на что ориентирована модель пациента вирджинии хендерсон
Сестра
Вирджиния Хендерсон — известное имя в сестринском деле. Именно она автор теории сестринского ухода.
Так называемая добавочно-дополняющая сестринская модель Хендерсон призывает направить внимание медицинской сестры на помощь пациенту в его потребностях:
Теория сестринского ухода и модель Хендерсон предполагают направление действий медицинской сестры на скорейшее выздоровление пациента. Медицинская сестра добавляет свои действия к нарушенным действиям пациента, дополняет их.
14 потребностей повседневной жизни по Вирджинии Хендерсон
Сестринский процесс и модель Вирждинии Хендерсон: применение
1. Пациент — человек с фундаментальными потребностями как в здоровом состоянии, так и во время болезни.
2. Источник проблем пациента — невозможность осуществления ухода за собой по причинам детского ил старческого возраста, из-за определенных обстоятельств (длительное умирание, пребывание в бессознательном состоянии, выздоровление).
3. Цель ухода — достижение долгосрочных целей, направленных на удовлетворение всех 14-ти потребностей пациента. Краткосрочные цели ставятся медицинской сестрой только при состояниях пациента, требующих неотложных мер.
4. Направленность помощи:
5. Роль медсестры:
6. Способы вмешательства — выполнение назначенных врачами процедур, выдача и контроль приема лекарственных препаратов пациентом, привлечение семьи пациента к участию в уходе.
7. Результат оценить модель Хендерсон предлагает лишь тогда, когда будут удовлетворены все потребности пациента при участии медсестры.
Модель Хендерсон
Основные положения модели Хендерсон
Пациент, согласно утверждению В. Хендерсон, имеет фундаментальные человеческие потребности, одинаковые для всех людей: «Вне зависимости от того, болен человек или здоров, сестра всегда должна иметь в виду жизненно важные потребности человека в пище, крове, одежде; в любви и доброжелательности, в чувстве необходимости и взаимозависимости в условиях общественных отношений. »
В. Хендерсон приводит 14 потребностей для повседневной жизни. Здоровый человек, как правило, не испытывает трудностей при удовлетворении этих потребностей. В то же время в период болезни, беременности, детства, старости, при приближении смерти человек бывает не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно. Именно в это время сестра помогает «человеку, больному или здоровому, в выполнении тех функций, которые поддерживают его здоровье или же способствуют его выздоровлению (или же в момент его ухода из жизни) и которые этот человек выполнил бы без посторонней помощи, будь у него силы, желания или знания. ». Автор утверждает, что во все времена сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека.
Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон
1. Нормально дышать.
2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.
3. Выделять продукты жизнедеятельности.
4. Двигаться и поддерживать нужное положение.
5. Спать и отдыхать.
6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду.
7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.
8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.
9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасность для других людей.
10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.
11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.
12. Заниматься любимой работой.
13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.
14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.
Источник проблем пациента. В. Хендерсон, разрабатывая свою модель, основывалась на теории американского психолога А. Маслоу об иерархии основных человеческих потребностей.
По табл. ниже видим, на чём основана приоритетность потребностей, предложенных В. Хендерсон. При этом потребностей по В. Хендерсон значительно меньше в каждом уровне, чем по А. Маслоу. Это объясняется тем, что в середине 60-х годов ХХ в., когда была создана эта модель сестринского ухода, реальные возможности сестры в США были ограничены деятельностью по удовлетворению именно этого ограниченного перечня потребностей. (Модель NANDA, по которой работает сестринский персонал в Северной Америке с конца 80-х годов, включает в себя потребности всех уровней.)
Проблемы, требующие сестринского вмешательства, возникают в том случае, когда человек в силу определённых обстоятельств (болезнь, младенческий и/или старческий возраст) не в состоянии осуществить уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания.
Таблица. Взаимосвязь основных потребностей по А. Маслоу с потребностями повседневной жизни по В. Хендерсон
Применение модели В. Хендерсон в сестринском процессе
Эта модель является одной из самых известных в настоящее время среди практикующих сестер. При этом следует помнить, что она предусматривает непременное участие пациента во всех этапах сестринского процесса.
На этапе первичной оценки состояния пациента сестре совместно с пациентом следует установить, какие из 14 повседневных потребностей следует удовлетворить в первую очередь. Причем сестра принимает решение за пациента только в том случае, когда он не в состоянии этого сделать. Например, если пациент отказывается
есть больничную пищу, значит, его потребность в пище не удовлетворяется. Совместно с пациентом сестра определяет возможные причины этой проблемы (плохой аппетит, брезгливость и т.п.) и ставит реалистичные цели для её решения. Если у пациента нарушен сон, сестра должна установить причины этой проблемы (неудобная постель, духота, храп соседа по палате и т.д.), а затем уже определить цели сестринского ухода и вмешательства.
Планирование ухода. В. Хендерсон считает, что человек должен полностью и самостоятельно удовлетворять свои повседневные потребности, поэтому долгосрочная цель ухода заключается в том, чтобы добиться у пациента максимальной независимости. Для решения этой проблемы сестра ставит совместно с пациентом несколько промежуточных и краткосрочных целей. Так, в случае с пациентом, отказывающимся от пищи, нужно запланировать беседу с родственниками, с самим пациентом, возможно, с сотрудниками пищеблока. В случае с пациентом, имеющим проблемы со сном, следует запланировать упражнения по релаксации (расслаблению), проветривание помещения или перевод в другую палату.
Поставленные цели должны быть реалистичны и измеряемы, чтобы можно было оценить успешность или безуспешность сестринского вмешательства.
Сестринское вмешательство направлено на укрепление здоровья пациента, полное решение поставленных перед ним задач. В конечном счёте вмешательство предполагает помощь пациенту в достижении им независимости, насколько это возможно.
Оценка результатов ухода. Сестры, работающие по модели В. Хендерсон, приступая к итоговой оценке выполнения плана по уходу, начинают с оценки каждой повседневной потребности, при удовлетворении которой были выявлены проблемы. Сестра устанавливает, насколько достигнута цель при удовлетворении потребности. При недостигнутой цели планируются новые сестринские вмешательства или изменение формулировки цели.
Вирджиния Хендерсон Биография и 14 потребностей (модель)
Вирджиния Хендерсон Она была американкой, которая всю свою жизнь посвятила практике и исследованиям сестринского дела. С 1950 года его полная приверженность к нему породила теории и основы, которые применяются на сегодняшний день.
В своей работе Вирджиния Хендерсон переосмысливает уход за больными в функциональных терминах, включая физиологические и психопатологические принципы. Он также считал, что это будет меняться в зависимости от времени; то есть его определение не будет окончательным.
Теоретическое изучение сестринского дела, берет свое начало из книги «Сестринские записки«Об итальянском Флоренс Найтингейл в 1852 году. До этой работы уход за больными рассматривался как деятельность, основанная на практике и общеизвестных.
Подход Хендерсона был очень полезен для объяснения важности независимости сестринского дела по отношению к другим областям здравоохранения..
биография
Вирджиния Хендерсон родилась в 1897 году в Канзас-Сити, штат Миссури, США, 19 марта..
В возрасте 21 года она начала обучение сестринскому делу в Вашингтоне, округ Колумбия. (в военном училище); Его главной мотивацией следовать по этому пути была Первая мировая война, поскольку он помогал нескольким своим соотечественникам в этот период.
Через три года (1921), после окончания университета, Вирджиния Хендерсон получает свою первую работу медсестрой в поселении Генри-Стрит, некоммерческом агентстве социального обслуживания, расположенном в Манхэттене, Нью-Йорк. Год спустя Вирджина Хендерсон начала свою педагогическую карьеру (1922).
Оттуда он начнет долгие тренировки через годы:
Вирджиния Хендерсон скончалась 30 ноября 1996 года в возрасте 99 лет..
14 потребностей Вирджинии Хендерсон (Модель)
нужды Вирджинии Хендерсон это теория или модель, которая определяет подход к практике ухода за больными. Он стремится повысить независимость пациента в его выздоровлении, чтобы ускорить его улучшение во время его пребывания в больнице.
Модель Вирджинии Хендерсон подчеркивает основные человеческие потребности как центральный аспект практики медсестер. Это привело к разработке многих других моделей, в которых медсестер учат помогать пациентам с точки зрения их потребностей..
По словам Хендерсона, первоначально медсестра должна действовать для пациента только тогда, когда у него нет знаний, физической силы, воли или способности делать что-то самостоятельно или правильно проводить лечение..
Идея состоит в том, чтобы помочь или внести вклад в улучшение состояния пациента, пока он сам не сможет позаботиться о себе. Это также включает помощь больному человеку, помогая привести его к тихой и мирной смерти.
Вот 14 потребностей:
1- дышать нормально
Газообразный обмен организма необходим для здоровья пациента и самой жизни..
Медсестра должна ознакомиться с дыхательной функцией человека и уметь определить возможные недостатки этого процесса..
Это включает в себя помощь в правильной осанке тела, осознание странных шумов во время дыхания и осознание выделений из носа и слизи..
Следует также следить за частотой и частотой дыхания, проверять, чтобы маршруты не были перекрыты, наблюдать за температурой и циркуляцией воздуха в помещении, среди других аспектов.
2- Ешь и пей правильно
Каждый организм нуждается в жидкостях и питательных веществах для выживания. Медсестра должна знать тип питания и питания в соответствии с потребностями пациента в питании и назначенным врачом лечением..
Он должен учитывать аппетит и настроение, график и количество, возраст и вес, религиозные и культурные убеждения, способности жевать и глотать, среди прочего.
3- Нормальное удаление отходов организма
Частью правильного функционирования организма является нормальное устранение кала, мочи, пота, мокроты и менструации.
Уровень контроля и эффективности пациента в отношении его экскреторных функций должен быть хорошо известен. Этот пункт включает в себя особое внимание к гигиене интимных частей.
4- Мобильность и соответствующие позы
Пациент будет чувствовать себя более или менее независимым в той степени, в которой он может двигаться сам по себе для выполнения своей повседневной деятельности.
Медсестра должна помочь механике тела человека и мотивировать его на выполнение физических упражнений, упражнений и занятий спортом.
При мотивации вы должны принимать во внимание различные ограничения, данные конкретным заболеванием, лечением, терапией или деформациями тела..
5- Сон и отдых
Отдых очень важен для быстрого выздоровления человека. Каждый организм восстанавливает физические и умственные силы во время сна.
Спокойный и непрерывный отдых пациента должен быть приоритетом, особенно ночью.
Вы должны знать об отдыхе, а также о трудностях засыпания, таких как чувствительность к шуму, освещению, температуре и др..
6- Оденься и разденься нормально
Возможность выбирать и использовать одежду, которую вы хотите, также влияет на чувство независимости пациента.
Одежда представляет собой индивидуальность и личность, но также защищает от элементов и заботится о личной жизни.
7- Поддерживать температуру тела в нормальных пределах
Нормальная температура тела составляет от 36,5 до 37 ° С. Медсестра должна знать о факторах, влияющих на простуду или жару пациента.
Терморегуляция тела всегда сопровождается сменой одежды, использованием простыней и одеял, открытием окон и дверей, питьевой водой, использованием вентиляторов или кондиционеров и даже принятием душа..
8- Поддерживать хорошую гигиену тела
То, как вы видите, чувствуете и ощущаете запах тела пациента, является внешним признаком гигиены..
Этот фактор является не только физиологическим проявлением; в уходе также считается фактором с большой психологической ценностью.
При купании человека медсестра должна учитывать частоту очистки тела, используемые средства и посуду, уровень подвижности и независимости пациента, а также другие факторы..
9.- Избегайте опасностей в окружающей среде и не подвергайте опасности других
Важно очень хорошо знать и оценивать, можно ли оставить пациента на длительное время в покое, с достаточной уверенностью, что он не пострадает во время движения или попыток выполнять какие-либо действия, а также не поставит под угрозу безопасность других людей..
10- Сообщите эмоции, потребности, страхи и мнения
Медсестра должна быть способна поощрять и мотивировать здоровое и правильное общение с пациентом, чтобы помочь его эмоциональному балансу.
Важно, чтобы человек оставался в социальном взаимодействии с другими, чтобы также гарантировать психическое здоровье.
11- Действуй или реагируй согласно своим убеждениям
Особые ценности и убеждения пациента должны соблюдаться. На основании этого он принимает свои решения и осуществляет определенные действия или мысли.
Культура и религия являются частью личности человека. Этот фактор почти всегда влияет на отношение к смерти.
12- развиваться таким образом, что есть чувство достижения
Важно, чтобы медсестра своими силами продвигала у пациента цели и достижения.
Если пациент чувствует себя продуктивным и полезным, у него будет чувство личного удовлетворения, которое повлияет на его самооценку и психическое здоровье..
13- участвовать в развлекательных мероприятиях или играх
Здоровье тела и ума также достигается с помощью мероприятий, которые развлекают пациента.
Медсестра должна знать вкусы и интересы человека и мотивировать его участвовать в деятельности, которая мотивирует.
14- Учиться, открывать или удовлетворять личное любопытство
Этот момент похож на предыдущий, но основан на чувстве умственной продуктивности человека при получении новых знаний.
Сохранение у пациента развития навыков, навыков и знаний благоприятно для здоровья.
В случае детей или молодых пациентов важно, чтобы они продолжали свою академическую деятельность как можно активнее.
Модель Хендерсон
Основные положения модели Хендерсон
Пациент, согласно утверждению В. Хендерсон, имеет фундаментальные человеческие потребности, одинаковые для всех людей: «Вне зависимости от того, болен человек или здоров, сестра всегда должна иметь в виду жизненно важные потребности человека в пище, крове, одежде; в любви и доброжелательности, в чувстве необходимости и взаимозависимости в условиях общественных отношений… »
В. Хендерсон приводит 14 потребностей для повседневной жизни. Здоровый человек, как правило, не испытывает трудностей при удовлетворении этих потребностей. В то же время в период болезни, беременности, детства, старости, при приближении смерти человек бывает не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно. Именно в это время сестра помогает «человеку, больному или здоровому, в выполнении тех функций, которые поддерживают его здоровье или же способствуют его выздоровлению (или же в момент его ухода из жизни) и которые этот человек выполнил бы без посторонней помощи, будь у него силы, желания или знания… ». Автор утверждает, что во все времена сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека.
Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон
1. Нормально дышать.
2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.
3. Выделять продукты жизнедеятельности.
4. Двигаться и поддерживать нужное положение.
5. Спать и отдыхать.
6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду.
7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.
8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.
9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасность для других людей.
10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.
11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.
12. Заниматься любимой работой.
13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.
14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.
Источник проблем пациента. В. Хендерсон, разрабатывая свою модель, основывалась на теории американского психолога А. Маслоу об иерархии основных человеческих потребностей.
По табл. ниже видим, на чём основана приоритетность потребностей, предложенных В. Хендерсон. При этом потребностей по В. Хендерсон значительно меньше в каждом уровне, чем по А. Маслоу. Это объясняется тем, что в середине 60-х годов ХХ в., когда была создана эта модель сестринского ухода, реальные возможности сестры в США были ограничены деятельностью по удовлетворению именно этого ограниченного перечня потребностей. (Модель NANDA, по которой работает сестринский персонал в Северной Америке с конца 80-х годов, включает в себя потребности всех уровней.)
Проблемы, требующие сестринского вмешательства, возникают в том случае, когда человек в силу определённых обстоятельств (болезнь, младенческий и/или старческий возраст) не в состоянии осуществить уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания.
Таблица. Взаимосвязь основных потребностей по А. Маслоу с потребностями повседневной жизни по В. Хендерсон
В. Хендерсон утверждает, что способность человека удовлетворять свои ежедневные потребности меняется в зависимости от его темперамента и эмоционального состояния. Например, испытывая чувство страха и беспокойство, человек может плохо спать и есть. Пожилой человек, недавно перенёсший тяжёлую утрату, может испытывать трудности в общении, передвижении, одевании и раздевании, если ранее ему в этом оказывал помощь его умерший родственник. Физиологические и интеллектуальные возможности человека также могут влиять на способности человека удовлетворять свои фундаментальные потребности.
Направленность сестринского вмешательства. Несмотря на то что В. Хендерсон явно не рекомендует использование сестринского процесса (в 60-е годы такой вид сестринской практики, как сестринский процесс, ещё не сложился окончательно в сегодняшнем понимании этого термина), она считает, что при обследовании пациента сестра обсуждает с ним условия оказания сестринской помощи: «Только в состоянии очень высокой зависимости пациента, такого, как кома или состояние полной прострации, у сестры имеются оправдательные мотивы для принятия решения (не обсуждая этого с пациентом), что для него в данном случае является благом». По мнению В. Хендерсон, сестра должна постараться встать на место пациента, понять его собственную оценку своего состояния и выбрать необходимое вмешательство.
Цель ухода. В. Хендерсон считает, что сестре следует ставить только долгосрочные цели в восстановлении независимости пациента при удовлетворении им 14 повседневных потребностей. Правда, краткосрочные и промежуточные цели тоже имеют право на существование, но только при острых состояниях: шоке, лихорадке, инфекции или дегидратации (обезвоживании). Автор рекомендует составлять план сестринского ухода, письменно изменяя его после оценки результата сестринских вмешательств.
Сестринское вмешательство. В. Хендерсон считает, что сестринский уход должен быть связан и с лекарственной терапией, и с процедурами, назначаемыми врачами, при этом для осуществления сестринских вмешательств может потребоваться участие членов семьи пациента.
Оценка качества и результатов ухода. По данной модели можно окончательно оценить результат и качество ухода только тогда, когда удовлетворены все повседневные потребности, в отношении которых было предпринято сестринское вмешательство.
Роль сестры представлена В. Хендерсон двояко. С одной стороны, сестра — это самостоятельный и независимый специалист в системе здравоохранения, поскольку она выполняет те функции, которые не может выполнить пациент, чтобы чувствовать себя достаточно независимо, с другой — это помощник врача, выполняющий его назначения.
Применение модели В. Хендерсон в сестринском процессе
Эта модель является одной из самых известных в настоящее время среди практикующих сестер. При этом следует помнить, что она предусматривает непременное участие пациента во всех этапах сестринского процесса.
На этапе первичной оценки состояния пациента сестре совместно с пациентом следует установить, какие из 14 повседневных потребностей следует удовлетворить в первую очередь. Причем сестра принимает решение за пациента только в том случае, когда он не в состоянии этого сделать. Например, если пациент отказывается
есть больничную пищу, значит, его потребность в пище не удовлетворяется. Совместно с пациентом сестра определяет возможные причины этой проблемы (плохой аппетит, брезгливость и т.п.) и ставит реалистичные цели для её решения. Если у пациента нарушен сон, сестра должна установить причины этой проблемы (неудобная постель, духота, храп соседа по палате и т.д.), а затем уже определить цели сестринского ухода и вмешательства.
Планирование ухода. В. Хендерсон считает, что человек должен полностью и самостоятельно удовлетворять свои повседневные потребности, поэтому долгосрочная цель ухода заключается в том, чтобы добиться у пациента максимальной независимости. Для решения этой проблемы сестра ставит совместно с пациентом несколько промежуточных и краткосрочных целей. Так, в случае с пациентом, отказывающимся от пищи, нужно запланировать беседу с родственниками, с самим пациентом, возможно, с сотрудниками пищеблока. В случае с пациентом, имеющим проблемы со сном, следует запланировать упражнения по релаксации (расслаблению), проветривание помещения или перевод в другую палату.
Поставленные цели должны быть реалистичны и измеряемы, чтобы можно было оценить успешность или безуспешность сестринского вмешательства.
Сестринское вмешательство направлено на укрепление здоровья пациента, полное решение поставленных перед ним задач. В конечном счёте вмешательство предполагает помощь пациенту в достижении им независимости, насколько это возможно.
Оценка результатов ухода. Сестры, работающие по модели В. Хендерсон, приступая к итоговой оценке выполнения плана по уходу, начинают с оценки каждой повседневной потребности, при удовлетворении которой были выявлены проблемы. Сестра устанавливает, насколько достигнута цель при удовлетворении потребности. При недостигнутой цели планируются новые сестринские вмешательства или изменение формулировки цели.