на чем играют ирландцы инструмент
Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры
Ирландская народная музыка – это тот пример, когда традиция становится популярной, ведь на данное время, как в самой Ирландии, так и за ее пределами, в том числе в странах СНГ, многие исполнители с большим удовольствием играют ирландский фолк или «кельт скую» музыку.
Конечно, стоит заметить, что большинство коллективов играют не совсем аутентичную для Изумрудного острова музыку, по большей части все композиции играются в современном стиле, просто с включением народных инструментов Ирландии. Давайте рассмотрим ирландскую музыку, но начнем с инструментов.
Национальные музыкальные инструменты Ирландии
Как появилась флейта тинвистл?
Тинвистл – вид флейты, который обязан своим появлением простому чернорабочему Роберту Кларку (молодой инструмент, но успевший нахвататься популярности). Он смекнул, что флейты из дерева сильно дороги и стал делать инструменты из жести, покрытой оловом. Успех флейт Роберта (названных тинвистлами) был столь ошеломительным, что Роберт заработал на этом целое состояние, а его изобретение впоследствии получило статус национального инструмента.
Фиддл – ирландская скрипка
Есть любопытная истории о том, как в Ирландии появился фиддл – местный аналог скрипки. Однажды к берегам Ирландии приплыл корабль, и он был гружен дешёвыми скрипками, а ирландский народ очень заинтересовался недорогими музыкальными инструментами.
Ирландцы до конца не разобрались в технике игры на скрипке: держали не так, нужно, а вместо того, чтобы канифолить смычок – канифоли струны. Поскольку выход из народа играть учились самостоятельно, то в результате сложилась своя национальная манера игры, своя орнаментация в музыке.
Знаменитая ирландская арфа
Ирландская волынка – старая знакомая?
Ирландских волынщиков иногда величают «королями народной музыки», и ирландская волынка заметно отличается от волынок Западной Европы: воздух в трубки нагнетается не силой легких музыканта, а с помощью специальных мехов, как на гармошке.
Жанры национальной музыки Ирландии
Ирландская народная музыка славится как изумительными песнями, то есть вокальными жанрами, так и зажигательными танцами.
Танцевальные жанры ирландской музыки
Наиболее известный танцевальный жанр – это джига (иногда говорят – жига, без начального «д»). В старину таким словом вообще называли всего лишь скрипку, на которой какой-нибудь деревенский музыкант играл для танцующей молодёжи. Видимо с той поры слово джига (или более обывательское – жига) привязалось к танцу, став одновременно и его названием.
Жига не всегда была одинаковой – сначала это был танец парный (танцевали девушки и юноши), затем он приобрёл юмористические черты и перекочевал из молодёжной среды к матросам. Танец стал сугубо мужским, быстрым и ловким, иногда не лишённым грубости (когда написались и шутили черезчур “шутливо”, грубовато).
Другой популярный танцевально-музыкальный жанр – это рил, который тоже играют в быстром темпе.
Главное средство выразительности, различающее музыку джиги и музыку рила – это ритм, вокруг которого обвивается мелодия. Жига в этом отношении чем-то сродни итальянской тарантелле (из-за своих чётких триольных фигур на 6/8 или 9/8), а вот ритм рила – более ровный, почти лишённый остроты, идёт этот танец в двудольном или четырёхдольном размере.
Кстати, если жига – танец, который возник и сформировался в народной среде за довольно продолжительное время (время появления неизвестно), то рил, напротив, является искусственным, изобретенным танцем (его придумали примерно в конце XVIII века, потом он стал модным, ну а потом уж ирландцы не могли представить своей жизни без рила).
В чём-то близкой рилу является полька – чешский танец, который завезли на кельтские земли солдаты и учителя танцев. В этом жанре двухдольный размер, как в риле и тоже важен ритм, как основа. Но если в риле важна ровность и непрерывность движения, то в польке, и вы это прекрасно знаете, в польке у нас всегда чёткость и разделённость (притопы).
Вокальные жанры ирландской народной музыки
Самым любимым вокальным жанром ирландцев является баллада. Этот жанр является также и поэтическим, потому что в своей основе содержит историю (эпос) о жизни или о героях, или, наконец, сказку, рассказываемую в стихах. Обычно такие рассказы-песни исполнялись под аккомпанемент арфы. Правда ведь, это всё напоминает русские былины с их гусельными переборами?
Одним из древних вокальных жанров в Ирландии был шан-нос – очень сильно орнаментированное импровизационное пение (то есть пение с большим количеством распевов), где было несколько партий голосов, из которых сплеталась общая композиция
Вистл – народная флейта Ирландии
Многие народные инструменты имеют интересную историю, и в дальнейшем становятся очень популярны среди музыкантов по всему миру. Кажущийся простым, почти игрушечный, музыкальный инструмент вистл представляет собой гораздо больше, чем можно себе представить. Еще бы – эта небольшая дудочка теперь звучит не только в народных ансамблях, но и в поп, рок и фолк музыке. Давайте изучим флейту вистл подробнее.
История вистла
Если говорить об истории вистла, то нельзя не упомянуть о том, что этот инструмент имеет много общего с примитивными флейтами, которые были распространены по всему земному шару и изготавливались из дерева, тростника и даже из костей животных.
Интересно то, что флейта, похоже, одновременно появилась у большинства более-менее развитых народов по всему миру, и присутствует в списке их народных инструментов. Исключением не стала Ирландия, где издревле использовались флейты и другие духовые в народной музыке.
История незамысловатой флейты перешла на новый виток в IX веке, когда английский фермер Роберт Кларк, живущий в Манчестере, решил применить для изготовления дудочек луженую жесть. До этого флейты изготавливали из дерева, что было дорого и требовало мастерства. Изобретенная жестяная флейта с пробкой-свистком на конце получилась столь удачной, что Кларк решил открыть свое дело. Он путешествовал по городам, и демонстрировал на местных ярмарках свои жестяные флейты, которые стоили всего один пенни.
Такой дешевый, простой инструмент с весьма ярким звучанием не мог не привлечь к себе внимание, и вскоре стал известен широкому кругу людей, которые окрестили новую флейту «penny-whistle», что в переводе с английского означает «вистл за пенни».
Иногда клиентами Роберта Кларка становились не только местные жители английских городов, но и ирландские моряки. Звучание вистла очень понравилось ирландцам, ведь оно идеально подходило для исполнения их народной музыки.
Ирландские моряки привезли этот жестяной и неприхотливый инструмент к себе на родину, где он обрел огромную популярность, и постепенно стал восприниматься как истинно ирландский. А компания Robert Clarke существует и сегодня, являясь образцом качественных вистлов.
Тин вистл
Лоу-вистл
Вистл, как и многие классические дудочки и флейты, звучит в верхних регистрах. Однако, с возвращением популярности к этнической музыки, в 1960е годы мастером музыкальных инструментов Бернардом Овертоном, по заказу ирландского мультиинструменталиста Финбара Фурея, был воссоздан так называемый лоу-вистл – басовая, увеличенная версия стандартного инструмента.
Бернард использовал для примера находку из IX века – вистл увеличенных размеров, издававший более низкое звучание. С тех пор лоу-вистлы используются некоторыми этническими и фолк музыкантами, такими как Дэвид Спиллан и танцевальным шоу Ривердэнс.
Аппликатура вистла
Несмотря на то, что вистл задумывался как простая флейта для широкого круга потребителей, он имеет достаточно разнообразный звукоряд. Тин-вистл может быть изготовлен в разных строях, однако чаще всего его настраивают в строе D, то есть Ре второй октавы. Вистл имеет диатонический строй, покрывающий две октавы, и это довольно много.
Однако если использовать более изощренную аппликатуру, то можно добиться звучания почти всего хроматического ряда нот. Именно поэтому вистл считается виртуозным инструментом, который в умелых руках опытного музыканта раскрывается новыми красками.
В обычном режиме, для извлечения нот одной за другой от самой низкой к самой высокой, музыкант поочередно открывает отверстия вистла, начиная с нижнего. Закрыв все отверстия пальцами, музыкант получает самую низкую ноту инструмента – тонику мажорного лада. Поочередно открывая отверстия одно за другим можно воспроизвести все ноты лада по порядку – одно открытое отверстие дает возможность воспроизвести вторую ноту рада, два открытых отверстия вторую ноту, и так далее.
Как и другие деревянные духовые, вистл имеет возможность воспроизводить более высокие ноты при помощи передувки, то есть более сильного вдувания воздуха в инструмент. Дополнительные ноты извлекаются при помощи частичного закрытия отверстий и продвинутой аппликатуры.
Чем ирландская флейта отличатся от вистла
Не смотря на то, что ирландский вистл является национальным музыкальным инструментом, не стоит его путать с ирландской флейтой – это разные инструменты. Ирландская поперечная флейта с шестью отверстиями сегодня используется классическими музыкантами для исполнения кельтской и шотландской музыки. Она была восстановлена по образцам флейты 18 века.
Вистл сегодня
В настоящее время вистл производится многими компаниями и существует в разных ценовых категориях. Одними из лучших инструментов считаются вистлы Роберта Кларка, которые производятся до сих пор, и, несмотря на свою выдающуюся историю, имеют весьма демократичные цены.
Тин-вистлы используют исполнители народной ирландской музыки, а также поп, фолк и рок исполнители, среди которых такие известные представители современности как Sigur Rós, The Tossers, The Cranberries, Carbon Leaf и Steve Buckley.
Вистл
Немало народных инструментов сегодня востребовано, среди них тин вистл – небольшая металлическая дудка с интересной историей происхождения. С виду простой и непримечательный музыкальный инструмент распространился по всему миру, используется фолк, рок и поп-исполнителями.
Что такое вистл
Tin Whistle – английский термин, переводящийся как жестяной свисток. Такое название получила флейта продольного типа с 6 отверстиями на лицевой поверхности. Свистковый инструмент используют преимущественно исполнители ирландской, британской, шотландской фолк-музыки.
Тин вистл
История вистла
Его прародители – древние, примитивно сконструированные, деревянные, костяные, тростниковые флейты, имевшие распространение на всех континентах. Ирландцы, считающие вистл национальным инструментом, издавна используют флейты для исполнения фольклорной музыки.
В 19 веке фермер Роберт Кларк, живший в Манчестере и любивший играть на дудке, решил использовать для ее создания не дорогое дерево, а более дешевый и простой в обработке материал – белую жесть. Получившаяся свистковая флейта превзошла все ожидания, фермер решил стать бизнесменом. Он принялся разъезжать по английским городам, продавая свой музыкальный товар всего за пенни. Люди прозвали инструмент «penny whistle», то есть «вистл за пенни».
Вистл Кларка пришелся по душе ирландским морякам, идеально подходил для исполнения фольклорной музыки. В Ирландии жестяную дудку полюбили так, что назвали национальным инструментом.
Разновидности
Выпускают вистл 2 типов:
Из-за примитивности конструкции возможна игра в единственном строе. Современные производители создают инструмент для извлечения музыки разной тональности. Наиболее применима D («ре» второй октавы). В этой тональности звучат многие фольклорные композиции ирландцев.
Лоу вистл
Нельзя путать вистл с ирландской флейтой – инструментом поперечного типа, созданным на основе экземпляров 18-19 века. Ее особенности – деревянная основа, больший амбушюр и диаметр 6-ти отверстий. Благодаря этому извлекается более зычный, громкий, живой звук, идеальный для исполнения фолк-музыки.
Применение
Диапазон жестяной флейты – 2 октавы. Инструмент диатонический, применяемый для создания примитивной фольклорной музыки, не осложненной бемолями и диезами. Однако можно применять способ полузакрытия отверстий, делающий возможным извлечение нот полного хроматического ряда, то есть исполнять максимально сложную мелодию, насколько позволяет диапазон.
Наиболее часто вистл звучит в оркестрах, играющих ирландскую, английскую, шотландскую народную музыку. Основные пользователи – поп, фолк, рок-музыканты. Лоу вистл менее распространен, его используют преимущественно как аккомпанемент, когда звучит тин вистл.
Известные музыканты, игравшие на металлической флейте:
Как играть на вистле
В извлечении мелодии участвуют 6 пальцев – правые и левые указательный, средний, безымянный. Левые пальцы должны находиться ближе к отверстию для вдувания воздуха.
Дуть нужно плавно, без усилия, иначе получится высокая, режущая слух нота. Если дунуть, закрыв пальцами все отверстия, выйдет «ре» второй октавы. Подняв правый безымянный палец, закрывающий крайнее удаленное от губ отверстие, музыкант получает ноту «ми». Освободив все отверстия, получает C# («до» диез).
Схема, показывающая, какие отверстия нужно закрывать для получения определенной мелодии, называется аппликатурой. Под нотами на аппликатуре может значиться «+». Значок указывает, что необходимо дуть сильнее для получения той же ноты, но октавой выше, закрыв пальцами те же отверстия.
При игре важна артикуляция. Чтобы ноты звучали четко и сильно, не размывались, следует в процессе игры поставить язык и губы, словно собираясь сказать «ту».
Вистл – оптимальный инструмент для новичка в музыке. Для обретения навыка игры на нем не нужно быть музыкально грамотным. Достаточно недели тренировок, чтобы научиться исполнению несложной мелодии.
Ирландская флейта
Ирландская флейта – редкий музыкальный инструмент. Является разновидностью поперечной флейты.
Устройство
Существует большое количество вариантов инструмента – с клапанами (не более 10) или без. В обоих случаях во время игры основные шесть отверстий закрываются пальцами музыканта без использования клапанов. Геометрия канала чаще всего коническая.
Ранее ирландская флейта изготавливалась из дерева. Для современных моделей используется эбонит или другие материалы схожей плотности.
Звучание
Тембр отличается от привычных современных инструментов Бёма – он бархатистый, насыщенный, закрытый. Звучание отличное от привычного уху обыкновенного слушателя.
Диапазон звучания составляет 2-2,5 октавы, тональность – D(ре).
История
В Ирландии поперечная флейта использовалась до 19 века. Фрагменты найдены при раскопках в Дублине, датируются 13 веком. Однако традиция играть появилась в начале 18 века, инструмент появился в домах состоятельных ирландцев.
С приходом эры флейт Бёма ирландская разновидность практически вышла из употребления. Классические музыканты, артисты сдавали устаревшие изделия в комиссионные магазины, откуда их забирали ирландцы. Национальный инструмент привлекал своей простотой, звучанием. С его помощью передавались народные мотивы в музыке, но англичанам, господствовавшим на острове в то время, он был не интересен.
Мэтт Моллой
Сейчас известно о двух разновидностей поперечных инструментов, названых по именам создателей:
Использование
Сейчас инструмент начал завоевывать популярность. Связано это с «фолк-возрождением» – движением, направленным на развитие национальной музыки в европейских странах, затронувшим и Ирландию. На данный момент главную роль в популяризации играет Мэтт Моллой. Он обладает удивительным мастерством, записал большое количество сольных и совместных альбомов. Его успех повлиял на других музыкантов из Ирландии. Поэтому сейчас можно говорить о ренессансе флейты. Она вносит в звучание современной музыки необычные ноты, которые нравятся ценителям старины.
Вистл – основа ирландской народной музыки
Редко какая ирландская музыка обходится без вистла. Веселые джиги, быстрые польки, медленные душевные эйры – везде можно услышать голоса этих аутентичных инструментов. Вистл представляет собой продольную флейту со свистком и шестью отверстиями. Изготавливается, как правило, из металла, но часто можно встретить и варианты из дерева или пластика.
Они очень дешевы, а научиться азам игры гораздо проще, чем на блокфлейте. Возможно, именно это принесло инструменту такую популярность среди фолк-музыкантов по всему миру. А может, виной стал тому яркий, немного с хрипотцой, звук, который навевает мысли о зеленых холмах Ирландии и хмельных средневековых ярмарках.
История вистла
Разные варианты духовых инструментов можно найти в любой стране мира. Не стала исключением и территория современной Великобритании. Упоминания о первых вистлах датируются 11-12 веками. Дудочки легко сделать из подручных материалов, поэтому они особо ценились среди простого люда.
К XIX веку сформировался определенный стандарт – продольная форма и 6 отверстий для игры. В это же время жил Роберт Кларк – англичанин, который внес наибольший вклад в развитие этого инструмента. Хорошие флейты вырезали из дерева или кости – довольно трудоемкий процесс. Роберта посетила идея сделать вистл из металла, а именно из белой жести.
Так появился современный тин-вистл (в переводе с англ. tin – жестяной). Кларк собирал дудки прямо на улицах, а затем продавал их по очень доступной цене. Дешевизна и колоритное хрипловатое звучание покорили людей. Больше всего их полюбили ирландцы. Жестяная флейта быстро прижилась в стране и стала одним из самых узнаваемых народных инструментов.
Разновидности вистлов
Сегодня существует 2 вида вистлов. Первый – это классический tin whistle, придуманный Робертом Кларком. Второй – low whistle – появился только в 1970-х годах. Он примерно в 2 раза больше своего меньшего брата и звучит на октаву ниже. Звук же получается более глубокий и мягкий. Особого распространения не получил, и чаще всего применяется для аккомпанирования тин-вистла.
Ввиду примитивной конструкции, играть эти флейты могут лишь в одном строе. Производители выпускают разные варианты вистлов для игры в различных тональностях. Самая распространенная – Ре второй октавы (D). Именно такую тональность имеет подавляющее большинство композиций ирландской фолк-музыки. Первый инструмент каждого вистлера должен быть именно в Ре.
Основы игры на вистле – как научиться играть?
Если вы знакомы с блокфлейтой, понять суть тинвистла – дело десяти минут. Если нет – ничего страшного. Это очень простой в освоении инструмент. Немного усердия – и уже через пару дней вы будете уверенно наигрывать простые народные песенки.
Сначала нужно правильно взять флейту. Для игры вам потребуется 6 пальцев – указательный, средний и безымянный на каждой руке. Большими пальцами вы будете удерживать инструмент. Левую руку расположите ближе к свистку, а правую – к концу дудки.
Теперь попробуйте закрыть все отверстия. Прикладывать силу не нужно – просто положите подушку пальца на дырочку. Когда все будет готово – можно начинать играть. Нежно подуйте в свисток. Слишком сильный поток воздуха вызовет «передув» – очень высокую визжащую ноту. Если вы плотно закрыли все дырки и дуете с нормальной силой – получится уверенно звучащая нота Ре второй октавы (D).
Теперь отпустите безымянный палец правой руки (он закрывает самое дальнее от вас отверстие). Высота звучания изменится, и вы услышите ноту Ми (E). Если, к примеру, отпустить все пальцы – получится До диез (C#).
Список всех нот показан на картинке.
Как видно, в распоряжении вистлеров всего 2 октавы. Не очень много, но хватает, чтобы сыграть большинство композиций. Схематичное изображение дырочек, которые нужно закрыть, называется аппликатурой. В сети можно найти целые сборники мелодий именно в таком варианте. Чтобы научиться играть, можно даже не знать нотной грамоты. Идеальный инструмент для начинающих музыкантов!
Возможно, вы обратили внимание на плюсик в аппликатурах. Он означает, что дуть нужно сильнее, чем обычно. То есть, чтобы сыграть ноту на октаву выше, нужно зажать те же самые отверстия и просто усилить поток воздуха. Исключение составляет нота Ре. В ее случае лучше отпустить первую дырочку – звук получится чище.
Другая важная часть игры – артикуляция. Чтобы мелодия получалась яркой и не смазывалась – ноты нужно выделять. Попробуйте во время игры сделать языком движение, как будто вы хотите сказать слог «ту». Таким образом, вы выделите ноту, сделаете акцент на смене высоты звучания.
Когда вы сможете одновременно перебирать пальцами и «ту-кать», приступайте к изучению своей первой мелодии. Для начала выбирайте что-нибудь помедленнее, желательно, в пределах одной октавы. И уже через несколько дней тренировок вы будете в состоянии сыграть что-нибудь, вроде саундтрека к фильму «Храброе Сердце» или известной бретонской песенки «Ev Chistr ‘ta Laou!».
Автор текста – Молянов Павел.