на что крепятся паруса на корабле
Азбука судомоделирования
Совокупность всех парусов корабля называют парусным вооружением. Все парусные суда по типу их парусного вооружения делят на суда с прямым, косым и смешанным вооружением.
Прямым или корабельным называют парусное вооружение, в котором прямые паруса являются основными, а косые вспомогательными. Классическим образцом прямого парусного вооружения являлись линейные корабли, имеющие три мачты, и военные корабли меньших размеров — фрегаты, корветы и бриги, а также аналогичные гражданские парусные суда.
Косым называют вооружение, в котором основными являются косые паруса. К ним относятся шхуны, тендеры, кечи, иолы, яхтьг.
К судам смешанного вооружения относятся баркентины и бригантины.
Паруса делятся на два главных вида: прямые и косые.
Прямые паруса
Прямые – те, которые ставятся на реях, прямо перед мачтами. Прямые паруса имеют четырехугольную, прямоугольную или трапециевидную форму и своей верхней стороной крепятся к реям, поднимающимся на мачты и стеньги корабля. Такие паруса устанавливают поперек судна. Нижняя сторона паруса обычно несколько изогнута кверху. С помощью шкотов и галсов ее прикрепляют к нижележащему рею или к палубе судна. Повороты прямых парусов в нужное положение относительно ветра производят вместе с реями при помощи снастей, называемых брасами и закрепленных на ноках реев. Прямые паруса именуют по реям, к которым они прикреплены (фоком, фор-марселем, фор-брамселем, фор-бом-брамселем и т. д.).
В петровские времена и вплоть до конца XVIII в. в носу корабля (на бушприте) поднимали еще два прямых паруса — нижний блинд и бом-блинд. Нижний блинд располагали под бушпритом на блинда-рее, а бом-блинд на бом-блинда-рее, установленном на стеньге бушприта. С конца XVIII в. эти паруса не ставят, а вместо них между фок-мачтой и удлиненным бушпритом (с помощью утлегаря и бом-утлегаря) стали поднимать треугольные косые паруса — кливера и стаксели.
К прямым парусам относятся и добавочные паруса — лиселя, которые добавляют к основным прямым парусам при попутном ветре. Ставят их по сторонам основных прямых парусов на особых рангоутных деревьях — лисель-спиртах, выдвигаемых с реев. Лиселя ставили только на фок- и грот-мачтах (рис. 3).
I — ундер-лисель; II — марса-лисель; III — брам-лисель;
1 — выстрел; 2 — реек ундер-ли-селя; 3 — марса-лисель-спирт;
4 — реек марса-лиселя; 5 — брам-лисель-спирт; 6 — реек брам-лиселя
Косые паруса
Косыми парусами называют такие паруса, которые при перемене курса относительно ветра поворачиваются вокруг одной из своих шкаторин. Косые паруса не симметричны. Имеют много разновидностей.
Косые паруса на кораблях с прямым вооружением разделяют на кливера, стаксели, трисели и апсели. Крепят косые паруса на штагах и леерах или мачтах, гафелях и гиках.
Кливерами называют треугольные передние паруса, которые ставят между фок-мачтой и бушпритом, иногда прямо на штагах или леерах, специально натянутых для них. Кливеров бывает больше чем три. Раньше кливера крепились на специальных леерах и поднимались вместе с ними, но теперь они ставятся, как и стакселя на штагах. Только летучий кливер по-прежнему поднимается на леере. Он считается дополнительным вспомогательным парусом.
1 — кливер;
2— кливер и под ним фока-стаксель;
3 — бом-кливер (впереди), кливер и фока-стаксель;
4 — бом-кливер, кливер, фор-стеньга-стаксель и фока-стаксель.
Отличие между стакселем и кливером, как правило, в расположении нижней шкаторины. Если нижняя шкаторина переднего треугольного паруса расположена над палубой — это стаксель. Если нижняя шкаторина расположена над бушпритом — это кливер.
К косым парусам относится и кормовая косая бизань, расположенная между гафелем и гиком, похожая на гафельный парус-трисель. Однако почти до конца XVIII в. на судах с прямым парусом бизань-мачта несла латинский треугольный парус на рее, подвешенном наклонно к бизань-мачте.
Все косые паруса ставят посередине — вдоль диаметральной плоскости корабля. В зависимости от места установки косые паруса, так же как и прямые, кроме основных наименований имеют свои личные наименования с различными приставками (бом-кливер, грот-стеньга-стаксель, фор-трисель и т. п.).
Названия парусов
Названия парусов соответствую мачтам на которых они расположены, и реям на которых они расположены (пример: на грот-марса-рее – парус грот-марсель). Если на задней нижней реи прямой парус, он называется бизань, а гафельный позади контр-бизань. Если прямого паруса нет, то имя бизань носит гафельный парус.
Элементы парусов
Детали парусов
Прямые паруса состоят из нескольких параллельных полотнищ шарусины, наложенных внакрой и сшитых друг с другом двойным швом (рис. 11 ). Края паруса подгибают и прошивают, поэтому они обычно двойные.
1 — ликтрос; 2 — верхняя шкаторина; 3 — подшивка; 4 — боковые шкаторины; 5 — нижняя шкаторина; 6 — ванты;
7 — боуты; 8 — риф-сезни; 9 — риф-кренгельсы; 10 — кренгельсы риф-талей; 11 — кренгельсы шпрюйта булеяей;
12 — 13 — угловые кренгельсы; 14 — кренгельсы из троса; 15 — кренгельсы с коушем
Вдоль кромок паруса пришивают растительный или гибкий стальной трос, называемый ликтросом. Край паруса называется шкаторина. Верхний край паруса, который привязывают к рею, называют верхней шкаториной, боковые края и нижний край паруса называют боковыми и нижней шкаторинами.
Вдоль нижней или верхней шкаторины нашиваются ленты. Эти ленты называются риф-бант. В них проделываются круглые отверстия – люверсы. В них протягиваются длинные тесемки: плоские плетеные – риф-сезни или круглые, крученые риф-штерты. Когда надо уменьшить площадь косого паруса, его приспускают так, что риф-бант касается гика. Потом риф-штерты завязывают под гиком. Если «рифы берутся» на прямом парусе, матросы подтягивают его к рею и риф-штерты завязывают сверху.
Для укрепления самого паруса в наиболее напряженных местах нашивают полосы парусины. Если они идут параллельно верхней шкаторине, то их называют бантами, а если наискосок, то боутами. На парусе делают риф-сезни (риф-штерты), продетые сквозь пapyc, которые позволяют при свежем ветре зарифлять — уменьшать рабочую площадь паруса. Чтобы укрепить парус в районе крепления риф-сезней, на него параллельно верхней шкаторине (у триселей и бизани — нижней шкаторине) нашивают также полосы парусины — риф-банты с отверстиями (риф-гатами). Чтобы риф-мезень не выскочил из риф-гата, на него с обеих сторон паруса делают по узлу. Риф-бантов на парусе может быть несколько рядов, поэтому у паруса можно брать несколько рифов. При уборке скатанный парус, положенный на рей, крепят небольшими кончиками, так называемыми обносными сезнями, в свою очередь, привязанными к лееру рея. На боковых шкаторинах паруса, напротив риф-бантов, ставят риф-кренгельсы (петли), через которые проводят концы (гордени), с помощью которых парус подтягивают к рею при взятии рифов.
1 — рей; 2 — верхняя шкаторина паруса; 3 — леер рея; 4 — люверсы; 5 — реванты; 6 — ноковый кренгельс;
7 — бензель нокового кренгельса; 8 — ликтрос
При взятии рифов парусину между реем и соответствующим риф-бантом закатывают и получившийся рулон паруса подвязывают к рею риф-сезнями.
На парусах делают еще ряд кренгельсов — кренгельс риф-талей и кренгельс для шпрюйта булиней, а также угловые кренгельсы в ноковом и шкотовом углах. Кренгельсы представляют собой кольца или петли на шкаторинах или заделанные в ликтрос. Кренгельсы могут быть простыми (из троса) или с коушем. Шпрюйтами булиней называют группу тросов, заделанных в нижней части паруса и соединенных в один трос-булинь. Сам булинь предназначается для оттягивания передней боковой шкаторины прямого паруса, чтобы судно могло идти более круто к ветру.
Шкот ввязывают в нижний угол паруса. Какой парус, такое и название у шкота (например: стаксель-шкот). Иногда шкоты привязывают не прямо к парусу, а крепят на гике, к которому шнуруется нижняя кромка паруса (гика-шкот). Шкот служит для управления парусами или для притягивания нижних углов паруса к рангоуту (у прямых парусов).
Чтобы поворачивать реи (и тем самым ставить паруса в нужное положение), используются брасы. Они крепятся к нокам реев, а потом через блоки идут вниз. Брасопить реи – повернуть рей в нужное положение с помощью брасов. У брасов в названиях есть приставки из названий реев, к которым они прикреплены.
Фал – снасть для подъема парусов, частей рангоута, а так же флагов, сигналов и разных корабельных предметов.
Топенант – снасть для поддержания ноков подвижного рангоута.
Оснастка парусного судна
Рангоут парусного корабля
Стоячий такелаж парусного корабля
Бегучий такелаж парусного корабля
У меня блэк флагом звучат. ПОДНЯТЬ МАРСЕЛЯ БРАМСЕЛЯ БОМБРАСЕЛЬЛЯ!!
Но это же не бизань.
Гафеля-гарделя! Топсель шкота перетяжка!
Так и думал. Наши пираты весьма отличаются, от ваших.
Упс, уже не «все морские справочники»:
P.S.: в скобочках к грота-гаф-триселю на бриге иногда встречается «контр-бизань», а не «бизань».
Как наличие бизани на трехмачтовом корабле противоречит ее присутствию у бригов?
«Бриг, двухмачтовое судно, несет на фок-мачте и на грот-мачте прямоугольные паруса и способен, при необходимости, нести на грот-мачте бизань». http://www.museum.ru/museum/ships/type2.htm
«Судно с грот- и фок-мачтами, на котором на грота-рее не было грота, а нижняя часть грот-мачты вооружена как бизань-мачта, называлось бригом». http://sailhistory.ru/brig.html
Может, противоречит тем, что на двухмачтовом бриге НЕТ бизань-мачты?
Ссылочек из интернета, где говорится про ошибочность названия этого паруса на бриге, и я накидать могу (их, кстати, больше, чем Ваших). Я пруфы на рецензируемые издания попросил (морские словари, энциклопедии и т.п.).
«Бриг — двухмачтовое парусное судно с грот- и фок-мачтами, на котором на грота-рее не было грота, а нижняя часть грот-мачты была вооружена как бизань-мачта».
http://www.privateers.ru/ship-types/brig.html
«Спенкер (контр-бизань) – четырехугольный косой парус, поднимаемый на задней мачте судна с полным прямым парусным вооружением» http://londonjack.ru/slovar_morskih_terminov.html
Да, интересно, что в указанных источниках пишут про бизань и контр-бизань на двухмачтовом судне.
Благодарю за ссылки, поизучаю. Разногласие в отечественной и зарубежной литературе, конечно, забавное.
Where’s the mizzen mast? In most cases it’s the after-most mast. A ketch or yawl has a main mast and a mizzen mast but on a two masted schooner or square rigger such as a brig or brigantine the masts are called the fore mast and main mast. On three masted square riggers and schooners the mizzen is the after-most mast.
И понятно, почему. Подход делается скорее от современного яхтостроения.
Еще интереснее, оттуда же:
Historically the mainmast was square-rigged instead of fore-and-aft, but in modern usage only the latter is called a ketch. The purpose of the mizzen sail in a ketch rig, unlike the mizzen on a yawl rig, is to provide drive to the hull.
Переведу: «Исторически грот-мачта находилась между носовой и кормовой, но в современном использовании так называется только последняя у кеча. Цель бизань-паруса в оснастке кеча, в отличие от бизань-мачты в парусном оснащении яла, заключается в обеспечении привода к корпусу». То есть подтверждается наличие бизань-паруса у двухмачтовых судов.
О, что я еще нашел. Английский яхтинг, вот, что пишут:
«the spanker is a gaff rigged fore-and-aft sail set from and aft of the aftmost mast. More often now called a Mizzen or a Jigger. (In old books you may also find the same sail called a ‘driver’.) The sail which the Dutch sometimes set from masthead to stern, and which they call an aap (ape), could well be called spanker in English».
в ac Rogue, которую я недавно прошел, так же звучат, доставляло всегда =)
МАРСЕЛЯ! БРАМСЕЛЯ! БОМБРАСЕЛЯ! ЛИССЕЛЯ!
В конце надо добавлять БЛЯ
Гафеля-гарделя-топсель-шкота-перетяжка паруса поднять!
А у меня голосом Нойза))
Shoal ahoy! Идёт косяк. О морской рыбалке
Альбатросы огромные. В смысле, прям огромные. Размах крыльев редко меньше 2-2.5 метров, и чем белее его оперение, тем он больше. Самый здоровый, которого мне удалось увидеть в размахе был больше 3х. Это субъективное мнение. Если бы удалось его поймать, я думаю, что до того как померить его рулеткой, мы бы его сожрали. Рыбой океан нас не баловал, так что ближе к концу экспедиции урезание рациона на человека в день стало никого не удивляющей нормой.
Вернусь к редким, но всё-таки уловам. По пути на остров, в основном это была золотая макрель. У полинезийцев она ещё называется маки-маки, а вообще – дорадо, но не та, которую можно найти у нас в магазинах. Такую рыбу поймал главный герой в фильме Жизнь Пи. Рыба имеет тупую, как будто обрубленную морду, золотистую чешую и синий плавник во всю спину, а также раздвоенный синий хвост, чем-то напоминающий ласточкин. И да, как и показано в фильме, когда рыба умирает, она на глазах теряет свой окрас и становится какой-то бесцветной. На обратном пути мы спустились в более холодные воды, и для тропической макрели, видимо стало слишком холодно, зато, стал чаще попадаться тунец. И когда он шёл, то шёл косяком. То есть несколько недель его могло не быть вовсе, а потом за полчаса удавалось натаскать 3-4 штуки. Если говорить о размерах, улова, то одной макрелью или тунцом, 7 человек могли питаться 1-2 дня, с учётом того, что ели мы его на обед и ужин. Завтрак обходился без рыбы, а помимо самого тунца, готовили на гарнир крупы. Также часто попадались рыбки поменьше. К сожалению, не знаю правильное название, мы звали их Yellow-tails. Удобно было то, что небольшая их стайка поселилась прямо под нашим плотом и плыла с нами всё время, прячась в тине, которой заросли бревна. Только проблема была в том, что поймать их на спининг было невозможно. Пробовали разные блёсны, даже мастерили их сами из ложек и алюминиевых банок. Пробовали ловить на наживку вроде крабов, которых тоже порядочно развелось между брёвен. Безрезультатно. В конце концов, Эрик Классен от безысходности начал бить их острогой. Натурально, бамбуковой палкой с зазубренной вилкой на конце. Это сработало, и теперь, к редкому тунцу мы обрели ещё и трудно добываемых «желтохвосток». Ели добычу по-всякому. Жарили, варили, тушили, даже мариновали в концентрированном лимонном соке и специях и ели сырой. А окончательно одичав, мы с Эриком как-то сожрали сердце тунца, пока оно ещё билось. Это, к слову был единственный тунец, которого я поймал за всё время экспедиции. То ли рыбак из меня так себе, то ли цыганское проклятье, то ли вмешательство иных сил.
Что ещё интересного по фауне… По дороге на остров несколько раз видели китов. Пожалуй, даже ближе, чем хотелось. Понятно, что они не хищники, но когда в метре от борта всплывает спина такого же размера как плот, это заставляет понервничать, особенно, учитывая, что брёвна связаны натуральной веревкой, а не каким-нибудь капроном, или тросом. На самом острове видели морских черепах. Вот это очень красивые звери. Кстати, у полинезийцев они считаются чуть ли не тотемными животными. Капитан серьезнее всех подошёл к вопросу сувениров и с острова привёз татуировку черепахи на лопатке. Смешнее всего было то, что во время обратного плавания он забыл о её существовании и когда увидел её в зеркале в душе на большой земле, первым делом подумал, что кусок мочалки прилип к коже. Видели рыбу-луну, которая несколько дней плыла рядом с нами. Вот это какое-то абсолютно бестолковое создание. Выглядит, как будто вторую половину рыбы ей забыли приделать. Ну а ещё, разумеется, летучие рыбы, которые ночью выпрыгивают на палубу, маленькие кальмары и светящийся планктон за кормой. Кстати, если ночью направить на парус мелькающий фонарь, то утром с палубы можно собрать больше летучих рыб. Правда, они очень маленькие, так что в основном, мы пытались их использовать как наживку.
Ну, пожалуй, хорош на сегодня. Принимаю заказы на следующий пост.
Dinner is served. Sailors #1
Про еду, что ли написать. Как-то так уж сложилось, что я терпеть ненавижу рыбу и морепродукты. Креветок время от времени можно пощёлкать, но в остальном довольно холоден я к морским гадам. Кстати, порядком надоедают вопросы: тыж в море ходишь! Что там ещё жрать? По такой логике пилоты у нас только птицу должны есть. Пора развеять стереотипы и рассказать что же мы кушаем на кораблях. Наверно, по традиции, начну со Штандарта, потому что больше всего времени на нём ходил. Во-первых, распорядок. По понятным причинам, проще всего привязать его к вахтам. Завтрак 8.00, обед 12, полдник 16, ужин 20. Едим обычно незатейливо, но много. Пищу готовим сами. Отдельной должности кока на этом корабле нет. Раз в три дня на твою вахту выпадает камбуз, и вместе с остальными готовишь еду на всю команду. На завтрак почти постоянно овсяная каша. Плюсом идут бутерцы с сыром, колбасой, маслом, джемом, португальским мармеладом и всяким остальным, кто во что горазд. Чай, кофе, печеньки. Часто, варим яйца, порой, запекаем омлет в конвектомате. Обед это всегда суп. Он, пожалуй, лучше всего заходит после холодных вахт. Очень часто на борт приезжают люди, (статистически, особенно европейцы), которые не едят супы. Не то, чтобы противопоказано, а просто не привыкли. Обычно, их воли хватает дня на два. Дальше щи с борщами влетают как песня, щедро сдобренные чесноком, а порой и мазиком. Полдник – время чая со вкусняшками и, обязательно, фруктами. Ну и полноценный ужин – салат и основное мясное (нечасто рыбное) блюдо. Есть вегетарианская опция, но готовится она исключительно на вегетарианцев, если такие присутствуют. Бобы, и всякие специальные полуфабрикаты на корабле обычно есть, но борцам за права животных надо быть готовым к тому, что калории улетают молниеносно, а восполняются с трудом. Боцман, вегетарианец из Англии, катал с собой огромную банку протеина. Из экзотики, разумеется, хочется попробовать местных ништяков. Когда я приезжал на пару месяцев во Францию, где Штандарт стоял на ремонте, на борту у нас был кок француз, который доставал на берегу всякие штуки и потчевал нас высокой французской кухней. Спойлеры: не каждый француз пробовал в своей жизни лягушачие лапки и улиток, но по многочисленным просьбам экипажа, Давид угостил нас и ими. Лапки похожи на курицу. Всё, экзотическое, что трудно описать, похоже на курицу. Кстати, должен признать, что устрицы у него выходят бомбически, даже при всей моей нелюбви к морепродуктам. Сейчас корабль в Греции, и я готов спорить, что команда во всю мощь наедается там креветками, моллюсками, свежей морской рыбой и всем остальным. Ну а я лучше подожду, когда корабль окажется, например в Италии.
Все мясо, рыба, молочка и прочее скоропортящееся хранится в здоровенном холодильнике, который работает от генератора, даже во время парусного хода. Крупы запрятаны по спинкам сидушек в каюткомпании, а фрукты и овощи ездят в специальной клети на квартердеке. Отдельная штука это хлеб. Абсолютно необходимый аксессуар, даже если ты особо бережёшь фигуру. Очень удобно подкладывать кусочек или два под тарелку, когда корабль идёт с креном. И огромная удача, если перед выходом из очередного порта успеваешь добежать до булочной, и купить свежего местного хлеба. Вот это прям крутота. Правда, очень сильно скучаешь по хлебу чёрному. Мало его в Европе, но тут на помощь приходят русские магазины, в которых, помимо хлеба часто удается добыть гречку, соленые (не маринованные) огурцы, хрен и прочие ништяки, непопулярные для Европы.
обозначает первичный женский половой признак в вульгарной форме. Такой вот незатейливый моряцкий юморок.
Ну да ладно, что-то отвлекся. На завтрак та же самая овсянка, или мюсли, вареные яйца, орехи, сухофрукты, бутеры. Фика – кофе или чай с сендвичем и сладким, плюс фрукты. Обед и ужин – огромная порция чего-то прям серьёзного, с мясом, гарниром, соусом и салатом, иногда на обед выпадает суп. О вегетарианцах на Драккаре заботятся больше. Так случилось, что в России это не так популярно, как на западе, так что на Штандарте, где бОльшая часть команды русских, этот вопрос стоит не так остро. На Драккаре вегетарианцев много. И, чёрт возьми, порой, вегетарианское блюдо вкуснее и круче, чем мясное. Только переобуваться из поедателей мертвечины в травоядных и обратно тебе никто не даст. Пища готовится на определённое число человек.
Ну, вот как-то так пока что. Следующий пост будет про Кон-Тики. И про рыбалку и про еду попробую в нем рассказать.
Home, sweet home #3
Кто там про Хейердала хотел?