на регулярной основе, так как из-за отсутствия свободного времени у меня который месяц подписка на Netflix прогорает впустую, а покупать отдельные тайтлы Станция пока что не разрешает.
Если рассматривать Станцию как готовый продукт, то рекомендовать её к покупке пока что нельзя. Если же воспринимать ситуацию как открытый бета-тест, то у «Яндекса» получился интересный гаджет. Однако и в колонке, и в телефоне видно сильное отставание от Google в области поиска и ответов на вопросы. Про взаимодействие с другими умными устройствами, в котором невероятно сильна Алекса от Amazon, говорить не будем совсем, потому что пока «Яндекс» ничего не умеет.
Стоит отметить, что «Яндекс» создал платформу «Диалоги», где партнеры могут обучать Алису новым фишкам. Примерно такая же платформа в свое время помогла Amazon быстро натренировать своего помощника.
В качестве финального вердикта скажу, что Алисе и Яндекс.Станции надо дать время на развитие. Если через год ситуация не будет отличаться от текущей, тогда можно ругать. Пока же надо смотреть с любопытством и поддерживать по мере сил.
P.S. Недавно открыл, что у Mobile-Review.com есть Youtube-канал, где выходят обзоры гаджетов, а Эльдар записывает короткую рубрику «Мысли» по различным вопросам.
Попутно выяснил, что в YouTube практически нет цензуры. Роман Белых с переменным успехом справляется с откровенной матерщиной. Соответственно, всех несдержанных читателей, которые мечтали высказаться от души и прямо в лицо, но стеснялись получить бан, приглашаю на наш канал. Там царит либеральность интернета начала «нулевых». Но помните, что работает это в обе стороны.
Для пробы записал тестовое видео по распаковке и первому включению Станции. Мне удалось переиграть зрителей. В комментариях рассуждают, какой плохой был микрофон и монтаж. А правда в том, что не было ни микрофона, ни монтажа.