на что идет бюджет фильма
Как устроена финансовая сторона кинобизнеса
Цифры бюджетов и сборов обсуждаются в новостях, касающихся практически каждого заметного отечественного или зарубежного фильма. Голливуд по этому поводу получает немало упреков. Критики говорят о том, что в отсутствии новых художественных идей и приемов кинематографисты из США кичатся уже не оригинальностью сюжета, а объемом потраченных средств. Деньги же становятся мерилом успеха картины. Неважно, сколько и каких статуэток она собрала, главное – цифра сборов. Если фильм окупился в прокате, то можно рассчитывать на появление его продолжения. В противном случае никакая высокая художественность не заменит миллионы и миллионы долларов.
Независимо от отношения к меркантильной стороне вопроса, в ней надо разбираться. Это мы и попробуем сделать хотя бы в общих чертах.
Содержание
Не отходя от кассы
В нашем мире наживы и чистогана все решают кассовые сборы. Под ними понимается общая сумма выручки, заработанная фильмом во всех странах за все время проката. Обычно в статистике отделяются сборы в США и в остальном мире. Для Голливуда целевым является, естественно, собственный рынок, тем более он объективно остается наиболее «денежным». Впрочем, в случае с блокбастерами планетарного масштаба сборы в остальном мире обычно превосходят общеамериканские.
Однако кинокомпании мало лишь отбить бюджет, ей нужно еще и заработать, чтобы иметь ресурсы для дальнейших проектов. Заработка ждут и привлекаемые инвесторы. Если прокатных денег недостаточно, то после ухода с больших экранов фильм начинают активно продавать на физических носителях и в онлайн-кинотеатрах, а также для показа на ТВ. Впрочем, главную кассу делают, конечно же, кинотеатры. Если в основном прокате картина провалилась, то от остальных способов распространения ждать большой прибыли не стоит.
Как формируется бюджет
Определяющая роль в запуске картины принадлежит продюсеру, то есть человеку (или компании), выделяющему деньги на съемку. В России режиссеры часто получают деньги (некоторую их часть) от государства, в Голливуде обычно работают коммерческие структуры.
Куда уходят деньги
Режиссер Павел Бардин отметил, что в кино особенно заметна ценность человека. Именно поэтому больше половины бюджета составляют гонорары. Их нужно платить не только актерам, но и тем, кто пишет сценарий, обслуживает технику, шьет костюмы, наносит грим, делает декорации, занимается компьютерной графикой, монтажом, озвучанием и прочей работой. Значительные деньги нужны на аренду павильонов и прочих мест для съемки, организацию выездов для работы съемочной группы на природе, постановку трюков.
Для успеха в прокате нужна хорошая рекламная кампания, причем расходы на маркетинг в некоторых случаях сравниваются с остальным бюджетом или даже превосходят его. Сама по себе даже очень хорошая картина выстреливает редко – время проката ограничено.
Мы делили апельсин
Момент истины наступает после нескольких недель показа картины в кинотеатрах. К этому времени обычно становится понятно, сколько заработал фильм, и каждая из сторон подсчитывает свои прибыли или убытки. После того, как половина сборов отойдет кинотеатрам, подсчитываются суммы, получаемые создателями картины. Здесь все зависит от тех договоренностей, на которых велась работа.
Финансовая история есть у каждой картины – эта сторона вопроса оценивается творцами едва ли не в первую очередь. Современное кино в большинстве своем похоже на аттракцион. Зритель должен сесть, пристегнуться, прокатиться по ухабам, получить впечатлений и оставить деньги в кассе. И желательно не предаваться слишком долгой рефлексии о пережитом приключении, потому что в следующий уик-энд подвезут новое.
Финансы и бюджет / Часть 2
Цена вопроса
Начало
Задайте себе вопрос, какой фильм вы собираетесь снимать. Это один из ваших короткометражных пробных фильмов, или вы думаете, что готовы к серьезной попытке создания художественного фильма с последующей его продажей? От того, что вы собираетесь снимать, сильно зависят ваши предварительные работы и бюджет.
Если это ваш первый короткометражный фильм, то не стоит сильно переживать по поводу поиска нужной суммы денег для финансирования, потому что вы их попросту не найдете. Если ваша богатая тетя любит тратиться на вас из любви к вам, то никто не будет тратиться на вас, пока вы не проявили и не зарекомендовали себя.
Если вы сняли свой фильм с бюджетом в несколько сотен долларов, вынятых из вашего кармана, а затем попали на фестиваль, где зрители получили удовольствие от просмотра, тогда вы найдете людей, готовых помочь вам, предоставить вам нужное оборудование и оказать другую поддержку, включая небольшую финансовую помощь.
Когда вы уже убедили всех, что можете снимать короткометражные фильмы, которые добились успеха на фестивалях, и сейчас у вас есть отличный сценарий на полнометражку, вы сможете найти нескольких людей, готовых рискнуть парой тысяч долларов в обмен на появление их имен на экране и на какое-то участие в съемках, если это возможно.
Снимите успешный фильм за 10 тысяч долларов, который вернет вам деньги, и тогда спонсоры дадут вам 100 тысяч долларов.
Снимите успешный фильм за 100 тысяч долларов, который вернет вам деньги, и ваш телефон будет разрываться от звонков спонсоров, желающих сотрудничать с вами.
Бизнес-план
Вот список фильмов, который вы можете использовать в качестве примера для малобюджетного независимого кино, получившего большую прибыль:
Название | Бюджет | Прибыль |
Музыкант (El Mariachi) | $7,000 | $2,000,000 |
Розовые фламинго (Pink Flamingos) | $12,000 | $10,000,000 |
Братья МакМаллен (The Brothers McMullen) | $24,000 | $15,000,000 |
Клерки (Clerks) | $27,000 | $3,000,000 |
Ведьма из Блэр: Курсовая с того света (Blair Witch Project) | $35,000 | $140,000,000 |
Двойная порция (Super Size Me) | $65,000 | $17,000,000 |
Легенда Бугги Крик (The Legend of Boggy Creek) | $120,000 | $27,000,000 |
Роджер и я (Roger & Me) | $140,000 | $12,000,000 |
Ловелас (Tadpole) | $150,000 | $2,800,000 |
Хеллоуин (Halloween) | $320,000 | $90,000,000 |
Бенджи (Benji) | $550,000 | $65,000,000 |
Пятница, 13-е (Friday the 13th) | $650,000 | $80,000,000 |
Отточенное лезвие (Sling Blade) | $1,200,000 | $40,000,000 |
Секс, ложь и видео (Sex, Lies and Videotape) | $1,200,000 | $110,000,000 |
Вам нужно заверить любых потенциальных инвесторов в том, что вы тщательно все обдумали и есть хорошие шансы, что ваш проект может принести прибыль. Вам нужно быть честным по поводу рисков инвестирования в кинокартину, и также стоит принять во внимание возможность неудачи.
Учтите: это несет не рекламный характер, а лишь информационный. Это даст вам больше свободы в подходе к потенциальным инвесторам без каких-либо проблем. И, если хотите, проконсультируйтесь с адвокатом.
Предоставьте им проект как можно более профессиональнее, в глянцевом переплете, чтобы потенциальные инвесторы знали, что покупают продукт высокого качества.
Бюджет
Всегда составляйте бюджет. Да, это звучит скучно и не креативно, но это хорошая дисциплина, и это будет одним из тех необходимых навыков, которые вам нужно усвоить в самом начале.
Типичный бюджет Голливудской студии начинается от 50 миллионов долларов. Большая часть денег уходит на пару звезд и, возможно, на режиссера. Возможно, у вас никогда не будет такого бюджета для вашего фильма, так что давайте вернемся в реальность и рассмотрим все виды бюджета, которые вам необходимо знать.
Нет бюджета
На первых этапах создатель фильма снимает на выходных эпизоды, над которыми он работает в обратном порядке, от тех финансовых ресурсов, которыми он располагает, до тех, которые он рассчитывает потратить. Сколько времени вы можете тратиться или брать в долг, чтобы после это не возненавидеть себя на следующие полгода, если ваш первый пробный фильм не оправдал ваши надежды и получился менее удачным?
Хороший микрофон, звукозаписывающее оборудование, операторский кран и базовые осветительные приборы обойдутся вам дороже, чем сама камера. Более того, вряд ли вы найдете приятеля с припасенным оборудованием вроде этого, если, конечно, вы не живете в Лос-Анжелесе. Ступайте к арендодателям.
Более подробно об аренде описано в разделе Оборудование.
Актерские расходы | 300 |
Внепроизводственные расходы | 300 |
Прокат оборудования | 500 |
Продовольствие | 200 |
Производственные расходы | 700 |
Редактор/режиссер монтажа | 0 |
Оборудование по монтажу | 0 |
Расходы постпроизводства | 0 |
Итоговый Бюджет | 1000 |
Для киносоздателей, готовых к съемкам своего первого художественного фильма, бюджет будет немного более комплексным. Это все еще будет фильм с малым бюджетом или вовсе без него, пока какая-то богатая тетя не почувствует себя щедрой. Это все еще будет стоить относительно небольших денег.
Писатель / режиссер / продюсер | процент с продаж |
Актеры | 15,000 |
Внепроизводственные расходы | 15,000 |
Помощник режиссера | 1,500 |
Художественный руководитель | 2,000 |
Руководитель по сценарию | 1,200 |
Оператор | 5,000 |
Помощники оператора (2) | 3,000 |
Оператор по освещению/Электрик | 2,000 |
Техники(3) | 3,000 |
Оператор по звуку и микрофонному крану | 3,000 |
Визажист, парикмахер | 1,000 |
Фотограф и производственные помощники | 0 |
Сервис услуг и питание | 10,000 |
Реквизиты и опоры | 1,500 |
Гардероб и макияж | 500 |
Аренда камеры | 5,000 |
Аренда осветительных приборов | 5,000 |
Операторская тележка | 2,000 |
Видеолента/кассеты | 200 |
Аренда звукотехники | 1,500 |
Транспорт и газ | 1,000 |
Плата за помещение | 1,500 |
Страхование | 3,000 |
Канцелярия | 500 |
Производственные расходы | 51,400 |
Редактор/режиссер монтажа | 5,000 |
Оборудование по монтажу | 10,000 |
Композитор | 1,000 |
Цифровая обработка | 1,000 |
Редактор звука | 2,000 |
Расходы постпроизводства | 19,000 |
Резервы | 0 |
Итоговый Бюджет | 87,400 |
Автор сценария | 20,000 |
Режиссер | 30,000 |
Продюсеры | 30,000 |
Актеры | 180,000 |
Налоги, медицина | 25,000 |
Внепроизводственные расходы | 285,000 |
Руководитель кастинга | 16,000 |
Дополнительные расходы | 4,000 |
Руководитель подразделений производства | 16,000 |
Руководитель по помещению | 6,000 |
Ассистенты режиссера (3) | 14,000 |
Художественный руководитель | 10,000 |
Заведующий по реквизиту | 2,500 |
Руководитель по сценарию | 5,500 |
Оператор | 12,000 |
Помощники оператора (3) | 14,000 |
Оператор по освещению | 6,000 |
Электрики (2) | 8,000 |
Техники (3), операторская тележка | 16,000 |
Оператор по звуку и микрофонному крану | 10,000 |
Художник по костюмам, ассистент | 7,000 |
Визажист, парикмахер | 11,000 |
Фотограф | 4,000 |
Расходы на производственных помощников (5-8) | 1,000 |
Налог с зарплаты | 10,000 |
Сервис услуг и питание | 22,000 |
Реквизиты | 3,000 |
Опорные конструкции | 14,000 |
Гардероб и макияж | 3,000 |
Расходные материалы | 2,000 |
Аренда камеры и оборудования | 24,000 |
Осветительные приборы | 14,000 |
Операторский кран | 7,000 |
Кинопленка/кассеты | 30,000 |
Аудиопленка/звукозапись | 4,000 |
Аренда звукозаписывающего оборудования | 6,000 |
Транспорт/водители | 4,000 |
Электрогенератор | 6,000 |
Расходы на адаптацию помещения | 14,000 |
Страхование | 30,000 |
Лицензии, разрешения | 6,000 |
Милиция | 4,000 |
Юридические, правовые вопросы | 10,000 |
Лаборатория/кинопроекционная аппаратная | 50,000 |
Производственные расходы | 426,000 |
Редакторы | 16,000 |
Системы редактирования | 8,000 |
Композитор / музыканты / запись | 20,000 |
Права на звукозапись | 50,000 |
Цифровая обработка | 6,000 |
Редактор звука, звуковая обработка | 20,000 |
Монтажер негатива | 5,000 |
Оптические эффекты и титры | 14,000 |
Кинопроекционная аппаратная | 16,000 |
Пробная копия фильма | 12,000 |
Расходы постпроизводства | 167,000 |
10% резервов | 87,000 |
Итоговый Бюджет | 965,000 |
Финансирование
Есть один большой секрет, как добиться финансирования фильма: добейтесь успеха в небольших проектах, и вы получите финансирование более крупных проектов. Однако, даже некоторые из известных независимых режиссеров должны уделить достаточно времени и усилий, чтобы получить финансирование на приемлемых условиях для своих новых фильмов.
Каждый ищет финансы для своих проектов, и у киносоздателей часто имеются несколько различных проектов, которые могут быть кстати в случае появления инвестора, которому понравится предложенная идея.
Успешные проекты, которые вы можете показать людям, являются вашим инструментом в продаже. Далее приведены некоторые советы по поиску денег, которые где-то у кого-то сработали.
Поиск денег
Так сколько именно денег вам нужно? Вы обязаны знать ответ на этот вопрос прежде, чем начнете просить денег у других. Составьте бюджет прямо сейчас.
Избегайте следующих ошибок:
Подумайте немного. Создание реалистичного отличного видео может привести вас к награде на фестивале, которая приведет вас к некоторой известности, которая может привести к миллионам загрузок в Интернете, которые могут привести вас к огромной славе и сделает вас знаменитым. Если ваша популярность достаточно велика, гораздо проще находить деньги.
Еще одним вариантом может стать привлечение групп особого интереса. Церкви, этнические группы, профессиональные организации могут иногда согласиться проспонсировать вас, если сюжет окажется привлекательным для их руководства.
Будьте готовы заниматься денежными обращениями.
Когда инвесторы дадут вам денег, подпишите долговое обязательство. Опишите условия, какие проценты вы будете выплачивать, и что все выплаты будут идти из прибыли за фильм.
Это не сложно установить партнерские отношения или просто быть честным и попросить у инвесторов деньги, время, материалы и оборудование. Как правило, соглашениие заключается с отсрочкой. Т.е. инвестор получает какие-то деньги, будь это фиксированная сумма либо процент, но только ЕСЛИ фильм окажется прибыльным.
Как только вы получите первые финансовые вливания, наймите юриста для установления и оформления некоторых правовых норм вашей компании. Вы можете оформиться как индивидуальное частное предприятие, СПД, где действительно не нужен юрист, но наиболее распространенной формой предприятия является компания с ограниченной ответственностью, ООО. Корпорация, АО, это, пожалуй, излишне.
Люди «над линией», или как рассчитываются кинобюджеты
Сегодня бюджеты голливудских кинолент рассчитываются на компьютерах, но когда-то это делалось на обычном бумажном листе, разделенном горизонтальной линией на две части. В век цифровой бухгалтерии это разделение стало условным, но правила игры не изменились
Как и в любом бизнесе, в кинопроизводстве существует четкое разделение на тех, кто принимает решения, и тех, кто воплощает их в жизнь. Для того чтобы осветители, статисты и прочий киношный люд низшего звена мог что-то заработать в процессе съемок, над запуском каждого кинопроекта сперва трудится креативная верхушка – за этими важными персонами, без которых ничего бы не случилось, традиционно и забито пресловутое пространство «над линией». В «премиум-категорию» упаковывается труд сценаристов (а также цены на покупку авторских прав, если фильм базируется на литературном произведении или комиксе), гонорары продюсера, режиссера и их помощников. А еще зарплаты ключевых звезд, участие которых должно завлечь зрителей.
Если ты звездный режиссер или актер, ты можешь диктовать условия. Чем громче и известней твое имя, тем на больший кусок пирога ты можешь рассчитывать. В кругу всемирно известных кинозвезд типа Тома Круза или Уилла Смита действуют аукционные правила: размер каждой зарплаты такого актера устанавливает новую планку высоты, ниже которой его агент в следующий раз опускаться не захочет (хотя бы потому, что агенты получают конкретный процент от каждой сделки, то есть они торгуются и за свои деньги тоже). Планируя новую ленту, продюсерам приходится сразу закладывать в бюджет текущую «рыночную стоимость» актеров – и не факт, что те не потребуют больше, ведь «повышение ставок» это тоже часть игры (даже если ты не столь известен, но тебя приглашают на главную роль в крупный проект, ты можешь выторговать себе кусок пожирнее). Отсюда и желание звезд участвовать во все более крупных кинопроектах, поскольку там получить желаемое гораздо проще. Расходы на тех, кто составляет «мотор» проекта, зачастую определяют его тон (будет ли это «большой летний блокбастер» или «боевичок класса “Б”») и дают понять, реально ли его вообще снять за имеющиеся деньги. Цены на аренду кинокамеры, тележки или крана одинаковы по всему Голливуду, и любой продюсер знает их заранее, а вот сколько захочет за свои труды какой-нибудь Роберт Дауни-младший – это большой вопрос, тут надо уметь договариваться. То же касается знаменитых сценаристов и режиссеров: у каждого из них есть цена, и каждый любит торговаться.
Бюджет фильма «Таинственный лес»
Когда примерный список главных фигурантов вырисовался и стало ясно, на какую сумму потянет их участие, ниже проводится та самая линия, в шутку называемая «водоразделом между властью и полным бесправием». Под линию попадают «все остальные» – то есть наемный персонал, мнение которого на проекте ничего не значит, и прочие расходы, которыми можно вертеть в зависимости от ситуации. Вертеть теми, кто приземлился «над линией», никто не станет (да и кто бы смог, если эти люди командуют процессом?): их гонорары утверждаются единожды и не меняются, что бы ни приключилось впоследствии.
«Золотой серединой» считается такое соотношение, когда ATL (так в финансовых документах сокращенно обозначается термин above the line) составляет треть от общего бюджета. Но если продюсер или режиссер амбициозен, как Найт Шьямалан в лучшие годы своего творчества – при не самых высоких бюджетах этот постановщик желал иметь дело только со звездами уровня Брюса Уиллиса, – то расходы «над линией» легко могут начать доминировать. В этом случае траты, идущие «ниже линии» (грим, костюмы, спецэффекты, освещение, реквизит, музыка, монтаж, материалы, аренда оборудования, обслуживание, разнообразный наемный труд и т.д.), всеми правдами и неправдами уминаются в остаток суммы.
Здесь, к счастью, есть пространство для маневров: локации для фильма можно найти поближе к студии и подешевле, от части спецэффектов отказаться, музыку заказать у менее известного композитора, насчет прочих вещей типа кормежки, охраны и транспорта договориться с людьми, готовыми работать дешевле конкурентов и пр. Даже уже в процессе собственно съемок, если те начинают выходить за рамки графика (например, вместо запланированных 45 дней грозят растянуться на все 60), можно схитрить и сбалансировать расходы по ходу дела: например, вместо новых материалов и разной полиграфической продукции, изначально рассчитанной в смете исходя из ее полной стоимости, найти где-то «секонд-хэнд», ранее использовавшийся на других кинопроектах, или затариться на распродаже более дешевой краской, мебелью, одеждой… Если на съемки красивого пейзажа с высоты птичьего полета не хватает денег, можно не тратиться на аренду самолета, а купить дешевый «стоковый футадж» или вовсе выпросить у коллег неиспользованные кадры, оставшиеся от их прошлых киноработ. Так, например, поступил Ридли Скотт, когда нужно было изменить концовку «Бегущего по лезвию» при полностью исчерпанном бюджете – он просто взял у Стэнли Кубрика куски пленки, не попавшие в «Сияние». А Майкл Бэй для снижения расходов даже умудрялся по несколько раз использовать одни и те же экшен-кадры, всплывавшие у него в разных фильмах от «Перл-Харбора» до «Трансформеров».
Разница между теми, кто в этой пищевой цепочке находится выше или ниже «линии», состоит в том, что лица, нанимаемые на «фулл-тайм», ко всему прочему должны быть обеспечены страховками, пенсионными отчислениями и прочими бонусами, которые «мелким сошкам» и фрилансерам не полагаются. Эти дополнительные расходы могут добавить от 30 до 100% к сумме, которая будет потрачена на «основной костяк», и их тоже обязательно надо закладывать в бюджет. Если рассчитать затраты неправильно, высокобюджетный проект, превысивший ожидаемые расходы, имеет все шансы провалиться в прокате – чего, конечно, никто не хочет. Поэтому любые неувязки с бюджетом обычно бьют по «низшему звену»: именно на нем в итоге экономят как могут.
Бюджет фильма «Неуязвимый»
Общая сумма бюджета киноленты складывается из стоимости материалов, сервисных служб, зарплат наемной рабсилы и незапланированных расходов. Сюда часто добавляют «выгоду», которую авторы рассчитывают получить, распродав после съемок ненужное оборудование, одежду, реквизит и прочие вещи, приобретенные или сделанные специально для проекта (отсюда все эти магазины в Интернете, торгующие «меморабилией» – вещами со съемок, за которыми охотятся коллекционеры). Впрочем, рассчитать выгоду заранее невозможно, поэтому этот пункт могут и не учитывать, лишь надеясь, что впоследствии распродажи вернут часть расходов. При окончательных рассчетах делается поправка на инфляцию и общее состояние рынка.
Абсолютных формул, конечно, не существует: каждый фильм, даже если это сиквел, является самостоятельным кораблем, подготавливаемым к плаванью «с нуля», и любые расчеты здесь являются приблизительными – а то, насколько они совпадут с результатом, будет напрямую зависеть от команды проекта. И если финансирующая ленту кинокомпания усомнится в том, что траты окупятся (даже при том, что фильм может быть целиком профинансирован сторонними инвесторами, претендующими на часть от его потенциальной прибыли), то придется уменьшить бюджет и все пересчитать по новой: мало какая студия согласится дать фильму «зеленый свет», не уверившись в том, что статьи расходов заранее расписаны с заслуживающей доверия подробностью (неудивительно, что описание бюджета любого крупного фильма – это пачка бумаги, стремящаяся объемом к сотне страниц).
Отметим еще раз: все это запихивание расходов в прокрустово ложе бюджета никак не касается кинозвезд и остальных людей, входящих в креативное «ядро», – они единственные, кто здесь полностью незаменим, потому продюсеру в первую очередь приходится учитывать все их запросы, а потом уже думать над тем, как из оставшихся денег слепить желаемый фильм. Те, кто «над линией», останутся «в шоколаде» при любом раскладе.
Бюджет фильма «Неуязвимый»
Обычно киностудии любят занижать стоимость своих проектов (как минимум для того, чтобы успехи их лент в прокате выглядели более победительно) и тщательно охраняют свои бухгалтерские тайны, но иногда все же случаются неконтролируемые «сливы информации» в Сеть, и тогда любой желающий может увидеть, на что, собственно, были потрачены деньги. Например, если судить по выложенным в Интернет финансовым сметам фильмов того же Шьямалана, львиная доля их бюджетов уходила конкретно на ублажение «звезд». Случай нередкий в кинопроизводстве (Джонни Депп и прочие любимцы публики не дадут соврать), но довольно показательный с точки зрения того, почему шьямалановские фильмы перестали окупаться.
Бюджет фильма «Знаки»
Бюджет фильма «Знаки»
Покуда постановщик был успешен, заказчиков не беспокоило, каким образом он «пилит» бюджеты. Однако после нескольких фильмов эта схема перестала работать: новые ленты Шьямалана уже не отбивали вложенных в них денег и одна за другой проваливались в прокате. Возможно, дело в том, что режиссер в придачу к другим своим талантам решил «поиграть» еще и в актера: он, до того баловавшийся только камео, осмелел настолько, что взял себе в «Девушке из воды» одну из главных ролей. Фильм стал для всех большим разочарованием (в немалой степени из-за неважной актерской игры Шьямалана), и карьера предприимчивого индуса быстро покатилась под горку. Не всем дано быть Спилбергами, умеющими делать несколько дел сразу, а съемки кино – это все-таки командная игра, где слишком сильная бюджетная «разбалансировка» рано или поздно начинает играть против «креативной верхушки».
Бюджет фильма «Знаки»
Правило Паркинсона, примененное к кинопроизводству, могло бы звучать так: проект любой степени сложности всегда старается съесть весь имеющийся в наличии бюджет. Неслучайно первый (и часто единственный) совет, который ветераны кинопроизводства дают молодым филльмейкерам, – «снимайте как можно дешевле». Романтично это или нет, но тот, кто умеет мудро рулить бюджетами, в итоге и пожинает главные плоды. Те же, чьи запросы не соответствуют результатам, рано или поздно вылетают на обочину – доказано Найтом Шьямаланом.