на что направлена политика дешевых денег

Политика дешевых денег

Политика дешевых денег – комплекс мер, реализуемых государством для нормализации показателей экономики в периоды валютно-финансовой нестабильности на внутреннем рынке.

В первую очередь выражается в снижении минимальных процентных ставок банковского кредитования, что приводит к росту денежной массы, находящейся в обращении, и стимулированию роста производства через увеличение доступности инвестиционных кредитов.

Историческая справка

Особая эффективность политики дешевых денег была отмечена в Соединенных Штатах Америки, где подобные меры применялись с конца 19-го века, неоднократно позволяя преодолевать периоды спада в экономике. К примеру, в конце 1980-х финансовые фонды США испытывали большой денежный дефицит. Это вынудило Конгресс пойти на еще большее снижение уровня кредитной ставки, что в итоге позволило стабилизировать американскую экономику за счет роста инвестиционного и потребительского кредитования.

Дешевые деньги использовались и в Великобритании. При этом особенно эффективным был период 30-х и начала 40-х годов прошлого века, когда принятые правительством меры по регулированию процентных ставок способствовали выводу экономики Великобритании на лидирующие позиции.

Механизм воздействия на экономику

Дешевые деньги влияют на ключевые показатели экономики: рост ВВП, уровень цен и объем занятости населения. При этом механизм работы данной денежной политики имеет следующую структуру:

Преимущества

Преимущество политики дешевых денег — быстрое формирование надежного валютно-финансового фундамента, обеспечивающего вывод экономики из режима стагнации. Кроме того, дешевые деньги повышают конкурентоспособность местных предприятий, способствуют дальнейшему наращиванию их производственной мощности и, соответственно, снижению безработицы.

Недостатки

Ключевой недостаток дешевых денег — их эффективность возможна только в условиях, когда объем экспорта существенно преобладает над объемом импорта. К тому же, длительное использование данной политики ускоряет процессы инфляции и способствует девальвации местной валюты из-за чрезмерного роста потребительского спроса, покрыть который национальная промышленность не в состоянии.

Современные реалии

Политика дешевых денег будет эффективна только на фоне жесткого контроля расходования финансовых активов государственным сектором экономики.Также необходимо развитие внутреннего рынка ценных бумаг с привлечением инвесторов для пополнения государственных финансовых резервов, истощение которых может привести к необходимости внешних заимствований, нивелирующих практически все плюсы дешевых денег.

Источник

На что направлена политика дешевых денег

Следует выделить две разновидности кредитно-денежной политики.

Во-первых, мягкую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дешевых денег»), когда Центральный банк:

а) покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банков, что обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу.

б) снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам. Это увеличивает денежную массу.

в) снижает обязательную норму банковского резервирования, что ведет к росту денежного мультипликатора и расширению возможностей кредитования экономики.

Следовательно, мягкая кредитно-денежная политика направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных ставок.

Во-вторых, жесткую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дорогих денег»), когда Центральный банк:

а) продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, уплачивающих за эти ценные бумаги. Это ведет к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает денежную массу.

б) повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы.

в) повышает обязательную норму банковского резервирования, что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.

Следовательно, жесткая кредитно-денежная политика носит рестриктивный (ограничительный) характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции.

Рассмотренные выше примеры политики «дорогих» и «дешевых» денег характеризуют дискреционную (гибкую) кредитно-денежную политику.

Каков же механизм проведения Центральным банком кредитно-денежной, или монетарной политики?

Воздействуя различными методами, рассмотренными выше, на объем денежной массы и возможности кредитования, Центральный банк влияет на конечный совокупный спрос через ряд последовательных звеньев: денежная масса, норма процента, инвестиции, совокупный спрос, национальный доход.

В формализованном виде цепочку этих взаимосвязей можно записать как: Ms – r – I –Y.

Таков, в общем виде, механизм воздействия дискреционной кредитно-денежной политики государства на изменение инвестиций, занятости и валового внутреннего продукта.

Однако, в реальной жизни гибкая монетарная политика порой приводит к непредсказуемым результатам и ее эффективность снижается как результат развития побочных процессов.

Допустим, что Центральный банк решил проводить курс на стимулирование экономического роста и увеличил предложение денег с целью понижения процентных ставок. Однако, следствием роста предложения денег стало повышение темпа инфляции в стране.

В стремлении добиться стабилизации экономики Центральные банки сталкиваются с дилеммой: что именно выбрать в качестве инструмента монетарной политики – контроль над денежным предложением (таргетирование денежной массы) или контроль над динамикой процентной ставки.

Так, в стремлении стабилизировать процентную ставку, государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров прироста денежного предложения, и увеличивать денежную массу для снижения ставки процента до желаемого уровня.

Напротив, ЦБ придется ограничивать предложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня.

Если же приоритетной задачей ставится поддержание стабильного прироста денежного предложения на всех фазах экономического цикла, то ЦБ должен допустить колебания процентной ставки.

Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-денежной политики.

Ее смысл сводится к сформулированному сторонниками названной школы монетарному правилу: масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (приблизительно 3-5% в год).

Однако, строгое следование этому правилу «связывает руки» правительству и препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики Центрального банка, и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не было одобрено в законодательном порядке.

На практике правительство и Центральные банки промышленно развитых стран используют преимущественно гибкую монетарную политику, хотя в периоды повышения темпов инфляции (1970-е гг.) приоритет отдавался весьма жесткой кредитно-денежной политике, хотя и не оформленной в виде монетарного правила.

Источник

ПОЛИТИКА ДОРОГИХ И ДЕШЕВЫХ ДЕНЕГ

на что направлена политика дешевых денег. Смотреть фото на что направлена политика дешевых денег. Смотреть картинку на что направлена политика дешевых денег. Картинка про на что направлена политика дешевых денег. Фото на что направлена политика дешевых денег на что направлена политика дешевых денег. Смотреть фото на что направлена политика дешевых денег. Смотреть картинку на что направлена политика дешевых денег. Картинка про на что направлена политика дешевых денег. Фото на что направлена политика дешевых денег на что направлена политика дешевых денег. Смотреть фото на что направлена политика дешевых денег. Смотреть картинку на что направлена политика дешевых денег. Картинка про на что направлена политика дешевых денег. Фото на что направлена политика дешевых денег на что направлена политика дешевых денег. Смотреть фото на что направлена политика дешевых денег. Смотреть картинку на что направлена политика дешевых денег. Картинка про на что направлена политика дешевых денег. Фото на что направлена политика дешевых денег

на что направлена политика дешевых денег. Смотреть фото на что направлена политика дешевых денег. Смотреть картинку на что направлена политика дешевых денег. Картинка про на что направлена политика дешевых денег. Фото на что направлена политика дешевых денег

на что направлена политика дешевых денег. Смотреть фото на что направлена политика дешевых денег. Смотреть картинку на что направлена политика дешевых денег. Картинка про на что направлена политика дешевых денег. Фото на что направлена политика дешевых денег

Политика дешевых денег.

Применяется в период спада в экономике и безработицы. ПДД – увеличивает избыточные резервы коммерческих банков и тем самым увеличивает предложение денег в экономике. В ее задачи входит удешевление кредита и облегчение доступа к нему с тем, чтобы увеличит совокупный спрос и занятость.

ПДД предполагает следующие мероприятия:

1. Покупка ценных бумаг. ЦБ покупая ценные бумаги, увеличивает резервы коммерческих банков.

2. Снижение резервной нормы. ЦБ снижая РН автоматически переводит обязательные резервы в избыточные и возрастает величина денежного мультипликатора.

3. Снижение учетной ставки. ЦБ снижая учетную ставку, побуждает коммерческие банки к расширению своих резервов посредством заимствования у ЦБ.

Политика дорогих денег.

Применяется в период повышенной инфляции, то есть когда «экономика перегрета». Её цель – ограничить денежное предложение, для того чтобы сократить расходы и сдержать инфляцию.

Включает в себя следующие мероприятия:

Среди трех методов денежного контроля наиболее важным регулирующим механизмом является операции на открытом рынке. Этот механизм обладает важным преимуществом – гибкостью: гос. ценные бумаги можно продавать или покупать в больших или меньших количествах. Его применение сказывается на резервах банка без промедления.

а) Величина резервов комерческих банков, получаемых путем займов у ЦБ обычно очень мала (2-3%). Именно операции на открытом рынке (продажа ценных бумаг ЦБ) побуждают ком банки брать ссуды у ЦБ, т.к. это приводит к временной нехватке резервов у комерческих банков и наоборот.

б) Эффективное воздействие учетной ставки зависит от инициативы комерческих банков, а не от ЦБ. Если УчС понижается в то время, когда очень немногие банки стремятся получить заем в ЦБ, то такое снижение окажет очень слабое воздействие либо вовсе не повлияет на банковские резервы и предложение денег.

Резервная норма используется ЦБ лишь в качестве вспомогательной меры при операциях на открытом рынке. Снижение и повышение РН может оказать существенное воздействие на банковские прибыли.

Тем не менее, некоторые экономисты отмечают, что изменение учетной ставки и резервной нормы имеет важный «информационный эффект», то есть может служить ясным и понятным способом оповещения финансистов и экономике в целом о намеченном курсе кредитно-денежной политике.

Источник

Финансовая сфера

на что направлена политика дешевых денег. Смотреть фото на что направлена политика дешевых денег. Смотреть картинку на что направлена политика дешевых денег. Картинка про на что направлена политика дешевых денег. Фото на что направлена политика дешевых денег

Политика «дорогих» или «дешевых» денег

Управление процентными ставками является сравнительно новым инструментом денежной политики. В новейшей истории российские денежные власти проводили активную процентную политику лишь в 1997–1998 годах, стремительно расширяя рынок государственных заимствований.

Управление процентными ставками является сравнительно новым инструментом денежной политики. В новейшей истории российские денежные власти проводили активную процентную политику лишь в 1997–1998 годах, стремительно расширяя рынок государственных заимствований. Тогда, несмотря на возросшие сбережения населения и снижавшуюся инфляцию, все закончилось системным финансовым кризисом.

В современных условиях реализация в классическом виде политики «дорогих» или «дешевых» денег приводит скорее к негативным последствиям.

В нынешнем столетии денежные власти фактически устранились от проведения процентной политики, в максимально либеральном стиле сконцентрировавшись на борьбе с избыточной ликвидностью. Низкие процентные ставки и значительный объем доступных финансовых ресурсов обеспечивались поступлением нефтяных доходов и привлечением внешних займов при минимальных ограничительных действиях государства. В результате росли производство, доходы и потребление населения, но импорт и внешний долг увеличивались быстрее, что ухудшило положение России в контексте мирового финансового кризиса. В конечном итоге «тихая гавань» оказалась в большей степени подверженной «глобальному шторму», чем прочие «жертвы» мирового кризиса.

Сегодня, отстаивая, видимо, либеральную экономическую модель, Банк России процентной политикой пытается решить весьма противоречивые задачи. С одной стороны, целям стабилизации курса рубля и снижению инфляции отвечает жесткая денежная политика, предполагающая положительные реальные процентные ставки и ограничительный рост денежного предложения. С другой стороны, поддержка реального сектора национальной экономики требует масштабной финансовой помощи, в том числе привлечения доступных кредитов со сравнительно низкими процентными ставками. В настоящий момент существует значительное число предприятий (представляющих стратегический интерес, системо­образующих, проводящих модернизацию, связанных с импортом в своем производственном цикле и прочие), которые испытывают производственный шок, вызванный падением спроса, удорожанием комплектующих, недоступностью банковского кредита. Результат подобного «шока» не заставил себя ждать — в январе текущего года выпуск обрабатывающей промышленности снизился на четверть.

В современных условиях реализация в классическом виде политики «дорогих» или «дешевых» денег приводит скорее к негативным последствиям. Очевидно, что с учетом сложившейся структуры российской экономики, структурных проблем, а также ухудшения глобальной конъюнктуры использование чисто рыночных механизмов неизбежно сопровождается издержками, потерями и новыми угрозами. Выбор одного из направлений процентной политики осложняется сопоставлениями «pro» и «contra» в его проведении — фактически происходит выбор одного из имеющихся «плохих» решений. Улучшение вариантов решения возможно лишь административным регулированием (коль скоро речь идет о распределении государственных сбережений) и активной работой государства на микроуровне с представителями бизнеса.

на что направлена политика дешевых денег. Смотреть фото на что направлена политика дешевых денег. Смотреть картинку на что направлена политика дешевых денег. Картинка про на что направлена политика дешевых денег. Фото на что направлена политика дешевых денег

Необходим, таким образом, поиск некоего комбинированного варианта: либо жесткой денежной политики совместно с выборочным субсидированием процентных ставок, налоговыми льготами, прямым государственным финансированием; либо масштабной поддержки реального сектора, сопровождаемой усилением валютного регулирования и контроля за использованием государственных средств.

Денежная политика

Девальвация рубля (с августа 2008 года курс рубля снизился к бивалютной корзине на 40%) является уже свершившимся фактом. Несмотря на все обсуждаемые плюсы и минусы снижения курса рубля, оно уже принципиально изменило валюту сбережений населения и предприятий, вызвало рост цен на внутреннем рынке и удерживает девальвационные и инфляционные ожидания на высоком уровне. Все усилия российских денежных властей по приданию рублю функций валюты расчетов, сбережений и инвестиций, предпринимавшиеся на протяжении пяти лет, в итоге оказались перечеркнуты двухмесячной девальвацией. Возможность возврата к прежней ситуации во многом будет определяться процентной политикой Банка России, проведение которой в значительной степени осложняется финансовым кризисом и спадом в реальном секторе национальной экономики.

Политика «дешевых» денег должна сопровождаться усилением валютного контроля и контроля за расходованием государственных ресурсов.

В самом общем виде процентная политика разделяется на рестриктивную (предполагающую ограничение предложения денег и повышение стоимости финансовых ресурсов) и экспансионистскую (направленную на расширение денежного предложения и предполагающую низкие процентные ставки). Условно, политика «дешевых» или «дорогих» денег зависит от уровня процентных ставок и инфляции, а также от ожиданий уровня инфляции в будущем. Четкое определение указанных типов денежной политики отсутствует. Полагаем, что для российской экономики, развитие которой в последние двадцать лет характеризовалось высокой инфляцией, условное разделение на «дорогие» и «дешевые» деньги может быть произведено на основе реальных процентных ставок.

Так, из приведенного графика видно, что за последние двенадцать лет политика «дорогих» денег проводилась лишь в 1997 году — первой половине 1998 года. Тогда целями подобной политики выступали снижение инфляции и сохранение стабильного курса рубля, а инструментом — доходность ГКО. В результате в тот период отмечались снижение инфляции, стабильность обменного курса рубля, рост сбережений населения (правда, известен и итог той политики — системный финансовый кризис).

Напротив, в 2000-х годах проводилась политика «дешевых» денег. Эта политика реализовывалась за счет притока в страну нефтяных средств и привлечения внешних займов при минимальных ограничительных действиях государства. В результате политика «дешевых» денег изменила модель роста, сделав основным фактором экономического развития расширение внутреннего спроса.

Макроэкономические задачи, которые стоят в настоящее время перед правительством РФ и Центральным банком, следующие:

Перечисленные задачи представляются достаточно противоречивыми с точки зрения выработки денежной и экономической политики в целом. Дополнительными факторами, воздействующими на выбор неких оптимальных пропорций, являются:

Поэтому чисто рыночные механизмы неизбежно сопровождаются издержками, потерями и новыми угрозами. Вот почему выбор одного из направлений процентной политики — это фактически выбор одного из «плохих» решений.

Политика «дорогих» денег

Рестриктивная (направленная на ограничение расширения денежного предложения) политика «дорогих» денег предполагает высокий уровень процентных ставок и традиционно рассматривается как средство подавления инфляции.

Сегодня выбор подобной политики может быть обусловлен задачами:

Выбор одного из направлений процентной политики фактически является выбором одного из имеющихся «плохих» решений.

Реализация политики «дорогих» денег включает в себя повышение (или неснижение) уровня процентных ставок по предоставляемым Банком России и правительством финансовым ресурсам, а также ограничения по расширению денежного предложения. Последствия реализации данной политики будут различными.

на что направлена политика дешевых денег. Смотреть фото на что направлена политика дешевых денег. Смотреть картинку на что направлена политика дешевых денег. Картинка про на что направлена политика дешевых денег. Фото на что направлена политика дешевых денег

Ожидаемые результаты в текущем году:

В целом политика «дорогих» денег позволит в 2009 году сохранить курс рубля в объявленном коридоре и удержать инфляцию в пределах 20%. Кроме того, она даст возможность снизить разрыв между кредитами и сбережениями нефинансового сектора.

Реальный сектор экономики в условиях проведения политики «дорогих» денег будет испытывать растущий кредитный голод. Лишь незначительная часть эффективных сегодня предприятий смогут воспользоваться банковским кредитом, что можно объяснить снижающейся рентабельностью промышленного производства. Новые уровни рентабельности свидетельствуют о падении способности к выживанию и об ухудшении перспектив промышленных производств в период проведения политики «дорогих» денег, а также об отсутствии государственных программ их поддержки.

Реальный сектор экономики в условиях проведения политики «дорогих» денег будет испытывать растущий кредитный голод.

Политика «дорогих» денег как рыночный механизм селекции эффективно и стратегически корректно работает в устойчивой экономике, в умеренной степени зависящей от внешних рисков, со стабильными темпами роста, в условиях поступательного (без резких всплесков) расширения инвестиций. Оздоровить структурно разбалансированную российскую промышленность и оживить ее рост в период проведения политики «дорогих» денег будет возможно только с использованием целевых государственных программ.

В частности, налицо ухудшение финансовых и динамических показателей машиностроительного комплекса — фактического локомотива роста промышленности России в последние годы, развивающегося на инновациях и стимулирующего инновационное развитие смежных производств. Очевидные проблемы машиностроительного комплекса, важнейшего с точки зрения будущего ландшафта российской промышленности, делают исключительно важным формирование и проведение государством активной политики поддержки инвестиций предприятий и текущей производственной деятельности — как кредитными ресурсами, так и формированием спроса.

Политика «дешевых» денег

Экспансионистская (направленная на увеличение общего предложения денег в экономике) политика «дешевых» денег, опирающаяся на низкие процентные ставки, традиционно используется для снижения (или ограничения роста) безработицы в условиях рецессии.

Сегодня выбор политики «дешевых» денег может быть обусловлен задачами:

Возможные результаты в текущем году:

Дополнительно отметим, что ключевым вопросом проведения политики «дешевых» денег является их источник. Есть все основания ожидать быстрого исчерпания государственных резервов. Тогда основными источниками предложения денег будут эмиссионное рефинансирование банковской системы и денежная эмиссия под выпуск государственных ценных бумаг, что представляет высокие риски для финансовой стабильности.

Выводы: выбирать из двух зол

В современных условиях реализация в классическом виде политики «дорогих» или «дешевых» денег будет приводить скорее к негативным результатам. Основными задачами экономической политики являются преодоление финансового кризиса и решение накопившихся структурных проблем, которые осложняются отсутствием эффективных государственных институтов и их сотрудников, способных эффективно управлять в кризисный период (с учетом того факта, что свободными финансовыми ресурсами располагает государство).

В целом политика «дорогих» денег позволит в 2009 году сохранить курс рубля в объявленном коридоре и удержать инфляцию в пределах 20%.

Политика «дорогих» денег предполагает сохранение финансовой стабильности и селекцию предприятий по критерию эффективности. Однако существует значительная часть предприятий (представляющих стратегический интерес, системо­образующих, проводящих модернизацию, связанных с импортом в своем производственном цикле), которым банковский кредит будет недоступен. Поэтому подобная политика должна сопровождаться выборочным субсидированием процентных ставок, налоговыми льготами, прямым государственным финансированием. Между тем именно выбор направлений поддержки реального сектора осложняется государственным институциональным и кадровым кризисом.

Рентабельность промышленного производства и реального сектора в целом, в %

2007 год2008 год
Первое полугодиеIII кварталIV квартал
Реальный сектор в целом11,714,110,9–0,8
Из него промышленное производство12,915,512,1–1,7
В том числе обрабатывающие производства12,715,412,2–2,6

Примечание. Рентабельность — отношение сальдированного финансового результата к обороту. Источник: Росстат, ЦСИ Банка Москвы

Политика «дешевых» денег включает в себя расширение спроса и увеличение производственной активности, однако провоцирует инфляцию и девальвацию. Реализация данной политики предполагает рост всех секторов экономики без селекции их эффективности (как это наблюдалось в 2006–2007 годах), что консервирует накопившиеся за годы интенсивного экономического роста проблемы и диспропорции. Политика «дешевых» денег должна сопровождаться усилением валютного контроля и контроля за расходованием государственных ресурсов. Важнейшей угрозой при ее реализации является ограниченность государственных резервов. После их исчерпания политика «дешевых» денег будет реализовываться уже за счет денежной эмиссии и внешних заимствований. Дополнительно, в целях избежания инфляционного «перегрева» необходимо развитие рынка государственных ценных бумаг, позволяющих стерилизовывать избыточную ликвидность.

Оздоровить структурно разбалансированную промышленность политикой «дорогих» денег будет возможно только с использованием целевых государственных программ.

Политика процентных ставок будет ключевой составляющей финансовой политики и пакета антикризисных мер в ближайшие месяцы. Ключевой составляющей финансовой политики — поскольку она определяет стоимость денег, предоставляемых банковской системе и доступных российским предприятиям. И если банковская система в формировании спроса на государственные деньги в значительной степени ориентирована на доходность вложений, маржу (разность между привлеченными и размещенными средствами) и риски, то реальный сектор — в конечном итоге на рентабельность бизнеса, а население — на инфляцию. Различные ориентиры в стоимости денег для институциональных агентов представляют собой важнейшее противоречие процентной политики.

Прогрессирующий кризис (финансовый и в реальном секторе) оставляет крайне малый отрезок времени для выбора и уточнения основных направлений финансовой политики. Реализуемая сейчас либеральная версия политики высоких процентных ставок в ближайшее время столкнется с очевидными последствиями — расширением применения «денежных суррогатов» в расчетах между предприятиями (распространением вексельного обращения, бартера, а также ростом неплатежей). Реальный сектор пока масштабно не откликнулся на данную политику увеличением «плохих» долгов, поскольку все еще действуют ожидания финансовой помощи со стороны государства. Если такой помощи не последует, а процентные ставки останутся на текущем высоком уровне, то рост просроченной задолженности, а также недостаток оборотных средств усилят и без того значительный спад производства, зафиксированный в январе 2009 года.

Текст: Центр стратегических исследований Банка Москвы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *