на чем пишут web приложения
Поговорим об инструментах для создания клиентских веб-приложений с использованием традиционных языков программирования
Сразу оговоримся, что в этой публикации мы не будем затрагивать вопросы подходов к созданию полномасштабных приложений для Web, подразумевающих наличие крупной кодовой базы, заставляющей функционировать её серверную часть. Как-то исторически сложилось так, что клиентская часть подобных приложений, как правило, реализуется на JavaScript и производных от него языках и фреймворках, а серверная – уж на чём придётся. В конце концов, не столь уж это и важно – главное, чтобы соответствующая программная среда была поднята на сервере и реализованный в ней код спокойно выполнял свою задачу.
Вместе с тем со временем всё чаще стала возникать потребность в написании монолитных – как правило, простых и непритязательных веб-приложений, не требующих для работы серверной части. Естественно, с широким распространением HTML5 подобные приложения начали обретать весьма богатый функционал, однако. Однако же не все разработчики были готовы смириться с существующим положением вещей, когда все доступные им решения, по сути, имели своим краеугольным камнем всё тот же пресловутый JavaScript.
В конце концов, многие, что называется, “с младых ногтей” привыкли к другому подходу к проектированию и созданию приложений широкого профиля. Это, в первую очередь, различные RAD-среды, среди которых в нашей стране наибольшей популярностью (по крайней мере, в академической среде), всегда пользовалась Delphi. Натянул пару кнопок на форму, прописал нужные обработчики событий на привычном языке Pascal – красота. Чего ещё можно желать, в особенности если вы сосредоточены на реализации каких-то нужных вам алгоритмов, а интерфейс для вас не играет такой уж принципиальной роли?
При традиционном дизайне и проектировании веб-приложений всё совсем не так. Тут тебе бы неплохо помнить и все основные детали описаний различных тэгов HTML-разметки и атрибутов CSS-стили, и уметь сверстать всё это дело воедино, да ещё и “оживить” интерактивными сценариями, реализованными на JavaScript. Очевидно, что такой подход, ориентированный в первую очередь на дизайн, а не на саму разработку как таковую, вряд ли устроит нашего традиционного разработчика, воспитанного на классических алгоритмах и структурах данных, с возможным вкраплением зачатков объектно-ориентированного подхода. (Напоминаем, что речь идёт в первую очередь о разработчиках небольших приложений, где теоретически мог бы управиться и один человек.)
Так что и мы не будем подробнее их затрагивать. Каждой технологии – своё время, что называется. Сейчас нас интересуют не столько окончательно отжившие своё разработки, сколько те более современные инструменты, которые пришли им на смену.
Надо сказать, что тенденции придать веб-разработке некоторые черты RAD-технологии (Rapidapplicationdevelopment, т.е. дословно “быстрой разработки приложений” – именно так принято именовать подход к разработке приложений, реализованный, в частности, в BorlandDelphi) существуют уже достаточно давно. Здесь нельзя не упомянуть хотя бы о DHTML (или Dynamic HTML) – подходе, так же позволяющем придавать некоторую интерактивность самим приложениям и, в частности, используемым в них элементам пользовательских веб-форм, – интерактивность, похожую на то, что мы можем видеть в Delphi, VisualBasic и прочих RAD-средах проектирования традиционных приложений.
DHTML-приложения подразумевали полноценную автономную браузерную реализацию, без какой-либо поддержки со стороны сервера – именно то, что сейчас известно как Richwebapplication (ранее –RichInternetapplications, RIA) и тесно соприкасающиеся с ними SPA (Single-page applications– одностраничные веб-приложения). Однако сама по себе технология DHTML так и не оправдала возложенных на неё надежд, и была вытеснена всё теми же альтернативными подходами, требующими установки автономных плагинов, – такими, как AdobeFlash или JavaServlet (позднее – JavaFX). В то же время она в числе прочих компонентов составила прочную основу, на которой базируется такой широко известный в веб-разработке подход, как AJAX (где уже широко задействуется и серверная часть).
Правда, такие приложения уместнее сравнивать скорее с создаваемыми посредством майкрософтовской технологии ASP.NET
Вспомним заодно уж и о Xojo – кросс-платформенной объектно-ориентированной среде программирования, основанной на языке REALbasic (своеобразном аналоге VisualBasic– почти как Lazarus по отношению к BorlandDelphi; правда, на сей раз речь идёт о коммерческом продукте). Она тоже в настоящий момент позволяет создавать код не только для Windows, macOS или Linux, но и напрямую для веба – используя для этого всё те же принципы проектирования RAD. Правда, такие приложения уместнее сравнивать скорее с создаваемыми посредством майкрософтовской технологии ASP.NET – в последних, конечно же, тоже широко используются принципы проектирования RAD, но тем не менее требуют для своего развёртывания веб-сервер.
Пусть другие теперь строят прогнозы, мы же лишь попытались дать краткий сравнительный обзор технологий для построения приложений, работающих прямо в браузере пользователя (что называется, “из коробки”) – как имеющих на данный момент скорее историческое значение, так и пока ещё актуальных.
Какие языки программирования нужны веб-разработчику в 2021 году
Рассказываем, почему кроме HTML и CSS разработчикам нужны языки программирования и какие из них актуальны в 2021 году.
Статичный сайт можно написать легко: берём язык разметки HTML и каскадные таблицы стилей CSS. Но если вам нужен проект со сложной логикой и интерактивом — например, интернет-магазин или веб-приложение с базами данных, API и авторизацией, — понадобятся языки программирования.
Веб-приложения состоят из двух больших частей:
Фронтенд (англ. frontend) — то, что пользователь видит на экране и с чем может взаимодействовать: страницы сайта, меню, кнопки, поля ввода и другие части интерфейса. Чаще всего для фронтенда используют HTML, CSS, язык JavaScript и связанные с ним фреймворки — React.js, Angular и Vue.js.
Благодаря тому, что фронтенд связан с бэкендом, пользователи могут регистрироваться, добавлять товары в корзину, оплачивать заказы, публиковать комментарии, смотреть видео и делать всё остальное, чем мы занимаемся в интернете.
Программист, консультант, специалист по документированию. Легко и доступно рассказывает о сложных вещах в программировании и дизайне.
Языки для фронтенд-разработчиков
Основной стек фронтенд-разработчика — HTML, CSS и JavaScript. HTML (HyperText Markup Language) — это основа разметки веб-страниц. С его помощью создают абзацы, заголовки и гиперссылки, добавляют изображения и другие объекты.
HTML-код объясняет браузеру, что отобразить на странице. У каждого элемента есть свой тег, заключённый в скобки.
Вот пример HTML-кода:
HTML — только каркас, в нём нет инструкций о расположении, цветах и поведении элементов
CSS — язык разметки стилей. Он позволяет установить размеры отступов, выбрать нужный шрифт и стиль текста, настроить цвет фона, прозрачность элементов и другие параметры.
Добавим в предыдущий пример CSS-разметку:
CSS-разметка отвечает за то, как страница выглядит в браузере
JavaScript — язык, который помогает создавать всплывающие окна, динамические стили и анимации, делать так, чтобы при нажатии на кнопку отправлялась форма или происходило другое действие.
Пример ниже — скрипт, который меняет цвет текста, если пользователь щёлкнет курсором по абзацу.
Вот как он работает на практике:
Языки HTML, CSS и JavaScript — основной стек для фронтенд-разработчика. Но и бэкендерам тоже нужно в них разбираться, чтобы понимать, как устроен сайт.
Русскоязычные фронтендеры общаются в группе «Типичный верстальщик» и в чате для джуниоров и мидлов.
Популярные языки для бэкенда
Языки для бэкенда выбирают в зависимости от масштаба проекта и его задач. Например, банк, скорее всего, выберет Java, а стартап из сферы машинного обучения — Python. Дальше вы узнаете почему.
Мы расскажем про шесть популярных серверных языков из списка TIOBE.
PHP — ветеран веб-программирования
PHP создали в 1995 году как язык для веб-разработки. На нём написано почти 79% сайтов. PHP поддерживает MySQL, MS SQL, Oracle Database, PostgreSQL, MongoDB и другие базы данных. IDE для PHP можно установить на Windows, macOS и Linux.
На PHP написан движок Wikipedia и значительная часть Facebook, на фреймворке Symfony создан бэкенд BlaBlaCar.
Пример кода на PHP. Источник: Skillbox Media
У языка много бесплатных библиотек и фреймворков (Laravel, Yii, CodeIgniter), есть большое сообщество — например, PHP Community и LaraChat. По PHP много обучающих материалов для новичков, поэтому освоить язык и начать кодить несложно.
Java — язык для корпораций
Этот язык часто используют крупные компании из сферы BigData и финансов. Java востребован у банков, страховых фирм и розничных сетей. Например, свои системы на нём разрабатывают Deutsche Bank, Citigroup и Goldman Sachs Bank. На Java написана серверная часть сайтов Amazon, eBay, PayPal, Adobe и Oracle.
Вот так выглядит код на Java, который открывает большой текстовый файл и превращает каждую строку в набор из 50 записей, разделённых запятыми:
Пример кода на Java. Источник: raygun.com
В Java код комплексный, со множеством слов и знаков: на английском такой синтаксис называют словом verbose, то есть «говорливый», многословный код. Он может быть сложноват для новичков, хотя многие разработчики чувствуют себя комфортнее со строгим синтаксисом.
На Java пишут мобильные приложения для Android и игры для ПК, пример — знаменитая Minecraft.
У этого языка много библиотек и фреймворков (например, Spring, PrimeFaces и Dropwizard). Для работы с вебом есть сервер приложений Apache Tomcat, который предоставляет среду для выполнения Java-кода.
C 2019 года коммерческое использование Java SE стало платным. Но деньги берут только за сборки Oracle JDK. Сборки OpenJDK остаются бесплатными.
Java-разработчики общаются в русскоязычных чатах Java & Co, learn.java и pro.jvm.
Python — язык для машинного обучения
Python создал голландский программист Гвидо ван Россум, за основу он взял наработки из ABC. В результате получился язык с читаемым кодом и широкими возможностями.
У него простой и понятный синтаксис, и новички часто выбирают его в качестве своего первого языка программирования. Пример ниже выполняет ту же задачу, что и код из раздела про Java — разбивает крупный текстовый файл на элементы:
Пример кода на Python. Источник: raygun.com
У синтаксиса в Python простая, ясная структура, он хорошо читается, и его можно даже назвать интуитивным.
Python используют в веб-разработке, в машинном обучении, анализе больших данных и научных исследованиях, на нём пишут компьютерные игры, приложения для Windows, Linux, macOS, Android и других операционных систем. У языка много фреймворков, известнее всех — Django.
На Python и Django написана серверная часть Instagram и основной код YouTube и Reddit. В своих научных вычислениях язык используют NASA и Fermilab.
У Python есть русскоязычные чаты с парой десятков тысяч участников: Python beginners, rupython, pro.python и Python.
Go — язык «сусликов»
Go (Golang) — язык, который разработали в Google. Он подходит для бэкенда веб-приложений и других проектов — например, на нём написаны Docker, InfluxDB и Kubernetes.
В Go программа может выполнять несколько строк одновременно — это называется «горутиной». Чтобы превратить функцию в горутину, нужно добавить перед ней go.
Пример кода на Go. Источник: Skillbox Media
В языке Go авторы попытались объединить лёгкость разработки на Python и скорость исполнения программ на C и C++.
Go — кроссплатформенный язык, на нём пишут программы под Windows, macOS, Linux и другие ОС. Это опенсорсный проект, поэтому исходный код и компилятор доступны бесплатно. У языка есть фреймворки, самые популярные из них — Gin, Beego и Echo.
Из-за лаконичного синтаксиса Go проще освоить, поэтому его рекомендуют студентам и школьникам. Go-разработчики называют себя гоферами (от англ. gopher — суслик), поэтому суслик — талисман языка.
Go — надёжный и быстрый, и поэтому он становится всё популярнее. Сервисы на этом языке уже пишут Dropbox, Yahoo! и eBay.
Пообщаться с Go-разработчиками и получить помощь можно в русскоязычных чатах Go-go! и GOLANG, англоязычном Go Forum, в группе golang-nuts и в сообществе Gophers в Slack.
C# — язык от Microsoft
Microsoft создала C# как язык для разработки под Windows. У него много общего с Java и С. На С# пишут сайты, игры, мобильные и веб-приложения. Например, на нём написан движок Unity. Язык используют Google, Siemens, Deutsche Bank и другие компании.
Пример кода на C#, который рассчитывает факториал числа:
Пример кода на C#. Источник: Skillbox Media
В C# используется императивная (англ. imperative — приказ, повелительное наклонение) парадигма. В ней программист пишет инструкции для компьютера, то есть отдаёт ему приказы. Чтобы делать это было удобнее, используются объекты — это называется объектно-ориентированным программированием.
Пообщаться с другими C#-разработчиками можно в русскоязычном чате DotNetRuChat, в «Библиотеке шарписта» и чате по С#.
Ruby — язык для человека, а не для компьютера
Автор Ruby, японский программист Юкихиро Мацумото, стремился создать язык для человека, а не для компьютера. Он сделал так, чтобы даже новичкам было просто писать и читать код на Ruby. Язык полностью основан на объектно-ориентированном программировании.
Ruby лаконичный и гибкий. Например, если вместо оператора + вы хотите пользоваться словом plus, можно добавить новый метод в класс Numeric:
В этом языке несложно переназначить даже существующие операторы, чтобы + или – выполняли другие задачи.
Ruby стал популярным благодаря фреймворку Ruby on Rails, на котором пишут фронтенд и бэкенд для веб-приложений. На Ruby написан бэкенд Twitter, GitHub и других ресурсов.
Вывод: какие языки должен знать
веб-разработчик
Чтобы верстать UI, фронтенд-разработчики обязательно изучают HTML, CSS и JavaScript. Бэкенд-специалисту нужно добавить к этому один или несколько других языков программирования — например, PHP, Java, Python, Go, C# или Ruby.
Самые популярные языки программирования бэкенда: для чего они подходят лучше всего и какие компании их используют
Что такое бэкенд, на Хабре рассказывать не нужно, поэтому сразу переходим к сути статьи. В ней рассказывается о наиболее подходящих для бэкенда языках программирования. Кроме того, автор рассказывает о задачах, для решения которых эти языки идеально подходят и компаниях, которые используют их у себя.
Сложно сосчитать количество статей на Хабре, которые имеют отношение к этому языку. Это один из самых популярных языков программирования, который используется более 20 лет.
Универсальным он является благодаря виртуальной машине Java (Java Virtual Machine, JVM). Она позволяет коду на Java одинаково работать на всех совместимых платформах. JVM — своеобразная прослойка, в которой Java-программа преобразуется в код, который может выполняться на любой машине.
Несмотря на то, что Java чрезвычайно популярна среди разработчиков ПО, она сложнее для новичка, чем, скажем, Python. Тем не менее, у Java огромное сообщество, которое даст ответ практически на любой вопрос новичка или профессионала.
Что вы можете делать на Java
На PHP работает около 78.2% всех веб-сайтов. Язык впервые был представлен в 1995 году, когда для создания динамических сайтов существовало не так много возможностей.
Поскольку это динамически типизированный язык, для одной проблемы можно найти сразу несколько решений. Правда, это одновременно означает и то, что один и тот же участок когда может вести себя по-разному в зависимости от конкретной ситуации, что делает программы на PHP сложно масштабируемыми и в некоторых случаях медленными.
79.1% сайтов, о бэкенде которых известно, используют PHP
Компании, которые используют PHP
А сколько получает PHP-разработчик?
.NET (C#, VB)
Основа языка — архитектурный шаблон MVC (Model-View-Controller). В этой схеме контроллер принимает запросы пользователя и взаимодействует с моделью для обработки данных. Потом результат уже передается в представление, отображаясь в виде интерфейса веб-страницы.
C# — высокоуровневый язык программирования, на котором можно писать софт, независимый от архитектуры процессора конкретного компьютера.
C# популярен среди разработчиков благодаря некоторым преимуществам С++. При этом на нем проще писать код, избегая ошибок, которые характерны для того же С++.
Это язык программирования, который использует графический пользовательский интерфейс для работы с кодом. Это простой язык для начинающих благодаря несложному синтаксису. В целом, чаще всего он используется для прототипирования.
Недостаток VB — большой объем памяти, который необходим для установки и запуска инструментов разработки.
Ruby on Rails — веб-фреймворк на языке программирования Ruby. У него есть целый набор готовых инструментов, которые дают возможность быстро выполнять базовые задачи.
Это лаконичный язык, который не требует много года для бэкенда. Так что разработчики могут быстро создавать и запускать приложения. Также он идеален для прототипирования — примерно так же, как и Python. В начале 2000-х популярность Ruby выросла, но затем снизилась.
Достоинство Ruby в том, что это открытый язык, так что он может быть модифицирован и дополнен.
Python
За последние несколько лет он стал чрезвычайно популярным языком программирования. Язык универсален и используется как для веб-разработки, так и для создания настольных приложений. В интернете есть огромное количество различной информации об этом язык, так что он неплохо подходит для начинающих.
Более того, синтаксис языка простой и понятный, по сравнению с другими бэкенд-языками. Те, кто программирует на Питоне, говорит о коде, как об «элегантном», «читаемом» и «красивом».
Что можно делать на Python
JavaScript
Этот язык можно использовать как для фронтенда, так и для бэкенда. Это отличный язык для новичков. В нем относительно простые настройки, а код можно писать прямо в браузере.
Правда, именно из-за гибкости языка скрипты, написанные на нем, порой работают очень медленно. Кроме того, их сложно как поддерживать, так и масштабировать, как и в случае с другими динамически типизированными языками.
При этом сообщество у языка просто огромное, в Сети большое количество материалов для изучения.
Что можно делать на JavaScript
Языки, на которых пишут разработчики, принявшие участие в опросе Stack Overflow
Комментарий эксперта
Даниил Пилипенко, директор центра подбора IT-специалистов SymbioWay и евангелист бэкенд-направления онлайн-университета Skillbox, дополнил перевод экспертным мнением о востребованности самой специальности “бэкенд-разработчик”.
Спрос на разработчиков последние 20 лет продолжает постоянно расти: каждый год количество вакансий разработчиков увеличивается примерно на 15%. При этом количество самих программистов растет не более, чем на 5% ежегодно. Это приводит к постоянному росту дефицита и, соответственно, зарплат этих специалистов.
Найти хороших и сильных разработчиков становится всё сложнее. Если вы решили создать какой-то проект, лучше выбирать наиболее популярные в настоящее время технологии и языки программирования.
Часто встречаю проекты, на которых в качестве основных технологий выбирают что-нибудь очень редкое вроде Go, Erlang или Flutter, и потом месяцами не могут найти разработчиков.
Как уже было сказано в статье, самые распространённые сейчас языки для backend-разработки — это Java (для крупных решений), PHP (для веб-сайтов) и Python (для небольших веб-решений и научных задач). В случае выбора этих технологий вы сможете относительно быстро находить сильных специалистов, расширять команду и заменять тех, кто выгорел или ушёл. Благодаря этому ваш проект сможет не только появиться на свет, но и вырасти.
Делаем современное веб-приложение с нуля
Итак, вы решили сделать новый проект. И проект этот — веб-приложение. Сколько времени уйдёт на создание базового прототипа? Насколько это сложно? Что должен уже со старта уметь современный веб-сайт?
В этой статье мы попробуем набросать boilerplate простейшего веб-приложения со следующей архитектурой:
Введение
Перед разработкой, конечно, сперва нужно определиться, что мы разрабатываем! В качестве модельного приложения для этой статьи я решил сделать примитивный wiki-движок. У нас будут карточки, оформленные в Markdown; их можно будет смотреть и (когда-нибудь в будущем) предлагать правки. Всё это мы оформим в виде одностраничного приложения с server-side rendering (что совершенно необходимо для индексации наших будущих терабайт контента).
Давайте чуть подробнее пройдёмся по компонентам, которые нам для этого понадобятся:
Инфраструктура: git
Наверное, про это можно было и не говорить, но, конечно, мы будем вести разработку в git-репозитории.
Итоговый проект можно посмотреть на Github. Каждой секции статьи соответствует один коммит (я немало ребейзил, чтобы добиться этого!).
Инфраструктура: docker-compose
Начнём с настройки окружения. При том изобилии компонент, которое у нас имеется, весьма логичным решением для разработки будет использование docker-compose.
Добавим в репозиторий файл docker-compose.yml следующего содержания:
Давайте разберём вкратце, что тут происходит.
Не менее важный docker/backend/.dockerignore :
Воркер в целом аналогичен бэкенду, только вместо gunicorn у нас обычный запуск питонячьего модуля:
Наконец, фронтенд. Про него на Хабре есть целая отдельная статья, но, судя по развернутой дискуссии на StackOverflow и комментариям в духе «Ребят, уже 2018, нормального решения всё ещё нет?» там всё не так просто. Я остановился на таком варианте докерфайла.
Итак, наш каркас из контейнеров готов и можно наполнять его содержимым!
Бэкенд: каркас на Flask
Теперь наш бэкенд мы можем официально ПОДНЯТЬ!
Фронтенд: каркас на Express
В дальнейшем нам вообще не потребуется Node.js на машине разработчика (хотя мы могли и сейчас извернуться и запустить npm init через Docker, ну да ладно).
В Dockerfile мы упомянули npm run build и npm run start — нужно добавить в package.json соответствующие команды:
Команда build пока ничего не делает, но она нам ещё пригодится.
Добавим в зависимости Express и создадим в index.js простое приложение:
Теперь docker-compose up frontend поднимает наш фронтенд! Более того, на http://localhost:40002 уже должно красоваться классическое “Hello, world”.
Фронтенд: сборка с webpack и React-приложение
Пришло время изобразить в нашем приложении нечто больше, чем plain text. В этой секции мы добавим простейший React-компонент App и настроим сборку.
При программировании на React очень удобно использовать JSX — диалект JavaScript, расширенный синтаксическими конструкциями вида
Однако, JavaScript-движки не понимают его, поэтому обычно во фронтенд добавляется этап сборки. Специальные компиляторы JavaScript (ага-ага) превращают синтаксический сахар в уродливый классический JavaScript, обрабатывают импорты, минифицируют и так далее.
2014 год. apt-cache search java
Итак, простейший React-компонент выглядит очень просто.
Он просто выведет на экран наше приветствие более убедительным кеглем.
Добавим и клиентскую точку входа:
Для сборки всей этой красоты нам потребуются:
webpack — модный молодёжный сборщик для JS (хотя я уже три часа не читал статей по фронтенду, так что насчёт моды не уверен);
babel — компилятор для всевозможных примочек вроде JSX, а заодно поставщик полифиллов на все случаи IE.
Если предыдущая итерация фронтенда у вас всё ещё запущена, вам достаточно сделать
для установки новых зависимостей. Теперь настроим webpack:
Чтобы заработал babel, нужно сконфигурировать frontend/.babelrc :
Наконец, сделаем осмысленной нашу команду npm run build :
Бэкенд: данные в MongoDB
Прежде, чем двигаться дальше и вдыхать в наше приложение жизнь, надо сперва её вдохнуть в бэкенд. Кажется, мы собирались хранить размеченные в Markdown карточки — пора это сделать.
В то время, как существуют ORM для MongoDB на питоне, я считаю использование ORM практикой порочной и оставляю изучение соответствующих решений на ваше усмотрение. Вместо этого сделаем простенький класс для карточки и сопутствующий DAO:
(Если вы до сих пор не используете аннотации типов в Python, обязательно гляньте эти статьи!)
Теперь надо создать MongoCardDAO и дать Flask-приложению к нему доступ. Хотя сейчас у нас очень простая иерархия объектов (настройки → клиент pymongo → база данных pymongo → MongoCardDAO ), давайте сразу создадим централизованный царь-компонент, делающий dependency injection (он пригодится нам снова, когда мы будем делать воркер и tools).
Время добавить новый роут в Flask-приложение и наслаждаться видом!
Упс… ох, точно. Нам же нужно добавить контент! Заведём папку tools и сложим в неё скриптик, добавляющий одну тестовую карточку:
Успех! Теперь время поддержать это на фронтенде.
Фронтенд: Redux
Начнём с добавления Redux. Redux — JavaScript-библиотека для хранения состояния. Идея в том, чтобы вместо тысячи неявных состояний, изменяемых вашими компонентами при пользовательских действиях и других интересных событиях, иметь одно централизованное состояние, а любое изменение его производить через централизованный механизм действий. Так, если раньше для навигации мы сперва включали гифку загрузки, потом делали запрос через AJAX и, наконец, в success-коллбеке прописывали обновление нужных частей страницы, то в Redux-парадигме нам предлагается отправить действие “изменить контент на гифку с анимацией”, которое изменит глобальное состояние так, что одна из ваших компонент выкинет прежний контент и поставит анимацию, потом сделать запрос, а в его success-коллбеке отправить ещё одно действие, “изменить контент на подгруженный”. В общем, сейчас мы это сами увидим.
Начнём с установки новых зависимостей в наш контейнер.
Первое — собственно, Redux, второе — специальная библиотека для скрещивания React и Redux (written by mating experts), третье — очень нужная штука, необходимость который неплохо обоснована в её же README, и, наконец, четвёртое — библиотечка, необходимая для работы Redux DevTools Extension.
Начнём с бойлерплейтного Redux-кода: создания редьюсера, который ничего не делает, и инициализации состояния.
Наш клиент немного видоизменяется, морально готовясь к работе с Redux:
Фронтенд: страница карточки
Прежде, чем сделать страницы с SSR, надо сделать страницы без SSR! Давайте наконец воспользуемся нашим гениальным API для доступа к карточкам и сверстаем страницу карточки на фронтенде.
Время воспользоваться интеллектом и задизайнить структуру нашего состояния. Материалов на эту тему довольно много, так что предлагаю интеллектом не злоупотреблять и остановится на простом. Например, таком:
Заведём компонент «карточка», принимающий в качестве props содержимое cardData (оно же — фактически содержимое нашей карточки в mongo):
Теперь заведём компонент для всей страницы с карточкой. Он будет ответственен за то, чтобы достать нужные данные из API и передать их в Card. А фетчинг данных мы сделаем React-Redux way.
Для начала создадим файлик frontend/src/redux/actions.js и создадим действие, которые достаёт из API содержимое карточки, если ещё не:
Ох, у нас появилось действие, которое ЧТО-ТО ДЕЛАЕТ! Это надо поддержать в редьюсере:
(Обратите внимание на сверхмодный синтаксис для клонирования объекта с изменением отдельных полей.)
Теперь, когда вся логика унесена в Redux actions, сама компонента CardPage будет выглядеть сравнительно просто:
Добавим простенькую обработку page.type в наш корневой компонент App:
И теперь остался последний момент — надо как-то инициализировать page.type и page.cardSlug в зависимости от URL страницы.
Но в этой статье ещё много разделов, мы же не можем сделать качественное решение прямо сейчас. Давайте пока что сделаем это как-нибудь глупо. Вот прям совсем глупо. Например, регуляркой при инициализации приложения!
Так, секундочку… а где же наш контент? Ох, да мы ведь забыли распарсить Markdown!
Воркер: RQ
Парсинг Markdown и генерация HTML для карточки потенциально неограниченного размера — типичная «тяжёлая» задача, которую вместо того, чтобы решать прямо на бэкенде при сохранении изменений, обычно ставят в очередь и исполняют на отдельных машинах — воркерах.
Есть много опенсорсных реализаций очередей задач; мы возьмём Redis и простенькую библиотечку RQ (Redis Queue), которая передаёт параметры задач в формате pickle и сама организует нам спаунинг процессов для их обработки.
Время добавить редис в зависимости, настройки и вайринг!
Немного бойлерплейтного кода для воркера.
Для самого парсинга подключим библиотечку mistune и напишем простенькую функцию:
Мы объявили свой класс джобы, прокидывающий вайринг в качестве дополнительного kwargs-аргумента во все таски. (Обратите внимание, что он создаёт каждый раз НОВЫЙ вайринг, потому что некоторые клиенты нельзя создавать перед форком, который происходит внутри RQ перед началом обработки задачи.) Чтобы все наши таски не стали зависеть от вайринга — то есть от ВСЕХ наших объектов, — давайте сделаем декоратор, который будет доставать из вайринга только нужное:
Добавляем декоратор к нашей таске и радуемся жизни:
Радуемся жизни? Тьфу, я хотел сказать, запускаем воркер:
Ииии… он ничего не делает! Конечно, ведь мы не ставили ни одной таски!
Давайте перепишем нашу тулзу, которая создаёт тестовую карточку, чтобы она: а) не падала, если карточка уже создана (как в нашем случае); б) ставила таску на парсинг маркдауна.
Пересобрав контейнер с бэкендом, мы наконец можем увидеть контент нашей карточки в браузере:
Фронтенд: навигация
Прежде, чем мы перейдём к SSR, нам нужно сделать всю нашу возню с React хоть сколько-то осмысленной и сделать наше single page application действительно single page. Давайте обновим нашу тулзу, чтобы создавалось две (НЕ ОДНА, А ДВЕ! МАМА, Я ТЕПЕРЬ БИГ ДАТА ДЕВЕЛОПЕР!) карточки, ссылающиеся друг на друга, и потом займёмся навигацией между ними.
Теперь мы можем ходить по ссылкам и созерцать, как каждый раз наше чудесное приложение перезагружается. Хватит это терпеть!
Сперва навесим свой обработчик на клики по ссылкам. Поскольку HTML со ссылками у нас приходит с бэкенда, а приложение у нас на React, потребуется небольшой React-специфический фокус.
Добавляем глупенький редьюсер под это дело:
Внимательный читатель обратит внимание, что URL страницы не будет изменяться при навигации между карточками — даже на скриншоте мы видим Hello, world-карточку по адресу demo-карточки. Соответственно, навигация вперёд-назад тоже отвалилась. Давайте сразу добавим немного чёрной магии с history, чтобы починить это!
Теперь при переходах по ссылкам URL в адресной строке браузера будет реально меняться. Однако, кнопка «Назад» сломается!
А вот как — действие navigate:
Вот теперь история заработает.
Фронтенд: server-side rendering
Пришло время для нашей главной (на мой взгляд) фишечки — SEO-дружелюбия. Чтобы поисковики могли индексировать наш контент, полностью создаваемый динамически в React-компонентах, нам нужно уметь выдавать им результат рендеринга React, и ещё и научиться потом делать этот результат снова интерактивным.