на чем слушали пластинки в ссср как называется
Топ 12 советских проигрывателей винила
На чем мы слушали «Мелодию»
Топ 12 советских проигрывателей винила
На чем мы слушали «Мелодию»
Отдельно стоящие проигрыватели винила появились в СССР далеко не сразу, где-то до середины 1970-х на рынке царили электрофоны, то есть, по сути, музыкальные центры, включавшие в себя и усилители, и акустические системы. Однако в определенный момент произошел поворот в сторону компонентного аудио, и советские меломаны и любители Hi-Fi были вознаграждены за долгое ожидание. В нашей подборке – лучшие вертушки Советского Союза, среди которых много клонов европейских и японских моделей, но встречаются и оригинальные разработки.
Модель производства 1986 года от производственного объединения «Радиотехника». Вертушка отличалась наличием прямого привода, на легком тонарме устанавливалась ММ-головка ГЗМ-155. Присутствовал полный автостоп, обеспечивающий подъем микролифта и выключение проигрывателя. Двигатель поддерживал две скорости вращения – 33 и 45 оборотов в минуту. Вес модели составлял 7,5 килограммов.
Советский клон японского проигрывателя Optonica-7100, сложную конструкцию оригинала воспроизвели на Таллиннском заводе «Пунане-РЭТ» в 1983 году. Полностью автоматическая прямоприводная вертушка оснащена системой программируемого воспроизведения с возможностью прямого выбора и повтора трека. Весил проигрыватель 12 килограммов.
Классический пассиковый проигрыватель с двухскоростным двигателем, автостопом и электромагнитным микролифтом, выпускался с 1983 года Рижским радиозаводом имени А.С.Попова. На боковой стороне опорного диска нанесены полоски стробоскопа, тонарм оснащен рычажной системой антискейтинга. Достаточно солидный корпус из фанеры, пластика и металла опирался на четыре антивибрационные ножки. На тонарме штатно устанавливалась головка ГЗМ-105Д, весил аппарат 10 килограммов.
Вертушка с прямым приводом и полностью автоматическим управлением процессом воспроизведения. Выпускало ее Казанское НПО «Элекон» с 1985 года. Двигатель поддерживал две скорости вращения – 33 и 45 об/мин, весил проигрыватель 10 килограммов. Вертушка была среднего ценового класса – в 1987 году ее цена составляла 300 рублей.
Еще один клон капиталистического аппарата – тангенциальной вертушки Bang & Olufsen Beogram 4002. Оригинал появился в продаже в 1974 году, а в 1980 его копию под названием Электроника Б1-04 сделал Московский завод НИИ Титан. Главная особенность, это тангенциальный тонарм с программным управлением. Вес аппарата составлял 13 килограммов, но особенно внушала его цена – 750 рублей, что для 1980 года было очень дорого.
В данном проигрывателе явно прослеживается попытка повторить успешную конструкцию Thorens TD 125. Тонарм срисован с SME 3009, двигатель поддерживает 3 скорости вращения – 33, 45 и 16 оборотов, пассик передает вращение на небольшой суб-диск, на который, в свою очередь, надевается уже основной опорный диск. Аппарат получился солидным – 15 килограммов веса, однако, как всегда, подводило качество материалов и изготовления.
Плод совместного творчества польских и советских инженеров, проигрыватель производился с 1984 года на Бердском радиозаводе. По сути, в основе его лежала модель Unitra G-602М. В проигрывателе был полный автостоп и квазисенсорное управление. Весила вертушка 10 килограммов.
Данный проигрыватель выглядит совершенным клоном японских аппаратов среднего класса тех лет. Выпускалась модель московским производственным объединением Торий с 1984 года. Прямой привод с кварцевой стабилизацией, электронный тормоз, автостоп и автовозврат тонарма – полный набор передовых технологий. В комплект входила головка ГЗМ-043. Весила вертушка 10 килограммов и стоила 350 рублей.
Еще один клон японской вертушки с прямым приводом, который с начала 1983 года выпускал Бердский радиозавод. Помимо импозантного внешнего вида, в арсенале были подстройка частоты вращения диска по стробоскопу, автостоп, микролифт, автовозврат тонарма. Правда, начинка также была от польской Unitra. Масса аппарата составляла 12 кг.
Классический пассиковый проигрыватель в симпатичном деревянном коробе выпускал Рижский завод имени А.С.Попова с 1980 года. Он поддерживал две скорости вращения – 33 и 45 об/мин, в нем было сенсорное устройство управления пуском и остановкой вращения диска, совмещенное с сенсорным устройством переключения скорости. Статически сбалансированный тонарм имел систему антискейтинга, весил аппарат 12,5 килограммов.
Сложный по конструкции проигрыватель выпускался с 1982 года Московским опытным заводом НИИ Дальней радиосвязи. Полностью автоматизированный тонарм с системой электронного управления, штатно устанавливаемая головка Ortofon (!), солидный корпус, прямой привод диска, кварцевая стабилизация вращения, вес 15 килограммов. Мечта советского меломана!
Вершина советской аудиофильской мысли! Данная вертушка с прямым приводом производилась с 1983 года Кировским заводом «Ладога», и конструктивно она была очень близка к модели Корвет-003-стерео, впервые появившейся в 1978 году. Разработанный А.М. Лихницким тонарм с полным вязкостным демпфированием был уникальным решением для того времени. В комплект входила головка звукоснимателя ГЗМ-018 Корвет с иглодержателем из бериллия (!). Опорный диск с конусами обеспечивал минимальный контакт с поверхностью пластинки, а надежность прилегания достигалась специальным прижимом. Весил аппарат 12 килограммов. В общем, если бы советская промышленность могла обеспечить высокое качество материалов и элементной базы, то этот проигрыватель мог бы претендовать на всемирную славу.
От пластинки до файла. История распространения
На протяжении всей истории человечества музыка была неотъемлемой частью культуры, но вряд ли мы когда-нибудь услышим каким образом и что исполняли музыканты древности. Первым удачным способом записать музыку для последующего воспроизведения можно назвать нотную грамоту, появившуюся несколько сотен лет назад. Однако «плеером» для такой записи был живой человек или целый оркестр. Согласитесь, не удобно. Сейчас все получается куда проще – скачал в интернете аудиофайл, «залил» его в смартфон, и слушай сколько душе угодно.
Давайте вспомним, давно ли процесс получения и воспроизведения музыки настолько упростился? Как так произошло, что раньше музыку нужно было покупать на кассете или диске, а сейчас достаточно выйти в интернет? И что принципиально изменилось в процессе прослушивания музыки со времен граммофонов?
Мировая история домашнего аудио, насчитывает более ста лет, а первым массово производимым носителем музыкального материала была грампластинка. Формат этот оказался весьма живучим. Эволюционируя от тяжелого и недолговечного шеллака и механических патефонов до более долгоживущего и долгоиграющего винила и электрических «вертушек», грампластинка уступила место другим носителям лишь в 80-х. С начала 90-х и по настоящее время продажи винила составляют единицы или даже доли процента от общего оборота аудиопродукции, но даже после такого спада продаж пластинка не исчезла совсем, сохранив до наших дней свою, пусть и небольшую, но очень лояльную аудиторию среди меломанов, аудиофилов и коллекционеров. Почему небольшую? Потому что уже в 50-х годах прошлого века пластинку начала вытеснять магнитная лента. Сначала это были катушечные (бобинные) магнитофоны, а в середине 60-х компания Philips произвела настоящую революцию на рынке аудио: компакт-кассету. Кассеты были более удобны в использовании, не велики по размерам, они положили начало портативным аудиопроигрывателям. Впервые музыку стало можно носить с собой в кармане и слушать ее в любом месте. Популярность кассеты нарастала постепенно. В 1980-м году винила продавалось в 3-4 раза больше, чем кассет, но уже в 1983-м они делили рынок поровну. Пик продаж кассет пришелся на середину 80-х, а заметный спад продаж начался только в начале 90-х
Кроме того, появление магнитной ленты, как носителя аудиозаписи, дало пользователям недоступную ранее возможность: самостоятельного тиражирования записей. Содержимое пластинки, бобины или кассеты можно было переписать на другую бобину или кассету, получив тем самым пусть не 100% точную, но вполне пригодную для прослушивания копию. Опять же, впервые, носитель и его содержимое перестали быть единым и неделимым продуктом. Возможность тиражирования записей в домашних условиях изменила восприятие и пути распространения музыки среди конечных пользователей, но изменения эти не стали радикальными. Люди все так же покупали кассеты с записями, поскольку это было гораздо удобнее и не намного дороже, чем делать копии. Настоящая революция в вопросе использования и распространения музыки произошла гораздо позже и связана она была с появлением цифровой музыки.
Начиналось все вполне традиционно, ничто, так сказать, не предвещало радикальных перемен. В 1982-х году, компания Philips в сотрудничестве с Sony представила новый стандарт аудиозаписи и новый носитель: компакт-диск. Компакт-диск был значительно меньше виниловых пластинок, его диаметр составляет всего 12 см против 30 см винила, при почти вдвое большей емкости. Это, несомненно, делало его более удобным в использовании. В отличие от кассет, диск позволял в произвольном порядке выбирать треки для воспроизведения. Вслед за стационарными CD-проигрывателями, выпущенными в начале 80-х, постепенно стали появляться и портативные CD-плееры. В результате, компакт-диск стал новым мировым стандартом для издания музыкального материала. Уже в 1987 году продажи компакт-дисков превысили продажи винила, а в 1991-м компакт-диски заметно потеснили с рынка и компакт-кассеты.
На начальном этапе компакт-диск сохранял главную тенденцию развития музыкально рынка – между аудиозаписью и носителем можно было ставить знак равенства. Послушать музыку можно было только с диска, записанного на заводе. Но этой монополии не суждено было продлиться долго.
Радикальный поворот в способе получения и прослушивания музыки произошел, когда воедино сошлись три составляющих: компьютер, интернет и портативные Flash-плееры (здесь и далее для упрощения Flash-плеерами называются портативные устройства, способные воспроизводить музыкальные треки, записанные на встроенном жестком диске или Flash-памяти). Компьютер стал средством обработки и тиражирования аудиозаписей, Flash-плееры – универсальным средством прослушивания, ну а интернет выступил в роли уникального в своем роде средства распространения музыки. В результате, пользователи получили полную свободу действий. Производители техники пошли навстречу потребителю, обеспечив поддержку воспроизведения сжатого аудиоформата MP3 не только во Flash-плеерах, а во всех AV-устройствах, начиная с музыкальных центров и домашних кинотеатров и заканчивая превращением дисковых CD проигрывателей в CD/MP3 плееры. Благодаря этому, потребление музыки стало расти с невероятной скоростью, а прибыль правообладателей стала столь же неуклонно падать. Ситуацию не смогли изменить и новые более совершенные форматы дисков: SACD и DVD-Audio, которые были призваны заменить компакт-диск. Большинство людей предпочли этим новшествам компрессированное аудио и другую революционную новинку: плеер iPod и его многочисленные аналоги.
С развитием интернета продажи музыки на дисках стали год от года сокращаться. За период с 2000 по 2010 год прибыль музыкальной индустрии в США сократилась вдвое. Самая активная деятельность звукозаписывающих лейблов по продвижению драконовских законов, пресекающих любое несанкционированное распространение и даже прослушивание музыкальных записей, не давала результатов. Единственным способом решить проблему оказалось не ограничение прав потребителей, а предоставление им наиболее комфортного способа получать музыкальный контент легально. Наверное, мало кто удивится, если узнает, что за столь революционной идеей стояла компания Apple. Сервис iTunes сделал процесс приобретения и использования цифровой музыки максимально простым и удобным. Постепенно к такому способу продажи музыки стали приходить интернет-магазины, ранее торговавшие музыкой на физических носителях. Появилось еще одно интересное решение по легализации сетевого контента: сервисы Rhapsody, Pandora и их аналоги предлагали прослушивать свои аудиобиблиотеки за абонентскую плату.
Как результат: уже в 2004 (через год после запуска интернет магазина iTunes Store) продажи сетевой музыки составляли 7% рынка, а в 2010 году музыка, записанная на физических носителях (преимущественно на CD) и цифровая музыка делили рынок поровну. По прогнозам специалистов, 2012 год станет переломным для музыкальной индустрии, поскольку рост прибыли от продаж сетевой музыки полностью нивелирует падение прибыли от продаж физических носителей, и можно будет говорить о том, что мир окончательно переходит на музыку, распространяемую по сети. Фактически, все крупные производители музыки уже пришли к необходимости реализации записей посредством интернет, а заводы по производству физических аудионосителей (CD) стремительно закрываются. Фактически, компакт-диску, так же как винилу, SACD и DVD-A уготована участь аудиофетишей – красивых объектов для коллекционирования. Для прослушивания музыки они более не нужны.
История винила: Как оловянные валики превратились в грампластинки
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Кто придумал грампластинки и как они устроены
Эра звукозаписи кажется уже довольно долгой, даже если не рассматривать совсем уж ранние и довольно примитивные устройства, вроде «водяного органа». В каком-то смысле развитие и расцвет отечественной грампластинки почти совпали с периодом существования СССР. Поэтому пластинки так часто становятся частью ностальгически оформленного интерьера, становятся такой же приметой ушедшего времени, как старые пленочные фотоаппараты, самовары или флажки с первомайской демонстрации.
Изобретение прибора для записи и воспроизведения звука – заслуга Томаса Эдисона, который в 1877 году запатентовал свой «фонограф». Валик в форме цилиндра, обернутый оловянной фольгой или покрытой воском бумагой, был прототипом пластинки, на него «записывался» звук. Во время записи валик вращался, а игла наносила на поверхность канавку переменной глубины – в зависимости от звука. При воспроизведении использовалась другая игла, ее колебания передавались на мембрану, и механические сигналы преобразовывались в звуковые, которые усиливались рупором в форме конуса.
Такой носитель – валик – был не особенно удобен, прежде всего, из-за быстрого изнашивания и сложности копирования нанесенной на него записи. И спустя десять лет, в 1887 году, был придуман дисковый носитель – прообраз виниловой пластинки. Тогда материалом для изготовления звуконосителя стал цинк. Изобретатель пластинок Эмиль Берлинер несколько изменил принцип записи – в отличие от аппарата Эдисона, здесь игла оставляла «канавку» постоянной глубины, но извилистую, в соответствии с колебаниями звука.
Какими были пластинки в XX веке
Отдельная страница в истории грампластинок – это эволюция их размеров и скорости вращения. Самые первые, выпущенные в конце позапрошлого века, могли воспроизводить не больше двух минут записи. Диаметр таких пластинок составлял семь дюймов, или 175 миллиметров, дорожка была довольно широкой, а скорость вращения при проигрывании пластинки составляла 78 оборотов в минуту.
Появились двусторонние пластинки – это позволило увеличить общее время записи. С 1903 года стали делать 12-дюймовые диски, и на каждой стороне уже можно было прослушать до пяти минут музыкальной записи.
Помимо обычных виниловых выпускались и гибкие пластинки – их делали из ПВХ. Обычно такие диски можно было встретить между страницами некоторых советских журналов, в первую очередь «Кругозор» и «Колобок». Качество воспроизведения на такой пластинке было несколько ниже, зато и стоимость изготовления тоже оказывалась невысокой.
Для воспроизведения музыкальных и любых других аудиозаписей использовали специальный аппарат, который в разговорной речи называли проигрывателем, официально же его именовали «электрорадиограммофон», а потом – «электрофон». Первые такие устройства в СССР начали производить в 1932 году.
Вся целиком звуковая индустрия в Советском Союзе была сосредоточена в руках единственной компании, конечно, государственной, ею была фирма «Мелодия». Она возникла в 1964 году и объединила и фабрики грампластинок, и звукозаписывающие студии. У «Мелодии» было два десятка Домов грампластинок по всему Союзу – магазинов, продающих советским гражданам как отечественные, так и зарубежные аудиозаписи. Да и сама компания была хорошо известна за рубежом, и благодаря экспорту продукции во множество стран, и как один из лидеров в области создания высококачественных грампластинок.
В семидесятых аудиопродукция «Мелодии» уже была разбавлена компакт-кассетами, а с девяностых годов пришло и время компакт-дисков.
Старые грампластинки за тысячи долларов
Прослушать сейчас любую музыкальную запись – дело настолько простое, что не требует практически никаких усилий. Уж точно не приходится ради заветной песни ехать в специальный магазин, искать там среди сотен и тысяч виниловых пластинок одну, а потом хранить ее в соответствии с правилами – вертикально, не перегревая, вдали от солнечных лучей и всего того, что может сказаться на целостности дорожки или поцарапать поверхность диска. И все же даже в наше время спрос на грампластинки не пропал, больше того – исследователи фиксируют даже рост продаж виниловых пластинок в первые два десятилетия XXI века.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Проигрыватели винила: краткая энциклопедия
Конструкция, устройство и история создания виниловых вертушек
Проигрыватели винила: краткая энциклопедия
Конструкция, устройство и история создания виниловых вертушек
Граммофоны
В первые десятилетия и до появления электронной звукозаписи на рынке царили заводные механические граммофоны. В них использовалось механически-акустическое воспроизведение записанного на пластинке сигнала. Колебания установленной в звукоснимателе иглы передавались на специальную мембрану, звук которой затем усиливался большим рупором. Вращение диска обеспечивалось путем распрямления сжатой пружины, а стабильность скорости контролировалась механическим тормозом.
Электронные проигрыватели
После того, как запись аудиосигнала стала производиться электронным способом, то есть с выходом на рынок электрических ламповых микрофонов, качество звука пластинок значительно улучшилось. Поэтому в полный рост встал вопрос правильного воспроизведения, который смог бы передавать расширившийся динамический и частотный диапазон произведенных по новой технологии пластинок. Их проигрывание на механических граммофонах не только не позволяло оценить качество звука, но и приводило к полному истиранию дорожек, ведь давление граммофонной иглы составляло до 100 граммов.
И вот в 1925 году американская компания Brunswick представила первый электронный проигрыватель в серии Panatrope, в котором механическая мембрана уступила место магнитному картриджу, а за дальнейшее воспроизведение сигнала отвечал ламповый усилитель и выносная акустическая система. По сути, принципиальная конструкция проигрывателя грампластинок с той поры остается неизменной, менялись только разновидности привода, головок звукоснимателя, тонармов и материалов, из которых они изготавливались. Сами виниловые пластинки появились в 1930-х годах, и с тех пор граммофоны окончательно превратились в электронные проигрыватели винила.
Конструкция
Как уже было отмечено выше, принципиальная конструкция виниловых проигрывателей остается неизменной на протяжении практически целого века. Вот ее основные элементы.
Корпус
Очевидно, что корпус проигрывателя служит для крепления на нем всех основных элементов вертушки, однако в его задачу также входит сведение к минимуму их взаимного влияния друг на друга, а также воздействия внешних механических и акустических вибраций на процесс воспроизведения музыки. То есть в грамотно спроектированной вертушке корпус позволяет максимально развязать друг от друга двигатель, диск и тонарм с головкой звукоснимателя. Для этого используются самые разные решения – это и встроенные системы подвеса, и применение специальных вибропоглощающих прокладок и материалов стенок корпуса, и даже отсутствие вообще корпуса как такового. Существует и альтернативный подход с упором на максимальную жесткость всей конструкции, в которой отведение вибраций достигается за счет их контролируемого прохождения вне ключевых узлов, отвечающих за воспроизведение сигнала.
Двигатель
В проигрывателях винила двигатель должен отвечать двум противоположным требованиям. С одной стороны, иметь достаточную мощность для раскручивания иногда довольно массивного диска, с другой стороны – быть малошумящим и генерировать минимум шума и вибраций. Поэтому проектирование и выбор двигателя, это одна из главных черт, отличающих дешевые и посредственные проигрыватели от дорогих и качественных. Кроме того, вид применяемого двигателя также обусловлен используемым в вертушке типом привода, то есть способом передачи вращательного момента от шкива мотора на диск. Поэтому в различных вертушках встречаются двигатели и переменного, и постоянного тока, имеющие небольшое и значительное число плюсов, обычные и бесколлекторные, и так далее. Более того, сама конструкция диска также определяет применяемый двигатель. Некоторые производители, например, исповедуют подход, в соответствии с которым мотор должен обладать минимальной мощностью и лишь поддерживать вращение диска, который, в свою очередь, должен вращаться под влиянием собственной инерции.
Основной элемент конструкции, на который помещается воспроизводимая грампластинка. От равномерности и точности вращения диска зависит правильная передача не только временных характеристик музыкального сигнала, но и общее качество звука. Кроме того, сам диск тоже должен быть спроектирован таким образом, чтобы облегчить работу мотору и подшипнику, а также служить дополнительным барьером на пути вибраций, которые могут негативно повлиять на считывание информации иглой с дорожек пластинки. В зависимости от выбранной конструкции вертушки, диск может быть как массивным, так и легким, быть рассчитанным на максимальный либо минимальный контакт с пластинкой, подразумевающим использование дополнительного мата либо нет. За долгое время существования проигрывателей винила были испробованы практически все решения, и на данный день единственно верного на все случаи жизни так и не было найдено, поэтому на рынке существует большой выбор вертушек, построенных на разных принципах.
Подшипник
Ключевая составляющая проигрывателя, которая и позволяет диску, каким бы он ни был, вращаться ровно и плавно. Главное требование к подшипнику – низкий коэффициент трения и износостойкость. Каких только материалов и их сочетаний не встречается сегодня в проигрывателях винила, включая воздушные и магнитные подшипники, в которых полностью исключен физический контакт между диском и основанием. Правда, в их случае возникает проблема обеспечения стабильности зазора, которая, тем не менее, успешно решается в дорогих моделях. Традиционно же применяется прямой либо обратный физический подшипник, в котором небольшой шарик из твердого материала (сталь, керамика) упирается в подпятник, обеспечивающий минимальное трение. Важную роль также играет смазка, поэтому в некоторых моделях присутствует принудительная циркуляция масла внутри подшипника.
Типы привода
В зависимости от того, каким образом вращение передается от двигателя на диск, различают несколько различных типов привода.
Роликовый привод
На определенном этапе развития проигрывателей винила это был наиболее распространенный тип привода. Принцип чрезвычайно прост – между шкивом двигателя и внешней либо внутренней стороной опорного диска располагается обрезиненный ролик, который и сообщает диску вращательный момент. Большим преимуществом проигрывателей винила с роликовым приводом считалась и считается энергичность и слитность звучания, однако с технической точки зрения у данной разновидности привода есть важный недостаток – получающаяся система с двумя осями вращения подвержена не только флуктуации скорости за счет маленькой площади контакта между роликом и диском, но и обладает высоким уровнем рокота, при котором вибрации от двигателя передаются прямо на диск и далее на иглу звукоснимателя. Тем не менее, грамотные разработчики учитывали данные особенности и смогли практически устранить их влияние на качество звука, создав такие легендарные модели, как EMT 930 и Garrard 301/401, до сих считающиеся эталоном.
Прямой привод
Несмотря на то, что данная разновидность привода в проигрывателях винила получила основное распространение в 1970-х годах, сам принцип был запатентован компанией Thorens еще в далеком 1928 году. Он заключается в помещении диска проигрывателя непосредственно на шкив двигателя. При всей очевидности такого решения его грамотная реализация требует создания специального мотора, подшипника высочайшего качества, а также дополнительной электронной схемы, позволяющей отслеживать точность вращения. Лучшие вертушки с прямым приводом диска, созданные за долгие годы развития технологии, это Denon DP-100M, Technics SP-1000, Sony PS-X9, EMT 948. После бурного развития и появления большого выбора вертушек с данным видом привода в 80-х годах прошлого столетия, сегодня он используется не столь часто, причем действительно качественная его реализация встречается только в очень дорогих моделях.
Пассиковый привод
Самый распространенный на сегодняшний день вид привода, он используется в 90% выпускаемых проигрывателей винила. Как можно понять из названия, вращение передается от мотора на диск посредством пассика. Существует насколько вариантов соединения шкива с диском, наиболее часто встречающийся, это когда пассик накидывается на внешнюю сторону, по всему периметру диска.
Есть также вариант, когда двигатель и система привода скрыты под большим диском, а пассик надевается на специальный суб-диск, на который потом уже устанавливается основной. Использование пассика не только позволяет передавать вращательный момент от двигателя, но и позволяет демпфировать вибрации, создаваемые мотором. Материал пассика также сильно влияет на качество работы привода, причем производители используют не только эластичные материалы типа резины и неопрена, но даже вощеные нити и магнитную ленту.
Тонарм
Всего существует два основных типа тонарма, различаемых в зависимости от того, присутствует ли угловая ошибка при огибании дорожки иглой или нет – тангенциальные и поворотные.
Тангенциальные тонармы
Первая разновидность – наиболее сложная в расчете и изготовлении, причем в разные годы предпринимались попытки сделать сложные конструкции с электронными сервосистемами, которые бы отслеживали движение тонарма и корректировали возникающие ошибки. Кроме того, конструкция подшипника в таком тонарме получается гораздо более сложной, за счет этого увеличивается цена изделия, а иногда и усложняется эксплуатация. Так, некоторые тангенциальные тонармы с воздушным подшипником требуют использования специального насоса, который зачастую приходится устанавливать в соседнем помещении.
Поворотные тонармы
Вторая разновидность – поворотные тонармы – распространены гораздо шире, это самая расхожая конструкция на рынке. Несмотря на теоретически менее совершенный подход, за счет грамотно расчета и применения передовых материалов разработчикам удается создавать модели, практически ничем не уступающие тангенциальным с точки зрения качества звука. Ведь преимущество тангенса еще нужно правильно реализовать, поэтому на практике многие поворотные тонармы, установленные на лучших проигрывателях винила, обеспечивают столь же или даже более впечатляющий звук. Однако никакого звука тонарм воспроизвести не способен без установленной на нем головки звукоснимателя.
Головки звукоснимателя с подвижным магнитом (ММ)
В данной разновидности головок звукоснимателя преобразование механических колебаний иглы, огибающей канавки звуковых дорожек виниловой пластинки, в электрический сигнал происходит за счет установленного на конце иглодержателя миниатюрного постоянного магнита и его движения относительно одной и нескольких расположенных рядом катушек. Возникающее в результате этого слабое напряжение передается дальше по сигнальной цепи для усиления.
Головки звукоснимателя с подвижным железом (MI)
Принцип работы данного типа головок схож с ММ, с той лишь разницей, что вместо постоянного магнита на противоположном конце иглодержателя закреплен полый кусочек металла. Это несколько снижает общую подвижную массу и теоретически повышает точность преобразования.
Головки звукоснимателя с подвижной катушкой (МС)
В этом типе головок звукоснимателя катушки и магниты меняются местами. То есть на иглодержателе устанавливается небольшая катушка – чем меньше в ней витков, тем меньше подвижная масса, но и тем меньше чувствительность. И теперь уже катушка производит колебания относительно находящихся рядом с ней магнитов (одного или нескольких), что и приводит к возникновению электрического напряжения. При правильной настройке и согласовании с тонармом и электроникой именно МС-головки обеспечивают наиболее высокое качество звука.
Оптические головки звукоснимателя
Несмотря на название, в таких головках также установлена иголка, движущаяся по канавкам на пластинке. Однако ее колебания преобразуются в электрический сигнал уже не за счет магнитов, а за счет специальных оптоэлектронных датчиков, отслеживающих движение иглы и трансформирующих полученную информацию в аудиосигнал. За счет отсутствия на иглодержателе магнита либо катушки оптические головки обладают совсем небольшой подвижной массой, а значит, наиболее точно могут следовать рельефу звуковых дорожек.
Лазерные головки звукоснимателя
Здесь иголка отсутствует, а считывание рельефа канавок производится бесконтактным способом путем их подсвечивания лазерным лучом. Казалось бы, вот он, идеальный вариант – никакого трения, никакого износа иглы и винила! Однако после нескольких попыток внедрить данную технологию и десятка выпущенных моделей производители были вынуждены от нее отказаться. Как выяснилось, помимо дороговизны, подобные головки крайне чувствительны к любой грязи и пыли, а также царапинам на поверхности пластинок. Поэтому правильно и стабильно воспроизводить они могут только новый винил в идеальном состоянии.
Фонокорректор
Легендарные проигрыватели винила
Как и в любой области аудио, в истории развития виниловых вертушек есть модели, определившие развитие индустрии и задавшие стандарты качества для всей отрасли. Конечно, сегодня на рынке присутствуют модели, стоящие сотни тысяч евро и долларов, которые представляют собой настоящие произведения инженерного искусства, однако применяемые в них решения обычно все равно опираются на опыт предыдущих поколений. Вот список из десяти моделей проигрывателей винила, которые стали уже настоящими легендами, и которые до сих пор радуют своих владельцев.
Technics SL-1200
Самая популярная вертушка всех времен и народов. Появившись на рынке в 1972 году, она ничем не выдавала своего будущего легендарного статуса. Однако по мере совершенствования конструкции и исчезновения соперников с рынка Technics SL-1200 вдруг оказалась в нужном месте и в нужное время. В 1980-90-х годах выживание и огромную популярность модели обеспечили ди-джеи, которые на протяжении пары десятилетий обеспечивали продажи Technics SL-1200, за эти годы прошедшей путь от оригинальной версии до последнего поколения с индексом mk7. Причина столь долгого успеха проигрывателя заключается в исключительной надежности и простоте в эксплуатации, а также весьма неплохом звучании.
Linn LP12
Не менее заслуженный долгожитель винилового рынка. Его отличают классическая конструкция с трехточечным пружинным подвесом, пассиковый привод, широкие возможности для модернизации. Впервые проигрыватель Linn LP12 появился в продаже в 1973 году, и практически сразу производитель начал гонку апгрейдов, впоследствии подхваченную пользователями и сторонними фирмами. За многие десятилетия несколько раз менялись двигатели, тонармы, блоки питания, смазка и материал подшипника, амортизаторы и пружины подвеса, конструкция корпуса и многое другое. Но даже в базовой версии вертушка остается эмоциональным и ритмичным исполнителем, при этом это один из самых продаваемых проигрывателей винила за всю историю.
Garrard 301/401
Роликовые студийные модели, выпускавшиеся в 1950-60-х годах, на волне возрождения интереса к винилу приобрели по-настоящему культовый статус в 2000-х годах. Эти классические транскрипционные модели всегда отличались своей надежностью и очень слитным и музыкальным звучанием, что привело к тому, что цены на хорошо сохранившиеся экземпляры выросли за последние годы в 6-7 раз. Правда, в 2019 году компания SME, получившая права на выпуск вертушек под брендом Garrard, объявила о начале производства новой версии Model 301. Основные элементы оригинальной конструкции остались на месте – массивный деревянный корпус, роликовый привод, подвешенный на пружинах двигатель, однако вот цена новинки в комплекте с тонармом от SME подобралась к 20 000 долларов США.
Denon DP-100M
Пожалуй, это лучший за всю историю проигрыватель винила с прямым приводом диска. Всего с 1982 по 1985 год было выпущено всего 250 экземпляров этой модели. Ее главная и уникальная особенность – применение трехфазного роторного сервомотора для вращения диска, опирающегося на сапфировые подшипники. Тонарм у Denon DP-100M тоже уникален, так как позволяет не только осуществлять активную подстройку трекинга, но и оснащен системой электрического подавления вибраций. Система подвеса массивного стола включает в себя пружины и масляную ванну, вместе обеспечивающие практически полную невосприимчивость к вибрациям.
EMT 930
Еще одна профессиональная роликовая модель, завоевавшая сердца аудиофилов во всем мире. Изначально она представляла собой полностью законченную систему, включавшую в себя также тонарм, головку звукоснимателя и встроенный фонокорректор, настроенные и согласованные для получения максимального качества звука. Эта система получилась настолько продуманной, что выпуск EMT 930 продолжался с 1955 по 1983 год, когда на рынке уже господствовали проигрыватели с прямым приводом. И если в США и Европе японские прямоприводные вертушки считались образцами для подражания, то в самой Японии как раз EMT 930 обрела поистине культовый статус.
J.C.Verdier La Platine
Проигрыватель, фактически породивший современный рынок High End вертушек. Первая версия модели увидела свет еще в далеком 1979 году, и с тех пор ее конструкция многократно улучшалась и дополнялась. В ней не только применен невероятно массивный и тяжелый диск, но и, самое важное, магнитный подшипник, обеспечивающий его левитацию. Для своего времени это была по-настоящему революционная конструкция, достаточно сказать, что в новой версии La Platine Magnum один только диск весит 60 килограммов, а общий вес всего проигрывателя с двигателями и станиной достигает 400 кг!
Rega Planar 3
Первое поколение пассиковой вертушки Rega Planar 3 вышло на рынок еще в 1977 году. Удивительно, но этот недорогой проигрыватель дожил до наших дней – его новая версия по-прежнему называется Planar 3. Разработчик проигрывателя сделал ставку на максимальную жесткость соединения всех элементов, а также на использование фирменного тонарма RB300, который впервые появился на проигрывателе в 1980-х годах. Вертушка являет собой еще один удачный пример того, как производитель сумел сохранить модель в производстве даже в самые темные «цифровые» годы, что позволило компании Rega получить впоследствии максимальную выгоду от винилового ренессанса последних десятилетий.
Thorens TD124
Оригинальная и очень популярная вертушка родом из 1950-60-х годов. Впервые модель TD 124 появилась в 1957 году, второе же поколение с индексом mkII увидело свет в 1966 году после объединения бизнесов компаний Thorens и EMT. В проигрывателе применен оригинальный комбинированный привод, сочетавший в себе пассик и ролик. Такая конструкция была призвана сделать более эффективной борьбу с рокотом, от которого часто страдали роликовые проигрыватели того времени. Эта же вертушка сумела объединить в себе лучшие черты двух различных видов привода – энергетику и слитность ролика, а также плавность и певучесть пассика. В последние годы цены на старые вертушки в хорошем состоянии значительно выросли, и на фоне этого компания Thorens решила возродить производство 124-й модели. Правда, несмотря на внешнее сходство с оригиналом в ней будет использоваться прямой привод, о чем свидетельствует суффикс DD (Direct Drive), да и цена получилась довольно высокой.
Nakamichi TX 1000
Вершина виниловых технологий своей эпохи. Появившись на рынке в 1982 году, то есть в годы стремительного взлета компакт-диска, этот проигрыватель вобрал в себя все возможные технические решения, направленные на одну цель – полностью устранить все искажения, возникающие при воспроизведении винила. Пожалуй, наибольшее впечатление производит компенсация в режиме реального времени эксцентриситета пластинки – очень часто отверстие в центре пятака смещено в сторону от геометрического центра винилового диска. Да и все остальные элементы конструкции не менее впечатляющи – литая станина из алюминия, тройная система подвеса, верхний опорный диск из стекла с антистатическим покрытием, основной диск из алюминия с сотовой структурой. Как говорится, таких уже не делают, а скоро их не будет совсем.
TechDAS AirForce Zero
Несмотря на то, что данная модель проигрывателя винила появилась только в 2019 году, ее можно смело возводить в ранг легендарных. Начнем с того, что на ее разработку создатель, в свое время проектировавший проигрыватели Micro Seiki, потратил очень много лет, сил и денег. Ну а итоговый результат смело претендует на звание самой потрясающей вертушки всех времен и народов. Во-первых, воздух здесь использован не только в качестве подшипника, но и подвеса всей конструкции, то есть общий вес «левитирующих» частей составляет 250 килограммов! И это при общем весе модели 350 килограммов. Из которых 120 килограммов приходится только на опорный диск, имеющий четырехслойную структуру из стали, специальных сплавов и вольфрама. Причем все слои диска были слеплены друг с другом при помощи вакуума, ведь такое решение позволило избежать возникновения напряжения металла. В пассиковом приводе использован трехфазный двигатель, и каждая фаза запитана от отдельного усилителя. Неудивительно, что даже при стартовой цене проигрывателя около 400 000 евро – и это без тонарма! – первые 40 экземпляров были моментально распроданы по предварительной записи.