на чем спят в китае
О том, как спят в Китае
Константин Иванов
Любой обладатель устройства на ОС Android может скачать из Play Store приложение Jawbone Up, которое позволит объединить возможности браслета от Jawbone с Android-гаджетом. Получившееся сочетание позволит в любой момент и в любом месте проанализировать вашу активность. Или, например, оценить как вы спали.
В Jawbone заботятся о том, чтобы улучшить качество сна пользователей браслета UP, считая, что это один из важнейших факторов, влияющих на здоровье. Сон напрямую отражается на памяти и творческих способностях, весе и уровне стресса, оценках в школе, да и продолжительности жизни в целом. Когда мы смотрим на комплексную статистику по данному вопросу, мы видим отчетливое влияние времени года и культурных особенностей. Поэтому в компании тщательно собирают по всему миру данные, касающиеся сна, и на этот раз в объектив исследования попала конкретная страна – Китай.
Китай – первая страна в мире по численности населения (1.35 млрд жителей) и вторая по территории. Она простирается на 60 градусов долготы и занимает приблизительно 1/6 часть земной поверхности. Вся страна живет в одном часовом поясе, по пекинскому времени. К примеру, возьмем первый день китайской зимы (21 декабря). В Харбине, на северо-востоке Китая, солнце встает в 7.11 утра и садится в 15.51. На западе, в Урумчи, это происходит соответственно в 9.40 и 18.35. На юге, в Гонконге, где дольше всего светлое время суток – 6.58 и 17.44 соответственно.
На этой карте мы видим, насколько среднее время отхода ко сну зависит от солнца и географического положения. На самом востоке страны, где рано заходит солнце, оно колеблется около 23 часов. На западе и юге, где это происходит позже – после часа ночи. Наши биоритмы на протяжении дня сильно зависят от солнца.
Город | Время отхода ко сну | Время пробуждения | Время сна, ч |
Урумчи | 00:52:00 | 08:29:00 | 6.72 |
Чжэнчжоу | 00:01:00 | 07:28:00 | 6.54 |
Сямынь | 00:22:00 | 07:40:00 | 6.48 |
Сиань | 00:14:00 | 07:38:00 | 6.54 |
Уси | 23:52:00 | 07:22:00 | 6.72 |
Ухань | 00:07:00 | 07:34:00 | 6.62 |
Вэньчжоу | 00:05:00 | 07:37:00 | 6.60 |
Тяньцзинь | 23:59:00 | 07:26:00 | 6.63 |
Сучжоу | 23:50:00 | 07:24:00 | 6.75 |
Шэньчжэнь | 00:23:00 | 07:44:00 | 6.54 |
Шэньян | 23:46:00 | 07:15:00 | 6.65 |
Шаньтоу | 00:37:00 | 07:52:00 | 6.46 |
Шанхай | 23:59:00 | 07:28:00 | 6.70 |
Цюаньчжоу | 00:32:00 | 07:46:00 | 6.39 |
Циндао | 23:52:00 | 07:17:00 | 6.60 |
Нинбо | 23:54:00 | 07:25:00 | 6.69 |
Нанкин | 23:59:00 | 07:27:00 | 6.64 |
Макао | 00:33:00 | 07:53:00 | 6.51 |
Лхаса | 00:08:00 | 07:26:00 | 6.36 |
Цзинань | 23:44:00 | 07:16:00 | 6.68 |
Гонконг | 00:35:00 | 07:55:00 | 6.58 |
Хэфэй | 00:02:00 | 07:25:00 | 6.55 |
Харбин | 23:27:00 | 06:58:00 | 6.71 |
Ханчжоу | 00:01:00 | 07:31:00 | 6.69 |
Гуанчжоу | 00:28:00 | 07:46:00 | 6.50 |
Дунгуань | 00:16:00 | 07:31:00 | 6.49 |
Далянь | 23:49:00 | 07:15:00 | 6.60 |
Чунцин | 00:24:00 | 07:46:00 | 6.53 |
Чэнду | 00:20:00 | 07:48:00 | 6.66 |
Чанша | 00:20:00 | 07:39:00 | 6.47 |
Чанчунь | 23:35:00 | 07:01:00 | 6.61 |
Пекин | 00:04:00 | 07:31:00 | 6.62 |
А теперь взглянем на отдельные города. И первым, что мы узнаем из исследования, будет то, что ни в одном крупном городе среднее время сна за ночь не превышает 7 часов, информация по Китаю это подтверждает. Меньше всего спят в Лхасе в Тибете – в среднем 6 ч 22 мин за ночь. Возможно, это связано с режимом, который подчиняется распорядку молитв. В Сучжоу на востоке спят дольше всего – 6 ч 45 мин в среднем. Согласно известной китайской поговорке, Сучжоу – один из самых красивых китайских городов. А в соседнем Уси со сходной историей и культурой в среднем спят 6 ч 35 мин за ночь.
Время отхода ко сну и пробуждения различается еще больше. Раньше всего засыпают и просыпаются на востоке, в Харбине: в 23.27 и 6.58 соответственно. А позже всего – на западе, в Урумчи, там просыпаются в 8.29. А на юге, в Гонконге и китайском Лас-Вегасе Макао ложатся после 0.30 и просыпаются около 8 утра. Так что наш сон связан не только с географическим положением, но и с культурными особенностями региона.
Наконец, в компании посмотрели на то, как изменяется сон в течение года. График показывает, как меняются в течение года в материковом Китае время отхода ко сну, пробуждения и общее время сна. Он также отражает, как различные события в году заставляют людей недобирать сна или, наоборот, высыпаться лучше.
Таким образом, информация о том, как спят китайцы, дает уникальную культурно-географическую картину.
Примечания. Исследование основано на данных сотен тысяч устройств UP от Jawbone. Малонаселенные регионы объединены в статистике с соседними для получения более ясной картины, которая могла бы быть размыта за счет провинциальных территорий. Общее время сна различается от региона к региону не так сильно, как время отхода ко сну и пробуждения, потому что из него исключается время, проведенное в постели до засыпания и после пробуждения, а также пробуждения в течение ночи. Все сведения
Почему древние китайцы сидели и спали на полу?
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему древние китайцы имели обыкновение сидеть и спать на полу?
Еще в доисторические времена китайцы создали напольные циновки для сидения и, соответственно, деревянные столики на низких ножках.
С периода Сражающихся царств (479 — 221 до н.э.) использовалось ложе на полу — предок китайских кроватей. При династиях Цинь и Хань выработался полный комплект домашней низкой мебели для сидения и сна на полу.
В период династий Вэй и Цинь производство мебели не только испытывало влияние мастеров династий Восточной и Западной Хань, но, в свою очередь, оказывало сильное воздействие на производителей мебели последующих династий Суй [581 — 618] и Тан [618 — 907]. В тот период северные и западные меньшинства начали использовать высокую мебель, типа высокой кровати Ху, используемой китайскими кочевниками. После недолгого периода адаптации, такая высокая мебель, как круглые и квадратные табуреты и столы, стала больше использоваться. В то же самое время начали постепенно изготавливать все более высокие кровати и кушетки, пока не стало возможным сидеть на них, свесив ноги. Однако низкая мебель все еще доминировала в быту.
Во время династий Суй и Тан сидение на полу все чаще заменялось сидением на высоких стульях. Высокая мебель — стулья, табуреты, столы и кровати на высоких ножках, появилась на рынке мебели и понравилась высшим слоям общества. Они старались купить мебель для спальни в современной манере, следуя за новыми тенденциями моды, которые казались более удобными. В это время в Китае была в обиходе и высокая, и низкая мебель.
Ко времени династии Сун [960 — 1279] кровати, столы, стойки для полотенец, стулья и табуреты на высоких ножках вошли в крестьянский быт, вытеснив многотысячелетнюю традицию сидения на полу. При династии Сун развитие китайской мебели достигло своего апогея.
История развития мебели в древнем Китае показывает, что изменение стиля жизни древних людей — от сидения на полу к сидению на высоких стульях, произошло после династии Сун. Это означает, что традиция сидения на высоких стульях имеет историю всего в одну тысячу лет. Можно задаться вопросом, почему древним китайцам до этого момента не приходило в голову, что сидеть на более высоком стуле более удобно? Этого не понять с помощью логических рассуждений, особенно, если вы читали о невероятных технических достижениях и изобретениях древнего Китая, о которых говорится в книге «Мэн Си Би Тань», написанной Шень Куо во время династии Сун. Возможно ли, что только после появления Ху Чуан древние китайцы поняли, что можно сидеть на высоких табуретах?
Известно, что во времена легендарного правителя Хуан-ди (Желтый Император, 246 — 210 до н.э.), совершенствующегося в Дао, китайская культура была культурой совершенствования. Тогда все ученые, студенты, врачи и чиновники должны были сначала сидеть в медитации, скрестив ноги, регулировать дыхание и ци, и только потом браться за дело. Представители всех слоев общества ценили спокойствие ума и регулировали дыхание перед началом любого дела. Фактически, все общество было средой для совершенствования. Если проследить историю китайских школ совершенствования, не трудно увидеть, что взлеты и падения школы Дао соответствуют высоте табуретов. Так было, когда высокая кровать Ху появилась при династиях Вэй и Цзинь, когда в совершенствование начало проникать влияние конфуцианства и сыновнее повиновение в даосизме.
С тех пор совершенствующиеся начали покидать суетный мир и уходить в глухие горы для самосовершенствования. Когда высокие стулья и кровати стали преобладать на китайском рынке мебели при династии Сун, мирские люди перестали понимать и принимать истинных совершенствующихся. Обычные люди начали смешивать буддизм, даосизм и конфуцианство. Позже, при династии Сун, в школах начал вводиться рациональный подход к классике, что ослабило конфуцианство и изменило господствующую идеологию китайцев.
Замена сидения на полу сидением на стуле может казаться признаком прогресса человеческой цивилизации. Кто мог знать, что, возможно, это была причина отклонения человека от праведного пути, что постепенно привело к падению морали.
Спасибо за использование нашего раздела комментариев.
Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.
Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.
Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на editor@epochtimes.ru
С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times
Строго по расписанию: почему китайцы едят только в 12 дня и спят на рабочем месте
Большинство из нас живут без какого-то четкого распорядка: просыпаются утром на работу, пьют кофе, а дальше — как пойдет. Но вот китайцы в этом плане существенно отличаются от жителей других стран. Их ежедневные дела расписаны практически поминутно, с обязательным временем на отдых и обед.
Давайте же узнаем более детально, как живут китайцы. Возможно, именно четкий распорядок для и дисциплина являются залогом их процветания и долголетия.
Любой среднестатистический китаец, узнав о том, как живет русский человек, охает и ахает. Ведь в их понимании мы с вами только тем и занимаемся, что ухудшаем свою ауру, здоровье и жизнь в целом.
Мы мало спим, едим, когда душа пожелает (притом, это далеко не всегда полезная пища), часто нервничаем и копим в себе отрицательные эмоции. Китайцам трудно понять, как при таком распорядке дня многим людям удается оставаться активными и даже добиваться успехов. В их понимании, залог «качественной» жизни заключается в соблюдении четких правил, древних традиций и ритуалов.
Самое главное в распорядке дня китайца — вовремя поесть. По их мнению, длительные перерывы в приемах пищи негативно сказываются на работе организма. Очень важно с самого утра плотно позавтракать, чтобы зарядиться энергией на весь день. Это обязательно должна быть полезная пища, а не кофе с бутербродами, как привыкло большинство из нас.
Обычно на завтрак китайцы едят богатые белком куриные лапки, булочки на пару, лапшу и различные супы. Причем эти блюда далеко не всегда выглядят аппетитно, но главное — не вкус, а польза, уверены местные жители.
Завтрак у китайцев может начинаться в любое время, но вот обед — по строгому распорядку. Не удивляйтесь, если гуляя по Китаю, вы увидите, как работники компаний все до единого покидают свои офисы и направляются в кафе. Обычно это происходит в 12 часов дня, все приемы пищи раньше или позже полудня китайцы считают вредными для здоровья.
Именно поэтому в полдень все местные кафе, рестораны и столовые под завязку забиты посетителями. В некоторых заведениях ожидание в очереди превышает длительность самого обеда. В высотных зданиях иногда от перегрузки ломаются лифты, так как на них в это время перемещается персонал. Но, несмотря на все эти трудности, китайцы продолжают упорно следовать ритуалу.
Единственная причина, по которой китаец может отказаться от похода на обед — если он принес еду с собой в офис. В большинстве рабочих помещений в это время стоят ароматы не хуже, чем на кухне ресторана. Даже выставки в это время превращаются в массовые пикники, ведь любой китаец, вне зависимости от возраста, должности и статуса, знает: 12 часов — время приема пищи.
Чтобы, не дай бог, не пропустить обед, китайцы устанавливают напоминания на телефонах. Поэтому, если вы, гуляя по Китаю, услышите, как у прохожих в одно время начинают звенеть будильники, не пугайтесь — значит уже полдень.
О важности и пользе правильного распорядка приема пищи китайцам говорят чуть ли не с самого рождения. Более того, даже беременная женщина должна строго придерживаться специальной диеты, чтобы ее малыш появился на свет сильным и здоровым.
Женщины не требуют от мужей в три часа ночи бежать в магазин за бананами или шоколадом. Здесь все строго. Будущая мать не позволяет себе ничего лишнего, а ее многочисленные родственники внимательно контролируют этот процесс.
Одна из причин необходимости такой диеты — короткий декретный отпуск. Малыш будет питаться материнским молоком всего два-три месяца, затем его мать выйдет из декрета, и ребенок перейдет на смеси. Именно поэтому так важно, чтобы, еще находясь в утробе, он успел получить максимальное количество полезных веществ, которые поступают в организм матери вместе с пищей.
Еще один важный ритуал в жизни китайца — дневной сон. Наступает он сразу после обеда, около часа дня. Спят абсолютно все — дети в школах, менеджеры в офисах, работники на фабриках… В некоторых крупных компаниях оборудованы специальные «комнаты отдыха», где сотрудники могут удобно разместиться и погрузиться в послеобеденный сон.
По мнению китайцев, своевременный отдых способствует восстановлению сил и просто необходим для нормальной жизнедеятельности. Особенно важно отдохнуть в полдень в летний период, когда из-за увеличения продолжительности дня приходится тратить больше энергии, чтобы оставаться активным. И если мы для этого выпиваем чашечку кофе или прохладительный напиток, то китайцы ложатся спать. Проснувшись, они около получаса зевают и приходят в себя, и только потом начинают работать.
Конечно, есть и те, кто живет в другом, так сказать, современном ритме, но таких китайцев — меньшинство. Остальные строго придерживаются установленных правил и выполняют ежедневные ритуалы, ведь это важная часть культуры страны.
А вы хотели бы жить по такому расписанию?
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Почему китайцы спят на твердом? Это полезно для здоровья?
Многие иностранцы, приехав в Китай, удивляются жесткости местных матрасов. Иногда спальные места такие твердые, что некоторые сравнивают их с голым полом. Большинство самих китайцев точно не знают, почему кровати жесткие, но многие отмахиваются пользой для здоровья и привычками. Разбираемся, почему в Китае спят «по-солдатски».
Жесткие матрасы полезнее для позвоночника?
И да, и нет. Твердые матрасы обычно рекомендуют при заболеваниях позвоночника, остеохондрозе. В Китае считается, что именно во сне на твердых матрасах в теле человека свободно циркулирует кровь. Китайская медицина говорит, что спать надо на твердом, но не уточняет, насколько жесткой должна быть кровать. Традиционная китайская мебель, кстати, тоже твердая. В китайских гостиных часто можно встретить деревянные диваны и кресла без какой-либо обивки или подкладок.
Для здорового человека средней комплекции и роста лучше всего подойдут матрасы средней жесткости. Также врачи советуют, чтобы матрас по-разному прогибался под разными частями тела, тогда позвоночник, независимо от позы сна, будет ровным. Однако при различных заболеваниях спины жесткость матраса нужно подбирать индивидуально. Некоторым людям, наоборот, показаны мягкие матрасы.
Тогда, может быть, твердые матрасы дешевле?
Не совсем, хотя у китайцев распространено мнение, что в дешевых отелях кровать жесткая, а в дорогих гостиницах кровати очень мягкие. Все также знают, что европейцы спят на мягких матрасах, а долгое время все иностранцы воспринимались как богатые и состоятельные люди.
Но еще 40 лет назад многие китайцы спали на деревянных досках или на канах — твердых лежанках, которые подогревали снизу с помощью печки (土炕 tǔkàng). Каны были распространены на севере Китая, и сейчас сохранились в удаленных глухих районах страны.
Традиционный кан в китайской деревне. Сейчас такие делают с электрическим обогревом. Фото: Sohu
Со временем уровень жизни в стране стал повышаться, и люди смогли позволить себе настоящие матрасы. Однако привычка спать на твердом осталась, поэтому даже дорогие и визуально мягкие и толстые матрасы часто оказываются жесткими. Сейчас появляется тенденция покупать более мягкие кровати, и найти современные анатомические матрасы совсем не сложно, хотя они дороже.
А, я слышал, на твердом не так жарко
Верно. Китайцы подтвердят, в жару лучше спать на бамбуковой циновке из длинных прутьев или мелких плиток. Если поедете в летний лагерь в китайский университет, не удивляйтесь циновке на тонком матрасе. Это не способ сэкономить, так действительно прохладнее. А на мягкую постель циновку не положишь: она будет проваливаться и сломается.
Фото: 5law.cn
Значит, это культурная привычка китайцев?
Скорее всего. Раз китайцы растут на твердых матрасах, то и во взрослой жизни скорее предпочтут их. Поэтому даже за границей выходцы из Китая ищут «родные» твердые матрасы. Говорят, что в Китае они все равно жестче, чем самые твердые местные изделия.
Любопытно, что по некоторым исследованиям, в Азии, где больше всего распространены жесткие спальные места, люди спят лучше всего. 84% азиатов хорошо высыпаются несколько и более раз в неделю и реже других принимают снотворные. Насколько это связано с жесткостью кроватей, неизвестно.
В интернете смеются: иностранец и китаец спят на одинаковых матрасах. Иностранец жалуется: «Господи, как же твердо! Спать невозможно. Поменяйте, поменяйте!» Китаец говорит: «Ух ты, неплохо. Намного удобнее, чем тот, что был у меня раньше». Мягкость матраса зависит от мыслей человека, а не от матраса, пишут интернет-пользователи.
Елизавета Петрова
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Постелью людям, жившим в каменном веке, служила земля, покрытая максимум шкурами животных. Только шумеры около 5000 лет назад стали выделять в своих жилищах специальные комнаты для сна, да еще и делать спальное место на возвышении. Чем выше от пола, тем меньше вероятность укуса ядовитых гадов, да и теплее так, хотя сама ниша, похожая на полку в плацкартном вагоне, была холодной и твердой — камень все-таки.
Впервые что-то похожее на современную кровать появилось у древних египтян. Это был деревянный лежак на четырех ножках (как правило, их делали в виде лап животных), на который натягивали сетку из ремней и веревок. Именно такая позолоченная лавка найдена в составе погребальной мебели матери фараона Хеопса Хетепхерес I, а еще в гробнице Тутанхамона (XIV век до н. э.). Правда, до удобства им все равно было далеко, ведь вместо подушек использовали подголовник, сделанный из камня, дерева или металла. Да и такая роскошь была доступна только избранным.
Простые люди продолжали спать на мешках с сеном или лежаках из досок и камней.
В Древнем Риме стали делать кровать со спинкой и в изголовье, и в ногах. Ее называли «лектус». Подушки и матрасы набивались шерстью, сами же «лектусы» завешивали прозрачной материей для защиты от насекомых (именно эта завеса позже перевоплотилась в балдахин).
Под колпаком
Простые смертные в раннем Средневековье недалеко ушли от каменного века и по-прежнему спали где придется: стелили на пол или на скамейку у стены ковры, покрывали поверхность матрасами, набитыми перьями, шерстью или волосом, укрывались тканью, шкурами. От насекомых спасал полог. Ткань могла быть и легкой, и плотной — в зависимости от климата; полог, помимо прочего, укрывал от сквозняков — спали-то в древности нагишом.
К XII веку кровати уже становятся похожи на то, что мы знаем сегодня. Хотя появляются они в первую очередь у той же знати. Деревянные, богато украшенные резьбой и росписью, а также самоцветами, они к тому же утопали в подушках — самых разных размеров и форм. Изголовье было приподнято по отношению к изножью. Тогда же появляются и раскладные диваны с кожаными подушками, которые сверху обтягивали шелком. Днем такие лежаки использовались в качестве кушетки. Рабочий люд спал на простых деревянных лежанках из досок, но важен сам факт — кровать вышла в народ.
Русь кроватная
Благодаря сказке про Емелю все знают, что на Руси спали на печи. Всегда ли это было так — вопрос спорный. Ведь на заре славянской истории в VIII–XIII веках печь топили «по-черному» — дымохода не было, и вся копоть и сажа валили прямо в избу, выходя через двери и окна. Можно ли было спать среди этой геенны огненной — сказать сложно. А вот после протапливания — вероятно, да. Точно известно, что на русской печке отлично спалось с XV–XVI веков, когда у нее уже появился дымоход. Для того чтобы на нее было удобнее взбираться, делались ступени. Спали на печи не все — только старшие, уважаемые члены семьи.
Впрочем, у славян (примерно со второй половины I тыс. н. э.) была альтернатива — полати, иначе говоря, деревянные лежанки, крепившиеся под потолком рядом с печью. Чаще всего их крепили к двум пересекающимся стенам или между стеной и одной из стенок русской печки. Были они сначала низкими, в полуметре-метре от пола, затем переехали наверх: здесь и теплее, и место в избе экономится. Детские полати делали с бортиками, чтобы малыши не свалились вниз; младенцы же спали в зыбках — деревянных люльках, веревки которых подвешивались к потолку, а летом — на дерево. Взрослые полати делались без бортов и напоминали высокие и широкие полки. Полати были атрибутом не только крестьянского дома, их нередко можно было встретить и в боярских усадьбах.
Однако такие приспособления были актуальны лишь в холодное время года. Летом, когда печь использовали лишь для приготовления пищи, на полатях сушили овощи и травы. Люди же спали на скамейках или на сундуках, которые не только были большими и заменяли собой шкафы, но и специально делались с плоской крышкой. Возможно, использование сундука в качестве лежака не только экономило место в избе, но и защищало добро, хранящееся в нем, от воров.
В качестве матраса использовали тюфяк — его делали из мешковины и набивали чем придется, например старыми тряпками. Богатые люди могли позволить себе перину — матрас, набитый птичьим пухом и перьями. Соломенником называли матрас, набитый соломой, а сенником — высушенным сеном или мхом. Их шили из прочной холщовой ткани, чтобы сено не кололо спящего. Были и другие виды матрасов — например, те, что набивались конскими волосами или даже морскими водорослями. Одним из самых дешевых был лыковый матрас, который наполнялся обработанной корой ивы или липы. Впрочем, у него был большой недостаток: из-за того, что древесина со временем отсыревала, он плесневел.
Кровати как таковые появились в русских крестьянских домах лишь в XIX веке, а вот в боярских хоромах их узнали еще во времена Петра — в XVII столетии. Вот только привычка спать под потолком у русских людей была весьма живуча, а потому родовитые сановники и зажиточные купцы превращали свои кровати в слоеный пирог — с ворохом перин, тюфяков и одеял. Для того чтобы добраться до верха, приходилось даже подставлять небольшую лестницу или стул.
Век великолепных кроватей
Век великолепных кроватей — именно так окрестили мебельщики XVII столетие. Сооружения для сна тогда были высокими и невероятно помпезными, с вычурной резьбой, покрытой позолотой. Про балдахин и говорить не приходится: тяжелые парчовые или бархатные ткани обильно расшивались золотыми и серебряными нитями, жемчугом и драгоценными камнями. Часто его делали в тон обоев на стене или, напротив, подбирали контрастные ткани.
На такой кровати не стыдно было и придворных принять, что, к примеру, французский монарх Людовик XIV и делал. Удобно устроившись под балдахином с надписью «Триумф Венеры», он даже заседания парламента проводил. Принцы крови при этом сидели, придворные стояли, а мелкие чиновники стояли на коленях. Обычай принимать гостей лежа вообще был в моде. Женщины часто вообще не вставали с кровати, принимая у себя близких родственников и друзей. Остается добавить, что спал король-солнце все-таки на другой кровати, вероятно, более скромной; впрочем, если верить архивным источникам, у него их было не менее 413 — мог позволить себе выбирать.
Петр I тоже мог завести себе подобную кровать, однако вместо этого ненавидевший всякую роскошь царь-плотник стал счастливым обладателем кровати-шкафа. Такие встроенные кровати, похожие на комод с двумя дверцами, в ту пору были очень популярны в холодных регионах Европы, в том числе и в любимой Петром Голландии. Главная их прелесть заключалась в том, что здесь никогда не дуло. Сие новшество Петр, по своему обыкновению, пытался внедрить и среди своих подданных, но те стараний не оценили — спальные шкафы в России так и не прижились.