на что ориентировано большинство географических концептов ответ
Sociocultural Regional Studies
Centre of Cross-Cultural Studies
Калуцков В.Н. «Геоконцепты в региональных исследованиях»
Калуцков Владимир Николаевич –
доктор географических наук, профессор,
руководитель Центра культурной географии
факультета иностранных языков и регионоведения
МГУ имени М.В. Ломоносова
Геоконцепты в региональных исследованиях
В статье предложено теоретическое представление о геоконцепте как новом объекте междисциплинарных исследований и разработок. При этом под геоконцептом понимается любое значимое для определенного сообщества место, обладающее устойчивым образом, а под словесной формулой геоконцепта – единство трех элементов: образа, топонима и территории. В современном обществе геоконцепты представляют собой продукты концептуализации территории, формирующиеся под активным воздействием науки, искусства, политики, СМИ. На примере регионального геоконцепта Русский Север рассмотрена его вековая (образная, топонимическая, пространственная) динамика в русском культурном пространстве. Обозначены перспективы исследований региональных геоконцептов на постсоветском пространстве.
Ключевые слова: культурная география, геоконцепт, географический образ, топоним, место.
Geoconcepts in regional research
This article develops the theoretical notion of geoconcept as a new focus of interdisciplinary research and development. In this case, geoconcept refers to any place that is continuously significant for a given community. The verbal formula for geoconcept may be expressed in the following manner: form + toponym + territory. In contemporary society, geoconcepts are a product of conceptualized territory, and their formation is largely affected by science, art, politics and media. The age-old (figurative, toponymic, spatial) dynamic of the Russian North in Russian cultural space is examined as an example of regional geoconcept. The article also discusses prospects for further research on regional geoconcepts in post-Soviet space.
Key words: cultural geography, geoconcept, geographical image, toponym, place.
Проблему концепта, активно разрабатываемую в гуманитарных науках, впервые сформулировали философы Ж. Делёз и Ф. Гваттари. Согласно их утверждению, философия – это прежде всего геофилософия: «География не просто дает материю переменных местностей для истории как формы. Подобно пейзажу, она оказывается не только географией природы и человека, но и географией ума» [6]. Вместе с тем для разработки «географии ума» и «географии души» (выражение Н.А. Бердяева) в практическом плане нужны новые теоретические основания, одним из которых и является представление о географическом концепте, или геоконцепте.
Понятие геоконцепта исходно является междисциплинарным, представляющим собой теоретическую «стяжку», важную не только для специальных научных дисциплин (географии, истории, лингвистики, этнологии и др.), но и для комплексных страноведческих и регионоведческих работ.
Теоретические представления о геоконцепте
Что такое геоконцепт? Геоконцептом может быть любое место, обладающее устойчивым образом. Москва, Лондон, Париж, Россия, Америка, Русский Север, Сибирь, Бородинское поле, Ваганьковское кладбище – все это примеры геоконцептов, разных по масштабу, территориальной локализации, спектру связанных с ними образов. Все эти геоконцепты объединяет то, что, во-первых, они получают свои названия в рамках определенной культуры (в данном случае русской); во-вторых, каждое из них обладает устойчивыми в пределах этой культуры образами, проявляющимися в виде ассоциаций, исторических преданий, пословиц, присловий; в-третьих, все эти места-топонимы могут быть локализованы, связаны с определенной территорией.
В структурном плане любой геоконцепт состоит из трех слоев – информационно-образного, ономастического (назывного) и территориальной основы. Тем самым в качестве собирательного понятия он «стягивает» и удерживает как целое образ места, топоним и определенную территорию, место.
Словесная формула геоконцепта может быть выражена следующим образом: образ + топоним + территория. Смысловое наполнение данной формулы, ее семантическая окраска, топонимическое оформление зависят от того, кто, в каком контексте и в какой ситуации употребляет ее. Особенно ярко этот аспект проявляется на культурных границах в отношении территорий, принадлежащих к разным культурам.
Таким образом, под геоконцептом понимается любое значимое для определенного сообщества место, обладающее устойчивым образом.
Соотнесенность геоконцепта с конкретной территорией имеет большое значение, однако во всех культурах мира существуют экстерриториальные геоконцепты, т.е. такие, которые не имеют точной территориальной привязки, например Атлантида, Беловодье, страна пресвитера Иоанна, Земля Санникова, Тартария и др. [16]. Некоторые из них в процессе развития географии и картографии были локализованы, в частности Китеж, Куньлунь, другие – нет. Однако все они до сих пор не утратили своего мощного культурного потенциала, возможностей для географического воображения и могут быть использованы в проектах регионального развития.
Таким образом, в геоконцепте территория не присутствует исходно, а «появляется» в процессе локализации топонима. Интересно, что даже такие значимые в национальном культурном пространстве региональные геоконцепты, как Сибирь и Русский Север, неоднократно меняли культурный статус и территориальное прикрепление. Так, западная граница Сибири «гуляла» от Дона до Енисея в течение XVIII–XIX вв., пока не закрепилась на Урале. Следовательно, ретерриториализацию (смену территориального прикрепления) геоконцепта можно рассматривать как механизм его новой концептуализации.
Два процесса формирования геоконцепта. Любой геоконцепт формируется под воздействием двух основных процессов – естественного, или концептуирования, и искусственного, или концептуализации.
С одной стороны, геоконцепт представляет собой результат концептуирования территории. При этом под геоконцептуированием понимается процесс естественного исторического освоения пространства (его преобразования, осмысления, мифологизации) в культуре народа. Эти геоконцепты затем транслируются через системы образования и воспитания. В ходе концептуирования определенные качества, характеристики территории абсолютизируются, становятся доминантными [15]. Однако есть и внутренние (культурные) барьеры этого процесса: одни территории легко концептуируются, другие – с большими трудностями. Во многом это связано с тем местом, которое территория занимает в культурном пространстве данного человеческого сообщества. Иными словами, территории, обладающие мощным культурно-информационным полем, легче поддаются концептуированию [3]. К таким, например, относятся места, где произошли важные исторические события или с которыми связаны жизнь и деятельность значимой исторической личности.
С другой стороны, геоконцепт является продуктом концептуализации территории. Под геоконцептуализацией понимается процесс сознательного конструктивного выстраивания новых смыслов пространства и его географических образов. В данном контексте геоконцепты современного общества формируются под активным воздействием науки, искусства, политики, СМИ.
«Урал – опорный край державы», – эта строка А.Т. Твардовского отражает не столько геополитическое положение Урала (в середине ХХ в. он давно уже перестал быть окраиной), сколько его индустриальную мощь и роль в победе в Великой Отечественной войне. Таким образом, Урал для поэта – это промышленное сердце России.
В соответствии со структурой геоконцепта можно выделить три уровня концептуализации территории – физический, ономастический и ментальный.
Физическая геоконцептуализация связана с физическим освоением территории и последующим закреплением данного факта в культурном пространстве. Один из самых ярких примеров такого рода – создание Санкт-Петербурга. Само строительство русского города в зоне влияния мощной Швеции на «чудском» этническом субстрате было осмыслено как важный идеологический прорыв («окно в Европу»), хотя первым таким «окном» для России был Архангельск (яркий географический образ оказался, как нередко случается, сильнее исторического факта).
На ономастическом уровне геоконцептуализация осуществляется в форме номинации или реноминации территории. Вероятно, одним из первых идеологов номинации был Александр Македонский, который десятками Александрий размечал свою гигантскую империю. В советское время для усиления идеологического воздействия и реконцептуализации пространства активно и эффективно использовали реноминацию городов и регионов.
Изменение физики и имени не всегда достаточно для изменения геоконцепта Это хорошо осознавали, например, христианские миссионеры, которые в борьбе с индейским язычеством языческие святые места [5]. В другой стране и в другое время подобным приемом – ресакрализацией и реноминацией – пользовались уже в противостоянии с христианскими святынями. Таким образом, сакрализация места представляет собой важный механизм его концептуализации.
Об этнокультурной и территориальной концептуализации. В полиэтничных регионах одно и то же место для разных сообществ часто обладает различными географическими и историческими образами. В таких ситуациях можно выделить два типа геоконцептов – этнокультурные и территориальные. Первые формируются разными сообществами – этническими, конфессиональными, группами по интересам; вторые (страновые, региональные, локальные – городские, сельские) создаются территориальными (региональными или городскими) сообществами.
В моноэтничных регионах этнокультурный и территориальный геоконцепты региона и города обычно совпадают.
Например, древнее Булгарское городище (Татарстан) широко привлекает паломников-мусульман как место принятия ислама на территории России. Вместе с тем не меньший поток православных паломников устремляется сюда в связи с почитанием Авраамия Булгарского, одного из 13 доордынских православных святых (очевидно, что локальная география паломничеств разная). У каждой из групп формируются свой географический образ и свой вполне определенный геоконцепт данного места.
При этом большая часть туристов приезжает в Болгарский музей-заповедник для знакомства с уникальным объектом общенационального и регионального культурного наследия – хорошо сохранившимся средневековым городищем и замечательными музеями. Для этой группы важны территориальный геоконцепт данного места, объективированное представление о нем, в котором учтен вклад разных культур в его историю, географию и образ.
Очевидно, что в рассматриваемом случае носители различных концептуальных представлений о территории ориентированы на разные типы турпродуктов: одни – на конфессиональный, а другие – на территориальный.
В целом этническая концептуализация региона и его территориальная концептуализация дополняют друг друга.
Региональный случай: геоконцепт Русского Севера
Региональные геоконцепты играют важную роль в формировании и функционировании культурного пространства страны. При этом обозначаемые ими культурно-географические регионы часто существенно отличаются от официальных районов, закрепленных сетками административного или экономического районирования. Такие существующие в народном сознании регионы в западной культурной географии называются вернакулярными, или обыденными. К подобным «неофициальным» регионам относится и Русский Север.
За тысячелетнюю историю концепт Русского Севера претерпел значительные изменения своего статуса в культурном пространстве России – от «земли незнаемой» и «чудской» периферии в VIII–XV вв. до одной из самых значимых провинций русского культурного мира в XVI–XIX вв. (таблица). При этом менялись не только образ региона, его территориальная локализация, но и, что встречается редко, региональный топоним. Смена названия отражает трансформацию культурного статуса данной территории в русском культурном пространстве, ее новую концептуализацию: Заволочье – Поморье – Русский Север [8].
Вековое движение геоконцепта Русский Север в русском культурном пространстве
Центр русского культурного пространства (по отношению к Северу)
Помогите решить на оценку.
1. (1)Большинство великих географических открытий стало возможным благодаря использованию особых навигационных приборов. (2)Самый известный из них – компас. (3)Он был изобретён в Китае более двух тысяч лет назад. (4)Пластинка из магнитного железняка в этом компасе указывала не на север, как мы привыкли, а на юг, поэтому в Китае компас называли «ведающий югом». (5)В XIII веке знаменитый итальянский путешественник Марко Поло привёз в Европу компас, после чего европейцы сами научились изготавливать этот полезный прибор.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) большинство стало (предложение 1);
2) известный компас (предложение 2);
3) он был изобретен ( предложение 3);
4) называли (предложение 4);
5) европейцы научились ( предложение 5).
2. (1)В мировой художественной литературе немало примеров того, как с помощью слова можно описать музыку и те сложные впечатления, которые возникают у слушателя при восприятии музыкального произведения. (2)Одним из таких художников слова являлся Иван Сергеевич Тургенев. (3)Музыкальность, тонкий слух и музыкальный вкус, постоянное пребывание с раннего детства в атмосфере музыки и красоты способствовали глубокому пониманию писателем музыкального искусства и сказались на характере его творчества. (4)Большинство произведений Тургенева связано с музыкой. (5)Музыка становится средством характеристики героев, выражением авторской позиции.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) которые возникают ( предложение 1)
2) Тургенев являлся (предложение 2);
3) музыкальность, слух (и) вкус способствовали (предложение 3);
4) большинство связано (предложение 4);
5) музыка становиться средством, выражением (предложение 5).
3. (1)Волны, наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию и нередко являются причиной разрушений. (2)Так, большой мощностью обладают морские волны: они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов. (3)Особенно страшные разрушения производят гигантские морские волны – цунами. (4)Энергию морских волн можно использовать и на благо человека, если создать устройство, позволяющее преобразовывать её в электрическую энергию. (5)Такие устройства позволили бы более экономно использовать невозобновляемые источники энергии: нефть, газ, каменный уголь.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) волны могут (предложение 1);
2) они бывают причиной (предложение 2);
3) разрушения производят ( предложение 3);
4) энергию можно использовать (предложение 4);
5) устройства позволили ( предложение 5).
4. (1)Ещё в глубокой древности люди установили, что в воздухе свет распространяется по прямой линии. (2)В этом можно убедиться, наблюдая за узким пучком света в запылённой комнате, точно так же прямолинейно свет распространяется в прозрачных твёрдых телах и жидкостях. (3)На основе подобных опытных данных был сформулирован закон прямолинейного распространения света: в прозрачной однородной среде свет распространяется по прямым линиям. (4)Собственно, само понятие «прямой» возникло, по-видимому, из оптических наблюдений. (5)Теперь, желая проверить, является ли линия прямой, мы пользуемся этим законом.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) люди установили (предложение 1);
2) можно убедиться (предложение 2);
3) закон был ( предложение 3);
4) само понятие возникло (предложение 4);
5) желая проверить ( предложение 5).
5. (1)Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора? (2)Осенние ночные заморозки – это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо. (3)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5)Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло», которое препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) садовод поджигает кучи (предложение 1);
3) они не укрыты ( предложение 3);
4) дым поднимается (предложение 4);
5) которое препятствует (и) отражает ( предложение 5).
ГДЗ география 8 класс Алексеев, Николина Просвещение Задание: § 4 Учимся с «Полярной звездой»
Оценка географического положения России
1-й шаг
Особенности географического положения России:
1. Огромная территория.
2. Положение в высоких широтах на северной окраине Евразии.
3. Протяжённые границы.
4. Большое количество соседей.
5. Выход к водам трёх океанов и удалённость внутренних частей страны от них.
6. Расположение между странами Европы и Азии.
7. Большая протяжённость с запада на восток.
8. Многонациональность населения.
2-й шаг
Выполнено в виде таблицы.
Особенности географического положения | Следствия, вытекающие из этого |
---|---|
1. Огромная территория. | Разнообразия климатических условий, рельефа и природных зон. Формирование азональных природных комплексов. |
2. Положение в высоких широтах на северной окраине Евразии. | Суровый климат, необходимость затраты на производство тепла для населения и предприятий. Распространение многолетней мерзлоты, вызывающее сложность при освоении северных территорий. Навигация в летний период. |
3. Протяжённые границы. | Большое количество соседей, необходимость высоких затрат на охрану границ. |
4. Большое количество соседей. | Развитие экономических и торговых связей со странами-соседями. |
5. Выход к водам трёх океанов и удалённость внутренних частей страны от них. | Возможность быть транзитной территорией при движении грузов из Тихого океана в Атлантический. Удалённость усложняет транспортную доступность территорий. |
6. Расположение между странами Европы и Азии. | Возможность быть транзитной территорией при движении грузов между регионами. Развитие, связанное с европейской и азиатской цивилизациями. |
7. Большая протяжённость с запада на восток. | Большой набор часовых поясов. Нарастание континентальности климата во внутренних районах страны. |
8. Многонациональность населения. | Богатое историко-культурное наследие. Опасность возникновения этнических конфликтов. |
© 2021Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.
Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]